Проект приобретения подводной лодки проекта 75 (Индия)
![]() Инициатива по закупкам подводных лодок ВМС Индии.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Кальвари класс |
Расходы | вон 43 000 крор (что эквивалентно 480 миллиардам вон или 5,8 миллиардам долларов США в 2023 году) |
Планируется | 6 |
Общие характеристики | |
Тип | Ударная подводная лодка |
Движение | |
Примечания | Способен проводить -
|
Проект-75 (Индия) , называемый просто программой P-75(I) , представляет собой инициативу военных закупок (МО) Индии , связанную с Министерством обороны , направленную на плановую закупку дизель-электрических подводных лодок для ВМС Индии ( В). Первоначально задуманная в 1997 году, цель этой инициативы состояла в том, чтобы закупить шесть ударных подводных лодок с обычными двигателями для подводных сил ВМС Индии в качестве замены Sindhughosh подводным лодкам класса . [ 2 ]
Согласно требованиям программы, подводные лодки должны быть закуплены у международной военно-морской компании и построены по контракту на выбранной индийской верфи в соответствии с инициативой страны «Сделай в Индии» . [ 3 ] [ 4 ] Предполагается, что вышеупомянутые корабли будут обладать разнообразными возможностями, в частности, возможностями борьбы с надводными силами , наземными атаками и воздушным независимым движением . [ 5 ] [ 3 ]
Первоначально задуманная в конце 1990-х годов как часть 30-летней долгосрочной программы по замене существующего обычного подводного флота IN, программа претерпела многочисленные задержки из-за препятствий, связанных с бюрократической волокитой , неадекватным планированием и отсутствием корпоративной конкурентоспособности. , что привело к длительным задержкам сроков реализации программы, что, как следствие, вызвало резкую критику. [ 6 ] [ 7 ] Первоначально планировалось, что шесть подводных лодок будут приняты на вооружение в конце 2020-х годов, но теперь ожидается, что они будут доставлены к середине 2030-х годов. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1997 году Комитет Кабинета министров по безопасности (CCS) - высший орган, принимающий решения Министерства обороны (МО) Индии, одобрил строительство двух ударных подводных лодок типа 209/1500 (SSK) по ориентировочной на тот момент стоимости в индийских рупий ₹ . 700 крор. [ 9 ] Эта инициатива, задуманная после международного коррупционного скандала, связанного с приобретением Индией «Шишумар» подводных лодок класса , предусматривала строительство двух ССК типа 209/1500 на заводе Mazagon Dock Shipbuilders Limited (MDL) при содействии иностранной компании. военно-морская фирма в подтверждающей роли. [ 9 ] В соответствии со схемой ВМС Индии (IN) и MDL обратились за помощью к нескольким военно-морским предприятиям; однако французская компания Thomson-CSF (TCSF) была единственной фирмой, пожелавшей принять участие. [ 9 ]
Два года спустя, в 1999 году, Минобороны утвердило двухэтапный план строительства 24 подводных лодок в течение 30-летнего периода. [ 9 ] Для первого этапа, который предусматривал строительство ССК в MDL, были предложены два варианта: первый вариант рекомендовал строительство Типа 209/1500 в MDL при помощи TCSF; последний вариант рекомендует строительство ССК на базе более новой Scorpène конструкции подводной лодки . [ 9 ] В конечном итоге IN выбрало последнее, мотивируя это тем, что Scorpène , который предлагался с условием передачи технологий (TOT), был более совершенным, чем Type 209/1500. [ 9 ] Первоначальный план союза с TCSF был отменен в апреле 2001 года, а переговоры о закупке конструкции Scorpene в рамках первой фазы, получившей название Проект-75 (P-75), начались в ноябре 2001 года. [ 9 ] Проект Scorpène был предложен другой французской военно-морской фирмой Armaris (позже DCNS , ныне Naval Group ). [ 9 ]
Второй этап, получивший название «Проект-75 (Индия)» или «П-75(I), должен был реализовываться одновременно с P-75, при этом к 2030 году по обоим проектам предполагалось поставить 18 ССК. [ 10 ] Однако финансовые ограничения внутри Минобороны привели к тому, что P-75 оказался единственным санкционированным проектом, в котором планировалось построить шесть подводных лодок. [ 11 ]
Прогресс
[ редактировать ]2008-2010
[ редактировать ]В 2008 году IN направило запрос информации (RFI) нескольким военно-морским фирмам, а именно Armaris, Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW), конструкторскому бюро «Рубин» и Navantia, чтобы узнать о возможном приобретении подводных лодок, оснащенных определенными функциями. [ 12 ] [ 13 ]
В июле 2010 года инициатива P-75(I) получила свое первое официальное принципиальное одобрение, получившее название «Принятие необходимости» (AoN), от Совета по оборонным закупкам (DAC) - высшего органа Министерства обороны по закупкам вооружений. [ 14 ] Комитет DAC, возглавляемый тогда министром обороны А.К. Энтони , первоначально планировал построить три из шести подводных лодок на заводе Mazagon Dock Limited (MDL) и одну на Hindustan Shipyard Limited (HSL) при иностранной помощи, а остальные две подводные лодки закупить непосредственно у иностранного поставщика или частной индийской верфи с общим бюджетом в индийских рупий 50 000 крор (что эквивалентно фунтов стерлингов 1,1 триллионам или 13 миллиардов долларов США в 2023 году). [ 15 ] Однако ВМС Индии, предпочитавшие участие частных верфей государственным, не согласились с планом DAC. [ 14 ] Разногласия между обеими сторонами по поводу пути реализации инициативы привели к двухлетнему периоду застоя, в течение которого срок действия AoN истекал дважды. [ 16 ] [ 17 ]
2011-2020
[ редактировать ]Министерство обороны обновило AoN в 2013 году. [ 18 ] [ 19 ]
В октябре 2014 года Совет по оборонным закупкам (DAC) возобновил инициативу в соответствии с новым мандатом на строительство всех шести подводных лодок в Индии при иностранной помощи по ориентировочной стоимости в фунтов стерлингов 53 000 крор (что эквивалентно 850 миллиардам фунтов стерлингов или 10 миллиардам долларов США в 2023 году). [ 5 ] две государственные верфи — Cochin Shipyard Limited (CSL) и Garden Reach Shipbuilders & Engineers (GRSE) и две частные верфи — Larsen & Toubro Shipbuilding (L&T) и Pipavav Shipyard Limited Помимо MDL и HSL, к участию в торгах были приглашены . процесс. Разрешение было предоставлено в рамках Swimmer Delivery Vessel . программы ВМФ по созданию сверхмалых подводных лодок [ 20 ] [ 21 ]
В 2017 году ИН выдал еще один запрос, на этот раз Naval Group, Navantia, Рособоронэкспорту , Saab Kockums , ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) и Mitsubishi Heavy Industries (MHI). [ 22 ] Из вышеупомянутых шести только Navantia и Mitsubishi не ответили в установленный срок. [ 23 ] [ 24 ]
стратегического партнерства Политика
[ редактировать ]В мае 2017 года DAC представил уникальный набор правил для закупок конкретных комплектов вооружения, получивший название « Политика стратегического партнерства » ( СП ). [ 25 ] В соответствии с этой политикой, индийская частная фирма, заранее подвергнутая соответствующим санкциям Министерства обороны, должна будет вступить в союз с иностранным производителем оригинального оборудования (OEM), также подвергшимся санкциям Министерства обороны, для контрактного производства определенных видов вооружения, включая подводные лодки. [ 26 ] Соответственно, в любом процессе приобретения вооружений, санкционированном политикой SP , иностранные OEM-производители будут входить в шорт-лист Министерства обороны на основе качественных требований, в то время как индийские фирмы будут включаться в шорт-лист на основе технических, финансовых и инфраструктурных параметров. [ 26 ] После процесса отбора индийской фирме придется сотрудничать с OEM-производителем, чтобы участвовать в тендерных торгах; альянс, предложивший самую низкую цену, будет объявлен победителем конкурса. [ 26 ]
В июне 2017 года министерство обороны объявило, что инициатива P-75(I) станет первым в истории проектом по закупке вооружений, который будет реализовываться в рамках политики SP . [ 27 ] После того, как срок действия AoN проекта в последний раз истек в феврале 2018 года, DAC продлил его с бюджетом в 40 000 крор индийских рупий ( 4,8 миллиарда долларов США) в январе 2019 года. [ 28 ] [ 29 ]
В апреле 2019 года IN опубликовало выражение заинтересованности (EOI) иностранным поставщикам с целью поиска подводной лодки, способной стрелять ракетами наземного нападения и противокорабельными крылатыми ракетами . [ 30 ] Аналогичным образом аналогичное ВЗ было выдано четырем отечественным компаниям: MDL , L&T , Pipavav и консорциуму HSL — Adani Defense . [ 31 ]
Позже в том же году, в июне 2019 года, Daewoo Shipping & Marine Engineering (ранее DSME, сегодня Hanwha Ocean) было разрешено принять участие в конкурсе как опоздавшая участник; на тот момент срок действия ВЗ уже истек. [ 32 ] Navantia также поздно ответила на ВЗ в июле 2019 года; несмотря на запоздалый ответ фирмы, этот шаг показал ее интерес к проекту. [ 33 ] [ 34 ]
Однако в сентябре 2019 года Saab объявила о выходе из конкурса, заявив, что политика SP передает больший контроль над строительством подводных лодок индийскому партнеру, чем OEM-производителю; Фирма утверждала, что ответственность и ответственность по сделке должны лежать на OEM-производителе. [ 32 ] В результате выхода Saab оставшиеся пять фирм остались единственными участниками программы; все пятеро будут включены Министерством обороны в список стратегических иностранных партнеров в 2020 году. [ 31 ]
шорт-лист
[ редактировать ]В январе 2020 года DAC включил в шорт-лист две индийские верфи и пять иностранных фирм в качестве финалистов проекта: MDL и L&T были выбраны индийскими финалистами, а DSME, Naval Group, Navantia, TKMS и Rubin были выбраны пятью иностранными финалистами. [ 35 ] Год спустя, в июле 2021 года, Минобороны официально выдало окончательным претендентам запрос предложений на строительство шести подводных лодок; однако из-за жестких условий документа срок подачи запроса предложений, первоначально запланированный на ноябрь 2021 года, был перенесен на июнь 2022 года, а затем снова на декабрь 2022 года. [ 36 ] [ 37 ]
Иностранные претенденты
[ редактировать ]

Пять иностранных фирм, включенных Минобороны в шорт-лист в январе 2020 года:
Франция :- (Статус: дисквалифицирован в июле 2021 г.; снят с соревнований в апреле 2022 г.)
- Военно-морская группа : предложила дизель-электрический вариант класса «Барракуда» атомной ударной подводной лодки . [ 38 ] Сообщалось также, что одновременно предлагался усовершенствованный вариант подводной лодки класса Scorpène . [ 39 ]
Германия :- (Состояние: Оценено по состоянию на июль 2024 г.) [ 40 ]
- ThyssenKrupp Marine Systems : в настоящее время предлагает подводную лодку Тип 214 ; однако противоречивые сообщения указывают на то, что, подводные лодки Тип 218 или Тип 212CD . возможно, также предлагались [ 41 ] [ 42 ] Наладил партнерские отношения с Mazagon Dock Limited для производства в Индии. [ 43 ]
Южная Корея : - (Состояние: снято с июня 2023 г.)
- Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering : предложила 3000-тонный вариант подводной лодки KSS-III , получивший обозначение DSME-3000. [ 44 ]
Россия :- (Статус: Дисквалифицирован в июле 2021 г.; снят с соревнований в феврале 2022 г.)
- ОКБ «Рубин» : предложило экспортный вариант «Амур» подводной лодки класса , получивший обозначение « Амур -1650». [ 45 ]
Испания :- (Состояние: Оценено по состоянию на июль 2024 г.) [ 46 ]
- Навантия : Предложила подводную лодку С-80 Плюс . [ 47 ] Наладил партнерские отношения с Larsen & Toubro Shipbuilding для производства в Индии. [ 43 ]
Местные верфи
[ редактировать ]Две индийские верфи, включенные в шорт-лист Министерства обороны:
Индия :-
- Larsen & Toubro Shipbuilding : с 2009 года участвует в разработке и строительстве «Арихант» класса атомных подводных лодок с баллистическими ракетами . [ 48 ]
- Mazagon Dock Shipbuilders Limited : в настоящее время производит шесть Scorpène класса ударных подводных лодок под P-75 , пять из которых уже поставлены. [ 49 ] В период с 1984 по 1994 год компания также участвовала в лицензионном производстве двух ударных подводных лодок типа 209/1500 . [ 50 ]
Задержки после включения в короткий список
[ редактировать ]2021
[ редактировать ]
В июле 2021 года MDL направила RFI пяти иностранным претендентам с целью поиска партнера, обладающего функциональной системой AIP, которая была протестирована и проверена на действующих подводных лодках. [ 51 ] К сожалению, трое из пяти претендентов, а именно Франция, Россия и Испания, не имели ни одной работоспособной подводной лодки, оснащенной проверенной в море системой AIP, что привело к их дисквалификации из конкурса. [ 51 ] Таким образом, в результате дисквалификации вышеупомянутых троих оставшиеся два участника, Германия и Южная Корея, остались единственными, кто имел право участвовать в соревновании. [ 52 ] [ 53 ] Некоторые наблюдатели защищали требование MDL об AIP, указывая, что IN не имеет на вооружении AIP собственной разработки и что перспектива разрешения на строительство подводных лодок P-75(I) без технологии AIP была бы регрессивным шагом. [ 54 ]
В августе 2021 года TKMS вышла из программы, сославшись на неспособность со своей стороны выполнить ряд условий запроса предложений, в частности, положения об ответственности и передаче технологий. [ 55 ] TKMS пожаловалась на "отсутствие гибкости" в тендере, заявив, что положение об ответственности, согласно которому выбранная иностранная фирма будет определена как единственная ответственная сторона за строительство подводных лодок, является слишком строгим. [ 55 ] Таким образом, решение TKMS выйти из конкурса оставило DSME единственным оставшимся участником, что создало «ситуацию одного поставщика» — состояние, при котором только одна фирма сможет соблюдать условия многосторонней конкуренции, создавая атмосферу неконкурентоспособности. [ 55 ] [ 51 ] Дальнейшее развитие поставило будущее программы в неопределенность, поскольку Минобороны было бы вынуждено отменить тендер, чтобы избежать такого неконкурентного кульминационного момента, в соответствии с выпущенными в 2020 году руководящими принципами оборонных закупок. [ 55 ] [ 56 ]
2022
[ редактировать ]В феврале 2022 года Рособоронэкспорт - российское государственное посредническое агентство, отвечающее за экспорт военной техники страны, объявил о решении выйти из конкурса, заявив, что у него нет возможности выполнить требования ЗП. [ 57 ] Однако фирма предложила компенсационное предложение «Кило» подводных лодок класса , которое повлекло за собой продажу модернизированных «Кило» проекта 636 и уже списанных « Кило» проекта 877 в качестве промежуточного варианта пополнения подводного флота ИН. [ 57 ] Российское АО «Объединенная судостроительная корпорация» ранее сделала аналогичное предложение ИН в апреле 2020 года, предложив продать три отремонтированных «Кило» . [ 58 ]
В апреле 2022 года Naval Group объявила, что тоже отказывается от участия, заявив, что не может соответствовать параметрам тендера, который предусматривал поставку системы AIP на топливных элементах. [ 59 ] [ 60 ]
Столкнувшись с двойными случаями дисквалификации иностранных участников или отказа от участия по собственному желанию, Минобороны трижды переносило сроки проведения тендера: с ноября 2021 года на июнь 2022 года, затем на декабрь 2022 года и снова на август 2023 года. [ 61 ] [ 36 ] [ 62 ]
Возрождение
[ редактировать ]2023
[ редактировать ]

В феврале 2023 года немецкие и индийские источники сообщили, что Германия намеревалась возобновить сделку по подводным лодкам, которая на тот момент оценивалась в 5,2 миллиарда долларов, во время двухдневного визита канцлера Германии Олафа Шольца в Индию. [ 63 ] Примечательно, что Шольца также сопровождала Мартина Мерц , генеральный директор ThyssenKrupp, которая входила в состав делегации, сопровождавшей его во время визита. [ 64 ] Вскоре после этого индийская ежедневная газета The Hindu сообщила, что Германия планировала представить Индии предложение о продаже шести подводных лодок по межправительственному маршруту. [ 65 ] В отчете далее говорилось, что TKMS, которая вела переговоры с L&T, решила стать партнером MDL. [ 65 ]
В июне 2023 года во время двухдневного визита федерального министра обороны Германии Бориса Писториуса в Индию TKMS и MDL подписали Меморандум о взаимопонимании (МоВ) о совместной подаче заявок на сделку по P-75(I), выполнив тем самым требования соглашения. Политика приобретения ИП . [ 66 ] Хотя финансовая стоимость предлагаемой сделки не разглашалась, в соглашении говорилось, что, если партнерство TKMS-MDL получит контракт на P-75(I), партнерство предложит подводную лодку Тип 214 - при этом TKMS будет отвечать за проектирование и проектирование. этапы проектирования, а MDL отвечает за строительство и поставку подводных лодок. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Одновременно с этим в том же месяце другое индийское ежедневное издание The Economic Times опубликовало отчет, в котором говорилось, что L&T Shipbuilding объединилась с Navantia, чтобы предложить подводную лодку S-80 Plus . [ 70 ] В отчете также говорилось, что DSME, несмотря на то, что она была квалифицированным претендентом, предположительно решила прекратить свое участие в конкурсе, что, таким образом, означало, что TKMS-MDL и Navantia-L&T были единственными оставшимися конкурирующими блоками. [ 70 ] L&T и Navantia публично объявили о своем партнерстве, заключив соглашение о сотрудничестве в июле 2023 года; По условиям соглашения, если альянс Navantia-L&T выиграет процесс, Navantia будет отвечать за проектирование подводных лодок, а L&T будет отвечать за их строительство. [ 71 ]
2024
[ редактировать ]После первоначальной технической оценки в феврале 2024 года IN объявило, что конструкции Type 214 и S-80 Plus технически соответствуют желаемым спецификациям. [ 72 ] В марте того же года представители IN провели полевые оценочные испытания (FET) Типа 214 на объектах TKMS в Киле , Германия . [ 73 ] Позже многочисленные источники подтвердили, что проект соответствовал критериям, указанным в тендере; в частности, в сообщениях также указывалось, что TKMS предложила подводную лодку Тип 212CD , проект которой до недавнего времени считался не подлежащим экспорту. [ 73 ] Кроме того, в отчетах также указывалось, что в случае выбора партнерства TKMS-MDL коалиция поставит первую подводную лодку с 60% местного содержания (IC), что больше, чем установленные IN условия первоначального 45% IC. [ 73 ] [ 74 ] IN на предприятии Navantia в Картахене завершила изготовление полевых транзисторов для конструкции S-80 Plus. После этого в конце июня 2024 года [ 75 ] [ 73 ] [ 76 ]
Ожидается, что после завершения оценки отчет FET будет составлен и отправлен в МО через два месяца, после чего начнется процесс торгов. [ 75 ] Сообщается, что в августе 2024 года IN проинформировало MDL, что его предложение соответствовало требованиям проекта к качественным испытаниям, что, возможно, указывало на то, что предложение MDL опережало предложение L&T, о котором аналогичные источники также сообщали о наличии «отклонений от проб». [ 77 ] [ 78 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки на ВМС Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «САГА О ПРОЕКТЕ 75 (I)» .
- ^ «Амбициозная программа ВМС Индии по созданию подводных лодок следующего поколения набирает обороты» . asiapacificdefencereporter.com . 13 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сиддики, Хума (9 марта 2015 г.). «Правительство Нарендры Моди включило Ларсена и Тубро и Пипавава в шорт-лист контракта на подводную подводную лодку на сумму 60 000 крор рупий» . Финансовый экспресс .
- ^ «Министерство обороны Индии опубликовало запрос предложений на строительство шести подводных лодок P-75(I)» . 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Сен, Судхи Ранджан (26 октября 2014 г.). «6 подводных лодок индийского производства для ВМФ стоимостью 53 000 крор» . НДТВ .
- ^ «Планы по приобретению шести субмарин-невидимок нового поколения упираются в волокиту» . Economictimes.indiatimes.com . 2 ноября 2011 г.
- ^ «Задержки нанесут вред ВМФ» . www.indiatoday.in . 8 декабря 2011 г.
- ^ «Проект-75 (Индия) – последний шанс?» . www.spsnavalforces.com . Март 2021.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «НЕЗАКОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТАВЩИКУ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПОДВОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ - МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ - КОМИТЕТ ПУБЛИЧНЫХ СЧЕТОВ (2009-10)» (PDF) . eparlib.nic.in .
- ^ «24 подводные лодки за 30 лет?» . www.spsnavalforces.com . Февраль 2018.
- ^ «Скорпеновые подводные лодки — преимущество для наращивания подводного флота ВМС Индии» . www.spsnavalforces.com . Февраль 2022.
- ^ Тапар, Вишал (17 февраля 2008 г.). «ВМС Индии рассматривают новые подводные лодки» . CNN-ИБН . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года.
- ^ Пандит, Раджат (20 октября 2008 г.). «Военно-морской флот охотится за высокотехнологичными подводными лодками» . Таймс оф Индия .
- ^ Jump up to: а б NC Бипиндра (16 августа 2013 г.). «Три года спустя ВМС ждут одобрения Кабинета министров на шесть новых подводных лодок» . Новый Индийский экспресс .
- ^ Пандит, Раджат (11 июля 2010 г.). «Крупнейшая военная сделка: шесть подводных лодок на сумму 50 000 крор рупий» . Таймс оф Индия .
- ^ NC Бипиндра (16 августа 2013 г.). «Три года спустя ВМС ждут одобрения Кабинета министров на шесть новых подводных лодок» . Новый Индийский экспресс .
- ^ Пандит, Раджат (9 июня 2013 г.). «Запутавшись в волоките, подводный флот Индии тонет» . Таймс оф Индия .
- ^ NC Бипиндра (16 августа 2013 г.). «Три года спустя ВМС ждут одобрения Кабинета министров на шесть новых подводных лодок» . Новый Индийский экспресс .
- ^ Пандит, Раджат (9 июня 2013 г.). «Запутавшись в волоките, подводный флот Индии тонет» . Таймс оф Индия .
- ^ Тапар, Вишал (4 апреля 2015 г.). «5 верфей выделили подпроект стоимостью 53 000 крор рупий» . Воскресный страж . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «6 подводных лодок индийского производства для ВМФ стоимостью 53 000 крор» . NDTV.com . Проверено 14 сентября 2024 г.
- ^ «Шестеро борются за проект усовершенствованной подводной лодки ВМФ стоимостью 8,3 миллиарда евро» . 19 июля 2017 г.
- ^ «Четыре претендента остались в борьбе за индийский проект мега-подводной лодки после того, как Япония и Испания отказались от него» . Таймс оф Индия . 20 октября 2017 г.
- ^ «Четыре иностранные фирмы претендуют на подводную лодку проекта П-75(И)» . Экономические времена . 14 июля 2018 г.
- ^ «Модель стратегического партнерства в сфере оборонных закупок – Министерство обороны» . pib.gov.in. 12 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Оценка модели стратегического партнерства в оборонной промышленности» . www.idsa.in. 2 июня 2017 г.
- ^ Басу, Наянима (8 июня 2017 г.). «Подводная лодка P75(I) станет первой сделкой в рамках «Стратегического партнерства» » . Индуистское бизнес-направление .
- ^ Наир-Гасвалла, Амрита (5 февраля 2018 г.). «Проект отечественной подводной лодки все еще не стартовал» . Индуистское бизнес-направление .
- ^ «Правительство одобрило проект строительства шести подводных лодок стоимостью 40 000 крор рупий» . Индийский экспресс . Пресс Траст Индии. 31 января 2019 г.
- ^ «Индийский военно-морской флот начинает проект смертоносной подводной лодки стоимостью 50 000 крор рупий и хочет разместить по ним крылатые ракеты с дальностью поражения 500 км» . Экономические времена . Азиатские новости Интернешнл. 4 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Индия делает первоначальный отбор заявок на проект подводной лодки стоимостью 7 миллиардов долларов» . 22 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Шведская компания SAAB выходит из гонки P75I, ссылаясь на «дисбаланс» в политике стратегического партнерства» . 26 сентября 2019 г.
- ^ Пабби, Ману (2 июля 2019 г.). «ВМС Индии: Испания хочет участвовать в проекте подводной лодки стоимостью 45 000 крор рупий» . Экономические времена .
- ^ Пабби, Ману (26 сентября 2019 г.). «Проект подводной лодки: Швеция отказалась, Южная Корея получила проект подводной лодки стоимостью 45 000 крор рупий» . Экономические времена .
- ^ «Министерство обороны включило L&T и MDL в шорт-лист для строительства шести обычных подводных лодок» . Индус . 22 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Индийский проект подводной лодки P-75I стоимостью 43 000 крор фунтов стерлингов сталкивается с многочисленными задержками» . 20 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года.
- ^ «Минобороны выдает запрос на постройку шести подводных лодок P-75(I) для ВМС Индии» .
- ^ «Четыре подводные лодки, участвующие в программе P-75I ВМС Индии» . navalnews.com . 14 октября 2021 г.
- ^ «Видео: Предложение военно-морской группы по проекту подводной лодки ВМС Индии P-75I» . navalnews.com . 4 февраля 2020 г.
- ^ Филип, Снехеш Алекс; ThePrint (4 апреля 2024 г.). «Команда ВМС Индии в Германии проверит технологию AIP для новых подводных лодок, затем Испания» . Печать . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Германия предлагает Индии новые подводные лодки-невидимки» . thediplomat.com . 6 мая 2016 г.
- ^ «Объяснитель: немецкие и южнокорейские подводные лодки – знайте о них все» . www.financialexpress.com . Июнь 2023.
- ^ Jump up to: а б Пабби, Ману (8 марта 2024 г.). «Испытания подводных лодок начнутся через несколько месяцев, над боеприпасами хотят работать вместе: Испания» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ «MADEX 2021: DSME проливает свет на предложение Индии по подводным лодкам P-75I» . navalnews.com . 16 июня 2021 г.
- ^ «Россия предлагает Индии подводные лодки класса «Амур» . dnaindia.com . 30 ноября 2010 г.
- ^ «Индия завершает полевые оценки предложений Испании и Германии по сделке по подводным лодкам» . Индостан Таймс . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ «Navantia представляет подводную лодку S80 Plus для индийского P-75I во время UDS 2020» . navalnews.com . 16 марта 2020 г.
- ^ «Мы сыграли жизненно важную роль в Arihant: L&T» . business-standard.com . 20 января 2013 г.
- ^ «Подводные лодки P-75 Scorpene®» . india.naval-group.com .
- ^ «Германия модернизирует две индийские ударные подводные лодки» . thediplomat.com . 14 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Германия может не участвовать в торгах по проекту подводной лодки P75I для ВМС, единственным поставщиком остается южнокорейская фирма» . Экономические времена . 19 августа 2021 г.
- ^ «P-75I: пункт MDL об AIP может дать право только двум OEM-производителям заключить контракт на подводную лодку» . eletimes.com . 17 июля 2021 г.
- ^ «ВМС Индии и предстоящий вопрос импорта AIP для подводных лодок проекта 75(I)» . Financialexpress.com . 14 июля 2021 г.
- ^ «КРАТКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА DPG Решение Индии по поводу подводных лодок» . www.delhipolicygroup.org . 13 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Проект 75 (I) сталкивается с огромным препятствием, один крупный претендент выходит из него; Узнайте больше» . www.financialexpress.com . 19 августа 2021 г.
- ^ «ПОРЯДОК ОБОРОННЫХ ЗАКУПОК 2020» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Россия заявляет, что не будет участвовать в конкурсе на проект новой подводной лодки ВМС Индии и предлагает модернизированный класс «Кило» . Экономические времена . 13 февраля 2022 г.
- ^ «Россия предлагает Индии три обновленные подводные лодки класса «Кило»» . thediplomat.com . 3 апреля 2020 г.
- ^ «Военно-морская группа выходит из проекта подводной лодки P-75I Министерства обороны Индии» . www.naval-technology.com . 4 мая 2022 г.
- ^ «Новая ударная подводная лодка, разработанная Naval Group, спущена на воду в Индии» . actu.fr. 21 апреля 2022 г.
- ^ «Задерживает реализацию плана высокотехнологичных подводных лодок ВМС Индии» . www.newindianexpress.com . 18 декабря 2022 г.
- ^ «Дата подачи заявок на строительство мега-подводной лодки снова продлена до конца декабря» . www.thehindu.com . 16 июля 2022 г.
- ^ «Германия заключит сделку по подводным лодкам на сумму 5,2 миллиарда долларов с Индией во время поездки Олафа Шольца» . www.moneycontrol.com . 24 февраля 2023 г.
- ^ «Первый визит канцлера Германии в Индию возобновил интерес к индийской сделке по подводным лодкам» . euro-sd.com . 12 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Германия рассчитывала представить межправительственное предложение о продаже Индии подводных лодок» . www.thehindu.com . 4 апреля 2023 г.
- ^ «Немецкие и индийские компании подписывают соглашение о возможном проекте подводной лодки Индии» . apnews.com . 7 июня 2023 г.
- ^ «TKMS и MDL объединяют усилия для строительства подводных лодок для Индии и в Индии» . www.navalnews.com . 8 июня 2023 г.
- ^ «ТКМС и Mazagon Dock заключают партнерство по подводным лодкам» . www.janes.com . 8 июня 2023 г.
- ^ «Германия предлагает ВМС Индии «большую» версию подводных лодок класса HDW 214 для противодействия Пакистану и Китаю» . www.eurasiantimes.com . 19 ноября 2023 г.
- ^ «Navantia подписывает соглашение о сотрудничестве с индийской L&T для P-75(I)» . www.navalnews.com . 10 июля 2023 г.
- ^ Пабби, Ману (8 марта 2024 г.). «Подводная лодка P 75I: Испытания подводных лодок начнутся через несколько месяцев, хотим вместе поработать над боеприпасами: Испания» . Экономические времена . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Идет полевая оценка предложений по сделке ВМФ по созданию мега-подводной лодки; правительство Германии приобретет долю в TKMS» . Индус . 5 мая 2024 г.
- ^ «ВМС Индии начинают испытания в рамках тендера стоимостью 60 000 крор рупий на поставку 6 современных подводных лодок» . Таймс оф Индия . 3 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Пери, Динакар (1 июня 2024 г.). «Полевая оценка заявок на подводные лодки по проекту П-75И завершена» . Индус .
- ^ «Индия проведет в Испании испытания индийского проекта подводной лодки P-75 к концу июня; Мадрид готов полностью поддержать сделку, подобную Airbus C-295», - сообщает испанская фирма» . Новости АНИ . 17 июня 2024 г. Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ «ВМС Индии одобрили в Mazagon Dock постройку шести подводных лодок при сотрудничестве с Германией» . Индия сегодня . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ «MDL завершила решающие испытания в рамках индийского тендера на подводную лодку P-75 стоимостью 60 000 крор» . АНИ . 11 августа 2024 г. Проверено 12 августа 2024 г.