Комиссия по установлению истины и примирению (Непал)
Комиссия по расследованию местонахождения лиц, пропавших без вести в период панчаята (1990–1991 гг.), — это комиссия по установлению истины, созданная в Непале в 1990 году после падения авторитарного режима панчаята первым премьер-министром после панчаята Кришной Прасадом Бхаттхараем . Комиссия была создана для рассмотрения утверждений о нарушениях прав человека и расследования случаев насильственных исчезновений во времена системы Панчаята с 1961 по 1990 год. [ 1 ] Официально отчет был представлен правительству в 1991 году, но обнародован он только в 1994 году. Комиссия выявила 35 пропавших без вести лиц примерно по ста изученным случаям. [ 2 ] Однако ни один предполагаемый преступник не был осужден. [ нужна ссылка ]
10 февраля 2015 г. [ 3 ] Новая Комиссия по установлению истины и примирению (TRC) была создана «для расследования случаев нарушений прав человека и преступлений против человечности», спустя много лет после Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) между правительством Непала и тогдашней Коммунистической партией Непала (маоистской ) был подписан в ноябре 2006 года. [ 4 ]
Предыстория Комиссии по расследованию
[ редактировать ]Система панчаята (1960–1990)
[ редактировать ]Непала В начале 1960-х годов король Махендра упразднил ограниченное демократическое правительство страны. В декабре 1960 года он распустил правительство Непальского Конгресса , заключив в тюрьму всех членов кабинета и большое количество работников всех партий. [ 5 ] Он приступил к запрету политических партий и созданию системы «беспартийного» автократического правления.
Растущая популярность премьер-министра Б. П. Койлары и радикальная социалистическая линия, принятая Непальским конгрессом, наносящая ущерб интересам феодалов-помещиков и аристократических семей, [ 5 ] были два основных фактора, которые побудили короля Махендру расширить свои полномочия. Поскольку короля принимают как «доброжелательное перевоплощение» [ 5 ] в Непале высока вера в монархию. Дворец имел уникальный контроль над армией, что позволило осуществить королевский захват.
Новая конституция 1962 года установила беспартийную систему, при которой король осуществлял единоличную власть: систему панчаятов. Избранный премьер-министр, члены парламента и политические оппоненты были арестованы военными.
Конституция приняла многие черты системы Рана , а система панчаята была институтом глубокой древности. Исторически и в соответствии с индуистской религией каждая кастовая система Непала формировала свой панчаят (совет старейшин): это была социально-политическая организация, основанная на деревенском уровне. Король Махендра хотел, чтобы оно было включено на национальный уровень как представитель непальской культуры. По словам короля, «в Непале есть два института, а именно королевская власть и панчаят, которые широко известны и понятны людям и которые работают на единство, стабильность и мирный прогресс, и именно через эти институты построено здание прогресса Непала». быть построенным». [ 5 ]
Система панчаятов представляла собой пирамидальную структуру, простирающуюся от деревенских собраний до национального парламента ( Растрия Панчаят ).
Даже когда в 1971 году к власти пришел сын Махендры, король Биренда , западный либерально образованный человек, все формы политической деятельности были запрещены, а репрессии против групп политической оппозиции продолжались.
Протесты 1980-х годов
[ редактировать ]Автократическая система оставалась в силе до 1990 года, но начало кампании гражданского неповиновения Партии Непальского конгресса с целью восстановления многопартийной системы началось с 1980-х годов. [ 2 ] Коммунистическая партия, другая крупная политическая партия, проводила как политику проникновения в систему панчаятов, так и политику постоянной борьбы. [ 5 ]
Общественное недовольство авторитарным правлением, студенческими демонстрациями и антиправительственной деятельностью росло вместе с безудержными арестами активистов королевским правительством. Студенты и молодежь, то есть интеллектуалы, были мощной базой протеста против правительства. [ 5 ]
Под давлением общественности король Бирендра призвал провести национальный референдум в 1980 году по вопросу о системе правления: сохранение существующей системы панчаята с соответствующими реформами или создание многопартийной системы правления. Система панчаятов одержала победу с небольшим перевесом. Были проведены некоторые демократические реформы и в конституцию была добавлена третья поправка. [ нужна ссылка ]
В мае 1885 года запрещенный Конгресс Непала подал королю петицию, подписанную более чем тремястами тысячами человек, в которой перечислялись различные местные требования. Не получив ответа от короля, партия решила начать движение гражданского неповиновения, которое привело к аресту тысяч политических деятелей и их лидеров. [ 5 ]
Репрессивная политика была проведена правительством как ответ на народное движение, и особенно на серию взрывов бомб в июне 1985 года. В августе 1985 года правительство приняло Закон о разрушительных преступлениях (Закон о специальном контроле и наказании) . [ нужна ссылка ]
В 1990 году народные протесты в поддержку демократии были подавлены силами безопасности, что привело к гибели людей и массовым арестам. Это давление вынудило короля восстановить многопартийную систему с парламентской демократией. [ нужна ссылка ]
Комиссия
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]После распада системы панчаятов, когда непальский король правил без парламента, новое временное правительство учредило комиссию по установлению истины: первый премьер-министр пост-панчаята Кришна Прасад Бхаттхараи издал указ о создании Комиссии по расследованию местонахождения преступников. Лица, пропавшие без вести в период Панчаята в 1990 году. Комиссия по установлению истины возникла в результате протестов против абсолютизма, при переходе к конституционной монархии в 1990.
Из-за разногласий по поводу процесса назначения его членов, [ 6 ] комиссия была распущена почти сразу. Доверие к комиссии было поставлено под сомнение из-за возможной связи между председателем комиссии и предыдущим режимом: процедура назначения ссылалась на отмененную Конституцию Панчаята 1962 года, а не на новую правовую систему.
Затем правительство назначило вторую комиссию с тем же мандатом, но в рамках приемлемого процесса, который рассматривал конец системы панчаятов и политические изменения в стране. [ 2 ]
Мандат, цели, члены комиссии
[ редактировать ]Комиссия была создана для рассмотрения утверждений о нарушениях прав человека во время существования системы панчаятов с 1961 по 1990 год, для расследования и определения окончательных мест содержания исчезнувших лиц, а также для выявления дополнительных жертв. [ 1 ]
Расследование вели четыре члена комиссии: Сурья Бахадур Шакья в качестве председателя, Пракаш Кафеле, Басудев Дхунгана и доктор Келли. Сачче Кумар Пахади. [ 2 ]
Отчет и выводы
[ редактировать ]Двухтомный доклад был официально представлен правительству в 1991 году, но обнародован только в 1994 году благодаря давлению со стороны групп гражданского общества, в том числе Amnesty International . [ 1 ]
Сегодня, [ когда? ] отчет доступен только через парламентский секретариат и национальную библиотеку Непала. [ нужна ссылка ]
Комиссия расследовала около ста дел и выявила в общей сложности 35 человек, «пропавших без вести» от рук государства, пятеро из которых были убиты, а остальные объявлены «неизвестными». Комиссия также признала, что имели место грубые нарушения прав человека, но у нее не было полномочий называть виновных или вызывать в суд должностных лиц. Полиция, как правило, не реагировала на запросы комиссии о предоставлении информации. [ 1 ]
Несмотря на то, что местные правозащитные группы призывают правительство обеспечить прав человека , ни один предполагаемый преступник не предстал перед судом. привлечение к ответственности всех лиц, причастных к нарушениям [ нужна ссылка ]
Гражданская война (1996–2006 гг.)
[ редактировать ]Несмотря на работу комиссии, в Непале продолжались массовые исчезновения, особенно во время гражданской войны с 1996 по 2006 год, противостоящей правительству Объединенной коммунистической партии Непала (маоистской) . Организация Объединенных Наций включила Непал в список стран с наибольшим количеством исчезновений в 2003-2004 годах. [ 2 ] В феврале 1996 года Коммунистическая партия Непала (маоистская) (КПН-М) объявила «народную войну» против «правящих классов», в том числе монархии и политических партий. [ 7 ] Он предъявил правительству ультиматум из сорока пунктов, в частности требуя народной демократии. С этого момента и в течение следующих шести лет борьба между правительственными войсками и маоистскими партизанами [ 6 ] привели к гибели тысяч людей, парализовали экономику и поддерживали состояние террора.
Первоначально КПН атаковала полицейские участки, а затем постепенно, по мере расширения своего влияния, создала ополчения. Между тем, правительство согласилось на индивидуальную ликвидацию местных коммунистических кадров и других «врагов народа» до 2000 года.
И только в 2001 году эти две группы начали дискуссию, после резни королевской семьи : король и несколько других членов семьи были убиты, что привело к семейному спору. Обстоятельства смерти не ясны, но принц Дипендра убил своего отца и остальных, прежде чем покончить жизнь самоубийством. [ 8 ]
У повстанцев было три основных требования: отмена монархии, формирование коалиционного правительства и выборы учредительного собрания. Правительство отказалось, и конфликт возобновился.
На этот раз нападения затронули гарнизоны королевской армии, которая тогда вступила в конфликт – до сих пор в нем участия не принимала. Чрезвычайное положение было объявлено после того, как в 2001 году в ходе операций повстанцев и правительства было убито более 100 человек. [ 9 ]
С 1996 по 2006 год число погибших оценивается более чем в 13 000 и около 1300 человек были насильственно пропавшими без вести. [ 10 ]
Непальское маоистское восстание подошло к концу, когда руководство маоистских партизан и Альянс семи партий (СПА) подписали в Нью-Дели в ноябре 2005 года соглашение из 12 пунктов. Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС), заключенное в 2006 году в Катманду, дало официальное начало «мирного процесса».
Комиссия истины и примирения (2015)
[ редактировать ]С момента подписания мирного соглашения в 2006 году число исчезновений резко сократилось. [ 2 ] В 2008 году монархия была упразднена и создана федеративная демократическая республика. [ нужна ссылка ]
Одним из условий, согласованных между правительством и маоистами, было создание новой комиссии по расследованию насильственных исчезновений. Комиссия по расследованию пропавших без вести лиц, Закон об установлении истины и примирении 2014 г. (Закон CoID-TR) [ 3 ] учредил две отдельные комиссии:
- Комиссия по установлению истины и примирению (TRC) Комиссия по установлению истины и примирению (TRC) была создана 10 февраля 2015 года. [ 3 ] «расследовать случаи нарушений прав человека и преступлений против человечности». Ганеш Дутта Бхатта был назначен председателем. [ 4 ]
- Закон также создал Комиссию по расследованию исчезновений (CoID). [ 11 ]
Одной из главных дискуссий вокруг новых комиссий была рекомендация об амнистии за преступления по международному праву в рамках самого Закона. Многие группы жертв были против этой части закона. Именно поэтому пять экспертов Совета ООН по правам человека рассмотрели Закон о КПП, принятый Учредительным собранием Непала. По словам Ричарда Беннета , директора Amnesty International по Азии , «выводы ООН согласуются с тем, о чем все время говорили правозащитные группы: непальский закон TRC фундаментально ошибочен и может оставить тысячи жертв нарушений, связанных с конфликтом, без доступа к правосудию». они заслуживают». [ 12 ] Под давлением международного сообщества Верховный суд отменил положение об амнистии, заявив, что оно противоречит конституционным положениям и международным законам. [ нужна ссылка ]
Гуманитарный кризис, вызванный землетрясениями 2015 года, создал новые проблемы для людей и замедлил прогресс на пути к достижению справедливости. [ нужна ссылка ]
По состоянию на октябрь 2021 г. [update] ТРК продолжает свою работу. [ 3 ]
Вызов справедливости
[ редактировать ]Ни одно из правительств, существовавших после 1990 года, не пыталось привлечь нарушителей прав человека к ответственности, несмотря на то, что в Непале было создано несколько комиссий для расследования крупных нарушений прав человека и политического насилия. [ нужна ссылка ]
Также в 1990 году правительство создало отдельную комиссию для расследования гибели людей и ущерба собственности во время народного движения в 1990 году. Комиссия Малика представила свои рекомендации правительству в 1990 году и задержала различных сотрудников полиции, местных администраторов и членов Совет Министров за нарушения прав человека, совершенные: [ 13 ] 45 человек были убиты и 23 000 ранены. [ 14 ] Отчет так и не был обнародован, и ни один из предполагаемых нарушителей прав человека не был привлечен к ответственности за свои действия и не наказан.
Страх перед уголовной ответственностью сохраняется, и новая комиссия должна сосредоточиться на жертвах нарушений, совершенных государственными агентами, а не избегать уголовного преследования, подчеркивая, что они были всего лишь жертвами конфликта. [ 15 ]
С начала 1990-х годов, после перехода к демократии, правозащитные группы предпринимают попытки борьбы с безнаказанностью в Непале. [ 14 ] Вместо наказания нарушители прав человека занимают респектабельные должности в обществе. Безнаказанность и отсутствие страха наказания увеличивают вероятность дальнейших нарушений. [ нужна ссылка ]
Непальское общество по-прежнему управляется классовыми и кастовыми порядками и находится под влиянием феодального и монархического государства, существовавшего до 1990-х годов. Властные отношения в отправлении правосудия в демократическом Непале по-прежнему сохраняются: существует независимая судебная власть, но большинство судей назначаются бюрократами самой судебной службы. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хейнер, Присцилла Б. (2010). Невыразимые истины: перед лицом комиссий по установлению истины . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 244–245 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Комиссия по расследованию: Непал 90» . Институт мира США . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Комиссия по установлению истины и примирению, Непал» . Комиссия истины и примирения, Непал . 10 февраля 2015 года . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Обращение председателя» . Комиссия истины и примирения, Непал . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хадка, Нараян (1986). «Кризис в беспартийной системе панчаятов Непала: аргументы в пользу большей демократии». Тихоокеанские дела . 59 (3): 429–454. дои : 10.2307/2758328 . JSTOR 2758328 .
- ^ Jump up to: а б Саджад, Тазрина (2013). Правосудие переходного периода в Южной Азии: исследование Афганистана и Непала . Лондон: Рутледж. стр. 36–37.
- ^ Тапа, Дипак (2002). «Маобади Непала» (PDF) . Государство Непал . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Сержант Франсуа (июнь 2001 г.). «Королевское отцеубийство потрясло Непал» . Освобождение . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ «Профиль Непала — Хронология — BBC News» . Новости Би-би-си . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ «Непал и правосудие переходного периода» . Международный центр правосудия переходного периода . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ А.Биссет, Правосудие переходного периода в Непале: Комиссия по расследованию пропавших без вести лиц, Закон об установлении истины и примирении 2014 г. (Рабочий документ Бингемского центра 2014/07), Бингемский центр по верховенству закона, BIICL, Лондон, сентябрь 2014 г., 3. http://binghamcentre.biicl.org/documents/334_nepal_update_-_bisset.pdf
- ^ «Непал: исправить ложную правду, Закон о примирении» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 11 марта 2016 г.
- ^ Международный центр правосудия переходного периода. Непальские голоса: восприятие истины, справедливости, примирения, возмещения ущерба и переходного периода в Непале . Март 2008 г. https://www.ictj.org/sites/default/files/ICTJ-Nepal-Voices-Reconciliation-2008-English.pdf.
- ^ Jump up to: а б с Б. Бхаттараи, М. Майнали, Дж. Гимере и А. Упадхьяй, Безнаказанность в Непале: предварительное исследование . Катманди: Азиатский фонд, сентябрь 1999 г. https://asiafoundation.org/resources/pdfs/nepalimpunity.pdf.
- ^ ИКТЖ. «Вызов традиционному: тематические исследования — Непал» . www.ictj.org . Проверено 2 апреля 2016 г.