Хайреддин Паша
Хайреддин Паша | |
---|---|
![]() | |
Премьер-министр Туниса | |
В офисе 22 октября 1873 г. - 21 июля 1877 г. | |
Монарх | Мухаммед III |
Предшественник | Мустафа Хазнадар |
Преемник | Мохамед Хазнадар [ 1 ] |
Великий визирь Османской империи | |
В офисе 4 декабря 1878 г. - 29 июля 1879 г. | |
Монарх | Абдулхамид II |
Предшественник | Мехмед Эсад Саффет-паша |
Преемник | Ахмед Арифи-паша |
Спикер Верховного совета Туниса | |
В офисе 1861–1862 | |
Монарх | Мухаммед III |
Предшественник | Офис создан [ 2 ] |
Преемник | Мустафа Сахеб Эттабаа |
Министр военно-морского флота Туниса | |
В офисе 1857–1862 | |
Монархи | Мухаммед II Мухаммед III |
Предшественник | Махмуд Ходжа |
Преемник | Исмаил Кахия |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1820 г. Абазиния , Черкесия |
Умер | 30 января 1890 г. Стамбул , Османская империя |
Место отдыха | Кладбище Джеллаз , Тунис [ 3 ] |
Супруг (а) |
Мисс Янина
Две жены
г-жа Камер |
Дети | Мехмед Салих-паша |
Хайреддин-паша ( османский турецкий : Хайреддин-паша ) [ а ] ( ок. 1820 – 30 января 1890) был османско - тунисским государственным деятелем и реформатором, родившимся в абхазской семье. Сначала он занимал пост премьер-министра бейлика Туниса , а затем достиг высокого поста великого визиря Османской империи , занимая эту должность с 4 декабря 1878 года по 29 июля 1879 года.
Он был политическим реформатором в период растущего европейского господства. По словам доктора Абдула Азима Ислахи, он был прагматичным активистом, выступавшим против бедности и обращавшимся за предложениями к европейским моделям. Он применил исламскую концепцию «маслаха» (или общественных интересов) к экономическим вопросам. Он подчеркнул центральную роль справедливости и безопасности в экономическом развитии. Он был главным сторонником « таннимата » (или модернизации) политической и экономической системы Туниса. [ 4 ]
Молодежь в Абхазии и Турции
[ редактировать ]Хайреддин абхазского происхождения родился в Абхазии в «семье знатных воинов». Его отец Хасан Леффч, местный абхазский вождь, погиб, сражаясь при нападении русских на город Сухум . После этого молодой сиротой Хайреддин был продан в рабство в ходе черноморской работорговли , что тогда еще было привычным событием для черкесской молодежи. [ 5 ] Однако в Стамбуле его в конце концов продали в престижный дом знатного Тахсин-бея, кипрского османа , который был накибом аль-ашрафом (главой потомков Пророка) и кади аль-Аскаром (главным армейским судьей). ) Анатолии и поэт.
Тахсин-бей перевез мальчика в свой загородный дворец в Канлыдже недалеко от Босфора , где он на несколько лет стал спутником детства сына бея. Хайр ад-Дин получил «первоклассное образование», которое включало исламскую учебную программу, а также турецкий язык и, возможно, французский язык; однако он не был воспитан как мамлюк . После «трагической преждевременной смерти сына» его отец Тахсин-бей продал Хайр ад-Дин в Стамбуле посланнику Ахмед-бея из Туниса. Это новое изгнание, очевидно, спровоцировало бы эмоциональное потрясение у Хайр ад-Дина, которому тогда было около 17 лет. Вскоре он оказался на борту корабля, направлявшегося в Африку. [ 6 ] [ 7 ]
В Тунисе при Ахмад-бее
[ редактировать ]Примерно в 1840 году Хайреддин поселился во дворце Бардо при дворе Ахмад-бея (годы правления 1837–1855) в качестве мамлюка бил-л-сарая [внутреннего дворцового вассала]. Он возобновил свое обучение на высоком уровне, в основном в Военной академии Бардо ( аль-мактаб аль-Харби ), близлежащем учреждении, недавно основанном беем. Ключевой частью его образования теперь было умение разговаривать на арабском языке , а также знакомство с французским языком . При дворе Хусейнидов его способности вскоре были признаны, и он снискал внимание и доверие Ахмад-бея. Он быстро поднялся в элитной кавалерии, ядре новой армии бея. Более того, в течение 1840-х и 1850-х годов он был отправлен беем с несколькими ключевыми дипломатическими миссиями, например, в Османскую Порту в Стамбуле, которая тогда проводила реформы Танзимата , и в европейские столицы, включая Париж. Таким образом, его политическая карьера началась при этом знаменитом модернизирующем правителе.
В 1846 году он сопровождал бея в составе небольшого штаба, в который входил влиятельный советник Бин Дияф , во время двухмесячного государственного визита во Францию, после чего был произведен в бригадные генералы . Эта поездка имела особое культурное и политическое значение, поскольку ортодоксальный бей отправился на длительный срок в неисламскую страну, чтобы ознакомиться с ее современными методами работы и управления. Поездка «расширила культурное пространство, которое считалось приемлемым для мусульманских правителей». Французы постарались показать Франции преимущество; небольшая тунисская партия была хорошо принята высшими правительственными чиновниками и ведущими частными лицами. «Поехав за пределы страны ислама, Ахмад-бей по возвращении в Тунис был благословлен великим муфтием ». [ 8 ] [ 9 ]
В 1853 г. Хайреддину было присвоено высшее военное звание — командующего кавалерией; затем он также стал адъютантом бея. Однако вскоре после этого его отправили в Париж, чтобы оформить кредит для режима бея, но вместо этого он провел четыре года, пытаясь вернуть крупные суммы, присвоенные известным Махмудом бин Айядом, бывшим главой недавно созданного национального банка Туниса, который предусмотрительно уже получил французское гражданство. За годы переговоров в Париже Хайреддин также успел посетить библиотеки и книжные магазины, улучшить свой французский, задавая множество вопросов, а также изучить европейское общество, промышленность и финансы. [ 10 ] [ 11 ]
По словам профессора Абун-Насра, из-за тяжелого финансового положения, частично вызванного растратой бин Айяда, кредит бея не показался Хайреддину разумным. Тем не менее, бей подавил большую часть политической оппозиции своим финансовым планам путем долгой поддержки городских улемов и вождей сельских племен. Однако из-за пассивного сопротивления Хайреддина переговоры о кредите все еще обсуждались, когда Ахмед-бей умер в 1855 году. [ 12 ]
Как министр военно-морского флота
[ редактировать ]По возвращении в Тунис из Парижа Хайр ад-Дин был назначен министром военно-морского флота в 1857 году. Он нес ответственность за расширение портов Туниса и Гулетта , а также далекого Сфакса . Это включало строительство для улучшения портовых сооружений, чтобы справиться с возросшим коммерческим судоходством, поскольку торговля в Средиземноморье заметно выросла. [ 13 ] Судя по всему, количество кораблей в тунисском военно-морском флоте сильно сократилось из-за судов современной европейской конструкции. [ 14 ]
Иммиграция в Тунис начала расти, что привело к трудностям с традиционными документами. Хайреддин предложил выдать паспорта . османские капитулянтские соглашения , которые давали экстерриториальные Здесь также ситуацию осложнили законные права европейцам, проживающим или временно проживающим в Тунисе. Контрабанда была еще одной проблемой. [ 15 ] [ 16 ]
Общественное здравоохранение стало проблемой первостепенной важности после введения карантинных процедур в отношении чумы холеры . Морской министр курировал в Гулетте работу арсенала , тюрьмы и госпиталя. В этот период своей жизни, когда ему исполнялось сорок лет, Хайреддин начал рассматривать Тунис как свою приемную страну. [ 17 ]
Личная и семейная жизнь
[ редактировать ]Примерно в сорокалетнем возрасте, примерно в 1862 году, Хайреддин женился на своей первой жене Дженейне, которая была племянницей бея (то есть дочерью сестры бея, хусейнидской принцессы). Свадьба была объявлена официально и отпразднована с «большой помпой». Отцом Янины был инсайдерский политик Мустафа Хазнадар , родом из Греции, долгие годы занимавший пост Великого Визиря. У них было трое детей. Однако Янина и сын умерли в 1870 году; две выжившие дочери выросли и позже удачно вышли замуж. Через год после смерти Джанины Хайреддин женился на двух турецких сестрах, обе из которых родили сыновей в 1872 году. Тем не менее, Хайреддин отказался от обоих, чтобы жениться на Кмаре (или Камаре, Ар : «Луна»). У них было два сына и дочь. Позже Кмар переехала с мужем в Стамбул и пережила его на несколько лет. «Кажется вероятным, что Хайр ад-Дин женился на двух сестрах с единственной целью произвести потомство мужского пола, но женился на Кмар, своей четвертой жене, по любви. В любом случае, его последний брак был моногамным». [ 18 ]
После смерти первой жены между зятем и тестем вскоре вспыхнул непосредственный разлад. [ 19 ] [ 20 ] Мустафа Хазнадар, хотя и был великим визирем и слугой бея, мог быть жадным вымогателем, а также преуспеть в этом, став весьма богатым; в то время как Хайреддин был известен как ярый противник тирании и коррупции. [ 21 ]
В 1853 году Хайреддин приказал построить дворец в пригороде Ла-Мануба, к востоку от Туниса. Здесь он изначально жил со своей первой женой Яниной. Эта приморская вилла расположена между портом Ла-Гулет и Карфагеном; недалеко от того места, где сейчас находится современная железнодорожная станция под названием «Хереддин» (названная в честь Барбароссы или аль-Туниси ). [ 22 ] По-видимому, у него также была «большая резиденция» в медине Туниса, в квартале площади Трибуналя, и третья в другом месте. [ 23 ]
Современный европейский дипломат, который «сотрудничал с ним в тесных и дружеских отношениях», описывает Хайреддина в те годы, когда он был главным министром бея:
«Это был толстый, дородный человек, с несколько тяжелым лицом, которое время от времени освещалось очень умным... выражением... Его манеры считались надменными и властными, и... вскоре он еще больше увеличил непопулярность которому его иностранное происхождение и способ вступления в высшую должность при любых обстоятельствах подвергли бы его ... Трудно было определить его возраст, поскольку он покрасил волосы и бороду в твердый и глубокий черный цвет ... ". [ 24 ]
После того, как Хайреддин потерял свой правительственный пост в Тунисе в 1877 году, османский султан в конце концов предложил ему правительственную должность в Стамбуле. Затем он стремился продать свои довольно крупные владения недвижимостью («три дворца в Тунисе и его пригородах, оливковые рощи и обширное поместье под названием Энфида, состоящее из 100 000 гектаров »). Опасаясь политически мотивированного захвата со стороны своих врагов, которые теперь управляли правительством Туниса, он продал свою собственность в Энфиде «Марсельезскому обществу» в июле 1880 года. Однако соседний участок был быстро куплен, казалось бы, неизвестным агентом, который затем заявил о преимущественном праве. купить землю Энфиды, отказав в ней французской компании, которая уже заплатила за нее. Режим бея, очевидно, поддержал требование преимущественного права покупки ; конфликт стал известен как «дело Энфиды». По иронии судьбы, это зло спровоцировало французское вторжение в апреле 1881 года. [ 25 ]
В 1878 году, во время службы в Османской империи, султан подарил ему особняк в Стамбуле. Хайреддин умер в 1890 году в окружении своей семьи на их конуке [вилле], расположенном в Куручешме недалеко от Босфора . Его четвертый сын, генерал-майор Дамат Мехмед Салих-паша (ок. 1876 г. - убит в Стамбуле, 24 июня 1913 г.) от своей жены Камар Ханым, женился во дворце Долмабахче в Стамбуле 29 июля 1907 г. на Шехзаде Ахмеда Кемаледдина единственной дочери Мунире. Султан (Дворец Долмабахче, Стамбул, 13 ноября 1880 г. - Ницца, Франция, 7 октября 1939 г., похоронен там же), а Султанзаде Ахмед Кемаледин Кередин (18 июня 1909–1987 гг.) женился и оставил выпуск. [ 26 ]
Конституция и Большой совет
[ редактировать ]Реформистская конституция, обнародованная в 1861 году, учредила новые государственные институты, в частности, консультативный и законодательный орган, названный Меджлис аль-Акбар или Большой совет. Первым президентом стал Хайреддин, назначенный беем. Тем не менее, быстро развились сильная оппозиция и фракционные интриги существующего руководства, в основном руководимые давним великим визирем Мустафой Хазнадаром , что сделало ситуацию невозможной для преобладания реформистской программы. Мустафа также был отцом Янины и новым тестем Хайреддина. Однако вместо того, чтобы пойти навстречу властям, Хайреддин добровольно покинул свой пост в 1862 году. [ 27 ]
Его книга: Самый верный путь.
[ редактировать ]Во время добровольной ссылки в Европу он выучил французский язык . Там он воочию наблюдал стиль и манеру политики новаторского Запада. В его книге 1867 года « Аквам аль-Масалик фи Ма'рифат Ахвал аль-Мамалик» (« Самый верный путь к знаниям о состоянии стран ») проводится сравнение между европейскими и мусульманскими государствами. В нем он предложил стратегии управления и сравнил европейские политические системы. Он также сформулировал путь, по которому следует идти, чтобы добиться необходимых реформ.
Он рекомендует придерживаться умеренного курса, перенимая выборочные западные программы и методы, сохраняя при этом тунисские традиции. Он обратился непосредственно к мусульманским священнослужителям, уламам , и подчеркнул, что элитный правящий класс должен служить распорядителями благосостояния народа. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Международная финансовая комиссия
[ редактировать ]В 1869 году он стал первым председателем Международной финансовой комиссии в Тунисе, созданной для управления государственными доходами и расходами.
Его реформирование визиря в Тунисе
[ редактировать ]
Позже Хайреддин возглавил правительство Туниса в качестве главного министра (1873–1877). султана Его последние годы прошли на османской службе, где он некоторое время был великим визирем (1878–1879). [ 31 ]
Будучи премьер-министром при Садок-бее , Хайреддин в 1874 году основал Совет Хабус для улучшения использования обширных земель, переданных религиозным фондам. были внесены юридические изменения В существующий закон о кануне , чтобы он мог лучше стимулировать торговлю и коммерцию; результат позже был назван «le code Khaïreddine», что повлияло на контракты и обязательства. Административные реформы государственных учреждений были проведены в Министерстве юстиции и финансов. Во внешней политике он способствовал более тесным связям с Османской империей, ошибочно полагая, что это предотвратит европейское вмешательство. Хайреддин также продвинул модернизированную учебную программу в Университете Эз-Зитуна . Позже он работал над созданием колледжа Садики , лицея, посвященного преподаванию современных предметов следующему поколению тунисских лидеров. [ 32 ] [ 33 ]
Недавняя оценка визиря Хайреддина в свете прогресса в Тунисе, произошедшего за более чем столетие с тех пор, делает несколько наблюдений. Первый касается его координации с тунисскими улемами в целях проведения правительственных реформ; второй — его знакомство с европейскими политическими институтами:
«Реформа в политике требует обновления в религиозных вопросах, включая рациональное толкование божественного писания и знание учеными ислама мирских вопросов и событий, чтобы они могли дать контекстуальное понимание священных текстов. Хайр ад-Дин делает этот смелый шаг в стремлении к реформам, подражающим Европе. Последующая синергия между светилами государственной машины, с одной стороны, и университетом мечети Зайтуна, с другой, привлекла реформиста. маршрут, который до сих пор неизгладимо вдохновляет на разработку программ обновления в современном Тунисе». [ 34 ]
«Вторая особенность — это попытка гармонизировать мирское и священное, «восточные» религиозные знания с «западным» политическим гением. Политическая мысль бейлика великого визиря Туниса Хайр ад-Дина аль-Тунси является парадигмой этого гармонизация. [ 35 ]
Как великий визирь в Стамбуле
[ редактировать ]В 1878 году османский султан пригласил Хайреддина переехать в Стамбул для прохождения государственной службы. Первоначально он работал в Комиссии по финансовой реформе в 1878 году, ему было поручено модернизировать налоговый и бюджетный процесс империи. Завоевав доверие султана, он вскоре был назначен великим визирем Османской империи на короткий период, с 4 декабря 1878 года по 29 июля 1879 года. Вскоре имперский политический класс начал возмущаться им как аутсайдером.
«Хейреддин-паша из Туниса» был «неумелым говорящим на [турецком] языке», который «добился должности великого визиря в 1878 году. веселье над своим османским турецким языком». [ 36 ]
Для продвижения своей политики реформ Хайреддин заручился иностранной поддержкой, чтобы согласовать свою политическую позицию и обрести некоторую независимость в действиях. Тем не менее он мало что мог сделать; более того, эта стратегия привела к его отчуждению от султана и его довольно быстрому смещению. В 1882 году он отказался от предложения переизбраться на пост великого визиря. [ 37 ]
Мемуары и последние произведения
[ редактировать ]Из писем Хайреддина «складывается впечатление, что в 1878 году он предпочел бы вернуться домой, в Тунис». Французское вторжение 1881 года и последующий протекторат в Тунисе положили конец таким надеждам. В просторном особняке в Стамбуле, подаренном ему султаном, Хайреддин оставался на пенсии в течение последнего десятилетия своей жизни, но его ревматоидный артрит осложнил жизнь, а изгнание принесло ему некоторую горечь. Тем не менее, здесь он сочинил различные письменные произведения. [ 38 ]
На французском языке он продиктовал свои мемуары нескольким секретарям, владеющим этим языком, что указывает на то, что франкоязычный мир является важной целевой аудиторией, будь то в Африке, Европе или на Ближнем Востоке. Свои мемуары он назвал A mes enfants: ma vie privee et politique [Моим детям: Моя частная и политическая жизнь]. В этих мемуарах и в нескольких других произведениях он демонстративно защищал свои реформы, будучи Великим Визирем Бейликала Туниса. [ 39 ]
Внимательное чтение Хайр ад-Дина, особенно его мемуаров и более поздних сочинений (возможно, написанных откровенно, без каких-либо скрытых намерений), показывает, что он отдает предпочтение традиционному правительству, такому как османское, считает профессор Браун:
Хайр ад-Дин «всегда находился в русле средневековой исламской политической мысли, с ее упором на управление , то есть жесткое разделение между правителями и управляемыми, чьи взаимоотношения определялись параллелью пастыря и его стада. ... Именно управление - чувство благородства - а не страсть к представительной демократии руководило Хайр ад-Дином, [где] у него была свобода действий, Хайр ад-Дин. почти всех своих министров выбрал из класса мамлюков ». [ 40 ]
Затем профессор Браун довольно подробно цитирует из мемуаров Хайр ад-Дина отрывок, в котором описывается существовавшая ранее коррупция в правительстве Бейикала как источник проблемы в годы его пребывания на посту Великого Визиря. В качестве реформистского решения Хайр ад-Дин стремился «создать новую административную систему, основанную на справедливости и равенстве , чтобы уничтожить злоупотребления и произвольные действия» и восстановить «правительство в его священной роли защитника народа» и, таким образом, «проводить страна на пути к процветанию». [ 41 ]
Более дальновидный портрет Хайреддина составлен профессором Клэнси-Смитом, хотя ее противоположный портрет, похоже, не противоречит выводам профессора Брауна в целом. Здесь она прославляет « космополитизм Туниса, который был не столько идентичностью, сколько образом социального существования».
«В лучших традициях мамлюков Хайр ад-Дин проявлял непоколебимую преданность Хусейнидам [беям Туниса] и султанам [Османской империи] — до тех пор, пока их политика не нарушила его представление о справедливом правительстве, основанное на его собственном жизненном опыте. , исламские моральные заповеди и избранные европейские политические принципы ... Однако, будучи премьер-министром, он еще больше разрушил систему мамлюков ... ... Как приграничный интеллектуал, он действовал в нескольких точках пересечения. между Магрибом и Османской империей; Европой и Северной Африкой; центральным средиземноморским коридором и морем в целом; рихла [путешествие или паломничество], посредством которого Хайр ад-Дин пытался узаконить отдаленные или иностранные знания». [ 42 ]
В последние годы своей жизни Хайреддин также занялся написанием меморандумов о реформировании османского режима, адресованных невосприимчивому султану Абдул-Хамиду II . В них Хайреддин затронул многие темы, например, государственную службу (образование и вознаграждение), законодательную власть (метод выборов и ограничения ее полномочий) и то, как привлечь высокопоставленных чиновников к ответственности за свои действия. Некоторые из его предложений были позже подхвачены другими, проводившими реформу. [ 43 ]
Семья и проблема
[ редактировать ]Он женился четыре раза:
- В 1862 году он женился на своей племяннице Джанине Ханым, дочери своей сестры и Мустафы Хазнадар-паши. У них было два сына и дочь. Янина и один из их сыновей умерли в 1870 году.
- В 1871 году он женился на двух сестрах, и обе родили ему сына в 1872 году. Он развелся с ними в 1873 году.
- В 1873 году он женился на Камер Ханым. У них было двое сыновей, в том числе Мехмед Салих, который женился на Мунире Султан (внучке султана Абдулмеджида I ); и дочь.
Дань уважения
[ редактировать ]Его персонаж появляется в Сами Фери «Тедж Эль-Хадра», которого играет актер Яссин Бен Гамра. телесериале [ 44 ]
Почести
[ редактировать ]- Большой кордон ордена Славы (Тунис)
- Большой кордон ордена Ничан эд-Дам ( Тунис )
- Большой кордон ордена Ничан Ахд Эль-Аман ( Тунис )
- Большой кордон ордена Ничан эль-Ахд эль-Мурассаа ( Тунис )
- Большой кордон ордена Османии ( Османская империя )
- Большой кордон ордена Меджидие ( Османская империя )
- Большой кордон ордена Славы (Османская империя)
- Большой кордон ордена Отличия (Османская империя)
- Большой крест Национального ордена Почетного легиона ( Франция )
- Большой крест ордена Леопольда (Австрия)
См. также
[ редактировать ]- История Османской эпохи Туниса (1574–1705 гг.)
- Ахмад I ибн Мустафа (бей, 1837–1855)
- Мухаммед II ибн аль-Хусейн (бей, 1855–1859)
- Мухаммед III ас-Садик (бей, 1859–1882)
- История Туниса французской эпохи (1881–1956)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тунисский арабский : Хайр ад-Дин Паша т-Тунисий , латинизированный: Хайр ад-Дин Паша т-Тунисий ; Османский турецкий язык : Тунисли Хайреддин-паша ; Турецкий : Тунуслу Хайреддин Паша.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Геллуз и др. (2010) на 429.
- ↑ Браун, 30 лет, в Хайр ад-Дине (1967).
- ↑ В марте 1986 года его тело было «репатриировано» в Тунис. Клэнси-Смит (2011) — 338.
- ^ Абдул Азим Ислахи, «Экономические идеи тунисского государственного деятеля девятнадцатого века: Хайр ад-Дин аль-Туниси». Хамдард Исламус (2012): 61-80 онлайн .
- ↑ Бондаж «не был чем-то необычным, учитывая, что его люди на протяжении веков снабжали невольничьи рынки». Клэнси-Смит (2011) — 320. Она указывает дату его рождения — 1822 год.
- ^ Клэнси-Смит (2011), гл. 9, «Хайр ад-Дин аль-Туниси и средиземноморское мыслительное сообщество», 315–341, стр. 319–320. Очевидно, профессор Клэнси-Смит опирается на свои мемуары и на Ван Крикена (1976).
- ^ См. Браун, 29–30 лет, в Хайр ад-Дине (1967). Профессор Браун в гораздо более общих терминах предполагает аналогичную подоплеку. Отмечая, что «во многих источниках говорится, что он родился в 1810 году», профессор Браун, тем не менее, утверждает, что «вероятно, он родился между 1820 и 1825 годами».
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 320–322; в 69 лет — 324–327; котировки на уровне 326.
- ^ Геллуз и др. (2010) на 412–413. Фотография на 412.
- ^ Clancy-Smith (2011) at 329, 326. Хайреддин отправил своему другу Бин Дияфу книги , включая названия средневекового тунисца Ибн Халдуна , напечатанные на арабском языке и опубликованные в Париже. Клэнси-Смит (2011) — 324.
- ^ См., Хурани (1970), 84 года.
- ^ Абун-Наср (1971) и 261–262.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 327–329.
- ^ Браун (1974) на 299–303. Многие тунисские корабли были потеряны из-за шторма в 1821 году, а затем из-за серьезного поражения в битве при Наварине в греческих водах, которое потерпел османский флот в 1827 году, корабли, которые так и не были заменены. Браун (1974) - 142–144.
- ^ Клэнси-Смит (2011), 178 (контрабанда), 327–329 (иммиграция).
- ^ См., Андерсон (1986), стр. 98–102, описывающий фундаментальные изменения, вызванные притоком европейцев.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 327–329, например, 328 (приемная страна).
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 334–335.
- ^ См., Перкинс (2004), 32 года.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 320.
- ^ Например, Абун-Наср (1971) и 264–265.
- ^ Перкинс (2004) на 2.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 329–330, 335.
- ^ Хурани (1970) на 86–87. Это сделал британский посол Генри Лейард.
- ^ Абун-Наср (1971) и 277–278.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 337–338.
- ^ Браун, 30–31 год, в Хайр ад-Дине (1967).
- ^ Геллуз и др. (2010) на 412–428. Его книга (414–418 гг.) была переведена, например, на французский язык ( «Самый верный способ узнать состояние народов» ), турецкий и итальянский языки.
- ^ Перкинс (2004), 30–36 лет, книга в 33 года.
- ^ Браун, редактор (1967).
- ^ Перкинс (1989) на 73–75.
- ^ Геллуз и др. (2010) на 412–428, администрация на 418–420, закон на 420–421, османы на 422–424.
- ^ Перкинс (2004) в 30–36, Хабус в 34. Совет
- ^ Пауэл и Садики (2010) на 8.
- ^ Пауэлл и Садики (2010), стр. 8, примечание 1.
- ^ М. Шукру Ханиоглу, Краткая история поздней Османской империи (Принстонский университет, 2008), стр. 35, текст и примечание 67.
- ^ Шоу и Шоу (1977) на 220.
- ^ См. библиографию. Клэнси-Смит (2011) — 337–338.
- ^ Клэнси-Смит (2011) на 338.
- ^ Браун, «Признание самого верного пути », 1–64, стр. 32, в Хайр ад-Дине (1967).
- ↑ Браун, 32–33 года, в Хайр ад-Дине (1967), цитата из книги «Моим детям: моя личная и политическая жизнь» (1934), стр. 193.
- ^ Клэнси-Смит (2011) в кратком изложении своей главы «Хайр ад-Дин аль-Туниси», 315–341, стр. 339, рихла , стр. 326.
- ^ Шоу и Шоу (1977), стр. 220. Очевидно, ссылки относятся к неопубликованным документам по каталожным номерам в Архивах Йылдыз , согласно дворцу Йылдыз в Стамбуле.
- ^ « Тедж Эль-Хадра : мыльная опера, которая выполняет все свои обещания» . капиталис .
Библиография
[ редактировать ]- Хайр ад-Дин Паша аль-Тунисий:
- Ислахи, Абдул Азим. «Экономические идеи тунисского государственного деятеля девятнадцатого века: Хайр ад-Дина аль-Туниси». Хамдард Исламус (2012): 61-80 онлайн .
- Леон Карл Браун , редактор журнала «Самый верный путь». Политический трактат мусульманского государственного деятеля девятнадцатого века. Перевод Введение к самому надежному пути к знаниям о состоянии стран» Хайра ад-Дина аль-Туниси « (Гарвардский университет: Центр ближневосточных исследований, 1967). Книга Хайр ад-Дина «Самый верный путь» (написанная на арабском языке) была впервые опубликована в 1867–1868 годах в Тунисе. В вышеуказанное издание 1967 года включена книга Брауна «Оценка самого верного пути » под номерами 1–64, за которой следует перевод под номерами 65–178.
- М.С. Мзали и Ж. Пиньон, редакторы журнала Khérédine: Homme d'etat (Тунис: Maison Tunisienne de l'Edition, 1971), а также их предыдущая редакция: «Documents sur Khéréddine» в Revue Tunisienne :
- «Моим детям» на 23: 177–225, 347–369 (1934), т. е. его мемуары «Моим детям: Моя частная и политическая жизнь»;
- «Программа Пн» в 24:51–80 (1935);
- «Тунисская проблема через восточный вопрос» at 24: 209–233 (1935); 25: 223–254 (1936);
- «Ответ на клевету» 26: 209–252, 409–432 (1937); 27:79–91 (1938);
- «Переписка» в 27: 92–153 (1938); 29: 71–107, 251–302 (1940).
- Другая литература:
- Джамиль М. Абун-Наср, История Магриба (Кембриджский университет, 1971).
- Лиза Андерсон, Государственная и социальная трансформация в Тунисе и Ливии, 1830–1980 (Принстонский университет, 1986).
- Л. Карл Браун, Тунис Ахмад-бея 1837–1855 (Принстонский университет, 1974).
- Джулия А. Клэнси-Смит, жители Средиземноморья. Северная Африка и Европа в эпоху миграции, около 1800–1900 гг. (Калифорнийский университет, 2011 г.).
- Арнольд Х. Грин, Тунисские улемы 1873–1915 гг. Социальная структура и реакция на идеологические течения (Лейден: Э. Дж. Брилл, 1978).
- Аззедин Геллуз, Абделькадер Масмуди, Монги Смида, Ахмед Саадауи, Les Temps Modernes. 941–1247 хиджры / 1534–1881 (Тунис: Sud Editions, 2004). [ Всеобщая история Туниса, Том III ].
- Альберт Хурани , Арабская мысль в эпоху либерализма, 1798–1939 (Оксфордский университет, 1962, 1967).
- Ахмад ибн Аби Дияф , «Посоветуйтесь с ними по этому вопросу». Исламский аргумент девятнадцатого века в пользу конституционного правления. Мукаддима ( (Введение) к Итафу Ахль аз-Заману би Ахбару Мулуку Тунис ва Ахд аль-Аман (Представление современникам истории правителей Туниса и Основополагающего пакта) Ахмада ибн Аби Дияфа Университет Арканзаса, 2005 г.), перевод с введение и примечания Л. Карла Брауна.
- Абдалла Ларуи , История Магриба. Краткое эссе (Париж: Librairie François Maspero, 1970), переведенное Ральфом Манхеймом как «История Магриба». Интерпретативное эссе (Принстонский университет, 1977).
- Бриг Пауэл и Ларби Садики, Европа и Тунис. Демократизация через ассоциации (Нью-Йорк: Routledge, 2010).
- Кеннет Дж. Перкинс, История современного Туниса (Кембриджский университет, 2004).
- Кеннет Дж. Перкинс, Исторический словарь Туниса (Метухен, Нью-Джерси: Пугало, 1989).
- Стэнфорд Дж. Шоу и Эзель Курал Шоу, История Османской империи и Турции, том II: Реформа, революция и республика: подъем современной Турции, 1808–1975 (Кембриджский университет, 1977).
- Г. С. Ван Крикен, Хайр ад-Дин и Тунис (1850–1881) (Лейден: Э. Дж. Брилл, 1976).
- Никола А. Зиаде, Истоки национализма в Тунисе (Американский университет Бейрута, 1962).