Jump to content

Христианские взгляды на ложь

«Не лжесвидетельствуй против ближнего твоего» , Лукас Кранах Старший

Ложь категорически не поощряется и запрещается большинством интерпретаций христианства. Аргументы в пользу этого основаны на различных библейских отрывках, особенно « Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего на одной из Десяти заповедей » . Христианские богословы расходятся во мнениях относительно точного определения слова «ложь» и того, приемлемо ли оно когда-либо.

Библейские отрывки

[ редактировать ]

Одна из Десяти Заповедей гласит: « Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего »; по этой причине ложь обычно считается в христианстве грехом. [1] История Навуфея в 3 Царств 21 представляет собой пример того, как ложное свидетельство приводит к несправедливому результату. [2] Точныйтолкование заповеди оспаривается: [3] [4] «Относится ли заповедь только к суду или она запрещает ложь вообще? Это только запрет (не лгать в суде, никогда не лгать) или она подразумевает позитивный запрет (говорить правду в суде, говорить правду) вообще)? Если положительно, то предписывается ли только говорить правду или также правдивость и честность?» [3] Другие утверждения в Библии выражают негативное отношение ко лжи, например: «Не укради, не поступай ложно и не лги друг другу» ( Левит 19:11 ) и «Проклят, кто дело Господне делает обманом». ( Иеремия 48:10 ). [5]

В еврейской Библии те, кто практикует ложь и обман, по-видимому, получают вознаграждение за свои действия, что создает проблемы для толкования , поддерживающего категорический запрет. [6] Примеры включают еврейских акушерок, которые лгут после того, как фараон приказывает им убивать всех новорожденных мальчиков ( Исход 1 :17–21), и Раав ( Иисус Навин 2 :1–7; ср. Евреям 11:31 ), трактирщицу, которая лжет солдатам, пока прячет шпионов в своей гостинице. Повивальные бабки, кажется, получают вознаграждение за свои действия (Бог «хорошо обращался с акушерками» и «дал им семьи»). Иакова 2:25, по-видимому, восхваляет Раав как пример добрых дел : Раав, блудница, оправдавшаяся делами, когда она приняла посланников и отправила их другим путем?» [7] [8] В «Книге Юдит» Юдит обманывает Олоферна, чтобы убить его. [9] И Авраам , и Исаак утверждали, что их жены были их сестрами. [10]

Раннехристианские взгляды

[ редактировать ]

Среди раннехристианских писателей существовали разные точки зрения относительно этики обмана и нечестности в определенных обстоятельствах. Некоторые утверждали, что ложь и притворство могут быть оправданы такими причинами, как спасение душ, убеждение сопротивляющихся кандидатов принять рукоположение или демонстрация смирения, воздерживаясь от хвастовства своими добродетелями. Сторонники этой позиции часто ссылались на заявление Павла о том, что он должен стать всем для всех, чтобы привлечь их внимание, как основу для своих аргументов. [11] [12] [13]

Святоотеческие взгляды

[ редактировать ]

Августин уделял много внимания лжи, которая, по его мнению, всегда была неправильной. Он обсудил эту тему в четырех работах ( De magistro , De doctrina christiana , De trinitate и Enchiridion ) и написал два трактата, De mendacio и Contra mendacium , специально посвященные теме лжи. [1] По мнению Августина, только четыре вида лжи не были ложью, потому что не было желания обманывать: объяснение чужой точки зрения, повторение заученных слов, оговорка или оговорка. [14] Августин различал различные ситуации лжи по предосудительности, но утверждал, что всякая ложь является грехом. [15] Ученые сходятся во мнении, что Августин не считал ложь необходимой или оправданной, даже ради спасения невинной жизни. [16]

Однако существовала не менее сильная святоотеческая традиция, которая защищала ложь ради достойного дела и считала ее необходимой, а в некоторых случаях даже праведной. Сторонниками этой точки зрения являются Псевдо-Максим , Климент Александрийский , Ориген , Хиларий Пуатье , Иоанн Кассиан , Иоанн Златоуст , Дорофей из Газы , Палладий Антиохийский , Иоанн Лествичник и Паулин из Нолы . [17] Эта вторая святоотеческая традиция была обобщена Амвросием Миланским , чей аргумент, основанный на Священном Писании, считал, что действия Юдифи были достойными, потому что «она предприняла действия ради религии, а не любви... она служила религии... и отечеству». [1]

Более поздние просмотры

[ редактировать ]

Среди известных христианских богословов, утверждавших, что христианам никогда не разрешалась ложь, были Фома Аквинский и Иоанн Кальвин . [18] [19] И Августин, и Фома Аквинский считали, что всегда и в любых обстоятельствах можно совершить правильный и безупречный поступок. Некоторые вальденсы не были категорически против лжи, если это необходимо для выживания. [20] Защитники лжи в некоторых случаях, такие как Кассиан и Х. Тристрам Энгельхардт , склонны придерживаться противоположной точки зрения: иногда возникают истинные моральные дилеммы . [21]

Мартин Лютер в своем комментарии к Евангелию от Матфея утверждал, что допустимо даже принести клятву на лжи. [22] где принятие какой-либо клятвы, даже если она выполнена, считается недопустимым, возможно, используя клятву Павла (1 Кор. 9:20) или невыполненные клятвы крестовых походов . для своих рассуждений [23]

Так что у некоторых так сильно напряжена совесть, что сомневаешься, следует ли давать торжественную клятву не мстить за себя, когда его освободят из тюрьмы, или же мы по клятве заключим мир и договор с турками. .. Как если бы случилось так, что мы заключили бы договор и согласились бы с нашими врагами или турками.

- Мартин Лютер, Комментарий к Нагорной проповеди, [24]

В двадцатом веке Дитрих Бонхеффер и Рейнхольд Нибур также заняли неабсолютистскую позицию. [18] В «Этике » Бонхёффер обсуждает кантовскую этику и оспаривает кантовский взгляд на ложь, поскольку «отношение к правдивости как к принципу приводит Канта к гротескному выводу, что, если убийца спросит, искал ли мой друг, которого он преследовал, убежища в моем доме, Мне пришлось бы честно ответить утвердительно». [25] Хотя он утверждал, что нужно солгать, чтобы спасти своего друга в этой ситуации, Бонхёффер утверждал, что любой вариант влечет за собой чувство вины. [25] В более позднем эссе «Что значит говорить правду?» Бонхёффер утверждал, что «ложь… есть и должна пониматься как нечто явно предосудительное» и что она не всегда влечет за собой чувство вины. [25]

Профессор Аллен Верхи утверждал, что ложь не всегда неправильна, поскольку «мы живем правдой не ради нее самой, а ради Бога и ради ближнего». [19] Катехизис Католической Церкви гласит, что ложь всегда неправильна. [26] Существуют разные определения лжи, поэтому христиане не согласны с тем, что любой обман считается «ложью».Католический писатель и естественного права новый философ Кристофер Толлефсен также утверждал, что ложь никогда не допустима для христиан. [18] [27] В рецензии на книгу Толлефсена Джон Скалко заявил, что это непопулярная и широко критикуемая точка зрения. [26]

Общественное мнение

[ редактировать ]

Согласно опросу Pew Research Center , проведенному в 2016 году , 67% христиан в Соединенных Штатах, в том числе 81% тех, кто назвал себя «высокорелигиозными», согласились, что «быть честным во все времена» было «необходимо» для их христианской идентичности. [28] Согласно исследованию Pew Religious Landscape, проведенному в 2014 году в США, христианской группой, которая имела самый высокий уровень лжи во спасение, были черные протестанты. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Колиш 2005 , с. 155.
  2. ^ Суизи 1980 , с. 406.
  3. ^ Jump up to: а б Суизи 1980 , с. 408.
  4. ^ дю През 1998 , с. 202.
  5. ^ Дю Пре 1998 , стр. 197, 201.
  6. ^ Блэкетер 2008 , с. 267.
  7. ^ Стормс, Сэм (25 января 2018 г.). «Сбивающие с толку отрывки: разрешают ли Исход 1 и Иисус Навин 2 христианам лгать?» . Евангельская коалиция . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
  8. ^ Дю Пре 1998 , стр. 187–188.
  9. ^ Колиш 2005 , стр. 162–163.
  10. ^ Вайс 2017 , с. 1.
  11. ^ Рэмси, Бонифаций (1985). «Две традиции о лжи и обмане в древней церкви» . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 49 (4): 504–533. дои : 10.1353/th.1985.0001 . ISSN   2473-3725 . S2CID   171489661 .
  12. ^ «Отрывок из Библии: 1 Коринфянам 9: 20-23 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
  13. ^ Колиш 2005 .
  14. ^ Колиш 2005 , с. 156.
  15. ^ Колиш 2005 , с. 157.
  16. ^ Puffer 2016 , с. 685.
  17. ^ Колиш 2005 , с. 162.
  18. ^ Jump up to: а б с Толлефсен 2014 , с. ix.
  19. ^ Jump up to: а б Верхи, Аллен (1999). «Всегда ли ложь неправильна?» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 17 февраля 2018 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
  20. ^ Смелянский, Е. (2020). Ересь и гражданство: преследование ереси в городах Германии позднего средневековья . Исследования по средневековой истории и культуре. Тейлор и Фрэнсис. п. 51. ИСБН  978-1-000-19311-4 . Проверено 10 мая 2023 г.
  21. ^ Толлефсен 2014 , стр. 61.
  22. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 5: 33-37 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
  23. ^ «Отрывок из Библии: 1 Коринфянам 9: 20-23 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 18 июля 2023 г.
  24. ^ «МАРТИН ЛЮТЕР – КОММЕНТАРИЙ К НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ» . godrules.net . Проверено 18 июля 2023 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Puffer 2019 , Ложь и вина активно используются в «Истории и добре».
  26. ^ Jump up to: а б Скалько 2016 , с. 1045.
  27. ^ Сперл 2015 , с. 1.
  28. ^ «Основы христианской идентичности различаются в зависимости от уровня религиозности» . Проект «Религия и общественная жизнь» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. . Проверено 16 августа 2020 г. .
  29. ^ «Более четырех из десяти говорят, что они лгали во благо и потеряли самообладание на прошлой неделе» . Исследовательский центр Пью . Архивировано из оригинала 16 января 2022 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd90b47516e5da0e894d7c2c895ad7e1__1717901640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/e1/cd90b47516e5da0e894d7c2c895ad7e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian views on lying - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)