Григорий Рожман
![]() |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2015 г. ) |
Его Превосходительство Григорий Рожман | |
---|---|
Епископ Люблянский
![]() | |
епархия | Люблянская епархия |
Видеть | Любляна |
Установлено | 17 мая 1930 г. |
Срок закончился | 16 ноября 1959 г. |
Предшественник | Антон Бонавентура Еглич |
Преемник | Антон Вовк |
Личные данные | |
Рожденный | Долинчичах, Австро-Венгрия | 9 марта 1883 г.
Умер | 16 ноября 1959 г. Кливленд, Огайо, США | (76 лет)
Григорий Рожман (9 марта 1883 — 16 ноября 1959) — словенский римско-католический прелат. С 1930 по 1959 год он служил епископом Люблянской епархии . Его, возможно, лучше всего помнят за его противоречивую роль во время Второй мировой войны . Рожман был ярым антикоммунистом и выступал против Фронта освобождения словенского народа и партизанских сил, поскольку ими руководила Коммунистическая партия . Он установил отношения как с фашистскими, так и с нацистскими оккупационными державами, издал прокламации о поддержке оккупационных властей и поддержал вооруженные коллаборационистские силы, организованные фашистскими и нацистскими оккупантами. Коммунистическое правительство Югославии заочно признало его виновным в августе 1946 года в государственной измене за сотрудничество с нацистами в борьбе с югославским сопротивлением. В 2009 году его приговор был отменен по процессуальным основаниям. [ 1 ]
В коммунистический период официальная историография изображала Рожмана как пособника нацистов. Западные историки, в том числе Йозо Томасевич [ 2 ] и Грегор Краньц [ 3 ] также, совсем недавно, охарактеризовали Рожмана как коллаборациониста, основываясь на его заявлениях и действиях во время войны. Римско-католическая церковь в Словении активно выступает за его реабилитацию, утверждая, что его действия были мотивированы исключительно тем, чтобы минимизировать количество словенских жертв во время войны. [ 4 ] : 630–643 [ 5 ] [ 6 ] : 182 [ Примечание 1 ]
Довоенные годы
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Рожман родился 9 марта 1883 года в каринтийской словенской семье в Долинчичахе ( словенский : Dolinčice ). [ 8 ] возле Фейстрица-об-Блайбурга ( словенский : Bistrica pri Pliberku ) в Австро-Венгрии Франку Рожману и Терезии (урожденной Глиник) Рожман. Семья жила на ферме среднего размера, имела семерых детей (Грегорий был самым младшим) и имела большие долги. В 1889 году он начал посещать государственную школу в Шмигеле, а затем поступил в гимназию в Клагенфурте .
Во время учебы в гимназии он жил в Мариинище общежитии , где размещались студенты, которые после окончания учебы должны были изучать богословие. Он публиковал эссе в информационном бюллетене каринтийских словенцев «Мир», а также (под псевдонимом «Эмиль Фанич») в рукописном студенческом журнале «Вайе» , для которого он редактировал шесть выпусков с 7-го класса до окончания школы. После окончания университета с отличием в 1904 году он изучал богословие в Клагенфурте. Он присоединился к Академии словенских семинарий ( словенский : Akademij slovenskih bogoslovcev ), став ее президентом на последнем курсе, и опубликовал эссе в журнале «Братолюб» (который он редактировал в 1906/07 учебном году). В то время словенские студенты находились в постоянном конфликте с немецкими студентами, издававшими собственный журнал «Германия». Конфликт разгорелся из-за националистических трений в Каринтии . Он был членом Конгрегации Марии ( словенский : Marijina kongregacija ). В последний учебный год он посетил Рим с преподобным Антоном Бенетко, где встретился с Папой Пием X. . [ нужна ссылка ]
Приходской священник, префект и доцент
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |
21 июля 1907 года он был рукоположен в свой родной приход Святого Михаила ( словенский : Шмихель ) епископом Йожефом Ханом. В 1908 году его направили капелланом в Ферлах . В то время Ферлах находился под политическим контролем немецких либералов. Рабочие тяготели к социал-демократии . Он взялся за обновление духовной жизни в своем приходе, активно пропагандировал христианско-социальные идеи и организовывал рабочих. Он пробыл в Ферлахе ( словенский : Боровле ) один год.
1 октября 1909 года он отправился в Вену , чтобы продолжить изучение богословия. 27 июня 1912 года он получил степень доктора ( словенский : Doktorat ) по богословию на факультете католической теологии Венского университета . После возвращения он был назначен префектом мужской семинарии Марианум в Клагенфурте в 1912 году и доцентом морального богословия в 1913 году. В 1914/15 учебном году он был назначен доцентом канонического права и освобожден от должности префекта. В 1914 году он преподавал моральное богословие в 4-м классе Клагенфурта, а также моральное богословие и каноническое право в первых трех классах Плешивца. Он участвовал в Евхаристическом конгрессе в Вене в 1912 году и в результате написал молитвенник под названием « Пресвета Евхаристия » (изданный в 1915 году Дружбой Св. Мохорья). После издания нового Кодекса церковного права в 1917 году он был назначен в комитет по его осуществлению в Клагенфуртской епархии . Он участвовал в работе Словенской христианско-общественной ( словенский : Slovenska krščansko-socialna zveza ) ассоциации в качестве лектора.
разделил Сен-Жерменский договор территорию плебисцита в Каринтии на зону A и B. Зона A находилась под управлением Югославии и потеряла контроль над Клагенфуртом. Каринтийский епископ Адам Хефтер в июле 1919 года учредил специальный викариат в Эбендорфе ( словенский : Dobrla Vas ) и назначил Рожмана судебным консультантом генерального викария-проректора Матии Райндла. Из-за его взаимодействия с каринтийскими словенцами и его открытой поддержки Югославии на каринтийском плебисците было совершенно ясно, что, если большинство в зоне А примет решение против Югославии на плебисците, он не сможет остаться в Каринтии. [ 9 ] [ 10 ] : 19–21
Профессор канонического права в Любляне
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |
Вскоре после объединения словенцев в Королевство сербов, хорватов и словенцев , 23 июля 1919 года, регент Александр подписал закон о создании Люблянского университета , и в декабре начались лекции. Янез Зоре, историк церкви с богословского факультета, предложил пригласить Рожмана в качестве профессора церковного права. Рожман согласился с разрешения епископа Хефтера. занял должность префекта студенческой семинарии Мариинище Рожман начал читать лекции 7 января 1920 года. Он жил в Любляне с профессором Альфонсом Левичником и в 1920–21 учебном году . Менее чем через пять месяцев преподавания, 31 мая, коллеги выдвинули его на должность доцента , а 27 августа министерство повысило его. он числился доцентом . В 1924–25 учебном году
Он опубликовал множество эссе, как профессиональных, так и пастырских, в основном в «Богословском вестнике » . Как и в его лекциях, в его эссе объяснялось практическое пастырское значение закона для обычного священника. В свои эссе он включил текущие события. Он написал важное эссе под названием «Церковь и политика» ( словенский : Cerkev in politika ) (дата публикации неизвестна), которое станет очень актуальным во время Второй мировой войны . В нем он сказал, что перед Церковью "задача - охранять истины христианства, то есть нравственные и религиозные истины, защищать, учить и приучать народы, чтобы они всю свою жизнь и поступки строили согласно этим истинам". По его мнению, многие сферы не имеют отношения к Церкви, что не дает ей права занимать чью-либо сторону или даже принимать решения по таким вопросам. Вместо этого он утверждал, что Церковь должна ограничиваться религиозными, моральными или церковными вопросами. Он также высказал свое мнение о государственном перевороте (или революции) и любой официальной государственной власти: он сказал, что «церковь безразлична к различным формам власти, она не считает ни одну из них единственно правильной; она не отвергает ни одну, до тех пор, пока оно способно достичь цели государства». Эта цель заключалась в том, чтобы «защитить справедливость для всех и заботиться об общественном процветании». [ нужна ссылка ]
Церковь «осуждает как безнравственную и насильственную смену власти любую революцию». Однако, если произошел насильственный переворот, «Церковь учит, что высшая обязанность каждого правительства — заботиться об общественном процветании. Во время революции высший долг правительства и граждан — как можно скорее положить конец хаосу». и построить на руинах старого новое государство, которое будет функционировать как инструмент общественного процветания. Если революционное правительство будет достаточно сильным и способным позитивно организовать государство для достижения своей цели, этого высший долг требует от каждого гражданина. признать новое правительство». В этих эссе он заявил, что во время войны долг Церкви — «уменьшить ужас войны» и заботиться о военнопленных. [ нужна ссылка ]
Еще одним важным эссе была книга «Церковь и государство» ( словенский : Cerkev in država ), которая была использована в лекции на пятом католическом митинге в Любляне 28 августа 1923 года. В ней он объяснил свое отношение к правительству, написав: «Источник каждого власть, даже политическая, есть Бог. Всякая власть дается на благо человечества». Он добавил, что государственный суверенитет не может быть абсолютным, поскольку он зависит от Бога, который ограничивает эту власть, пределы, «которые оно не должно переходить, если оно не хочет злоупотреблять своей властью против воли Бога, во имя которой оно владеет». меч (Римлянам 13,4)». Он говорит, что общей заботой как церкви, так и государства являются брак, дети и образование. Разногласия между ними в этих областях наносят большой ущерб гражданам и самому государству. Он раскритиковал Королевство Югославию в соответствии с Конституцией Видовдана , которая устанавливает ограничения на церковную автономию, заявив, что «провозглашение религиозной истины является одной из главных задач Католической церкви и ее внутренним делом», поэтому «мы должны, по основываясь на наших католических принципах, отвергаем всякую попытку установить полицейский контроль над церковью в ее собственных делах». [ 10 ] : 21–23 [ 11 ]
Участие в Орле
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2015 г. ) |
Орел — словенское римско-католическое молодёжное гимнастическое и спортивное движение, организованное в начале 20 века как альтернатива либеральному гимнастическому движению «Сокол» . Решение о его создании было принято на собрании Словенского христианско-общественного объединения в Мариборе 3-4 сентября 1905 года. Первый клуб был основан в Есенице в феврале 1906 года. Затем, 10 апреля 1908 года, Ассоциация гимнастических секций ( Словенский : Zveza Telovadnih Odsekov ). 19 марта 1909 года на местном собрании АГС в Бохиньской Бистрице организация получила официальное название «Орел». Рожман узнал об организации в Каринтии, поскольку к 1913 году в ее секции было пять подразделений. [ нужна ссылка ]
В 1920 году в Любляне он был избран Орловским президентским советом вторым вице-президентом. Став священником, он быстро стал ее духовным лидером. По мере того как организация в Орле начала развиваться, он взял на себя руководство дебатным клубом, старшеклассниками и другими элементами. После того, как он был перестроен в недавно созданное Королевство сербов, хорватов и словенцев, Орел значительно расширил свое членство, но пренебрег его духовной и религиозной стороной. В 1921 году Рожман написал в «Богословском журнале» статью «Вклады в пастырскую профессию» ( словенский : Prispevki za dušno Pastirstvo ), в которой выразил свои идеи о пастырской деятельности молодежных организаций (таких как Орловская).
Сначала он спросил, должна ли организация уделять одинаковое внимание всем или сосредоточиться на элитных спортсменах. Он предложил компромисс, заявив, что Католическая церковь обязана пастырски помогать каждому, кто считает себя ее членом, но что ее миссионерской деятельности могут способствовать успехи в спорте, особенно среди молодежи. Он подчеркивал необходимость участия молодежи в христианских организациях, поскольку, если бы молодежь оставили в покое, она легко могла бы подпасть под влияние материализма и стать коммунистами или социал-демократами . Он подчеркнул важность духовного роста, посоветовав орловцам присоединиться к общине Марии (поскольку они были более сосредоточены на духовной жизни, чем орловцы). Кроме того, он подчеркнул важность для Орла семейных ценностей, национального самосознания и других христианских ценностей.
Он покинул Орел в 1929 году, став епископом-суфражистом. Правительство Югославии запретило Орел, оставив вскоре после этого только контролируемый государством Сокол. [ 12 ]
Епископ Люблянский
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2011 г. ) |
Он был назначен соадьютором епископа Любланы 17 марта 1929 года и хиротонисан титулярного епископа Семты 14 июля 1929 года. [ 13 ] Он сменил пост епископа Любланского 17 мая 1930 года. Будучи епископом, он намеревался духовно обновить свою епархию, начиная со своих священников, которые, по его мнению, не должны участвовать в политике. Покинув Орёл, он сосредоточился на Марианских обществах ( словенский : Marijine Družbe ), но главным образом на Католическом Действии , в котором он видел сильнейший инструмент обновления своей епархии. В споре между двумя христианскими молодёжными организациями — Молодёжью Христа Царя ( сл ) (члены которой были известны как Младчи или Молодёжь ), возглавляемой учителем средней школы Эрнестом Томеком ( сл ), и Гвардия ( сл академическим клубом ) (члены которой были известны как Стражарджи или Стражи ), возглавляемые профессором теологии доктором Ламбертом Эрлихом . Обе группы утверждали, что представляют «Католическое действие» — Рожман принял решение в пользу « Младци» . [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Предыстория и ситуация военного времени в Словении
[ редактировать ]![]() | В этом разделе могут содержаться материалы, не относящиеся к теме статьи . ( Май 2014 г. ) |
В межвоенный период Словения входила в состав Югославии. Самой сильной политической силой в провинции была Словенская Людска Странка (СЛС-Словенская народная партия), находившаяся под сильным влиянием католической церкви. Канадский историк Грегор Кранц отмечает: «В пропаганде [SLS] католическая церковь и национальные традиции столкнулись с колоссальной борьбой против атеистических международных революционеров». [ 3 ]
Фашизм имел сильную притягательную силу. В 1933 году дружественная СЛС католическая ежедневная газета «Словенец» («Словенец») писала: «Все положительное в фашизме взято из христианства, и в этом случае фашизм обязательно должен быть частью антибольшевистского фронта». [ 3 ] Яростный антисемитский лидер СЛС Антон Корошец был ответственен за антисемитские законы Югославии, принятые в 1940 году, ограничивающие евреям вход в школы и университеты (см. Антисемитизм в Европе ). Активно действовали правые, вдохновленные фашистами католические студенческие организации, такие как «Стража». [ 3 ] Все они вошли в состав коллаборационистских сил вскоре после оккупации.
После вторжения 6 апреля 1941 года державы Оси разделили оккупированную территорию между собой. Нацистская Германия аннексировала Нижнюю Штирию , но позже отказалась от аннексии Каринтии из-за партизанской деятельности. Италия аннексировала так называемую «Провинцию Лубиана» 3 мая 1941 года. Венгрия осуществила официальную аннексию 16 декабря 1941 года. Хотя фашистская Италия жестоко репрессировала словенцев на Приморье в течение двух десятилетий, [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] первоначально они пообещали некоторую (так и не предоставленную) автономию словенцам в аннексированной Люблянской провинции и оставили большую часть старой администрации на месте. Итальянский язык был введен в качестве дополнительного языка в школах и университетах, и поначалу насилия было мало. Они приняли 18 тысяч беженцев, изгнанных из немецкой зоны. В некоторой степени это можно объяснить сотрудничеством («сотрудничеством») известных словенских общественных деятелей. Сотрудничество с оккупантами началось практически сразу. Рожман, тогдашний глава СЛС Марко Натлачен и другие видные словенцы присягнули на верность фашистской Италии в апреле и мае 1941 года. Позже, когда сопротивление росло, итальянские власти интернировали около 40 000 словенцев в концентрационные лагеря, где, как сообщается, 7 000 умерли. [ 14 ]
Нацисты выбрали политику насильственной германизации . Они планировали изгнать 240 000 словенцев, но из-за партизанского сопротивления выслали около 83 000 словенцев в другие части Третьего рейха , а также в Сербию и Хорватию . Более 63 000 словенцев были интернированы в нацистские концентрационные лагеря. Словенский язык был запрещен для публичного использования, словенские культурные объединения были распущены и т. д. Нацисты относились к церкви враждебно: большая часть ее имущества была конфискована, 448 священников были отправлены в ссылку, а власти отвергли любое вмешательство церкви. Венгерский режим был похож на немецкий подход. Сопротивление было организовано Фронтом освобождения словенского народа , возглавляемым Коммунистической партией (КП), но включавшим в себя еще 18 групп (христианских социалистов, гимнастический кружок «Сокол» и др.)
Коммунистическая партия рассматривала оккупацию как шанс получить власть. Оно было малочисленным, но имело опыт подпольной деятельности, поскольку было запрещено в Югославии . Фронт освобождения сначала возник в итальянской оккупационной зоне. 16 сентября 1941 года оно заявило, что это единственное «разрешенное» сопротивление. Предатели должны были быть приговорены к смертной казни. Таким образом, словенцы, включая представителей церкви (в первую очередь Ламберта Эрлиха , убитого после того, как он написал письмо фашистским властям с просьбой вооружить словенцев для совместной борьбы против партизан). [ 15 ] ), были «ликвидированы» «Службой безопасности и разведки», называемой ВОС, подразделением, набранным исключительно из КП и коммунистической молодежной организации SKOJ . Жители Люблянского воеводства, особенно крестьяне, пострадали как от итальянских посягательств на их жизнь и имущество, так и от нападений партизан. Партизаны оставались в деревне несколько недель, конфисковывая продовольствие и имущество в обмен на сертификаты «кредита свободы», обещавшие возврат имущества после освобождения. Когда итальянцы обнаружили партизан, партизаны бежали, а армия наказала жителей деревни. Через некоторое время солдаты отступили на свою базу, партизаны вернулись, и цикл продолжился. По данным фашистского комиссара Грациоли, к середине 1942 года партизаны освободили две трети Люблянской губернии. [ 14 ]
Это побудило итальянские фашистские власти летом 1942 года организовать жестокое наступление на партизан, в котором 80 000 хорошо вооруженных итальянских солдат сражались с примерно 2500–3000 плохо вооруженными партизанами. Итальянцы расстреливали на месте всех словенцев, пойманных с оружием или поддельными документами, родственники партизан и тысячи молодых словенских мужчин были согнаны и отправлены в концентрационные лагеря. С помощью словенских коллаборационистских сил фашистским властям также удалось уничтожить около 1000 партизан. [ 14 ]
Осенью 1942 года по настоянию Рожмана коллаборационистские силы ( Словенский легион , Национальный легион, Соколский легион и словенские четники ), собравшиеся в Легион Смерти , вошли в состав сил MVAC , вооруженных и возглавляемых итальянскими военными. Позже эти коллаборационистские силы присоединились к Ополчению под командованием СС, чтобы сражаться на стороне немцев против партизан. Тем временем американские и британские союзники направили к партизанам наблюдателей. В знак признания их успеха в борьбе с силами Оси союзники официально признали партизан в 1943 году, поддержав их оружием и техникой. Партизаны также применяли «революционное» или «красное» насилие – насилие, направленное против врагов. В число врагов входили люди, выступавшие против коммунизма, особенно католики, более богатые люди и гражданские этнические немцы . Это насилие было особенно частым и жестоким весной и в начале лета 1942 года (что привело к спонтанному созданию деревенских стражей против такого насилия)». [ 6 ] Среди жертв во время войны оказались 46 епархиальных священников и 6 священников, принадлежащих к разным религиозным орденам. Для сравнения: оккупанты убили 24 епархиальных священника и 10 священников разных религиозных орденов. [ нужна ссылка ]
С другой стороны, словенские коллаборационистские силы, такие как организация «Черная рука» , арестовали, пытали, убили и передали многих словенцев фашистским и нацистским оккупантам. [ 16 ] Одним из примеров является известный словенский писатель Борис Пахор , который вместе с 600 другими словенцами был передан нацистам словенскими коллаборационистскими силами, и все они были отправлены в концентрационные лагеря Дахау. Всего в итальянских и немецких концентрационных лагерях было убито более 11 000 словенцев. [ 17 ] Во время войны около 70 000 словенцев были убиты фашистскими оккупантами и их внутренними пособниками, около 4 000 словенцев были убиты на стороне коллаборационистов во время войны и еще 14 000 в результате репрессий после войны (подавляющее большинство последних были убиты). солдат коллаборационистских сил). [ 17 ]
Отношения с итальянцами
[ редактировать ]
Епископ и церковные сановники хотели, чтобы люди пережили войну с как можно меньшим количеством жертв. Рожман был убежден, что для такой маленькой страны вооруженная борьба против оккупационных сил обречена на провал, поскольку жертвы будут непропорциональны любым возможным достижениям. [ 6 ] : 182
Через четыре дня после капитуляции Югославии Рожман встретился с фашистским комиссаром Эмилио Грациоли и заявил о лояльности Церкви и готовности сотрудничать с новыми фашистскими оккупационными властями. После того, как 3 мая 1941 года итальянцы издали Статут автономии, они ожидали, что епископ напишет декларацию о лояльности. с так называемой декларацией лояльности Он обратился к Верховному комиссару Эмилио Грациоли , но Верховного комиссара ее формулировка не удовлетворила. Он подделал еще одну декларацию и направил ее Муссолини. Текст Грациоли был опубликован в прессе. Оригинальная версия гласила:
Ваше превосходительство! Сегодня был опубликован указ, согласно которому словенская территория, оккупированная итальянской армией, включена в состав Италии. Когда я об этом думаю, я благодарю Ваше Превосходительство... Выражаю абсолютную лояльность и прошу Бога благословить Вас и наши стремления к благополучию нашего народа.
Рожман фактически подчеркнул свободное развитие в культурной и религиозной сферах, пообещал лояльность и благословил усилия власти на благо народа. Подделка оказалась настолько эффективной, что многие издания до сих пор используют ее как доказательство сотрудничества Рожмана. [ 18 ] : 51–54, 215–217
В своей епархиальной газете Рожман писал, что после присоединения Люблянского воеводства к Италии он фактически сказал фашистскому комиссару Грациоли следующее:
Что же касается сотрудничества представителей Церкви с новыми властями фашистской Италии, то авторитетное слово Божие для нас, католиков, гласит: «Пусть каждый человек будет из высших», послушным властям; ибо нет власти, кроме Бога, и существующие от Бога утверждены» (Римлянам, 13, 1). С этой точки зрения мы признаем власть, которая над нами, и по совести нашей будем с радостью сотрудничаем ради временной и вечной пользы людей, среди которых Промысл Божий сделал нас священниками... Мы благодарны Богу за то, что Он внушил вождю Великой Италии мысли великодушного правосудия и внимательной мудрости, с которыми Его Величество... предложил основать Люблянское воеводство » . [ 19 ]
Муссолини Таким образом, Рожман приветствовал присоединение Люблянской провинции к Италии и выразил готовность сотрудничать с фашистскими оккупантами. Бывшие политики, такие как бывший бан Марко Натлачен и мэр Любляны Юро Адлешич , были доставлены для обращения с заявлением к итальянским властям. Его формулировку продиктовали итальянцы. [ 6 ] : 180 Рожман отслужил мессу для итальянских войск, предоставил итальяноязычных исповедников и организовал мессу благодарения Муссолини 22 мая 1941 года в соборе Святого Николая в Любляне. Итальянская пропаганда в полной мере воспользовалась его готовностью подчиниться, что привело к тому, что Рожман подвергся критике со стороны священников из Приморья, где фашистские власти на протяжении десятилетий репрессировали и итальянизировали словенцев. [ 5 ]
Рожман дважды осудил оккупантов. 24 октября 1941 года он написал письмо духовенству, в котором жаловался на опустошение части его епархии, оккупированной немцами: в нем было конфисковано все церковное имущество, изгнаны из монастырей религиозные прихожане обоего пола, а также 193 прихожанина. светского духовенства изгнан из 148 приходов и что около 200 000 его людей остались без духовной помощи. [ 18 ] : 224, 225 [ 20 ] : 175–184
26 сентября 1942 года Рожман вручил Грацциоли меморандум, в котором критиковал итальянские меры и предлагал облегчить меры в 20 пунктах. Грацциоли был в ярости и сказал ему, что если бы Рожман не был епископом, он бы арестовал его. [ 4 ] : 261–264 [ 18 ] : 56, 69–70 Рожман хотел осудить итальянцев с кафедры, но во время своего визита в Рим в мае 1942 года Папа посоветовал ему не делать этого, потому что итальянцы задержат его в Италии, и он не сможет помочь народу Любляны. [ 18 ] : 46
Меморандум от 12 сентября 1942 г.
[ редактировать ]В августе 1942 года итальянские генералы Роатта и Роботти посетили Рожмана и сказали ему, что они сожгут всю провинцию Любляна и убьют или депортируют всех ее жителей, если атаки партизан не прекратятся. Рожман пригласил 21 представителя бывших политических партий и культурных учреждений для обсуждения итальянских угроз (20 из них приехали). Они согласились лишь организовать помощь пострадавшим. [ нужна ссылка ]
По итогам встречи был написан меморандум. Был найден только немецкий перевод, оставив без ответа вопросы об его авторах и качестве перевода (меморандум во многом аналогичен меморандуму, написанному в апреле 1942 года преподобным Ламбертом Эрлихом , теологом Люблянского университета и руководителем правого словенского студента-католика). молодежный отряд, которому фашистские власти вооружили словенцев для борьбы с партизанами [ 21 ] Вклад епископа неизвестен, кроме того, что он передал меморандум генералу Роботти, командующему 11-м итальянским армейским корпусом. В памятке говорилось: [ 18 ] : 60–70, 236–238
От здравой части словенского народа, заявившего о своей готовности серьёзно сотрудничать с итальянскими властями в целях восстановления порядка и уничтожения подрывных и мятежных элементов, военным властям предлагается следующее:
- Нам должно быть разрешено создать защитные вооруженные подразделения под словенским командованием во всех сельских районах. Имена членов и командиров этих вооруженных формирований будут сообщены военным властям. ... Командиры этих частей будут выбраны из людей, заслуживающих доверия, чтобы полностью гарантировать, что оружие будет использоваться исключительно против мятежных элементов, которые угрожают земле либо оружием, либо революционной пропагандой.
- Мы убеждены, что без предложенной системы защитных единиц невозможно поддерживать никакой самоподдерживающийся и прочный порядок. Солдаты уже разогнали лагеря и группы повстанцев, но многие из них все еще находятся в лесах и деревнях, маскируясь под миролюбивых граждан. Такие лица неизвестны итальянским вооруженным силам. Из-за незнания языка и сложности поиска тех, кто помогает прячущимся в лесу, найти виновных будет очень сложно. Но для местных юношей такие трудности отсутствуют или легко преодолимы...
- В дополнение к охранным подразделениям, дислоцированным в сельской местности, необходимо будет создать несколько центральных подразделений под командованием бывших югославских офицеров. Задачей этих подразделений будет наблюдение за лесными массивами и предотвращение формирования вооруженных партизанских отрядов.
- Для достижения поставленной цели необходимо будет вернуть из лагерей для военнопленных молодых, надежных бывших югославских офицеров, но в ненавязчивой форме, как бы отпуская офицеров домой в отпуск. Их имена будут предложены нами.
- В отношении Любляны в качестве срочного предлагается следующее: ... Нам должно быть разрешено, так сказать, создать корпус тайной полиции численностью 500 человек, вооруженных револьверами. Мы можем заверить, что в течение шести недель опасные элементы будут найдены, арестованы и переданы властям. Лица, имеющие фальшивые удостоверения личности и свободно передвигающиеся по улицам, будут выявляться и арестовываться с помощью граждан. Таким образом, Любляна станет мирным и упорядоченным городом, в котором больше не будет коммунистов. В то же время будет сделано все, чтобы изменить общественное мнение с помощью сильной и продолжающейся антикоммунистической пропаганды.
Эти искренние предложения демонстрируют добрую волю большинства населения и создают возможность достижения поставленной цели способом, который также должен понравиться властям. Его Превосходительство генерал Роатта заявил, что теперь люди должны выбирать между порядком и большевизмом. Мы выбрали порядок и предлагаем единственный способ, который, по нашему скромному мнению, будет эффективным и надежным для достижения полного порядка при активном сотрудничестве с властями.
Документ, содержащий немецкий перевод, находится в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. Также сохранились заметки Роботти, в которых он называет Рожмана автором и добавляет: «Охранники, по мнению епископа, переписываются с местными ополченцами, которые иметь задачу защищать свои деревни от коммунистов и быть готовыми к действиям на местном уровне - таких ополчений много, общая численность которых составляет 1000 человек. Они выполняют свою работу решительно, а не. только с военной точки зрения, но и как полицейский, как говорит епископ...». [ 22 ]
Меморандум Последствия
[ редактировать ]Итальянские фашистские власти выполнили многие рекомендации меморандума Рожмана. Йозо Томасевич отметил, что поддержка епископа привела к быстрому росту возглавляемых итальянцами подразделений MVAC, которые поглотили силы «Легиона смерти», неофициально сотрудничавшие с итальянцами в их жестоком наступлении на партизан летом 1942 года. [ 23 ] Итальянцы также освободили офицеров югославской армии. По настоянию СЛС и других словенских коллаборационистских группировок в марте 1942 года итальянцы задержали и отправили в лагеря для военнопленных 1100 офицеров югославской армии, поскольку словенские коллаборационистские группы видели в них угрозу. Теперь по настоянию тех же СЛС и Рожмана итальянцы отпустили часть офицеров, но только тех, кто готов воевать против партизан. [ 24 ]
Отношения с Фронтом освобождения
[ редактировать ]Основная группа сопротивления, Фронт освобождения, в который входили такие группы, как социал-христиане, а также священники, неоднократно обращалась к Рожману. Первым из них было письмо руководства Фронта освобождения Рожману от 30 ноября 1941 г. [ 25 ] Они отметили растущее участие священников в правых группах, которые составят ядро словенских коллаборационистских сил. В то же время Фронт освобождения заявил о своей поддержке свободы религии и заявил, что хотел бы видеть больше священников в своем движении или, по крайней мере, хотел бы, чтобы священники оставались нейтральными. Они также заявили, что готовы встретиться с Рожманом и обсудить все вопросы. Рожман так и не ответил на письмо.
В 1942 году католики Фронта освобождения адресовали Рожману еще три письма, в которых они умоляли его и других членов церкви не поддерживать коллаборационистские силы, которые сражались на стороне фашистских оккупантов, вызывая большое кровопролитие в Словении, и вместо этого призывали Церковь сохраняла нейтралитет. [ 25 ] Эдвард Кочбек , лидер христианских социалистов, написал Рожману пятое письмо в 1943 году, критикуя Рожмана за то, что тот не ответил на предыдущие послания Фронта освобождения, а также за то, что он продолжал позволять священникам принимать участие в политической и военной работе коллаборационистских сил. . Как и в предыдущих письмах, Рожман также не ответил Кочбеку. [ 25 ]
Фронт освобождения включал в свои ряды многих верующих. [ 26 ] и около 40 священников присоединились к партизанам только в Люблянском воеводстве. [ 27 ] Среди них был известный историк и священник Метод Микуж, который одно время служил секретарем Рожмана. Микуж и двое других священников стали членами Пленума, высшего руководящего органа Фронта освобождения. [ 27 ] За деятельность среди партизан Рожман в 1943 году отстранил Микужа от церкви.
Отношение к коммунизму
[ редактировать ]Для Рожмана, как и для большинства представителей церкви, тот факт, что коммунисты доминировали в «Фронте освобождения» (и применяли убийственные санкции против предполагаемых предателей), представлял особую дилемму. Церковь ненавидела нарушение прав человека и репрессии, но также считала марксизм и большевизм несовместимыми с церковной доктриной. Идеологические разногласия были предметом антикоммунистической энциклики Divini Redemptoris, изданной в 1937 году Папой Пием XI , на которой Рожман основывал свою позицию. В 1938 году епископ отверг как неуместное для Словении разъяснение Папы французским католикам о том, что энциклика не требует абсолютного отказа от сотрудничества с коммунистами. [ 7 ] : 75
Коммунисты начали использовать насильственные методы для получения политической власти, с чем церковные власти не могли согласиться. В 1943 году, после осады и падения Турьяка и битвы при Грчарице , последовали массовые ликвидации в Елендоле , Мозеле и других местах, а также показательный суд в Кочевье. [ 28 ] все четыре адвентистские проповеди он посвятил порокам коммунистической идеологии, сославшись на Россию и Испанию. [ 20 ] : 233–245
Рожман заявил, что его долг говорить правду, иначе ему придется оправдываться перед Богом. Он проповедовал «Do zadnjega bom trdil in učil, da je brezbožni komunizem največje zlo in največja nesreča za slovenski narod» (« До конца я буду утверждать и учить, что атеистический коммунизм является величайшим злом и величайшей трагедией для словенской нации». ") На похоронах Марко Натлачена , казненного членом ВОС дома 12 октября 1942 года, Рожман заявил, что не может быть
никакого сотрудничества, никакой ассоциации с безбожием или с теми, для кого безбожие является ведущим мнением. Твердо стойте в своей вере в Бога, стройте свое будущее на Божьих Заповедях, которые одни могут стать прочной основой здорового развития любой нации, большой или малой. Оставайся в живых, моя нация, не убивай себя и не прибегай к мерам, способным испортить твою жизненную силу. [ Примечание 2 ] [ 20 ] : 210–211
В своем пастырском письме об опасностях безбожного коммунизма ( словенский : Pastirsko pismo o nevarnosti brezbožnega kommunizma ) от 30 ноября 1943 года он призвал католиков «бороться с безбожным коммунизмом» посредством молитв. Рожман написал
Я знаю, что защитники коммунизма и некоторые другие слепые католики в пастырском послании будут упрекать меня в том, что я вмешиваюсь в политику, что не является делом епископа и не принадлежит Церкви. Но, дорогие верующие, битва против коммунизма — это не политический, а религиозный вопрос, поскольку она затрагивает веру в Бога, одну из самых основных истин любой веры, особенно нашей христианской веры. Отвергать атеистические доктрины, защищать истины нашей глобальной религии — это религиозное дело и религиозный долг, который допускает каждый здравомыслящий человек. [ Примечание 3 ] [ 20 ] : 225–232
В своем рождественском послании словенскому ополчению в 1944 году Рожман рассказал о пастухах в Вифлееме, которые следят за своим стадом на полях, и попросил ополчение брать с них пример.
Вы защищаете свой народ от волков и шакалов, уничтожающих жизни и имущество своих соотечественников, от «арендаторов, не заботящихся о своих овцах», отравляющих души чуждым менталитетом безбожного коммунизма и тем самым разрушающих духовные основы, на которых веками строилось все то духовное богатство, которое есть у нас общим с христианской Европой. [ Примечание 4 ] [ 20 ] : 253–254
Вмешательства для заключенных
[ редактировать ]Рожман вмешался в дела задержанных напрямую с итальянскими властями и через Ватикан. Сообщается, что он пытался защитить депортированных (в Сербию , Хорватию и Германию ), в том числе священнослужителей, беженцев, сербов, евреев , военнопленных и других. Он выступал 1318 раз от имени как минимум 1210 человек. [ Примечание 5 ]
Он вмешивался в дела различных групп (например, 350 священников, депортированных немцами в Хорватию, или 1700 детей в итальянских концентрационных лагерях), охватывая более 2495 человек. [ Примечание 6 ] Секретарь епископа д-р Станислав Ленич показал, что в один день приходило до 50 просителей и что он помогал им независимо от их политических взглядов. Среди многих документов письмо, написанное Гастоне Гамбаррой, командующим XI итальянским армейским корпусом, от 26 апреля 1943 года, свидетельствует о том, что 122 интернированных были освобождены из-за его вмешательства. Но итальянцы заметили, что епископ не делал различий в своем выборе, поэтому Грациоли приказал своим подчиненным относиться к вмешательству епископа с не большей готовностью, чем к вмешательству кого-либо еще, поскольку епископ якобы вмешивался в защиту «недостойных». [ 29 ] [ 30 ] : 37–64
Некоторые вмешательства Рожмана были предприняты для набора офицеров в коллаборационистские силы. [ 7 ] : 85 В своем письме фашистскому генералу Роботти от 12 сентября 1942 года (цитируемом выше) Рожман писал, что из итальянских лагерей для военнопленных следует освобождать только «надежных» бывших югославских офицеров, то есть тех, кто готов воевать на стороне фашистов. Итальянцы последовали рекомендациям Розмана, освободив только «надежных» офицеров, а всех остальных оставив в концентрационных лагерях. [ 31 ] В том же письме Рожман предлагал фашистским властям создать словенские коллаборационистские отряды и тайную полицию для захвата и передачи словенцев оккупантам. [ 32 ] то, что реализовали и итальянцы, и нацисты
В 1946 году в Риме сам Рожман сказал епископу Джо Б. Жабкару: «Все контакты, которые у меня были с итальянцами, я искренне сожалею. Обо всех. Я не добился ни одного, не спас ни одного заложника, не предотвратил одна высылка, не спасшая ни одного дома от поджога, не облегчила ни одного страдания. Ничего, ровным счетом ничего. Мне всегда все обещали, но никогда ничего не давали». [ 33 ]
Отношения с немцами
[ редактировать ]

После капитуляции Италии (сентябрь 1943 г.) Любляна была оккупирована немцами. 14 сентября 1943 года нацистский гауляйтер Фридрих Райнер встретился с Рожманом, чтобы проконсультироваться с ним по поводу создания новой нацистской администрации. [ 34 ] Райнер возглавил насильственную германизацию словенских провинций Штирия , Каринтия и Верхняя Карниола , откуда он изгнал 83 000 словенцев, в том числе 448 священников, а также учителей и других людей, в Сербию и нацистские концентрационные лагеря, конфисковал словенские предприятия и церковное имущество и запретил использование словенского языка в школах и государственных учреждениях. [ 35 ]
Райнер сказал Рожману, что Верхняя Крайна, как Штирия и Каринтия, останется присоединенной к нацистской Германии, но пообещал нацистскую поддержку словенским коллаборационистам. Рожман дал Райнеру удивительно подробный отчет о боях, которые словенские коллаборационисты вели против партизан. [ 34 ] Райнер спросил мнение Рожмана о Леоне Рупнике (словенском мэре Любляны при фашистах и известном антисемите). [ 36 ] ), которого он планировал назначить нацистским администратором Любляны. Рожман согласился с назначением, заявив, что не знает никого, более подходящего для этой работы. [ 34 ] Рупник был назначен президентом нацистского правительства провинции 22 сентября 1943 года.
Рожмана несколько раз фотографировали на официальных и неформальных мероприятиях, беседуя с генералом СС Эрвином Рёзенером , командующим немецкими войсками в провинции, который подчинялся непосредственно Генриху Гиммлеру . Рёзенер приказал казнить словенских мирных жителей, заложников и военнопленных. [ 37 ] что привело к тому, что его имя было упомянуто в обвинительном заключении за военные преступления в Нюрнберге . [ 38 ] 24 сентября 1942 года по инициативе Рёзенера немцы создали антипартизанское , антикоммунистическое «Домобранцы » , то есть словенское ополчение . как вспомогательное подразделение СС.
Поддержка Рожманом нацистов и его антисемитизма очевидна в пастырском письме, опубликованном 30 ноября 1943 года, в котором Рожман писал: «Только этой смелой борьбой и трудолюбивой работой для Бога, для народа и Отечества мы под руководством Германии сможем обеспечим наше существование и лучшее будущее в борьбе с еврейским заговором». [ 39 ]
20 апреля 1944 года, в день рождения Гитлера, Рожман провел молчаливую мессу в честь ополчения перед тем, как они принесли коллективную присягу на верность сражаться вместе с СС и немецкой полицией под руководством фюрера Адольфа Гитлера против партизан и их Союзники (союзники признали партизан союзной армией в 1943 году). По словам некоторых свидетелей, он решил наблюдать за событиями со стороны, несмотря на предложение места на главной трибуне, и после этого быстро ушел. Он отказался проводить мессу во время второй присяги на верность немецким войскам 30 января 1945 года (годовщина прихода к власти нацистов), но Рожман появился на главной трибуне рядом с генералом СС Эрвином Рёзенером , осматривая Дом. Войска стражи перед Урсулинской церковью . Это решение привело к предположениям о его мотивах. [ 18 ] : 292 В своем рождественском послании ополчению под командованием СС в конце 1944 года Рожман написал: «Вы защищаете свою нацию от волков и шакалов... которые отравляют души чуждым менталитетом атеистического коммунизма». [ 20 ] : 132 В январе 1944 года Рожман написал командующему Ополчением письмо, в котором подчеркнул важность словенских католических капелланов в воспитании в войсках воинственности и идеологического энтузиазма. [ 18 ]
Две присяги Ополчения на верность нацистам, на которых присутствовал епископ Рожман, привели к еще большему недоверию союзников к Ополчению. Выступая против признания западными союзниками партизан и их поддержки Соглашения Тито-Шубашича , 21 апреля 1945 года Рожман и Леон Рупник написали усташей лидеру Анте Павеличу , предлагая политический и военный союз для продолжения борьбы с партизанами, и попытаться добиться признания словенского ополчения, усташей и четников со стороны западных союзников для послевоенного Югославия. [ 40 ] Из этих усилий ничего не вышло, и западные союзники продолжали поддерживать партизан. 3 мая 1945 года Рожман присутствовал на заседании Словенского союза, который приветствовал восстановление Королевства Югославии в Таборской декларации. Они переименовали коллаборационистское ополчение в Словенскую национальную армию и объявили его освободителями, приказав им отойти вместе с немецкими войсками в Австрию. [ 41 ]
Пост-был
[ редактировать ]В конце войны Рожман бежал со своей машиной и водителем в Тироль в британской зоне Австрии. [ 42 ] [ 43 ]
Рожмана заочно судил за государственную измену военный суд 4-й югославской армии. 30 августа 1946 года он был осужден и приговорен к 18 годам тюремного заключения и принудительным работам, пожизненной утрате гражданства и ограничению гражданских прав. [ 4 ] : 334–346 Поскольку Рожман бежал из Словении без разрешения Папы Пия XII, ему так и не была назначена другая официальная должность в Церкви, а также ему было отказано ad limina, прямом общении с Папой. [ 44 ]
После войны
[ редактировать ]Различные ведущие католические деятели Югославии были обвинены в предполагаемых военных преступлениях , но скрылись от правосудия, в том числе епископ Иван Шарич из Врхбосны в Сараево , который поддерживал насильственное обращение некатоликов в католицизм. Рожман, Шарич и другие жили под наблюдением британцев в епископском дворце в Клагенфурте , Австрия, в октябре 1946 года. [ 45 ]
Рожман начал фигурировать в отчетах американской и британской разведки как причастный к крысиным тропам , которые вывозили из Европы разыскиваемых стран Оси и коллаборационистов. [ 46 ] Чтобы получить американскую визу, Рожман не посетил консульство в Берне ; 25 мая он связался с Генеральным консульством США в Цюрихе с целью получения гостевой визы в Соединенные Штаты. 28 мая он появился в Генеральном консульстве, где его проинформировали о правилах США, касающихся выдачи неквотной иммиграционной визы в качестве министра религии. Рожман и Шарич не были вместе в Швейцарии. Рожман проживал в Институте Менцингена недалеко от Цуга , а Шарич проживал в Верхнем Риве недалеко от Фрибура.
В Берне друзья Рожмана-усташи занимались оптовым мошенничеством, используя черный рынок для конвертации золота в доллары, а затем и в австрийские шиллинги. «Помощь беженцам учитывается по официальному курсу доллара», — отметили американские офицеры, добавив, что «имеются злоупотребления (официально доллар стоит 10 шиллингов, на черном рынке — 100–150). . По достоверной информации: «Рожман едет в Берн, чтобы позаботиться об этих финансах. Деньги находятся в швейцарском банке, и он планирует отправить большую часть их в Италию, а оттуда усташам в Аргентине». [ 47 ] : 132–33
Вскоре Рожман прибыл в Берн в сопровождении епископа Ивана Шарича, «палача» Сараево. К концу мая 1948 года Рожман, очевидно, осуществил эту операцию по отмыванию денег для усташей, поскольку он посетил консульство США в Цюрихе и получил «неквотную иммиграционную визу в качестве министра религии». Затем он отправился в Соединенные Штаты и поселился в Кливленде, штат Огайо . Теперь круг был почти завершен. Украденное «сокровище» Павелича удалось найти благодаря тщательному наблюдению за перемещениями и деятельностью квислинговского епископа Люблянского. ... [ 47 ] : 133
После постоянного поселения в Кливленде, штат Огайо , Рожман зарегистрирован как трижды посещавший Аргентину , в 1949, 1952 и 1956 годах. Он умер в Кливленде 16 ноября 1959 года в возрасте 76 лет. Рожман был похоронен на францисканском кладбище в Лемонте, штат Иллинойс . Его останки были возвращены в Любляну и перезахоронены в Люблянском соборе 13 апреля 2013 года. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Реабилитация и судебные иски
[ редактировать ]После обретения Словенией независимости в 1990-х годах Католическая церковь обратилась с просьбой пересмотреть приговор Рожману. [ 51 ] Официальный запрос о переоценке был сделан прокурором Словении Антоном Дробничем перед визитом в Словению Папы Иоанна Павла II в 1999 году. [ 52 ] Антон Дробнич поручил двум историкам, Тамаре Гриссер Печар и Франсу М. Долинару, подготовить диссертацию или защиту для этого повторного рассмотрения. Позже это было опубликовано в Рожмановском процессе . [ 18 ] : 13 На том основании, что он должен был иметь право на защиту, приговор Рожману, вынесенный в 1946 году, был отменен Верховным судом Словении в 2007 году, а его дело было отправлено в суд первой инстанции на повторное рассмотрение. 10 апреля 2009 года судебный процесс был прекращен в связи со смертью подсудимого. [ 4 ] : 630–643 [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]- Сотрудничество во время Второй мировой войны
- Леон Рупник
- Алоизий Степинац
- Иван Шарич (архиепископ)
- Югославия во время Второй мировой войны
- Словенское ополчение
- Преследование христиан в Восточном блоке
- Антикатолицизм
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Чипич Рехар, Мария; Долинар, Франция М.; Гриссер Печар, Тамара ; Отрин, Блаж; Височник, Юлиана (2010). Между решением суда и решением совести [ Между решением суда и решением совести ] (на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 978-961-222-774-6 .
- Долинар, Франция М.; Гриссер Печар, Тамара (1996). Рожмана ( Процесс на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 961-222-088-3 .
- Коларич Рехар, Якоб (1967). Епископ Рожман: духовный образ великой личности на переломе времени [ Епископ Розман: духовный образ великой личности на переломе времени ] (на словенском языке). Кёльн: Общество Св. Мохорджа.
- Плетерски, Янко ; и др. (2008). Епископ Рожман в истории [ Епископ Рожман в истории ] (на словенском языке). Любляна: Ассоциация писателей-историков NOB Словении.
- Симпозиум Рожмана в Риме [ Симпозиум Рожмана в Риме ] (на словенском языке). Целье: Компания Мохора. 2001. ISBN 961-218-355-4 .
- Пиньятаро, Лука, Словения между началом двадцатого века и послевоенным периодом , в «Новой современной истории», XIII, 1 (2009), стр. 11–30 (на итальянском языке)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Заявления, например, о том, что он считал: «... [Срочно] необходимо, чтобы словенское ополчение имело больше священников-викаратов, чем принято для обычной армии», поскольку он считал необходимым поддерживать боевой дух в добровольцах, подчеркивая моральные идеалы борьбы против коммунистической революции рассматриваются ими как доказательство того, что он признал ополчение военной силой в религиозной войне против коммунизма. [ 7 ] : 88
- ^ Словенский : Никакого сотрудничества, никакой связи с безбожием и теми, для кого безбожие является ведущей точкой зрения. Твердо стойте в своей вере в Бога, стройте свое будущее на Божьих заповедях, которые являются единственным прочным фундаментом здорового развития каждого народа, большого и малого. Оставайтесь в живых, люди мои, не убивайте себя и не бросайте вызов тем мерам, которые должны поразить вас в вашей жизненной силе.
- ^ Словенский : «Я знаю, что защитники коммунизма и некоторые ослепленные католики обвинят меня во вмешательстве в политику этим пастырским письмом, которое не является делом епископа и не принадлежит церкви. Но, дорогие верующие, борьба против безбожный коммунизм – это не политика, а дело религиозное, потому что оно касается веры в Бога, т. е. самой основной истины всякой религии, особенно нашей христианской веры. Отвержение безбожных учений, защита истин нашей святой веры – это дело религиозное и религиозное. долг, каждый, кто имеет здоровый ум, осознает это».
- ^ Словенцы : «Вы защищаете свою нацию от волков и шакалов, которые уничтожают жизни и имущество своих соотечественников, от «арендаторов, не заботящихся об овцах», которые отравляют души чуждым менталитетом безбожного коммунизма и тем самым разрушают духовные основы, на которых веками было построено все то духовное богатство, которое мы имеем вместе с христианской Европой».
- ^ Это число, вероятно, больше, поскольку семьи, в дела которых он вмешался, считались семьями из 3 человек, хотя в то время в семьях обычно было более трех человек.
- ^ Предполагается, что группы, численность которых неизвестна, вместе насчитывали несколько сотен человек.
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Верховный суд отменил приговор епископу Рожману» . Словения Таймс. 11 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 520. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Краньц, Грегорр (2012). Идти с дьяволом: словенское сотрудничество и оккупация Оси, 1941–1945 гг . Торонто: Университет Торонто Press.
- ^ Jump up to: а б с д Чипич Рехар, Мария; Долинар, Франция М.; Гриссер Печар, Тамара ; Отрин, Блаж; Височник, Юлиана (2010). Между решением суда и решением совести [ Между решением суда и решением совести ] (на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 978-961-222-774-6 .
- ^ Jump up to: а б Чепич, Зденко; и др. (1995). Ключевые характеристики словенской политики в 1929–1955 годах (PDF) (на словенском языке). Институт новейшей истории. п. 42. ИСБН 961-90261-0-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2011 г. Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гриссер Печар, Тамара (2004). Разделенная нация (и словенская). Любляна: Младникса книга. ISBN 86-11-16799-6 .
- ^ Jump up to: а б с Плетерски, Янко ; и др. (2008). Епископ Рожман в истории [ Епископ Рожман в истории ]. Любляна: Ассоциация писателей-историков NOB Словении.
- ^ Каттниг, Франк и Янзо Зерцер. 1982. Двуязычная Каринтия/Zweisprachiges Kärnten . Клагенфурт: Издательство Морхор/Hermagoras-Verlag.
- ^ Малле, Огюстен (2001). «Каринтийские годы Рожмана». Симпозиум Рожмана в Риме [ Симпозиум Рожмана в Риме ] (на словенском языке). Целье: Компания Мохора. стр. 7-21. ISBN 961-218-355-4 .
- ^ Jump up to: а б Долинар, Франция М. (2010). «Григорий Рожман (1883–1959)». Между решением суда и решением совести [ Между решением суда и решением совести ] (на словенском языке). Любляна: Семья. стр. 19–35. ISBN 978-961-222-774-6 .
- ^ Метод, Бенедик (2001). «Грегорий Рожман – профессор права» [Грегорий Рожман – профессор права]. Симпозиум Рожмана в Риме [ Симпозиум Рожмана в Риме ] (на словенском языке). Целье: Компания Мохора. стр. 23–38. ISBN 961-218-355-4 .
- ^ Ямник, Антон (2001). «Рожман – духовный лидер Орла » . Симпозиум Рожмана в Риме [ Симпозиум Рожмана в Риме ] (на словенском языке). Целье: Компания Мохора. стр. 39–50. ISBN 961-218-355-4 .
- ^ «Епископ Григорий Роман» . Catholic-Hierarchy.org . Дэвид М. Чейни . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 104. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 101. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг.: Оккупация и сотрудничество 2 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 127. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Jump up to: а б Томинсек-Рихтар, Тадея. «Жертвы войны и революции» (PDF) . Республика Словения — Государственный совет . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Долинар, Франция М.; Гриссер Печар, Тамара (1996). Рожмана ( Процесс на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 961-222-088-3 .
- ↑ Он посетил итальянского верховного комиссара Эмилио Грациоли в воскресенье, 20 апреля 1941 года, через две недели после вторжения Вермахта, и, объясняя причины этого в Люблянском шкофийском списке ( Люблянские епархиальные ведомости ), опубликованном 31 июля 1941 года, Рожман написал, что он выразил Грациоли следующее:
- «Благодарность духовенства и верующих за то, что военные мирно оккупировали регион, сохранили порядок и предоставили людям свободу, особенно в религиозном смысле; относительно сотрудничества представителей церкви с новой фашистской Италией, для нас, католиков, Божьей решающее значение имеет слово, которое гласит: «Всякая душа да будет покорна высшим силам, ибо нет власти, кроме Бога и тех, которые Бог утвердил» (Римлянам 13:1). С этой точки зрения мы признаем высшую силу, которая находится выше. нас и мы будем, следуя своей совести, «благоволить сотрудничать» к почетной и вечной пользе народа, среди которого просится Божья забота о священниках».
- «Мы благодарны Богу за то, что Он внушил лидеру Великой Италии мысли щедрой справедливости и внимательной мудрости, с которой Его Величество... предложил основание Люблянского края». Люблянский шкофийский список , стр. 4–6, 31 июля 1941 г.; цитируется Тамарой Гриссер Печар и Франсом Мартином Долинаром, «Рожмановские процессы», стр. 50, 52, Любляна, 1996. Словения, 1945 г. , Джон Корселлис, Маркус Феррар. Доступно онлайн в Словении, 1945 год , авторы: Джон Корселлис и Маркус Феррар.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чипич Рехар, Мария (2010). «Проповеди и пастырские послания епископа Рожмана во время войны». Между решением суда и решением совести [ Между решением суда и решением совести ] (на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 978-961-222-774-6 .
- ^ Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг.: Оккупация и сотрудничество 2 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 101. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Ференц, Тоне (1987). Народная власть в Словении 1941–1942, книга первая: Государство в государстве ( Народная власть в Словении 1941–1942 , книга первая: «Государство в государстве»). Издательство Борец
- ^ Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг.: Оккупация и сотрудничество 2 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 107. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Томашевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг.: Оккупация и сотрудничество 2 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 108. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Jump up to: а б с Ян, Иван (1998). Епископ Рожман и преемственность . Словения.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Партизаны были в основном религиозными мальчиками» . Дневник . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг.: Оккупация и сотрудничество 2 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 521.
- ^ Подробнее об этом: Ференц, Тоне (2002). Dies irae: четники, деревенские стражники и их вера осенью 1943 года [ Dies irae: четники, деревенские стражники и их вера осенью 1943 года ] (на словенском языке). Любляна: Модрижан. ISBN 961-6465-02-3 .
- ↑ Полный список людей, за которых вмешался Рожман, читайте:
Гриссер Печар, Тамара (2010). «Хронология выступлений люблянского епископа доктора Григория Рожмана». Между решением суда ( и решением совести на словенском языке). Любляна: Семья. стр. 64–123. ISBN 978-961-222-774-6 . - ^ Гриссер Печар, Тамара (2010). «Вмешательства Рожмана в дела оккупанта». Между решением суда и решением совести [ Между решением суда и решением совести ] (на словенском языке). Любляна: Семья. ISBN 978-961-222-774-6 .
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 108. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 519. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ Жнидарич, Марьян (2008). Словенцы в тисках оккупации, коллаборационизма и освободительной борьбы в 1941-1945 годах . Любляна: Ассоциация писателей-историков NOB Словении. п. 22.
- ^ Jump up to: а б с Грум, Джон (1995). «Предложение или мнение» [Предложение или мнение]. Пакт (и словенский) (19). Новый словенский пакт. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 83–86. ISBN 0-8047-0857-6 .
- ^ Рупник, Леон. «Большевизм: инструмент международного еврейства» (PDF) .
- ^ Одно из уведомлений о казни Рёзенера: http://shrani.si/files/0s3cj.jpg. Архивировано 8 октября 2020 г. в Wayback Machine . Там написано:
«Примечание: установлено, что большинство жителей мужского пола деревень Градище (Gradische pri Lukovici) и Корено, Крайс Штайн, присоединились к бандам [повстанцев], в то время как остальная часть населения постоянно поддерживала их сообщениями и продовольствие и, несмотря на то, что они знали о местонахождении и деятельности бандитов, не уведомили власти. По этой причине обе деревни были уничтожены пожаром, жители мужского пола старше 18 лет были расстреляны, а остальное население выселено».
Другие уведомления о крупномасштабных казнях по приказу Рёзенера в июне, июле и ноябре 1942 года: [1]
«Архивная копия» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 20 ноября 2007 г.{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Граф 3 (C) Убийство и жестокое обращение с военнопленными: «В Югославии немецкое командование и оккупационные власти в лице руководителей полиции, войск СС (генерал-лейтенанта полиции Розенера) и дивизионной группы Командование (генерал Кюблер и другие) в период 1941–43 отдавало приказ о расстреле военнопленных». «Проект Авалон: Обвинение: раздел третий» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 г. Проверено 20 ноября 2007 г. .
- ^ Фридлендер, Саул (1980). Пий XII и Третий Рейх: Документация . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 106. ИСБН 0-374-92930-0 .
- ^ Лешник, август (2011). «Проигнорированный меморандум генерала Леона Рупника и епископа Грегори Рожмана Анте Павеличу» . Вклад в современную историю .
- ^ Краньц, Грегор Йозеф (1 января 2013 г.). Идти с дьяволом: словенское сотрудничество и оккупация стран Оси, 1941–1945 гг . Университет Торонто Пресс. п. 217-219. ISBN 9781442613300 .
- ↑ Ладислав Бевц, очевидец, писал, что «[D]несмотря на британские блокпосты вокруг Лиенца , беженцы, как правило, могли найти способ обойти их и проникнуть в Анрас, горную деревню, куда переехал епископ Рожман. У епископа все еще была своя автомобиль, которым управлял его капеллан».
Профиль , dangel.net; по состоянию на 10 октября 2015 г. - ^ Томасевич, Йозо (октябрь 2002 г.). Война и революция в Югославии, 1941–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804779241 . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 518. ИСБН 0-8047-0857-6 .
- ^ ПРО, ФО 371; Ясеновац-Донья Градина: Индустрия смерти, 1941–45. Архивировано 6 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ МИ-6: Внутри тайного мира секретной разведывательной службы Ее Величества , Стивен Доррил, The Free Press, Нью-Йорк, 2000, стр. 864–907; ISBN 0-7432-0379-8 . С. 330, 332, 335, 339, 341–2, 350, 434.
- ^ Jump up to: а б Джон Лофтус и Марк Ааронс. Нечестивая троица – Ватикан, нацисты и швейцарские банки . Пресса Святого Мартина, 1998; ISBN 0-312-18199-X
- ^ «Прощание с Рожманом: верующие заполняют собор Любляны», delo.si, 13 апреля 2013 г. (на словенском языке)
- ^ «Когда были получены останки епископа Рожмана, верующие заполнили собор» , dnevnik.si, 13 апреля 2013 г. (на словенском языке)
- ^ «Около тысячи человек на похоронах епископа Рожмана» , Siol.net, 13 апреля 2013 г. (на словенском языке)
- ^ Антон Дробнич (4 декабря 2009 г.). «Епископ Рожман в войне и революции» . Новый словенский пакт. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- ↑ Вечерние новости , 13 февраля 1996 г.
- ^ Гргич, Йожица. «Похороны епископа Рожмана, жизнь и времена» , Дело , 12 апреля 2013 г. (на словенском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тамара Гриссер Печар (12 ноября 2009 г.). «Епископ Люблянский доктор Григорий Рожман» . Новый словенский пакт. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- Тамара Гриссер Печар (4 ноября 2009 г.). «Презентация книги о епископе докторе Григории Рожмане: Между приговором суда и судом совести» (PDF) . Семья . Проверено 22 июля 2011 г.
- 1883 рождения
- 1959 смертей
- Жители района Фёлькермаркт
- Люди из герцогства Каринтия
- Каринтийские словенцы
- Римско-католические епископы Любляны
- Словенские коллаборационисты с нацистской Германией
- Словенские антикоммунисты
- Словенский народ Второй мировой войны
- Югославия во Второй мировой войне
- Испытания в Словении
- Антисемитизм в Югославии
- Римско-католические епископы в Югославии
- Выпускники Венского университета
- Академический состав Люблянского университета
- Югославские эмигранты в США
- Люди, осужденные заочно
- Люди, осужденные за измену Югославии
- Антисемитизм в Словении