Операция «Безжалостный»
Операция «Безжалостный» — название операции по обману, разработанной Яном Флемингом в Британском Адмиралтействе во время Второй мировой войны с целью получить доступ к немецкой военно-морской «Энигмы» кодовым книгам .
Фон
[ редактировать ]С помощью своих польских союзников британские взломщики кодов в Блетчли-парке добились значительных успехов в расшифровке зашифрованных с помощью «Энигмы» сообщений немецких военно-воздушных сил, армии, разведки и контрразведки ( Абвера ), но не добились большого прогресса в работе с немецкими военно-морскими сообщениями. . Методы сообщения о выборе и стартовом положении роторов Энигмы , индикатора , были гораздо более сложными для военно-морских сообщений. В 1940 году Дилли Нокс , ветеран Первой мировой войны , Фрэнк Бёрч , глава немецкого военно-морского ведомства в Блетчли-Парке, и два ведущих дешифровщика, Алан Тьюринг и Питер Твинн, знали, что получение документации немецкого военно-морского флота «Энигма» было их лучшим шансом сделать что-то важное. прогресс в взломе кода. [1]
Центр оперативной разведки (OIC) Королевского военно-морского флота был ведущим пользователем ультра- Блетчли-Парка разведки из расшифровок . Лейтенант-коммандер Ян Флеминг из отдела военно-морской разведки Адмиралтейства , который позже написал романы о Джеймсе Бонде , был личным помощником директора военно-морской разведки контр-адмирала Джона Годфри . Флеминг поддерживал связь с военно-морским ведомством в Блетчли-парке, посещая его примерно два раза в месяц, и был хорошо осведомлен об этой проблеме. [2]
План
[ редактировать ]12 сентября 1940 года Флеминг написал Годфри записку, в которой говорилось:
Предлагаю получить добычу следующими способами:
1. Получить от Министерства авиации годный к полетам немецкий бомбардировщик.
2. Соберите крепкую команду из пяти человек, включая пилота, оператора W/T и безупречного носителя немецкого языка. Оденьте их в форму немецких ВВС, добавьте крови и бинтов по мере необходимости.
3. Разбившийся самолет в Ла-Манше после подачи сигнала SOS спасательной службе в P/L.
4. Поднявшись на борт спасательной лодки, расстрелять немецкий экипаж, сбросить за борт и вернуть спасательную лодку в английский порт.
Чтобы увеличить шансы на захват Р. или М. с их более богатой добычей, крушение можно было бы организовать в середине Ла-Манша. Немцы, по-видимому, воспользовались бы одним из таких самолетов для более длительного и опасного путешествия.Ф. 12,9-40. [2]
Планировалось, что немецкий бомбардировщик будет следовать за самолетами, возвращающимися после ночного бомбардировки. При пересечении середины Ла-Манша он отключал один двигатель и терял высоту из-за дыма, валящего из «свечи» в хвосте, посылал сигнал бедствия SOS , а затем бросался в море. Затем экипаж садился на резиновую лодку , обеспечив, чтобы бомбардировщик затонул до того, как немцы смогли его идентифицировать, и ждал, пока его спасет немецкий военный корабль. Оказавшись на борту, «выжившие» убили немецкий экипаж и захватили корабль, получив таким образом документацию «Энигмы». [3]
Для этой операции был доступен Heinkel He 111 . Самолет Werk Nr. 6853, был захвачен в летном состоянии после эксплуатации немецким бомбардировочным подразделением Kampfgeschwader 26 . 9 февраля 1940 года он совершил вынужденную посадку возле Норт-Бервик-Ло после того, как был поврежден «Спитфайром» над заливом Ферт-оф-Форт . [4] Королевских ВВС Впоследствии ему был присвоен серийный номер AW177 , и он эксплуатировался подразделением развития боевых действий ВВС Великобритании и рейсом 1426 .
Флеминг предложил себя в качестве члена команды, но, как человек, знавший о Блетчли-парке, он не мог подвергаться риску попасть в плен. Самолет был подготовлен экипажем из немецкоязычных англичан. Операция была запланирована на начало месяца, поскольку было известно, что таблицы кодов менялись в начале каждого месяца. [1]
Исход
[ редактировать ]Флеминг отвез свою команду в Дувр , чтобы дождаться следующего подходящего бомбардировочного налета, но воздушная разведка и мониторинг беспроводной телеграфии не смогли найти подходящих немецких судов, и операция была отменена. [3] О том, что это стало большим разочарованием для взломщиков кодов, можно судить по тому, что написал Фрэнк Бёрч в письме от 20 октября 1940 года.
Тьюринг и Твинн пришли ко мне, как гробовщики, обманувшие красивый труп два дня назад, все в ярости по поводу отмены операции «Безжалостный». Бремя их песни заключалось в важности щепотки. [2]
Альтернативная версия того, почему операция не состоялась, была дана, когда его племянница Люси Флеминг посетила его старый офис в Адмиралтействе. «Переписка Бонда» , радиопрограмма BBC Radio 4, транслировавшаяся 24 мая 2008 года, включает в себя интервью. Ее подопечный в Адмиралтействе говорит, что идея заключалась в том, чтобы немцы увидели плавучий бомбардировщик и «выживших» и выслали спасательное судно; но кто-то в Королевских ВВС заметил, что сбитый бомбардировщик «Хейнкель» скорее утонет, чем всплывет. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сингх, Саймон (1999), Кодовая книга: наука о секретности от Древнего Египта до квантовой криптографии , Лондон: Четвертое сословие, стр. 143–189, ISBN 1-85702-879-1
- ^ Jump up to: а б с Бэти, Мэвис (2008), Из Блетчли с любовью , Bletchley Park Trust, стр. 2–6, ISBN 978-1-906723-04-0
- ^ Jump up to: а б Смит, Майкл (2007) [1998], Станция X: Взломщики кодов из Блетчли-Парка , Серия Pan Grand Strategy (изд. Pan Books), Лондон: Pan MacMillan Ltd, стр. 70–71, ISBN 978-0-330-41929-1
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 22391» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Веб-сайт BBC Radio 4: Программа «Переписка Бонда». Последняя трансляция Суббота, 28 марта 2015 г., 02:30 BBC Radio 4 Extra. Собеседование в Адмиралтействе примерно с 12 до 15 минут.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будянский, Стефан. Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны , Penguin Books Ltd, 2001, ISBN 0-14-028105-3 , 448 стр.
- Хоар, Оливер. Взлом кода во время Второй мировой войны , Государственный архив, 2002 г., ISBN 1-903365-40-6 , 20 стр.
- Раскрыт нелепый план создателя Джеймса Бонда по перехитринию нацистов
- О'Киф, Дэвид. «Один день в августе - нерассказанная история канадской трагедии в Дьеппе», Альфред А. Кнопф, Канада, 2013 г., ISBN 978-0-345-80769-4 , 471 стр.