Jump to content

Неграждане (Латвия)

(Перенаправлено с Негражданин (Латвия) )

Негражданами или иностранцами ( латыш . nepilsoņi ) в латвийском законодательстве являются лица, не являющиеся гражданами Латвии или какой-либо другой страны, но которые в соответствии с латвийским законом «О статусе граждан бывшего СССР, не владеющих ни латвийским, ни другое гражданство», имеют право на паспорт негражданина, выданный правительством Латвии, а также другие конкретные права. Примерно две трети из них — этнические русские , за ними следуют белорусы, украинцы, поляки и литовцы. [1]

Негражданами являются «граждане бывшего СССР (...), проживающие в Латвийской Республике, а также временно отсутствующие, и их дети, которые одновременно соответствуют следующим условиям: 1) 1 июля 1992 года они были зарегистрированы на территории Латвии независимо от статуса жилой площади, указанной в регистрации места жительства, или до 1 июля 1992 года их последнее зарегистрированное место жительства находилось в Латвийской Республике, или решением суда было установлено, что они проживали на территории Латвии 10 лет подряд до указанной даты; 2) они не являются гражданами Латвии и 3) они не являются и не были гражданами другого государства». При этом «дети [вышеуказанных лиц], если оба их родителя на момент рождения детей были негражданами или один из родителей является негражданином, а другой является лицом без гражданства или неизвестен, или по взаимному согласию родителей, если один из родителей является негражданином, а другой – гражданином другой страны». [2]

Паспорт негражданина Латвии (2011 г.).

Дети, родившиеся после восстановления независимости Латвии (21 августа 1991 года) от родителей, которые оба не являются гражданами, имели право на гражданство по заявлению любого из родителей до 2020 года. С 1 января 2020 года латвийское гражданство автоматически предоставляется всем детям, родившимся в Латвии. независимо от того, какой статус имеют их родители (граждане или неграждане). Дети, рожденные в Латвии, получают либо гражданство Латвии, либо гражданство другой страны, если оба родителя согласны на другое гражданство. По умолчанию латвийское гражданство предоставляется всем детям, рожденным от родителей-резидентов Латвии. Если ребенок родился за пределами Латвии или один из родителей является гражданином другой страны, для признания ребенка родителями необходимо подать заявление и документы, подтверждающие, что ребенок не является и не был гражданином другого государства. гражданин Латвии. [3]

Такие источники, как Amnesty International, описывают статус негражданина как равносильный безгражданству . [4] [5] [6] [7] Однако Европейская комиссия утверждает, что статус негражданина как в Латвии, так и в Эстонии уникален и ранее не существовал в международном праве. [8]

«Негражданам» Латвии разрешено путешествовать как в Шенгенскую зону , так и в Россию без визы - право, не предоставленное гражданам Латвии (см. Визовые требования для неграждан Латвии ). Однако «негражданам» разрешено находиться в других странах Шенгенской зоны не более 90 дней в течение любого 180-дневного периода (тогда как граждане Латвии могут оставаться неопределенно долго в любой стране Шенгенской зоны или ЕС). Более того, «неграждане» не могут легально работать в других странах ЕС без разрешения на работу. [9]

Демография

[ редактировать ]
Гражданство жителей Латвии (Реестр населения, июль 2023 г.) [10] [11]
Граждане Латвии (1 725 879)
84.18%
Неграждане Латвии (183 796)
8.96%
Граждане России (48 833)
2.38%
Граждане Украины (8 513)
0.42%
Граждане Литвы (5140)
0.25%
Граждане Беларуси (4353)
0.21%
Остальные, в основном граждане других стран (73 800)
3.6%

По данным переписи населения, в марте 2011 года в Латвии проживало 290 660 неграждан или 14,1% жителей Латвии. [12] по сравнению с примерно 715 000 в 1991 году. [13] По данным Регистра населения, в январе 2011 года в Латвии проживало 326 735 неграждан. [14]

Данные Регистра населения по состоянию на январь 2022 года показали, что в Латвии проживает 195 159 неграждан (9,56% жителей). [10] [11] Безусловно, самой крупной этнической группой среди всех неграждан являются русские, которые составляют 65,5% всех неграждан, 13,7% - белорусы, 9,9% - украинцы, 3,5% - поляки и 2,4% - литовцы. Среди крупнейших этнических групп Латвии 0,04% всех этнических латышей являются негражданами, а также 26% русских, 45% белорусов, 41% украинцев, 17% поляков, 20% литовцев, 22% Евреи, 4% цыган и 17% немцев. [1] Кроме того, 4397 неграждан были зарегистрированы как проживающие за пределами Латвии. [15]

В возрастной группе до 18 лет неграждане составляют 2,1% жителей; среди взрослых – 14,2%; в возрастной группе старше 90 лет — 25,0%, по состоянию на 2015 год. [16] По состоянию на 2020 год большинство неграждан, 62,3%, проживают в трех крупнейших городах страны: Риге, Даугавпилсе и Лиепае , которые составляют 41,3% населения Латвии. [17] По состоянию на январь 2016 года 42,92% неграждан родились в Латвии. [18]

Референдум, проведенный в октябре 1998 года, отменил систему «окон», которая ограничивала возрастные группы, которым разрешено натурализоваться каждый год. Он также дал право детям неграждан, родившимся в Латвии после 21 августа 1991 года, зарегистрироваться в качестве граждан без натурализации. [19] за исключением тюремного заключения или получения другого гражданства. [20] Родители могут запросить гражданство для своих детей до 15 лет, после чего ребенок может подать запрос от своего имени в возрасте от 15 до 17 лет.

С 1 января 2020 года латвийское гражданство автоматически предоставляется всем детям, родившимся в Латвии, независимо от статуса их родителей (граждане или неграждане). Дети, родившиеся в Латвии, получат либо гражданство Латвии, либо гражданство другой страны, если оба родителя согласятся на другое гражданство. По умолчанию латвийское гражданство будет предоставлено всем детям, рожденным от родителей-резидентов Латвии. Если ребенок родился за пределами Латвии или один из родителей является гражданином другой страны, для признания ребенка родителями необходимо подать заявление и документы, подтверждающие, что ребенок не является и не был гражданином другого государства. гражданин Латвии. [21]

По мнению Конституционного суда Латвии,

15. После принятия Закона о негражданах появилась новая, до того неизвестная категория лиц – неграждане Латвии. Неграждане Латвии не могут сравниваться ни с каким другим статусом физического лица, определенным в международно-правовых актах, так как норма прав, установленная для неграждан, не соответствует ни одному другому статусу. Неграждане Латвии не могут рассматриваться ни как граждане, ни иностранцы или лица без гражданства , а как лица с «особым правовым статусом» (..) 17. (..) права и международные обязанности, определенные для неграждан, свидетельствуют о том, что правовые связи неграждан с Латвией в определенной степени признаны и на основании вышеизложенного созданы взаимные обязательства и права. [22]
Официальный образец удостоверения личности иностранца (2007 г.).

Латвийский парламент создал категорию негражданина в 1991 году. [23] когда он подтвердил правовую преемственность с первоначальными законами Латвии о гражданстве. Лица, которые были гражданами Латвии по состоянию на 17 июня 1940 года , до советской оккупации, вновь были признаны гражданами вместе со своими потомками. Закон также предоставляет гражданство всем постоянным жителям Латвии, которые не имеют другого гражданства и являются латышами или ливонцами, а также лицам (вместе со своими детьми до 15 лет), получившим всеобщее начальное или среднее образование с латышским языком в качестве основного. язык обучения. [24] Это фактически ограничило статус негражданина преимущественно русскоязычными людьми, прибывшими в советское время.Примечательно, что сюда входили и некоторые из тех, кто избрал рассматриваемый парламент.

Для решения вопроса о бывших советских гражданах, не имеющих латвийского гражданства, был принят Закон « О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или какого-либо другого государства». [25] был принят в 1995 году в качестве временной меры до принятия решения об изменении режима гражданства в ныне независимых бывших советских республиках.

Проблема неграждан приравнивается к проблеме безгражданства . Парламентская ассамблея ОБСЕ назвала неграждан лицами без гражданства [4] и Amnesty International. [26] Неграждане названы в качестве примера проблем безгражданства Комиссаром по правам человека, [6] хотя и допускает, что неграждане могут не предпочитать гражданство для своих детей, [27] Специальный докладчик ООН и связанной с ними нетерпимости рекомендует Латвии «пересмотреть существующие требования по натурализации с по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии целью облегчить предоставление гражданства негражданам, выполняя обязательства, установленные Конвенцией 1961 года о Сокращение безгражданства». [7] Омбудсмен Латвии Романс Апситис счел «особый правовой статус» неграждан сомнительным с точки зрения международного права. [28]

По определению латвийского законодательства, неграждане не являются лицами без гражданства. Хотя у них есть права, аналогичные гражданам, например, право проживать в Латвии без виз или разрешения на временное проживание, права в других сферах урезаны. Неграждане не могут голосовать, [29] хотя они могут в меньшей степени участвовать в государственной политике через НПО. Пенсионные права ограничены, [30] а неграждане не могут занимать определенные должности в местных и национальных органах власти, на государственной службе и в других государственных органах. Неграждане освобождаются от военной службы, которая была обязательной для граждан Латвии мужского пола до 2006 года. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в 1999 году назвал положение неграждан дискриминационным. [31]

Что касается международного права, Сеть независимых экспертов ЕС по основным правам не считает неграждан апатридами, которая отмечает (курсив наш):

... в Латвии неграждане согласно Закону 1995 года «О статусе граждан бывшего СССР, не являющиеся гражданами Латвии или какой-либо другой страны», не являются ни гражданами, ни иностранцами, ни лицами без гражданства . Большая часть крупного русскоязычного населения страны попадает в эту категорию, неизвестную в международном публичном праве . То же самое касается и неграждан Эстонии . [8]

Права латвийских неграждан за пределами Латвии регулируются строго договором. Например, неграждане теперь путешествуют по ЕС без виз в рамках Шенгенской зоны, как и граждане Латвии; оба имеют доступ к латвийским консульским услугам за рубежом. (Граждане иностранных государств, проживающие в Латвии, не пользуются этой привилегией.) За пределами ЕС многие страны разрешают безвизовый режим для граждан Латвии, но не для неграждан. [32]

Питер Ван Элсувеге, специалист по европейскому праву из Гентского университета , утверждает, что латвийское законодательство основано на установленном правовом принципе, согласно которому лица, поселившиеся под властью оккупационной державы, не получают автоматического права на гражданство. По словам Ван Эльсувеге, это подтверждается рядом исторических прецедентов, в первую очередь случаем Эльзаса-Лотарингии, когда французы при возвращении территории в 1918 году не предоставили гражданство немецким поселенцам, несмотря на то, что Германия аннексировала территорию 47 годами ранее, в 1871 году. [33]

Натурализация

[ редактировать ]

Неграждане могут натурализоваться при условии, что они постоянно проживают в Латвии не менее 5 лет, демонстрируют знание латышского языка, правильно отвечают на вопросы, касающиеся Конституции и истории Латвии, в том числе о том, что она была оккупирована Советским Союзом (вопрос обсуждается на латышском русском языке). нажимать) [34] и знать слова гимна Латвии . [35] Гражданство не могут быть предоставлены бывшим военнослужащим иностранных вооруженных сил (например, Советской Армии ), людям, осужденным за пропаганду фашистских или коммунистических идей или разжиганию межнациональной розни, а также лицам, считающимся враждебными по отношению к Латвийской Республике. Правительство может отказать в натурализации лицам, выполнившим требования, если будет установлено, что они нелояльны. Это было оспорено в деле «Петропавловскис против Латвии» в Европейском суде по правам человека , но в 2015 году суд единогласно решил, что такие отказы законны. [36]

По состоянию на 30 июня 2010 г. натурализовано 134 039 человек, в основном бывшие неграждане. Уровень натурализации достиг своего пика в 2004–2006 годах, достигнув пика в 2005 году (19 169 натурализованных), и с тех пор существенно снизился по всем этническим категориям (2 080 натурализованных в 2009 году). [37]

Опрос, проведенный и опубликованный в 2003 году Советом по натурализации, показал, что категории неграждан с наибольшей вероятностью натурализации были: социально активные, в возрасте от 25 до 50 лет, женщины, имеющие высшее образование, служащие местных или национальных органов власти и все, кто живет в Риге. и его окрестности. Факторами, объясняющими, почему люди не стремятся получить гражданство, были: [38]

  1. 34,2% — люди автоматически заслуживают гражданства
  2. 26,2% — надеются, что натурализацию упростят
  3. 26,2% — путешествовать в Содружество Независимых Государств негражданам проще
  4. 23,5% — опасения по поводу прохождения латышского теста
  5. 21,6% — нет особой необходимости
  6. 20,5% — опасения по поводу сдачи экзамена по истории Латвии
  7. 20,2% — стоимость комиссий
  8. 18,1% — не хватает времени
  9. 17,9% — натурализация унизительна
  10. Менее 9% — предпочтение гражданству, отличному от латвийского.

Политика гражданства

[ редактировать ]

Народный фронт Латвии поддержал идею о том, что гражданами должны стать долговременные жители Латвии, которые заявляют о своем желании получить гражданство Латвии и четко связывают свою судьбу с государством. [39]

По данным исследования SKDS, [40] в 2005 г. 45,9% жителей (но только 38,4% граждан) поддержали предоставление права голоса негражданам на муниципальных выборах, против таких поправок были 35,6% жителей (и 42,8% граждан). Поддержку этой идее выразили 74,6% русскоязычных респондентов и 24,8% респондентов-этнических латышей, негативное отношение к ней проявили 7,8% русскоязычных респондентов и 55,9% респондентов-этнических латышей.

В настоящее время Партия Согласия поддерживает упрощение получения натурализации и гражданства для некоторых категорий неграждан. [41] Латвийско -Русский Союз , поддерживающий эти шаги, также поддерживает идею «нулевого варианта» или безоговорочного предоставления гражданства всем «негражданам». [42] С другой стороны, Национальный Альянс призывает остановить натурализацию. [43] Большинство правящих партий поддерживают статус-кво . LPP и LC заявили в 2007 году, что они поддерживают право голоса неграждан на местных выборах, но предложили провести референдум по этому вопросу в 2009 году, который должен состояться одновременно с местными выборами. [44] и не поддерживают сейчас соответствующие предложения в парламенте. [45]

Международное сообщество высказывает несколько иные взгляды на этот вопрос. Миссия ОБСЕ, наблюдавшая за парламентскими выборами 2006 года, отметила, что

Примерно 400 000 человек в Латвии, около 18 процентов от общей численности населения, не получили ни латвийского, ни какого-либо другого гражданства и поэтому по-прежнему имеют статус «неграждан». В подавляющем большинстве случаев это были лица, мигрировавшие в Латвию из стран бывшего Советского Союза, и их потомки. Неграждане не имеют права голосовать ни на каких выборах в Латвии, но могут вступать в политические партии. Чтобы получить гражданство, эти лица должны пройти процедуру натурализации, которую после выборов в Сейм 2002 года прошли более 50 000 человек. ОБСЕ заявила, что тот факт, что значительный процент взрослого населения не имеет избирательных прав, представляет собой продолжающийся дефицит демократии. [46]

Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы в ноябре 2006 года установила:

Ассамблея считает, что принятые в Латвии правила натурализации не создают непреодолимых препятствий для приобретения латвийского гражданства и что применимая процедура не влечет за собой каких-либо требований, которые являются чрезмерными или противоречат существующим европейским стандартам. Однако, когда речь идет об очень специфической ситуации с негражданами, которая является беспрецедентной и, следовательно, не имеет базовой структуры европейских норм или практики, Ассамблея считает, что возможны дальнейшие улучшения, чтобы избежать ненужных требований для приобретения латвийского гражданства. [47]

Международные рекомендации Латвии, касающиеся отсутствия гражданства, включают:

  • предоставление права голоса негражданам на местных выборах; [48] [49] [50]
  • содействие натурализации; [51] [52] [53]
  • сокращение различий в правах между гражданами и негражданами; [54] [55]
  • избегая требования к лицам, подающим заявление на натурализацию, выражать убеждения, противоречащие их прочтению истории своего культурного сообщества или нации. [56]

МИД России регулярно обвиняет Латвию в серьезных нарушениях прав ее русскоязычного населения, называя неграждан «апатридами». [57] Отвечая на обвинения в дискриминации, латвийские власти заявляют, что практической разницы между гражданами и негражданами мало. [27] основные из них заключаются в том, что неграждане не могут голосовать и что неграждане освобождаются от военной службы.

МИД России опубликовал сборник [58] международных рекомендаций Латвии относительно прав меньшинств, в том числе по вопросу отсутствия гражданства. Сама Россия с июня 2008 года разрешила большинству неграждан Латвии короткие поездки без виз. [59] [60] Этот шаг раскритиковал МИД Латвии. [61] но приветствовался Генеральным секретарем Совета Европы Т. Дэвисом. [62] Ранее за однократную российскую визу с граждан Латвии взималась более высокая плата, чем с неграждан (более чем в пять раз больше по состоянию на декабрь 2007 г.), что, по мнению Т. Мальмлофа, является полезным, если не поощряющим безгражданство. [63]

Совет Европы

[ редактировать ]

Как сообщается в докладе Европейского комиссара по правам человека по Латвии за 2007 год, в 2006 году в стране проживало 411 054 негражданина, 66,5% из них принадлежали к русскому меньшинству (согласно §30). Хотя заявления детей, родившихся после 21 августа 1991 года, рассматриваются в упрощенном порядке, «более 13 000 детей по-прежнему являются негражданами, а дети по-прежнему рождаются негражданами» (согласно §37,38). Комиссар отметил, что «исключение неграждан из политической жизни никак не способствует их интеграции» (§43). Как сообщалось, «продолжающееся существование статуса негражданина», которым в основном обладают представители национальных меньшинств, «глубоко проблематично с точки зрения реального или предполагаемого равенства и социальной сплоченности» (§29). [64]

Комиссар отметил, что не все неграждане могут захотеть получить статус гражданства, но не стал дополнительно изучать эту возможность. Его отчет также содержал разъяснения, предоставленные правительством Латвии в ответ, в том числе:

  • относительно §30. По состоянию на 2007 год в Латвии проживает 386 632 негражданина, что составляет менее 17% населения Латвии». В докладе необоснованно объединяются русскоязычные люди в одно меньшинство. Лишь 28,2% населения составляют этнические русские и более половины (56,6%) являются гражданами. Латвия привержена укреплению всех меньшинств, включая те, которые пострадали от русификации, например, украинцев и белорусов. [ нужна ссылка ]
  • относительно §43. НПО и все члены общества могут участвовать в разработке политики. «Оказана консультативная поддержка НПО национальных меньшинств... Латвийские власти не считают, что предоставление права голоса на местном уровне негражданам в Латвии усилит стимул к натурализации; наоборот, гораздо более вероятно. обширный исследовательский проект под названием « Влияние региональных аспектов на решение вопросов гражданства», проведенный Советом по натурализации, показал, что одним из основных препятствий для подачи заявления на получение латвийского гражданства является отсутствие мотивации, в том числе незначительные различия между правами граждан и неграждан. граждане Латвия предпочитает иметь много полноправных граждан, а не много неграждан со многими правами, в то же время признавая, что любые ограничения должны иметь веские основания и соответствовать международным стандартам. Кроме того, не существует международных стандартов голосования. права неграждан, и в настоящее время это не является широко распространенной практикой среди государств-членов Совета Европы. В Латвии это конституционный вопрос». [64]

Комиссар объяснил, что по-прежнему существует большое количество неграждан, особенно детей, «отсутствием приверженности» со стороны латвийских властей, которые ответили, что Латвия материально привержена правам своих меньшинств, и что с практической точки зрения, получение гражданства дает мало дополнительных преимуществ и мотивации по сравнению с тем, чтобы оставаться негражданином. [64]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Население Латвии по этнической принадлежности и национальности; Управление по делам гражданства и миграции. Архивировано 22 марта 2021 года в Wayback Machine 2021 (на латышском языке).
  2. ^ «Статья 1 и статья 8 Закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» » . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  3. ^ «С 2020 года в Латвии больше не будет рождаться «неграждан»» . Общественное вещание Латвии . 19 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б см. пункт. 16 Резолюции о национальных меньшинствах. Архивировано 24 сентября 2015 г., в Wayback Machine ПА ОБСЕ, 2004 г.
  5. ^ Отчет Amnesty International за 2009 год. Архивировано 10 июня 2009 года в Wayback Machine.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Никто не должен быть апатридом в сегодняшней Европе» . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 11 января 2009 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Отчет о миссии в Латвию (2008 г.). Архивировано 3 марта 2016 г., в Wayback Machine , Специальный докладчик ООН по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости — см. пункт. 30 и 88
  8. ^ Перейти обратно: а б Сводный отчет: выводы и рекомендации о ситуации с основными правами в Европейском Союзе и его государствах-членах в 2003 году (PDF) . Сеть независимых экспертов ЕС по основным правам. 4 февраля 2004 г. с. 90 . Проверено 17 марта 2022 г.
  9. ^ «Неграждане Латвии и Эстонии: безвизовый режим для большинства стран ЕС-27» . Workpermit.com . 2 января 2007 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б https://www.pmlp.gov.lv/lv/media/10686/download
  11. ^ Перейти обратно: а б https://www.pmlp.gov.lv/lv/media/10698/download
  12. ^ Гражданство населения . Архивировано 10 июня 2012 года в Wayback Machine (на английском языке) - Центральное статистическое управление Латвии.
  13. ^ Б. Боуринг Отчет о второй миссии в Латвийскую Республику от имени FIDH и Коллегии адвокатов Англии и Уэльса. Архивировано 14 сентября 2015 г., в Wayback Machine HRC, 1994 г. - см. стр. 16
  14. ^ Население Латвии по национальностям; Управление по делам гражданства и миграции 1 января 2011 г. Архивировано 11 августа 2011 г. в Wayback Machine (на латышском языке).
  15. ^ Проживающие за рубежом по национальности и году рождения; Управление по делам гражданства и миграции
  16. ^ Население Латвии по годам рождения и национальности; Управление по делам гражданства и миграции. Архивировано 16 марта 2015 г., на Wayback Machine 2015 (на латышском языке).
  17. ^ Население Латвии по национальности и муниципалитетам; Данные Управления по делам гражданства и миграции. Архивировано 2 марта 2020 года, в Wayback Machine , 1 января 2020 года (на латышском языке).
  18. ^ Третий отчет о выполнении Латвийской Республикой Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. ACFC/SR/III(2016)001 Архивировано 30 октября 2017 года в Wayback Machine р. 63
  19. ^ «Расширение ЕС и политика гражданства Латвии, получено 11 января 2009 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2010 г. Проверено 12 января 2009 г.
  20. ^ Гражданство детей , сайт УДГМ.
  21. ^ «С 2020 года в Латвии больше не будет рождаться «неграждан»» . Общественное вещание Латвии . 19 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
  22. ^ «Решение Конституционного суда Латвии по делу № 2004-15-0106 (о утрате статуса негражданина)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 октября 2016 г. Проверено 26 июля 2016 г.
  23. Постановление Верховного Совета Латвийской Республики «О возобновлении прав граждан Латвийской Республики и основных принципах натурализации», 15 октября 1991 года. // Б. Боуринг Отчет второй миссии в Латвийскую Республику. Архивировано. 14 сентября 2015 г., в Wayback Machine от имени FIDH и КПЧ Коллегии адвокатов Англии и Уэльса , 1994 г. — см. Приложение 3, стр. 76-78 (стр. 37-39 файла .pdf) ( Еще одна ссылка. Архивировано 24 июня 2010 г. на Wayback Machine )
  24. ^ Закон о гражданстве - см. Раздел 2, Часть 1.3). Архивировано 24 июля 2012 г., в Wayback Machine.
  25. Закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или какого-либо другого государства». Архивировано 17 января 2020 года, в Wayback Machine , по состоянию на 2007 год (по состоянию на 2016 год никаких изменений не вносилось — ср. likumi.lv. Архивировано 21 июля 2006 года в Wayback Machine (на латышском языке) .
  26. ^ «Международная амнистия» . Архивировано из оригинала 13 января 2009 года . Проверено 11 января 2009 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б «Меморандум правительству Латвии (2007 г.) Оценка прогресса, достигнутого в выполнении рекомендаций Комиссара Совета Европы по правам человека 2003 г.» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
  28. ^ Мнение омбудсмена Р. Апситиса, 2008 — с. 16. Архивировано 19 июля 2021 года в Wayback Machine (на латышском языке).
  29. ^ «Избирательное законодательство Латвии» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2007 года . Проверено 9 августа 2007 г.
  30. Решение Конституционного суда по делу № 2001-02-0106 (с сохранением ограничений). Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  31. ^ «А/54/18 (1999) — пункт 395» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  32. ^ Бузаев В. В. Неграждане Латвии Archived May 7, 2016, at the Wayback Machine — Рига: ЛКПЧ, 2007 — стр. 101-103 (in Russian)
  33. ^ Питер Ван Элсувеге, От советских республик к государствам-членам ЕС: правовая и политическая оценка вступления стран Балтии в ЕС , BRILL, 2008, стр. 75.
  34. ^ Малнач А. 100 тысяч «обманщиков», или Катехизис латвийского гражданина Archived September 27, 2007, at the Wayback Machine «Час» , August 15, 2005. (in Russian)
  35. ^ Приобретение гражданства Латвии путем натурализации.
  36. ^ «Окончательное решение: ПЕТРОПАВЛОВСКИС против ЛАТВИИ» . Европейский суд по правам человека . 1 июня 2015 года . Проверено 5 января 2021 г.
  37. Письмо министра внутренних дел № 1-28/2547 от 12 августа 2010 г., доп. 2 и доп. 3 Архивировано 7 октября 2011 года в Wayback Machine (на латышском языке).
  38. ^ Важность региональных аспектов в решении вопросов гражданства - Рига: Управление натурализации ЛР, 2003 - стр. 66. (на латышском языке)
  39. ^ 2-й съезд Латвийского народного фронта. Программа, устав, постановления. Архивировано 20 января 2016 года, в Wayback Machine — Р., издательство ЛТФ, 1990 — стр. 7. (на латышском языке)
  40. ^ Мнения о межэтнических отношениях в Латвии - Рига: SKDS, 2005 - 12-13. п. (на латышском языке)
  41. Проект программы Центра Гармонии, раздел «Неграждане Латвии»: на русском языке Архивировано , 18 декабря 2007 года, в Wayback Machine , на латвийском языке. Архивировано 18 декабря 2007 года, в Wayback Machine.
  42. ^ О программе HRUL см. Раздел 7.3.: Русский , архивировано 20 июня 2007 г., в Wayback Machine , латвийский, архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  43. Программа ТБ/ДННЛ на выборах 2006 г. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на латышском языке).
  44. ^ LPP/LC хочет провести референдум о праве неграждан избирать муниципалитеты, 23 апреля 2007 г. Архивировано 11 марта 2022 года в Wayback Machine (на латышском языке).
  45. Голосование в Сейме Латвии 26.04.2007. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine (на латышском языке).
  46. ^ «Заявление для прессы миссии ОБСЕ, 8 октября 2006 г.» . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Проверено 25 января 2011 г.
  47. Резолюция ПАСЕ 1527 (2006) Права национальных меньшинств в Латвии. Архивировано 4 октября 2017 г., в Wayback Machine — Раздел 11.
  48. ^ Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации: Латвия (2003 г.). Архивировано 8 октября 2017 г., в Wayback Machine - Раздел 448.
  49. Резолюция ПА ОБСЕ о национальных меньшинствах (2004 г.). Архивировано 9 октября 2017 г., в Wayback Machine — Раздел 16 (см. стр. 24).
  50. Отчет комиссара Совета Европы по правам человека о его визите в Латвию (2004 г.). Архивировано 8 октября 2017 г., в Wayback Machine — раздел 132.5.
  51. Отчет комиссара Совета Европы по правам человека о его визите в Латвию (2004 г.). Архивировано 8 октября 2017 г., в Wayback Machine — раздел 132.4.
  52. ^ Третий отчет ECRI о Латвии CRI (2008) 2. Архивировано 21 августа 2018 г., в Wayback Machine - Раздел 117.
  53. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Архивировано 4 октября 2017 г., в Wayback Machine — разделы 17.8., 17.10.
  54. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Архивировано 4 октября 2017 года в Wayback Machine — раздел 17.11.2.
  55. ^ Третий отчет ECRI о Латвии CRI (2008) 2. Архивировано 21 августа 2018 г., в Wayback Machine - Раздел 118.
  56. Резолюция ПАСЕ № 1527 (2006). Архивировано 4 октября 2017 года в Wayback Machine — раздел 17.9.
  57. ^ «Заявление заместителя министра иностранных дел Российской Федерации, главы делегации Российской Федерации Ю.В. Федотова на сегменте высокого уровня 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, Женева, 17 марта 2004 г.» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
  58. Список основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии в отношении прав национальных меньшинств. Архивировано 8 октября 2017 г., в Wayback Machine МИД России (2003 г.).
  59. Неграждане Латвии могут ездить в Россию без виз. Архивировано 2 июля 2008 г., в Wayback Machine (на русском языке).
  60. ^ Кому путь открыт. Не все неграждане Латвии и Эстонии имеют право посещать Россию без визы. Архивировано 4 августа 2008 года в Wayback Machine Российская газета (на русском языке).
  61. ^ Латвия недовольна отменой виз для неграждан. Архивировано 11 марта 2022 года в Wayback Machine Delfi (на русском языке).
  62. Глава Совета Европы — за безвизовый режим для неграждан. Архивировано 9 июля 2008 г., в Wayback Machine Delfi (на русском языке).
  63. ^ Русское население Латвии — марионетки Москвы? Архивировано 10 сентября 2008 года в Wayback Machine , Томас Мальмлоф, получено 23 декабря 2007 года.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Меморандум правительству Латвии. Архивировано 26 мая 2019 года, в Wayback Machine , Страсбург, 16 мая 2007 года, Комиссар по правам человека Совета Европы .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdbdd241f87504ca4e1b3d4cdf3a6817__1716865380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/17/cdbdd241f87504ca4e1b3d4cdf3a6817.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Non-citizens (Latvia) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)