Атайал люди
Таял, Таян | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
94 425 (ноябрь 2022 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тайвань | |
Языки | |
Атаял , мандаринский диалект , тайваньский , иланьский креольский японский | |
Религия | |
Анимизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Сидик , Труку , Кавалан , тайваньские аборигены |
Атаял : ( китайский ; 泰雅 : пиньинь и Тайю также известный как Тайал Тайян , ) , [ 1 ] являются коренным народом Тайваня . Народ атаял насчитывает около 90 000 человек, что составляет примерно 15,9% от общей численности коренного населения Тайваня, что делает их третьей по величине группой коренного населения. [ 2 ] [ 3 ] Предпочтительный эндоним - «Тайал». [ нужна ссылка ] , хотя тайваньское правительство официально признает их как «Атаял». [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово Атаял для Атаяла - тайал , что означает «человек» или «мужчина». [ 5 ] Слово, которое люди используют для обозначения себя, — «Таял», почти никогда — «Атаял».
Происхождение
[ редактировать ]

Первые упоминания о заселении атаял обнаружены в верховьях реки Чжошуй . В конце 17 века они пересекли Центральные горные хребты и оказались в дикой местности на востоке. Затем они поселились в долине реки Лиу . Здесь можно найти семьдесят девять деревень Атаял. [ нужна ссылка ]
Генетика
[ редактировать ]Тайвань был домом для ряда австронезийских коренных народов еще с 4000 г. до н.э. [ 6 ] Однако генетический анализ предполагает, что разные народы могут иметь разные предковые популяции, происходящие из материковой Азии и развивавшиеся изолированно друг от друга. Считается, что народ атаял мигрировал на Тайвань из Южного Китая или Юго-Восточной Азии. [ 7 ] Генетические исследования также обнаружили сходство между атаялами и другими людьми на Филиппинах и в Таиланде и, в меньшей степени, с южным Китаем и Вьетнамом. [ 8 ] Атайал генетически отличаются от народа амис , который является крупнейшей коренной группой на Тайване, а также от народа хань, что позволяет предположить незначительное смешение между этими народами. [ 9 ] Исследования полиморфизма митохондриальной ДНК (мтДНК) предполагают древнюю миграцию двух линий различных народов на Тайвань примерно 11 000–26 000 лет назад. [ 10 ]
Недавние исследования ДНК показывают, что народ лапита и современные полинезийцы имеют общее происхождение с народами атаял и канканай на севере Филиппин . [ 11 ]
Атаялы заметно отличаются от ханьских китайцев Тайваня. [ 12 ]
Фольклор
[ редактировать ]Согласно рассказам старейшин, первые предки атаял появились, когда камень Пинспкан раскололся. Их было трое, но один решил вернуться в камень. Один мужчина и одна женщина, которые очень долго жили вместе и очень любили друг друга. Но мальчик был застенчив и не осмеливался подойти к ней. Тогда девушке пришла в голову идея. Она вышла из дома и нашла уголь, которым можно было зачернить лицо и выдать себя за другую девушку.
Через несколько дней она прокралась обратно в их дом, и мальчик принял ее за другую девочку, и они жили счастливо вместе. Вскоре после этого пара родила детей, выполнив свою миссию по воспроизведению следующего поколения. Обычай атаял делать татуировки на лице, возможно, произошел от девушки, которая в этой истории чернила лицо.
Культура
[ редактировать ]Образ жизни
[ редактировать ]
У народа Атаял особая культура. Традиционно они жили рыбной ловлей, охотой, собирательством и выращиванием урожая на выжженных горных полях. Атаялы также традиционно занимаются такими ремеслами, как ткачество, плетение сетей и обработка дерева. У них также есть специфические для культуры музыкальные инструменты и танцы.
Атаялы были известны как опытные воины. Согласно практике, незаконной со времен японской колониальной эпохи (1895–1945), чтобы мужчина получил татуировку на лице , он должен был принести хотя бы одну человеческую голову; эти головы, или черепа, пользовались большим почетом, их кормили и поили, и ожидалось, что они принесут на поля хороший урожай. (См. «Охота за головами» .) Атаялы также известны благодаря инциденту в Уше , в котором Атаялы участвовали в восстании против колониальных японских войск.
Лалау Бехув, разновидность длинного ножа, было оружием, используемым атаялами. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Традиционное платье
[ редактировать ]
Атайал — опытные ткачи , включающие символические узоры и рисунки в свою традиционную одежду. Особенности в основном выполнены в геометрическом стиле, а цвета яркие и ослепительные. Большинство рисунков представляют собой рожки и горизонтальные линии. В культуре Атаял горизонтальные линии представляют собой радужный мост, ведущий мертвых туда, где живут духи предков. С другой стороны, Аргилес олицетворяет глаза предков, защищающих Атайал. Любимый цвет этой культуры — красный, потому что он символизирует кровь и власть.
Татуировки на лице
[ редактировать ]
Народ атаял также известен тем, что использует татуировки на лице и подпиливание зубов в ритуалах инициации совершеннолетия. на лице Татуировка на языке Скулик Тайал называется птасан . В прошлом и мужчины, и женщины должны были доказать, что они выполнили важную задачу, связанную с взрослой жизнью, прежде чем их лица могли быть татуированы. Мужчина должен был взять голову врага, проявив свою доблесть охотника, чтобы защитить и обеспечить свой народ, а женщины должны были уметь ткать ткани. Девочка научилась ткать, когда ей было около десяти или двенадцати лет, и ей нужно было овладеть этим навыком, чтобы заработать татуировку. Только те, у кого были татуировки, могли жениться, и после смерти только те, у кого были татуировки, могли пересечь хонгу утукс , или духовный мост (радугу), в загробную жизнь.
Мужская татуировка относительно проста: всего две полосы на лбу и подбородке. Когда мужчина достигал совершеннолетия, ему делали татуировку на лбу; после рождения ребенка его нижний подбородок был вытатуирован. У женщин татуировка делалась на щеке, обычно от ушей по обеим щекам до губ, образующих V-образную форму. Если мужчине татуировка делается относительно быстро, то женщине это может занять до десяти часов. [ 7 ]
Татуировку выполняли только женщины-татуировщики. Татуировка выполнялась с помощью группы игл, прикрепленных к палке, называемой аток, вбиваемой в кожу молотком, называемым тоцин . Затем черный пепел втирали в кожу, чтобы создать татуировку. Заживление может занять до месяца. [ 7 ]
Японцы запретили практику татуировки в 1930 году из-за ее связи с охотой за головами. С появлением христианства эта практика пришла в упадок, и татуировки можно было увидеть только у пожилых людей. Однако некоторые молодые люди в последние годы попытались возродить эту практику. [ 7 ] К 2018 году выжил только один татуированный пожилой человек, Лава Пихег, которому сделали татуировку, когда ей было 8 лет. [ 16 ] Лава Пихег отредактировано 14 сентября 2019 г. [ 17 ] [ 18 ]
Атаял в наше время
[ редактировать ]
Народ атаял на Тайване живет в центральном и северном Тайване. Самая северная деревня находится в районе Улай (по-китайски Улай), примерно в 25 километрах к югу от Тайбэя. Племя Атаял. Община Смангус в городке Цзяньши стала хорошо известна как туристическое направление и эксперимент в коммунализме . [ 19 ]
Многие атаял двуязычны, но язык атаял по-прежнему активно используется.
Известные люди Атаяла
[ редактировать ]- Эстер Хуанг , актриса и певица
- Джейн Хуанг , певица рок-дуэта Y2J
- Джоан Ценг , актриса и участница поп-дуэта Sweety
- Као Чин Су-мэй , актриса, певица и политик
- Лаха Мебоу , режиссер, сценарист, телепродюсер
- Лэнди Вэнь , певец
- Ло Чиан , футболист
- Ло Чи-эн , футболист
- Пайен Талу , член Законодательного юаня (1996–2002 гг.)
- Вик Чоу , актер и участник поп-группы F4
- Вивиан Сюй , актриса
- Валис Нокан , писатель.
- Юмин Лай , солистка рок-дуэта Y2J
- Йе Шухуа , солист к-поп группы (G)I-DLE
- Джерри Ян , актер и участник поп-группы F4
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Атаял» . Цифровой музей коренных народов Тайваня . Архивировано из оригинала 13 августа 2012 года.
- ^ Се, Цзя-чэнь; Ву, Джеффри (15 февраля 2014 г.). «Амисы остаются крупнейшим племенем аборигенов Тайваня с численностью 37,1%» . Фокус Тайваньского новостного канала . Центральное информационное агентство. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года.
- ^ Главное управление бюджета, учета и статистики, Исполнительный Юань, Китайская республика (DGBAS). Национальная статистика, Китайская Республика (Тайвань). Отчет о предварительном статистическом анализе переписи населения и жилищного фонда 2000 года. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine . Выдержки из Таблицы 28: Распределение коренного населения в районе Тайвань-Фуцзянь. Доступ в личку: 30 августа 2006 г.
- ^ Основной закон о коренных народах (2). Законодательный юань. 20 июня 2018 года . Проверено 5 сентября 2024 г.
- ^ «Тайал» . Юань Чжо миньцу юян сяньшань cídiώn Интернет-словарь языков аборигенов (на китайском (Тайвань)). Юань Чжу Миньцзу Вэйюаньхуэй. Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года . Проверено 28 апреля 2019 г.
- ^ Рулен, Мерритт (1994). Происхождение языка: прослеживание происхождения родного языка . Нью-Йорк: Уайли. стр. 177–180 .
- ^ Jump up to: а б с д ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . АВС-Клио. стр. 34–36. ISBN 978-1610690751 .
- ^ Чен, К.Х.; Канн, Х.; Чен, TC; Ван Вест, Б.; Кавалли-Сфорца, Л. (1985). «Генетические маркеры аборигенного тайваньского населения». Американский журнал физической антропологии . 66 (3): 327–337. дои : 10.1002/ajpa.1330660310 . ПМИД 3857010 .
- ^ Чоу, Рэйчел А.; Каейро, Хосе Л.; Чен, Шу-Цзюо; Гарсиа-Бертран, Ральф Л.; Эррера, Рене Дж. (2005). «Генетическая характеристика четырех австронезийскоязычных популяций» (PDF) . Журнал генетики человека . 50 (11): 550–559. дои : 10.1007/s10038-005-0294-0 . ПМИД 16208426 . S2CID 24730332 .
- ^ Таджима, А.; Вс, CS; Пан, И.Х.; Исида, Т.; Сайто, Н.; Хорай, С. (2003). «Полиморфизмы митохондриальной ДНК у девяти групп аборигенов Тайваня: значение для истории населения аборигенов Тайваня». Генетика человека . 113 (1): 24–33. дои : 10.1007/s00439-003-0945-1 . ПМИД 12687351 . S2CID 6772237 .
- ^ Гиббонс, Энн (3 октября 2016 г.). « Исследование, меняющее правила игры», предполагает, что первые полинезийцы прошли весь путь из Восточной Азии» . Наука . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Даддинг, Адам (15 марта 2015 г.). «Давно потерянные тайваньские чудаки Новой Зеландии» . Направления вещей . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Ченг, Кванпо 鄭光博. «Дакекан си люйу тайю цу Лмухув венбен фэнси» Текстовый анализ лмуху, народа атаял в бассейне реки Даченг [Анализ текстов лмухув племени тайал в бассейне реки Дакекан] (PDF) (на китайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2016 года.
- ^ Ченг, Кван-по 鄭光博 (2006). «Глава 4» (PDF) . Смину пуцин кинхулан на Тайал: С юанем гуаньнянь Смину пуцин кинхулан на Тайал — Обсуждение построения исторической памяти современного «Атаяла» с точки зрения разногласий в отношении исконных концепций. (Магистерская диссертация) (на китайском языке) Гуоли чжэнчжи дасюэ миньцзу сюэ яньцзю суо.
"Йомей йу" язык масами (на китайском языке) - через Юань Чжу Миньцзу Вэйюаньхуэй.
«Фан дао» Банто . Фликривер (на китайском языке). - ^ «Тонг меньшан дао джиэ байниан чуилиан» Улица Тунмэнь Шаньдао закалилась на протяжении ста лет. . Пинггуу Рибао (на китайском языке). 10 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г.
- ^ «Мое лицо было татуировано, когда мне было восемь» . Новости BBC (видео). 25 сентября 2018 г. – Интервью с последним татуированным человеком, с историческими фотографиями инструментов, татуированных людей и т. д.
- ^ Лу, Кан Чун; Куан, Джуй-пин; Чунг, Ю-чен (14 сентября 2019 г.). «Последняя женщина-атаял с татуировками на лице умерла в 97 лет» . Фокус Тайваньского новостного канала . Центральное информационное агентство. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Цай, Чан-шэн; Чунг, Джейк (15 сентября 2019 г.). «Последний атаял с традиционной татуировкой» . Тайбэй Таймс . п. 2 . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Вудворт, Макс (10 августа 2003 г.). «Возвращение в страну предков» . Тайбэй Таймс . п. 17 . Проверено 21 октября 2006 г.
