Летающий университет
Летающий университет ( польский : Uniwersytet Latający , реже переводится как образовательный]] [1] которая действовала с 1885 по 1905 год в Варшаве , исторической столице Польши, находившейся тогда под контролем Российской империи , и была возрождена между 1977 и 1981 годами в коммунистической Польской Народной Республике .
Целью Летучего университета и подобных учреждений было предоставить польской молодежи возможность получить образование в рамках традиционной польской науки, когда это противоречило идеологии правительственных властей. В 19 веке такие подпольные учреждения сыграли важную роль в национальных усилиях по сопротивлению германизации в условиях Пруссии и русификации в условиях российской оккупации . [2] В Польской Народной Республике Летающий университет предоставлял возможности получения образования вне государственной цензуры и контроля образования. [3]
История
[ редактировать ]Перегородки
[ редактировать ]После Посполитой раздела Речи в конце 18 века ее земли были разделены между соседями: Императорской Россией , Пруссией и Австрийской Габсбургской монархией (которая семь десятилетий спустя стала частью Австро-Венгрии ). Варшава , историческая столица Польши, перешла под контроль России. При разделах России и Пруссии положение поляков постепенно ухудшалось. [2] В частности, в российском секторе первоначально умеренная этническая политика была пересмотрена после польских восстаний, направленных на свержение российского контроля, Ноябрьского восстания (1830–1831) и Январского восстания (1863–1864). После поражений восстания автономия Конгресса Польши была первоначально ограничена (1831 г.) и окончательно упразднена (1865 г.).
На фоне растущей политики германизации и русификации полякам становилось все труднее получить польское высшее образование . [2] Кроме того, возможности получения высшего образования для женщин, существовавшие в Российской империи, были сильно ограничены. [4] а преподавание или исследования в некоторых областях, таких как польский язык , католицизм или польская история , варьировались от трудных до незаконных. [2] [5] [6]
В ответ на такую политику [2] [7] и вдохновленный польским движением позитивизма , [8] тайные курсы начались в 1882 году в частных домах Варшавы. Сначала это была серия курсов конспирологического образования для женщин, и среди первых преподавателей были Юзеф Семашко , Станислав Норблин , Петр Хмелевский и Владислав Смоленский . В 1885 году преобразован стараниями одной из учениц Ядвиги Щавиньской . [9] (также известная как Зофия Щавиньская [10] ), различные прообразовательные группы были объединены в единый, неформальный и нелегальный секретный университет, открытый для обоих полов. [9] известный как Летающий университет (курсы, разбросанные по всему городу, часто меняли местонахождение, чтобы российские власти не узнали его местонахождение и не арестовали преподавателей и студентов) [9] [10] ). Плата (2–4 рубля в месяц) шла на гонорары учителям и на создание секретной библиотеки. Учебная программа Летучего университета растянулась на 5–6 лет по 8–11 часов в неделю и была разделена на четыре основных предмета: социальные науки , педагогика , филология и история , а также естественные науки .
Среди преподавателей университета были лучшие современные польские ученые, в том числе многие видные либералы и социалисты. [10] такие как Тадеуш Корзон (история), Бронислав Хлебовский , Игнаций Хшановский , социалистка Зофья Дашиньска-Голиньская. [11] и Петр Хмеловский (литература), Ян Владислав Давид и Адам Марбург (философия), видные марксистские антропологи, экономисты и социологи Людвик Кшивицкий и Юзеф Нуссбаум-Хиларович (биология). [12]
За двадцать лет существования университета его курсы посетили около 5000 женщин и мужчин. [8] Среди самых известных его учениц была будущая Нобелевской премии лауреатка Мария Склодовская-Кюри , более известная как мадам Кюри. [2] [12] Среди других известных студентов были Зофья Налковская и Януш Корчак . [9]
Легализация
[ редактировать ]Примерно в 1905–1906 годах Летучий университет смог начать легальную деятельность и был преобразован в Общество научных курсов ( Towarzystwo Kursów Naukowych ), [12] поскольку участники раздела Польши, предвидя Первую мировую войну , стремились обратить поляков на свою сторону. [2] Примерно в 1918–1919 годах, после восстановления независимости Польши (как Вторая Польская республика ), Ассоциация была преобразована в частный университет — Свободный польский университет (Wolna Wszechnica Polska). [12] В 1927 году был основан филиал в Лодзи .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Польша была оккупирована нацистской Германией , которая запретила полякам посещать курсы университетского уровня. Преподаватели университета использовали свой опыт и принимали участие в секретном обучении во время Второй мировой войны . [13] [14] [15] [16]
Народная Республика
[ редактировать ]После Второй мировой войны Wolna Wszechnica Polska не была немедленно воссоздана в Варшаве, хотя ее филиал в Лодзи послужил основой для Лодзинского университета .
Во времена коммунистического доминирования в Народной Республике Польской учебная программа стала инструментом политики , и большая часть польской истории (например, польско-советская война , Катынская резня или резня в Праге ) подвергалась цензуре в попытке «стереть» история польско-российских конфликтов, [17] традиция Летающего университета была возрождена еще раз, сначала Обществом свободных польских университетов (Towarzystwo Wolnej Wszechnica Polskiej), действовавшим в Варшаве с 1957 года, а затем, с 1977 года, новым Летающим университетом и Обществом научных курсов при поддержке польских диссидентов : Стефан Амстердамский , Ежи Едлицки , Анджей Целиньский , , Богдан Цывинский , Алдона Явловская Ян Келановский , Анджей Кийовский , Яцек Куронь , Тадеуш Мазовецкий , Адам Михник , Войцех Островский .
Многие участники этого второго летающего университета подверглись насилию со стороны милиции . Распространенными инцидентами были такие, как выдающийся диссидент Яцек Куронь , сброшенный с лестницы, или его квартира, обысканная бандитами, поддерживаемыми милицией; несмотря на это, Летающий университет действовал до введения военного положения в Польше в 1981 году, которое, хотя и было призвано уничтожить движение «Солидарность» , также подавляло деятельность Летающего университета.
Известные люди
[ редактировать ]Педагоги
[ редактировать ]- Петр Хмелевский , историк и философ.
- Игнаций Хшановский , историк
- Ян Владислав Давид , психолог
- Зофия Дашиньска-Голиньска , политик и суфражистка [11]
- Тадеуш Корзон , историк
- Людвик Кшивицкий антрополог, экономист и социолог
- Тадеуш Корзон , историк
- Ян Лукасевич , логик и философ
- Адам Марбург , философ
- Мариан Массониус , философ
- Владислав Смоленский , историк и писатель
- Ян Вальц , критик, историк литературы и журналист
Студенты
[ редактировать ]- Мария Богушевичова , польская революционерка.
- Мария Чаплицка , культурный антрополог
- Йиндржих Кабат , психолог и политик
- Януш Корчак , педагог и детский писатель
- Тадеуш Лопалевский , писатель и переводчик
- София Налковская , писательница и драматург.
- Александра Пилсудская , социалистка и борец за независимость
- Мария Склодовская-Кюри , физик и химик, лауреат Нобелевской премии. [2] [12]
- Францишек Стрынкевич , скульптор.
- Ядвига Щавиньска , педагог, писательница и феминистка
- Анна Шелонговска , феминистка и профсоюзный организатор
- Иза Зелинска , анархистка и активистка-феминистка
См. также
[ редактировать ]- Мария Кюри
- Польский университет в изгнании
- Образование в Польше во время Второй мировой войны
- Польское движение сопротивления во Второй мировой войне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бетти Джин Лифтон , Король детей: Жизнь и смерть Януша Корчака , [ https://books.google.com/books Питер Брок , Джон Стэнли, Петр Дж. Врубель, Нация и история , стр. 167 , Университет Торонто Пресс, 2006 г., ISBN 0-8020-9036-2
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Таппер, Тед; Палфриман, Дэвид (2005). Понимание массового высшего образования: сравнительные перспективы доступа . Психология Пресс. п. 142. ИСБН 978-0-415-35491-2 .
- ^ Барбара Дж. Фальк , Дилеммы инакомыслия в Восточно-Центральной Европе: граждане-интеллектуалы и короли-философы , Central European University Press, 2003, ISBN 963-9241-39-3 , Google Print, стр. 42 .
- ^ Йохансон, Кристина (1987). Борьба женщин за высшее образование в России, 1855-1900 гг . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 23. ISBN 978-0-7735-0565-0 .
- ^ Ашер, Авраам (2004). Революция 1905 года: Краткая история . Издательство Стэнфордского университета. п. 47. ИСБН 978-0-8047-5028-8 .
- ^ Брок, Питер; Стэнли, Джон Д.; Врубель, Петр; Врубель, Петр (1 января 2006 г.). Нация и история: польские историки от эпохи Просвещения до Второй мировой войны . Университет Торонто Пресс. п. 167. ИСБН 978-0-8020-9036-2 .
- ^ Уолдрон, Питер (15 мая 1997 г.). Конец императорской России, 1855-1917 гг . Пэлгрейв Макмиллан. п. 120. ИСБН 978-0-312-16537-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Брайан (24 февраля 2000 г.). Когда национализм начал ненавидеть: представляя современную политику в Польше девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН 978-0-19-535127-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лифтон, Бетти Джин (15 апреля 1997 г.). Король детей: Жизнь и смерть Януша Корчака . Макмиллан. стр. 35–40. ISBN 978-0-312-15560-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гарсия, Маргарита Диас-Андреу; Соренсен, Мари Луиза Стиг (1998). Раскопки женщин: история женщин в европейской археологии . Психология Пресс. п. 88. ИСБН 978-0-415-15760-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хаан, под редакцией Франциски де; Даскалова, Красимира; Лутфи, Анна (2005). Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: 19 и 20 века (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9637326391 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвис, Норман. Божья площадка: история Польши . Издательство Колумбийского университета. п. 235. ИСБН 978-0-231-51479-8 .
- ^ Заленчны, Иоланта (2015). «Просветительская деятельность Польского подпольного государства: тайное учение» (PDF) . Независимость и память . 22/1 (49): 187–203.
- ^ Масиас, Катажина (27 июня 2018 г.). Формальное образование и тайное обучение в оккупированной Польше во время Второй войны мировой . Ягеллонский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Навроцкий, Павел М. (2009). «Тайное учение – к 70-летию основания ТОН» . Знак (на польском языке) (652): 155–158. ISSN 0044-488X .
- ^ Лоу, Рой (1992). Образование и Вторая мировая война: исследования школьного образования и социальных изменений . Психология Пресс. стр. 128–138. ISBN 978-0-7507-0054-2 .
- ^ Марк Ферро , Использование истории и злоупотребление ею: или как детям преподают прошлое , Routledge, 2003, ISBN 0-415-28592-5 , Google Print, стр. 259 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Портер, Брайан (24 февраля 2000 г.). Когда национализм начал ненавидеть: представляя современную политику в Польше девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 85. ИСБН 978-0-19-535127-9 .