Аутсайдерская музыка
Аутсайдерская музыка (от « аутсайдерское искусство ») — это музыка, созданная музыкантами -самоучками или наивными музыкантами. Этот термин обычно применяется к музыкантам, у которых мало или вообще нет традиционного музыкального опыта, которые проявляют детские качества в своей музыке или имеют интеллектуальные нарушения или психические заболевания . Этот термин был популяризирован в 1990-х годах журналистом и WFMU диджеем Ирвином Чусидом . [1]
Музыканты-аутсайдеры часто пересекаются с lo-fi -исполнителями, поскольку их творчество редко фиксируется в профессиональных студиях звукозаписи . Примеры включают Дэниела Джонстона , Уэсли Уиллиса и Яндека , каждый из которых стал сюжетом документальных фильмов в 2000-х годах. [2]
Этимология
[ редактировать ]
Термин «аутсайдерская музыка» восходит к определениям « аутсайдерское искусство » и « наивное искусство ». [3] «Аутсайдерское искусство» уходит корнями во французскую концепцию «L'Art Brut» («необработанное искусство») 1920-х годов. В 1972 году академик Роджер Кардинал представил «аутсайдерское искусство» как американский аналог «L'Art Brut», который первоначально относился к работам, созданным исключительно детьми или душевнобольными. [4] Слово «аутсайдер» стало применяться к музыкальной культуре еще в 1959 году, применительно к джазу . [5] и зажигать уже в 1979 году. [6] В 1970-х годах «аутсайдерская музыка» также была «любимым эпитетом» музыкальной критики в Европе. [7] К 1980-м и 1990-м годам слово «аутсайдер» было обычным явлением в культурном лексиконе и было синонимом слов «самоучка», «необученный» и «примитивный». [4]
Определение и сфера применения
[ редактировать ]Хотя аутсайдерская музыка существовала еще до письменной истории , только с появлением сетей воспроизведения звука и обмена музыкой такой жанр был признан. [8] Музыкальному журналисту Ирвину Чусиду приписывают адаптацию «аутсайдерского искусства» к музыке в статье 1996 года для Tower Records издания Pulse! . [4] Будучи ди-джеем на радиостанции WFMU в Нью-Джерси в 1980-х годах, он был влиятельной фигурой на независимой музыкальной сцене. [1] В 2000 году он написал книгу под названием «Песни в тональности Z: Любопытная вселенная аутсайдерской музыки» , в которой была предпринята попытка представить и продать аутсайдерскую музыку как жанр. [8] Он резюмировал эту концепцию следующим образом:
... существует бесчисленное множество «непреднамеренных ренегатов», исполнителей, которым не хватает явного застенчивости в отношении своего искусства. С их точки зрения, то, что они делают, «нормально». И, несмотря на мизерные доходы и унылые продажи пластинок, они счастливы заниматься той же работой, что и Селин Дион и Эндрю Ллойд Уэббер . ... Их вокал мелодично звучит; их ритмы сбиваются. Они гармонично кажутся без якоря. Их инструментальное мастерство может показаться смехотворно некомпетентным. ... Они мало или совсем не освещаются на коммерческом радио, число их последователей ограничено, и у них примерно такая же вероятность добиться массового успеха, как у опоссума, безопасно перебегающего шестиполосную автостраду. ... Посторонним в этой книге по большей части не хватает самосознания. Они не нарушают смело правила, потому что не знают, что правила существуют. [9]
Как это было обычно с журналистами, пропагандировавшими музыкальный примитивизм в 1980-е годы, [10] Чусид считал аутсайдеров более « аутентичными », чем артистов, чья музыка «используется через традиционные музыкальные каналы» и «пересматривается, реконструируется и переделывается, подправляется и подправляется, отфотошоплена и фокус-группируется» к тому времени, как она достигает слушателя. до такой степени, что это «Музыка комитета». С другой стороны, художники-аутсайдеры обладают гораздо «большим индивидуальным контролем над окончательным творческим контуром» либо из-за небольшого бюджета, либо из-за их «неспособности или нежелания сотрудничать или доверять кому-либо, кроме себя». [9]
Аутсайдерская музыка обычно не включает в себя авангардную музыку , музыку мира , песни, записанные исключительно из-за их новизны , или что-либо застенчивое кэмп или китч ; Чусид использует термин «неправильная музыка» для музыки, которая намеренно записана, чтобы вызвать плохую реакцию со стороны знаменитых артистов, не являющихся музыкантами, пытающихся перейти в музыку , или от артистов, которые достаточно талантливы и самосознательны, чтобы не создавать такую музыку, а создавать ее. так или иначе. Работы обычно получаются из домашних записей или независимых студий звукозаписи «без контроля качества». [8] В «Песнях в тональности Z » Чусид явно избегал обсуждения «непопулярных», «некоммерческих» или «андеграундных» исполнителей и дисквалифицировал «практически любого, кто мог бы сохранить целостность оркестра или группы». [9] Он действительно включил в определение несколько исполнителей, которые приобрели широкую известность как новинки; Тайни Тим , например, включен в этот список, несмотря на его последовательную трехдесятилетнюю карьеру в музыкальной индустрии, которая включала в себя главные хиты чартов, Джо Мик был одним из самых влиятельных и успешных звукорежиссеров Соединенного Королевства 1960-х годов, а Легендарный Ковбой Звездной Пыли краткий момент широкой известности в 1960-х годах, когда он несколько раз появлялся на национальном телевидении. [9]
Брайан Уилсон из Beach Boys считается самым известным примером музыканта-аутсайдера. [11] Чусид чувствовал, что «трудно» аргументировать Уилсона как аутсайдера из-за его популярности, но признал, что его борьба с психическим заболеванием и широко распространенные контрафактные версии его неизданных демо 1970-х и 1980-х годов «подтверждают его статус аутсайдера». [12]
Культурный резонанс и влияние
[ редактировать ]
Чусид отдал должное музыкантам-аутсайдерам за существование даб-регги («изобретого посторонним Ли «Скретч» Перри »), звукозаписывающих лейблов K Records и Sub Pop , а также «переворота в стиле панк/новая волна/но-вейв, который подорвал прог». -рок и аэрограф-поп в середине-конце 1970-х [и] раскручивали себя дерзкой идеей, что любой, независимо от технических навыков или их отсутствия, может создавать музыку, если она представляет собой подлинное, натуралистическое самовыражение». [9] Конкретные исполнители, которые «внесли значительный вклад – прямо или косвенно – в современную популярную музыку», включают Сида Барретта , Капитана Бифхарта , The Shaggs , Гарри Партча , Роберта Греттингера , Тонетту. [15] и Дэниел Джонстон . [12] И наоборот, в книге Faking It: The Quest for Authenticity in Popular Music (2007) утверждается, что «немногих из аутсайдеров, которых хвалят фанаты, можно назвать новаторами; большинство из них просто наивны». [16]
Скипа Спенса » « Вёсло Бифхарта (1969), «Реплика маски форели» (продюсер Фрэнк Заппа, 1969) и «Безумец смеется » Барретта (1970), по словам историка музыки Джона Энкарнакао, «были особенно важны, помогая определить структуру, посредством которой сторонние записи понятны... [Они] посеяли множество идей и практик, подтвердив их желательность в контексте рок-мифологии». [17] В 1969 году Заппа стал соучредителем Bizarre Records , лейбла, посвященного «музыкальному и социологическому материалу, который важные звукозаписывающие компании, вероятно, не позволили бы вам услышать», и подошел к производству копии Trout Mask Replica как к антропологической полевой записи . [18] Бифхарта не было на лейбле Bizarre, но Ларри «Дикий Человек» Фишер был. Фишер был уличным артистом, которого открыл Заппа, и его иногда называют «дедушкой аутсайдерской музыки». [13] В аннотации к альбому 1968 года « Вечер с диким человеком Фишером » Заппа пишет: «Пожалуйста, прослушайте этот альбом несколько раз, прежде чем вы решите, нравится он вам или нет и в чем суть Дикого человека Фишера. Ему есть что сказать. ты, даже если ты, возможно, не хочешь этого слышать». По словам музыковеда Адама Харпера, это письмо является прообразом аналогичного комментария к «также психически больному Дэниелу Джонстону». [19]
После переиздания 1980 года на лейбле Red Rooster Records NRBQ (распространяемого Rounder Records), The Shaggs привлекли известность благодаря своему альбому Philosophy of the World 1969 года , получившему широкое освещение на национальном уровне. назвала его «худшим рок-альбомом, когда-либо созданным» Газета New York Times , а затем вошла в такие опубликованные списки, как «100 самых влиятельных альтернативных альбомов всех времен», «величайшие гаражные записи 20-го века» и «100 самых влиятельных альтернативных альбомов всех времен». «Пятьдесят наиболее значимых инди-альбомов». [20] Лестер Бэнгс, как известно, хвалил группу как лучшую, чем «Битлз» , и Заппа также высоко ценил группу, гораздо выше, чем сами Шэггс, которых смущал этот альбом. [21] В 1990-е годы интерес к аутсайдерской музыке подстегнули такие книги, как «Невероятно странная музыка» (1994) и сборники, посвящённые малоизвестным музыкантам, таким как Би Джей Сноуден , Уэсли Уиллис , Люсия Памела и Эйлерт Пиларм . [9]
Лоу-фай музыка
[ редактировать ]Музыканты-аутсайдеры, как правило, совпадают с « лоу-файными » артистами, поскольку их работы редко записываются в профессиональных студиях. [1] Харпер считает, что дискурс вокруг Дэниела Джонстона и Яндека «сформировал мост между примитивизмом 1980-х и lo-fi инди-роком 1990-х... оба музыканта ввели идею, что lo-fi не просто приемлем, но и особенный». контексте некоторых выдающихся и блестящих музыкантов». [22] Критики часто пишут о «чистой и детской душе» Джонстона и называют его «Брайаном Уилсоном» лоу-фай. [23]
Р. Стиви Мур , пионер lo-fi/DIY-музыки, был связан с Ирвином Чусидом, а также с тегом «аутсайдер». Он вспоминал, что «всегда стоял перед дилеммой: [Ирвин] не хотел представлять меня как постороннего человека, такого как Уэсли Уиллис или Дэниел Джонстон, или этих людей, у которых есть тронутый ум и обладающий определенным даром. Я люблю аутсайдерская музыка... но они понятия не имеют, как написать или аранжировать песню Брайана Уилсона». (Отец Мура, Боб Мур , был непревзойденным музыкальным инсайдером, работая сессионным музыкантом в Nashville A-Team .) [24]
См. также
[ редактировать ]Связанные темы
Документальные фильмы
- Папа рок-н-ролла (2003) (об Уэсли Уиллисе )
- Дьявол и Дэниел Джонстон (2005)
- Яндек о Корвуде (2003)
- Сошел с рельсов: В сознании дикаря Фишера (2005)
- Прекрасный мечтатель: Брайан Уилсон и история улыбки (2005)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Харпер, Адам (2014). Эстетика Lo-Fi в популярном музыкальном дискурсе (PDF) . Уодхемский колледж . стр. 48, 190 . Проверено 10 марта 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Харпер 2014 , с. 347.
- ^ Энкарнакао, Джон (2016). Панк-эстетика и новый фолк: путь по старой дощатой дороге . Рутледж. п. 103. ИСБН 978-1-317-07321-5 .
- ^ Jump up to: а б с Пласкетес, Георгий (2016). Би-сайды, подводные течения и обертоны: периферия популярной музыки с 1960 года по настоящее время . Рутледж. п. 43. ИСБН 978-1-317-17113-3 .
- ^ Чарльз Виник, «Употребление наркотиков джазовыми музыкантами», Социальные проблемы 7, вып. 3 (зима 1959–1960): 240–53. Цитирование на 250.
- ^ Бернис Мартин, «Сакрализация беспорядка: символизм в рок-музыке», Социологический анализ 40, вып. 2 (лето 1979 г.): 87–124. Цитирование по 116.
- ^ Зденка Капко-Форетич, «Кельнская школа авангарда», Звук: Югославское музыкальное обозрение , 1980, вып. 2:50–55. Цитата 54.
- ^ Jump up to: а б с Мисироглу, Джина, изд. (2015). Американские контркультуры: энциклопедия нонконформистов, альтернативных образов жизни и радикальных идей в истории США . Рутледж. стр. 541–542. ISBN 978-1-317-47729-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чусид 2000 .
- ^ Харпер 2014 , стр. 48, 53, 63–64.
- ^ Вивинетто, Джина (19 июля 2003 г.). «Биполярный поэт» . «Санкт-Петербург Таймс» . Архивировано из оригинала 25 августа 2003 года.
- ^ Jump up to: а б Чусид, Ирвин (2000). Песни в тональности Z: Любопытная вселенная аутсайдерской музыки . Чикаго Ревью Пресс. п. хв. ISBN 978-1-56976-493-0 .
- ^ Jump up to: а б Фокс, Маргалит (17 июня 2011 г.). «Дикий человек Фишер, музыкант-аутсайдер, умер в возрасте 66 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Я без ума от тебя... но не настолько» . Наблюдатель . 18 марта 2006 г.
- ^ Ди, Джонни (16 июля 2010 г.). «Захват YouTube: непреодолимый взлет Тонетты» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Баркер, Хью; Тейлор, Юваль (2007). Притворяясь: В поисках аутентичности популярной музыки . WW Нортон. п. 334 . ISBN 978-0-393-06078-2 .
- ^ Энкарнакао 2016 , с. 105.
- ^ Харпер 2014 , с. 110.
- ^ Харпер 2014 , с. 100.
- ^ Харпер 2014 , стр. 109–110.
- ^ Фишман, Ховард (30 августа 2017 г.). «Концерт воссоединения Шэггса был тревожным, красивым, жутким и, вероятно, никогда больше не повторится» . Житель Нью-Йорка . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Харпер 2014 , с. 180.
- ^ МакНэми, Дэвид (10 августа 2009 г.). «Миф о гениальности Дэниела Джонстона» . Хранитель .
- ^ Ингрэм, Мэтью (июнь 2012 г.). «А вот и потоп» . Проволока . № 340.