Предпочтение утилитаризму
Часть серии о |
Утилитаризм |
---|
Философский портал |
Утилитаризм предпочтений (также известный как преференциализм ) — форма утилитаризма в современной философии . [1] В отличие от ценностно-монистических форм утилитаризма, преференциализм ценит действия, которые отвечают наиболее личным интересам всего круга людей, на которых это действие влияет.
Описание
[ редактировать ]В отличие от классического утилитаризма, в котором правильные действия определяются как те, которые максимизируют удовольствие и минимизируют боль, утилитаризм предпочтений предполагает поощрение действий, которые удовлетворяют интересы (т. е. предпочтения) участвующих в них существ. [2] Здесь существа могут быть рациональными , то есть их интересы были тщательно выбраны и они не допустили какой-либо ошибки. Однако «существа» также могут быть распространены на всех разумных существ , даже на тех, у кого нет способности размышлять о долгосрочных интересах и последствиях. [3] Поскольку то, что хорошо и правильно, зависит исключительно от индивидуальных предпочтений, не может быть ничего, что само по себе было бы хорошо или плохо: для сторонников утилитаризма предпочтений источником как морали , так и этики в целом является субъективное предпочтение. [3] Таким образом, утилитаризм предпочтений можно отличить по признанию того, что опыт удовлетворения каждого человека уникален.
Теория, изложенная Р.М. Хэром в 1981 году, [4] является спорным, поскольку предполагает некоторую основу, с помощью которой может быть разрешен конфликт между предпочтениями А и предпочтениями Б (например, путем их математического взвешивания). [5] В том же духе Питер Сингер , который на протяжении большей части своей карьеры был основным сторонником утилитаризма предпочтений и сам находился под влиянием взглядов Хэйра, подвергался критике за то, что он отдавал приоритет взглядам существ, способных удерживать предпочтения (способных активно созерцать будущее и его взаимодействие с настоящим) над теми, кто озабочен исключительно своей непосредственной ситуацией, группой, в которую входят животные и маленькие дети. Говоря об убийстве в целом, он пишет, что бывают случаи, когда «предпочтения жертвы иногда могут перевешиваться предпочтениями других». Зингер, однако, по-прежнему высоко ценит жизнь разумных существ, поскольку их убийство ущемляет не одно из их предпочтений, а «широкий спектр наиболее центральных и значимых предпочтений, которые может иметь существо». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Сингер, Практическая этика , 2011, с. 14
- ^ Питер Сингер, Практическая этика , 2011, с. 13
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Ф. Кранц (январь 2002 г.). Опровержение этической теории Питера Сингера: важность человеческого достоинства . Издательская группа Гринвуд. стр. 28–29. ISBN 978-0-275-97083-3 .
- ^ Заяц, Ричард Мервин (1981). Моральное мышление: его уровни, метод и суть . Оксфорд, Англия: Clarendon Press. стр. 101–105. ISBN 978-0-19-824659-6 .
- ^ Тилль Грюне-Янов; Свен Уве Ханссон (2009). Изменение предпочтений: подходы из философии, экономики и психологии . Спрингер. п. 187. ИСБН 978-90-481-2592-0 .
- ^ Питер Сингер (1993). Практическая этика . Издательство Кембриджского университета. стр. 95 . ISBN 978-0-521-43971-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Синнотт-Армстронг, Уолтер (2023). «3. Что такое добро? Гедонистический и плюралистический консеквенциализмы» . Консеквенциализм . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Крисп, Роджер (2021). «Благополучие» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Теории благополучия , Уильям МакАскилл и Ричард Йеттер-Чаппелл (2021), Введение в утилитаризм .