Самбхаджи
Самбхаджи | |
---|---|
2-й Чхатрапати маратхов | |
Царствование | 16 января 1681 г. - 11 марта 1689 г. |
Коронация | 20 июля 1680 г., Панхала (символическое) или 16 января 1681 г., форт Райгад (официально) |
Предшественник | Шиваджи I |
Преемник | Раджарам I |
Пешва | |
Рожденный | Форт Пурандар , Ахмаднагар Субах , Империя Великих Моголов (современный район Пуна , Махараштра , Индия ) | 14 мая 1657 г.
Умер | 11 марта 1689 г. Тулапур , Ахмаднагар Субах, Империя Великих Моголов | (31 год)
Причина смерти | Казнь через обезглавливание |
Супруг | Есубай |
Проблема | Бхавани Бай Шах I |
Дом | Бхонсле |
Отец | Шиваджи I |
Мать | Сайбай |
Религия | индуизм |
Самбхаджи (Самбхаджи Бхонсле, Произношение на маратхи: [saːmˈbʱaːdʑiː ˈbʱos(ə)le] ; ок. 14 мая 1657 — 11 марта 1689), также известный как Шамбурадже , был вторым Чхатрапати Империи маратхов , правившим с 1681 по 1689 год. Он был старшим сыном Шиваджи , основателя Королевства маратхов. Правление Самбхаджи во многом определялось продолжающимися войнами между маратхами и Империей Великих Моголов , а также другими соседними державами, такими как абиссинцы Джанджиры , вадияры Майсура и Португальская империя в Гоа . После казни Самбхаджи Аурангзебом его брат Раджарам I сменил его на посту следующего Чхатрапати и продолжил Моголо-маратхские войны . [ 1 ]
Ранний период жизни
Самбхаджи родился в форте Пурандар в семье маратхского императора Шиваджи и его первой жены Сайбай , которая умерла, когда ему было два года. Затем его воспитывала бабушка по отцовской линии Джиджабай . [ 2 ] В возрасте девяти лет Самбхаджи был отправлен жить к радже Джай Сингху I из Амбера в качестве политического заложника , чтобы обеспечить соблюдение Пурандарского договора , который Шиваджи подписал с Моголами 11 июня 1665 года. В результате договора Самбхаджи стал Могольским мансабдаром . [ 3 ] Он и его отец Шиваджи присутствовали при императора Великих Моголов Аурангзеба дворе в Агре 12 мая 1666 года. Аурангзеб поместил их обоих под домашний арест, но они сбежали 22 июля 1666 года. [ 4 ] Однако в период 1666–1670 годов обе стороны примирились и установили теплые отношения. В период между 1666 и 1668 годами Аурангзеб сначала отказался, но позже официально признал титул раджи, который Шиваджи принял от имени Империи Великих Моголов после давления со стороны принца Муаззама . Аурангзеб с большим подозрением относился к дружбе принца Муаззама, Шиваджи и Самбхаджи. [ 5 ] При посредничестве Муаззама Самбхаджи также был восстановлен до моголовского ранга мансабдара в 5000 кавалеристов. Затем Шиваджи отправил Самбхаджи с генералом Пратапрао Гуджаром на службу под началом принца Муаззама , который был наместником Великих Моголов в Аурангабаде, а Дилер Хан был его заместителем. Самбхаджи посетил принца Муаззама в Аурангабаде 4 ноября 1667 года, а затем получил права на территорию в Бераре под предлогом сбора доходов. После непродолжительного пребывания Самбхаджи вернулся в Раджгад, в то время как представительные офицеры маратхов продолжали оставаться в Аурангабаде. В этот период маратхи под предводительством Самбхаджи сражались вместе с Моголами под предводительством Муаззама против султаната Биджапур . [ 3 ] [ 6 ]
Свадьба
Самбхаджи был женат на Дживубай в браке политического союза и по обычаю маратхов взял имя Йесубай . Дживубай была дочерью Пиладжи Ширке, который поступил на службу Шиваджи после поражения Дешмукха Сурьяджи Сурве, который был его предыдущим сюзереном. Таким образом, этот брак дал Шиваджи доступ к региону Конкан . прибрежной полосы [ 7 ] [ 8 ] У Йесубая было двое детей: дочь Бхавани Бай, а затем сын по имени Шаху I , который позже стал Чхатрапати империи маратхов.
Арест и переход на сторону Великих Моголов
Поведение Самбхаджи, включая предполагаемую безответственность и пристрастие к чувственным удовольствиям, побудило Шиваджи заключить своего сына в тюрьму в форте Панхала в 1678 году, чтобы обуздать его поведение. [ 7 ] [ 9 ] Самбхаджи сбежал из форта вместе со своей женой и воссоединился с Дилер-ханом в декабре 1678 года на год. После того, как Шиваджи вернулся из своего южного похода (Дакшин дигвиджай), он разместил Самбхаджи в Саджангаде, надеясь улучшить его отношение. Самбхаджи, хотя и почитал Матх и его практики, не был склонен следовать этому дисциплинированному распорядку. Между Самбхаджи и Дилер-ханом, который теперь единолично отвечает за дела Великих Моголов на юге (ДАХАН), уже была установлена связь. 13 декабря 1678 года Самбхаджи взял с собой небольшую свиту и покинул Саджангад с целью достичь Педгаона, расквартирования Великих Моголов. Самбхаджирадже прибыл в Махули. Там он попрощался со своими слугами при слиянии Кришны и Венны. Дилер-хан послал Ихлас-хана Мияна и Гайрат-хан с четырехтысячным отрядом должны принять Самбхаджираджа. Эти два хана встретились с Самбхаджираджем примерно в четырех косах к югу от Супы, вокруг Моргаона. Оттуда Самбхаджирадже отправился в Куркумбх. Дилер Хан приехал туда специально ради него. Но затем вернулся домой, когда узнал о плане Дилер-хану , наместнику Великих Моголов Декана, арестовать его и отправить в Дели. [ 10 ] По возвращении домой Самбхаджи был помещен под наблюдение в Панхале . [ 7 ] [ 11 ]
Родословная
Предки Самбхаджи |
---|
Присоединение
Когда Шиваджи умер 5 апреля 1680 года, Самбхаджи все еще находился в плену в форте Панхала. В то время Сойрабаи , амбициозная вдова Шиваджи и мачеха Самбхаджи, вместе с влиятельными придворными, такими как Аннаджи Датто и другими министрами, сговорились против Самбхаджи, чтобы помешать ему унаследовать трон. [ 7 ] : 48 21 апреля 1680 года они в спешке посадили сына Сойрабая и сводного брата Самбхаджи Раджарама , которому тогда было десять лет. на трон [ 12 ] Услышав эту новость, Самбхаджи спланировал свой побег и 27 апреля завладел фортом Панхала, убив командира форта. 18 июня он получил контроль над фортом Райгад . Самбхаджи официально взошел на трон 20 июля 1680 года. Раджарам, его жена Джанки Бай и мать Соярабай были заключены в тюрьму. Вскоре после этого, когда произошла еще одна попытка заговора против Самбхаджи с помощью принца Акбара , [ 13 ] Четвертый сын Аурангзеба, некоторые родственники Соярабая из клана Мохите и некоторые министры Шиваджи, такие как Аннаджи Датто, были казнены по обвинению в заговоре. [ 14 ] : 48
Военные экспедиции и конфликты
Вскоре, после прихода на престол Самбхаджи, он начал свои военные кампании против соседних государств. Нападение Самбхаджи на Бурханпур и предоставление убежища принцу Акбару, беглому сыну Аурангзеба, вынудили последнего двинуться на юг вместе с армией Великих Моголов.
Нападение на Бурханпур
Бахадур-хан отвечал за форт Бурханпур, который позже поручил то же самое Какар-хану. Какар выполнял обязанности по сбору налога джизья с индуистских граждан Бурханпура. Джизья собиралась и хранилась в форте Бурханпур. Самбхаджи разграбил и опустошил Бурханпур в 1680 году. Его войска полностью разгромили гарнизон Великих Моголов и казнили пленников. Затем маратхи разграбили город и подожгли его порты. Затем Самбхаджи отступил в Баглану , уклоняясь от сил могольского командира Хана Джахана Бахадура. [ 15 ] : 218
Империя Великих Моголов
В 1681 году четвертый сын Аурангзеба Акбар покинул двор Великих Моголов вместе с несколькими сторонниками мусульманского Мансабдара и присоединился к мусульманским повстанцам в Декане. В ответ Аурангзеб переместил свой двор на юг, в Аурангабад , и взял на себя командование кампанией в Декане. Повстанцы были разбиты, и Акбар бежал на юг в поисках убежища у Самбхаджи. Министры Самбхаджи, включая Аннаджи Датто, и другие министры воспользовались этой возможностью и снова сговорились с целью снова возвести на престол Раджарама. Они подписали предательское письмо против Самбхаджи, в котором пообещали присоединиться к Акбару, которому письмо было отправлено. [ 16 ] [ 17 ] Акбар передал это письмо Самбхаджи. [ 16 ] В ярости Самбхаджи казнил заговорщиков по обвинению в государственной измене. [ 18 ]
В течение пяти лет Акбар оставался с Самбхаджи, надеясь, что последний одолжит ему людей и деньги, чтобы нанести удар и захватить себе трон Великих Моголов. К несчастью для Самбхаджи, предоставление убежища Акбару не принесло результатов. В конце концов, Самбхаджи помог Акбару бежать в Персию . С другой стороны, Аурангзеб после прибытия в Декан так и не вернулся в свою столицу на севере. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Осада Рамсея (1682 г.)
В 1682 году Моголы осадили маратхский форт Рамсей , но после пяти месяцев неудачных попыток, включая установку взрывных мин и строительство деревянных башен для захвата стен, осада Великих Моголов провалилась. [ 22 ]
Аурангзеб пытался атаковать Империю маратхов со всех сторон. Он намеревался использовать численное превосходство Великих Моголов в своих интересах. Самбхаджи хорошо подготовился к вторжениям, и силы маратхов быстро вступили в бой с численно сильной армией Великих Моголов в нескольких небольших сражениях, используя тактику партизанской войны. Однако Самбхаджи и его генералы атаковали и побеждали генералов Великих Моголов всякий раз, когда у них была возможность заманить генералов Великих Моголов в решающие сражения на территориях опорных пунктов маратхов. Самбхаджи разработал стратегию минимизации потерь со своей стороны. Если раньше была возможность, то армия маратхов атаковала решительно, однако, если Моголы были слишком многочисленны, маратхи отступали. Это оказалась очень эффективной стратегией, поскольку генералы Аурангзеба не могли захватить территории маратхов в течение трех лет. [ 22 ]
Вторжение Великих Моголов в Конкан (1684 г.)
Затем Аурангзеб решил атаковать столицу маратхов форт Райгад прямо с северного и южного направлений. Он предпринял попытку окружить столицу маратхов, что привело к вторжению Великих Моголов в Конкан (1684 г.) . Моголы потерпели серьезное поражение из-за стратегии маратхов и сурового климата региона. Эти неудачи вынудили Аурангзеба отвернуться от Империи маратхов и попытаться добиться успеха в борьбе с династией Кутб-Шахи и династией Адил-Шахи . При Самбхаджи (1680–1689 гг.) Маратхи обитали по всей Западной Индии. [ 23 ]
Сиддис из Джанджиры
Маратхи под предводительством Шиваджи вступили в конфликт с сиддисами , мусульманами абиссинского происхождения, поселившимися в Индии из-за контроля над побережьем Конкан. Шиваджи смог сократить свое присутствие до укрепленного острова Джанджира . Самбхаджи продолжил кампанию маратхов против них, в то время как Сидди заключили союз с Моголами. [ 24 ] В начале 1682 года армия маратхов, к которой позже присоединился лично Самбхаджи, атаковала остров в течение тридцати дней, нанеся серьезный ущерб, но не сумев прорвать его оборону. Затем Самбхаджи предпринял попытку хитрости, отправив к Сидди группу своих людей, заявив, что они перебежчики. Им разрешили войти в форт, и они планировали взорвать пороховой магазин во время предстоящей атаки маратхов. Однако одна из женщин-перебежчиков связалась с мужчиной Сидди, и он раскрыл заговор, а лазутчики были казнены. Затем маратхи попытались построить каменную дорогу от берега к острову, но были прерваны на полпути, когда армия Великих Моголов двинулась угрожать Райгаду. Самбхаджи вернулся, чтобы противостоять им, и его оставшиеся войска не смогли одолеть гарнизон Джанджиры и защищавший его флот Сидди. [ 25 ]
португальский и английский
Не сумев взять Джанджиру в 1682 году, Самбхаджи вместо этого послал командира для захвата португальского прибрежного форта Анджадива . Маратхи захватили форт, стремясь превратить его в военно-морскую базу, но в апреле 1682 года были изгнаны из форта отрядом из 200 португальцев. Этот инцидент привел к более масштабному конфликту между двумя региональными державами. [ 25 ] : 171
Португальская колония Гоа в то время обеспечивала снабжение Великих Моголов, позволяла им пользоваться португальскими портами в Индии и проходить через свою территорию. Чтобы лишить Великих Моголов этой поддержки, Самбхаджи в конце 1683 года предпринял кампанию против португальского Гоа, штурмуя колонию и захватив ее форты. [ 26 ] Положение колонистов стало настолько тяжелым, что португальский наместник Франсиско де Тавора, граф де Алвор, склеп святого Франциска Ксавьера отправился со своими оставшимися сторонниками в собор, где хранился , где они молились об избавлении. Наместник приказал открыть гроб и вручил телу святого свой жезл, королевские верительные грамоты и письмо с просьбой о поддержке святого. Кампания Самбхаджи в Гоа была остановлена прибытием армии и флота Великих Моголов в январе 1684 года, что вынудило его отступить. [ 27 ]
Тем временем в 1684 году Самбхаджи подписал оборонительный договор с англичанами в Бомбее, осознавая свою потребность в английском оружии и порохе, особенно потому, что отсутствие у них артиллерии и взрывчатых веществ препятствовало способности маратхов осаждать укрепления. Подкрепившись таким образом, Самбхаджи приступил к взятию Пратапгада и ряда фортов вдоль Гат . [ 28 ]
Майсур
Подобно кампании своего отца Шиваджи в Карнатаке, Самбхаджи в 1681 году предпринял попытку вторгнуться в Майсур , тогда южное княжество, которым правил Водеяр Чиккадевараджа . Большая армия Самбхаджи была отброшена. [ 28 ] как это случилось с Шиваджи в 1675 году. [ 29 ] Позже Чиккадевраджа заключил договоры и отдал дань королевству маратхов во время конфликтов 1682–1686 годов. Однако Чиккадевраджа начал сближаться с императором Великих Моголов и перестал соблюдать его договоры с маратхами. В ответ Самбхаджи вторгся в Майсур в 1686 году в сопровождении своего друга-брамина и поэта Кави Калаша . [ 30 ] [ 31 ]
Захват и казнь
В битве при Вае в 1687 году главный командир маратхов Хамбиррао Мохите был убит, и войска начали дезертировать из армий маратхов. Самбхаджи и 25 его советников были захвачены силами Великих Моголов Ганоджи Ширке и Мукарраб-хана в стычке в Сангамешваре в феврале 1689 года. [ 32 ] За позициями Самбхаджи шпионили близкие к нему чиновники, которые передали эту информацию Мукарраб-хану .
Современный французский губернатор Пондичерри того же периода упоминает, что виновниками были «близкие брахманы». Франсуа Мартен , первый французский генерал-губернатор Пондичерри, упомянул в своем дневнике виновников пленения Самбхаджи Махараджа. В дневнике Мартина говорится, что близкие брахманы предали Самбхаджи Махараджа, поэтому Самбхаджи был захвачен армией Великих Моголов, после чего вся южная Индия в то время находилась в большом хаосе. [ 33 ]
Сообщения о конфронтации Самбхаджи с правителем Великих Моголов и последующих пытках, казни и избавлении от его тела сильно различаются в зависимости от источника, хотя в целом все согласны с тем, что его пытали и казнили по приказу императора. Захваченные Самбхаджи и Кави Калаш были доставлены в форт Бахадургад в Педгаоне (ныне район Ахмеднагар), где Аурангзеб унизил их, выставив напоказ в клоунской одежде, и они подверглись оскорблениям со стороны могольских солдат. [ 7 ] : 50
Счета различаются в зависимости от причин того, что произошло дальше: в отчетах Великих Моголов говорится, что Самбхаджи попросили сдать свои форты, сокровища и имена людей, сотрудничавших с маратхами, и что он решил свою судьбу, оскорбив как императора, так и исламского пророка Мухаммеда во время допроса. и был казнен за убийство мусульман. [ 35 ] Улемы Империи Великих Моголов приговорили Самбхаджи к смертной казни по обвинению в зверствах, совершенных его войсками против мусульман в Бурханпуре, включая грабежи, убийства, бесчестие и пытки. [ 15 ]
Вместо этого в отчетах маратхов говорится, что ему было приказано поклониться Аурангзебу и принять ислам, и именно его отказ сделать это, заявив, что он примет ислам в тот день, когда Аурангзеб протянул ему руку своей дочери, привел к его смерти. [ 36 ] Поступив так, он заслужил титул «Дхармавир» («защитник дхармы »). [ 37 ]
Аурангзеб приказал казнить Самбхаджи и Кави Калаша. Их пытали, ослепили и казнили через обезглавливание 11 марта 1689 г. [ 38 ] в Тулапуре на берегу реки Бхима недалеко от Пуны. [ 7 ] : 50
Другие источники утверждают, что Самбхаджи бросил вызов Аурангзебу в открытом суде и отказался принять ислам . Деннис Кинкейд пишет: «Император приказал ему (Самбхаджи) принять ислам. Он отказался, и ему пришлось бросить вызов всей императорской армии. Оборванного и истекающего кровью он предстал перед императором и повторил свой отказ. Его язык был разорвался и снова был поставлен вопрос. Он потребовал письменных материалов и написал: «Даже если бы император подкупил меня со своей дочерью!» Тогда его казнили под пытками». [ 37 ]
В некоторых источниках утверждается, что тело Самбхаджи было разрезано на части и брошено в реку или что тело или его части были пойманы и кремированы в месте слияния рек в Тулапуре. [ 39 ] [ 40 ] Другие источники утверждают, что останки Самбхаджи были скормлены собакам. [ 41 ]
Управление
Самбхаджи унаследовал систему управления, созданную Шиваджи. Он продолжил большую часть политики своего отца. Управлением государством руководил Самбхаджи с помощью Чандогаматьи и совета из восьми министров. [ 42 ] По словам П.С. Джоши, Самбхаджи был хорошим администратором, который беспристрастно справедлив по отношению к своим подданным. [ 43 ]
Меры против засухи
Махараштра стала свидетелем сильной засухи во время правления Самбхаджи (1684–1688 гг.). Самбхаджи пришлось принять ряд административных мер, чтобы исправить ситуацию. Самбхаджи продолжил политику Шиваджи, помогая бедным фермерам. Шанкар Нараян Джоши заявил, что его подход к борьбе с голодом был очень конструктивным и он предложил решения многих сложных проблем. Его политика хранения воды, орошения и выращивания сельскохозяйственных культур демонстрировала его прогрессивную политику. [ 44 ]
Самбхаджи предоставил фермерам, пострадавшим от засухи, семена зерновых, освобождение от налогов, волов для сельскохозяйственных работ и сельскохозяйственные инструменты. Все эти меры были искренне реализованы в период засухи. [ 39 ]
Поощрение сельскохозяйственной деятельности
Самбхаджи поощрял сельскохозяйственную деятельность в штате маратхи. Сельское хозяйство было основой экономики сельских маратхов. Он призывал людей обрабатывать все больше и больше земли. Правительство Самбхаджи пообещало безопасность маратхам, получившим независимость от Великих Моголов, и попросило их продолжить свою прежнюю работу по возделыванию земли на своих территориях. Он также отозвал людей, которые скрылись из-за своей неспособности платить налоги, и попросил их продолжить свою прежнюю работу по совершенствованию. [ 44 ]
Самбхаджи в своем письме от 3 июня 1684 года, адресованном Хари Шивдеву (Субхедару и Каркуну из Тарф Чаула), поручил своему пешве Нилкантхе Морешвару возделывать сельскохозяйственные земли деревень, конфискованные правительством, которые в противном случае остались бы необработанными. Он также попросил Хари Шивдева раздать земледельцам пятьдесят кханди зерна, которые присылали ему из Сагаргада. [ 44 ]
Самбхаджи пытался увеличить доход (доход) от этой сельскохозяйственной деятельности. Он также приложил усилия, чтобы возделывать больше заброшенных или бесплодных земель. [ 39 ]
Религиозная политика
PS Джоши заявляет, что Самбхаджи, его министры и офицеры были заинтересованы в поддержке культурной и религиозной деятельности в штате. Они чтили и поощряли обучение, предоставляя ученым землю, зерно и деньги. [ 43 ]
Инновации
Самбхаджи использовал множество инноваций во время своих кампаний, одним из таких нововведений было то, что он сделал кожаные куртки для своих солдат, чтобы обеспечить защиту от смертоносных стрел, выпущенных армией Майсура во время его кампании против Майсура, которая была очень успешной, как и после первоначального поражения Армия маратхов благодаря ядовитым стрелам, армия маратхов смогла нейтрализовать стрелы и добиться победы, используя эти кожаные куртки. [ 17 ] [ нужна страница ]
Литературные вклады
Самбхаджи был утонченным, образованным человеком и хорошо знал несколько языков, помимо маратхи. Кешав Пандит был нанят для обучения Самбхаджи. Кешав Пандит, он же Кешав Бхатта из Шрингарпура, был эрудированным знатоком нитишастры, санскритского языка и литературы. Похоже, он обладал более глубокими познаниями в различных формах санскритской литературы, индуистской юриспруденции и Пуран. Он также, кажется, познакомил Самбхаджи со знаменитыми произведениями по различным наукам и музыке, написанными древними учеными на санскрите. Кешав Пандит написал Данданити по юриспруденции маратхов, а также составил санскритскую биографию брата Самбхаджи под названием «Шри Раджарамачаритра», подробно описывающую его ранние кампании и побег в Джинджи . [ 2 ] [ 45 ]
За свою жизнь Самбхаджи написал несколько книг. Наиболее примечательной из них является «Будхбхушанам», написанная на маратхи и санскрите , а также три другие книги: «Найикабхед» , «Саатсатак» , «Накшиха» , написанные на языке хиндустани . [ 46 ] В «Будхбхушанаме » Самбхаджи писал стихи о политике. В книге Самбхаджи пишет о том, что можно и чего нельзя делать королю, и обсуждает военную тактику. Первые несколько шлок — это восхваление Шахаджи (его деда) и его отца Шиваджи. В «Будхбхушане » Самбхаджи считает Шахджи воплощением Индры , а Шиваджи — воплощением Вишну , который спас землю и восстановил праведность. Кавиндра Парамананд Говинд Ньюаскар из Поладпура написал Анупурану , частично завершенную санскритскую биографию о жизни Чхатрапати Самбхаджи до рождения Шаху I, как продолжение санскритской биографии его отца Шивабхараты . Хари Кави, также известный как Бханубхатта, написал «Хайхайендру Чаритру», а также комментарий к ней «Шамбу Виласика» по приказу Самбхаджи. Хари Кави также является автором Субхашитахаравалли и написал санскритскую биографию Шамбхураджа Чаритра о жизни и романах Самбхаджи в 1684 году. [ 47 ] [ 48 ]
Преемственность
Королевство маратхов было приведено в смятение из-за смерти Самбхаджи и его младшего сводного брата Раджарама I, взошедшего на трон. Раджарам перенес столицу маратхов далеко на юг, в Джинджи , в то время как партизаны маратхов под командованием Сантаджи Горпаде и Дханаджи Джадхава продолжали преследовать армию Великих Моголов. Через несколько дней после смерти Самбхаджи столичный форт Райгад пал перед Моголами. Вдова Самбхаджи Есубай, сын Шаху и вдова Шиваджи Сакварбай были схвачены; Сакварбай умер в плену Великих Моголов. [ 49 ] Шаху, которому на момент захвата было семь лет, оставался пленником Великих Моголов в течение 18 лет с февраля 1689 года до смерти императора Великих Моголов Аурангзеба в 1707 году. Затем Шаху был освобожден императором Мухаммадом Азамом Шахом , сыном Аурангзеба. После освобождения Шаху пришлось вести короткую войну за престол со своей тетей Тарабаи , вдовой Раджарама, которая претендовала на трон для своего собственного сына Шиваджи II. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Моголы держали Есубая в плену, чтобы гарантировать, что Шаху выполнит условия его освобождения. Она была освобождена в 1719 году, когда маратхи укрепились под властью Шаху и пешвы Баладжи Вишваната . [ 53 ]
В популярной культуре
В Индии было снято множество фильмов и телешоу, основанных на жизни Самбхаджи. К ним относятся:
- Чхатрапати Самбхаджи (1925) Нараянрао Д. Сарпотдара
- Чхатрапати Самбхаджи (1934) Паршваната Йешванта Альтекара
- Свараджья Ракшак Самбхаджи - сериал (2017–2020) [ 54 ]
- Чхатрапати Самбхаджи (2024) Ракеша Субесингха Дулгаджа. [ 55 ]
- Шивраянча Чхава (2024) Дигпала Ланджекара
- Чхава (2024) Лаксмана Утекара
См. также
- Бхосале Родословная семьи
- Клановая система маратхов
- маратхи люди
Ссылки
Примечания
Цитаты
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 199–200. ISBN 978-93-80607-34-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Джоши, Пандит Шанкар (1980). Чхатрапати Самбхаджи, 1657–1689 гг. С. Чанд. стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б Рана, Бхаван Сингх (2004). Чатрапати Шиваджи (1-е изд.). Нью-Дели: Карманные книги Diamond. п. 64. ИСБН 81-288-0826-5 .
- ^ Гордон, Стюарт (1993). Маратхи 1600–1818 (1-е изд.). Нью-Йорк: Кембриджский университет. стр. 74–78. ISBN 978-0-521-26883-7 . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Чхатрапати Самбхаджи, 1657-1689 гг., автор Шанкар Джоши, стр. 17
- ^ Саркар, Джадунатх (1920) [1919], Шиваджи и его времена (второе изд.), Лондон: Longmans, Green and Co., стр. 185
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дж. Л. Мехта (1 января 2005 г.). Расширенное исследование истории современной Индии: Том первый: 1707–1813 гг . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 4,47. ISBN 978-1-932705-54-6 . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Рана, Бхаван Сингх (2004). Чатрапати Шиваджи (1-е изд.). Нью-Дели: Карманные книги Diamond. стр. 96–99. ISBN 81-288-0826-5 . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Говинд Сахарам Сардесай (1946). Новая история маратхов . Публикации Феникса. п. 251.
- ^ Бхаве, Ю.Г. (2000). От смерти Шиваджи до смерти Аурангзеба: критические годы . Нью-Дели: Северный книжный центр. п. 35. ISBN 81-7211-100-2 .
- ^ Гордон, Стюарт (1993). Маратхи 1600–1818 (1-е изд.). Нью-Йорк: Кембриджский университет. п. 80. ИСБН 978-0-521-26883-7 . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Гордон, Стюарт (1993). Маратхи 1600–1818 (1-е изд.). Нью-Йорк: Кембриджский университет. п. 91. ИСБН 978-0-521-26883-7 . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Патил, Ралини (1987). Императрица Колхапура, ок. 1675–1761 гг. С. Чанд и компания. ISBN 978-81-219-0269-4 .
- ^ Сунита Шарма; Кхудуда Бакхош Ориянатал Паблик Лаибрери (2004). Фата, скипетр и перо: профили знатных женщин XVI-XVIII веков . Восточная публичная библиотека Худа Бахша. п. 139 . Проверено 30 сентября 2012 г. – «К июню 1680 года, через три месяца после смерти Шиваджи, Раджарам оказался пленником в форте Райгад ».
- ^ Перейти обратно: а б Джон Ф. Ричардс (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета . стр. 217–223.
- ^ Перейти обратно: а б Патил, Ралини (1987). Императрица Колхапура, ок. 1675–1761 гг. С. Чанд и компания. ISBN 978-81-219-0269-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Гохале, Камал Шрикришна (1978). Чхатрапати Самбхаджи . Публикации Навакамала.
- ^ Гохале, Камал Шрикришна (1978). Чхатрапати Самбхаджи . Публикации Навакамала.
- ^ Гаскойн, Бамбер ; Гаскойн, Кристина (1971). Великие Моголы . Мыс. стр. 228–229. ISBN 978-0-224-00580-7 .
- ^ Кулкарни, Арканзас (2008). Маратхи (1-е изд.). Пуна: Diamond Publications. ISBN 978-81-8483-073-6 .
- ^ Кулкарни, GT «НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ДЕКАНА». Бюллетень Института последипломного образования и исследований Деканского колледжа, том. 34, нет. 1/4, 1974, стр. 101–102. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/42931021 . По состоянию на 10 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Итихас . Директор Государственного архива правительства Андхра-Прадеша. 1976. стр. 100–103 . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ Гохале, Б.Г. (1979). Сурат в семнадцатом веке Исследование городской истории досовременной Индии . Мумбаи: Популярные публикации. п. 26. ISBN 978-81-7154-220-8 .
- ^ Кумар, Амарендра (2014). «Бомбей Кейгвина (1683–1684 гг.) и военно-морской конфликт маратхов и сидди». Труды Индийского исторического конгресса . 75 : 320–324. JSTOR 44158397 .
- ^ Перейти обратно: а б Шанти Садик Али (1 января 1996 г.). Распространение Африки в Декане: от средневековья до современности . Ориент Блэксван. стр. 171–. ISBN 978-81-250-0485-1 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Гленн Джозеф Эймс (2000). Возрождающаяся империя?: Дом Браганса и поиск стабильности в португальской муссонной Азии ок. 1640–1683 . Издательство Амстердамского университета. стр. 155–. ISBN 978-90-5356-382-3 .
- ^ Даурил Олден (1 сентября 1996 г.). Создание предприятия: Общество Иисуса в Португалии, ее империи и за ее пределами, 1540–1750 гг . Издательство Стэнфордского университета. стр. 202–. ISBN 978-0-8047-2271-1 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт Гордон (16 сентября 1993 г.). Маратхи 1600–1818 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 91–. ISBN 978-0-521-26883-7 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Пран Натх Чопра (1992). Энциклопедия Индии: Карнатака . Рима Паб. Дом Получено 2 октября.
- ^ Б. Муддхачари (1969). Отношения Майсура и маратхов в 17 веке . Прасаранга, Майсурский университет. п. 106 . Получено 2 октября.
- ^ А. Сатьянараяна; Карнатака (Индия). Управление археологии и музеев (1996 г.). История Водеяров Майсура, 1610–1748 гг . Управление археологии и музеев. п. 94 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Ганоджи Ширке | страница = 12
- ^ А. Мартино; Общество истории французских колоний, 28, Руа Бонапарт (1934). Воспоминания Франсуа Мартена, основателя Пондичерри . Общество истории французских колоний, улица Бонапарт, 28, стр. 33.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ А. Мартино; Общество истории французских колоний, 33, Руа Бонапарт (1934). Воспоминания Франсуа Мартена, основателя Пондичерри . Общество истории французских колоний, 28, Руа Бонапарт, 28, стр. 33.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ричардс Дж. Джон Ф. (26 января 1996 г.). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 978-0-521-56603-2 . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ С.Б. Бхаттачердже (1 мая 2009 г.). Энциклопедия индийских событий и дат . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО стр. А80–А81. ISBN 978-81-207-4074-7 . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б YGBhave (1 января 2000 г.). От смерти Шиваджи до смерти Аурангзеба: критические годы . Северный книжный центр. п. 60. ИСБН 978-81-7211-100-7 . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ «Маасир-1-Аламгири» . archive.org . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гохале, Камал Шрикришна (1978). Чхатрапати Самбхаджи . Пуна: Публикации Навакамала. п. 23.
- ^ Организатор . Бхарат Пракашан. Январь 1973 г. с. 280 . Проверено 2 октября 2012 г. «Когда их наконец выбросили, маратхи привезли голову Самбхаджи в Тулапур и отправили стрелять в место слияния рек Бхима и Индраяни».
- ^ Дж. Л. Мехта (1 января 2005 г.). Расширенное исследование истории современной Индии: Том первый: 1707–1813 гг . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 50. ISBN 978-1-932705-54-6 . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Кулкарни, Арканзас (1969). Махараштра в эпоху Шиваджи: исследование экономической истории . Пуна: Издательство Deshmukh & Co. п. 3. ISBN 978-81-7434-089-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Джоши, Пандит Шанкар (1980). Чхатрапати Самбхаджи . Нью-Дели: С. Чанд и компания. п. 285.ISBN 978-0-86186-445-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джоши, Шанкар Нараян (2015). Самбхаджикалин патрасарсанграха (тряска1602-тряска1610) . Пуна: Бхарата Итихаса Саншодака Мандала. п. 39.
- ^ «Будхабхушанам Шамбураджи HD Веланкар БОРИ 1926» . archive.org . п. н11 . Проверено 7 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Будхабхушанам Шамбураджи HD Веланкар БОРИ 1926» . archive.org . п. н13 . Проверено 7 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Исследования по истории индийской культуры Том 2 Паршурам Кришна Годе, стр. 105, [1] [2]
- ^ «Будхабхушанам Шамбураджи HD Веланкар БОРИ 1926» . archive.org . п. н15 . Проверено 7 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Мехта, Дж.Л. (2005). Расширенное исследование истории современной Индии, 1707–1813 гг . Слау: New Dawn Press, Inc., с. 47. ИСБН 978-1-932705-54-6 .
- ^ Манохар, Малгонкар (1959), «Морской ястреб: жизнь и битвы Каноджи Энгри» , с. 63
- ^ А. Виджая Кумари; Сепури Бхаскар (1998). Социальные изменения среди балийцев: большинство населения Андхра-Прадеша . доктор медицинских наук. ISBN 978-81-7533-072-6 . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 201–202. ISBN 978-93-80607-34-4 .
- ^ Ежеквартальный обзор исторических исследований . Институт исторических исследований. 1971.
- ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. ISBN 978-0-85170-669-6 .
- ^ «Раджит Капур о роли Аурангзеба в многоязычном фильме «Чхатрапати Самбхаджи»: «Впервые мне пришлось сыграть отрицательного исторического персонажа» » . Болливуд Хунгама . 28 января 2024 г. Проверено 1 марта 2024 г.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Самбхаджи, на Викискладе?