Гувен Гуанжи
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи в «Литературном китайском языке» . (Май 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Гувен Гуанжи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Гуанвэнь Гуаньчжи | ||
Упрощенный китайский | Гуанвэнь Гуаньчжи | ||
Буквальный смысл | древнего стиля лучшее из | ||
|
Гувэнь Гуаньчжи ( китайский : 古文觀止 ) — антология эссе, написанных на литературном китайском языке . Впервые он был опубликован во времена династии Цин в 1695 году. Он включает более двухсот произведений от периода Воюющих царств до династии Мин . Сегодня антология (полностью, но в основном частично) широко используется в качестве обязательного или дополнительного материала для чтения по литературному китайскому языку в школах региона Большого Китая , включая материковый Китай , Гонконг , Макао и Тайвань .
Структура
[ редактировать ]Гувена Гуанжи Всего у 221 текст. Тексты упорядочены по периодам, и первоначально книга состояла из 12 глав ( цзюань ,卷). Состав следующий: [ 1 ]
- Династия Чжоу (1045–221 до н.э.), главы 1–3, 56 текстов из Цзо Чжуаня 34 текста, Гоюя 11, Гунъян Чжуаня 3, Гулян Чжуаня 2, Лицзи : «Тангун» 6;
- Династия Цинь (221–206 до н. э.), глава 4, 17 текстов; из Чжан Го Цэ, 14 текстов, один текст Ли Сы Чу ци , два стихотворения
- Династия Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), главы 5–6, 31 текст; от Шиджи и Сыма Цяня 15 текстов; также тексты из Ханьшу , Хоу Ханьшу , Синьшу и различных писателей, включая Чжугэ Ляна.
- Шесть династий (222–589), глава 7, 6 текстов одного писателя из Западного Цзинь/Шу, двух из Восточного Цзинь и одного из Южной Ци.
- Династия Тан (618–907), главы 7–9, 43 текста 9 писателей.
- Династия Сун (960–1279), главы 9–11, 51 текст 12 писателей (все из Северной Сун)
- Династия Мин (1368–1644), выпуск 12, 18 текстов 12 писателей.
Большинство текстов представляют собой прозу, написанную в «древнем стиле», гювэнь к которому относится (古文). В подборку вошли также три (или четыре) произведения, написанные «параллельной прозой» (обычно не рассматриваемой как гувэнь ), а также три стихотворения в прозе ци и четыре стихотворения фу . Гуаньчжи (буквально «конец чтения») — идиома, означающая «хороший, вне всякого сравнения, лучший из лучших».
«Гувен Гуанжи» создавался в первую очередь как практическое учебное пособие. Составители избегали слишком сложных текстов и делали их пояснения максимально ясными и краткими. В свое время главными достоинствами Гувен Гуанжи были идеальный размер (с точки зрения количества и длины избранных текстов), относительная полнота отбора, отсутствие чрезмерно моралистического или тенденциозного подхода, а также хорошие примечания и комментарии. Те же особенности помогли антологии выжить на протяжении веков. [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Гувэнь Гуаньчжи был составлен и отредактирован У Чуцаем и У Дяохоу , которые на момент публикации работали учителями в частной деревенской школе в Шаосине . Об У Чукае (имя У Чэнцюань吳乘權, прозвище Чукай,楚才, 楚才, 1655–1719) известно очень мало, за исключением того, что он был родом из Шаосина и так и не стал частью признанных литераторов. У Дяохоу (имя У Дачжи 吳大職, любезное имя Дяохоу, 調侯) был его младшим племянником. [ 3 ]
У Чуцай начал работу над антологией в 1678 году в провинции Фуцзянь , куда он приехал, чтобы исполнять обязанности личного секретаря своего дяди, высокого имперского чиновника У Синцзо (吳興祚, 1632–97). Позже к его работе присоединился его племянник. [ 4 ]
Первоначально антология была опубликована в двух изданиях. В первом издании 34-го года правления императора Канси (1695 г., место печати неизвестно) имеется предисловие У Синцзо, которое во втором издании 1697 г. заменено предисловием У Чуцай и У Дяохоу. Издание 1697 года также содержало некоторые исправления и изменения в примечаниях и комментариях, но в остальном было более низкого качества, чем первое издание. Только первое издание послужило основой для всех последующих изданий (через два издания эпохи Цяньлун ). [ 5 ]
Анализ показывает, что композиция « Гувен Гуаньчжи» во многом основана на предыдущей антологии, созданной совершенно другим составителем. Хотя «чертеж» часто считался «имперской» антологией Гувэнь юаньцзянь (古文淵鑑), отредактированной во времена ранней династии Цин под личным руководством императора Канси и включающей стандартные комментарии, необходимые для императорских экзаменов , этот оказалось, что это не так. [ 6 ] Вместо этого почти 90% текстов в Гувэнь Гуаньчжи взяты из другой антологии эпохи Цин, Гувэнь сиюи (古文析義), часто копируемой посимвольно. Однако примечания и комментарии все разные. [ 7 ]
Гувэнь сиюи был составлен и отредактирован Линь Юньмином (林雲銘, 1628–97, Фуцзянь). Линь Юньмин был чиновником среднего звена, сдавшим столичный экзамен ( цзиньши ) в 1658 году. [ 8 ] Более ранняя версия рукописи Линя «считается утерянной во время «фуцзянских беспорядков»…», имея в виду восстание трех феодалов . [ 9 ] В 1674 году Линь был заключен в тюрьму проминскими повстанцами, которые, в свою очередь, были разбиты войсками под командованием У Синцзо и других в 1675 году. «Гувэнь сиюи» . В 1682 году была опубликована книга [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каллио, 18–19.
- ^ Скала, 82–84, 116.
- ^ Шаосин сянь чжи (Хроники округа Шаосин, Чжунхуа Шуцзюй, 1999), т. 3, 2079. Шаосин ши чжи (Хроники города Шаосин, Zhejiang Renmin Cbs. 1996), т. 5, 3098.
- ^ Шаосин Сянь Чжи (Хроники округа Шаосин, Чжунхуа Шуцзюй, 1999), т. 3, 2079. Шаосин ши чжи (Хроники города Шаосин, Zhejiang Renmin Cbs. 1996), т. 5, 3092–3.
- ^ Ань Пинцю (安平秋), предисловие в Guwen guanzhi (Чжунхуа Шуцзюй, Пекин, 1987), 2–6.
- ^ Скала, 21–22, 46–48.
- ^ Скала, 48–52.
- ^ Фучжоу ши чжи (Муниципальные хроники Фучжоу, Фанчжи, Пекин, 2000), том 8, 548.
- ^ Брокау, Синтия Дж., Торговля в культуре - книжная торговля Сибао в период Цин и республиканский период (Гарвардские восточноазиатские монографии, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 2007), 359.
- ^ Рок, 48, 64.
Каллио, Юрки: Просвещение для масс. Конфуцианское образование в духе Гувэнь Гуаньчжи. Издательство Хельсинкского университета Гаудеамуса. Хельсинки (электронная книга) 2011. ISBN 978-952-495-607-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каллио, Юрки (2011), Просвещение для масс. Конфуцианское образование в духе Гувэнь Гуаньчжи.
- Каллио, Юрки (2020), Чтение между строк антологии классической китайской прозы. Гувэнь гуаньчжи как тонкий вызов государственному православию. Журнал Европейской ассоциации китаеведения, Vol. 1 (2020), стр. 59–87.