Ранняя жизнь Шиваджи
Шиваджи был основателем империи маратхов на Индийском субконтиненте . В этой статье описывается жизнь Шиваджи от рождения до 19-летнего возраста (1630–1649).
Шиваджи родился в городище Шивнери 1 марта 1630 года, что соответствует 19 февраля 1630 года по юлианскому календарю, используемому современными английскими торговцами в Индии. На момент его рождения обе семьи его отца Шахаджи и его матери Джиджабая служили Ахмеднагарскому султанату передали свою верность Империи Великих Моголов и Биджапурскому султанату на военных и административных должностях, хотя впоследствии они в разное время .
Как слуга Биджапура, Шахаджи был направлен в южный Декан после 1636 года и не видел Шиваджи в течение нескольких лет. Шиваджи и его мать остались в Пуне в Декане , где подчиненный Шахаджи Дадоджи Кондадео управлял семейным джагиром (феодальным земельным грантом) от имени Шиваджи. Будучи подростком, Шиваджи начал действовать независимо от правительства Биджапура, вопреки советам Шахаджи и Дадоджи. Он захватил несколько крепостей на холмах за счет других вассалов Биджапура и к 15 годам начал называть себя раджей (королем).
После смерти Дадоджи в 1647 году Шиваджи взял на себя полный контроль над джагиром своего отца в регионе Пуна и устранил местные вызовы своей власти. Затем он вторгся в северный регион Конкан , совершив вторжение на территорию Сидди Джанджиры .
Рождение
[ редактировать ]Большинство самых ранних сохранившихся записей о детстве Шиваджи были составлены примерно через 150 лет после его рождения. на языке маратхи Эти записи, особенно бахары , содержат несколько историй, которые исторически недостоверны. [ 1 ]
Родители Шиваджи, Шахаджи и Джиджабай . [ 2 ] потерял еще несколько детей в младенчестве. Шиваджи родился 1 марта 1630 года, что соответствует 19 февраля 1630 года по юлианскому календарю , в городище Шивнери . Джиджабай назвал его в честь Шиваи, местной богини. [ 3 ]
Британские записи в Индии использовали юлианский календарь до 1752 года нашей эры, когда он был заменен григорианским календарем ; в результате в нескольких исторических записях и книгах дата его рождения упоминается как 19 февраля, а не 1 марта. [ 4 ] Исторически сложилось так, что по поводу этой даты были некоторые споры, поскольку хронология Джедхе - записи, хранящиеся семьей Джедхе, чьи предки служили Дешмукхами Кари - относит рождение Шиваджи к 1627 году. Однако дата 1630 года подтверждается копией его гороскопа рождения. найден в Раджастане, [ 2 ] и стихотворение, сочиненное его придворным Парманандом. [ 5 ]
Шива-Бхарата , стихотворение придворного поэта Шиваджи Парамананды, представляет Шиваджи как божественное воплощение. В стихотворении также утверждается, что во время беременности Джиджабай испытывала тягу к ребенку с королевскими и военными качествами, например, сидеть на золотом троне и вести людей к боевым победам. [ 6 ]
Происхождение и самоидентификация
[ редактировать ]Отец Шиваджи Шахджи принадлежал к клану Бхонсле , который заявлял о своем отцовском происхождении от королевской семьи Сисодиа Раджпут из Мевара . [ 7 ] Его мать Джиджабай происходила из аристократической семьи Джадхав , которая ведет свою родословную от Ядавов Девагири . [ 3 ] Клан Бхонсле произошел от земледельцев-равнинов Деккани, известных под разными именами как Кунби или Маратхи . [ 8 ]
Во время его коронации в 1674 году королевский священник Шиваджи Гага Бхатта представил его как члена кшатриев солнечной династии , считая сисодийских раджпутов своими предками. Это утверждение также подтверждается Шива-Бхаратой , текстом, составленным при дворе Шиваджи. [ 6 ] Некоторые современные историки, такие как Джон Кей и Джадунат Саркар , считают, что генеалогия, прослеживающая происхождение Шиваджи от сисодиа-раджпутов, является фальшивой, сфабрикованной с целью заявить о социальном статусе кшатриев . [ 9 ] Историк Бал Кришна, полагаясь на некоторые фирмыны, которыми владели вожди Мудхола (которые утверждали, что они имеют общее происхождение с Шиваджи), проследил происхождение Шиваджи от вождя Сисодии Лакшмасимхи, который погиб во время осады Читторгарха (1303 г.) против Алауддина Халджи . [ 10 ] Однако подлинность этих документов сомнительна, и другие историки считают их поддельными. [ 11 ] [ 12 ] По мнению Саркара, предки Шиваджи вовсе не были кшатриями: они были земледельцами из рода Шудр . [ 13 ]
Тем не менее, хотя в наше время Шиваджи характеризуют как маратха , он, вероятно, идентифицировал себя как раджпут, как предполагают современные раджпутские информационные бюллетени и письмо его отца Шахаджи , в котором его семья называется раджпутами. [ 14 ] В английском письме представителя -Индской компании Ост Генри Ревингтона от 10 декабря 1659 года Шиваджи также называется «Великим раджпутом». [ 15 ]
Эллисон Буш, профессор Колумбийского университета, утверждает, что Шиваджи не был кшатрием, как требовалось, и поэтому ему пришлось отложить коронацию до 1674 года. Шиваджи нанял Гагу Бхатта , ученого-брамина из Каши , чтобы проследить его происхождение до Сисодиаса. [ 16 ] [ 17 ] Такие историки, как Сурендра Натх Сен и В.К. Раджваде, отвергают происхождение Сисодии, цитируя храмовую надпись Матха, датированную 1397 годом нашей эры, и придерживаются мнения, что генеалогия была подделана людьми Шиваджи. [ 18 ]
По мнению Сабхасада Бахара , Шиваджи не принадлежал к кшатрийской варне. [ 19 ] [ 20 ] Поэтому ему пришлось очень постараться, чтобы привлечь на свою сторону брахманов , чтобы короновать его как настоящего короля. [ 21 ] [ 22 ]
До Пуны
[ редактировать ]Отец Шиваджи Шахаджи был военачальником в регионе Декан . Во времена детства Шиваджи территория современной Махараштры в Декане была местом постоянных войн между Империей Великих Моголов и султанатами Декана и страдала от голода. [ 2 ] Когда его родители поженились, обе их семьи служили Ахмеднагарскому султанату . Ко времени рождения Шиваджи семья Джиджабая покинула Ахмеднагар, передав свою преданность императору Моголов Великих Шах-Джахану , став таким образом противником Шахаджи. Несколько лет спустя Шахаджи также покинул Ахмеднагар; [ 23 ] он некоторое время служил Империи Великих Моголов, но позже восстал против них, поддержанный Биджапурским султанатом . Тем временем семья Джиджабая оставалась верной Моголам; [ 2 ] ее отец был позже убит дворянами Ахмаднагара. [ 3 ]
Во время вторжения Великих Моголов в Ахмаднагар в 1630-х годах Шахаджи сражался против Великих Моголов. [ 24 ] Его преследовали силы Великих Моголов, и поэтому Шиваджи и его мать переезжали из форта в форт, а Шиваджи редко видел своего отца. [ 2 ] После падения Ахмаднагара в 1636 году Моголы заключили мирный договор с Биджапуром. В рамках этого договора Биджапур согласился помочь Моголам подчинить Шахаджи или отправить его подальше от границы Великих Моголов, если он решит присоединиться к службе Биджапура. [ 25 ] Шахаджи присоединился к службе в Биджапуре: ему разрешили сохранить свой джагир в регионе Пуна, но в соответствии с договором ему было запрещено жить в этом районе. Он был назначен на юг Индии, а его джагир в регионе Пуна был передан под номинальное управление его несовершеннолетнего сына Шиваджи, а его подчиненным Дадоджи Кондадео был его управляющим. [ 26 ] [ 2 ]
В Пуне
[ редактировать ]В рамках мирного договора с Моголами Шахаджи уступил им шесть фортов, включая Шивнери, в октябре 1636 года. [ 27 ] Он приказал Дадоджи Кондадео привезти Джиджабая и Шиваджи из Шивнери в Пуну и позаботиться об их расходах. [ 28 ] Шиваджи провел годы своего становления в Пуне. [ 29 ] Тем временем Шахаджи уехал на юг и не видел Шиваджи несколько лет. В отсутствие отца Шиваджи очень сблизился со своей матерью. [ 28 ] Заброшенная мужем, Джиджабай вела глубоко религиозную, почти аскетическую жизнь, и эта религиозная среда оказала глубокое влияние на Шиваджи. [ 30 ]
Грант Шахаджи на землю в регионе Пуна включал права патила (главы деревни) на три деревни, права дешмукха в Индапуре и права мокасы (сбора доходов в обмен на военную службу) в регионе Пуна. [ 31 ] Земля мокаса , предоставленная Шахаджи, представляла собой треугольный регион, ограниченный Западными Гатами на западе, рекой Бхима на северо-востоке и рекой Нира на юге. [ 32 ] Этот регион был опустошен постоянными войнами между Шахаджи, Биджапуром и Моголами в 1630-х годах. [ 33 ] Дадоджи пытался увеличить доходы региона, предлагая дешевую аренду земли и вознаграждение за убийство волков, чтобы больше земель можно было использовать в сельскохозяйственных целях. [ 34 ] Он организовал группу местных солдат для поддержания правопорядка. [ 35 ] Согласно Сабхасаду Бахару , Дадоджи завладел землями, контролируемыми двенадцатью Дешмукхами региона Мавал, и приказал убить тех, кто сопротивлялся. [ 32 ]
По словам Читниса Бахара , Шиваджи захватил и убил Кришнаджи Наяка Бандала, дешмука из области Хирдас Мавал, которого Дадоджи не удалось подчинить. Историк Джадунатх Саркар считает это неверным и утверждает, что именно Дадоджи завершил покорение Мавала Дешмукха . [ 36 ]
Образование и обучение
[ редактировать ]Раннее обучение Шиваджи, вероятно, включало в себя то, что ожидалось от сына джагирдара : немного чтения и письма, верховая езда, боевые искусства и религиозная практика. [ 32 ] По словам Тарих-и-Шиваджи , Дадоджи лично обучал Шиваджи, а также назначил для него хорошего учителя. [ 35 ] В результате Шиваджи стал опытным в «драках, верховой езде и других достижениях». [ 37 ]
Тарих-и-Шиваджи ничего не упоминает о том, что Шиваджи учили читать и писать. В «Читнис Бахар» (около 1811 г.) говорится, что Шиваджи стал «очень образованным» к 10 годам. Шива-Дигвиджай утверждает, что еще мальчиком он освоил несколько искусств и наук. [ 37 ] Историк Джадунатх Саркар отмечает, что несколько европейцев посетили двор Шиваджи, и в их отчетах не упоминается о каком-либо чтении или письме Шиваджи. Всякий раз, когда эти европейцы представляли какое-либо письмо Шиваджи, он передавал его своим министрам для прочтения. Поэтому Саркар заключает, что Шиваджи был неграмотен, как и многие другие исторические правители Индии, такие как Акбар , Хайдер Али и Ранджит Сингх . [ 37 ]
Независимо от того, был ли Шиваджи грамотным, он слушал декламацию индуистских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» . Политические и моральные уроки этих эпосов произвели большое впечатление на его юный ум. Он глубоко интересовался религиозными учениями и везде искал общества индуистских и мусульманских святых. [ 37 ]
Отчуждение от отца
[ редактировать ]Даже когда Шахаджи был в северном Декане, Шиваджи и его мать Джиджабай редко видели его из-за военных забот Шахаджи. [ 2 ] После того как Шахаджи был командирован на юг, отец и сын не виделись несколько лет. [ 28 ] Шахаджи стал губернатором Биджапура в Бангалоре на юге и женился на другой женщине - Тукабай. [ 23 ] Старший брат Шиваджи Самбхаджи переехал в Бангалор. [ 3 ] но Шиваджи и Джиджабай были вызваны в Бангалор только в 1640 году. Тем временем Шиваджи женился на Сайбае , члене известной семьи Нимбалкар Маратхов. В 1642 году Шиваджи и его мать вернулись в Пуну после официального представления при дворе Биджапура. [ 32 ]
Согласно сомнительному повествованию в «Тарих-и-Шиваджи» , у Шахаджи возникла глубокая неприязнь к отцу Джиджабая Лакхуджи Джадхаву. После смерти своего старшего сына Самбхаджи (или Шамбхуджи) в Канакагири в 1654 году он заявил, что Шиваджи — его выживший сын от дочери Лакхуджи — не принесет пользы. Затем он покинул Джиджабая и Шиваджи. [ 38 ] Какой бы ни была точность этого рассказа, из других текстов известно, что богатство и привязанность Шахджи были направлены на Вьянкодзи , он же Экоджи, его сына от его младшей жены Тукабай. [ 28 ]
Ранние завоевания
[ редактировать ]Первые товарищи и последователи Шиваджи, называемые малвалесами, были выходцами из региона Мавал вокруг его Пуне- джагира . [ 36 ] Будучи подростком, Шиваджи исследовал холмистую местность, окружающую его джагир , и познакомился с регионом Западных Гат . [ 39 ] Мухаммад Адиль Шах , король Биджапура, оставался больным в течение последнего десятилетия своей жизни (1646–1656). В это время администрацией в основном занималась его королева по имени Бари Сахиба . Воспользовавшись нестабильностью, Шиваджи захватил несколько фортов на территории Биджапура. [ 40 ] [ 39 ]
К 15 годам Шиваджи назвал себя «раджа» (королем). К этому времени он командовал более чем тысячей солдат. В письме индуистскому чиновнику от 17 апреля 1645 года он написал, что Бог желает, чтобы они были независимыми в рамках самоуправляющегося государства. [ 29 ]
Еще до смерти Дадоджи, в течение 1645–1647 годов, Шиваджи контролировал несколько крепостей на холмах вокруг Пуны, включая Раджгад , Кондану (позже Синхагад ) и Торну . [ 41 ] В «Сабхасад Бахар» утверждается, что Шиваджи взял под свой контроль форт Кондана , подкупив его губернатора Биджапури. [ 42 ] В 1646 году он послал пехоту под предводительством Баджи Пасалкара, Есаджи Канка и Танаджи Малусаре, чтобы взять под контроль форт Торна. [ 40 ] Согласно различным историческим текстам, армия Шиваджи захватила форт после того, как обманом или подкупом местного командира Биджапури. [ 40 ] [ 39 ] Шиваджи захватил казну местного правительства на сумму 200 000 хон ( золотых монет ) и переименовал форт в Прачандагарх, хотя это название сохранялось недолго. [ 40 ] Он построил Раджгад возле Торны с тремя обнесенными стеной редутами . [ 40 ]
Местные джагирдары , которых Шиваджи лишил собственности, подали на него жалобу в суд Биджапура. По словам Хафи Хана , Мунтахаб-аль-Любаба Шиваджи подкупил некоторых министров суда, чтобы эти жалобы были отклонены. Согласно « Читнис Бахар» , Шахаджи заверил короля в лояльности Шиваджи и оправдал контроль Шиваджи над фортом Торна, утверждая, что предыдущий администратор форта проявил халатность. Тем временем он тайно сделал Шиваджи выговор в письме и приказал Дадоджи держать его под контролем. [ 43 ]
После смерти Дадоджи
[ редактировать ]Дадоджи посоветовал Шиваджи подняться в звании и богатстве как послушный вассал султанатов Декана, но Шиваджи стремился быть независимым. Дадоджи был очень обеспокоен связями Шиваджи с горными разбойниками и его планами грабить форты. Дадоджи пожаловался Шахаджи, но ему не удалось изменить поведение Шиваджи. [ 36 ] Тарих -и-Шиваджи утверждает, что Дадоджи покончил жизнь самоубийством с помощью яда, потому что ему было противно своенравие Шиваджи. [ 44 ]
Шахджи Шиваджи, вероятно, участвовал в управлении Дадоджи Кондадео Пуне Джагиром . [ 32 ] В последние годы своей жизни Дадоджи начал издавать административные приказы от имени Шиваджи. [ 44 ] своего отца Когда Дадоджи умер в 1647 году, Шиваджи взял на себя полный контроль над джагиром . [ 41 ]
В число его офицеров входили:
- Назначен Шахаджи около 1639 года:
- Назначен Шиваджи
Консолидация власти в регионе Пуна
[ редактировать ]После смерти Дадоджи Шиваджи начал укреплять свой контроль над джагиром Шахаджи в регионе Пуна. Дадоджи поручил управление Супе- махалом (подразделением) Шамбхуджи (или Самбхаджи) Мохите, брату второй жены Шахаджи, Тукабай. После смерти Дадоджи Шамбхуджи отказался подчиняться приказам Шиваджи, заявив, что он будет подчиняться непосредственно Шахаджи. [ 43 ] Согласно Сабхасаду Бахару , Шиваджи посетил Шамбхуджи во время фестиваля Шимга под предлогом просьбы о должности и заключил его в тюрьму. Шиваджи конфисковал все его имущество, в том числе 300 лошадей, личные вещи, включая одежду, и другие богатства. [ 39 ] Когда Самбхаджи все еще отказывался признать власть Шиваджи, Шиваджи насильственно аннексировал Супе и отправил Шамбхуджи в Шахаджи с его личным имуществом. [ 45 ]
Вскоре после аннексии Супе Шиваджи совершил набег на Джуннар , где захватил 300 лошадей, товары на сумму 300 хонов ( золотые монеты ), одежду и драгоценности. [ 39 ]
Фирангоджи Нарсала , назначенный администратором форта Чакан , принял власть Шиваджи. [ 42 ] Его власть признали и командиры Барамати и Индапура . [ 39 ]
Форт Пурандар в Биджапурском султанте находился под управлением Нило Нилкант Наяка, брамина, чья семья контролировала форт и его окрестности в течение нескольких лет. Его младшие братья Пиладжи и Шанкараджи были возмущены тем, что их лишили наследственных прав на форт, и попросили Шиваджи выступить в качестве арбитра. Шиваджи вошел в форт в качестве гостя во время празднования Дивали , а три дня спустя младшие братья заключили Нило в тюрьму и привели его к Шиваджи. Шиваджи заключил в тюрьму всех трех братьев и сам взял под свой контроль форт. [ 42 ] По словам Читниса Бахара и Шивы Дигвиджая , позже он подарил младшим братьям поместья в других местах в качестве компенсации. [ 46 ] Он изгнал подчиненных Нило Наяка из форта и заменил их своими людьми. [ 42 ]
Впоследствии Шиваджи также приобрел контроль над несколькими другими фортами вокруг Пуны, включая Рохиру , Тикону , Раджмачи и Лохагад . [ 47 ]
Вторжение в Конкан
[ редактировать ]Укрепив свой контроль над Пуной, Шиваджи пересек Западные Гаты и вошел в регион Конкан на западном побережье Индии. Калян - джагир в этом регионе находился под контролем муллы Ахмада, - наваята арабского мусульманина происхождения. Этот регион был недавно приобретен Биджапурским султанатом после упадка Ахмаднагарского султаната , и мулла Ахмад, которого местные жители считали иностранцем, остался в Биджапуре . Из-за этого управление джагиром стало неэффективным. [ 47 ] Шиваджи послал конницу во главе с Абаджи Сондевом, чтобы завоевать Калян Джагир . Кавалерия разграбила много богатств и товаров из неукрепленных городов Калян и Бхиванди и захватила форт Махули , который когда-то находился под контролем Шахаджи. [ 48 ]
В течение следующего года (1648 г.) Шиваджи укрепил свой контроль в северном Конкане, установив власть над местными вождями и захватив территории сидди Джанджиры у . [ 48 ] Сидди стали практически независимыми после падения своих прежних повелителей — королей Ахмаднагара , хотя и признавали номинальный сюзеренитет Биджапура. [ 49 ] Из Кальяна Шиваджи двинулся на юг, в сторону Колабы : несколько местных индуистских вождей пригласили его на свои территории. Он захватил Сургад , Бирвади , Талу , Госалегад , Судхагад , Кангори и Раири (Райгад, его будущую столицу). Он построил новые форты в Бирвади и Лингане . [ 48 ] Шиваджи назначил Абаджи Сондева наместником этой недавно завоеванной территории в северном Конкане. [ 50 ]
Где-то в 1648 году Сидди нанесли сокрушительное поражение войскам Шиваджи во главе с пешва Шьямраджем Нилкантом Ранджхекаром. Согласно « Читнис Бахар» , недовольный Шиваджи отстранил Ранджхекара от его поста и назначил Моропанта Тримбака Пингла новым пешвой. Он также послал против Сидди большую армию во главе с Рагхунатхом Баллалом Корде. [ 50 ]
В конце 1648 года правительство Биджапура заключило в тюрьму отца Шиваджи Шахаджи. [ 39 ] [ 51 ] Согласно «Мухаммад-Намах » Захура (официальная судебная история Биджапура) и «Басатин-и-Салатин» (более поздняя история), Шахаджи был арестован за неповиновение во время осады Джинджи против султаната Голконда . [ 52 ] Однако в «Читнисе Бахаре» , хронике маратхов, написанной более чем через 150 лет после этого события, говорится, что Шахаджи был арестован, поскольку суд Биджапура заподозрил его в причастности к мятежной деятельности своего сына Шиваджи. [ 53 ]
Пока его отец был заключен в тюрьму в Биджапуре, правительство Биджапура послало армию, чтобы отбить Пурандар у Шиваджи, но эти силы не смогли выбить Шиваджи из форта. [ 54 ] Тем временем Шиваджи безуспешно пытался заключить союз с Моголами против Биджапура. [ 55 ] [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Лал Махал , жилой дворец, где Шиваджи останавливался в молодости.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стюарт Гордон 1993 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс В. Лейн 2003 , с. 5.
- ^ Мохан Апте и др. 2003 , стр. 21–22.
- ^ Д. Ф. Карака 1969 , с. viii.
- ^ Jump up to: а б Джеймс В. Лейн 2003 , с. 33.
- ^ Бал Кришна II 1932 , с. 35.
- ^ Бэйли, Сьюзен (22 февраля 2001 г.). Каста, общество и политика в Индии с восемнадцатого века до наших дней . Издательство Кембриджского университета. п. 57. ИСБН 9780521798426 .
- ^ Джон Кей 2011 , с. 565.
- ^ Бал Кришна II 1932 , стр. 37–42.
- ^ А.Г. Павар 1976 , с. 160.
- ^ Кришна Сваруп Гупта 1971 , с. 18.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 240.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , с. 88.
- ^ Бал Кришна II 1932 , с. 53.
- ^ Буш, Эллисон (2011). Поэзия королей: классическая литература на хинди Индии Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. стр. 190, 191. ISBN. 978-0-19-976592-8 .
(190,191) Еще одной проблемой была проблема происхождения, которая угрожала сорвать его коронацию. Шиваджи не был кшатрием, как того требовала классическая политическая мысль. Однако это оказалось не непреодолимым. Шиваджи отложил коронацию до 1674 года и нанял Гагу Бхатта, знаменитого пандита, который смог проследить родословную короля маратхов до Сисодиая из Мевара...
- ^ «MESAAS | Эллисон Буш» . www.columbia.edu . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Кришнаджи Ананта Сабхасада; Сен, Сурендра Натх (1920). Шива Чхатрапати: перевод Сабхасада Бахара с выдержками из Читниса и Шивадигвиджьи, с примечаниями . Библиотеки Калифорнийского университета. Калькутта: Калькуттский университет. стр. 260 , 261.
- ^ Кришнаджи Ананта Сабхасада; Сен, Сурендра Натх (1920). Шива Чхатрапати: перевод Сабхасада Бахара с выдержками из Читниса и Шивадигвиджьи, с примечаниями . Библиотеки Калифорнийского университета. Калькутта: Калькуттский университет. стр. 260 , 261.
- ^ Чхатрапати Шиваджи Бхаван Сингх. Страница 77.
- ^ Морин Паттерсон (октябрь 1988 г.). Дональд В. Эттвуд; Милтон Исраэль; Нарендра К. Вагл (ред.). Город, сельская местность и общество в Махараштре . Университет Торонто, Центр исследований Южной Азии. п. 182. ИСБН 978-0-9692907-2-8 .
- ^ Кришнаджи Ананта Сабхасада; Сен, Сурендра Натх (1920). Шива Чхатрапати: перевод Сабхасада Бахара с выдержками из Читниса и Шивадигвиджьи, с примечаниями . Библиотеки Калифорнийского университета. Калькутта: Калькуттский университет. стр. 260 , 261.
- ^ Jump up to: а б Джеймс В. Лейн 2003 , с. 4.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , с. 46-47.
- ^ Сатиш Чандра 2005 , с. 205.
- ^ Сумит Гуха 2011 , с. 57.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Джадунатх Саркар 1920 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Николас Ф. Гир, 2014 , стр. 16.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 21, 29.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д и Стюарт Гордон 1993 , с. 60.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 23–24.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Джадунатх Саркар 1920 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Джадунатх Саркар 1920 , с. 26.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стюарт Гордон 1993 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джадунатх Саркар 1920 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Сатиш Чандра 2005 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б с д Джадунатх Саркар 1920 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д Джадунатх Саркар 1920 , с. 31.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 33–34.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Джадунатх Саркар 1920 , с. 36.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 293–294.
- ^ Jump up to: а б Джадунатх Саркар 1920 , с. 37.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 37–39.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 38–39.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 37–38.
- ^ Стюарт Гордон 1993 , с. 62.
- ^ Джадунатх Саркар 1920 , стр. 39–40.
Библиография
[ редактировать ]- А. Г. Павар (1976) [1973]. «Доктор Бал Кришна». Историки и историография в современной Индии . Институт исторических исследований. ISBN 978-81-922469-0-1 .
- Бал Кришна (1932). Шиваджи Великий . Том. И. Шахджи. Д.Б. Тарапоревала Сыновья.
- Бал Кришна (1932). Шиваджи Великий . Том. II. Д.Б. Тарапоревала Сыновья.
- Д. Ф. Карака (1969). Шиваджи: Портрет древнего индийца . Таймс оф Индия Пресс.
- Джадунатх Саркар (1920). Шиваджи и его времена . Лонгманс, Грин и компания.
- Джадунатх Саркар (1978) [1955]. Дом Шиваджи (3-е изд.). Ориент Лонгман. ISBN 978-0-8364-0343-5 .
- Джеймс В. Лейн (2003). Шиваджи: индуистский король исламской Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-566771-4 .
- Джон Кей (2011). Индия: История . Опен Роуд + Гроув/Атлантик. ISBN 978-0-8021-9550-0 .
- Кришна Сваруп Гупта (1971). Мевар и отношения маратхов, 1735–1818 гг. С. Чанд.
- Мохан Апте; Параг Махаджани; М. Н. Вахия (2003). «Возможные ошибки в исторических датах: ошибка при исправлении юлианского календаря на григорианский». Современная наука . 84 (1): 21–22.
- Николас Ф. Гир (2014). Истоки религиозного насилия: азиатская перспектива . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-9223-8 .
- Сатиш Чандра (2005). Средневековая Индия: От Султаната до Великих Моголов. Часть II . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1066-9 .
- Стюарт Гордон (1993). Маратхи 1600-1818 гг . Новая Кембриджская история Индии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26883-7 .
- Сумит Гуха (2011). «Плохой язык и хороший язык: лексическая осведомленность в культурной политике полуостровной Индии, около 1300–1800» . В Шелдоне Поллоке (ред.). Формы знаний в Азии раннего Нового времени: исследования интеллектуальной истории Индии и Тибета, 1500–1800 гг . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4904-4 .