Благосостояние в Финляндии
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( декабрь 2011 г. ) |
Часть серии о |
Скандинавия |
---|
Социальное обеспечение или социальное обеспечение в Финляндии является очень всеобъемлющим по сравнению с тем, что предоставляют почти все другие страны. В конце 1980-х годов в Финляндии существовала одна из самых передовых в мире систем социального обеспечения , которая гарантировала всем финнам достойные условия жизни. Система социального обеспечения , созданная почти полностью в течение первых трех десятилетий после Второй мировой войны , стала результатом традиционной скандинавской веры в то, что государство по своей сути не враждебно настроено по отношению к благополучию своих граждан и может доброжелательно вмешиваться в их защиту. По мнению некоторых социальных историков, в основе этой веры лежала относительно благоприятная история, которая позволила постепенно возникнуть свободному и независимому крестьянству в скандинавских странах и ограничила доминирование дворянства и последующее формирование мощного правого крыла. История Финляндии была более суровой, чем истории других стран Северной Европы , но это не помешало стране следовать по своему пути социального развития. [1]
История
[ редактировать ]В последние годы девятнадцатого века финская социальная политика ставила своей целью уменьшение классовых трений. Немногие существующие части социального законодательства касались потребностей конкретных групп, а не общества в целом. В первые два десятилетия после Гражданской войны в Финляндии в 1918 году мало что было сделано в законодательстве о социальном обеспечении, за исключением «Закона о фермерах-арендаторах» ( torpparilaki , torparlagen ), который давал фермерам-арендаторам возможность покупать землю, которую они использовали, и, таким образом, получать более защищенное положение. жизнь. В 1937 году был создан крайне недостаточный национальный пенсионный план, равно как и меры по оказанию помощи нуждающимся матерям. Лишь после Второй мировой войны финская социальная политика приобрела характеристики, которые в последующие десятилетия сделали ее похожей на другие системы социального обеспечения стран Северной Европы.
По мнению финского социолога Эрика Алларда, отличительной чертой скандинавских систем социального обеспечения является их комплексность. В отличие от систем социального обеспечения США и большинства стран Западной Европы, системы социального обеспечения стран Северной Европы охватывают все население и не ограничиваются теми группами, которые не могут позаботиться о себе. Примерами такой универсальности охвата являются национальные фиксированные пенсии, доступные всем по достижении определенного возраста, независимо от того, сколько они внесли в план, и национальные планы здравоохранения, основанные на медицинских потребностях, а не на финансовых средствах. Кроме того, граждане стран Северной Европы имеют законное право на льготы, предоставляемые их системами социального обеспечения, положения которых призваны удовлетворить то, что воспринимается как коллективная ответственность за обеспечение каждому достойного уровня жизни. Северная система также отличается многими аспектами жизни людей, на которые она влияет.
Финская система социального обеспечения отличается от систем других стран Северной Европы главным образом тем, что ее льготы ниже в некоторых категориях, таких как выплаты по болезни и безработице; в остальном финская система вписывается в скандинавскую концепцию социального обеспечения. Финские социальные расходы составляли около 7 процентов валового внутреннего продукта страны в 1950 году, что примерно равно тому, что тратили Швеция, Дания и Норвегия. К середине 1980-х годов социальные расходы Финляндии выросли примерно до 24 процентов ВВП по сравнению с соответствующими 35, 30 и 22 процентами в других странах. Менее 10 процентов этих расходов было оплачено финскими наемными работниками; остальная часть поступила примерно поровну от государства и работодателей. До второй половины 1970-х годов финские работодатели платили более высокую долю социальных расходов, чем их коллеги в других странах Северной Европы. В ответ на замедление мировой экономики после 1973 года произошло некоторое перекладывание социального бремени на государство, что повысило конкурентоспособность финских компаний за рубежом.
Система социального обеспечения Финляндии также отличалась от систем ее соседей тем, что она была введена в действие несколько позже и полностью развита только через десять лет после создания в 1966 году коалиционного правительства между социал-демократами и аграрной Центристской партией . [2] После Второй мировой войны финны обратили внимание на заботу о материнстве и ребенке. В 1957 году правительство разработало улучшенный национальный пенсионный план и дополнило его в начале 1960-х годов частными пенсионными фондами. Помощь безработным была организована в 1959 и 1960 годах и реформирована в 1972 году. Законодательство 1950-х и 1960-х годов также требовало строительства сети больниц, подготовки большего количества медицинского персонала, а с 1963 по начало 1970-х создание системы медицинского страхования. Система жилищных пособий расширилась в 1960-е годы и охватила все более широкие круги населения. В 1970-х годах чиновники здравоохранения отвлеклись от стационарной помощи и стали делать упор на использование небольших местных клиник. К 1980-м годам финская система социального обеспечения соответствовала скандинавским стандартам и пользовалась поддержкой большинства финнов. Все основные политические партии были привержены его сохранению, и его роль в финском обществе казалась надежной на ближайшие десятилетия. [1]
В конце 2017 года Управление социального страхования Финляндии (KELA) обеспечило возмещение медицинских расходов 3 764 362 человек и возмещение расходов на детей 1 003 635 человек, а также 643 153 пенсии, 268 537 пособий по инвалидности и 286 630 пособий по болезни. [3]
Организация
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Министерство социальных дел и здравоохранения руководило системой социального обеспечения через пять департаментов: социального страхования, социального обеспечения, здравоохранения, политики воздержания и алкоголя, а также труда. Согласно административной традиции Финляндии, задачей министерства и его ведомств является определение политики, которой затем управляют центральные советы. Что касается социальной политики, существовало три центральных управления по социальному обеспечению, здравоохранению и охране труда. Исключением из этого административного деления был Институт социального обеспечения, который контролировал национальный пенсионный план и медицинское страхование Эдускунты и Государственного совета.
Фактическим поставщиком социальной помощи обычно является местное правительство (муниципалитет), контролируемое властями на провинциальном уровне. В начале 1980-х годов средства государства составляли около 30 процентов денег, расходуемых на все социальные услуги и пенсии, а работодатели - около 40 процентов; местные органы власти - 15 процентов; получатели услуг - остальное. [1]
Программы обеспечения доходов, классифицируемые как социальное страхование
[ редактировать ]Финляндия, как и другие страны Северной Европы, делит большую часть своих социальных программ на те, которые гарантируют гарантированный доход, и те, которые предоставляют социальные и медицинские услуги. Программы обеспечения дохода делятся на две категории: социальное страхование, которое обеспечивает доход, несмотря на старость, болезнь, беременность, безработицу или травмы на работе; и гарантия дохода, классифицируемая как социальное обеспечение, которая состоит из перечисления доходов в помощь семьям посредством таких мер, как выплаты на детей, пособия по беременности и родам, выплаты жертвам войны и лицам, пережившим их, а также финансовая помощь тем, кто страдает инвалидностью или неотложными потребностями. Программы первой категории - гарантии гарантированности доходов - отбирают около 80 процентов средств, расходуемых на социальное обеспечение. [1]
Национальный пенсионный план
[ редактировать ]Первый национальный пенсионный план Финляндии по старости датируется 1937 годом, но он был настолько плохо финансирован, что в 1957 году вступил в силу новый Закон о национальных пенсиях. В конце 1980-х годов этот закон, несколько реформированный, все еще был основой национальной пенсионной системы Финляндии. План, который был открыт для всех жителей старше шестнадцати лет, даже для тех, кто никогда в него не вносил деньги. На эту пенсию имели право даже иностранцы не из стран Северной Европы, если они прожили в Финляндии не менее пяти лет. Те, кто уехал на жительство в страну за пределами Северной Европы, даже те, кто был гражданином Финляндии, могли получать пенсию только в течение одного года. Национальная пенсия по фиксированной ставке может выплачиваться как пенсия по старости по достижении человеком шестидесяти пяти лет; в качестве пенсии по инвалидности (полной или частичной) лицам в возрасте от шестнадцати до шестидесяти четырех лет, которые больше не могут работать; или, в некоторых случаях, длительно безработным, которым было под пятьдесят или в начале шестидесяти. В дополнение к этим категориям бенефициаров, оставшиеся в живых лица, имеющие право на национальные пенсии, которые сами не имели права на получение пенсий, могли получать пенсии в соответствии с условиями Пенсионного плана по случаю потери кормильца. К Национальному пенсионному плану также были привязаны выплаты детям-инвалидам, живущим дома, и некоторым ветеранам боевых действий Второй мировой войны.
Выплаты народной пенсии едины для всех. К этой сумме добавлялась выплата помощи, которая варьировалась в зависимости от семейного положения пенсионера, стоимости жизни в его населенном пункте и других получаемых им пенсий. Другие дополнительные выплаты могли производиться для детей-иждивенцев, в зависимости от степени инвалидности и расходов на жилье, а также для ветеранов Гражданской войны и Второй мировой войны. Национальные пенсии индексируются, и их стоимость увеличивается каждый год. После реформ начала 1980-х годов национальные пенсии стали не облагаться налогом, если они были единственным источником дохода. На пенсии больше не влияли заработок супруга или пенсионный доход, а размер национальной пенсии мог быть уменьшен только за счет доходов от других пенсий. Национальный пенсионный план финансировался за счет собственных взносов бенефициара, составляющих около 2 процентов его или ее дохода, облагаемого местным налогом, а также за счет взносов работодателя в размере от 4 до 5 процентов от заработной платы застрахованного лица. [1]
Пенсионные планы сотрудников
[ редактировать ]Закон о пенсиях работникам был принят в 1961 году в дополнение к Национальному пенсионному плану, который, хотя и был достаточным для финнов, живущих в сельской местности (которые составляли большинство населения до 1960-х годов), не обеспечивал достаточных льгот горожанам. В течение следующего десятилетия были приняты законы о других обязательных пенсионных планах, связанных с заработной платой, для временных сотрудников, для служащих национальных и местных органов власти, для тех, кто работает в государственной церкви, а также для самозанятых. В конце десятилетия был разработан дополнительный план и для фермеров. У моряков был план, основанный на доходе, с 1956 года, а с 1986 года страховку получили и те, кто занимался внештатными профессиями, такими как актерское мастерство и писательство. Эти трудовые пенсионные планы полностью финансировались работодателями, частными или государственными, которые платили взносы, равные в среднем примерно 10 процентам заработка работника, в фонды, управляемые семью крупными страховыми компаниями, или которые создавали фонды самостоятельно. Самозанятым пришлось выбирать фонд. Центральный институт пенсионного обеспечения отвечал за ведение учета занятости и пособий.
Обычный возраст выхода на пенсию составлял шестьдесят пять лет, а выплачиваемая пенсия основывалась на среднем заработке, полученном человеком за последние четыре года работы, заканчивающейся за два года до выхода на пенсию. Можно было получить до 60 процентов доходов частного сектора и до 66 процентов доходов государственного сектора. Сотрудникам старшего возраста, работавшим до вступления в силу этих пенсионных планов, гарантировалась минимальная пенсия в размере не менее 29 процентов, если они вышли на пенсию до 1975 года, и 37 процентов, если они вышли на пенсию после этой даты. Как и государственная пенсия, пенсии, связанные с заработной платой, индексировались и увеличивались каждый год. Кроме того, существовали положения, касающиеся инвалидности, раннего или позднего выхода на пенсию, а также пособий по случаю потери кормильца, аналогичных тем, которые действуют в Национальном пенсионном плане. [1]
Страхование по болезни
[ редактировать ]Закон о страховании по болезни 1963 года ввел медицинское страхование в Финляндии в два этапа. Во-первых, начиная с 1964 г. он предусматривал выплаты при потере заработной платы по причине болезни или отпуска по беременности и родам, а также оплату стоимости лечения и лекарств. Три года спустя он также начал оплачивать счета врачей. До вступления закона в силу лишь небольшая часть населения, обычно работающая в крупных фирмах, имела медицинскую страховку.
Право на получение пособия имели все лица, проживавшие в Финляндии более короткого времени. Для получения выплат иностранцам приходилось регистрироваться в местных органах здравоохранения. В 1980-х годах ежедневная выплата, компенсирующая потерю дохода из-за болезни, составляла в среднем около 80 процентов типичной заработной платы и могла продолжаться до 300 рабочих дней. Высокооплачиваемые граждане получали меньше. Больничная помощь в государственных больницах, как правило, была бесплатной, а другие компенсации составляли 60 процентов гонораров врачей, 75 процентов лабораторных расходов и 50 процентов стоимости лекарств. В середине 1980-х годов стоматологическая помощь была бесплатной для всех, кто родился после 1961 года, но для других она платилась только в том случае, если для лечения заболевания необходимо было решить проблемы с зубами. Выплаты за декретный отпуск составляли около 80 процентов дохода в течение примерно одного года и могли начинаться за пять недель до предполагаемой даты родов. Отцы могли бы занять часть этого времени, с соответствующим сокращением количества дней, отпущенных матери. Страхование по болезни финансировалось самими получателями за счет выплаты около двух процентов их местного налогооблагаемого дохода, работодателями, которые платили взнос в размере около одного процента от заработной платы работника, и государством.
Какими бы щедрыми ни казались эти льготы в международном контексте, в 1970-х и 1980-х годах плата за медицинские услуги выросла, а размеры государственных компенсаций не поспевали за ними. В 1986 году ставки выросли на 25 процентов, но, по мнению некоторых критиков, этого недостаточно. Те, кто настаивал на государственной помощи, считали это необходимым, хотя государственная медицинская помощь, составлявшая основную часть медицинской помощи в Финляндии, уже широко субсидировалась и, следовательно, была довольно дешевой по сравнению со многими другими странами. [1]
Страхование по безработице
[ редактировать ]Закон о страховании по безработице 1984 года реформировал систему помощи по безработице, которая постепенно разрабатывалась для решения постоянной проблемы безработицы в Финляндии. Закон предусматривал страхование всех безработных в возрасте от семнадцати до шестидесяти четырех лет, проживающих в Финляндии, чей доход был получен за счет заработной платы, полученной при выполнении работы на другое физическое или юридическое лицо. По условиям закона человек должен был нуждаться в получении выплат и мог быть дисквалифицирован из-за заработка супруга. Не имели права самозанятые, студенты дневной формы обучения и лица, получающие пенсии или пособия по беременности и родам, а также те, кто был безработным из-за болезни, травмы или инвалидности, или кто добровольно уволился с работы, кто потерял работу из-за труда. споры или которые отказались принять работу.
Лица, имеющие право на пособие по безработице, получают его двумя способами. Базовое суточное пособие в размере около 25 евро полагается любому человеку, ищущему работу. Это пособие определялось по нуждаемости, и доход супруга мог дисквалифицировать потенциального бенефициара. Пособие действует до тех пор, пока получатель является безработным. Те безработные, которые являются членами кассы по безработице (около 80 процентов финнов) и проработали не менее 26 недель в течение предыдущих 2 лет, имеют право на более существенные пособия, составляющие дневное базовое пособие плюс 45 процентов разницы между их дневная заработная плата и базовое пособие. По истечении 100 дней оплата снижается на 20 процентов. Получатели пособия, связанного с доходом, могли получать его в течение 500 дней в течение четырехлетнего периода. Работникам в возрасте старше пятидесяти лет и старше, которые не смогли найти работу, может быть назначена пенсия по безработице, равная пенсии по инвалидности, до тех пор, пока они не достигнут возраста, когда они будут иметь право на пенсию по старости. Пособия по безработице находятся в ведении Института социального обеспечения. Базовое пособие полностью финансируется государством. Работодатели и государственный фонд поровну составляют 95 процентов выплат, связанных с доходом, а бенефициар несет ответственность за оставшиеся пять процентов. [1]
По итогам 2017 года Финляндия выплатила более 4,491 млн евро пособий по безработице. [4] до 369 100 человек, предоставив таким образом финансовую поддержку 11% населения Финляндии в возрасте от 18 до 64 лет. [5]
Согласно опросам, граждане Финляндии в целом выступают за введение универсального базового дохода : в сентябре 2015 года положительное отношение к базовому доходу разделяли 69 процентов респондентов. [6] С первого января 2017 года был запущен эксперимент по базовому доходу, который требует безусловной ежемесячной выплаты в размере 560 евро для 2000 случайно выбранных безработных граждан Финляндии на период 2017-2018 годов. Размер выплаты примерно равен среднему финскому пособию по безработице; оно не влияет на другие пособия по социальному обеспечению и выплачивается, даже если получатель трудоустроится. Эксперимент организован Институтом социального страхования Финляндии (KELA) под руководством Олли Кангаса, руководителя его исследовательского отдела. [7] В апреле 2018 года правительство отклонило призыв к дополнительному финансированию эксперимента по базовому доходу; [8] Результаты проекта будут объявлены в конце 2020 года. [9] Хотя уровень занятости не увеличился, участники сообщили о более высоком благосостоянии. [10]
Компенсация работнику
[ редактировать ]Работник, получивший производственную травму, финансово защищен посредством выплат, покрывающих расходы на лечение и реабилитацию и полностью соответствующих его заработной плате. Если травмы привели к стойкой инвалидности, работник может получить выплаты в размере 85 процентов его заработной платы за полную утрату трудоспособности. Выжившие имеют право на пенсии, а также на значительное пособие на похороны. Эта обязательная программа полностью финансируется работодателем. [1]
Гарантия дохода, классифицированная как благосостояние
[ редактировать ]В дополнение к вышеупомянутым льготам, которые классифицируются как обеспечение дохода в форме социального страхования, существуют программы обеспечения дохода, классифицируемые как социальное обеспечение. Одно из различий между двумя классами социальных программ заключается в том, что меры социального обеспечения финансируются в основном за счет налогов, тогда как программы социального страхования оплачиваются работодателями и работниками. Эта вторая категория гарантированного дохода также включает выплаты тем, кто имеет на это право. Самый важный и дорогой класс этих пособий — выплаты семьям с детьми. Другие программы помогают тем, кто получил ранения на войне, и их иждивенцам, предоставляют финансовую помощь тем, кто призван на военную службу, и их семьям, производят выплаты инвалидам, которые помогают им зарабатывать себе на жизнь, и предоставляют пособия на проживание, которые являются последним средством помощи инвалидам. те, кто не может зарабатывать себе на жизнь. [1]
Семейная помощь
[ редактировать ]Финансовая помощь семьям с детьми предоставляется в виде пособий на детей, пособий по уходу за ребенком и алиментов, а также пособий по беременности и родам. Пособия на детей появились в 1930-х годах и были одной из старейших частей системы социального обеспечения. Законом, действовавшим в конце 1980-х годов, был Закон о детских пособиях 1948 года, который предусматривал выплаты родителям для всех детей в возрасте до шестнадцати лет, проживающих в Финляндии, независимо от благосостояния или гражданства родителей. Пособия по уходу за детьми выплачивались с 1970-х годов тем родителям, которые оставались дома для ухода за маленькими детьми или нанимали для этого кого-то другого. Пособие на содержание ребенка выплачивается в случае, если по решению суда не выплачивались алименты на ребенка разведенных родителей. Пособие по беременности и родам, согласно законодательству 1930-х годов, выплачивалось за каждую беременность. Это было либо грант, либо гораздо более ценный набор материалов, пакет для беременных , необходимый для ухода за ребенком. В нем отказывали, если мать не обращалась в клинику к пятому месяцу беременности. [1]
Социальные услуги
[ редактировать ]Помимо вышеперечисленных мер, предполагающих финансовые выплаты для достижения социальных целей, система социального обеспечения предоставляет услуги социального обеспечения. К середине 1980-х годов около 90 000 государственных и местных служащих использовали около пяти процентов валового национального продукта Финляндии для предоставления широкого спектра социальных услуг под общим руководством Министерства социальных дел и здравоохранения. Расширение системы социального обеспечения в 1960-х и 1970-х годах привело к тому, что число социальных работников примерно утроилось в период с 1970 по 1985 год. С 1981 года работники, приступающие к работе в этой области, должны были иметь университетское образование.
Субсидии национального правительства в размере от 30 до 60 процентов расходов преследовали цель сделать социальные услуги единообразными по всей стране, чтобы жители даже самых изолированных населенных пунктов имели тот же набор услуг, который предлагался в Хельсинки, хотя эта цель не всегда была достигнута. встретились. Социальные услуги обычно были бесплатными и были доступны любому желающему, независимо от дохода получателя. Информация, предоставленная социальным работникам, была конфиденциальной и не могла быть передана даже другому государственному учреждению. Конечная цель социальных услуг заключалась в повышении качества жизни и независимости клиента, чтобы в услугах социального обеспечения больше не было необходимости.
Закон о социальном обеспечении 1982 года заменил некоторые старые законы; он поручил местному правительству предоставлять такие социальные услуги, как общие и семейные консультации, а также предоставлять жилье тем, кто в нем нуждается, особенно пожилым и немощным, проблемной молодежи и алкоголикам. Закон детализировал местные обязанности по назначению специалистов для оказания помощи лицам, живущим дома, но больше не способным полностью позаботиться о себе, а также по содержанию учреждений для лиц, будь они престарелыми, умственно отсталыми или зависимыми, чьи недуги были настолько серьезными, что они не могли дольше жить дома. [1]
Услуги по уходу за детьми
[ редактировать ]Законом, имевшим далеко идущие последствия, стал Закон об дневном уходе за детьми 1973 года, который предусматривал, что все местные органы власти должны обеспечить хороший детский сад для всех семей, которые этого желают. Уход за детьми в возрасте до семи лет может осуществляться либо в яслях/детских центрах, иногда частных, но обычно находящихся в ведении местных органов власти, либо аккредитованными нянями либо в доме ребенка, либо за его пределами. Хотя к середине 1980-х годов количество мест в детских садах увеличилось более чем вдвое и достигло 100 000, для удовлетворения общих потребностей его пришлось бы удвоить еще раз. Закон 1985 года поставил цель предоставить к 1990 году всем родителям детей в возрасте до трех лет возможность выбора между выплатами по уходу на дому или местом для своего ребенка в яслях/детском саду. Один из родителей также может взять неоплачиваемый отпуск по работе до достижения ребенком трехлетнего возраста. Закон о благосостоянии детей 1983 года предписывал местным органам власти присматривать за детьми и наделял их полномочиями принимать различные меры, если ребенок подвергался серьезному пренебрежению или жестокому обращению. В середине 1980-х годов этот закон затронул около 2 процентов финских детей. Другой закон 1983 года объявил телесные наказания детей незаконными, как это было в других странах Северной Европы. [1]
Услуги для инвалидов
[ редактировать ]Закон о благосостоянии инвалидов 1946 года установил обязанности по лечению людей с ограниченными физическими возможностями. Учреждения, которые предлагали жилье, профессиональную подготовку, защищенную рабочую среду и физическую реабилитацию, находились под контролем Национального совета социального обеспечения, а около двадцати школ для детей-инвалидов, неспособных посещать обычные школы, находились под контролем Национального совета школ. Специальное оборудование, например, протезы, поставлялось бесплатно, а также такие услуги, как приспособление жилых помещений. В конце 1980-х годов насчитывалось около 30 000 умственно отсталых финнов, 10 000 из которых получали различные пособия, от проживания в приюте до дневного ухода или работы в защищенных мастерских. Мест для полноценного размещения всех умственно отсталых не хватало, поэтому некоторых разместили в частных домах или домах престарелых. [1]
Услуги для наркозависимых
[ редактировать ]Закон 1985 года о благосостоянии лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, касался главным образом алкоголизма, поскольку это была единственная серьезная проблема злоупотребления психоактивными веществами в Финляндии в конце 1980-х годов. Финское общество традиционно не рассматривало алкоголь как часть повседневной жизни, а скорее как нечто, потребляемое в особых случаях и доводящее до опьянения. Медицинские доказательства этой вредной привычки заключаются в том, что уровень смертности от острого алкогольного отравления в Финляндии в семь раз выше, чем в Швеции и в двадцать раз выше, чем в Дании. Из-за сложных отношений с алкоголем в стране с 1919 по 1931 год действовал запрет. Более поздней мерой против употребления алкоголя стал закон 1976 года, запрещавший рекламу спиртных напитков в большинстве публикаций. Другая мера увеличила стоимость алкоголя за счет высоких налогов на него, настолько высоких, что к середине 1980-х годов налоги на спиртные напитки стали важным внешним источником государственных доходов.
В 1980-х годах в Финляндии все еще было много трезвенников, имевших моральные возражения против употребления алкоголя, в отличие от небольшого меньшинства пьющих, на долю которых приходилось более половины общего потребления алкоголя в стране. В конце 1960-х годов смягчение правил покупки алкоголя имело целью уменьшить гламурную привлекательность напитка, поскольку он был в некотором смысле запрещен. Эта политика могла иметь неприятные последствия, когда продажи пива в продуктовых магазинах и доступность крепких напитков в большем количестве ресторанов привели к увеличению потребления алкоголя более чем вдвое за десятилетие. Однако с середины 1970-х годов аналитики употребления алкоголя в Финляндии отмечают, что уровень потребления стабилизируется, а привычки к употреблению алкоголя становятся более умеренными. Хотя в послевоенный период число трезвенников резко сократилось, из-за чего некоторые социологи стали называть финнов, ставших взрослыми в 1950-е и 1960-е годы, «мокрым поколением», алкоголь постепенно стал занимать более обыденное место в повседневной жизни.
В Министерстве социальных дел и здравоохранения был специальный отдел, занимающийся злоупотреблением психоактивными веществами, Департамент умеренности и алкогольной политики, который разрабатывал планы социального обеспечения и руководил Государственной алкогольной монополией, ответственной за производство, импорт и продажу алкоголя. Местные власти предоставили алкоголикам различные учреждения, в том числе клиники, приюты и временные приюты, открытые двадцать четыре часа в сутки, где предлагалось лечение от абстиненции. При необходимости алкоголиков можно было заключить в тюрьму против их воли, но в конце 1980-х годов эта практика была менее распространена, чем раньше. Государственное благосостояние дополнялось частными и добровольными ассоциациями, такими как Анонимные Алкоголики. [1]
Система здравоохранения
[ редактировать ]Ко второй половине 1980-х годов уровень здоровья финнов был полностью сопоставим с уровнем здоровья в других высокоразвитых странах. Если стандарты здравоохранения не соответствовали стандартам северных соседей Финляндии во всех областях, то это произошло потому, что Швеция, Дания и Норвегия были мировыми лидерами в области здравоохранения. Однако Финляндия добилась замечательного прогресса и быстро догоняла его. В одной важной области – предотвращении детской смертности – Финляндия в середине 1980-х годов лидировала в мире: у нее был самый низкий в мире уровень детской смертности. [1]
Развитие системы здравоохранения
[ редактировать ]Став независимым государством в 1917 году, Финляндия сумела справиться с «традиционными» проблемами здравоохранения. Самая важная причина смертности в девятнадцатом веке, туберкулез легких, была взята под контроль с помощью сети туберкулезных больниц, построенных между мировыми войнами. Оспа и пневмония также перестали быть серьезными проблемами. Благодаря закону о вакцинации, принятому в 1952 году, борьба с инфекционными заболеваниями в значительной степени была выиграна. В 1980 году, например, не было случаев смерти от распространенных заболеваний этого типа. К середине 1980-х годов в Финляндии в течение нескольких десятилетий не регистрировалось ни одного случая дифтерии, а, за исключением мини-эпидемии из семи случаев в 1983–84 годах, исчез и полиомиелит. Акцент на строительстве больниц в 1950-х и 1960-х годах привел к тому, что соотношение больничных коек на душу населения дошло до международных норм, а новые медицинские учебные центры более чем удвоили количество врачей в период с 1970 по середину 1980-х годов. Принятие Закона о страховании по болезни в 1963 году и частое расширение его сферы действия означало, что хорошая медицинская помощь стала доступна каждому. Более поздние законодательные меры, такие как Закон о первичной медико-санитарной помощи 1972 года или Закон о психическом здоровье 1978 года, были направлены на перевод медицинской помощи из крупных центров, увеличение объема профилактического лечения в небольших местных учреждениях и предпочтение амбулаторной помощи, когда это возможно. . Органы здравоохранения Финляндии даже в конце 1980-х считали, что помощь такого рода может быть более гибкой, гуманной и эффективной, а также может сдерживать рост затрат. Однако, несмотря на это нововведение в политике, социальные расходы на здравоохранение увеличились в десять раз в реальном выражении с начала 1950-х годов. [1]
Организация системы здравоохранения
[ редактировать ]Здравоохранение находится в ведении Министерства социальных дел и здравоохранения и находится в ведении Национального совета здравоохранения. В соответствии с практикой правительства министерство определяет политику, а национальный совет определяет, как она будет осуществляться. Фактическое оказание медицинской помощи является обязанностью местного правительства, особенно после принятия Закона о первичной медико-санитарной помощи 1972 года, который установил, что основой медицинского лечения должна быть помощь, предлагаемая в местных медицинских клиниках. Раньше упор делался на помощь со стороны крупных региональных больниц.
Закон 1972 года привел к созданию около 200 местных медицинских центров, каждый из которых обслуживал минимум 10 000 человек. Поскольку муниципалитеты сильно различались по размеру, небольшим из них приходилось объединяться с другими, чтобы сформировать медицинские центры, в то время как около половины центров находились в ведении одного муниципалитета. Центры не обязательно состояли из одного здания, а включали в себя все медицинские учреждения в районе медицинских центров. За исключением некоторых малонаселенных регионов, люди обычно находились в пределах двадцати пяти километров от центра, которому было поручено их опекать.
Основная цель закона 1972 года заключалась в том, чтобы предоставить всем финнам равный доступ к медицинскому обслуживанию, независимо от их доходов и места проживания. Поскольку большинство услуг медицинских центров были бесплатными, для увеличения финансовых ресурсов муниципалитетов требовались субсидии со стороны национального правительства. Размер субсидий варьировался в зависимости от благосостояния муниципалитета и составлял примерно от 30 до 65 процентов затрат. К середине 1980-х годов около 40 процентов денег, потраченных на здравоохранение, шло на первичную помощь по сравнению с 10 процентами в 1972 году.
Медицинские центры отвечали за повседневную помощь, такую как медицинские консультации, обследования и скрининг на инфекционные заболевания; они также предоставляли школьные медицинские услуги, уход на дому, стоматологическую работу, а также уход за детьми и матерями. В большинстве медицинских центров было как минимум три врача и дополнительный персонал из расчета около одиннадцати на врача. Благодаря высокому уровню своей подготовки медсестры выполняли многие услуги, оказываемые врачами других стран. В большинстве центров были акушерки, чья высокая компетентность в сочетании с обширной программой дородового ухода позволила добиться в Финляндии чрезвычайно низкого уровня детской смертности, лучшего в мире - 6,5 смертей на 1000 рождений.
Как только было установлено, что проблема со здоровьем не может быть решена должным образом в центре, пациентов направляли в больницы либо в одну из примерно тридцати местных больниц с определенной степенью специализации, либо в одну из примерно двадцати больниц, пять из которых были университетскими. обучающие больницы, которые могли бы предложить высокоспециализированную помощь. Кроме того, существовали учреждения с единственной заботой, такие как шестьдесят психиатрических больниц, и другие, занимавшиеся ортопедией, эпилепсией, ревматизмом или пластической хирургией. Учитывая резкое снижение заболеваемости туберкулезом в Финляндии, дюжина санаториев страны постепенно перешла под другие цели. Больницами обычно управляли федерации муниципалитетов, поскольку их содержание было не под силу большинству отдельных муниципалитетов. К середине 1980-х годов в государственных больницах страны было около 50 000 коек, а в 40 с лишним частных больницах — около 3 000. Еще 20 000 коек было для пациентов в медицинских центрах, домах престарелых и других социальных учреждениях. [1]
Управление социального страхования Финляндии ( KELA ) занимается системой оплаты труда лицензированных врачей. [11] Возмещение может также покрывать часть диагностики и лечения в частном секторе, например, стоматологических услуг. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Текст из источника PD: Библиотека Конгресса США: Исследование страны: Финляндия , Номер телефона Библиотеки Конгресса DL1012 .A74, 1990 г.
- ^ Мануэль Альварес Ривера, «Ресурсы по выборам в Интернете: выборы в финский Эдускунта (парламент)» http://electionresources.org/fi/
- ^ Управление социального страхования Финляндии Kela (Folkpensionsanstalten FPA; Управление социального страхования Финляндии Kela) (30 мая 2018 г.). «Карманная статистика 2018» (PDF) . Карманная статистика 2018 : 4. ISSN 1457-8743 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Предоставление пособий по безработице в Финляндии: количество получателей и выплаченных пособий» . Келасто .
- ^ Учреждение социального страхования Финляндии Kela (Folkpensionsanstalten FPA; Учреждение социального страхования Финляндии Kela) (октябрь 2018 г.). «Статистика страхования по безработице в Финляндии за 2017 год» (PDF) . Официальная статистика Финляндии : 40. ISSN 1796-0479 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Kansaneläkelaitos Kela (Учреждение социального страхования Финляндии Kela) (2016). «От идеи к эксперименту. Отчет об эксперименте по всеобщему базовому доходу в Финляндии» (PDF) . Исследования в рабочих документах Kela . 106 :62. ISSN 2323-9239 .
- ^ «Цели и реализация эксперимента по базовому доходу» . kela.fi .
- ^ «Финляндия завершает эксперимент по всеобщему базовому доходу» . Телеграф . 24 апреля 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «Финляндия: Олли Кангас демонстрирует сопротивление UBI» . Новости базового дохода . 30 июня 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Нагеш, Ашита (8 февраля 2019 г.). «Испытание базового дохода в Финляндии сделало людей «более счастливыми, но безработными» » . Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ Службы социального обеспечения и здравоохранения в странах Северной Европы: выбор потребителей . Совет министров Северных стран. 2005. с. 34. ISBN 9289312289 .
- ^ «Кела – учреждение социального страхования Финляндии» (PDF) . www.kela.fi.