Династия Бхонсле
Бхонсле | |
---|---|
![]() Раджмудра (королевская печать) Шиваджи I | |
![]() Бхагва Дхвадж , флаг Империи маратхов. | |
Родительский дом | Династия Сисодия (заявлена) |
Страна |
|
Место происхождения | Верул , Махараштра , Индия |
Основан | 1576 |
Основатель | Малоджи Бхосале , главный генерал Малика Амбара |
Текущий руководитель | Удаянрадже Бхосале ( филиал Сатары ) Шаху II ( филиал в Колхапуре ) Кхем Савант VI Бхонсле Бахадур ( филиал Савантвади ) Сумитрабай Радже Бхонсле ( филиал Аккалкот ) Шиваджи Раджа Бхосле ( филиал Танджавур ) [ 1 ] Радже Мудходжи Бхосале III ( филиал в Нагпуре ) [ 2 ] |
Титулы | Список |
Девиз | Везде Шива « Хар Хар Махадев » («Хвала Махадеву (Шиве) ») |
Поместье(а) | Список |
Депонирование | Список |
Кадетские отделения |
История Индии |
---|
Хронология |
История Южной Азии |
---|
![]() |
Династия Бхонсле (или Бхонсале , Бхосале , Бхосле ) [ 3 ] индийских маратхи — королевский дом . Бхонсле заявляли о своем происхождении от династии раджпутов Сисодиа , но, вероятно, были кунби- маратхами . [ 4 ]
Они служили Чхатрапати или королями Конфедерации маратхов с 1674 по 1818 год, где они завоевали господство на Индийском субконтиненте. Они также управляли несколькими штатами, такими как Сатара , Колхапур , Танджавур , Нагпур , [ 5 ] Аккалкот , [ 6 ] Савантвади [ 7 ] и Барши . [ 8 ]
Династия была основана в 1577 году Малоджи Бхосале , преобладающим генералом или сардаром Малика Амбара из султаната Ахмаднагар . [ 9 ] В 1595 или 1599 году Малоджи получил титул раджи от Бахадура Низам-шаха , правителя Ахмаднагарского султаната. [ 10 ] Позже ему был пожалован джагир Пуны Элура , ( Верула), Дерхади, Каннарада и Супе . Ему также был передан контроль над первым из Шивнери и Чаканом . Эти должности унаследовали его сыновья Шахаджи и Шарифджи, названные в честь мусульманского суфия Шаха Шарифа. [ 11 ] [ 12 ]
Происхождение
Происхождение Бхонслесов неясно. По мнению Джадунатха Саркара и других ученых, Бхонсле были преимущественно земледельцами Декани из касты Шудр ; они были частью маратхов / кунби , аморфной классовой группы. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ а ] Однако ученые разошлись во мнениях относительно сельскохозяйственного статуса Бхослеса. [ 17 ] Розалинда О'Хэнлон отмечает, что историческая эволюция каст, сгруппированных под маратхами-кунби, схематична. [ 18 ] Ананья Ваджпейи отвергает определение Шудры, поскольку эта категория оставалась в состоянии изменения на протяжении веков; вместо этого она отмечает, что они принадлежат к роду маратхи, которые пользовались «достаточно высоким» социальным статусом как землевладельцы и военачальники, находясь на службе Деканского султаната или Великих Моголов. [ 17 ] [ б ]
Согласно интерпретации Р. К. Дере местной устной истории и этнографии, Бхонслесы происходят от Хойсала и Ядавов Девагири , которые были пастухами Гавли . правителей [ 17 ] [ с ] [ д ] В начале тринадцатого века «Балиеппа Гопати Сирсат», двоюродный брат Симханы из Хойсала, мигрировал из Гадага в Сатару вместе со своим пастушеским стадом и кул-девтой; Таким образом, Самбху Махадев был установлен на вершине холма в Сингхнапуре. [ 17 ] [ и ] [ ж ] Исторические записи показывают, что эта святыня получила широкое покровительство со стороны Малоджи. [ 17 ] [ г ] Кроме того, существует ветвь Бхосле под названием «Сирсат Бхосле», и Бхосле (или «Бхосале») лингвистически похож на «Хойсала». [ 17 ] М.К. Дхаваликар нашел работу, убедительно объясняющую основание клана Бхосле (а также культа Самбху Махадева). [ 20 ] Ваджпейи также выступает за то, чтобы теория Дере была исследована более подробно: «[от крупных скотоводов до военачальников на лошадях - это не такое уж невозможное расстояние, которое можно преодолеть за два-три столетия». [ 17 ]
Точность
Ваджпейи отмечает, что «достоверный статус» находок Читниса не поддается определению с точки зрения «исторической достоверности» — связи были в лучшем случае слабыми, а в худшем — изобретательными. [ 17 ] Шиваджи не был раджпутом, и единственной целью этой линии было гарантировать посвящение Шиваджи в кшатрии, используя тактику, которая имела явные параллели с раджпутизацией . [ 17 ] [ ч ] Джадунатх Саркар считал, что генеалогия была искусно сфабрикована Баладжи Авджи и после некоторого сопротивления принята Гагой Бхатт, которая, в свою очередь, была «вознаграждена огромным гонораром». В.К. Раджваде , Дере, Эллисон Буш, Джон Кей и Одри Трушке также согласны с Саркаром относительно фабрикации. [ 15 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Г.С. Сардесай отмечает, что происхождение «достоверно не доказано». [ 25 ] [ я ] Стюарт Н. Гордон не выносит никакого суждения, но отмечает, что Бхатт является «творческим брахманом». [ 17 ] [ 26 ] [ Дж ] Андре Винк считает, что генеалогическое утверждение Сисодии суждено навсегда остаться спорным. [ 27 ] [ к ]
Учреждение
Ахмаднагарский султанат
Первыми принятыми членами Бхонсле являются Мудходжи Бхонсле и его родственник Рупаджи Бхонсле, которые были старостой деревни (патил) Хингани - с тех пор эта ветвь стала известна как Хинганикар Бхонсле. [ 28 ] Похоже, вскоре разделилась ветвь, которая продолжала претендовать на наследственное право на пост окружного управляющего (десмукхи) Кадевалита: Сурьяджи Бхонсле во время правления Ахмада Низам Шаха I (начало 1490-х годов) и его сын Шарафджи Бхонсле во время правления завоевание региона Даниялом Мирзой (1599 г.). [ 28 ] [ л ] [ м ] С тех пор эта ветвь известна как Кадевалит Бхонслес. [ 28 ]
Следующим значительным Бхонсле, вероятно, был Малоджи Бхосале из ветви Хинганикара. Он был правнуком некоего Келоджи (ок. 1490 г.).
Династия была основана Малоджи Бхосале , который первоначально служил патилом ( вождем) деревень Хингни Берди и Девалгаон вокруг Пуны . [ 29 ] [ 30 ] Позже вместе со своим братом Витходжи он переселился в Синдхед и служил всадником. [ 31 ]
В 1577 году они поступили на службу Ахмаднагарскому султанату под началом султана Муртазы Низам-шаха I. Малоджи стал доверенным генералом пешвы Малик Эмбер, сражаясь против соперничающих держав, таких как Великие Моголов и султанат Биджапур. [ 32 ] парганы ( (административные единицы) Элура Верула), Дерхади и Каннарада. [ 9 ] Малоджи титул раджи присвоил В 1595 или 1599 году Бахадур Низам Шах , официально основав династию. [ 10 ] По рекомендации Малика Амбара ему был передан парган и Чакан Супе , Пуны а также контроль над фортами Шивнери и джагир . Малоджи осуществил восстановление храма Гришнешвара возле Верула, а также построил большой резервуар в храме Шамбху Махадева в Шикхар-Шингнапуре . [ 33 ] У Малоджи и его жены Умы Бай было двое сыновей: Шахаджи и Шарифджи по имени Суфий Пир Хазрат Шах Шариф. [ 34 ]
Согласно «Шивабхарате» , составленному придворным поэтом Шиваджи Параманандой, жена Малоджи Умабаи молилась суфию Пир Шаху Шарифу из Ахмаднагара, чтобы тот благословил ее сыном. Она родила двух сыновей, которых назвали Шахаджи и Шарифджи в честь Пира. [ 35 ]
Коронация Шиваджи
К 1670-м годам Шиваджи приобрел обширную территорию и богатство в результате своих кампаний. [ 26 ] Но, не имея формальной короны, он не имел оперативной легитимности для управления своими фактическими владениями и технически оставался подчиненным своим повелителям Великих Моголов (или Деканского султаната); в иерархии власти положение Шиваджи оставалось таким же, как и у других вождей маратхов. [ 17 ] [ 26 ] [ н ] Кроме того, ему часто противостояла ортодоксальная община брахманов Махараштры. [ 17 ] Таким образом, была запланирована коронация, санкционированная браминами, с целью провозгласить суверенитет и узаконить его правление. [ 26 ] [ 37 ]
Когда он предложил браминам его двора провозгласить его законным царем, разгорелся спор: царственный статус был зарезервирован для тех, кто принадлежал к кшатрийской варне . [ 38 ] [ 23 ] Среди ученых существовал не только фундаментальный спор о том, выжил ли хоть один истинный кшатрий в Кали-югу, [ о ] поскольку он был полностью уничтожен Парашурамой , но дедушка Шиваджи был старостой-земледельцем, Шиваджи не носил священный шнур, и его брак не соответствовал обычаям кшатриев. [ 26 ] [ 37 ] Таким образом, брахманы отнесли его к шудре . [ 26 ] [ 37 ]
Вынужденный отложить коронацию, Шиваджи отправил своего секретаря Баладжи Авджи Читниса к Сисодиям Мевара для проверки королевских генеалогий; Авджи вернулся с благоприятной находкой — Шахджи оказался потомком Чачо Сисодия, полураджпутского дяди Мокала Сингха . [ 17 ] [ п ] Гага Бхатт, знаменитый брамин из Банараса , [ q ] затем был нанят для подтверждения находки Читниса, и теперь Бхонслам было разрешено заявить права на касту кшатриев. [ 27 ] [ 17 ] [ 23 ] [ р ] Коронация будет повторена в июне 1674 года, но только после длинного списка прелюдий. [ 17 ] [ с ]
Под руководством Бхатта, который использовал традиционные индуистские образы в беспрецедентных масштабах, на первом этапе Шиваджи покаялся за то, что жил как маратх, несмотря на то, что был кшатрием. [ 17 ] [ 26 ] [ 22 ] Затем последовала церемония священного шнура («маунджибандханам»), за которой последовал повторный брак в соответствии с обычаями кшатриев («мантра-вивах») и серия ведических ритуалов перед возможной коронацией («абхишека») — публичное зрелище с огромными расходами, ознаменовавшее возрождение Шиваджи как царя-кшатрия. [ 17 ] [ т ] Панегирики, сочиненные придворными поэтами в эти периоды (и позже), укрепили общественную память о том, что Шиваджи (и Бхонсле) действительно принадлежали к Сисодиям. [ 17 ] [ 23 ]
Однако кшатриизация не была единодушной; часть брахманов продолжала отрицать статус кшатриев. [ 42 ] Брахманы периода пешвы отвергли принятие Бхаттом требований Шиваджи и обвинили недхармическую коронацию во всех бедах, которые преследовали Шиваджи и его наследников, что соответствует общему брахманическому настроению отнести всех маратхов к шудрам, карт-бланш; были даже утверждения, что Бхатт был отлучен от церкви маратхами-браминами за его роль в коронации Шиваджи! Интересно, что все претензии на раджпутское происхождение в значительной степени исчезли из последующих представлений семьи об идентичности. [ 17 ]
Империя Маратхов

Империя маратхов была основана Шиваджи I, внуком Малоджи, в 1674 году. Она была основана в результате вторжений Империи Великих Моголов и Султаната Биджапур . Войска Шиваджи первоначально заняли форт Торна в 1642 году. К 1674 году он расширил свое королевство до Райгада. Он короновал себя. Он был коронован как Чхатрапати , что означает император. [ 43 ]
Шиваджи хотел создать свое правительство на основе своей философии Хиндави Свараджья. ( Правление народа ) Это выступало за большее представительство народа и меньшую власть элит. Позже он основал Ашта Прадхан ( Современный совет министров ), институт из восьми министров, который руководил управлением его зарождающегося государства. Каждому из министров было поручено отвечать за административный департамент; таким образом, совет ознаменовал рождение бюрократии. Шиваджи назначил Моропанта Тримбака Пингла , пешвой главой совета. [ 44 ]
Шиваджи наследовал его сын Самбхаджи I. В начале 1689 года Самбхаджи и его командиры встретились в Сангамешваре . Силы Великих Моголов под командованием императора Аурангзеба напали на Сангамешвар, когда Самбхаджи сопровождало всего несколько человек. Самбхаджи захвачен войсками Великих Моголов 1 февраля 1689 года. Аурангзеб обвинил Самбхаджи в нападениях сил маратхов на Бурханпур . [ нужна ссылка ] Он и его советник Кави Калаш были доставлены в Бахадургад имперской армией, где они были казнены Моголами 21 марта 1689 года. [ нужна ссылка ]
После казни Самбхаджи Раджарам I был коронован в Райгаде 12 марта 1689 года. Во время осады Райгада Моголов 25 марта 1689 года вдова Самбхаджи (Махарани Йесубай) и пешва Рамчандра Пант Аматья отправили молодого Раджарама в крепость Пратапгад. через Кавля-Гат. [ нужна ссылка ] Раджараму, чтобы сбежать через Кавлия-гхат в форт Джинджи через форты Пратапгад и Вишалгад, Раджарам, замаскированный, достиг Келади и обратился за помощью к Келади Ченнамме , который сдерживал атаку Великих Моголов, чтобы обеспечить безопасный проход и побег Раджарама в Джинджи, куда он достиг. через полтора месяца 1 ноября 1689 г. [ нужна ссылка ]
Аурангзеб послал узбекского генерала Гази-уд-дина Фирозе Юнга против маратхов в Декане . Затем он послал Зульфикар-хана Нусрата Юнга захватить форт Джинги . Он осадил его в сентябре 1690 года. После трех неудачных попыток он был наконец захвачен через семь лет, 8 января 1698 года. Раджарам, однако, сбежал и бежал сначала в Веллор , а затем в Вишалгад . Раджарам вернулся в Джинджи и занял форт 11 ноября 1689 года, но ушел до того, как он пал в 1698 году, основав свой двор в форте Сатара . Затем командиры маратхов Сантаджи Горпаде и Дханаджи Джадхав нанесли поражение силам Великих Моголов, тем самым отрезав им линии связи в Джинги. [ нужна ссылка ]
Колхапурский филиал
В 1707 году император Великих Моголов Мухаммад Азам Шах освободил Шаху Бхосале , сына Самбхаджи. Однако его мать держали в качестве заложницы у Великих Моголов, чтобы гарантировать, что Шаху выполнит условия освобождения. Сразу же на маратхский трон претендовала его тетя Тарабай , претендовавшая на трон для своего сына Шиваджи II . После своей победы в битве при Хеде Шаху обосновался в Сатаре, вынудив ее удалиться вместе с сыном в Колхапур. Это привело к созданию в 1709 году ветви Колхапур под властью Тарабаи, отделившейся от основной ветви Сатары под руководством Шаху. Шиваджи II и Тарабай вскоре были свергнуты Раджасбаи, другой вдовой Раджарама. Она назначила своего сына Самбхаджи II новым правителем Колхапура. [ 45 ] Затем Самбхаджи заключил союз с Низамом . [ 46 ] Поражение Низама от Баджирао I в битве при Палхеде в 1728 году привело к тому, что первый прекратил поддержку Самбхаджи. [ 47 ] Самбхаджи II подписал Варнский договор в 1731 году со своим двоюродным братом Шахуджи, чтобы официально закрепить два отдельных места семьи Бхонсле. [ 46 ] [ 48 ]
Конфедерация маратхов
Эпоха Конфедерации

Шаху назначил Баладжи Вишваната, члена семьи Бхат , своим пешвой . Пешва сыграла важную роль в обеспечении признания Моголов Шаху законным наследником Шиваджи и Чатрапати маратхов. [ 49 ] Баладжи также добился освобождения матери Шаху, Есубай , из плена Великих Моголов в 1719 году. [ 49 ]
Позже пешвы стали де-факто правителями Империи маратхов. При пешвах Чхатрапати был ограничен просто номинальным главой монарха. Империя маратхов доминировала на большей части Индийского субконтинента. [ 50 ] [ 51 ]
При пешвах маратхи расширились до наибольшей степени. 1737 г., под командованием Баджирао я вторгся в Дели в ходе блицкрига в битве при Дели (1737 г.). [ 52 ] [ 53 ] Низамы выступили из Декана, чтобы спасти Великих Моголов от вторжения маратхов, но потерпели решительное поражение в битве при Бхопале . [ 54 ] [ 49 ] Маратхи получили большую дань от Великих Моголов и подписали договор, по которому малва уступались маратхам. [ 54 ] Битва при Васаи произошла между маратхами и португальцами в Васаи , деревне, расположенной на северном берегу ручья Васаи (часть современного Мумбаи ). [ 55 ]
После смерти Шаху его сменил Раджарам II. Когда пешва Баладжи Баджи Рао уехал к границе Великих Моголов, Тарабай призвал Раджарама II сместить его с поста пешвы. Когда Раджарам отказался, она заключила его в темницу в Сатаре 24 ноября 1750 года. Она утверждала, что он был самозванцем из касты Гондхали , и она ложно представила его Шаху как своего внука. [ 56 ] За время заключения его здоровье значительно ухудшилось. 14 сентября 1752 года Тарабай и Баладжи Рао принесли клятву в храме Хандоба в Чеджури , пообещав взаимный мир. [ 56 ]
Нагпурский филиал

После смерти Чанда Султана , гондского правителя Деогарха , в 1739 г. [ 57 ] произошли ссоры по поводу престолонаследия, что привело к узурпированию трона Вали Шахом, [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] внебрачный сын Бахт Буланд Шаха . [ 58 ] [ 61 ] Вдова Чанда Султана Ратан Кунвар обратилась за помощью к лидеру маратхов Рагходжи Бхонсле из Берара в интересах своих сыновей Акбар Шаха и Бурхан Шаха. Вали-шах был казнен, а законные наследники заняли трон. Рагходжи I Бхонсле был отправлен обратно в Берар с щедрой наградой за помощь. [ 62 ] Затем Рагходжи объявил себя королем Нагпура и «защитником» короля Гонда. Таким образом, в 1743 году Бурхан-шах практически стал государственным пенсионером, а реальная власть оказалась в руках правителя маратхов. После этого события история гондского королевства Деогарх не записана. [ 57 ]
Во время правления Шаху Рагходжи Бхосале из Нагпура расширил империю на восток, вторгнувшись в Бенгалию в 1740 году, что стало серьезным противостоянием с навабом Карнатика Дост Али Ханом . Рагходжи одержал победу и увеличил влияние маратхов в Карнатике. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
после успешного похода в Карнатик в битве при Трихинополии . Рагходжи вторгся в Бенгалию . Рагходжи смог навсегда аннексировать Ориссу , поскольку он успешно воспользовался хаотическими условиями, преобладавшими в регионе после смерти их губернатора Муршид Кули Хана в 1727 году. [ 66 ] Наваб Бенгалии уступил маратхам территорию до реки Суварнарекха и согласился заплатить рупий. 20 лаков в качестве чаута для Бенгалии (включая Западную Бенгалию и Бангладеш) и 12 лаков для Бихара (включая Джаркханд), таким образом, Бенгалия становится данником маратхов. [ 67 ]

17 декабря 1803 года, после Второй англо-маратхской войны , Рагходжи II подписал Деогаонский договор, в результате которого Нагпур стал протекторатом Ост -Индской компании . [ 68 ]
11 декабря 1853 года последний раджа Нагпура Рагхуджи III умер, не оставив наследника мужского пола. Нагпур был аннексирован британцами в соответствии с доктриной отступления . Бывшее королевство управлялось как провинция Нагпур под руководством комиссара, назначенного тогдашним генерал-губернатором Индии Джеймсом Браун-Рамзи . [ 69 ]
Танджавурский филиал
Бхонсолы также имели влияние в регионе Карнатик. В 1675 году султан Биджапура послал войска под командованием маратхского генерала Венкоджи, сводного брата Шиваджи , чтобы захватить город Танджавур и основать Королевство Танджавур Маратхи . Венкоджи победил Алагири и занял Танджавур. [ 70 ] [ 71 ] Однако он не посадил на трон своего протеже, как приказал султан Биджапура, а захватил королевство и стал королем. Так началось правление маратхов над Танджавуром. [ 72 ]
Шиваджи Махарадж также вторгся в Джинджи и Танджавур в 1676–1677 годах и сделал своего брата Сантаджи правителем всех земель к северу от Колеруна . [ 70 ]
Княжеские Штаты
Штат Сатара , Штат Колхапур , Штат Танджавур , Штат Нагпур , [ 5 ] Штат Аккалкот , [ 6 ] Штат Савантвади [ 7 ] и Барши [ 8 ] были среди выдающихся государств, которыми управляли Бхонслесы.
Список участников
Конфедерация маратхов
Изображение | Имя | Рождение | Царствование | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Шиваджи я | 19 февраля 1630 г. [ 73 ] | 1674–1680 | 3 апреля 1680 г. | |
![]() |
Самбхаджи | 14 мая 1657 г. | 16 января 1681 г. - 11 марта 1689 г. | 11 марта 1689 г. | |
![]() |
Раджарам I | 24 февраля 1670 г. | 11 марта 1689 г. - 3 марта 1700 г. | 3 марта 1700 г. | |
Шиваджи II | 9 июня 1696 г. | 1700–1707, 1710–1714 (штат Колхапур) | 14 марта 1726 г. | ||
![]() |
Шах I | 18 мая 1682 г. | 12 января 1707 г. - 16 ноября 1713 г. | 15 декабря 1749 г. | |
![]() |
Раджарам II | июнь 1726 г. | 15 декабря 1749 г. - 11 декабря 1777 г. | 11 декабря 1777 г. | Стал марионеточным правителем при Баладжи Баджирао в 1749 году. |
Шах II | 1763 | 11 декабря 1777 г. - 3 мая 1808 г. | 3 мая 1808 г. | Церемониальный правитель, фактическая власть которого принадлежит лидерам конфедерации маратхов вокруг Индии. | |
![]() |
Пратапсингх | 18 января 1793 г. | 3 мая 1808 г. - 3 июня 1818 г. | 14 октября 1847 г. | Последний Чхатрапати Конфедерации маратхов |
Штат Сатара
Изображение | Имя | Рождение | Царствование | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Пратапсингх | 18 января 1793 г. | 3 июня 1818 г. - 5 сентября 1839 г. | 14 октября 1847 г. | Стал раджей государства Сатара. Он был свергнут Ост-Индской компанией в 1839 году. |
![]() |
Шахаджи | 1802 | 5 сентября 1839 г. - 5 апреля 1848 г. | 5 апреля 1848 г. | Государство Сатара упразднено после смерти Аппасахеба Ост-Индской компанией в соответствии с политикой доктрины прекращения действия. |
Штат Колхапур
Изображение | Имя | Рождение | Царствование | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Тарабай | 1675 | 1709–1710 (неофициально) | 1761 | Основан филиал в Колхапуре. |
Шиваджи II | 9 июня 1696 г. | 1710 – 1714 | 14 марта 1726 г. | Первый официальный раджа Колхапура. Смещена мачехой Раджасбай в пользу своего собственного сына Самбхаджи II. | |
![]() |
Самбхаджи II | 1698 | 1714–1760 | 18 декабря 1760 г. | Подписан Варненский договор с Шаху I, чтобы официально закрепить существование двух резиденций династии в Сатаре и Колхапуре соответственно. [ 74 ] |
![]() |
Шиваджи III | 1756 | 22 сентября 1762 г. - 24 апреля 1813 г. | 24 апреля 1813 г. | |
Самбхаджи III | 1801 | 24 апреля 1813 г. - 2 июля 1821 г. | 2 июля 1821 г. | ||
Шиваджи IV | 1816 | 2 июля 1821 г. - 3 января 1822 г. | 3 января 1822 г. | ||
Шахаджи I | 22 января 1802 г. | 3 января 1822 г. - 29 ноября 1838 г. | 29 ноября 1838 г. | ||
![]() |
Shivaji V | 26 декабря 1830 г. | 1838–1866 | 4 августа 1866 г. | |
![]() |
Раджарам II | 13 апреля 1850 г. | 18 августа 1866 г. - 30 ноября 1870 г. | 30 ноября 1870 г. | |
![]() |
Шиваджи VI | 5 апреля 1863 г. | 1871–1883 | 25 декабря 1883 г. | |
![]() |
Шаху IV (в целом)Шаху I из Колхапура | 26 июня 1874 г. | 2 апреля 1894 г. - 6 мая 1922 г. | 6 мая 1922 г. | |
![]() |
Раджарам III | 31 июля 1897 г. | 1922–1940 | 26 ноября 1940 г. | |
![]() |
Шиваджи VII | 22 ноября 1941 г. | 31 декабря 1941 г. - 28 сентября 1946 г. | 28 сентября 1946 г. | |
![]() |
Шахаджи II | 4 апреля 1910 г. | 1947–1971 | 9 мая 1983 г. |
штат Нагпур
Изображение | Имя | Рождение | Царствование | Смерть | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Рагходжи I | 1695 | 1739 – 14 февраля 1755 г. | 14 февраля 1755 г. | Первый Бхонсле правитель Нагпура . |
![]() |
Джаноджи | 14 февраля 1755 г. - 21 мая 1772 г. | 21 мая 1772 г. | ||
![]() |
Мудходжи I | 21 мая 1772 г. - 19 мая 1788 г. | 19 мая 1788 г. | ||
![]() |
Рагходжи II | 19 мая 1788 г. - 22 марта 1816 г. | 22 марта 1816 г. | ||
Парсоджи | 1788 | 22 марта 1816 г. - 2 февраля 1817 г. | 2 февраля 1817 г. | ||
![]() |
Мудходжи II | 1796 | 2 февраля 1817 г. - 15 марта 1818 г. | 15 марта 1818 г. | |
![]() |
Рагхуджи III | 1808 | 15 марта 1818 г. - 11 декабря 1853 г. | 11 декабря 1853 г. | Последний правитель Нагпура Бхонсле . |
Генеалогическое древо
Генеалогическое древо Маратхи Чхатрапатиса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Биологический ребенок Приемный ребенок
|
См. также
Примечания
- ^ Сьюзен Бэйли и Эрали, однако, подчеркивают, что маратхи располагались за пределами брахманизма , и их люди не образовывали какой-либо жесткой касты. [ 16 ] [ 14 ]
- ↑ Ваджпейи, однако, отмечает, что Бхонсле почти наверняка никогда не фигурировали в традиционном списке из 96 семей, которые предположительно составляют идентичность маратхов.
- ↑ Это было впервые опубликовано в «Сикхар Синганапурча Шри Самбху Махадев» (2002).
- ↑ Кастовый статус этих Ядавов и то, были ли они частью бахминической иерархии, оспаривается.
- ↑ Хойсалы, а также Ядавы были конкурирующими феодалами Чалукья, и сражения были столь же обычным явлением, как и супружеские союзы. [ 17 ] Миграция была проблематичной. мотивирован повсеместной засухой в регионе и возможностью добиться некоторой независимости для себя. [ 17 ]
- ^ Святыня продолжает служить одной из самых значительных шиваитских святынь в современной Махараштре. [ 19 ]
- ↑ Тексты, созданные под патронажем Шахаджи, демонстрируют явную связь между Бхосалами и Балипом. Кроме того, рядом со святыней находится «самадхи» (памятник) Самбхаджи, Шиваджи и Шахуджи. Однако на протяжении около 250 лет — от Балипа до Келоджи — история святыни не ясна.
- ↑ Однако она предупреждает, что суммарное неприятие утверждений о происхождении Шиваджи в современной историографической литературе часто проистекает из брахманической антимаратхской точки зрения, заимствованной у пешв. [ 17 ]
- ↑ Сардесай отметил, что эти утверждения были поддержаны некоторыми «фирманами», принадлежащими радже Мудхола, но многие ученые [неопознанные] считали их сфабрикованными.
- ↑ Гордон, однако, отмечает, что Шиваджи, возможно, уже давно «думал о себе как о раджпуте». Он свидетельствует о письме (1656 г.), отправленном Шахджи Адил Шаху II, где они хвастались раджпутской гордостью, и еще одном письме (18 июля 1666 г.) от Паркалдаса (офицера Джая Сингха) Кальяндасу, где, как известно, три вождя раджпутов восхищаются Шиваджи как великого раджпута со всеми «характерными качествами». Ваджпей интерпретирует первое использование как обозначение высокого королевского статуса, а не какой-либо связи с кланами раджпутов. Последний перевод А. Сивлер считает сомнительным; Мехендейл комментирует, что «Раджпут» в данном контексте просто означал кшатрия. В другом современном источнике — письме самого Джай Сингха своему премьер-министру — мы видим, что Шиваджи считался представителем низкой касты (и родословной), который даже не был пригоден для обедов с раджпутами.
- ↑ В сноске Уинк упоминает два письма перед церемонией коронации, в которых Шиваджи называл себя раджпутом.
- ^ Точные семейные отношения между Мудходжи/Рупали и Сурьяджи неясны.
- ^ Стюарт Гордон и другие ученые считают, что «десмухи» служили «связующим звеном» между местным населением и королевской властью, которая часто менялась. Без их лояльности командование на вновь завоеванных территориях было затруднительно.
- ↑ Большинство великих семей маратхов Джахагирдаров, служивших Адилшахи, решительно выступали против Шиваджи в его ранние годы. В их число входили такие семьи, как Гадж, Мор, Мохит, Горпаде, Ширке и Нимбалкар. [ 36 ]
- ↑ Мадхав Дешпанде отмечает, что один из старейших текстов в поддержку такой точки зрения был составлен Камалакарой Бхаттой, дядей по отцовской линии Гаги Бхатты. Однако он вряд ли был радикалом (в отличие от Нагесбхатты, для которого даже раджпуты были шудрами) и допускал искупительные обряды для редких «падших» кшатриев-шудр при условии, что он не превышал возрастной предел упанаяны в 22 года. В своем суждении он следовал своему отцу Рамкришне Бхатте, а также деду Нараяне Бхатте.
- ↑ Чачо родился от наложницы Хати, и в наше время его уничижительно называли хатанвалой . [ 39 ] Такие люди, как Чачо, были отнесены к отдельным кастовым группам на нижнем уровне иерархии — даже непригодным для общения с ними — и исключены из раджпутских ганаятов . [ 39 ]
- ^ Гага Бхатт была выдающимся ученым-юристом, чьи исследования были сосредоточены на относительном статусе различных варн в разных регионах. Шиваджи уже был в контакте с ним с 1664 года, когда его попросили вынести решение о том, действительно ли Сарасватские брахманы (тогда сиенави) были браминами. [ 40 ] Весьма вероятно, что идея коронации была предложена Бхаттом — во время предыдущей встречи он уже объявил, что Шиваджи родился в «чистой королевской семье». [ 40 ]
- ↑ Сьюзан Бэйли рассматривает этот эпизод как отражение изменчивости кастовой системы. [ 27 ]
- ^ Современные архивы голландской Ост-Индской компании [ 41 ] указывают на то, что даже тогда повышение статуса Шиваджи было принято браминами только после того, как он пообещал им больше не править тиранически. [ 27 ]
- ↑ Расходы были достаточно огромными, чтобы в течение следующих нескольких лет обложить его подданных коронационным налогом.
Ссылки
- ^ «Мемориальный зал-музей махараджи Серфоджи II, дворец Садар Махал, Танджавур. Тамилнаду, Индия» .
- ^ «Радже Мудходжи Бхосале напишет в CP против закрытия Ганга Джамуны» . Таймс оф Индия . 29 августа 2021 г.
- ^ Кулкарни, Прашант П. (6 июня 1990 г.). «Чеканка раджей Бхонсла Нагпура» . Индийское монетное общество.
- ^ Сингх КС (1998). Сообщества Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 2211. ИСБН 978-0-19-563354-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Николас Патрик Уайзман (1836). Дублинское обозрение . Уильям Спунер . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кулкарни, Сумитра (1995). Сатара Радж, 1818–1848: исследование истории, управления и культуры . Публикации Миттала. ISBN 9788170995814 .
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор португальских исследований» . Международная конференционная группа по Португалии. 6 июня 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отдел справочников» . akola.nic.in .
- ^ Перейти обратно: а б Чинтаман Винаяк Вайдья (1931). Шиваджи: основатель Маратха Свараджа . Резюме Вайдья. стр. 10-15 . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф Г. Да Кунья (1900). Происхождение Бомбея . Бомбей, библиотека Общества; [и т. д. и т. д.]
- ^ «Храмы» , Архитектура и искусство султанатов Декана , Cambridge University Press, стр. 246–267, 10 июня 1999 г., doi : 10.1017/chol9780521563215.010 , ISBN 978-0-521-56321-5 , получено 28 марта 2024 г.
- ^ Гуха, Сумит (07 марта 2013 г.), «Границы памяти: что маратхи помнили о Виджаянагаре» , «Расширяя границы в Южной Азии и мировой истории » , Cambridge University Press, стр. 255–274, doi : 10.1017/cbo9781107300002. 012 , ISBN 978-1-107-03428-0 , получено 28 марта 2024 г.
- ^ Кристоф Жаффрело (2006). Доктор Амбедкар и неприкасаемость: анализ касты и борьба с ней . Перманентный черный. п. 39. ИСБН 978-81-7824-156-2 .
Очевидно, Амбедкар имел в виду отказ брамина признать Шиваджи кшатрием. Его теория, основанная на скудных исторических свидетельствах, несомненно, перекликалась с этим эпизодом в истории Махараштры, тогда как на самом деле Шиваджи, маратха-кунби, был шудрой. Тем не менее, он завоевал власть и поэтому ожидал, что брахманы подтвердят его новый статус путем написание для него адекватной генеалогии. Этот процесс напоминает процесс санскритизации, но социологи называют такое подражание кшатриям шудрами «кшатрияизацией» и описывают его как вариант санскритизации.
- ^ Перейти обратно: а б Авраам Эрали (2000). Императоры Павлиньего трона: Сага о Великих Моголах . Книги Пингвинов Индия. п. 435. ИСБН 978-0-14-100143-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Джадунатх Саркар (1992). Шиваджи и его времена . Ориент Лонгман. п. 158. ИСБН 978-81-250-1347-1 .
- ^ Бэйли, Сьюзен (22 февраля 2001 г.). Каста, общество и политика в Индии с восемнадцатого века до наших дней . Издательство Кембриджского университета. стр. 57–59. ISBN 9780521798426 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Ваджпейи, Ананья (2005). «Раскопки идентичности через традиции: кем был Шиваджи?». В Варме Суприя; Сабервал, Сатиш (ред.). Традиции в движении: религия и общество в истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 239–268. ISBN 9780195669152 . Отредактированная версия Ананья, Ваджпейи (август 2004 г.). «Создание царя шудр: Королевское посвящение Шиваджи». Политика соучастия, поэтика презрения: история шудр в Махараштре, 1650–1950 гг. Н. Э. (Диссертация). Чикагский университет. п. 155-226.
- ^ О'Хэнлон, Розалинда, изд. (1985), «Религия и общество при раннем британском правлении» , Каста, конфликт и идеология: Махатма Джотирао Пхуле и протест низших каст в Западной Индии девятнадцатого века , Кембриджские исследования Южной Азии, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 13–14 , ISBN 978-0-521-52308-0 , получено 12 июля 2021 г.
- ^ Фельдхаус, Энн (2003), Фельдхаус, Энн (редактор), «Паломничество в Сингнапур», « Связанные места: регион, паломничество и географическое воображение в Индии» , Религия/Культура/Критика, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan US, стр. 45–87, номер домена : 10.1057/9781403981349_3 , ISBN. 978-1-4039-8134-9
- ^ Дхаваликар, МК (2000). «Обзор ШИКХАРА ШИНГАНАПУРЧА ШРИ ШАМБХУ МАХАДЕВА (на маратхи)» . Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 60/61: 507–508. ISSN 0045-9801 . JSTOR 42936646 .
- ^ Кришнаджи Ананта Сабхасада; Сен, Сурендра Натх (1920). Шива Чхатрапати: перевод Сабхасада Бахара с выдержками из Читниса и Шивадигвиджьи, с примечаниями . Калькутта: Калькуттский университет. стр. 260, 261.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Кей (12 апреля 2011 г.). Индия: История . Атлантика. п. 565. ИСБН 978-0-8021-9550-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Буш, Эллисон (2011). Поэзия королей: классическая литература на хинди Индии Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. стр. 190–191. ISBN 978-0-19-976592-8 .
- ^ Трушке, Одри (2021). «Царства раджпутов и маратхов». Язык истории: санскритские рассказы об индо-мусульманском правлении . Издательство Колумбийского университета. стр. 183–184. ISBN 9780231551953 .
- ^ Сардесай, Г.С. (1946). «Шахджи: Восходящее солнце». Новая история маратхов . Том. 1. Финические публикации. п. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гордон, Стюарт (1993), «Шиваджи (1630–80) и государство маратхов» , Маратхи 1600–1818 , Новая Кембриджская история Индии, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 86–87, ISBN 978-0-521-26883-7 , получено 26 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Круйцер, Гийс (2009). Ксенофобия в Индии XVII века . Издательство Лейденского университета. п. 143. ИСБН 9789087280680 .
- ^ Перейти обратно: а б с Венделл, Доминик (2018). Писцы и призвание политики в Империи маратхов, 1708-1818 гг. (Диссертация). Колумбийский университет.
- ^ Сальма Ахмед Фаруки (2011). Всеобъемлющая история средневековой Индии: с двенадцатого до середины восемнадцатого века . Дорлинг Киндерсли Индия. стр. 314–. ISBN 978-81-317-3202-1 .
- ^ В. Б. Кулкарни (1963). Шиваджи: Портрет патриота . Ориент Лонгман. п. 27.
- ^ Сатиш Чандра (2005). Средневековая Индия: от Султаната до Великих Моголов . Хар-Ананд. п. 316. ИСБН 978-81-241-1066-9 . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Фаруки Сальма Ахмед; Сальма Ахмед Фаруки (2011). Всеобъемлющая история средневековой Индии: с двенадцатого до середины восемнадцатого века . Пирсон Образовательная Индия. п. 314. ИСБН 978-81-317-3202-1 . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Говинд Сахарам Сардесай (1957). Новая история маратхов: Шиваджи и его линия (1600-1707) . Публикации Феникса. п. 58. ИСБН 9788121500654 . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Г.Х. Харе (1974). Исследования по индологии и истории Средневековья . Джоши и Локханде. п. 176.
- ^ Джеймс В. Лейн (2000). «Вопрос махараштрийской идентичности: индуистское самоопределение в сказках о Шиваджи» . В Мире Косамби (ред.). Пересечения: социокультурные тенденции в Махараштре . Ориент Блэксван. п. 62. ИСБН 9788125018780 . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Дэниел Джаспер (2003). «Празднование «золотого века» Шиваджи в Махараштре, Индия, и развитие государственной политики Махараштры». Журнал политической и военной социологии . 31 (2): 215–230. JSTOR 45293740 . S2CID 152003918 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бавискар, Б.С.; Эттвуд, Д.В. (30 октября 2013 г.). «Кастовые барьеры на пути инициативы и инноваций» . Внутри и снаружи: два взгляда на социальные изменения в сельской Индии . Публикации SAGE. п. 395. ИСБН 978-81-321-1865-7 .
- ^ Раджмохан Ганди (1999). Месть и примирение . Книги Пингвинов Индия. стр. 110–. ISBN 978-0-14-029045-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Котиял, Тануджа (14 марта 2016 г.). Нарративы кочевников: история мобильности и идентичности в Великой индийской пустыне . Издательство Кембриджского университета. стр. 103–104. ISBN 978-1-316-67389-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Дешпанде, Мадхав М. (2010). «Кшатрии в эпоху Кали? Гагабхатта и его противники» . Индо-иранский журнал . 53 (2): 95–120. дои : 10.1163/001972410X12686674794853 . ISSN 0019-7246 . JSTOR 24665176 .
- ^ Сен, Сурендра Натх (1958). Зарубежные биографии Шиваджи (2-е изд.). Калькутта: KP Bagchi & Company, Индийский совет исторических исследований . стр. 265–267.
- ^ Рао, Анупама (13 октября 2009 г.). «Кастовый радикализм и создание нового политического субъекта». Кастовый вопрос: далиты и политика современной Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 42. дои : 10.1525/9780520943377-006 . ISBN 978-0-520-94337-7 . S2CID 201912448 .
- ^ «Райгарх» . Императорский географический справочник Индии , том 21. 1909. стр. 47–48 . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Шиваджи, великий маратх, Том 2 , HS Sardesai, Genesis Publishing Pvt Ltd, 2002, ISBN 81-7755-286-4 , ISBN 978-81-7755-286-7
- ^ Сумит Саркар (2000). Проблемы современной истории Индии: За Сумита Саркара . Популярные публикации. п. 30. ISBN 978-81-7154-658-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт Гордон (1993). Маратхи 1600-1818 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 120–131. ISBN 978-0-521-26883-7 .
- ^ П.В. Катя (1987). Маратвада при низамах, 1724–1948 гг . Публикации Миттала. п. 14. ISBN 978-81-7099-017-8 .
- ^ С.Р. Бакши; С.Р. Шарма; С. Гиджрани, ред. (1998). Шарад Павар: Наследие маратхов . Нью-Дели: паб APH. Корп.п. 28. ISBN 9788176480086 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сен (2010) , стр. 12.
- ^ Монтгомери (1972) , с. 132.
- ^ Сен (2010) , стр. 13.
- ^ Такер, Спенсер К. (23 декабря 2009 г.). Глобальная хронология конфликтов: От Древнего мира до современного Ближнего Востока — 6 томов: От Древнего мира до современного Ближнего Востока . АВС-КЛИО. п. 732. ИСБН 978-1-85109-672-5 .
- ^ Боуман, Джон (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета. п. 285. ИСБН 978-0-231-11004-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Продвинутая история современной Индии
- ^ Жак, Тони (12 ноября 2017 г.). Словарь сражений и осад: А.Е. Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313335372 . Проверено 12 ноября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Огастес Кинкейд ; Даттатрей Балвант Паранис (1918). История народа маратхов, том 3 . Издательство Оксфордского университета . стр. 2–10.
- ^ Перейти обратно: а б Куруп, Айяппан Мадхава (1986). Преемственность и перемены в маленьком сообществе . Концептуальное издательство.
- ^ Перейти обратно: а б Общество (МАНЧЕСТЕР), Северная и Центральная Британская Индия (1840 г.). Материалы публичного собрания по созданию Общества Северной и Центральной Британской Индии, состоявшегося на кукурузной бирже в Манчестере в среду вечером, 26 августа 1840 года . Общество Северной и Центральной Британской Индии.
- ^ Хантер, Уильям Уилсон (1881). Нааф в Рангмагири . Трюбнер.
- ^ Тусу, Кидар Натх (1980). Гондское королевство Чанда: с особым вниманием к его политической структуре . Антропологическое обследование Индии, Правительство Индии.
- ^ Деогаонкар, Шашишекхар Гопал (2007). Гонды Видарбхи . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-8069-474-5 .
- ^ * Тусу, Кидар Натх (1980). Гондское королевство Чанда: с особым вниманием к его политической структуре . Антропологическое обследование Индии, Правительство Индии.
- Библиографическая запись хоста для штрих-кода связанного элемента 30112050248951 и других . 2013.
- Сил, Джогендра Натх (1917). История центральных провинций и Берара . Дж. Н. Сил.
- Прадеш (Индия), Мадхья; Кришнан, В.С. (1995). Справочники округа Мадхья-Прадеш: Чхиндвара . Центральная правительственная пресса.
- Бюллетень Антропологического исследования Индии . Директор Антропологической службы Индии, Индийский музей. 1976.
- Бахадур), Сарат Чандра Рой (Рай (1979). Человек в Индии . А. К. Бозе.
- Справочники штата Махараштра: Бхандара . Директор правительственной типографии, канцелярских товаров и публикаций штата Махараштра. 1979.
- Общество (МАНЧЕСТЕР), Северная и Центральная Британская Индия (1840 г.). Материалы публичного собрания по созданию Общества Северной и Центральной Британской Индии, состоявшегося на кукурузной бирже в Манчестере в среду вечером, 26 августа 1840 года . Общество Северной и Центральной Британской Индии.
- Наик, компакт-диск (2010). Буддизм и далиты: социальная философия и традиции . Издательство Гян. ISBN 978-81-7835-792-8 .
- Куруп, Айяппан Мадхава (1986). Преемственность и перемены в маленьком сообществе . Концептуальное издательство.
- Хантер, Уильям Уилсон (1881). Нааф в Рангмагири . Трюбнер.
- Деогаонкар, Шашишекхар Гопал (2007). Гонды Видарбхи . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-8069-474-5 .
- Индийские железные дороги . Железнодорожное управление. 1997.
- ^ Джереми Блэк (2012). Война в мире восемнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. п. 280. ИСБН 9780230370005 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сасвадкар, Польша (1965). «Сухой закон при пешвах во второй половине восемнадцатого века» . Труды Индийского исторического конгресса . 27 . ДСОР: 326–328. JSTOR 44140671 . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Краткая история Аркота» (PDF) . Правительство Тамилнада . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Правительство Махараштры (1974 г.). Справочники штата Махараштра: округ Вардха (2-е изд.). Бомбей: директор правительственной типографии, канцелярских товаров и публикаций штата Махараштра. п. 63. OCLC 77864804 .
- ^ Падение Империи Великих Моголов - Том 1 (4-е изд.), JNSarka
- ^ Нараване, М.С. (2014). Бои Почетной Ост-Индской компании . Издательская корпорация АПХ. стр. 65–66. ISBN 978-81-313-0034-3 .
- ^ Государственный справочник Махараштры: район Бхандара . Управление правительственной печати, канцелярских товаров и публикаций штата Махараштра. 1979.
- ^ Перейти обратно: а б Алам, Музаффар; Субрахманьям, Санджай (1998). Государство Моголов, 1526–1750 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-563905-6 .
- ^ Поллок, Шелдон (19 мая 2003 г.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22821-4 .
- ^ Шульман, Дэвид (12 мая 2020 г.). Классическая поэзия на телугу . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-34452-5 .
- ^ Инду Рамчандани, изд. (2000). Студенческая Британика: Индия (Сборник из 7 томов) 39 . Популярный Пракашан. п. 8. ISBN 978-0-85229-760-5 .
- ^ Наим, Массачусетс (1977). Действие системы Чаут и Сардешмукхи в провинциях Великих Моголов Декана (1707-1803 гг. н.э.). Обзор экономической и социальной истории Индии, 14 (2), 153–191. https://doi.org/10.1177/001946467701400201
Источники
- Монтгомери, Бернард Лоу (1972). Краткая история войны . Коллинз. ISBN 9780001921498 .
- Сен, Сайлендра Нат (2010). Продвинутая история современной Индии . Макмиллан Индия. пп. 1941–. ISBN 978-0-230-32885-3 .
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( октябрь 2023 г. ) |