Григорий Чудотворец
Григорий Неокесарийский | |
---|---|
Чудотворец (Чудотворец) Епископ и исповедник | |
Рожденный | в. год нашей эры 213 Неокесария , Понт (современный Никсар , Токат , Турция ) |
Умер | в. год нашей эры 270 Понт (современная Турция) |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточное православие |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Калабрия |
Праздник | 17 ноября Суббота перед первым воскресеньем Адвента ( Армянская Апостольская Церковь ) [1] |
Атрибуты | Епископ, изгоняющий бесов из храма; Вручение архиерейской митры святителю Александру Угольщику |
Покровительство | Против землетрясений , отчаянных дел, наводнений, забытых дел, невозможных дел, безнадежных дел [2] |
Григорий Чудотворец или Григорий Чудотворец ( древнегреческий : Γρηγόριος ὁ Θαυματουργός , Grēgórios ho Thaumatourgós ; латинский : Gregorius Thaumaturgus ; ок. 213–270), также известный как Григорий Неокесарийский , был христианским епископом 3 век. Канонизирован в лике святых в Католической и Православной церквях . [3]
Биография
[ редактировать ]Григорий родился около 213 года нашей эры в богатой языческой семье в Неокесарии (современный Никсар , тогдашняя столица области Понта в Малой Азии ). О его пастырской деятельности мало что известно, а сохранившиеся его богословские сочинения находятся в неполном состоянии. Этот недостаток знаний частично затемняет его личность, несмотря на его историческое значение, а его извечный титул Тауматургус , «чудотворец» на латинизированном греческом языке, придает ему вид легенды. Тем не менее, жизни немногих епископов третьего века так хорошо подтверждены; исторические ссылки на него позволяют достаточно подробно реконструировать его творчество. [4]
Первоначально он был известен как Феодор («дар Божий»), а не исключительно христианское имя. Он познакомился с христианской религией в четырнадцать лет, после смерти отца. У него был брат Афинодор, и по совету одного из своих наставников юноши стремились учиться в Берите в Бейруте , одной из четырех или пяти знаменитых школ эллинского мира. В это время их зять был назначен асессором (юрисконсультом) римского губернатора Палестины ; Таким образом, юноши имели возможность сопровождать свою сестру до Кесарии в Палестине. По прибытии в этот город они узнали, что там проживает знаменитый ученый Ориген , глава Александрийской катехизической школы . Любопытство побудило их послушать мастера и поговорить с ним. [4] Вскоре оба юноши совершенно забыли о Бейруте и римском праве и отдались великому христианскому учителю, который постепенно склонил их в христианство.
В своем панегирике Оригена Григорий описывает метод, который использовал этот учитель, чтобы завоевать доверие и уважение тех, кого он хотел обратить; как он сочетал убедительную откровенность со вспышками гнева и богословскими аргументами, изложенными умно и неожиданно. Умение убеждать, а не простое рассуждение, а также очевидная искренность и горячая убежденность были средствами, которые Ориген использовал для обращения в верующих. Григорий сначала занялся изучением философии; впоследствии была добавлена теология, но его ум всегда оставался склонным к философским исследованиям, настолько, что в юности он сильно лелеял надежду доказать, что христианская религия является единственной истинной и хорошей философией. В течение семи лет он подвергался умственной и нравственной дисциплине Оригена (231–238 или 239 гг.). [5] Нет никаких оснований полагать, что его учеба была прервана гонениями Максимина Фракийского ; поэтому его предполагаемое путешествие в Александрию в это время можно считать по меньшей мере сомнительным и, вероятно, никогда не происходило.
Перед отъездом из Палестины Григорий произнес в присутствии Оригена публичную прощальную речь, в которой он вернулся благодаря уезжавшему прославленному учителю. Эта речь ценна со многих точек зрения. В качестве риторического упражнения оно демонстрирует прекрасную подготовку, данную Оригеном, его умение развивать литературный вкус и дозволенную тогда степень лести по отношению к живому человеку в собрании, состоящем в основном из христиан христианского характера. Кроме того, он содержит много полезной информации о юности Григория и методе преподавания его учителя. В письме Оригена говорится об отъезде двух братьев, но нелегко определить, было ли оно написано до или после произнесения этой речи. В нем Ориген призывает своих учеников поставить интеллектуальные сокровища греков на службу христианской философии и таким образом подражать евреям, которые использовали золотые сосуды египтян для украшения Святая Святых .
Григорий вернулся в Понт с намерением заняться юридической практикой. Однако его план снова был отложен, поскольку вскоре Федим, епископ Амасии и митрополит Понтийский, рукоположил его в епископа своей родной Неокесарии. [4] Этот факт интересным образом иллюстрирует рост иерархии в первобытной Церкви; Христианская община в Кесарии была очень маленькой, всего семнадцать душ, и тем не менее ей был дан епископ. Древние канонические документы свидетельствуют о том, что община из десяти христиан могла иметь своего епископа. Когда Григорий был рукоположен, ему было сорок лет, и он управлял своей епархией тридцать лет. [5]
О его методах ничего определенного не известно, но он, должно быть, проявил большое рвение в увеличении небольшой паствы, с которой он начал свое епископское управление. Он был мудр, и люди приходили к нему за советом. Древний источник свидетельствует о его миссионерском рвении, отмечая любопытное совпадение: Григорий начал всего с семнадцатью христианами, но после его смерти во всем городе Кесарии осталось только семнадцать язычников. [4] Вероятно, в эти годы были совершены многие чудеса, благодаря которым он получил титул Чудотворца.
Историчность жизни
[ редактировать ]Источники о жизни, учении и деятельности Григория Чудотворца более или менее открыты для критики. Помимо подробностей, данных самим Грегори, есть еще четыре источника информации, по словам Кётчау, все они получены из устной традиции; действительно, различия между ними заставляют прийти к выводу, что все они не могут быть получены из одного общего письменного источника. Они есть:
- Житие и панегирик Григорию св . Григория Нисского (PG, XLVI, колонка 893 кв.);
- «История чудес » Руфина ;
- отчет на сирийском языке о великих деяниях блаженного Григория (рукопись шестого века);
- Св. Василий , О Святом Духе
Опираясь на семейные традиции и знание окрестностей, рассказ Григория Нисского является более достоверным историческим, чем другие известные версии жизни Чудотворца. Ко времени Руфина (около 400 г.) первоначальная история стала запутанной; сирийская версия временами неясна и противоречива. Даже в житии Григория Нисского присутствует элемент легендарности, хотя факты были сообщены писателю его бабушкой, св. Макриной Старшей . Он рассказывает, что перед своим епископским посвящением Григорий удалился из Неокесарии в уединение и был удостоен явления Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна , и что последний продиктовал ему символ веры или формулу христианской веры, автограф которой существовал. в Неокесарии, когда писалась биография. Сам символ веры важен для истории христианского учения. [4]
Григорий Нисский подробно описывает чудеса, благодаря которым епископ Кесарии получил титул Чудотворца. Ясно, что влияние Григория должно было быть значительным, а его чудесная сила несомненна. Можно было ожидать, что имя Григория появится среди тех, кто принимал участие в Первом Антиохийском соборе против Павла Самосатского ; [4] вероятно, он принимал участие и во втором соборе, состоявшемся там против того же ересиарха, ибо грамота этого собора подписана епископом по имени Феодор, как первоначально звали Григория. [4] Чтобы привлечь народ к празднествам в честь мучеников, Григорий устраивал светские развлечения, которые могли понравиться язычникам, привыкшим к религиозным церемониям, сочетавшим торжественность с удовольствием и весельем. [ нужна ссылка ]
Сочинения Григория
[ редактировать ]Панегирик
[ редактировать ]В « Оратио Панегирика» в честь Оригена подробно описаны педагогические методы этого мастера. Его литературная ценность заключается не столько в стиле, сколько в новизне: это первая попытка автобиографии в христианской литературе. Эта юношеская работа полна энтузиазма и настоящего таланта; более того, это доказывает, насколько Ориген завоевал восхищение своих учеников и как обучение, полученное Григорием, повлияло на оставшуюся часть долгой и хорошо прожитой жизни.
Григорий сообщает нам в этом сочинении (xiii), что при Оригене он читал сочинения многих философов без ограничений в школе, за исключением атеистов. Читая старых философов, он научился часто настаивать на единстве Бога; и его долгий опыт общения с языческим или грубо христианским населением показал ему, насколько это необходимо. Следы этой настойчивости можно встретить в Tractatus ad Theopompum, посвященном проходимости и бесстрастию Бога; произведение это, по-видимому, принадлежит Григорию, хотя по общему расположению напоминает нам Мефодия.
Подобная черта, вероятно, была характерна для утраченного Dialogus cum Aeliano (Pros Ailianon Dialexis), о котором мы узнаем от св. Василия, который часто свидетельствует об ортодоксальности Чудотворца (Еп. xxviii, 1, 2; cciv, 2; ccvii, 4) и даже защищает его от савеллиан, которые утверждали его за свое учение и цитировали в качестве его формулы: patera kai ouion epinoia men einai duo, hipostasei de en (что Отец и Сын были двое по разуму, но одно по существу) из вышеупомянутого Dialogus cum Aeliano. Св. Василий ответил, что Григорий спорит против язычника, и употребил слова agonistikos, а не догматикос , т. е. в пылу борьбы, а не в спокойном изложении; в данном случае он справедливо настаивал на Божественном единстве. Более того, он добавил, что подобное объяснение должно быть дано и словам ktisma, poiema (сотворенный, созданный), когда они применяются к Сыну, имея в виду Воплощенного Христа. Василий добавил, что текст произведения поврежден.
Эпистола Каноника
[ редактировать ]Epistola Canonica (Ἐπιστολὴ κανονική) (Routh, Reliquiae Sacrae , III, 251–283) ценна как для историков, так и для канонистов как свидетельство организации Кесарийской Церкви и других Понтийских Церквей под влиянием Григория, в то время, когда вторгшиеся готы начали усугублять ситуацию, достаточно осложнившуюся имперскими преследованиями. Из этой работы мы узнаем, насколько поглощающей была епископская обязанность для человека совести и строгого чувства долга. Более того, это помогает нам понять, как человек, столь хорошо оснащенный умственно и с литературными дарованиями Григория, не оставил большего количества произведений.
Экспозиция веры
[ редактировать ]Ἔκθεσις τῆς πίστεως (Изложение веры) является в своем роде богословским документом, не менее ценным, чем предыдущие. Это проясняет ортодоксальность Григория относительно Троицы. Его подлинность и дата кажутся теперь определенно установленными: дата лежит между 260 и 270 годами. Каспари показал, что это исповедание веры представляет собой развитие предпосылок, изложенных Оригеном. Ее вывод не оставляет места для сомнений: «Итак, в Троице (oute oun ktiston ti, he doulon en te triadi) нет ничего созданного, ничего большего или меньшего (буквально, ничего подчиненного), ничего сверхприбавленного, как если бы оно не существовало. прежде, но никогда не был без Сына, и Сын без Духа, и сия же Троица непреложна и неизменна во веки веков». Такая формула, ясно устанавливающая различие между Лицами Троицы и подчеркивающая вечность, равенство, бессмертие и совершенство не только Отца, но и Сына и Святого Духа, провозглашает заметный прогресс в теориях. Оригена.
Послание к Филагрию
[ редактировать ]Epistola ad Philagrium дошла до нас в сирийском варианте. В нем говорится о единосущности Сына, и его также приписывают Григорию Назианзину (Еп. ccxliii; ранее Орат. xiv); Тиллемон и бенедиктинцы , однако, отрицают это, поскольку в нем нет никаких выражений, намекающих на арианскую полемику . Дресеке, тем не менее, обращает внимание на многочисленные взгляды и выражения в этом трактате, напоминающие сочинения Григория Назианзина.
Другие приписываемые работы
[ редактировать ]Metaphrasis eis ton Ekklesiasten tou Solomontos , или парафраз Экклезиаста В некоторых рукописях ему приписывают ; другие приписывают это Григорию Назианзину ; Св. Иероним ( De vir. illust., глава 65 и Com. in eccles., iv) приписывает его нашему Григорию. [7]
Краткий «Трактат о душе», адресованный некоему Татиану, в пользу которого можно привести свидетельство Николая Мефонского (вероятно, от Прокопия Газского ), теперь претендует на Григория.
« Кефалайя пери пистеос додека» , или «Двенадцать глав о вере», похоже, не является работой Григория. Согласно Каспари, Kata meros pistis или краткое изложение учения о Троице и Воплощении , приписываемое Григорию, было составлено Аполлинарием Лаодикийским около 380 г. и распространено его последователями как произведение Григория ( Отто Барденхевера ).
Наконец, греческие, сирийские и армянские Катены содержат фрагменты, более или менее правильно приписываемые Григорию. Фрагменты «О воскресении» принадлежат скорее Памфила « Апологии Оригена» .
Покровительство
[ редактировать ]В средневековой Боснии Свети Гргур , или Святой Григорий Чудотворец, распространился благодаря возникновению новой территориальной церкви, раскольнической Боснийской Церкви , после того как католическая епископальная кафедра была вынуждена переехать из Боснии в Джаково , в первой половине средневековой Боснии. 13 век. Это побудило боснийцев искать новую конфессиональную идентичность, поэтому в ходе полностью автономного действия, непризнанного папством в то время, боснийская политическая и церковная иерархия превратила святого, также известного своей ролью в государственном строительстве, как в правящую династию Котроманичей , так и в правящую династию Котроманичей. государственный покровитель Боснийского королевства . Покровительство святого Григория Чудотворца в конечном итоге получит признание со стороны Папы Пия II в конце 1461 года. Между тем, культ святого Григория, поддерживаемый Боснийской церковью, увидит еще одно проявление в лице Григория Назианзина в первой половине 1461 года. 15 век, который сменится на Святого Григория Великого с обращением короля Фомы в католицизм в конце 1440-х начале 1450-х годов. Святой Григорий был покровителем Босния и Герцеговина со времен средневековья до 26 августа 1752 года, когда его сменил святой Илия и подтвердил папство по просьбе боснийского монаха- францисканца епископа Павао Драгичевича . Причины замены неясны. Было высказано предположение, что Илия был выбран из-за его важности для всех трех основных религиозных групп в Боснии и Герцеговине — католиков , мусульман и православных . Сообщается, что Папа Бенедикт XIV одобрил просьбу епископа Драгичевича, отметив, что «дикая нация заслуживает дикого покровителя». [8] [9] [10] [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви , Армянский православный теологический научно-исследовательский институт, 2002, стр. 575–76.
- ^ Грегори Чудотворец. Архивировано 5 июля 2007 г. на Wayback Machine Catholic-forum.com.
- ^ Бэйнс, Т.С.; Смит, WR, ред. (1880). Британская энциклопедия . Том. 11 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 181. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Герберманн, Чарльз, изд. (1910). Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Jump up to: а б «Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский», Служба новостей Ватикана.
- ^ Григорий Чудотворец (1584 г.). Покаянные каноны (на латыни). Венеция: Феличе Вальгризи.
- ↑ Метафраза Книги Экклезиаста. Архивировано 19 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ловренович, Дубравко (2008). «Святой Григорий Чудотворец – покровитель Котроманича и средневековой Боснии». В Караматиче, Фра Марко (ред.). Коллекция Марко Добретича (pdf) (на сербско-хорватском языке). Сараево: францисканское богословие. стр. 9–32. ISBN 978-9958-9026-0-4 . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Дувняк, Степан (2008). «Святые Илия и Святой Георгий – защитники Боснии». В Караматиче, Фра Марко (ред.). Коллекция Марко Добретича (pdf) (на сербско-хорватском языке). Сараево: францисканское богословие. стр. 33–47. ISBN 978-9958-9026-0-4 . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Скоко, Ико (21 августа 2012 г.). «Святой Илия – покровитель Боснии и Герцеговины» (на сербско-хорватском языке). Вечерняя газета.
- ^ Мартич, Звонко (2014). «Святой Георгий и святой Илия в народном благочестии католиков Боснии и Герцеговины» (на сербско-хорватском языке). Свет слова. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 6 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Православная икона и синаксарий
- Opera Omnia Миня с аналитическими , Patrologia Graeca указателями (на английском, греческом и латыни)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Грегори Тауматурга в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)