Список халдейских католических патриархов Багдада

Это список халдейских католикосов-патриархов Багдада , бывшего Вавилона, лидеров Халдейской католической церкви и одного из патриархов востока католической церкви, начиная с 1553 года после раскола 1552 года , вызвавшего раскол в Церкви. Востока , что впоследствии привело к основанию Халдейской католической церкви.
Этот список продолжает список патриархов Церкви Востока , который ведет свое начало от Церкви, основанной в Месопотамии в I веке и ставшей известной как Церковь Востока.
Библейский арамейский язык тесно связан с сирийским арамейским языком , который до недавнего времени назывался халдейским или халдейским, [ 1 ] [ 2 ] а восточно-сирийских христиан, литургическим языком которых был диалект , арамейского языка называли халдеями, [ 3 ] как этнический, а не религиозный термин. Ормузд Рассам (1826–1910) по-прежнему применял термин «халдеи» не в меньшей степени к тем, кто не находился в общении с Римом, чем к халдеям-католикам. [ 4 ] и заявил, что «нынешние халдеи, за немногими исключениями, говорят на том же диалекте, который используется в Таргуме и в некоторых частях Ездры и Даниила , которые называются халдейскими». [ 5 ]
Патриархи Багдада для халдеев
[ редактировать ]Линия Шимун
[ редактировать ]В 1553 году Мар Йоханнан Сулака, желая отделиться от Восточной Церкви в Патриаршего престола Алкоше , ассирийском городе на родине ассирийцев , отправился в Рим с просьбой о назначении его патриархом. Он был освящен в соборе Святого Петра 9 апреля 1553 года.
- 93. Шимон VIII Йоханан Сулака (1553–1555) - установил престол в Амиде.
- 94. Абдишо IV Марон (1555–1570) — перенес кафедру возле Сиирта.
- Вакантный (1570–1572)
- 95. Яхбаллаха IV (1572–1580).
- 96. Шимун IX Динкха (1580–1600) — перенес кафедру в Урмию , был последним патриархом линии Шимунов, официально признанным Римом, вновь ввел наследственное преемство.
- 97. Шимун X Элия (1600–1638) — перенес кафедру в Салмас ; никогда не признавался Римом
- 98. Шимун XI Эшуёв (1638–1656) - никогда не признававшийся Римом.
- 99. Шимун XII Йоалаха (1656–1662) - никогда не признавался Римом.
- 100. Шимун XIII Динха (1662–1692; умер в 1700) — перенес кафедру в Кочанис , формально разорвал полное общение с Римом в 1692 году, продолжая при этом оставаться патриархом независимым от патриархальной линии Алкоша. Его преемники по линии Шимунов в конечном итоге стали единственной линией, оставшейся в пределах того, что позже приняло название Ассирийской Церкви Востока.
Иосифлянская линия Амида
[ редактировать ]Католические патриархи, базирующиеся в Амиде , ныне Диярбакыре на юго-востоке Турции , начались с Иосифа I, который в 1667 году стал католиком и получил от турецких гражданских властей в 1677 году признание своей независимости от некатолического патриархального престола Алкоша. В 1681 году Иосиф I был признан Римом «патриархом халдейской нации, лишенной своего патриарха» из-за неправильной ситуации, в которую попала линия Шимунов со времен Шимуна X. [ 6 ] [ 7 ] Нумерация последующего списка отражает этот конфликт.
- 97. Иосиф I (1681–1696).
- 98. Иосиф II Слиба Маруф (1696–1713).
- 99. Джозеф III Тимоти Мародж (1713–1757).
- 100. Жозеф IV Лазар (1757–1780).
- Иосиф V Августин Хинди (1780–1827) (никогда не патриарх, но патриарший администратор с 1802 года, апостольский делегат Вавилонского Патриархата с 1812 года).
С 1830 года пост католического патриарха продолжался при Йоханнане VIII Хормизде в качестве патриарха Вавилона и главы того, что сейчас называется Халдейской католической церковью .
Линия Алкош/Мосул
[ редактировать ]В 17 и 18 веках Алкош был резиденцией единственной патриархальной линии, берущей свое начало от апостола Фомы в I веке, до создания линии Шимун. Эта линия называется линией Элия, из-за имени, которое принимал каждый из ее последующих патриархов. В 1771 году Алкошский Патриарх Элия XII Денха (1722–1778) вступил в общение с Католической Церковью. Однако после его смерти в 1778 году его преемник Элия XIII Ишояхб, получив признание Рима, быстро отказался от союза и вернулся к традиционной доктрине. Его двоюродный брат Йоханнан VIII Хормизд исповедовал католическую веру и привлекал к той же вере других. Когда Элия IX Ишояхб умер в 1804 году, преемник не был избран, и Йоханнан Хормизд остался единственным представителем линии. Рим признал его в 1783 году митрополитом Мосула и администратором Алкошского/Мосульского патриархата. Лишь в 1830 году, после смерти в 1827 году Августина Хинди, представителя линии иосифлян, который также рассматривался вопрос о признании католическим патриархом, он был признан Римом патриархом.
- 101. Йоханнан VIII Хормизд (1830–1838) — кафедра в Мосуле.
- 102. Николай I Зая (1839–1846).
- 103. Жозеф VI Аудо (1847–1878).
- 104. Элия XIV Абулёнан (1878–1894).
- 105. Audishu V Khayyath (1894–1899) (Georges Ebed-Iesu)
- 106. Юсеф VI Эммануил II Томас (1900–1946).
- 107. Юсеф VII Ганима (1946–1958) - перенес престол в Багдад.
- 108. Павел II Чейхо (1958–1989).
- 109. Рафаэль I Бидавид (1989–2003)
- 110. Эммануэль III Делли (2003–2012) (вышел на пенсию 19 декабря 2012 г.)
- 111. Луи Рафаэль I Сако (31 января 2013 г. – настоящее время)
19 февраля 2022 года Папа Франциск удовлетворил просьбу Синода епископов Халдейской церкви и изменил этот титул на Патриарха Багдада Халдейского. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Халдейский католический патриархат Багдада
- Список патриархов Церкви Востока
- Ассирийская церковь Востока
- Ассирия
- Ассирийский народ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейский и халдейский лексикон к Священным Писаниям Ветхого Завета (1857 г.)
- ^ Руководство по лексике иврита и халдеев в книгах Ветхого Завета (1847 г.)
- ^ Кристиан Гирлинг, Халдейская католическая церковь: современная история, экклезиология и отношения между церковью и государством (Routledge 2017) ; ср. Уильям Эйнсворт, «Отчет о посещении халдеев…» в журнале Лондонского королевского географического общества , Vol. 11 (1841), напр., с. 36 ; Остин Генри Лейард, Ниневия и ее руины (Мюррей, 1850), с. 260 ; Ричард Саймон, Histoire Critique de la Creance et des coûtumes des Nations du Levant (Франкфор, 1684 г.), стр. 83
- ^ «Хормузд Рассам, «Библейские народности прошлого и настоящего» в Трудах Общества библейской археологии , т. VIII, часть 1, стр. 377» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2018 г. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Хормузд Рассам, «Библейские народности прошлого и настоящего» в Трудах Общества библейской археологии , т. VIII, часть 1, стр. 378» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2018 г. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Дэвид Уилмшерст (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 гг . Издательство Питерс. п. 26. ISBN 978-90-429-0876-5 .
- ^ Вильгельм Браун, Дитмар В. Винклер, Церковь Востока: краткая история (Routledge 2000), стр. 119
- ^ «Отставки и назначения, 19.02.2022» (Пресс-релиз). Пресс-служба Святого Престола. 19 февраля 2022 г. Проверено 20 февраля 2022 г.
- Источники
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Джузеппе Луиджи (2004). История халдейских и несторианских патриархов . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .
- Браун, Вильгельм; Винклер, Дитмар В. (2000). Церковь Востока: Краткая история (PDF) . Рутледж.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Халдейский Вавилонский Патриархат, автор: GCatholic.org
- Восточные униатские патриархи с сайта World Statesmen.org [1]