Христианские взгляды на ложь

Ложь категорически не поощряется и запрещается большинством интерпретаций христианства. Аргументы в пользу этого основаны на различных библейских отрывках, особенно « Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего на одной из Десяти заповедей » . Христианские богословы расходятся во мнениях относительно точного определения слова «ложь» и того, приемлемо ли оно когда-либо.
Библейские отрывки
[ редактировать ]Одна из Десяти Заповедей гласит: « Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего »; по этой причине ложь обычно считается в христианстве грехом. [1] История Навуфея в 3 Царств 21 представляет собой пример того, как ложное свидетельство приводит к несправедливому результату. [2] Точныйтолкование заповеди оспаривается: [3] [4] «Относится ли заповедь только к суду или она запрещает ложь вообще? Это только запрет (не лгать в суде, никогда не лгать) или она подразумевает позитивный запрет (говорить правду в суде, говорить правду) вообще)? Если положительно, то предписывается ли только говорить правду или также правдивость и честность?» [3] Другие утверждения в Библии выражают негативное отношение ко лжи, например: «Не укради, не поступай ложно и не лги друг другу» ( Левит 19:11 ) и «Проклят, кто дело Господне делает обманом». ( Иеремия 48:10 ). [5]
В еврейской Библии те, кто практикует ложь и обман, по-видимому, получают вознаграждение за свои действия, что создает проблемы для толкования , поддерживающего категорический запрет. [6] Примеры включают еврейских акушерок, которые лгут после того, как фараон приказывает им убивать всех новорожденных мальчиков ( Исход 1 :17–21), и Раав ( Иисус Навин 2 :1–7; ср. Евреям 11:31 ), трактирщицу, которая лжет солдатам, пока прячет шпионов в своей гостинице. Повивальные бабки, кажется, получают вознаграждение за свои действия (Бог «хорошо обращался с акушерками» и «дал им семьи»). Иакова 2:25, по-видимому, восхваляет Раав как пример добрых дел : Раав, блудница, оправдавшаяся делами, когда она приняла посланников и отправила их другим путем?» [7] [8] В «Книге Юдит» Юдит обманывает Олоферна, чтобы убить его. [9] И Авраам , и Исаак утверждали, что их жены были их сестрами. [10]
Раннехристианские взгляды
[ редактировать ]Среди раннехристианских писателей существовали разные точки зрения относительно этики обмана и нечестности в определенных обстоятельствах. Некоторые утверждали, что ложь и притворство могут быть оправданы такими причинами, как спасение душ, убеждение сопротивляющихся кандидатов принять рукоположение или демонстрация смирения, воздерживаясь от хвастовства своими добродетелями. Сторонники этой позиции часто ссылались на заявление Павла о том, что он должен стать всем для всех, чтобы привлечь их внимание, как основу для своих аргументов. [11] [12] [13]
Святоотеческие взгляды
[ редактировать ]Августин уделял много внимания лжи, которая, по его мнению, всегда была неправильной. Он обсудил эту тему в четырех работах ( De magistro , De doctrina christiana , De trinitate и Enchiridion ) и написал два трактата, De mendacio и Contra mendacium , специально посвященные теме лжи. [1] По мнению Августина, только четыре вида лжи не были ложью, потому что не было желания обманывать: объяснение чужой точки зрения, повторение заученных слов, оговорка или оговорка. [14] Августин различал различные ситуации лжи по предосудительности, но утверждал, что всякая ложь является грехом. [15] Ученые сходятся во мнении, что Августин не считал ложь необходимой или оправданной, даже ради спасения невинной жизни. [16]
Однако существовала не менее сильная святоотеческая традиция, которая защищала ложь ради достойного дела и считала ее необходимой, а в некоторых случаях даже праведной. Сторонниками этой точки зрения являются Псевдо-Максим , Климент Александрийский , Ориген , Хиларий Пуатье , Иоанн Кассиан , Иоанн Златоуст , Дорофей из Газы , Палладий Антиохийский , Иоанн Лествичник и Паулин из Нолы . [17] Эта вторая святоотеческая традиция была обобщена Амвросием Миланским , чей аргумент, основанный на Священном Писании, считал, что действия Юдифи были достойными, потому что «она предприняла действия ради религии, а не любви... она служила религии... и отечеству». [1]
Более поздние просмотры
[ редактировать ]Среди известных христианских богословов, утверждавших, что христианам никогда не разрешалась ложь, были Фома Аквинский и Иоанн Кальвин . [18] [19] И Августин, и Фома Аквинский считали, что всегда и в любых обстоятельствах можно совершить правильный и безупречный поступок. Некоторые вальденсы не были категорически против лжи, если это необходимо для выживания. [20] Защитники лжи в некоторых случаях, такие как Кассиан и Х. Тристрам Энгельхардт , склонны придерживаться противоположной точки зрения: иногда возникают истинные моральные дилеммы . [21]
Мартин Лютер в своем комментарии к Евангелию от Матфея утверждал, что допустимо даже принести клятву на лжи. [22] где принятие какой-либо клятвы, даже если она выполнена, считается недопустимым, возможно, используя клятву Павла (1 Кор. 9:20) или невыполненные клятвы крестовых походов . для своих рассуждений [23]
Так что у некоторых так сильно напряжена совесть, что сомневаешься, следует ли давать торжественную клятву не мстить за себя, когда его освободят из тюрьмы, или же мы по клятве заключим мир и договор с турками. .. Как если бы случилось так, что мы заключили бы договор и согласились бы с нашими врагами или турками.
- Мартин Лютер, Комментарий к Нагорной проповеди, [24]
В двадцатом веке Дитрих Бонхеффер и Рейнхольд Нибур также заняли неабсолютистскую позицию. [18] В «Этике » Бонхёффер обсуждает кантовскую этику и оспаривает кантовский взгляд на ложь, поскольку «отношение к правдивости как к принципу приводит Канта к гротескному выводу, что, если убийца спросит, искал ли мой друг, которого он преследовал, убежища в моем доме, Мне пришлось бы честно ответить утвердительно». [25] Хотя он утверждал, что нужно солгать, чтобы спасти своего друга в этой ситуации, Бонхёффер утверждал, что любой вариант влечет за собой чувство вины. [25] В более позднем эссе «Что значит говорить правду?» Бонхёффер утверждал, что «ложь… есть и должна пониматься как нечто явно предосудительное» и что она не всегда влечет за собой чувство вины. [25]
Профессор Аллен Верхи утверждал, что ложь не всегда неправильна, поскольку «мы живем правдой не ради нее самой, а ради Бога и ради ближнего». [19] Катехизис Католической Церкви гласит, что ложь всегда неправильна. [26] Существуют разные определения лжи, поэтому христиане не согласны с тем, что любой обман считается «ложью».Католический писатель и естественного права новый философ Кристофер Толлефсен также утверждал, что ложь никогда не допустима для христиан. [18] [27] В рецензии на книгу Толлефсена Джон Скалко заявил, что это непопулярная и широко критикуемая точка зрения. [26]
Общественное мнение
[ редактировать ]Согласно опросу Pew Research Center , проведенному в 2016 году , 67% христиан в Соединенных Штатах, в том числе 81% тех, кто назвал себя «высокорелигиозными», согласились, что «быть честным во все времена» было «необходимо» для их христианской идентичности. [28] Согласно исследованию Pew Religious Landscape, проведенному в 2014 году в США, христианской группой, которая имела самый высокий уровень лжи во спасение, были черные протестанты. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Колиш 2005 , с. 155.
- ^ Суизи 1980 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б Суизи 1980 , с. 408.
- ^ дю През 1998 , с. 202.
- ^ Дю Пре 1998 , стр. 197, 201.
- ^ Блэкетер 2008 , с. 267.
- ^ Стормс, Сэм (25 января 2018 г.). «Сбивающие с толку отрывки: разрешают ли Исход 1 и Иисус Навин 2 христианам лгать?» . Евангельская коалиция . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Дю Пре 1998 , стр. 187–188.
- ^ Колиш 2005 , стр. 162–163.
- ^ Вайс 2017 , с. 1.
- ^ Рэмси, Бонифаций (1985). «Две традиции о лжи и обмане в древней церкви» . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 49 (4): 504–533. дои : 10.1353/th.1985.0001 . ISSN 2473-3725 . S2CID 171489661 .
- ^ «Отрывок из Библии: 1 Коринфянам 9: 20-23 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Колиш 2005 .
- ^ Колиш 2005 , с. 156.
- ^ Колиш 2005 , с. 157.
- ^ Puffer 2016 , с. 685.
- ^ Колиш 2005 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с Толлефсен 2014 , с. ix.
- ^ Jump up to: а б Верхи, Аллен (1999). «Всегда ли ложь неправильна?» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Смелянский, Е. (2020). Ересь и гражданство: преследование ереси в городах Германии позднего средневековья . Исследования по средневековой истории и культуре. Тейлор и Фрэнсис. п. 51. ИСБН 978-1-000-19311-4 . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Толлефсен 2014 , стр. 61.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 5: 33-37 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ «Отрывок из Библии: 1 Коринфянам 9: 20-23 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ «МАРТИН ЛЮТЕР – КОММЕНТАРИЙ К НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ» . godrules.net . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Puffer 2019 , Ложь и вина активно используются в «Истории и добре».
- ^ Jump up to: а б Скалько 2016 , с. 1045.
- ^ Сперл 2015 , с. 1.
- ^ «Основы христианской идентичности различаются в зависимости от уровня религиозности» . Проект «Религия и общественная жизнь» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ «Более четырех из десяти говорят, что они лгали во благо и потеряли самообладание на прошлой неделе» . Исследовательский центр Пью . Архивировано из оригинала 16 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Блэкетер, Раймонд (2008). «Обманом не уйти: толкование лжи и лжецов Кальвином в Ветхом Завете». Обзор Реформации и Возрождения . 10 (3): 267–289. дои : 10.1558/rrr.v10i3.267 . S2CID 159926220 .
- Колиш, Марсия Л. (2005). «Переосмысление лжи в двенадцатом веке». В Бейчи, Иштван; Ньюхаузер, Ричард (ред.). Добродетель и этика в двенадцатом веке . Брилл. стр. 155–173. дои : 10.1163/9789047407270_010 . ISBN 9789047407270 .
- Декозимо, Дэвид (2010). «Просто ложь: в поисках этики публичной лжи Августина в его подходах к лжи и убийствам». Журнал религиозной этики . 38 (4): 661–697. дои : 10.1111/j.1467-9795.2010.00458.x . ISSN 0384-9694 . JSTOR 40925929 .
- Гриффитс, Пол Дж. (2004). Ложь: августинианская теология двуличности . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-60899-491-5 .
- Мэтьюз, Чарльз (2010). «Ложь — христианство». Понимание религиозной этики . Джон Уайли и сыновья. стр. 126–130. ISBN 978-1-4051-3351-7 .
- дю При, Рон (1998). «Холокост обмана: ложь ради спасения жизни и библейская мораль» . Журнал Адвентистского теологического общества . 9 (1): 187–220. Архивировано из оригинала 22 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2020 г.
- Паффер, Мэтью (2016). «Прослеживая этику Августина: ложь, необходимость и образ Божий» . Журнал религиозной этики . 44 (4): 685–720. дои : 10.1111/jore.12159 . Архивировано из оригинала 18 марта 2020 г. Проверено 17 августа 2020 г.
- Паффер, Мэтью (2019). «Три конкурирующие версии моральных рассуждений: интерпретация этики лжи, вины и ответственности Бонхёффера». Гарвардское богословское обозрение . 112 (2): 160–183. дои : 10.1017/S001781601900004X . S2CID 166767444 .
- Рэмси, Бонифаций (1985). «Две традиции о лжи и обмане в древней церкви». Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 49 (4): 504–533. дои : 10.1353/th.1985.0001 . S2CID 171489661 .
- Скалко, Джон (2016). «Ложь и христианская этика Кристофера О. Толлефсена». Обзор. Нова и Ветера . 14 (3): 1045–1048. дои : 10.1353/ноябрь 2016.0066 . S2CID 171800944 .
- Скалько, Джон (2019). Беспорядочные действия: моральный анализ лжи и гомосексуальной активности . Издания Scholasticae. ISBN 978-3-86838-218-1 .
- Шперл, Джозеф С. (2015). «Ложь и христианская этика. Кристофер О. Толлефсен» . Обзор. Журнал богословских исследований . 66 (2): 900–902. дои : 10.1093/jts/flv111 . Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 г. Проверено 16 августа 2020 г.
- Суизи, Чарльз М. (1980). «Исход 20:16 — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». ". Интерпретация: Журнал Библии и теологии . 34 (4): 405–410. дои : 10.1177/002096438003400408 . S2CID 159952953 .
- Толлефсен, Кристофер О. (2014). Ложь и христианская этика . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-86829-7 .
- Торранс, ИК (2003). «Конфиденциальность и ее пределы: некоторые вклады христианства» . Журнал медицинской этики . 29 (1): 8–9. дои : 10.1136/jme.29.1.8 . ПМЦ 1733672 . ПМИД 12569186 .
- Вайс, Шира (2017). «Этика обмана в библейском повествовании». Журнал еврейской этики . 3 (1): 1–27. дои : 10.5325/jjewiethi.3.1.0001 .
- Загорин, Перес (1990). Способы лжи: притворство, преследование и конформизм в Европе раннего Нового времени . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-86636-2 .
- Загорин, Перес (1996). «Историческое значение лжи и притворства». Социальные исследования . 63 (3): 863–912. ISSN 0037-783X . JSTOR 40972318 .