Jump to content

Протокол I

(Перенаправлено из Дополнительного протокола I )
Протокол I Женевских конвенций
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)
Тип Протокол
Составлено 20 февраля 1974 г. - 8 июня 1977 г.
Подписано 8 июня 1977 г. ( 1977-06-08 )
Расположение Женева
Эффективный 7 декабря 1978 г. ( 1978-12-07 )
Подписавшиеся
3 штата [1]
Вечеринки
174 штата [2]
Депозитарий Швейцарский федеральный совет
Языки
Полный текст
Женевская конвенция/Протокол I в Wikisource
Карта с изображением государств-участников и сторон, подписавших Протокол I к Женевским конвенциям (1977 г.).
  Государства-участники (174) [примечание 1]
  Государства, подписавшие (3)

Протокол I (также Дополнительный протокол I и ДП I) [4] Это протокол о поправках 1977 года к Женевским конвенциям, касающийся защиты гражданских лиц, ставших жертвами международных войн, таких как «вооруженные конфликты, в которых народы борются против колониального господства , иностранной оккупации или расистских режимов ». [5] На практике Дополнительный протокол I обновил и подтвердил международные законы войны, предусмотренные Женевскими конвенциями 1949 года, с учетом развития военных действий после Второй мировой войны (1937–1945 годов).

Статус ратификации

[ редактировать ]

По состоянию на февраль 2020 года его ратифицировали государства 174 . [6] США, Иран и Пакистан подписали его 12 декабря 1977 года, но так и не ратифицировали. Израиль , Индия и Турция не подписали договор.

16 октября 2019 года Президент Владимир Путин подписал указ. [7] и внес в Государственную Думу законопроект об отзыве заявления, сопровождавшего ратификацию Россией Протокола I, признавая компетенцию Международной комиссии по установлению фактов согласно статье 90(2). [8] [9] [10] Законопроект был снабжен следующим предупреждением: [8] [10]

Исключительные обстоятельства затрагивают интересы Российской Федерации и требуют неотложных действий. ... В нынешней международной обстановке существенно возросли риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств, действующих недобросовестно.

Краткое изложение положений

[ редактировать ]

Протокол I представляет собой обширный документ, содержащий 102 статьи. Ниже приводится базовый обзор протокола. [11] Полный перечень всех положений можно найти в тексте. [12] и комментарий. [13] В целом протокол подтверждает положения первоначальных четырех Женевских конвенций . Однако добавляются следующие дополнительные средства защиты.

  • В статье I говорится, что конвенция применяется в «вооруженных конфликтах, в которых народы борются против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов при осуществлении своего права на самоопределение».
  • Статья 37 запрещает вероломство . Он выделяет четыре типа вероломства и отличает военные уловки от вероломства.
  • Статья 40 запрещает никаким образом , включая отсутствие выживших, угрожать противнику как таковому или вести военные действия на этой основе.
  • Статья 42 запрещает нападения на пилотов и экипажи, которые прыгают с парашютом с терпящего бедствие самолета . После того как они приземлились на территории, контролируемой противной стороной, им должна быть предоставлена ​​возможность сдаться до нападения, за исключением случаев, когда очевидно, что они участвуют в враждебных действиях или пытаются бежать. Воздушно-десантные войска или агенты, спрыгивающие с парашютом с самолета, терпящего бедствие или нет, не пользуются защитой, предусмотренной настоящей статьей, и, следовательно, могут подвергнуться нападению во время спуска.
  • Статья 43 касается идентификации вооруженных сил, являющихся сторонами конфликта, и гласит, что комбатанты «подпадают под действие внутренней дисциплинарной системы, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применимых в вооруженном конфликте».
  • Статья 47(1) « Наемник не имеет права быть комбатантом или военнопленным » .
  • Статьи 51 и 54 запрещают неизбирательные нападения на гражданское население и уничтожение продуктов питания, воды и других материалов, необходимых для выживания. Неизбирательные нападения включают прямое нападение на гражданские (невоенные) цели, а также использование технологий, масштабы разрушения которых не могут быть ограничены. [13] Тотальная война , в которой не делается различия между гражданскими и военными целями, считается военным преступлением .
  • Статьи 56 и 53 запрещают нападения на плотины , дамбы, атомные электростанции и места отправления культа . Первые три представляют собой «сооружения и сооружения, содержащие опасные силы», и на них можно нападать только способами, не угрожающими высвобождением опасных сил (т. е. их допустимо захватить, но не уничтожить).
  • Статьи 76 и 77, 15 и 79 предусматривают особую защиту женщин , детей и гражданского медицинского персонала, а также предусматривают меры защиты журналистов .
  • Статья 77 запрещает призыв детей в возрасте до 15 лет в вооруженные силы . Однако он позволяет лицам в возрасте до 15 лет участвовать добровольно. [13]
  • Статьи 43 и 44 уточняют военный статус членов партизанских отрядов . Статус комбатанта и военнопленного предоставляется членам диссидентских сил, когда они находятся под командованием центральной власти. Такие комбатанты не могут скрыть свою преданность; они должны быть узнаваемы как комбатанты во время подготовки к нападению или во время него.
  • Статья 35 запрещает оружие, которое «причиняет чрезмерные травмы или ненужные страдания», а также средства ведения войны, которые «наносят широкомасштабный, долгосрочный и серьезный ущерб природной среде ».
  • Статья 85 гласит, что военным преступлением является использование одной из защитных эмблем, признанных Женевскими конвенциями, для введения в заблуждение противоборствующих сил ( вероломство ).
  • Статьи 17 и 81 уполномочивают МККК , национальные общества или другие беспристрастные гуманитарные организации оказывать помощь жертвам войны .
  • Статья 90 гласит, что «Высокие Договаривающиеся Стороны могут во время подписания, ратификации или присоединения к Протоколу или в любой другой последующий момент заявить, что они признают ipso facto и без специального соглашения в отношении любой другой Высокой Договаривающейся Стороны, принимающей такое же обязательство, компетенция [Международной комиссии по установлению фактов] расследовать утверждения такой другой Стороны, как это разрешено настоящей статьей». [14] Такое заявление сделали 74 государства.

Статья 1(4)

[ редактировать ]

Статья 1(4) гласит:

Ситуации, упомянутые в предыдущем пункте, включают вооруженные конфликты, в которых народы борются против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов при осуществлении своего права на самоопределение.

Эти три категории интерпретировались в узком смысле следующим образом: [15]

  • «Колониальное господство» относится к «морскому колониализму» заморских колоний. Это не предназначалось для государств, захватывающих и аннексирующих прилегающие территории.
  • «иностранная оккупация» относится к территории, которая была оккупирована государством-завоевателем, но не была аннексирована и населена другой этнической группой. Ярким примером этого была израильская оккупация палестинского народа.
  • «расистские режимы» в основном относились к апартеиду Южной Африки и Родезии. В него вошли только страны с узаконенным расизмом, но не страны, где правительство просто практиковало расовую дискриминацию.

Некоторые ученые полагают, что эта статья представляет собой главное препятствие, которое помешало Израилю и Южной Африке времен апартеида подписать соглашение. [16]

Судя по всему, статья предоставляет статус комбатанта негосударственным субъектам. Поскольку многие негосударственные субъекты были признаны террористическими группами (например, Организация освобождения Палестины сочла эту статью ), администрация Рейгана декларирующей, что статья 1 (4) «предоставляет террористам психологическую и юридическую победу». [17]

Напротив, в статье в « Международном обозрении Красного Креста» утверждается, что эта статья фактически усиливает борьбу с терроризмом, применяя законы войны (включая все их запреты и обязательства) к национальным освободительным войнам . Остальная часть Протокола содержит строгие запреты на террористические акты (статья 13, статья 51(2) и т.д.). [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Россия своим указом отозвала ратификацию пункта 2 статьи 90 16 октября 2019 года и представила такой закон на принятие Государственной Думы. [3]
  1. ^ «Договоры, государства-участники и комментарии — подписавшие государства — Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . ihl-databases.icrc.org . Проверено 13 апреля 2022 г.
  2. ^ «Договоры, государства-участники и комментарии – Государства-участники – Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . ihl-databases.icrc.org . Проверено 13 апреля 2022 г.
  3. ^ «Путин выводит Россию из Конвенции о расследовании военных преступлений» . Блумберг. 17 октября 2019 г.
  4. ^ Кадваладер, Джордж младший (2011). «Правила, регулирующие ведение военных действий, в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года: обзор соответствующих ссылок Соединенных Штатов» . Ежегодник международного гуманитарного права 2011 – Том 14 . Том. 14. С. 133–171. дои : 10.1007/978-90-6704-855-2_5 . ISBN  978-90-6704-854-5 .
  5. ^ Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 г. , МККК; Международный комитет Красного Креста
  6. ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . Международный комитет Красного Креста.
  7. ^ "Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 494" [Executive order by President of Russian Federation No. 494, 16 October 2019]. publication.pravo.gov.ru . Retrieved 10 March 2022 .
  8. ^ Jump up to: а б «Путин стремится отказаться от пункта Женевской конвенции о защите жертв» . «Москва Таймс» . 17 октября 2019 г.
  9. ^ «Путин выводит Россию из Конвенции о расследовании военных преступлений» . Блумберг . 17 октября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Путин отменяет дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв военных преступлений» . Глобус и почта . Рейтер. 17 октября 2019 г.
  11. ^ «Краткое содержание Женевских конвенций и дополнительных протоколов» (PDF) . Американский национальный Красный Крест.
  12. ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 1 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . Американский национальный Красный Крест.
  13. ^ Jump up to: а б с «Комментарий к Дополнительным протоколам к Женевским конвенциям» (PDF) . Международный комитет Красного Креста.
  14. ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года» . Международный комитет Красного Креста . Проверено 22 июля 2013 г.
  15. ^ Хессбрюгге, Ян Арно (2017). Права человека и личная самооборона в международном праве (Первое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 317. ИСБН  9780190655020 .
  16. ^ Согласно «Ответу на закон Дугласа Дж. Фейта на службе террору - странный случай Дополнительного протокола » Вальдемара А. Сольфа (1986), Akron Law Review vol. 20, вып. 2, с. 285: «Ввиду вышеизложенного следует, что положение о самоопределении в статье 1(4) носит в значительной степени символический характер и вряд ли создаст какие-либо практические проблемы в ходе операций, за исключением того, что оно автоматически исключает Израиль и Южную Африку из Сторонами Протокола, что является неудачным последствием, учитывая военный потенциал обоих государств по отношению к своим соседям».
  17. ^ Согласно «Исключительному участию: Протокол I и мир, объединенный против терроризма» Майкла А. Ньютона (2009), Texas International Law Journal vol. 45, стр. 323: «Соединенные Штаты предпочли не принимать Протокол перед лицом интенсивной международной критики из-за своих политических выводов о том, что текст содержит чрезмерно обширные положения, возникшие в результате политического давления с целью предоставить защиту террористам, которые решили проводить враждебные военные операции. вне установленных правовых рамок».
  18. ^ Гассер, Ханс-Петер. «Запрет террористических актов в международном гуманитарном праве» (PDF) . Международное обозрение Красного Креста : 208, 210, 211.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6a21dc8ff31052b91d1235e54502b8f__1722433920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/8f/d6a21dc8ff31052b91d1235e54502b8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Protocol I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)