Сиденье курулы
Курульное сиденье — это конструкция (обычно) складного и переносного стула, известная своим использованием в Древнем Риме и Европе вплоть до 20 века. Его статус в раннем Риме как символа политической или военной власти перешел и на другие цивилизации, поскольку он также использовался в этом качестве королями Европы, Наполеоном и другими.
История
[ редактировать ]Древний Рим
[ редактировать ]В Римской республике и Римской империи курульное кресло ( sella curulis , предположительно от currus , «колесница») было местом, на котором магистраты, обладающие империей имели право сидеть . Сюда входят диктаторы , magistri equitum , консулы , преторы , курульные эдилы и промагистраты , временные или фактические обладатели таких должностей. Кроме того, цензорам и фламену Юпитера ) ( Flamen Dialis также разрешалось сидеть на курульном сиденье, [1] хотя эти позиции не обладали империей . Ливий пишет, что каждому из трех Flamines maiores или первосвященников Архаической Триады главных богов была оказана честь курульного председателя. [2] Кроме того, когда в Римской республике произошло междуцарствие , интеррексу также было предоставлено курульное седло вместе с другими символами власти, данными обычному магистрату. [3] Точное название курульного места также варьировалось в зависимости от конкретного типа и владельца сиденья, например: «sella regia (королевское кресло), Sella ducis (генеральное кресло), Sella Consularis (консульское кресло), Sella Consulis (председатель консульства). консул), Sella eburnea (сиденье из слоновой кости, которое часто дарили иностранным сановникам), Sella castrensis (походной табурет, военный вариант Sella Curulis) и Sella aurea (золотое кресло)». [4] [5]
Курульное место носили государственные рабы при перевозке с места на место. Этот обычай также символизировал власть магистрата/владельца Sella curulis. Изображения раба, несущего курульное сиденье, можно увидеть в архаичном этрусском искусстве ( см. в галерее «Гробница авгуров», 530 г. до н.э. ). [6] На Гробнице Авгуров видно, как маленький раб несет на плечах курульное седло в левом нижнем углу. В «Гробнице жонглеров» 520 г. до н.э. ( см. галерею «Гробница жонглеров» ) магистрат, которому посвящена гробница, также сидит на курульном седле в крайнем правом углу, что указывает на то, что он является собственник и судья.
Сами курульные кресла указывали на авторитет магистрата, поскольку он вел дела, сидя в кресле. Таким образом, сами места символически рассматривались как политические пешки для власти над самим Римом. [7] Однако этот мощный символизм, по-видимому, ограничен из-за случаев, когда курульное седло было намеренно разрушено. Уничтожение кафедры как средства нарушения или посягательства на власть магистрата на самом деле не мешало владельцу курульного места осуществлять свою власть. В » Кассия Диона Дион «Римской истории рассказывает о событии, когда Глабрион из-за гнева на Лукулла разрушил курульное место Луция Лукулла. Однако Лукулл и сопровождавшие его чиновники продолжали вести дела, хотя курульное седло было разрушено. [8]
По мнению Ливия , курульное сиденье, как и римская тога , зародилось в Этрурии , [9] и его использовали на сохранившихся этрусских памятниках для идентификации судей. [10] Однако гораздо более ранние табуреты, опирающиеся на крестовину, известны из Нового Египетского царства . Один из самых ранних зарегистрированных примеров собственно курульного кресла произошел в 494 году до нашей эры, когда честь курульного кресла в Большом цирке была удостоена римского диктатора Мания Валериуса Максима в результате его победы над сабинянами . [11] По словам Кассия Диона , в начале 44 г. до н. э. указ сената предоставил Юлию Цезарю курульное место повсюду, кроме театра, куда его позолоченное кресло и украшенную драгоценностями корону, поставив его в один ряд с богами. внесли [12] Курульное кресло также используется на римских медалях и погребальных памятниках, чтобы обозначить курульную магистратуру; когда через него проходит хаста , это символ Юноны .
Курульное сиденье также использовалось в похоронных процессиях. Несколько произведений этрусского искусства, урн и рельефов из гробниц IV века до нашей эры изображают погребальную процессию магистрата. Курульное место было одним из многих символов, демонстрируемых во время процессии, которые указывали на его статус и престиж, наряду с фасциями , литуусами и другими символами его должности. [15] Обычай нести курульное кресло магистрата на его похоронах существовал и в Риме. Сам погребальный памятник с Виа Лабикана имеет форму курульного седла ( см. Галерею ниже ). Кроме того, на верхней балке памятника на фризе заметно изображено курульное седло рядом с предполагаемым мировым судьей и его сопровождающими. Например, Дион рассказывает, что золотое курульное кресло Цезаря было выставлено в его похоронной процессии вместе с его золотой короной и его золотым изображением. [8] Полибус уточнил, что представители семьи будут сидеть на курульных местах умершего во время публичных церемоний. [7] Кроме того, курульное место магистрата также торжественно выставлялось напоказ при его жизни. Примером этого является то, что золотые курулы Тиберия и Сеяна были выставлены на ludi scaenici в 30 году нашей эры. [16]
В Риме курульное кресло традиционно изготавливалось из слоновой кости или облицовывалось ею , с изогнутыми ножками, образующими широкую букву X; у него не было спины и низкие руки. Несмотря на то, что этот стул часто имел роскошную конструкцию, он должен был быть неудобным для сидения в течение длительного периода времени. Двойной символизм заключался в том, что чиновник должен был выполнять свои общественные функции эффективно и своевременно, и что его офис, будучи пост республики был временным, а не постоянным. Стул можно было сложить, поэтому его было легко транспортировать; это соответствует его первоначальной функции для магистральных и промагистральных командиров на местах. Оно приобрело иератическое значение, выраженное в фиктивных курульных сиденьях на погребальных памятниках, символе власти, который никогда полностью не терялся в постримской европейской традиции. [17] слоновой кости VI века изображает консула, сидящего на изысканном курульном сиденье со скрещенными ногами животных. Каждый из консульских диптихов Ореста и Константина из [18]
Как форма трона , селла могла быть дана в честь иностранных королей, официально признанных союзниками римского народа или Сената . [19] Курульное сиденье из слоновой кости использовалось в качестве почетного подарка, который был отправлен сенатом Рима иностранным королям. Вручение знаков королевской власти, включавших курульное сиденье из слоновой кости (наряду с другими знаками отличия, такими как скипетр, золотая корона, лошадь, доспехи и вышитое одеяние), означало, что иностранный король достоин этой делегированной власти. [16]
Другое использование
[ редактировать ]Складные стулья иностранного происхождения упоминаются в Китае во II веке нашей эры, возможно, они связаны с курульным сиденьем. Эти стулья назывались ху чуанг («варварская кровать»), и Фрэнсис Вуд утверждает, что они пришли из Восточной Римской империи , поскольку культуры Персии и Аравии предпочитали вместо этого подушки и диваны . [20] Стихотворение Юй Цзяньу , написанное около 552 года нашей эры, гласит:
Судя по переданному имени вы из зарубежного региона
прибытие в [Китай] и использование в столице
Когда ноги наклонены, ваша рама регулируется сама по себе.
Когда конечности наклоняются, ваше тело само по себе выравнивается... [21]
В Галлии преемники римской власти Меровинги использовали курульное кресло как символ своего права вершить правосудие, а их преемники Капетинги сохранили культовое место: сохранился « Трон Дагоберта », отлитый из литой бронзы, сохранивший следы прежней позолоты. в Национальной библиотеке Франции . «Трон Дагоберта» впервые упоминается в XII веке уже как ценная реликвия аббатом Сугером , который утверждает в своей «Администрации» : «Мы также восстановили благородный трон славного короля Дагоберта , на котором, как гласит традиция, франкские короли собрались, чтобы получить дань уважения от своей знати после того, как они пришли к власти. Мы сделали это в знак признания ее высокой функции и из-за ценности самой работы». Аббат Сугерий добавил бронзовые верхние элементы с листоватыми завитками и спинку. «Трон Дагоберта» был грубо отремонтирован и использовался для коронации Наполеона . [22]
В XV веке характерный складной стул Италии и Испании был изготовлен из многочисленных фигурных крестообразных элементов, соединенных с деревянными элементами, которые опирались на пол и дополнительно укреплялись деревянной спинкой. Дилеры и коллекционеры XIX века называли эти стулья « Стулами Данте » или « Стулами Савонаролы », не обращая внимания на столетия, прошедшие между этими двумя фигурами. Примеры курульных сидений были перерисованы из рукописи романа Ренода де Монтобана XV века и опубликованы в книге Генри Шоу « Образцы старинной мебели» (1836 г.). [23]
Курульное сиденье 15-го или начала 16-го века, сохранившееся в Йоркском соборе , первоначально полностью покрытое тканями, имеет задние элементы, выдвинутые вверх, образующие спинку, между которой была натянута богатая ткань.
Кресло с крестообразной рамой, уже не являющееся складным стулом, продолжало иметь царственный оттенок. Яков I Английский был изображен с таким стулом, его каркас полностью покрыт шелковой дамасской тканью с богатым узором и декоративными гвоздями, на портрете Пола ван Сомера и на его портрете Джона де Крица. Подобные сиденья с крестообразным каркасом начала 17-го века сохранились в Ноле и являются сувенирами с королевского мероприятия. [24]
На фотографии актера Эдвина Бута в роли Гамлета он изображен в королевском кресле с крестообразной рамой, которое в 1870 году считалось вполне средневековым.
Форма нашла свое применение в стильном, но некоролевском украшении во второй археологической фазе неоклассицизма в начале 19 века. Необычайно ранним примером этой возрожденной формы являются большие наборы богато резных и позолоченных гибких стульев (складных табуретов), образующих часть длинных наборов с соответствующими табуретами, доставленных в 1786 году в королевские замки Компьень и Фонтенбло . [25] Имея имперский римский оттенок, курульные сиденья без спинки нашли свое применение в обстановке Наполеона, который перевез некоторых из бывших королевских слуг в свою государственную спальню в Фонтенбло. Были заказаны и другие образцы, соответствующие новейшему вкусу Империи: сиденья Якоба-Демальтера с элементами в виде резных и позолоченных сабель в ножнах были доставлены в Сен-Клу около 1805 года. [26] Стулья для гостиной с поперечным каркасом проиллюстрированы в Томаса Шератона последней постановке «Энциклопедия краснодеревщика, обойщика и художника общего профиля» (1806 г.) и в Томаса Хоупа ( «Домашней мебели» 1807 г.).
С упадком археологического неоклассицизма исчезла курульная кафедра; его нет среди бидермейера и других схем мебели позднего классицизма.
Галерея
[ редактировать ]-
Мировой судья на курульном седле (правый нижний угол), этрусская настенная живопись, Гробница жонглеров (520 г. до н.э.)
-
Sella curulis на погребальном памятнике с улицы Виа Лабикана в Риме.
-
Рисунок печати Петра II Арагонского , ок. 1196—1213 гг. [27]
-
Иоанн II Французский на троне Дагоберта, необычно украшенном собачьими головами, основавший Орден Звезды в 1351 году ( иллюминация рукописи , Bibliothèque nationale )
-
Французский складной табурет в стиле курюли работы Жана-Батиста-Клода Сене , 1786 год ( Метрополитен-музей )
-
Наполеон на курульном сиденье с богиней Тутелой , медаль 1804 года работы Андре Галля и Ромена-Венсана Жоффруа (Музей Карнавале)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ливий (Ливий), Тит (1974). Роберт Максвелл Огилви (ред.). Ab Urbe Condita: Том I: Книга I (на латыни) (2-е изд.). США: Издательство Оксфордского университета. п. 416. ИСБН 978-0-19-814661-2 .
- ^ Из города, основанного 1:20.
- ^ Коптев, Александр (2016). «Пятидневное междуцарствие в Римской республике». Классический ежеквартальный журнал . 66 (1). Классическая ассоциация: 205–221. дои : 10.1017/S000983881600032X .
- ^ Гонтар, Кибель Триона (2003). «Стул Кампече в Метрополитен-музее» . Журнал Метрополитен-музея . 38 . Издательство Чикагского университета от имени Метрополитен-музея: 183–212. дои : 10.2307/1513107 . JSTOR 1513107 .
- ^ Ваншер, Оле (1980). Sella Curulis: Складной табурет: древний символ достоинства . Дания: Розенкильде и Баггер. стр. 121–190.
- ^ Торелли, Марио (1999). «Funera Tusca: реальность и изображение в архаической живописи Тарквиния» . Исследования по истории искусства . 56 : 146–161. JSTOR 42622237 .
- ^ Jump up to: а б Туори, Кайус (2020). «Ломающиеся стулья: Sella Curulis в римском праве, идентичности и памяти» . Арктос: Acts Philologica Fennica . 54 : 254–284. hdl : 10138/344429 .
- ^ Jump up to: а б Дион Кассий (1914). Римская история, Том III: Книги 36–40 . Перевод Кэри, Эрнеста; Фостер, Герберт Б. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Ливий, Ab urbe condita , I.8: Мне не жаль согласиться с теми авторами, к которым офицеры такого рода тоже пришли от соседей этрусков, откуда было взято седло курул, откуда была взята заранее сотканная тога. ..
- ^ Томас Шефер, знаки отличия Империи: Sella Curulis и Fasces. Zur «Представление римских магистратов» (Майнц), 1989 г., полностью обсуждает изображения курульных мест и их развивающееся значение.
- ^ Ливий , Из основанного города , 2:31
- ^ Питер Майкл Свон, Наследование Августов: исторический комментарий к книгам по римской истории Кассия Дио 55–56 (9 г. до н.э. – 14 г. н. э.) , «Комментарий к книге 56», (Оксфорд, 2004 г.), стр. 298, с учетом Т. Шефера 1989, стр. 114–22.
- ^ Музей Бурбона , том. ты. вкладка. 28)
- ^ Смит, Уильям , изд. (1870). «Селла» . Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Холлидей, Питер Дж. (1990). «Процессиональные образы в позднеэтрусском погребальном искусстве» . Американский журнал археологии . 94 (1): 73–93. дои : 10.2307/505526 . JSTOR 505526 .
- ^ Jump up to: а б Сазерленд, CHV (1950). «Символика уникальной эсской монеты Тиберия» . Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 10 (39/40): 290–297. JSTOR 42661468 .
- ^ Шефер 1989.
- ^ Обсуждается и иллюстрируется в Нэнси Нетцер, «Пересмотр консульской слоновой кости Ореста», The Burlington Magazine 125, № 962 (май 1983 г.): 265–271 стр. 267, рис. 11-13.
- ^ Стефан Вайншток, «Образ и стул Германика», Журнал римских исследований 47 (1957), стр. 148 и примечание 38.
- ^ Дальше на восток в культурах Персии вместо этого использовался мягкий диван ( Фрэнсис Вуд , Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии , 2002: 85-87).
- ^ Цитируется по Wood 2002:86.
- ^ Сэр В. Мартин Конвей, Сокровища Сен-Дени , 1915 г.
- ^ Некоторые из них проиллюстрированы в книге Джона Глоага , «Краткий словарь мебели» , ред. ред. 1969: СВ "Х-кресла".
- ↑ Современный термин «перекрестная рама» стал использоваться в конце 17 века для описания стульев с жесткими горизонтальными носилками с поперечной рамой , что, возможно, вызвало путаницу у современного читателя; см. Адама Боуэтта, «Английское кресло с поперечной рамой, 1694–1715», The Burlington Magazine 142, № 1167 (июнь 2000 г.: 344–352).
- ^ Пьер Верле, Французская королевская мебель, с. 75ф; Ф.Дж.Б. Уотсон, Коллекция Райтсмана (Метрополитен-музей) 1966: том. Я, кот. нет. 51ab, стр. 76-78.
- ^ Один из Музея Виктории и Альберта проиллюстрирован Сержем Гранжаном, Empire Furniture (Лондон: Фабер и Фабер), 1966: рис. 7. Гранжан также иллюстрирует позолоченное курульное кресло из бывшей Большой галереи Мальмезона , около 1804 года (рис. 5b); расписное из Фонтенбло (рис. 31) и кресло-куруля из орехового дерева в стиле ампир из Романьи (рис. 6).
- ^ Из Луи Бланкара , Иконография печатей и булл , 1860.