Дороти Арзнер
Дороти Арзнер | |
---|---|
![]() Арзнер в 1934 году | |
Рожденный | Дороти Эмма Арзнер 3 января 1897 г. Сан-Франциско , Калифорния, США |
Умер | 1 октября 1979 г. Ла Кинта, Калифорния , США | (82 года)
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1922–1943 |
Партнер | Мэрион Морган (1927–1971; ее смерть) |
Дороти Эмма Арзнер (3 января 1897 - 1 октября 1979) была американским кинорежиссером, чья карьера в Голливуде охватывала период с эпохи немого кино 1920-х до начала 1940-х годов. [ 1 ] [ 2 ] За исключением Лоис Вебер , давнего режиссера немого кино , с 1927 года до ее ухода из режиссуры художественных фильмов в 1943 году Арзнер была единственной женщиной-режиссером, работавшей в Голливуде. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Она была одной из очень немногих женщин, способных сделать успешную и долгую карьеру кинорежиссера в Голливуде до 1970-х годов. [ 6 ] [ 7 ] В период с 1927 по 1943 год Арзнер снял в общей сложности двадцать фильмов и положил начало карьере ряда голливудских актрис, в том числе Кэтрин Хепберн , Розалинд Рассел и Люсиль Болл . [ 8 ] Арзнер была первой женщиной, вступившей в Гильдию режиссеров Америки , и первой женщиной, снявшей звуковой фильм. [ 9 ] [ 10 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Арзнер родился в Сан-Франциско, Калифорния , в 1897 году. [ 11 ] Дженеттер (урожденная Янг) и Луи Арзнер, но выросла в Лос-Анджелесе , где ее отец владел кафе Хоффман, [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] «знаменитый голливудский ресторан рядом с театром». [ 16 ] Ресторан ее родителей был первым местом, где Арзнер познакомился с голливудской элитой; его часто посещали многие звезды немого кино и режиссеры, в том числе Мэри Пикфорд , Мак Сеннетт и Дуглас Фэрбенкс . [ 16 ] После окончания средней школы для девочек Вестлейк в Лос-Анджелесе она поступила в Университет Южной Калифорнии , где провела два года, изучая медицину в надежде стать врачом. [ 17 ] [ 11 ] Во время Первой мировой войны она присоединилась к местному отделению скорой помощи Южной Калифорнии. [ 18 ] Однако, проработав лето в кабинете уважаемого хирурга, Арзнер решила, что ей не нужна карьера в медицине. «Я хотела быть похожей на Иисуса», - сказала она. «Исцеляйте больных и воскрешайте мертвых» мгновенно, без таблеток, операций и так далее». [ 16 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]После Первой мировой войны киноиндустрия нуждалась в рабочих. [ 8 ] По словам самой Арзнер, это была ее возможность войти в дверь. «Даже неопытные люди могли получить такую возможность, если бы они проявили признаки способностей или знаний», — сказала она в интервью 1974 года, опубликованном в журнале Cinema . [ 16 ] Подруга из колледжа предложила Арзнеру встретиться с Уильямом Демиллем , крупным директором Famous Players-Lasky Corporation , материнской компании Paramount . [ 11 ] В 1929 году Арзнер рассказала Sunday Star , что подруга считает, что она хорошо подходит для этой отрасли. «Затем она отвезла меня в студию Paramount и бросила перед главным офисом», - сказала она. [ 19 ]
Когда Арзнер встретился с Демиллем в 1919 году, он спросил ее, в каком отделе она хотела бы начать работать. [ 20 ] «Может быть, я смогу одеть комплекты», — ответил Арзнер. [ 16 ] Задав ей вопрос о мебели в его офисе, на который она не знала ответа, Демилль предложил Арзнеру в течение недели осмотреть различные отделы и поговорить со своим секретарем. [ 16 ] Арзнер провела неделю, просматривая декорации на работе, в том числе декорации Сесила Демилля , после чего она сделала наблюдение: «Если кто-то собирается заниматься этим кинобизнесом, ему следует быть режиссером, потому что именно он говорил всем остальным, что делать». делать." [ 16 ]
По рекомендации секретаря Демилля Арзнер решила начать с написания сценариев в отделе сценариев, чтобы она могла узнать, «о чем будет фильм». [ 16 ] В течение шести месяцев Арзнер стала редактором в Realart Studio , дочерней компании Paramount , где она смонтировала 52 фильма. В 1922 году ее отозвали в компанию Paramount для монтажа Рудольфа Валентино фильма «Кровь и песок » (1922). [ 16 ] Это оказалось для Арзнер возможностью попробовать свои силы в режиссуре. Хотя в титрах она не указана, Арзнер сняла для фильма несколько сцен корриды и смонтировала этот материал, перемежая его стоковыми кадрами, тем самым сэкономив Paramount тысячи долларов. [ 11 ] Работа Арзнер над «Кровью и песком» привлекла внимание режиссера Джеймса Круза , который позже нанял ее в качестве сценариста и монтажера для ряда своих фильмов. [ 11 ] По словам Арзнера, Круз говорила людям, что она «его правая рука». [ 16 ] В конце концов она написала сценарий съемок и отредактировала фильм Круза « Старые Айронсайды» (1926). [ 21 ]
Благодаря работе с Крузом Арзнер получила значительные рычаги влияния и пригрозила покинуть Paramount и переехать в Колумбию, если ей не дадут картину для постановки. [ 11 ] «Мне поступило предложение написать сценарий и снять фильм для Колумбии, — сказал Арзнер. — Именно тогда я выплатил зарплату в Paramount и собирался уезжать в Колумбию». [ 16 ] Перед отъездом Арзнер решила попрощаться с «кем-то важным, а не просто оставить незамеченной и забытой», что привело ее к Уолтеру Вангеру , руководителю нью-йоркской студии Paramount. [ 16 ] Когда она сказала Вангеру, что уходит, он предложил ей работу в сценарном отделе и обсуждение режиссуры в будущем. Арзнер ответил: «Нет, если только через две недели я не смогу присутствовать на съемочной площадке с картиной категории А. Я лучше сделаю картину для небольшой компании и пойду по-своему, чем картину категории Б для Paramount». [ 16 ] Затем Вангер предложил ей снять комедию по пьесе « Самая одетая женщина в Париже» , которая позже будет переименована в «Мода для женщин» (1927). Это стала первая картина Арзнера как режиссёра.
До «Моды для женщин» Арзнер ничего не режиссировал. «На самом деле, я никому раньше ничего не говорила», - сказала она. [ 16 ] В фильме снялась Эстер Ралстон , и он имел коммерческий успех. [ 11 ] Успех Арзнер побудил Paramount нанять ее в качестве режиссера еще для трех немых фильмов: «Десять современных заповедей» (1927), «Получи своего мужчину» (1927) и «Манхэттенский коктейль» (1928), после чего ей было поручено снять первый говорящий фильм студии «The» . Дикая вечеринка (1929), ремейк немого фильма, смонтированного Арзнером. [ 21 ]
Режиссерская карьера
[ редактировать ]Многие фильмы Дороти Арзнер имели схожую тему нетрадиционной романтики; «Дикая вечеринка» рассказывает о студентке колледжа, которую привлекает один из ее учителей. «Честь среди влюбленных» рассказывает о бизнесмене, которого привлекает его секретарша, который в конечном итоге женится на другом, более сомнительном мужчине, что приводит к любовному треугольнику. Кристофер Стронг - это история о незаконной любви среди английской аристократии, в которой главный герой, женатый мужчина, влюбляется в другую женщину после того, как парень его дочери делает то же самое. «Жена Крейга» рассказывает о женщине, которая выходит замуж за главного героя из-за его денег , хотя в конечном итоге это имеет неприятные последствия, когда у него возникает стычка с полицией. «Dance, Girl, Dance» рассказывает о двух танцовщицах, которые влюбляются в одного и того же мужчину и ссорятся из-за него.
В «Дикой вечеринке» главную роль сыграла Клара Боу в ее первой говорящей картине и Фредрик Марч в его первой главной роли. Поскольку Боу было неудобно передвигаться вокруг громоздкого звукового оборудования, Арзнер сделал установку, в которой микрофон был прикреплен к концу удочки, что позволило Боу легче передвигаться. Это изобретение стало первым микрофоном на штанге . [ 11 ] Фильм о студентке колледжа в исполнении Боу, которая ведет тусовочный образ жизни и влюбляется в одного из своих профессоров, которого играет Марч, имел огромный коммерческий успех и успех у критиков. [ 11 ] По словам Уильяма С. Кенли, «Дикая вечеринка» имела такой успех, что положила начало серии фильмов, «действие которых происходит в кампусах колледжей, где среди веселых и пьяных студентов есть студентки, влюбляющиеся в своих профессоров». [ 22 ]
После «Дикой вечеринки » Арзнер сняла еще несколько полнометражных фильмов для Paramount, в том числе «Сара и сын» (1930) с Рут Чаттертон в главной роли и «Честь среди любовников » (1931) с Клодетт Кольбер в главной роли , а также два фильма, в которых она работала в тандеме с режиссером Робертом Милтоном. , «Очаровательные грешницы» (1929) и «За гримом» (1930), в которых она не упоминалась. [ 23 ] После 1932 года она покинула студию и стала работать внештатно. [ 21 ] За время работы на фрилансе Арзнер снялась в некоторых из своих самых известных фильмов: «Кристофер Стронг» (1933) с Кэтрин Хепберн; Жена Крейга (1936) с Розалиндой Рассел в главной роли; и «Танцуй, девочка, танцуй» (1940) с участием Люсиль Болл. В это время Арзнер работал с RKO, United Artists, Columbia и MGM.
Кристофер Стронг следует за женщиной-авиатором по имени Синтия Даррингтон, которую играет Кэтрин Хепберн, у которой начинается роман с женатым мужчиной Кристофером Стронгом. Ближе к концу фильма жена Стронга, Элейн, кажется, признает и прощает Синтию за роман. [ 24 ] Этот сюжет является примером того, как Арзнер перевернул традиционные взгляды общества на женщин с ног на голову. Вместо того, чтобы натравливать двух женщин друг на друга, веря в повествование о женщинах как о соперницах, Арзнер усложняет и подвергает сомнению типичные взгляды на женщин, изображая подлинный момент связи между Синтией и Элейн. [ 24 ] В статье для Jumpcut можно считать Джейн Гейнс утверждает, что Кристофера Стронга отражением убеждения Арзнера в том, что «гетеросексуальная моногамия калечит воображение и сдерживает аппетит к жизни». [ 3 ] Сама Арзнер отметила, что в то время фильм очень понравился, но она никогда не считала его своим любимым. «Я едва ли могу назвать кого-то фаворитом», - сказала она. «Я всегда видел слишком много недостатков». [ 16 ]
«Жена Крейга» рассказывает историю Гарриет Крейг, которую играет Розалинд Рассел, женщины, настолько поглощенной содержанием своего дома, что ничто другое ее не интересует. [ 25 ] Фильм был основан на одноименной пьесе Джорджа Келли, но отличался обращением с главной героиней. Пьеса, в гораздо более женоненавистническом взгляде на американскую домохозяйку, встала на сторону мужа Харриет, изображая Харриет холодной и бескорыстной. Версия Арзнер превратила эту историю в то, что Со Майер называет «призывом к женщинам стать своими людьми, а не прекрасным имуществом». [ 6 ] В своем эссе « Женщина у замочной скважины: женское кино и феминистская критика» Джудит Мейн пишет, что «это муж Харриет женился по любви, а не ради денег», тогда как Харриет относилась к браку как к «деловому контракту». [ 25 ] Таким образом, «Жена Крейга» является примером постоянной темы в творчестве Арзнера: репрессивности гетеросексуального брака. [ 6 ] Майер пишет, что фильмы Арзнера «снова и снова показывают, что, когда мужчина верит, что может владеть женщиной, а женщинам приходится конкурировать за мужчин, тогда романтика, верность и дружба улетучиваются». [ 6 ] В «Жене Крейга» Арзнер предлагает возможность женского сообщества после нестабильности гетеросексуальных романов с финальной сценой между Харриет и ее овдовевшей соседкой. [ 11 ] Обе женщины были оставлены своими мужьями совершенно по-разному, и их следующая потенциально значимая связь связана друг с другом. [ 25 ]
«Танцуй, девочка, танцуй» — один из самых знаменитых фильмов Арзнера. Описанный журналом Variety как «невероятный фильм-бурлеск с участием женщин, который скрывает испепеляющую атаку на мужской взгляд под танцовщицким гардеробом из блесток и перьев». [ 8 ] В фильме снимались Люсиль Болл и Морин О'Хара в роли пары лучших подруг танцовщиц. «Танец, девочка, танец» — еще один пример того, как Арзнер ниспроверг и усложнил традиционные изображения женщин и женских отношений. Этот фильм является самой известной и наиболее изученной работой Арзнер и тематизирует вопросы женского выступления, женских отношений и социальной мобильности. [ 11 ] в фильме Однако наиболее примечательным является вопрос мужского взгляда . Как пишет Тереза Геллер, « Танцуй, девочка, танцуй » «танец на переднем плане — это путь для женщин к самовыражению и экономической независимости». [ 11 ] В сцене во второй половине фильма персонаж О'Хары, Джуди, останавливает свое выступление на сцене, чтобы напрямую обратиться к мужской аудитории, наблюдающей за ее выступлением. Джуди обращается к мужчинам с волнующим упреком в том, что они объективируют женщин. В феминистских киноисследованиях эта сцена воспринималась как «возвращение» мужского взгляда и более широкое обращение к реальной аудитории, а не только к диегетической аудитории в фильме. [ 11 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1943 году, после создания фильма «Первое приходит мужество» (1943), Арзнер ушел из Голливуда. [ 9 ] Хотя причины ее выхода на пенсию неизвестны, предполагается, что это произошло из-за снижения критических и коммерческих показателей ее фильмов. Это также могло быть связано с ростом системного сексизма и гомофобии, последовавшим за введением в действие Кодекса Хейса . [ 6 ] Несмотря на уход из Голливуда, Арзнер продолжил работать в сфере кино. она снимала учебные фильмы женского армейского корпуса . Во время Второй мировой войны [ 11 ]
В 1950 году Арзнер стала сотрудничать с Pasadena Playhouse, известной театральной труппой в южной Калифорнии, где она основала курсы кинопроизводства. [ 9 ] Она поставила несколько пьес и снялась в радиопрограмме « Ты хочешь быть звездой». В 1952 году она поступила в коллектив Колледжа искусств Театра в качестве заведующей кафедрой кино и телевидения. Она преподавала на первом курсе факультета кинематографии в университете. В конце пятидесятых она стала консультантом по развлечениям и рекламе в компании Pepsi-Cola под влиянием своей подруги Джоан Кроуфорд , которая была замужем за президентом Pepsi Альфредом Стилом . Арзнер снял серию успешных рекламных роликов для Pepsi, большинство из которых совместно с Кроуфордом.
В 1961 году Арзнер присоединилась к Школе театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в качестве сотрудника отделения киноискусства, где она провела четыре года, руководя продвинутыми классами кино, прежде чем выйти на пенсию в июне 1965 года. Там она преподавала Фрэнсису Форду Копполе. [ 26 ] и оказал влияние на его более поздние работы. Документы, файлы и фильмы Арзнера сохранились в архиве кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе благодаря Джоди Фостер , которая собрала достаточные средства для их содержания. [ нужна ссылка ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]
Дороти Арзнер родилась в Сан-Франциско, Калифорния, 3 января 1897 года, затем переехала со своими родителями Луи и Дженеттер Арзнер в Лос-Анджелес, где ее отец открыл очень престижный ресторан рядом с театром в Голливуде. Арзнер провела свое детство в окружении знаменитостей, которые приходили в ресторан, в том числе Мод Адамс , Сары Бернар и Дэвида Уорфилда , среди других, но она настолько к ним привыкла, что ее никогда не привлекал мир кино.
Арзнер начала учиться на медицину в Университете Южной Калифорнии, но в интервью 1974 года с Карин Кей и Джеральдом Пири, опубликованном в журнале Cinema , она сказала: «Проведя несколько летних месяцев в кабинете прекрасного хирурга и встретившись с больными, она сказала: Я решил, что это не то, чего я хочу. Я хочу быть похожим на Иисуса – «исцелять больных и воскрешать мертвых», мгновенно, без операций, таблеток и так далее». [ 16 ] Именно тогда, через два года после получения степени, она ушла и решила найти работу, чтобы обрести экономическую независимость. Арзнер, несмотря на то, что отказался от ученой степени, имел широкое образование, которое включало курсы архитектуры и истории искусства. Как только она покинула университет, она начала работать в Paramount Studios, выполняя такие работы, как монтажник или редактор, за эту работу она получила признание в фильме « Кровь и песок» (1922) . Позже студии предложили ей двухлетний контракт в качестве режиссера, после чего она начала карьеру фрилансера.
Арзнер поддерживал сорокалетние отношения с Мэрион Морган , танцовщицей и хореографом, которая была на шестнадцать лет старше Арзнера. Морган поставил несколько танцевальных сцен в некоторых фильмах Арзнера, таких как «Танцуй, девочка, танцуй» . [ 27 ] Несмотря на то, что Арзнер старалась сохранить свою личную жизнь как можно более частной, ее связывали романтические отношения с рядом актрис, в том числе с Аллой Назимовой и Билли Берк . [ 28 ] Ходили слухи, хотя и не подтвержденные, что у Арзнера также были отношения с Джоан Кроуфорд и Кэтрин Хепберн. [ 6 ] Она никогда не скрывала ни своей сексуальной ориентации, ни своей личности; ее одежда была нетрадиционной для женщины того времени: она носила костюмы или прямые платья.
В 1930 году Арзнер и Морган переехали на Маунтин-Оук-Драйв, где жили до смерти Моргана в 1971 году. Пока они жили в Голливуде, Арзнер участвовал в различных кинематографических мероприятиях. В последние годы жизни Арзнер покинула Голливуд и уехала жить в пустыню. В 1979 году в возрасте 82 лет Арзнер умер в Ла-Кинте, Калифорния . [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]Работа Арзнер как режиссера-женщины и лесбиянки была важной областью киноведения. Возможно, из-за ее ухода из Голливуда в 1940-х годах большая часть ее работ была почти забыта до 1970-х годов, когда ее заново открыли феминистские теоретики кино. [ 20 ] Фильмы Арзнер вдохновили некоторые из самых ранних форм феминистской кинокритики, в том числе знаковое эссе Клэр Джонстон 1973 года «Женское кино как контркино». Фильмы Арзнера отличаются изображением женских отношений: Арнзер обычно меняет общественные ожидания в отношении женщин, позволяя им найти солидарность друг с другом. В дополнение к этому, многие из ее фильмов, такие как «Работающие девушки» (1931) , анализируют роль традиционной женственности в жизни женщин, часто критикуя то значение, которое ей придает общество. [ 29 ]
С момента возрождения фильмов Арзнера они изучались как феминистками, так и теоретиками геев на предмет изображения пола и женской сексуальности, а также на предмет внимания Арзнера к женским отношениям. [ 11 ]
Дань уважения
[ редактировать ]За свои достижения в области кино Арзнер была удостоена звезды на Голливудской Аллее славы 1500 на Вайн-стрит, , единственной награды, которую она получила. [ 8 ]
В 1972 году Первый международный фестиваль женских фильмов удостоил ее чести, показав фильм «Дикая вечеринка», а ее творчеству была представлена полная ретроспектива на Втором фестивале в 1976 году. В 1975 году Гильдия режиссеров Америки удостоила ее награды «Дань уважения Дороти Арзнер». Во время чествования была зачитана телеграмма Кэтрин Хепберн : «Разве не чудесно, что у вас была такая прекрасная карьера, хотя у вас вообще не было права на карьеру?» [ 30 ]
В марте 2018 года Paramount посвятила Арзнеру здание гримерной. [ 31 ] [ 32 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Пьеса Р.М. Воана 2000 года «Камера, женщина» изображает последний день карьеры Арзнера. В пьесе Гарри Кон увольняет ее из-за сцены поцелуя между Мерлом Обероном и вымышленной актрисой Роуз Линдстром – имя персонажа, которого сыграла Изобель Элсом в последнем фильме Арзнера « Сначала приходит мужество» , в котором Оберон играл главную роль – в так и не завершенном финале. фильм. В пьесе также Арзнер и Оберон изображены любовниками. Об этом рассказывается в прологе, четырех действиях и эпилоге в форме интервью после шоу, содержащем реальные цитаты Арзнера. [ 33 ]
В художественном документальном фильме С. Луизы Вэй « Девочки Золотых ворот» 2014 года сравнивается представление Арзнера в СМИ с представлением Эстер Энг , первой женщины-режиссера Гонконга, которая была американкой китайского происхождения. Джудит Мейн, автор книги «Режиссер Дороти Арзнер» , в интервью документальному фильму говорит: «Мне нравится тот факт, что история женщин-режиссёров теперь включает Дороти Арзнер и Эстер Энг как двух настоящих исключений, которые доказали, что это было полностью можно построить успешную карьеру в кино, не обязательно будучи частью мейнстримной идентичности». [ нужна ссылка ]
В фильме 2022 года «Вавилон» , в котором изображена вымышленная, преувеличенная версия Голливуда 1920-х годов, персонаж режиссера Рут Адлер в основном вдохновлен Арзнер и ее сотрудничеством с Кларой Боу. [ 34 ]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1943 | Сначала приходит мужество | Директор | |
1940 | Танец, Девушка, Танец | Директор | |
1937 | Невеста была в красном | Директор | |
1937 | Последняя из миссис Чейни | Директор | В титрах не указан |
1936 | Жена Крейга | Директор | |
1934 | Нана | Содиректор | |
1933 | Кристофер Стронг | Директор | |
1932 | Весело мы идем в ад | Директор | |
1931 | Работающие девушки | Директор | |
1931 | Честь среди влюбленных | Директор | |
1931 | Дом, который построили тени | Рекламный фильм Paramount с отрывком из никогда не выпускавшегося фильма «Падчерицы войны» режиссера Арзнера. | |
1930 | Чья-то женщина | Директор | |
1930 | Парамаунт на параде | Содиректор | |
1930 | Сара и сын | Директор | |
1930 | За макияжем | Содиректор | В титрах не указан |
1929 | Очаровательные грешники | Содиректор | В титрах не указан |
1929 | Дикая вечеринка | Директор | |
1928 | Манхэттенский коктейль | Директор | утеряно, за исключением монтажного эпизода Славко Воркапича, выпущенного в 2005 году на DVD Unseen Cinema. |
1927 | Получите своего мужчину | Директор | Отсутствуют два из шести барабанов |
1927 | Десять современных заповедей | Режиссер, Сценарист | Потерянный |
1927 | Мода для женщин | Директор | Потерянный |
1924 | Инес из Голливуда | Редактор | |
1923 | Крытый вагон | Редактор | |
1922 | Кровь и песок | Дополнительные кадры | В титрах не указан |
1920 | Шесть лучших погребов | Редактор | |
1919 | Слишком много Джонсона | Редактор |
См. также
[ редактировать ]- Женский взгляд
- Феминизм
- Список женщин-режиссеров кино и телевидения
- Список режиссеров-лесбиянок
- Список фильмов о ЛГБТ, снятых женщинами
- Женское кино
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрис, Глория Г.; Ханна С. Коэн (2012). «Глава 10. Артисты - Дороти Арзнер: известный кинорежиссер золотого века Голливуда». Женщины-первопроходцы Калифорнии: пионеры в настоящее время . Чарльстон, Южная Каролина: The History Press. стр. 151–65 [160–62]. ISBN 978-1609496753 .
- Мейн, Джудит (12 июля 2017 г.). «Скандал! Дороти Арзнер в Париже» . Фильм Ежеквартально .
- Лундстрем, Джим (16 марта 2018 г.). «Жизнь режиссера, пионера Голливуда Дороти Арзнер» . Пульс округа Дор . Бейлис-Харбор, Висконсин .
- «Дороти Арзнер: плодовитый голливудский режиссер» . Кинофестиваль Трайбека .
ПОДКАСТ СЕЗОН 1 ЭПИЗОД 5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинг, Сьюзен (25 января 2003 г.). «Совершенно современная Дороти была пионером» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ «ДОРОТИ АРЗНЕР; авторский продюсер» . Нью-Йорк Таймс . 05.03.2000. ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гейнс, Джейн (1992). «Брюки Дороти Арзнер» . Jumpcut: обзор современных СМИ (37): 88–98.
- ^ Миллс, Нэнси (20 ноября 1986 г.). «КАПСУЛА ИСТОРИИ ЖЕНЩИН-ДИРЕКТОРОВ, 1900-1980» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Джонс, Эмма. «100 лучших фильмов, снятых женщинами: новый золотой век кино?» . www.bbc.com . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Майер, Со (7 марта 2015 г.). «Дороти Арзнер: Королева Голливуда» . Британский институт кино .
- ^ Огл, Салли (11 января 1981 г.). «БОРЬБА ЖЕНЩИН-ДИРЕКТОРОВ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уайз, Дэймон (10 октября 2016 г.). «Фестиваль Люмьера: Дороти Арзнер, первопроходец Голливуда» . Разнообразие .
- ^ Jump up to: а б с «Дороти Арзнер» . Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
- ^ Хиггинс, Билл (07 декабря 2017 г.). «Голливудские воспоминания: в 1929 году женщина сняла первый звуковой фильм Paramount» . Голливудский репортер . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Геллер, Тереза (май 2003 г.). «Арзнер, Дороти» . Чувства кино .
- ^ «Забытый Голливуд: Дороти Арзнер» . Золотой глобус . 16 февраля 2022 г. Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Арзнер, Дороти» . Энциклопедия.com . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Арзнер, Дороти (1897–1979)» . Энциклопедия.com . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Данкли, Хиллари. «Дороти Арзнер, первая женщина-режиссер в Голливуде» . Женщины в . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кей, Карин; Пири, Джеральд (16 июля 2011 г.). «Интервью с Дороти Арзнер» . Фильмы Аньес .
- ^ «Биографии режиссеров: Арзнер, Дороти» в « Руководстве по производству» и «Годовом номере режиссеров 1941» , приложение из двух частей к The Film Daily (Нью-Йорк, Нью-Йорк), том 80, номер 46, 4 сентября 1941 г., стр. 17 доп. Интернет-архив , Сан-Франциско, Калифорния. Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ Ласк, Томас (12 октября 1979 г.). «Дороти Арзнер умерла в 82 года; снят в Голливуде, 30-е годы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 08 февраля 2022 г.
- ^ «Вечерняя звезда. [том] (Вашингтон, округ Колумбия) 1854–1972, 7 июля 1929 г., изображение 89» Loc.gov . 07.07.1929. п. 15. ISSN 2331-9968 . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Казелла, Донна Р. (2009). «Чего хотят женщины: сложный мир Дороти Арзнер и ее кинематографических женщин». Рамки: Журнал кино и медиа . 50 (1/2): 235–70. дои : 10.1353/фрм.0.0033 . JSTOR 41552560 . S2CID 191317098 .
- ^ Jump up to: а б с Филд, Эллисон Надя. «Дороти Арзнер» . Проект «Пионеры женского кино» . Архивировано из оригинала 15 марта 2019 г. Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ Кенли, Уильям С. (1987). «Paramount: Ранние годы звука». МоМА . 44 (44): 6–7. JSTOR 4381023 .
- ^ Мейн, с. 54, 183
- ^ Jump up to: а б Шрейдж, Лори (1990). «Эстетика феминистского кино: контекстуальный подход». Гипатия . 5 (2): 137–48. дои : 10.1111/j.1527-2001.1990.tb00422.x . JSTOR 3810161 . S2CID 143955001 .
- ^ Jump up to: а б с Мейн, Джудит (1981). «Женщина у замочной скважины: женское кино и феминистская критика». Новая немецкая критика (23): 27–43. дои : 10.2307/487935 . JSTOR 487935 .
- ^ Jump up to: а б «Биография Дороти Арзнер» . Биография . 13 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2018 г.
- ^ Мейн, Джудит (1994). Режиссер Дороти Арзнер . Издательство Университета Индианы. п. 42. ИСБН 978-0253208965 .
- ^ Манн, Уильям Дж. (2001). За ширмой: как геи и лесбиянки сформировали Голливуд, 1910–1969. Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0670030170 .
- ^ Мейн, Джудит (1994). Режиссер Дороти Арзнер . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-585-01955-Х . OCLC 42854137 .
- ^ ДиМаре, Филип К. (2011). Фильмы в американской истории: энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 558. ИСБН 978-1598842968 .
- ^ Чуба, Кирстен (1 марта 2018 г.). «Фрэнсис Коппола помогает Paramount посвятить здание новаторскому режиссеру Дороти Арзнер» . Разнообразие . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Валенсуэла, Беатрис (3 марта 2018 г.). «Дороти Арзнер – новаторский кинорежиссер-лесбиянка – удостоена награды Paramount» . Q Голосовые новости . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Воан, RM Camera, Женщина . Торонто: Книги тренерского двора, 2000; ISBN 1-55245-055-4
- ^ Гейтс, Мария (21 декабря 2022 г.). « Вавилон: познакомьтесь с настоящими звездами старого Голливуда, которые вдохновили персонажей дикой эпопеи Дэмьена Шазеля» . www.indiewire.com . Проверено 21 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дороти Арзнер на IMDb
- Дороти Арзнер — Британская энциклопедия
- Арзнер, Дороти (1897–1979) — Энциклопедия.com
- Библиография Дороти Арзнер - Центр медиа-ресурсов Калифорнийского университета в Беркли
- Литература о Дороти Арзнер
- Эрин Стейн. Дороти Арзнер: настоящая женщина — через Дэвида Сорена (археолог)
- Арнольд Генте (1927) Фотографии Дороти Арзнер и Мэрион Морган :
- Дороти Арзнер и Мэрион Морган , Библиотека Конгресса : LC-G412-T-5202-002-x
- Дороти Арзнер и Мэрион Морган , Библиотека Конгресса: LC-G412-T-5202-B-007.
- 1897 рождений
- 1979 смертей
- Американские женщины-режиссеры
- Пионеры американского кино
- Американские художницы-лесбиянки
- Американские ЛГБТ-кинорежиссеры
- Сценаристы-лесбиянки
- Американские режиссеры немого кино
- Факультет Школы театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- ЛГБТ из Калифорнии
- Американские сценаристы ЛГБТ
- Режиссеры из Сан-Франциско
- Американские женщины-сценаристы
- Американские писательницы XX века
- Американские писатели XX века
- Американские сценаристы XX века
- Женщины-пионеры кинематографа
- Американские писательницы-лесбиянки