Церковь Иоанна Богослова, Тересполь
Церковь Иоанна Богослова | |
---|---|
Церковь Св. Апостол Иоанн Богослов | |
![]() | |
52 ° 04'31,94 "с.ш. 23 ° 37'40,58" в.д. / 52,0755389 ° с.ш. 23,6279389 ° в.д. | |
Расположение | Тересполь |
Адрес | ул. Церкевна, 2 |
Страна | ![]() |
Номинал | Восточное православие |
Предыдущий номинал | Униаты (1745–ок. 1875) Восточное православие (около 1875–1926 гг.) Неоуниат (1926–1941) |
церковное мастерство | Польская Православная Церковь |
История | |
Статус | действующая Православная Церковь |
Основатель(и) | Антони Поцей |
Преданность | Иоанн Богослов |
Реликвии хранятся | Апостол Андрей , Лазарь Вифанийский , св. мученик Харлампа [ 1 ] |
Архитектура | |
Стиль | Барокко |
Завершенный | 1745 |
Технические характеристики | |
Количество куполов | 3 |
Количество башен | 1 |
Материалы | кирпич |
Администрация | |
епархия | Люблинско-Хелмская епархия |
Церковь Иоанна Богослова — православный приходской храм в Тересполе . Он принадлежит Тереспольскому благочинию [ Люблинско-Хелмской епархии Православной Церкви . Храм расположен в восточной части города, по адресу улица Церковная, 2.
Церковь построена в XVIII веке как униатская (греко-католическая) церковь. До Январского восстания это был сильный центр униатской веры, а местное духовенство было связано с движением за независимость Польши. В 1875 году в связи с преобразованием Хелмской епархии церковь в Тересполе была передана Русской Православной Церкви . Большинство верующих не приняли это решение и вообще перестали посещать церковь. После смены деноминации здание дважды ремонтировалось – в 1881 году и в период с 1897 по 1898 годы. Во время второй реконструкции рядом с церковью была возведена отдельно стоящая колокольня с колоколом, софинансированным царем Николаем II , и новые фрески внутри были созданы .
После восстановления независимости Польши открытие церкви изначально не планировалось. В 1926 году он был предоставлен верующим как резиденция неоуниатского прихода. В 1941 году он вновь был передан Православной Церкви и с тех пор продолжает активно действовать в ее структурах.
История
[ редактировать ]Униатская церковь
[ редактировать ]По разным данным, церковь Иоанна Богослова в Тересполе является то вторым, то третьим храмом на этом месте. Точное время строительства первого храма не установлено. [ 2 ] По словам Гжегожа Пелицы, существующая ныне церковь была построена в 1745 году на средства местного помещика Антония Поцея как униатская церковь. [ 3 ] Строительными работами руководил Ян Ежи Флемминг. [ 2 ] Однако в Каталоге памятников искусства Польши указано, что это сооружение просуществовало до конца XVIII века, а затем было заменено новым храмом. [ 2 ]
В 19 веке храм несколько раз ремонтировался и перестраивался. [ 3 ]
Церковь в Тересполе была значительным униатским центром, а служившие там священники были связаны с движением за независимость Польши под властью России . На укомплектование приходской должности оказал влияние Павлинский монастырь в Тересполе, который желал возглавить пастырское служение клиру, искренне преданному униатской вере. Отец Элиас Сайкович, служивший в Тересполе с 1827 по 1831 год, поддержал Ноябрьское восстание , а отец Ежи Концевич потерял свой приход в 1865 году из-за участия в Январском восстании . [ 3 ] Во время Ноябрьского восстания Тереспольский храм посетили 785 верующих. [ 3 ]
Православная церковь под властью России
[ редактировать ]В результате ликвидации униатской Хелмской епархии храм был передан Хелмской и Варшавской епархии Русской Православной Церкви. , к которой принадлежал Тереспольский приход, в 1875 году Число верующих, посещающих церковь, оценивалось примерно в 950 человек. Большинство из них (почти 70%) негативно отнеслись к отмене унии и присоединились к группе так называемые сопротивляющиеся – бывшие униаты, которые формально были православными, но на самом деле отказывались участвовать в обрядах этой веры, по-прежнему идентифицируя себя с католичеством . [ 3 ]
Через шесть лет после упразднения унии церковь в Тересполе была отремонтирована благодаря усилиям епископа Модеста Люблинского . (ответственного за бывшие униатские приходы) 29 ноября 1881 года отец Тимофей Софронович, настоятель второго благочиния Бялы , повторно освятил костел. В 1892 году архиепископ посещение Флавиан совершил каноническое Варшавский и Хелмский Тереспольской церкви. [ 3 ] Через пять лет была произведена еще одна реконструкция храма, завершившаяся в 1898 году. План реконструкции разработал инженер Брестской крепости Н. Федоров , а новые фрески написали иконописцы Афанасий Тульский и Алексей Лизунов, которые были проходил военную службу в Бресте . в то время [ 3 ] Эти же авторы создали новые иконы . для церкви [ 3 ] Собранных на ремонт средств (6819 рублей 37 копеек ) было более чем достаточно, поэтому они были направлены не только на ремонт церкви, но и на строительство приходской грамоты, начавшей работу в сентябре 1898 года. [ 3 ] В конце того же месяца церковь после завершенного ремонта была повторно освящена. В связи с болезнью Ординария Варшавской епархии архиепископа Иеронима церемонии возглавил настоятель монастыря Св. Онуфрия в Яблечне архимандрит Герман . [ 3 ] Во время церемоний в церковь был передан колокол, финансируемый царем Николаем II , его матерью вдовствующей императрицей Марией Федоровной и отцом Иоанном Кронштадтским . Колокол торжественно перевез со станции Тересполь казачий отряд под командованием есаула Ересенкова. В церемонии подвешивания колокола на отреставрированной колокольне приняли участие представители российской административной и военной власти. [ 3 ]
Церковь в независимой Польше
[ редактировать ]Неоуниатская церковь
[ редактировать ]После восстановления независимости Польши Министерство по делам религии и народного образования не включило Тереспольскую церковь в список православных святынь 1919 года, которые планировалось открыть. [ 4 ] В 1926 году, чтобы предотвратить закрытие церкви, местная община согласилась присоединиться к Неоуниатской церкви . Местный священник отец Александр Никольский также принял католицизм византийского обряда. [ 3 ] которое имело материальные мотивы и было связано с его слабым богословским и нравственным образованием. [ 5 ] Первоначально неоуниатский храм в Тересполе посещали 410 верующих, но их число стало сокращаться. [ 3 ] К рубежу 1929 и 1930 годов их осталось всего 350. [ 6 ] В то же время в 1931 году число православных верующих в Тересполе, не отождествлявших себя с неоуниатской церковью, оценивалось в 1000 человек. Лишь несколько десятков из этой группы перешли в католицизм латинского обряда. [ 3 ]
Православная церковь
[ редактировать ]В 1941 году православный приход в Тересполе был восстановлен в составе Хелмско-Подляской епархии , и отец Александр Никольский после второго обращения снова стал его настоятелем. [ 3 ] По другому источнику, Тереспольский храм оставался резиденцией неуниатского прихода до 1946 года, а отец Никольский в 1940 году прекратил пастырскую деятельность, эмигрировал в Германию и не принял православие, но остался католическим священником. [ 7 ]
Церковь оставалась действующей до конца Второй мировой войны . В 1945 году епископ Люблинский Тимофей обратился к новым коммунистическим властям с просьбой сохранить Тереспольский костел открытым как один из семи православных храмов Люблинского воеводства. Церковь в Тересполе не была закрыта и продолжала действовать даже после депортации украинского православного населения во время операции «Висла» . [ 8 ] Он принадлежал Бялскому благочинию, где всего 4 храма посещали 1490 верующих. [ 9 ] В 1969 году число православных верующих в Тересполе оценивалось в 169 человек. [ 10 ]
В начале XXI века число верующих, посещающих церковь, оценивалось в 120 человек. [ 3 ] В 2000 году была отремонтирована крыша. [ 2 ] Вокруг церкви была построена новая ограда, отремонтированы интерьер, парадный фасад и колокольня. [ 3 ]
Иконы, источающие благовонное масло
[ редактировать ]С 2010 года церковь в Тересполе стала особым центром поклонения иконе Божией Матери «Скоропослушница». В сентябре того же года икона, принадлежавшая одному из прихожан храма, начала источать благоухающее масло. [ 11 ] Икона была выставлена в церкви в Тересполе и быстро стала местом паломничества православных христиан из Польши . [ 12 ] Литва , Украина и Белоруссия , а также католики. [ 13 ] Представители Польской Православной Церкви утверждают, что событие является чудесным, но не подтверждают, вызывали ли икона или масло от нее исцеления (как утверждают некоторые верующие). [ 13 ] В течение следующих двух месяцев аналогичные явления наблюдались и на четырех других иконах Тереспольского храма: двух иконах Марии и двух изображениях соборов святых. Одна из икон была передана в монастырь Покрова Божией Матери в Турковицах . [ 14 ] Спустя год явление сохранилось на двух иконах. [ 15 ]
копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», подаренная приходу Дохиарским монастырем с Афона . 9 октября 2011 года в храме была помещена [ 15 ] В церемонии встречи и установки иконы в храме приняли участие иерархи Польской Православной Церкви – митрополит Варшавский и всея Польши Савва , архиепископ Люблинский и Хелмский Авель , а также иерархи Белорусской Православной Церкви – епископ Иоанн. Брестского и Кобринского и Серафима Бобруйского и епископа Быховского . [ 16 ]
Архитектура
[ редактировать ]Церковь является историческим памятником, внесенным в реестр культурного наследия 4 апреля 1958 года (перевнесен в реестр 25 ноября 1966 года) под номером А/77. [ 17 ]
Строительная конструкция
[ редактировать ]Первоначально церковь была построена в стиле барокко , но несколько реконструкций XIX века превратили ее в неоклассическое здание. [ 3 ] Церковь ориентирована, трехчастна, построена в плане прямоугольной формы из кирпича, оштукатуренного. Прямоугольный план дополнен двумя ризницами полукруглой апсидой алтаря и . Неф . церкви с закругленными углами имеет ту же высоту, что и алтарь находится матронеум . Внутри церкви [ 2 ]
Фасадный фасад немного шире нефа. Его украшает четырехколонный дорический портик , увенчанный треугольным фронтоном. Часть карниза скрывает прямоугольный портал и круглое окно. Фронтон церкви увенчан коньковой башенкой с луковичным куполом . [ 2 ] Боковые фасады церкви увенчаны карнизом с упрощенным зубчатым фризом , разделенным тосканскими пилястрами , между которыми размещены глухие окна. Церковь имеет двускатную крышу (над нефом) и односкатную крышу (над ризницами), покрытую металлическими листами. [ 2 ]
К церкви примыкает отдельно стоящая колокольня , принявшая свой нынешний вид во время реконструкции в конце 19 века. Он вмещает три колокола и покрыт четырехскатной крышей. [ 3 ]
Интерьер
[ редактировать ]Боковые стены церкви имеют выступы и дополнительно разделены тосканскими пилястрами, завершающимися упрощенным зубчатым фризом. Неф имеет деревянный потолок с фацетом , а обе ризницы имеют плоские потолки. [ 2 ]
Интерьер церкви украшен комплексом фресок Тульского и Лизунова XIX века. За алтарем поместили увеличенную в натуральную величину фигуру Господа во Славе, окруженную Христом Спасителем, св. Василия Кесарийского , св. Григория Назианзина , св. Иоанна Златоуста , святых Кирилла и Мефодия и св. Владимир Великий . В нефе, на боковых стенах церкви, русские иконописцы изобразили Четырех Евангелистов и сцены Распятия и Воскресения. [ 3 ]
церкви В 2005 году иконостас заменили на современную конструкцию, созданную в 2004–2005 годах Михаилом Коцким из Луцка . Старый исторический иконостас был перенесен в недавно построенный костел Св. Марии Магдалины в Пулавах . [ 2 ]
В боковых киотах находится икона святого Александра Невского , поставленная в церкви капитаном Ф. Харкевичем, начальником русского гарнизона в Тересполе, в память победы русских в Брестской битве во время восстания Костюшко . [ 3 ] Александр Невский был покровителем генерала Александра Суворова , командовавшего русскими войсками в том сражении. [ 3 ] Другие исторические иконы в церкви включают копию Ченстоховской Черной Мадонны , написанную на зеркале, икону Божией Матери XIX века в посеребренном одеянии, изображения св. Феодосия Киевского , св. Александры , Св. Антоний Киевский , Св. Стефан , Св. Николай , Св. Иоанникий и Архангел пишут книгу. [ 2 ] Остальные элементы оборудования церкви были профинансированы прихожанами. В 1905 году петербургский чиновник Николаев подарил трехсвечное паникадило, три подсвечника, кадильницу, три шелковых покрывала, восковые свечи, копию Тихвинской Богородицы с киотом, вечную лампаду и запас. масла для этого. [ 3 ] К этому же периоду (начало 20 века) относятся литургическая чаша и Голгофа, а в конце прошлого века — Могила Господня с эпитафией , а также фереторий с фигурами св. Георгия и Божией Матери, св. Иоанна Богослова, Святого Семейства и крестного хода. [ 2 ] Гораздо более древнее распятие в стиле барокко было изготовлено на рубеже XVIII и XIX веков. [ 2 ]
В октябре 2015 года ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного , святого Лазаря Вифания и святого мученика Харлампа, привезенных из Беларуси. в храме был помещен [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тересполь: Приходские праздники» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Колендо-Корчакова, Катажина; Оленская, Анна; Зглиньский, Марцин (2006). Каталог памятников искусства Польши (на польском языке). Варшава: Институт искусств Польской академии наук. стр. 227–228. ISBN 978-83-89101-47-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Пелица, Г.Я. «История: Тересполь — святой Иоанн Богослов» . lublin.cerkiew.pl (на польском языке) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Пелика (2007 , стр. 42)
- ^ Пелика (2007 , стр. 168)
- ^ Пелика (2007 , стр. 147)
- ^ Тломацкий, Анджей (2007). Римско-католическая церковь византийско-славянского обряда (Неообъединенная церковь) на юго-востоке Подляшья в 1924–1947 годах (PDF) (на польском языке). Том 5. Ежегодник гуманитарных наук Радзинского.
- ^ Высоцкий (2011 , стр. 80)
- ^ Высоцкий (2011 , стр. 82)
- ^ Высоцкий (2011 , стр. 176)
- ^ «В честь святителя Иоанна Богослова в Бацечках и Тересполе в Белостоке». Новости Польской Автокефальной Православной Церкви (на польском языке). 11 (252).
- ^ Пьетжела, Марек (25 октября 2010 г.). «Чудо в Тересполе. Чудотворная икона уже привлекает в храм толпы!» . Dziennik Wschodni (на польском языке) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Касперская, Агнешка (22 марта 2012 г.). «Тересполь: Икона Богородицы, проливающей ароматные маслянистые слезы» . Курьер Любельский (на польском языке) . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Церковь в Тересполе является храмом. Уже пять икон мироточат» . Дзенник Всходни (на польском языке). 28 ноября 2010 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б "Тересполь: Монахи из Греции подарили Тереспольскому храму икону (фото)" . Дзенник Всходни (на польском языке). 08.10.2011 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Чыль М. «Неповторимые праздники в Тересполе». Новости Польской Автокефальной Православной Церкви (на польском языке). 11 (264):7.
- ^ «Реестр недвижимых памятников - Люблинское воеводство» (PDF) . Национальный институт культурного наследия (на польском языке). 30 сентября 2023 г. Проверено 1 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Пелица, Гжегож Яцек (2007). Православная церковь в Люблинском воеводстве (1918–1939) (на польском языке). Люблин: Фонд «Диалог Наций». ISBN 978-83-925882-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Высоцкий, Дж. (2011). Украинцы на Люблинщине в 1944–1956 годах (на польском языке). Люблин: Институт национальной памяти. ISBN 978-83-7629-260-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )