Томас Кирби-Грин
Томас Кирби-Грин | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Томас Грешам Кирби-Грин |
Псевдоним(а) | "Том" |
Рожденный | Дова , Ньясаленд | 27 февраля 1918 г.
Умер | 29 марта 1944 г. Острава , Чехословакия | (26 лет)
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1936–1944 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | 39103 |
Единица | № 40-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война Фронт канала ( военнопленный ) |
Награды | Упоминается в депешах (дважды) |
Отношения | Мария Доротея Диана (жена) |
Томас Грешам Кирби-Грин (27 февраля 1918 — 29 марта 1944) — офицер британских Королевских ВВС , пилот бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» , попавший в плен во время Второй мировой войны . Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, но был одним из тех, кто был пойман и впоследствии казнен гестапо .
Довоенная жизнь
[ редактировать ]Кирби-Грин родился в Дове , Ньясаленд , где его отец сэр Уильям Кирби-Грин был губернатором британского округа. Его отец находился в сельской местности во время его рождения и нашел брошенного ребенка в кустах одновременно с рождением его сына. Он спас ребенка, назвал его Путти и воспитал как еще одного сына. [ 1 ] Выросший в Африке, Кирби-Грин был отправлен в школу-интернат в Англии при Дуврском колледже , где он стал старостой дома и членом команды по регби. По окончании школы в 1935 году он жил со своими родителями в Танжере и получил лицензию частного пилота, прежде чем присоединиться к Королевским ВВС . Кирби-Грин был введен в эксплуатацию 24 августа 1936 года. [ 2 ] он проходил обучение в качестве боевого пилота в 8-й летной школе Монтроуза и с 27 мая 1937 года присоединился к 216-й эскадрилье летающих транспортных самолетов RAF в Египте, а 29 июня 1937 года был утвержден в качестве офицера-пилота . [ 3 ] В этот период он регулярно ездил в Танжер, чтобы навестить своих родителей во время отпуска. [ 4 ]

В январе 1938 года он был переведен в 99-ю эскадрилью британских ВВС в Милденхолле , а позже в том же году эскадрилья была преобразована в новый бомбардировщик Vickers Wellington . В 1938 году он участвовал в чемпионате Королевских ВВС по легкой атлетике, представляя базу, и соревновался с Яном Кроссом, представляющим Королевские ВВС Мархема , который также будет участвовать в «Великом побеге» в 1944 году. он получил звание летного офицера . 29 января 1939 года [ 5 ]

Военная служба
[ редактировать ]В январе 1940 года, после окончания артиллерийских курсов, он присоединился к 9-й эскадрилье Королевских ВВС, чтобы эксплуатировать Vickers Wellingtons из Королевских ВВС Хонингтон , и к концу июля 1940 года он выполнил 27 операций. [ 6 ] В сентябре того же года он отдохнул и был направлен в недавно сформированную 311-ю эскадрилью RAF ( чешская эскадрилья) в качестве летного инструктора. Он всегда носил чешские знаки отличия на своей форме Королевских ВВС в честь своих чешских друзей. Кирби-Грин получил звание летного лейтенанта 3 сентября 1940 года. [ 7 ] Ближе к концу 1940 года он женился на Марии Доротее Дайане Хейман на юго-западе Лондона, и они поселились в Хамертоне недалеко от Хантингдона . [ 8 ] [ 9 ] В сентябре 1941 года он завершил весьма успешную учебную поездку, во время которой чехи были отправлены в 40-ю эскадрилью Королевских ВВС для второго боевого тура. [ 10 ] Его командиром был «Пик» Пикард DSO DFC. 10 сентября 1941 года он участвовал в бомбардировке Турина , Италия, и был единственным пилотом эскадрильи, который достиг цели и разбомбил ее из-за ужасных погодных условий. Он был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи и командира звена и получил упоминание в депешах . [ 11 ]
Военнопленный
[ редактировать ]В 01:06 утра 17 октября 1941 года он вылетел из Королевских ВВС Олконбери в своей 37-й операции на бомбардировщике Wellington Mark Ic (серийный номер «Z8862», коды эскадрильи BL-B), чтобы бомбить заводы в Дуйсбурге, а также заводы Кирби-Грина. самолет был сбит. Все остальные члены экипажа погибли, а Кирби-Грин стал военнопленным. [ 12 ] Перси Пикард прилетел, чтобы сообщить эту новость жене, и сказал, что он уверен, что Кирби-Грин окажется военнопленным, а затем, 16 ноября 1941 года, Уильям Джойс , лорд Хоу-Хоу, ирландско-британский нацистский коллаборационист американского происхождения, вещающий из Берлина. особо упомянул о захвате командира эскадрильи Кирби-Грина. К этому времени он прошел через лагерь для допросов в Дулаг Люфт и находился в Шталаге Люфт I в Барте , где был колоритным и шумным персонажем. [ 13 ] [ 14 ] Будучи военнопленным, Кирби-Грин получал от семьи из Танжера экзотические посылки с фруктами, орехами, граммофонными пластинками латиноамериканской музыки и яркой одеждой. Он и Джонни Стоуэр проводили занятия по испанскому языку. После перевода в Шталаг Люфт III он стал более тесно связан с Роджером Бушеллом , который руководил операциями по побегу из Big-X. Бушелл нанял его старшим офицером службы безопасности комитета по побегу. Он стал «большим S» и ввел схему «дежурного пилота», которая предусматривала наблюдение за всей деятельностью Германии. [ 15 ] Он также был страстным туннелепроходцем. [ 16 ] и сопоставил всю доступную информацию об Испании, все, что могло помочь беглецу, направляющемуся к этой границе. [ 17 ]
«Великий побег»
[ редактировать ]Первоначальный план побега заключался в том, чтобы Гордон Киддер объединился с Диком Черчиллем, чтобы путешествовать под видом румынских лесорубов, но после того, как Черчилля перевели в другой лагерь, Киддер оказался в паре с сильно загорелым Томом Кирби-Грином. [ 18 ] который отвечал за безопасность организатора Роджера Бушелла «комитета по побегу» ; вместо этого они изображали из себя испанских рабочих. [ 19 ] [ 20 ] Несмотря на то, что Кирби-Грин был похоронен в обвале туннеля, [ 21 ] он и Киддер были среди первых 24 из 76 человек, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, теперь известного как « Великий побег ». [ 22 ] [ 23 ] Пара покинула выход из туннеля до того, как прозвучала тревога, и добралась до местной железнодорожной станции, где их почти разоблачили, когда их допрашивала женщина-сотрудница цензуры лагеря. Она привлекла полицейского, которого убедила их смесь испанского и ломаного немецкого, и он отпустил их.

Национальности 50 казненных |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Они сели на поезд до Бреслау , [ 24 ] где они затем пересели на поезда в Чехословакию, надеясь на дальнейшее сообщение с Югославией или Венгрией, где у Кирби-Грина были друзья. [ 25 ] Но после пересечения границы они были схвачены в Годонине на юге Моравии (недалеко от австрийской границы) 28 марта 1944 года. [ 26 ] В тюрьме Злин их допрашивали под пытками. [ 27 ] [ 28 ] Двое беглецов были увезены Злинским гестапо на двух машинах, которые выехали на дорогу Бреслау . [ 29 ] и были расстреляны возле Моравской Остравы (ныне часть Остравы ), а их тела были кремированы в местном крематории. Урны, возвращенные в Шталаг Люфт III, были отмечены датой 29 марта 1944 года и названием города Мариш. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Кирби-Грин был одним из 50 беглецов убитых гестапо , . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Первоначально его останки были захоронены в Сагане . Сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 38 ] В англиканской церкви Святого Андрея в Танжере ему установлен памятник. [ 39 ]
Послевоенные чешские следователи установили участников убийств Кирби-Грина и Гордона Киддера в Грабувке. [ 40 ] к западу от Остравы и 2 декабря 1945 года уведомили своих британских коллег. [ 41 ]
Имя Кирби-Грина было среди тех, кто был в списке убитых заключенных, который был опубликован, когда появились новости примерно 19–20 мая 1944 года. [ 42 ] Газета Glasgow Herald от 19 мая 1944 года опубликовала ранний список, в котором были названы несколько офицеров, включая Кирби-Грина. [ 43 ] В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Награды
[ редактировать ]- Упоминается в «Депешах» за упорство и преданность долгу в The London Gazette 23 сентября 1941 года. [ 47 ]
- Упоминается в «Донесениях» за выдающуюся храбрость в качестве военнопленного (ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно). Он был опубликован в приложении к The London Gazette 8 июня 1944 года. [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вэнс (2000), стр.30
- ^ «№37693» . Лондонская газета . 15 сентября 1936 г. с. 5940.
- ^ «№34413» . Лондонская газета . 29 июня 1937 г. с. 4180.
- ^ Великобритания, списки выезжающих пассажиров, 1890–1960 гг. и списки въездных пассажиров, 1878–1960 гг.
- ^ «№34600» . Лондонская газета . 21 февраля 1939 г. с. 1214.
- ^ Вэнс (2000), стр.31
- ^ «№34989» . Лондонская газета (Приложение). 12 ноября 1940 г. с. 6493.
- ^ Англия и Уэльс, Регистр браков, декабрьский квартал 1940 г.
- ^ Национальный календарь завещаний, 1944 г. - TG K-Green
- ^ Вэнс (2000), стр.31
- ^ «№35284» . Лондонская газета (Приложение). 23 сентября 1941 г. с. 5572.
- ^ Чорли (1993), стр.163
- ^ Кэрролл (2004), стр.57
- ^ Вэнс (2000), стр.32
- ^ Вэнс (2000), стр. 91 и 114–115.
- ^ Эндрюс (1976), стр.36
- ^ Кэрролл (2004), стр.104
- ^ Берджесс (1990), стр.142
- ^ Вэнс (2000), с. 202
- ^ Эндрюс (1976), с. 52
- ^ Кэрролл (2004), стр.174
- ^ Читать (2012), стр. 92–93.
- ^ Архивы TAG - Большой побег
- ^ Вэнс (2000), стр. 226–227.
- ^ Эндрюс (1976), с. 53
- ^ Кэрролл (2004), с. 204
- ^ Читать (2012), с. 102
- ^ Вэнс (2000), с. 263
- ^ Зритель - реконструкция казней
- ^ Берджесс (1990), стр. 240–241.
- ^ Рид (2012), стр. 84–87, 108–109.
- ^ Эндрюс (1976), стр. 94, 99.
- ^ «Шталага Люфт III: Пятьдесят» . Архив Пегаса .
- ^ Берджесс (1990), с. 271
- ^ Читать (2012), с. 305
- ^ Эндрюс (1976), стр. 196, 207.
- ^ Кэрролл (2004), с. 250
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям - Т.Г. Кирби-Грин
- ^ «Церковь Святого Андрея, Танжер, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Колин Кирби-Грин и Грабувка
- ^ Эндрюс (1976), стр. 93–97, 106–107.
- ^ Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
- ^ Страница Glasgow Herald на сайте - офицеры по названию статей
- ^ Рид (2012), стр. 288, 291.
- ^ Вэнс (2000), с. 310
- ^ Эндрюс (1976), с. 196
- ^ «№35284» . Лондонская газета (Приложение). 23 сентября 1941 г. с. 5572.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2618–2619.
Библиография
[ редактировать ]- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 3 . Округ Мидленд. ISBN 0-904597-89-Х .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Тихоокеанского региона; (март 2001 г.). п. 41. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Шталага Люфт III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- 1918 рождений
- 1944 смертей
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Сбитые авиаторы
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Люди из Хамертона
- Люди, получившие образование в Дуврском колледже