ТМ Дивайн
Томас Мартин Дивайн | |
---|---|
Рожденный | Мазервелл , Шотландия | 30 июля 1945 г.
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Стратклайда |
Академическая работа | |
Дисциплина | История |
Учреждения | Университет Стратклайда Университет Абердина Эдинбургский университет |
Докторанты | Энн-Мари Килдей |
Сэр Томас Мартин Девайн OBE FRHistS FRSE FBA (родился 30 июля 1945 г.) — шотландский ученый и писатель, специализирующийся на истории Шотландии . Он был посвящен в рыцари и кавалер Ордена Британской империи за вклад в шотландскую историографию и известен своими обзорами современной шотландской истории. [1] Он является сторонником тотального исторического подхода к истории Шотландии. Он является почетным профессором Эдинбургского университета , а ранее был профессором Университета Стратклайда и Университета Абердина . [1]
Жизнь
Ранняя и личная жизнь
Томас Мартин Дивайн родился 30 июля 1945 года в Мазервелле, Шотландия . [2] [3] Его семья шотландско-ирландского происхождения с ирландскими католическими корнями. [4] Четверо его бабушек и дедушек мигрировали из Ирландии, находившейся под властью Великобритании, в 1890 году. [4] Его отец воспользовался сбережениями, которые они накопили от работы в сталелитейной и угольной промышленности, поступил в университет и стал пожизненным школьным учителем. [4] У самого Тома Дивайна пятеро детей. [4]
Он учился в средней школе Богоматери в Мазервелле, где, как он рассказал, бросил историю на втором курсе, потому что способ преподавания истории в то время был «бесконечно скучным», и вместо этого он выбрал географию. [5]
До того, как началась его академическая карьера, Дивайн несколько раз подрабатывал на каникулах: то могильщиком, то Батлинсом в синем мундире (конторская должность, в отличие от Батлина в красном мундире) . [6] ) в лагере отдыха в Файли и несертифицированный учитель французского языка в школах Ланаркшира. [7]
Академическая карьера
Дивайн окончил Университет Стратклайда в 1968 году с отличием первой степени по экономической и социальной истории. [2] [8] [3] В 1969 году, через несколько месяцев после начала докторской диссертации, Дивайн был принят на работу в Университет Стратклайда . [9] где он был назначен ассистентом преподавателя истории и в конечном итоге дослужился до заведующего историческим факультетом. [2] В 1981 году он и Т.С. Смаут были редакторами-основателями периодического журнала «Шотландская экономическая и социальная история» , который позже стал « Журналом шотландских исторических исследований» , Дивайн редактировал его до 1984 года. [10] [11]
Он был назначен профессором истории Шотландии в 1988 году, а позже стал деканом факультета искусств и социальных наук, а затем заместителем директора университета с 1994 по 1998 год. [12] В 1991 году Дивайн получил от университета степень DLitt (доктора литературы) в знак признания качества его опубликованных на тот момент исследований. [2]
В 1998 году он перешел в Абердинский университет и стал директором-основателем Научно-исследовательского института ирландских и шотландских исследований (RIISS), позже — Британского центра искусств и гуманитарных исследований (AHRC) в I&SS. [12] [4] Он также был назначен на финансируемую извне профессуру ирландских и шотландских исследований Глюксмана. [13]
С 2006 по 2011 год Дивайн был сэра Уильяма Фрейзера профессором шотландской истории и палеографии в Эдинбургском университете . [12] [4] впоследствии сохранив за собой звание почетного профессора. [4] [14] С 2008 года он также был первым директором Шотландского центра исследований диаспоры. [12] [4] (сейчас интегрирован в Эдинбургский центр глобальной истории). [ нужна ссылка ] Он ушел из Эдинбурга в 2011 году, но вернулся по приглашению ректора университета на следующий период в качестве старшего профессора-исследователя истории. [ нужна ссылка ] Празднование его выхода на пенсию было сосредоточено на обсуждении его карьеры с бывшим премьер-министром Гордоном Брауном в университетском Макьюэн-холле. Поздравления были получены от Премьер-министра Великобритании и Первого министра Шотландии. [ нужна ссылка ] В 2010 году Дивайн принял участие в ежегодном симпозиуме Королевского общества Эдинбурга, посвященном взаимосвязи между Шотландией и рабством, где он прочитал пленарную лекцию. [15]
В 2014 году Дивайн занял 16-е место в рейтинге «100 влиятельных людей Шотландии: 100 самых влиятельных людей Шотландии» по версии журнала The Herald , который назвал его «выдающимся историком страны». [16] назвало его седьмым самым влиятельным католиком в Великобритании, В 2015 году издание The Tablet в котором он был описан как «широко считающийся интеллектуальным тяжеловесом, стоящим за шотландским национализмом». [17]
Политика
Дивайн старался избегать политики в своих произведениях, заявив в интервью Scottish Review of Books в 2010 году , что он надеется, что люди не смогут отличить его политику от его произведений, в подтверждение чего он заметил, что блогосфера презирала его как шотландца. Националист в 1990-е годы, но десятилетие спустя он стал явным юнионистом. [3] Он отметил, что часто говорил людям, что «будущее — это не мой период», когда их спрашивали о текущих событиях. [3] заявление, которое он первоначально также сделал, когда его спросили о референдуме о независимости Шотландии в 2014 году . [18]
Однако позже он занял публичную позицию по референдуму, проголосовав «за» за независимость. [4] 15 августа 2014 года он представил репортерам в ресторане в Глазго публичное заявление, объясняющее причины этого, заявив, что сам никогда не был членом какой-либо политической партии, хотя члены его семьи, бабушки и дедушки и родители поддерживали Лейбористскую партию. . [19] [20] [21] Изложив свои взгляды на шотландский парламент, шотландскую историю и искусство, экономику и систему образования Шотландии, а также ирландских католиков-шотландцев, он объяснил, почему он отверг « максимум передачи полномочий » как «просто пластырь» и пришел к выводу, что он проголосовал бы «Да». [19] [20] [21] Сейчас он входит в число шотландцев, которые изменили свое мнение о независимости и хотят единым фронтом изгнать консерваторов с Даунинг-стрит. [22]
Он также высказывался по другим политическим вопросам, например, возражал против кампании по удалению статуи Генри Дандаса ( памятника Мелвиллу ) с площади Сент-Эндрю в Эдинбурге , заявляя, что она основана на плохой истории, упрощенном взгляде, который дал Дандасу единоличную ответственность за то, где на самом деле действовали более крупные силы, и этот аргумент привел его к конфликту с Джеффом Палмером . [4] Еще одним вопросом, который он публично прокомментировал, было удаление имени Дэвида Юма с башни на Джордж-сквер в Эдинбурге . [4] Он выразил мнение, что «нацеливание на статуи - это во многом бессмысленный жест», который «мало что делает для решения очень реальной и постоянной проблемы расовых предрассудков». [23] Обращаясь к петиции 2020 года об удалении имен табачных лордов с улиц Глазго, он заявил, что их следует сохранить «как напоминание о [нашем] прошлом, с бородавками и всем остальным» и что «Шотландия и рабство должны прочно укорениться в школьная программа». [24]
Работает
Дивайн является ведущим сторонником шотландско-ирландских исторических исследований, автором пяти монографий и редактором более дюжины сборников. [25] Он является сторонником «тотальной» истории, которая стремится объединить все аспекты истории, от экономического до социального и культурного. [25] [26]
Он писал по широкому кругу вопросов истории Шотландии XVIII и XIX веков, от колониальной торговли через сельское хозяйство до миграции, причем работы касались как Хайлендской, так и Равнинной Шотландии. [27]
Раннее: Табачные лорды
Книга Девайна 1975 года «Табачные лорды» о табачных лордах возникла на основе работы, которую он проделал для своей докторской диссертации, посвященной периоду после 1775 года. [28] Он пошел по стопам Джейкоба Майрона Прайса и был посвящен «золотому веку» торговцев табаком в Глазго, рассказывая о том, кем были торговцы, их методы торговли, что они делали со своей прибылью и как американская революция . на них повлияла [29] Разделенная на четыре части, книга посвящена инвестированию прибыли в части 1, методам торговли в части 2, периоду после американской революции в части 3 и периоду после 1783 года в части 4; и структурирован как набор вопросов и ответов по конкретным пунктам. [30] [31] [32] [28] В нем Дивайн изложил традиционную точку зрения о том, как индустрия потребительских товаров в Глазго возникла частично для обмена табака из Вирджинии и Мэриленда, а также привел подробные отчеты о таких торговцах, как Уильям Каннингем и компания. [33] Джеймс Х. Солтоу из Университета штата Мичиган заметил, что отчет Дивайна содержит «немного сюрпризов». [34]
Профессор истории Джозеф Кларк Роберт из Ричмондского университета назвал ее «отличной книгой», сделав лишь одну оговорку: на карте на странице 12 Джеймстаун изображен к югу от реки Джеймс, а не в правильном положении к северу. [35] Джейкоб М. Прайс из Мичиганского университета (и автор книги «Франция и Чесапикский мир»). [36] ) заметил «изрядное количество мелких ошибок» в американской географии ( Фредериксбург и Фалмут неправильно расположены на реке Потомак и несуществующее «округ Беркшир» в Мэриленде ). [28] Дивайн лишь случайно обратился к Америке, сосредоточив внимание на Шотландии. [36] Прайс также заметил некоторую путаницу, возникающую из-за того, что одни и те же слова означают разные вещи в английской и шотландской деловой терминологии. [28]
Т.С. Смаут назвал его «полезным и заставляющим задуматься томом», который «не полностью удовлетворяет», поскольку оставил без ответа вопросы о том, что произошло с торговлей табачными изделиями, и не вдал достаточно подробностей в (по словам Смаута) «важном выводе». что американская революция на самом деле не изменила коренным образом торговлю табаком и что торговцы в Глазго в основном начали с того места, на котором остановились после окончания войны. [37] Дивайн отметил, что диверсификация за счет переработки сахара, дубления кожи, производства обуви и обуви, а также металлургической, стекольной и угольной промышленности, выход на рынки Карибского бассейна и Европы, а также участие в банковских и земельных инвестициях - все это предшествовало Американской революции, а не последовал за этим. [31] [32] Уильям Дж. Хаусман из Университета Северной Каролины согласился со Смаутом в том, что в «в целом высококачественной» книге «разочаровывает и раздражает» тот факт, что, хотя Дивайн хорошо задокументировал довоенную модель инвестирования, объяснение того, как именно торговцы из Глазго восстановили свой бизнес, оставались «неопределенными», Прайс согласен с последним пунктом. [31] [38]
В более позднем возрасте Дивайн признал, что в своей ранней работе о табачных лордах упущение контекста его переплетения с зарубежными рабовладельческими экономиками было слепым пятном. [39]
1980-е: Великий горный голод
Его книга «Великий голод в Хайленде» 1988 года представляет собой анализ влияния неурожая картофеля в конце 1840-х годов на Западное нагорье Шотландии. [27] Он охватывает более длительный период, чем можно предположить из названия, и касается 1840-х и 1850-х годов. [40] Основываясь на углубленном исследовании с использованием широкого спектра исторических документов, полученных от правительства, благотворительных учреждений, переписей, местных приходов и крупных поместий того периода, оно местами подкрепило более ранние выводы, которые были сделаны на основе меньшего количества доказательств, а в других - опровергнуты. некоторые (в то время) принятые идеи. [40] [41] [42]
Дивайн разделил Хайленд на восток и запад, и его заключение о западном Хайленде послужило тому примером. [43] Его вывод о том, что западный Хайленд находится под угрозой, не был новым, но его дальнейший вывод об отсутствии реальной смертности от голода был охарактеризован Л. М. Калленом из Тринити-колледжа Дублина как «весьма удивительный». [42]
Одна из ее поправок к (тогда) принятым идеям заключалась в том, чтобы приписать сокращение численности населения после голода не изменению соотношения полов, а просто факту эмиграции молодых людей, а, скорее, преднамеренному запрету со стороны шотландских поместий на создание семей без достаточной земли, в (по словам Т.С. Смаута) «откровенно мальтузианский путь». [44] Еще одним моментом, обсуждаемым в книге, было скрытое участие Чарльза Тревельяна в различных номинально частных благотворительных проектах по оказанию помощи голодающим. [44] [42]
Дэвид Диксон из Тринити-колледжа в Дублине заметил, что этот «на удивление полный отчет» стал возможен из-за небольшого масштаба шотландского голода по сравнению с ирландским : в 1841 году в горных районах Шотландии проживало менее 290 000 человек, что соответствует всего лишь население только графства Клэр . [45] Дикинсон заметил, что ирландскому читателю Дивайн, хотя и не собирался открыто сравнивать два голода, но «приложил заметные усилия, чтобы взглянуть на ирландский взгляд», представил «увлекательную комбинацию знакомого и чужого», показывающую как параллели, так и различия. , хотя Дивайн не исследовал такие отличительные факторы, как плотность населения ; и что Дивайн указал несколько способов, с помощью которых можно было бы провести будущий дифференциальный анализ ирландского голода, чтобы отметить, могут ли факторы, присутствующие в анализе Дивайна шотландского голода, объяснить неравномерность ирландского голода, что привело к более мягким последствиям в некоторых графствах, таких как Графство Донегол (наблюдение, с которым согласился Каллен). [46] [47]
1990-е: Отредактированные сборники в Стратклайде и Clanship to Crofters' War.
1989 года «Улучшение и просвещение» , « Конфликт и стабильность в шотландском обществе» 1990 года , «Шотландская эмиграция и шотландское общество» 1992 года и « Шотландские элиты» 1994 года — это материалы семинаров 1987, 1988, 1990 и 1991 годов (соответственно) в Университете Стратклайда. все отредактировано Devine. [48] [49] [50] [51] В первом есть статья Дивайна, в которой обсуждаются изменения в землевладении в 19 веке в Хайленд Шотландии, с приложением данных. [51] Во втором есть статья Дивайна, в которой Лоулендская Шотландия представлена как общество, регулируемое классом землевладельцев, а эмиграция является выпускным клапаном для недовольных, предотвращающим гражданские беспорядки и насилие. [49] Третий включает в себя введение Дивайна, в котором обсуждается парадоксальная природа шотландской эмиграции, почему квалифицированные городские жители эмигрировали, несмотря на растущий внутренний спрос на квалифицированную рабочую силу во время индустриализации Шотландии, а также статья Дивайна, в которой освещается роль землевладельцев в эмиграции из Хайленда с 1760 года и Особенно 1840-х и 1850-х годов. [52] [48] В четвертом есть статья Дивайна, бросающая вызов общепринятой (тогда) истории «вырубок низменностей». [50]
1995 года «Глазго, том I: Начало 1830 года» — это первый том запланированного трехтомного труда о городе, написанного в основном сотрудниками Университета Стратклайда под соредактированием Дивайна, который внес главу о табаке. торговле и обеспечил введение и заключение. [53]
Его книга «От клана к войне Крофтерса» 1995 года представляет собой сборник его работ о Хайленде, дополненный (на тот момент) недавними работами Аллана Макиннесса из Абердинского университета, Юэна Кэмерона и других. [27] Алистэр Дж. Дьюри из Университета Глазго назвал его «глубоко информированным и авторитетным» обзором истории Хайленда. [27] Состоящий в общей сложности 16 глав, описывающих экономическую и социальную историю Хайленда до начала войны Крофтеров , это исторический синтез, а не основанный на исследованиях текст, и он не снабжен сносками, как академические монографии, и содержит всего несколько примечаний. и подборка дополнительной литературы по каждой главе, содержащая карты, современные фотографии и рисунки. [54] [55] [56] Историк Эндрю МакКиллоп охарактеризовал этот стиль как «сознательно удобный для пользователя» и назвал работу в целом «эффективным и убедительным синтезом». [57]
Ключевыми темами книги являются характер, поведение и изменение состава землевладельческой элиты Хайленда, включая такие вещи, как принудительная продажа клановых земель, удерживаемых на протяжении веков в результате экономического коллапса после наполеоновских войн , который, как отметил Дьюри, был «особенно силен», когда речь идет об анализе того, кто и почему пришел покупать землю. [58] МакКиллоп заметил, что синтез работ Дивайна на сегодняшний день позволил подчеркнуть недостаток исторических исследований экономической трансформации региона, хорошо изученных на Северо-Западе, но недостаточно изученных на Юго-Востоке. [55]
Ключевой главой для Дьюри стала та, в которой Дивайн объяснил трансформацию Хайленда в конце 18-го - начале 19-го века из (по словам Дьюри) «бесплодной пустыни, населенной только дикарями, в романтический пейзаж», в процессе, который Дивайн под названием «Создание хайлендизма». [59] МакКиллоп считал, что, хотя он рассматривал хайлендизм как реакцию низменной Шотландии на культурное давление со стороны Англии, он мог бы больше сосредоточиться на роли элиты Хайленда и ее преднамеренном принятии отличительных символов Хайленда, чтобы конкурировать за покровительство в Шотландии. военные против дворянства других частей королевства. [60] Другие главы посвящены влиянию иммиграции, эмиграции и протестантского евангелизма, упадку гэльского языка и опыту урбанизированных гэлов. [55] [61]
Шотландская нация
По мнению Ричарда Дж. Финли , книга Дивайна (1999) «Шотландская нация 1700–2000» , публикация которой совпала с открытием шотландского парламента , является «наиболее полным отчетом о современной шотландской истории». [62] Брайан Бонниман, почетный член Эдинбургского университета, назвал ее «непревзойденной историей современной Шотландии». [63] Уильям Уокер Нокс, профессор истории в Университете Сент-Эндрюс , заметил, что общий подход в такой книге «делает Дивайна открытым для нападок со стороны специалистов, которые, несомненно, будут придираться к его трактовке конкретного события, периода или личности». и охарактеризовал книгу как «превосходящую по знаниям и объему» книгу М. Линча « Шотландия: Новая история » 1991 года и книгу Т.С. Смаута « Век шотландского народа, 1830–1950» 1986 года и станет «стандартной работой по современной Шотландии для обычный читатель и студент на некоторое время вперед». [64]
Презентация книги, состоявшаяся в Новом музее Шотландии, включала в себя поздравительную телеграмму от Гордона Брауна , вступительное слово Дональда Дьюара и присутствие большинства высокопоставленных политиков Шотландии. [62] Финли охарактеризовал книгу как «первую крупную работу, которая является бессознательно шотландской» по своей теме, а также отметил, что ей посчастливилось взглянуть на прошлое с точки зрения пост- шотландской деволюции , точки зрения, недоступной более ранним историкам. например, Майкл Линч . [65] Он объяснил успех книги «новым настроением [шотландской] культурной уверенности» и удачным моментом. [25]
Роджер Л. Эмерсон из Университета Западного Онтарио заметил, что Дивайн «замечательно преуспел» в заявленной (в книге) цели «представить связный отчет о последних 300 годах прошлого Шотландии с надеждой на развитие лучшее понимание современности» и включение работ самого последнего поколения шотландских историков. [66] Опираясь на работы самого Дивайна и других авторов, таких как Смаут и Майкл Флинн, в докладах на конференциях и в статьях в вышеупомянутом журнале « Экономическая и социальная история Шотландии », Эмерсон заметил, что книга «не могла быть написана тридцать лет назад или даже десять лет назад». много лет назад". [10]
Как и «Великий горный голод» , книга не снабжена сносками в академическом стиле, в библиографии цитируются только книги, а не журнальные статьи, и, по мнению Эмерсона, она «явно не задумывалась как учебник», поскольку учащиеся не смогут легко связать между собой различные ее аспекты. тезисы и данные к их источникам. [10] В нем есть пять карт, которые Эмерсон раскритиковал за то, что они «довольно неадекватны, поскольку топография обозначена лишь приблизительно». [10]
Финли заметил, что, поскольку Шотландия — маленькая нация, подход «тотальной» истории возможен для такой работы, как « Шотландская нация» . [25] Кроме того, книга подходит к проблеме переплетения шотландской истории с британской историей, просто игнорируя Британию, Англию и Британскую империю, за исключением тех случаев, когда они имеют отношение к Шотландии, которую Финли охарактеризовал как ту же самую «стандартную историческую технику британской истории», когда она была написана с «Перспектива английского мегаполиса». [25] Эмерсон отметил, что для того, чтобы найти политическую историю актов парламента Соединенного Королевства, касающихся Шотландии, все равно полезно обратиться к книге Уильяма Фергюсона «Шотландия с 1689 года по настоящее время». [а] в дополнение к книге Дивайна. [10]
Опираясь на свои собственные обширные исследования (что смогли сделать немногие другие авторы исторических произведений для популярного рынка), в книге Дивайн представил историю Шотландии конца 18-го и 19-го веков как гораздо более революционную по своей природе, чем история Англии в в тот же период — фактически быстрее по скорости урбанизации, чем где-либо еще в Европе. [67] Он нарисовал картину Шотландии, которая, исходя из своей торговой и военной практики 15-го века, также имела хорошее положение, чтобы с образованием Королевства Великобритании воспользоваться преимуществами, которые тогда были крупнейшей зоной свободной торговли во всей Европе. и Британская империя , которая должна была последовать за ней. [68]
В книгу также вошли области шотландской историографии, которые до этого были недостаточно представлены или игнорировались; включая главу «Шотландские женщины: семья, работа и политика», обсуждение «тихой революции» сельских низменностей, главу о «новых шотландцах», иммигрировавших из Ирландии, Литвы, Италии и других стран, включая этнические Еврейские и азиатские группы, а также глава «Эмигранты», посвященная высокому уровню эмиграции в Шотландии в тот период. [63]
Дивайн решительно отверг тезис о том, что во второй половине XIX века в результате ассимиляции, англизации и культурного коллапса произошел «кризис шотландской государственности». [68] Вместо этого он утверждал, что отсутствие сильного политического националистического движения не мешает «сильному и последовательному чувству идентичности существовать внутри [Союза] и обеспечивать прочную основу для культурных достижений». [63] Боннимен, однако, заметил, что это кажущееся противоречие с его главой «Хайлендизм и шотландская идентичность», в которой утверждается само чувство культурной дезинтеграции и утраты идентичности — шотландское общество «ищет идентичность в условиях беспрецедентных экономических и социальных перемен и в условиях угроза культурного завоевания со стороны гораздо более могущественного соседа» — которую он отверг в предыдущей главе. [63]
Подход Дивайна к истории культуры, в отличие от экономической истории, имел тенденцию к более простому изложению существующих работ по этому вопросу. [63] Эмерсон заметил, что ему чего-то не хватает как в политической, так и в интеллектуальной истории, мало что касается « Глазго Бойз» , Хью МакДиармида и современников, а также Чарльза Ренни Макинтоша и его коллег. [10] Нокс заметил, что история культуры в книге была слабее: молодежная культура , по-видимому, закончилась с появлением Элвиса Пресли , а женская политическая деятельность стала (по словам Нокса) «не более чем сноской в политическом повествовании, в котором доминируют мужские заботы и интересы» после Женской конференции в Глазго. Жилищная ассоциация и забастовки арендаторов в 1915 году, а также азиатские иммигранты, которых называли «цветными». [69] Нокс отчасти объяснил это более общей слабостью освещения в книге периода после Второй мировой войны , что, как он предположил, не обязательно было связано исключительно с вниманием Дивайна к периоду с конца 18 века до начала Первой мировой войны . Ядро книги, но также просто потому, что в тот период было меньше исторических исследований, на которых можно было бы работать. [69] В главе книги, посвященной образованию, не упоминаются такие вещи, как дебаты по поводу учебной программы и приватизации в 1980-х и 1990-х годах, завершаясь такими вещами, как введение общеобразовательных школ в 1960-е годы; и в его главе, посвященной религии, не рассматриваются такие вещи, как снижение посещаемости церкви с 1960-х годов. [69] Более того, в то время как культурные темы образования, иммиграции, религии и женщин имеют свои собственные главы, другие темы, такие как отдых и работа, этого не делают. [69]
По мнению Нокса, глава о женщинах является неполной: в ней рассматриваются только истоки женских движений как вопросы избирательного права и игнорируются их истоки в движениях за воздержание и кампаниях против рабства, не рассматриваются кампании конца 20-го века для большего числа женщин-политиков, не рассматриваются профсоюзы. и «семейная заработная плата», и не затрагивает более темные аспекты женской культурной истории, такие как избиение жены , о чем, как заметил Нокс, «существует обширная документация», а также иногда мрачные, пьяные и жестокие культурные ландшафты женской жизни, представленные такими вещами, как Уильям М. Уокера Ютеополис . [б] [70]
Нокс также отметил, что исторический рассказ Дивайна о долгосрочной тенденции в шотландском национализме игнорирует сложности Шотландской лейбористской партии с ее внутренними проблемами после окончания Второй мировой войны. [69] Он смягчил эту критику, предположив, что «более аналитический, строгий и тематический обзор истории Шотландии, который могла бы предпочесть историческая профессия» - в отличие от популярной читательской аудитории - «теперь выходит за рамки возможностей одного автора, каким бы одаренным он ни был». [71]
В исправленное издание 2006 года были добавлены еще три главы, посвящённые темам, возникшим после передачи власти, включая политику. [5]
21 век: Незапланированная трилогия и Шотландские разоблачения
издательство Devine, В 2012 году издательство Penguin Books, ретроспективно начало продавать «Шотландскую нацию» вместе со своими более поздними книгами «Шотландская империя» и «Концы земли» Девайна» как «Шотландскую трилогию . [72] Дивайн не планировал этого таким образом. [73] [26]
«Шотландская империя, 1600–1815» (2003) была примерно современницей «Шотландской империи» Майкла Фрая 2001 года и Найла Фергюсона 2003 года «Империи: как Британия изменила мир» . [74] [75] Это вызвало публичную ссору между Дивайном и Фраем, каждый из которых отрицательно отзывался о книге другого в прессе. [74] [76] На 476 страницах, 100 страниц из которых представляют собой сноски и библиографию, он охватывает некоторые из тех же вопросов, что и более ранние работы, включая главу 4 «Торговля и прибыль» (впервые появившаяся в вышеупомянутом Глазго и охватывающая ту же тему, что и «Табачные лорды» ). и глава 6, посвященная маркетизации экономики Хайленда во многом так же, как Дивайн описал ее в «Шотландской нации» . [77] Книга посвящена не столько влиянию шотландцев на Британскую империю, сколько влиянию Британской империи на Шотландию, и время от времени проводит параллели между северо-западным Хайлендом 19 века и историей Запада. Ирландии. [75]
Кристофер Харви отметил, что в его репортаже о «Колонизации Индии» не упоминаются реформы Корнуоллиса в Индии . [74]
Книга «На край земли: глобальная дисапора Шотландии » (2011) была ориентирована на популярный исторический рынок и состояла из тринадцати глав с сопроводительными рисунками и фотографиями. [78] [26] В книге рассматривается торговля Шотландии со всеми частями планеты, от гонконгской фирмы «Джардин, Мэтисон и компания» через рынки Латинской и Южной Америки до Соединенных Штатов и Ближнего Востока. [26] Книга построена таким образом, что каждая глава представляет собой первоначальный вопрос о конкретном аспекте диаспоры, на который затем дается ответ с обзором (тогда) текущего состояния исторических исследований в этой области. [79]
По мнению Джеффри Планка из Университета Восточной Англии, в самой спорной главе книги обсуждается связь между рабством и промышленной революцией в Шотландии, и утверждается, что зарубежные связи, сформировавшиеся в эпоху рабства, долгое время были важным фактором шотландской торговли. после отмены самого рабства и указав на нематериальные издержки экономического развития Шотландии. [78] Кайл Хьюз из Ольстерского университета назвал эту главу «наиболее заставляющей задуматься» за то, что она отметила, что хотя фактическая работорговля сама по себе была выше в английских портах, таких как Ливерпуль и Бристоль, чем в шотландских портах, экономика Шотландии в его текстильная промышленность и другие отрасли более явно и напрямую питались продукцией рабовладельческой экономики за рубежом. [73]
Планк охарактеризовал книгу как собрание отдельных эссе, а не как непрерывное повествование, и что некоторые темы, рассмотренные в первых главах, не получили продолжения в последующих. [78] Планк привел пример рабства и расизма, обсуждавшийся в начале книги, а затем полностью опущенный в более поздней главе, посвященной влиянию Шотландии на Гражданскую войну в США, несмотря на то, как были искажены (по словам Планка) шотландские символы клановой принадлежности и горящие кресты. «насквозь расистская» субкультура. [78] Дивайн обсудил некоторые влияния ольстерских шотландцев на юг Соединенных Штатов, в том числе то, как одержимость потомков шотландцев в других странах тартанами, кланами и другими шотландскими символами может показаться людям «смехотворными» или «оскорбительными». в Шотландии. [26]
В целом Планк счел книгу недостаточной, поскольку такие темы, как участие Шотландии в войнах против коренных народов Австралии и Северной Америки, торговля мехом и метисы, представляют собой сложные моральные проблемы, в которых люди и процессы не являются ни абсолютно хорошими, ни плохими. [80] Хьюз отметил, что в нем не учитывается «почти дисапора» примерно 670 000 шотландцев, которые просто мигрировали в другие части Королевства в период с 1841 по 1921 год. [73] Анджела Маккарти сочла отчет несбалансированным, поскольку он сосредоточен на некоторых безжалостных действиях людей из шотландской диаспоры, нуждающихся в контрапункте с более позитивными аспектами, и освещает недавние исследования диаспоры в Новой Зеландии. [81] Она похвалила его за то, что он дает больше, чем просто намек на отношения между диаспорой и людьми в Шотландии, как это делают многие другие подобные истории, и за то, что он раскрывает несколько качественных различий между миграциями шотландцев и ирландцев-католиков. [82]
«Шотландские зачистки: история обездоленных 1600–1900» (2018), как было призвано указать использование слова «шотландский» в названии, касается не только « Хайлендских зачисток » , хорошо известных в истории Шотландии с середины 20 века. и далее из-за работ Джона Преббла , но и (по мнению академических историков) несколько искаженный тем же, но и менее известным (за пределами академических кругов, до выхода в свет книги Дивайна) Lowland Clearances . [83] [84] [39] [85] Дивайн уже затрагивал эту тему в своей книге « Очистка и улучшение: земля, власть и народ в Шотландии 1700–1900» (2006 г. ), но, по мнению Брайана Мортона, эта «превосходная и продуманная» книга в свете более поздней книги Дивайна «теперь выглядит как предварительная схватка», причем Дивайн отодвинул начало отчета на целое столетие. [86]
Дивайн посвятил книгу Малкольму Грею, автору книги «Экономика горных районов 1750–1850 гг.» . [39] Он разделил его на три части: первая часть - введение (в котором Дивайн подчеркивает, что сельская Шотландия до Клирации не была романтизированной примитивной статичной культурой), вторая часть, посвященная равнинным полянам, и третья часть, посвященная горным культурам. [87]
Юэн А. Кэмерон, преемник Дивайна на посту профессора шотландской истории и палеографии сэра Уильяма Фрейзера, описал Дивайна как «изложившего эту историю с замечательной ясностью» в «всестороннем отчете». [83] По мнению как Мортона, так и Кэмерона, Дивайн представил один (по словам Кэмерона) «очень важный момент», которого не хватало Пребблу, - отчет о людях, которые были лишены собственности, и об их сопротивлении разрешениям. [86] [83]
Книга Дивайна также бросила вызов устоявшемуся до сих пор популярному мнению о том, что единственной причиной зачисток был землевладение, вместо этого приписывая его многим причинам: большинство шотландских эмигрантов в Америку были выходцами из Лоулендов, а не из Хайлендов, которые эмигрировали в поисках лучшей жизни. перспективы, чем у них были в Шотландии; банкротства землевладельцев и новый, более отсутствующий класс землевладельцев, живший не по средствам; рост населения в районах натурального сельского хозяйства; сокращение доступных пахотных земель из-за увеличения овцеводства; недостаточные меры реагирования на картофельный голод; усиление контроля со стороны властей в отношении необлагаемой налогом перегонки виски; расистские представления о кельтах и гэлах; и обвинение жертв со стороны Шотландской церкви, говорящее людям, что их нынешние жизненные обстоятельства были наказанием за их собственные грехи. [88] [39] [85] [89] В книге Дивайн также указывал, что землевладельцы не были полностью бессердечными и злыми, не имеющими никаких искупительных качеств, как их изображали: некоторые беспокоились о своих обязанностях феодальных вождей, другие щедро инвестировали как в создание рабочих мест, так и в финансирование усилий по оказанию помощи, и даже печально известная графиня Сазерленд создала новую деревню на побережье для своих арендаторов. [39]
Рецензенту Алану Тейлору из Scottish Review of Books Дивайн рассказал историю, в которой промышленная революция оказалась «бесконечно более эффективной в расчистке земель, чем когда-либо удавалось таким, как Патрик Селлар ». [39]
Отвечая на свой вопрос в заключительной главе книги, Дивайн объяснил более широко распространенную идентификацию потери земель в Шотландии только с вырубками в Хайленде тем фактом, что они, в отличие от вырубок в низменностях, происходили в эпоху пара. железные дороги, телеграф и христианские движения XIX века, призванные привлечь внимание к тяжелому положению бедных. [39]
Другие работы
Этот раздел может содержать непроверенную или неразборчивую информацию во встроенных списках . ( апрель 2022 г. ) |
- Шотландия и Ирландия, 1600–1850 гг. (совместный редактор и сотрудник Джон Дональд, 1983 г.)
- Трансформация сельской Шотландии: социальные изменения и аграрная экономика, 1660–1815 гг. (Edinburgh University Press, 1994, перепечатано в 1998 г.)
- Исследование шотландского прошлого (Джон Дональд, 1995)
- Независимость или союз: прошлое и настоящее Шотландии (Аллен Лейн, The Penguin Press, 2016)
- Чай и империя: Джеймс Тейлор на викторианском Цейлоне (совместный автор, Manchester University Press, 2017)
Награды и почести
Дивайн был награжден премией Хьюма Брауна за лучшую первую книгу в истории Шотландии (1976); Премия Общества Салтайра за лучшую книгу по истории Шотландии (1988–1991); и премия Генри Дункана и лекция по шотландским исследованиям Королевского общества Эдинбурга (1993). [90]
В 1992 году он был избран членом Королевского общества Эдинбурга (RSE). [90] Британской академии в 1994 году, [90] Почетный член Королевской ирландской академии в 2001 году, [91] и в Академию Европы в 2021 году. [92] [93] Он также является членом Королевского исторического общества . [94]
Дивайн был награжден Королевской медалью RSE в 2001 году. [95] первая премия сэра Вальтера Скотта RSE в 2012 году, [96] Премия Уоллеса Американо-Шотландского фонда в 2016 году, [14] Премия за выдающиеся заслуги от многопартийной парламентской группы Великобритании по архивам и истории Палаты общин и Палаты лордов в июле 2018 года, [97] и почетное членство Шотландского ПЕН-клуба в 2020 году. [98]
Он был удостоен звания кавалера Ордена Британской Империи (ОБЕ) в новогодних наградах 2005 года за заслуги перед историей Шотландии. [99] и был посвящен в рыцари в честь Дня Рождения 2014 года за «заслуги в изучении истории Шотландии». [100]
Примечания
- ^ Фергюсон 1968 в дальнейшем прочтении
- ^ Уокер 1979 в дальнейшем прочтении.
Ссылки
Перекрестная ссылка
- ^ Перейти обратно: а б МакКолл 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Отаго 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д СРБ 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ллойд 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б ТД 2006 .
- ^ Вудворд 1985 , с. 33.
- ^ Дивайн 2013 , стр. 23.
- ^ ТС 2007 .
- ^ Тейлор 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эмерсон 2001 , с. 179.
- ^ Автобиография 2021b , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д 2014 год .
- ^ «Персонал фазы 1 (2000–05) | Научно-исследовательский институт ирландских и шотландских исследований (RIISS). | Абердинский университет» . Университет Абердина . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пресс-релиз 2016 .
- ^ Уиллис, Андре К. (апрель 2016 г.). «Влияние мыслей Дэвида Юма о расе на его позицию в отношении рабства и его концепцию религии» . Юмовские исследования . 42 (1–2): 213–214 – через проект MUSE.
- ^ ЧТ 2014а .
- ^ Лэмб 2015 .
- ^ Армитидж 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б МакКенна 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Это 2014 год .
- ^ Перейти обратно: а б ТС 2014 .
- ^ «Поддержка Союза растет после смерти королевы» . Таймс . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Маккенна 2020 .
- ^ Кэмпси 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Финлей 2001 , с. 392.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маккарти 2012 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дьюри 1995 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прайс 1977 , стр. 185–186.
- ^ Роберт 1976 , стр. 100–101.
- ^ Смаут 1976 , стр. 87–88.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаусман 1976 , с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б Клеменс 1976 , с. 597.
- ^ Роберт 1976 , с. 101.
- ^ Солтов 1977 , с. 496.
- ^ Роберт 1976 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Чекленд 1977 , с. 507.
- ^ Смаут 1976 , с. 88.
- ^ Прайс 1977 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тейлор 2018b .
- ^ Перейти обратно: а б Смаут 1989 , с. 413.
- ^ Кислинг 1993 , с. 559.
- ^ Перейти обратно: а б с Каллен 1989 , с. 689.
- ^ Каллен 1989 , стр. 688–689.
- ^ Перейти обратно: а б Смаут 1989 , с. 414.
- ^ Диксон 1992 , с. 142.
- ^ Диксон 1992 , стр. 142–143.
- ^ Каллен 1989 , с. 690.
- ^ Перейти обратно: а б Аспинуолл 1993 , с. 368.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардс 1991 , стр. 176–177.
- ^ Перейти обратно: а б Сантер 1995 , с. 548.
- ^ Перейти обратно: а б Донован 1990 , с. 560.
- ^ Харпер 1994 , с. 259.
- ^ Смит 1996 , стр. 369–370.
- ^ Дьюри 1995 , стр. 103, 105.
- ^ Перейти обратно: а б с МакКиллоп 1997 , с. 288.
- ^ Уизерс 1995 , с. 363.
- ^ МакКиллоп 1997 , с. 290.
- ^ Дьюри 1995 , стр. 103–104.
- ^ Дьюри 1995 , с. 104.
- ^ МакКиллоп 1997 , с. 289.
- ^ Кларксон 1996 , с. 833.
- ^ Перейти обратно: а б Финлей 2001 , с. 391.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бонниман 2001 , с. 144.
- ^ Нокс 2001 , стр. 139, 141.
- ^ Финли 2001 , стр. 391–392.
- ^ Эмерсон 2001 , стр. 178–179.
- ^ Бонниман 2001 , с. 142–143.
- ^ Перейти обратно: а б Бонниман 2001 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нокс 2001 , с. 140.
- ^ Нокс 2001 , стр. 140–141.
- ^ Нокс 2001 , с. 141.
- ^ Гурцояннис 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хьюз 2013 , с. 294.
- ^ Перейти обратно: а б с Харви 2004 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Ленман 2005 , с. 365.
- ^ Бозтас 2003 .
- ^ Харви 2004 , стр. 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Планк 2012 , с. 1547.
- ^ Ричардс 2013 , с. 659.
- ^ Планк 2012 , с. 1548.
- ^ Маккарти 2012 , с. 371.
- ^ Маккарти 2012 , стр. 370–371.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмерон 2018 .
- ^ Тейлор 2018a .
- ^ Перейти обратно: а б Джейми 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Мортон 2018 .
- ^ Тиндли 2021 , с. 186–187.
- ^ Шихан 2019 .
- ^ Александр 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Премии | Исследования | Школа истории, классики и археологии | Эдинбургский университет» . Эдинбургский университет . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Автобиография 2021a .
- ^ АЭ 2021а .
- ^ АЭ 2021б .
- ^ RHS 2021 , с. 3.
- ^ Росс 2014 .
- ^ Пресс-релиз 2015 .
- ^ ТС 2018 .
- ^ Пресс-релиз 2020 .
- ^ 2005 .
- ^ ЧТ 2014б .
Источники
- Финли, Ричард Дж. (2001). «Обзорная статья: Новая Британия, Новая Шотландия, новая история? Влияние передачи полномочий на развитие шотландской историографии», авторы: У. Фергюсон, MGT Питток, Дж. Мортон и Т. М. Девайн. Журнал современной истории . 36 (2): 383–393. дои : 10.1177/002200940103600211 . JSTOR 261233 . S2CID 150588223 .
- Роберт, Джозеф К. (1976). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табачными изделиями из Глазго и их торговой деятельности, около 1740–1790 годов» , автор: Т.М. Дивайн». Журнал истории и биографии Вирджинии . 84 (1): 100–102. JSTOR 4248011 .
- Солтоу, Джеймс Х. (1977). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табачными изделиями из Глазго и их торговой деятельности, около 1740–1790 годов» , автор Т. М. Дивайн». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 34 (3): 496–497. дои : 10.2307/1923576 . JSTOR 1923576 .
- Смаут, Томас Кристофер (1976). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табаком в Глазго и их торговой деятельности около 1740–1790 годов» , автор: Т. М. Дивайн». Шотландский исторический обзор . 55 (159): 87–89. JSTOR 25529162 .
- Хаусман, Уильям Дж. (1976). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табаком в Глазго и их торговой деятельности около 1740–1790 годов» , автор: Т. М. Дивайн». Обзор истории бизнеса . 50 (3): 415–416. дои : 10.2307/3113021 . JSTOR 3113021 . S2CID 154762681 .
- Клеменс, Пол Дже (1976). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табачными изделиями из Глазго и их торговой деятельности. Около 1740–90» , Т. М. Дивайн». Американский исторический обзор . 81 (3): 597. дои : 10.2307/1852497 . JSTOR 1852497 .
- Прайс, Джейкоб М. (1977). «Обзор табачных лордов. Исследование торговцев табаком в Глазго и их торговой деятельности, около 1740–1790 гг. , Т. М. Дивайн». Обзор экономической истории . 30 (1): 185–186. дои : 10.2307/2595510 . JSTOR 2595510 .
- Чекленд, С.Г. (1977). «Обзор книги «Табачные лорды: исследование торговцев табаком в Глазго и их торговой деятельности около 1740–1790 годов» , автор: Т. М. Дивайн». Журнал экономической истории . 37 (2): 507–508. JSTOR 2118791 .
- Дьюри, Аластер Дж. (1995). «Обзор клановой принадлежности и войны Крофтеров: социальная трансформация Шотландского нагорья , Т. М. Дивайн». Викторианские исследования . 39 (1): 103–105. JSTOR 3829437 .
- МакКиллоп, Эндрю (1997). «Обзор клановой принадлежности и войны Крофтеров: социальная трансформация Шотландского нагорья , Т. М. Дивайн». Шотландский исторический обзор . 76 (202): 288–290. JSTOR 25530793 .
- Уизерс, Чарльз WJ (1995). «Обзор клановой принадлежности и войны Крофтеров: социальная трансформация Шотландского нагорья , Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 27 (2): 362–363. дои : 10.2307/4051583 . JSTOR 4051583 .
- Кларксон, Луизиана (1996). «Обзор клановой принадлежности и войны Крофтеров: социальная трансформация Шотландского нагорья », Т. М. Девайн. Обзор экономической истории . 49 (4): 833–834. дои : 10.2307/2597981 . JSTOR 2597981 .
- Планк, Джеффри (2012). «Обзор «На край земли: глобальная диаспора Шотландии, 1750–2010 гг книги Т.М. Девайн на книгу .»». Американский исторический обзор . 117 (5): 1547–1548. JSTOR 23426565 .
- Маккарти, Анджела (2012). «Обзор «На край земли: глобальная диаспора Шотландии, 1750–2010 гг книги Т.М. Девайн на книгу .»». Шотландский исторический обзор . 91 (232): 370–371. JSTOR 43773939 .
- Ричардс, Эрик (2013). «Обзор книги на край земли: глобальная диаспора Шотландии 1750–2010 гг Т.М. Девайн .». Обзор экономической истории . 66 (2): 659–660. JSTOR 42921581 .
- Хьюз, Кайл (октябрь 2013 г.). «Т. М. Дивайн, На край земли: глобальная диаспора Шотландии, 1750–2010 ». Журнал шотландских исторических исследований . 33 (2): 293–294. дои : 10.3366/jshs.2013.0085 . ISSN 1755-1749 .
- Бонниман, Брайан (2001). «Союз во имя добра? [Обзор книги «Шотландская нация 1700–2000» , автор: Т.М. Дивайн]». Ирландское обозрение (28): 142–147. дои : 10.2307/29736052 . JSTOR 29736052 .
- Нокс, Уильям Уокер (2001). «Обзор « Шотландской нации, 1700–2000 гг.» , Т. М. Дивайн». Шотландский исторический обзор . 80 (209): 139–141. дои : 10.3366/шр.2001.80.1.139 . JSTOR 25531028 .
- Эмерсон, Роджер Л. (2001). «Обзор книги «Шотландская нация: история, 1700–2000 гг. », Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 33 (1): 178–180. дои : 10.2307/4053115 . JSTOR 4053115 .
- Диксон, Дэвид (1992). «Обзор Великого горного голода , автор Т. М. Дивайн». Ирландская экономическая и социальная история (19): 141–143. JSTOR 24341874 .
- Смаут, TC (1989). «Обзор Великого горного голода , автор Т. М. Дивайн». Обзор экономической истории . 42 (3): 413–414. дои : 10.2307/2596451 . JSTOR 2596451 .
- Кислинг, Л. Линн (1993). «Обзор Великого горного голода: голод, эмиграция и Шотландское нагорье в девятнадцатом веке , автор Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 25 (3): 558–559. дои : 10.2307/4050937 . JSTOR 4050937 .
- Каллен, LM (1989). «Обзор Великого горного голода: голод, эмиграция и Шотландское нагорье в девятнадцатом веке , автор Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 21 (4): 688–690. дои : 10.2307/4049588 . JSTOR 4049588 .
- Харпер, Марджори (1994). «Обзор шотландской эмиграции и шотландского общества: материалы семинара по историческим исследованиям Шотландии, Университет Стратклайда, 1990–91 , Т. М. Дивайн». Шотландский исторический обзор . 73 (196): 257–260. JSTOR 25530649 .
- Аспинуолл, Бернард (1993). «Обзор шотландской эмиграции и шотландского общества: материалы семинара по историческим исследованиям Шотландии, Университет Стратклайда, 1990–91 , Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 25 (2): 367–369. дои : 10.2307/4051517 . JSTOR 4051517 .
- Ричардс, Эрик (1991). «Обзор конфликтов и стабильности в шотландском обществе. Материалы семинара по историческим исследованиям Шотландии. Университет Стратклайда, 1988–89 гг. , Т. М. Дивайн». Обзор экономической истории . 44 (1): 176–177. дои : 10.2307/2597495 . JSTOR 2597495 .
- Смит, Аннетт М. (1996). «Обзор Глазго, Том I: Начало 1830 года , Т. М. Дивайн и Дж. Джексон». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 28 (2): 369–371. дои : 10.2307/4052523 . JSTOR 4052523 .
- Сантер, Рональд М. (1995). «Обзор шотландских элит: материалы семинара по историческим исследованиям Шотландии, Университет Стратклайда, 1991–1992 гг ., Т. М. Дивайн». Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 27 (3): 548–549. дои : 10.2307/4051800 . JSTOR 4051800 .
- Харви, Кристофер (ноябрь 2004 г.). «Обзор: Шотландская империя ». Шотландские дела . 49 (Первая серия (49): 156–159. doi : 10.3366/scot.2004.0063 .
- Ленман, Брюс П. (2005). «Обзор Шотландской империи, 1600–1815 гг ., Автор Т. М. Дивайн». Обзор международной истории . 27 (2): 365–367. JSTOR 40109555 .
- Донован, Артур (1990). «Обзор улучшения и просвещения: материалы семинара по историческим исследованиям Шотландии, Университет Стратклайда, 1987–88 », Т. М. Девайн. Альбион: Ежеквартальный журнал, посвященный британским исследованиям . 22 (3): 559–560. дои : 10.2307/4051233 . JSTOR 4051233 .
- Тиндли, Энни (ноябрь 2021 г.). « Это всегда будет проблемой в истории Хайленда»: Обзор историографии Хайлендских полян» . Журнал шотландских исторических исследований . 41 (2): 181–194. дои : 10.3366/jshs.2021.0329 . ISSN 1755-1749 . S2CID 242054588 .
- МакКолл, Крис (10 января 2018 г.). «Сэр Том Дивайн: историк, рассказывающий историю Шотландии» . Шотландец . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года.
- Росс, Шан (12 мая 2014 г.). «Шотландский историк Том Дивайн уходит в отставку» . Шотландец . Проверено 26 июля 2021 г.
- «Помогаем сформировать будущее вашей газеты» . Шотландец . 26 января 2007 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- «Сэр Том Дивайн — первый шотландский историк, получивший эту парламентскую награду» . Шотландец . 19 июля 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- «Независимость: историк сэр Том Дивайн голосует за» . Шотландец . 17 августа 2014 г.
- Кэмпси, Элисон (9 июня 2020 г.). «Сэр Том Дивайн: «Удаление названий улиц, связанных с рабством, — это цензура » . Шотландец .
- «Историк уходит в отставку, чтобы написать новую главу» . Эдинбургские вечерние новости . 14 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 г. . Проверено 17 апреля 2018 г.
- Ллойд, Джон (14 мая 2021 г.). «Сэр Том Дивайн: «Я всегда думал, что Англия разрушит Союз» » . Файнэншл Таймс .
- «Новогодние поздравления» . Высшее образование Таймс . 7 января 2005 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- Тейлор, Алан (14 июня 2014 г.). «Сэр Том Дивайн о прошлых максимумах, нынешних минимумах и планах на будущее» . Вестник . Проверено 29 января 2019 г.
- «Scottish Power 100: 100 самых влиятельных и влиятельных людей Шотландии» . Вестник . 24 ноября 2014 г.
- «Сэр Том вошел в историю как первый шотландский историк, посвященный в рыцари» . Вестник . 14 июня 2014 г.
- Маккенна, Кевин (14 июня 2020 г.). «Сэр Том Дивайн: необходимо признать роль Шотландии в рабстве» . Вестник .
- «Том Дивайн об истории Ирландии: «История Шотландии гораздо более увлекательна, чем история Ирландии… как только вы преодолеете голод, что останется?» . Вестник . 20 ноября 2006 г.
- Тейлор, Марианна (29 сентября 2018 г.). «Историк сэр Том Дивайн о том, что на самом деле произошло во время зачисток» . Вестник .
- Мортон, Брайан (30 сентября 2018 г.). «Обзор: Шотландские зачистки: история обездоленных, 1600–1900 » . Вестник .
- Армитидж, Дэвид (7 октября 2014 г.). «Зачем политикам нужны историки» . Хранитель .
- Маккенна, Кевин (17 августа 2014 г.). «Ведущий историк Шотландии принимает решение: независимости – да» . Хранитель .
- Бозтас, Сенай (19 октября 2003 г.). «Историки критикуют Шотландскую империю» . Санди Таймс .
- Кэмерон, Юэн А. (20 октября 2018 г.). «Шотландские разоблачения: обзор истории обездоленных» . Ирландские Таймс .
- Лэмб, Кристофер (14 мая 2015 г.). «Самые влиятельные католики Великобритании вошли в список 100 лучших католиков Великобритании» . Планшет .
- «Интервью SRB: Том Дивайн» . Шотландский обзор книг . 12 августа 2010 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- Тейлор, Алан (10 ноября 2018 г.). «Уйди отсюда!» . Шотландский обзор книг .
- Джек, Ян (7 марта 2019 г.). «Страна опустела» . Лондонское обозрение книг . Том. 41, нет. 5.
- Александр, Крис (январь 2019 г.). « Шотландцы Ва Хэ » . Литературное обозрение Канады .
- Джейми, Кэтлин (16 января 2019 г.). «Раскрытие фактов шотландских разоблачений» . Новый государственный деятель .
- Гурцояннис, Париж (5 июля 2012 г.). «Прошлое — независимая страна: Интервью с Томом Дивайном» . Холируд .
- Шиэн, Шон (4 января 2019 г.). «Рецензия на книгу: Том Дивайн, Шотландские зачистки: история обездоленных, 1600–1900 » . Обзор шотландских левых .
- «Новые члены Academia Europeaea 2021» . www.ae-info.org . Академия Европы . 2021.
- «Томас Мартин Дивайн» . www.ae-info.org . Академия Европы . 5689 . Проверено 16 апреля 2022 г.
- «Соратники – Д» (PDF) . Королевское историческое общество . Ноябрь 2021 года . Проверено 18 апреля 2022 г.
- Вудворд, Ян (1985). Гленда Джексон: Исследование в огне и льду . Вайденфельд и Николсон. ISBN 9780297785330 .
- Дивайн, Том (1 июля 2021 г.). «Профессор сэр Том Дивайн» . Эдинбургский университет: Школа истории, классики и археологии . Проверено 13 апреля 2022 г.
- «Сэр Том Дивайн» . Центр глобальной миграции . Университет Отаго. 26 января 2021 г. Проверено 13 апреля 2022 г.
- Дивайн, Том. «Профессор сэр Томас Мартин Дивайн» (PDF) . Университет Отаго . Проверено 17 апреля 2022 г.
- «Профессор Том Дивайн награжден премией Королевского общества» (пресс-релиз). Эдинбургский университет. 27 апреля 2015 г.
- «Историк, удостоенный чести в Нью-Йорке» (Пресс-релиз). Эдинбургский университет. 18 мая 2016 г.
- «Сэру Тому Дивайну предоставлено почетное членство в Шотландском ПЕН-клубе» (пресс-релиз). Шотландский ПЕН. 20 ноября 2020 г.
- Дивайн, Том (20 августа 2014 г.). «Том Дивайн: почему я теперь говорю «да» независимости Шотландии» . Разговор .
- Дивайн, Том (2013). «Шестидесятые годы в Шотландии: исторический контекст». В Белле, Элеонора; Ганн, Линда (ред.). Шотландские шестидесятые: чтение, восстание, революция . СВИТОК: Шотландский культурный обзор языка и литературы. Том. 20. Родопи. стр. 23–46. ISBN 9789401209809 .
Дальнейшее чтение
- Уокер, Уильям Макриди (1979). Ютеополис: Данди и его текстильщики 1885–1923 гг . Эдинбург: Шотландская академическая пресса. ISBN 9780707302522 .
- Маккензи, Джон Макдональд (2016). «Дань сэру Тому Дивайну». В Маккарти, Анджела ; Маккензи, Джон Макдональд (ред.). Глобальные миграции: шотландская диаспора с 1600 года . Издательство Эдинбургского университета. doi : 10.3366/edinburgh/9781474410045.003.0001 . ISBN 9781474410045 . S2CID 166179955 .
- Фергюсон, Уильям (1968). Шотландия: 1689 год по настоящее время . Эдинбургская история Шотландии. Том. 4. Оливер и Бойд. ISBN 9780050016732 .
- 1945 рождений
- Живые люди
- Шотландские историки ХХ века
- Шотландские историки XXI века
- Академики Эдинбургского университета
- Академики Университета Стратклайда
- Выпускники Университета Стратклайда
- Члены Британской академии
- Члены Королевского исторического общества
- Члены Королевского общества Эдинбурга
- Рыцари Бакалавр
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди из Мазервелла
- шотландские националисты
- Шотландцы ирландского происхождения