Основные проекты Франсуа Миттерана
Гранд -проекты Франсуа Миттерана (варианты: Grands Travaux или Grands Projets Culturels ; официально: Grandes Opérations d'Architecture et d'Urbanisme ) — архитектурная программа по созданию современных памятников в Париже , городе памятников, символизирующая роль Франции в искусстве. Политика и экономика в конце 20 века. [ 1 ] [ 2 ] Программа была инициирована Франсуа Миттераном , 21-м президентом Франции , когда он находился у власти. Миттеран ознакомился с проектами гражданского строительства, которые, по оценкам того времени, обошлись правительству Франции в 15,7 миллиардов франков . [ 3 ] как возрождение города, так и современная архитектура, продвигаемая политикой Социалистической партии . Масштаб проекта и его амбициозный характер сравнивали с основными строительными проектами Людовика XIV . [ 4 ]
Этот грандиозный план, начавшийся в 1982 году, [ 5 ] был назван «свидетельством политического символизма и процесса», начатого во Франции после Второй мировой войны как упражнение в городском планировании. [ 2 ] Grands Projets, названный «восемь монументальных строительных проектов, которые за два десятилетия изменили облик города». [ 6 ] включали в себя пирамиду Лувра , Музей Орсе , Парк де ла Виллет , Институт арабского мира , Оперу Бастилии , Большую Арку Дефанс , Министерство экономики и финансов , а также новый кампус Национальной библиотеки Франции , последний и самый дорогой из группы. [ 4 ] Не все проекты начались при Миттеране - Музей Орсе, Арка Дефанс, Институт арабского мира и Ла-Виллет начались при его предшественнике, президенте Валери Жискар д'Эстен - но они приписываются Миттерану, поскольку при нем они радикально изменили форму. . [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Построенные между 1981 и 1998 годами, Grands Projets были построены из аналогичных материалов менее чем за два десятилетия в городском ландшафте и отражали схожие идеологии. [ 8 ] Некоторые из памятников будут демонстрировать прозрачность, отражение и абстрактную форму. [ 9 ] ) , считавшиеся заметными, прочными и противоречивыми элементами за годы пребывания у власти Миттерана, Гранд-Траво (или Гранд-проекты культуры были официально известны как Гранд-операции по архитектуре и урбанизму . [ 10 ] Социалистическое правительство Франсуа Миттерана в 1980-х годах было сосредоточено на развитии культуры, и это было одним из центральных элементов его президентства. [ 11 ] Правительство Миттерана выделило на искусство больше денег, чем когда-либо в прошлом или с тех пор. [ 11 ] Они были заказаны для празднования 200-летия Французской революции. [ 12 ]
Миттеран черпал вдохновение для создания Grands Projets в Валери Жискара д'Эстена президента Центре Жоржа Помпиду конца 1970-х годов. [ 13 ] Центр Жоржа Помпиду стал результатом конкурса архитектурного дизайна, проведенного в 1971 году, в результате которого была выбрана команда, состоящая из итальянского архитектора Ренцо Пиано , пары британских архитекторов Ричарда Роджерса и Су Роджерс , Джанфранко Франкини , британского инженера-строителя Эдмунда Хаппольда (который позже основал Бюро Хаппольда) . ), и ирландский инженер-строитель Питер Райс . [ 14 ] Сообщая о получении Роджерсом Притцкеровской премии в 2007 году, The New York Times отметила, что проект Центра «перевернул мир архитектуры с ног на голову». Жюри Притцкеровской премии заявило, что Помпиду «произвел революцию в музеях, превратив то, что когда-то было элитными памятниками, в популярные места социального и культурного обмена, вплетенные в самое сердце города». [ 15 ] Миттеран, видя страсть, которая была вложена в строительный проект, и имея желание создавать самые лучшие здания, реализовал свои «Большие проекты», основанные на аналогичных архитектурных конкурсах, которые привлекли бы архитекторов из самых разных областей для развития города до его архитектурного потенциала.
Хронология
[ редактировать ]Большие проекты Миттерана были реализованы на протяжении всего его президентства: [ 16 ]
- 21 мая 1981 г.: Франсуа Миттеран избран президентом.
- 24 сентября 1981 г.: Пресс-конференция, рассказывающая о масштабах Grands Projets.
- 25 января 1985 г.: Торжественное открытие Большого зала парка де ла Виллет.
- 1 декабря 1986 г.: открытие музея Орсе.
- 30 ноября 1987 г.: открытие Института арабского мира.
- 4 марта 1988 г.: Торжественное открытие пирамиды Лувра.
- 13 июля 1989 г.: Торжественное открытие Оперы Бастилии.
- 26 августа 1989 г.: Торжественное открытие Большой арки Дефанс.
- 30 марта 1995 г.: Открытие Национальной библиотеки Франции.
- 6 мая 1994 г.: открытие туннеля под Ла-Маншем.
Под влиянием
[ редактировать ]Музей Орсе
[ редактировать ]
В 1977 году правительство приняло решение переоборудовать вокзал Орсе (вокзал Орсе) в Музей Орсе . Итальянский архитектор Гае Ауленти руководил проектом перестройки с 1980 по 1986 год. [ 17 ] Работа включала создание 20 000 квадратных метров (220 000 квадратных футов) новой площади на четырех этажах. Новый музей был открыт Миттераном 1 декабря 1986 года. [ 18 ] и хотя она началась еще до того, как он вступил в должность, эта работа считается одним из его великих проектов .
Виллетт Парк
[ редактировать ]
Парк де ла Виллет , расположенный на северо-востоке Парижа, теперь включает в себя музей науки и выставочный зал. [ 5 ] В 1979 году был запущен проект под названием «Парк де ла Виллет» с целью создания национального парка с музыкальным центром и музеем, посвященным науке и технологиям. Проект расположен на площади 55 акров (22 га). На международном конкурсе, проведенном в 1982 году, в котором приняли участие 460 команд из 41 страны, Бернар Чуми , французский архитектор швейцарского происхождения, был выбран архитектором для строительства комплекса в марте 1983 года. [ 19 ] Целью было сделать Парк де ла Виллет художественным, культурным и популярным центром Парижа. Чуми проектировал парк с 1984 по 1987 год на месте бывшей парижской скотобойни . [ 20 ] который был построен в 1867 году Наполеоном III и снесен и перенесен в 1974 году. Проект парка был успешно завершен поэтапно: в октябре 1987 года были созданы сады парка и Дом Виллетта, в 1990 году - центры музыки и танца, Музыкальный и концертный залы открылись в январе 1995 года, а Музыкальный музей - в январе 2000 года. [ 19 ] Сейчас здесь проводится ежегодный кинофестиваль под открытым небом.
Большая арка Ла Дефанс
[ редактировать ]
Большая арка Дефанс , Большая арка Ла Дефанс , представляет собой монументальное здание, расположенное на северной конечной точке оси Большой Лувр – Площадь Согласия – Елисейские поля – Триумфальная арка . Название происходит от памятника «Защита Парижа», который был построен в 1870 году как памятное здание в честь войны 1870 года . Его планировалось построить на плоской равнинной территории через реку Сена от Булонского леса . [ 2 ]
Большой национальный конкурс дизайна, в котором приняли участие около 400 участников, был объявлен в 1982 году по инициативе Миттерана на проект Большой арки Дефанс . Датский архитектор Йохан Отто фон Шпрекельсен (1929–1987) и датский инженер Эрик Райтцель спроектировали победившую работу как версию Триумфальной арки XX века : памятник человечности и гуманитарным идеалам, а не военным победам. Строительство памятника началось в 1985 году и Миттеран лично видел, как для его строительства привезли самый большой кран в Европе. [ 21 ] Спрекельсен ушел в отставку в июле 1986 года и утвердил передачу всех своих архитектурных обязанностей своему партнеру, французскому архитектору Полю Андреу . Райтцель продолжал свою работу, пока памятник не был завершен в 1989 году. Арка представляет собой почти идеальный куб. [ 22 ] (ширина: 108 метров (354 фута), высота: 110 метров (360 футов), глубина: 112 метров (367 футов)); Было высказано предположение, что структура выглядит как четырехмерный гиперкуб ( тессеракт ), проецируемый на трехмерный мир. Он имеет каркас из предварительно напряженного бетона, покрытый стеклом и каррарским мрамором из Италии , и был построен французской строительной компанией Bouygues . La Grande Arche была открыта 14 июля 1989 года. [ 22 ] грандиозными военными парадами, ознаменовавшими двухсотлетие Французской революции и завершившими линию памятников, образующую исторический топор, проходящий через Париж. [ 23 ]
Введен в эксплуатацию
[ редактировать ]
Лувр Пирамида
[ редактировать ]Монументальный по масштабам и публичный по назначению, самым известным из Гранд-проектов является проект И.М. Пей по реконструкции и расширению Лувра , включающий добавление входа в пирамиду Лувра , выполненный по заказу Миттерана в 1984 году. Миттеран настоял на личном осмотре материалы, которые использовались при строительстве пирамиды Лувра, от стеклянных панелей до стальных балок, что показалось архитектору необычным для его уровня. интереса. [ 24 ]
Институт арабского мира
[ редактировать ]Институт арабского мира расположен на улице де Фоссе Сен-Бернар и построен с 1981 по 1987 год, его площадь составляет 181 850 квадратных футов (16 894 м²). 2 ). Жан Нувель вместе с Архитектурной студией выиграл конкурс дизайна 1981 года . [ 25 ] Здание действует как буферная зона между кампусом Жюссье , состоящим из больших рационалистических блоков, и Сеной . В здании расположены музей, библиотека, зрительный зал, ресторан и офисы. Над стеклянной витриной магазина разворачивается металлический экран с движущимися геометрическими мотивами. На самом деле мотивы представляют собой 240 отверстий с электроприводом, которые открываются и закрываются каждый час. Они действуют как brise Soleil, контролируя свет, попадающий в здание. Механизм создает внутренние пространства с фильтрованным светом — эффект, часто используемый в исламской архитектуре с ее климатическими стратегиями. Это здание прославило Нувеля и является одним из культурных ориентиров Парижа, получив Премию Ага Хана в области архитектуры . [ 26 ] Расположенный на левом берегу Сены, в самом сердце исторического Парижа, Институт арабского мира является смелым выражением «архитектуры из стекла и металла». [ 27 ] где другие здания, такие как Парижская мечеть , другие учреждения, здания и места, которые отмечают вехи в обмене между арабским миром и Францией, описываются как «современный архитектурный символ диалога между западной культурой и арабским миром». [ 28 ]
Бастилия Опера
[ редактировать ]Строительство Оперы Бастилии на площади Бастилии в 12-м округе началось в 1984 году со сноса вокзала Бастилии , закрытого в 1969 году. Здание было спроектировано уругвайско-канадским Карлосом Оттом, выигравшим конкурс соревнование. [ 29 ] Здание было открыто 13 июля 1989 года, в 200-летие взятия Бастилии , гала-концертом под руководством Жоржа Претра с участием таких певцов, как Тереза Берганса и Пласидо Доминго . Однако свое первое оперное представление он увидел только 17 марта 1990 года, с оперой Берлиоза « Троянцы » в постановке Пьера Луиджи Пицци . [ 30 ] Это самый большой оперный театр в Париже, имеющий 30 этажей (10 этажей в подвале), площадь каждого этажа 22 000 квадратных метров (240 000 квадратных футов), с коридорами протяженностью 45 километров (28 миль) в здании. Здесь есть закулисные зоны, мастерские и другие важные инфраструктурные объекты. Его декоры закреплены на носителях, которые передвигаются по рельсам. Их перемещают на сцену за несколько минут (с помощью лифтов), что облегчает проведение одновременных чередующихся представлений. Основной зал вмещает 2700 мест. обошлось в 2,8 миллиарда франков . Его строительство [ 30 ] [ 31 ] Существовавшие здесь железнодорожный вокзал и мост стали частью «Променада Планте», эстакады, простирающейся на многие километры до границы города на востоке. [ 31 ]
Здание Министерства экономики и финансов
[ редактировать ]Здание Министерства экономики и финансов расположено по адресу бульвар Берси , 1 . Он простирается до Сены и стал результатом соревнований 1982 года. [ 5 ] Был проведен национальный конкурс, в котором участники предоставили проекты зданий для офисных помещений площадью 225 000 квадратных метров (2 420 000 квадратных футов), что стало бы «грандиозным жестом». Ограничения по высоте того времени не позволили построить башню на узком Т-образном участке, разделенном на две части улицей Берси. [ 32 ] Пол Чеметов и Борха Уидобро [ 33 ] были дизайнерами-победителями. [ 34 ] Министерство финансов и экономики располагалось в крыле Ришелье Лувра, и его пришлось переместить при перепрофилировании Лувра. [ 35 ]
Построенные в 1988 году мосты зданий A и B через улицу Берси. Длина 70 метров (230 футов), каждый из шести уровней простирается над набережной Рапи. [ 36 ] Здание прозвали «пароходом» из-за его огромной длины. [ 34 ] Главным фасадом здания стал виадук со рвом , отделяющим здания от бульвара. Здание Министерства финансов получило неоднозначные отзывы, в том числе сравнение с фашистской и сталинской архитектурой или с платными воротами на автомагистрали . [ 32 ]
Национальная библиотека Франции
[ редактировать ]Открытая в 1996 году Национальная библиотека Франции была последним и самым дорогостоящим из грандиозных проектов, построенных в Париже. [ 4 ] [ 37 ] Он состоит из четырех 25-этажных башен Г-образной формы, представляющих собой открытые книги, «расположенных по углам гигантской платформы вокруг затонувшего сада». [ 38 ] После переезда основных коллекций с улицы Ришелье 15 декабря 1996 года была открыта Национальная библиотека Франции, которая сегодня насчитывает более десяти миллионов томов. [ 39 ] [ 40 ] Строительство библиотеки было сопряжено с огромным перерасходом средств и техническими трудностями, связанными с ее высотным дизайном, настолько, что тогда ее стали называть «TGB» или «Très Grande Bibliothèque». [ 4 ] (т.е. «Очень большая библиотека», саркастический намек на успешную французскую систему высокоскоростных железных дорог TGV ). [ 41 ]
Культурный центр Тибау
[ редактировать ]Культурный центр Жан-Мари Тибау в Нумеа , Новая Каледония , Меланезия, является единственным из Гранд-проектов, построенных за пределами метрополии Франции . Он был построен на месте Фестиваля Меланезия 2000, который состоялся 25 лет назад. [ 42 ] Его проектировал итальянский архитектор Ренцо Пиано . [ 43 ]
Международный центр конференций
[ редактировать ]Международный центр конференций должен был стать последним из грандиозных проектов . Спроектированный Фрэнсисом Солером, победителем Гран-при национальной архитектуры в 1990 году , центр не был построен из-за перерасхода средств Национальной библиотеки. [ 44 ] : 7- Вместо этого на этом месте был построен Музей набережной Бранли по заказу президента Жака Ширака .
Реакция и критика
[ редактировать ]Хотя первоначальная негативная реакция на Grands Projets рассматривалась как продолжение традиционного сдвига власти Парижа на восток/запад, через некоторое время произошел сдвиг во взглядах. Это произошло после того, как многие проекты были построены в рабочей восточной части Парижа, и эти проекты вновь привлекли внимание к Сене. [ 45 ]
Считается дорогим и спорным, [ 13 ] Фроммер сказал: «После завершения большинство из них считались спорными или даже оскорбительными». [ 46 ] Проекты Миттерана подвергались критике как направленные на построение империи, а также как компрометирующие «ткань» Парижа. [ 8 ] Для финансирования проекта пришлось поднять государственные налоги, которые составили огромные 4,6 миллиарда евро , полученные за счет налогов. [ 47 ] [ 48 ] Библиотека подверглась резкой критике со стороны французской прессы и с тех пор страдает от «оперативных проблем» и проблем с обслуживанием. [ 44 ] : 275
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Великая оборонительная арка» . dukegill.com . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Джейкоб Симпсон (11 марта 2003 г.). «Политика городского дизайна» (PDF) . ocw.mit.edu . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Французская культурология . Альфа Академик. 1992 год . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хансер, Дэвид А. (2006). Архитектура Франции . Издательская группа Гринвуд. стр. 29. ISBN 978-0-313-31902-0 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Гольдбергер, Пол (17 мая 1987 г.). «В Париже подтяжка лица в большом стиле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Пил, Клэр; Маскат, Кэти (август 2002 г.). Музеи и галереи Парижа . АПА. ISBN 978-981-234-747-3 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Гольдбергер, с. 2.
- ^ Jump up to: а б Фиерро, Аннет (октябрь 2006 г.). «Стеклянное государство. Технология зрелища», Париж, 1981–1998 гг . МТИ Пресс. Архивировано из оригинала 28 января 2012 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Яари, Моник (2008). Переосмысление французского города: архитектура, жилье и экспозиция после 1968 года . Родопи. п. 396. ИСБН 978-90-420-2500-4 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Коллард, Сью (июнь 1992 г.). «Миссия невыполнима: проекты президента». Французские культурные исследования . 3 (8): 97–132. дои : 10.1177/095715589200300801 . S2CID 190712494 .
- ^ Jump up to: а б ДеРу, Ребекка Дж. (2006). Музейное учреждение и современное искусство: политика художественной экспозиции во Франции после 1968 года . Издательство Кембриджского университета. п. 200. ИСБН 978-0-521-84109-2 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Барнстон, Дебора Ашер (2005). Прозрачное государство: архитектура и политика в послевоенной Германии . Психология Пресс. стр. 216–. ISBN 978-0-415-70019-1 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Inc. Let's Go (8 декабря 2006 г.). Поехали: Париж . Макмиллан. С. 71, 84–. ISBN 978-0-312-36088-7 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Дини, Массимо; Фортепиано, Ренцо (1984). Ренцо Пиано, проекты и постройки, 1964–1. Архитектурная пресса. п. 220. ИСБН 978-0-85139-955-3 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Погребин, Робин (28 марта 2007 г.). «Британский архитектор получил Притцкеровскую премию 2007 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Миттеран - Крупнейшие работы и крупные проекты» . Слово в картинках - Ina.fr. Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Шнайдер, Андреа Купфер (1998). Создание музея Орсе: культурная политика во Франции . Пенн Стейт Пресс. п. 112. ИСБН 978-0-271-01752-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Франсуа Миттеран открывает Музей Орсе - Ina.fr» . Франсуа Миттеран - Слово в образах . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «История: скотобойни в стиле культуры» . Официальный сайт: villette.com. Архивировано из оригинала 13 февраля 2012 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Санитарная запись и журнал санитарного и коммунального строительства . Санитарный паб. Ко. 1899. с. 728 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Большая арка Дефанс, Париж» (PDF) . Основной. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Никола; Берри, Оливер; Фэллон, Стив (2009). Франция . Одинокая планета. п. 207 . ISBN 978-1-74104-915-2 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Нокс, Пол Л. (2 сентября 2009 г.). Города и дизайн . Тейлор и Фрэнсис. п. 114. ИСБН 978-0-415-49288-1 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Мудрый, Майкл З. (1998). Дилемма капитала: поиск Германией новой архитектуры демократии . Принстонская архитектурная пресса. п. 1 . ISBN 978-1-56898-134-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Слессор, Кэтрин (2002). Международный архитектурный ежегодник . Издание изображений. п. 245. ИСБН 978-1-876907-43-3 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Архитектурная мастерская (1996). Архитектурная студия: избранные и текущие работы . Издание изображений. п. 247. ИСБН 978-1-875498-39-0 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Институт Dumonde Arabe: Locations D'espace» . imarabe.org. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Исторический арабский Париж» . imarabe.org. Архивировано из оригинала 25 апреля 2011 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Шарп, Деннис (2002). Архитектура двадцатого века: визуальная история . Издание изображений. п. 412. ИСБН 978-1-86470-085-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Портер, Дарвин; Принц, Дэнфорт (2 сентября 2004 г.). Frommer's® Франция, 2005 г. Фроммера. п. 186. ИСБН 978-0-7645-6893-0 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Опера Бастилия» . atkielski.com/ . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Айерс, Эндрю (25 января 2004 г.). Архитектура Парижа: архитектурный путеводитель . Издание Акселя Менгеса. стр. 190–191. ISBN 978-3-930698-96-7 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Журнал «Среда-суббота» .
- ^ Jump up to: а б Абрам, Дэвид (24 июня 2003 г.). Примерный путеводитель по Франции . Грубые гиды. п. 1266. ИСБН 978-1-84353-056-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «30 лет назад Министерство финансов переехало в Берси…» Economie.gouv.fr (на французском языке). 2019 . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Министерство финансов (Ministere de l'Economie des Finances et du Budget) снаружи; здание А; главный фасад; выходит на бульвар де Берси» . Библиотека Амхерстского колледжа . Проверено 21 мая 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Национальная библиотека Франции – Франсуа Миттеран» . "Тайм Аут Групп" ООО Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Национальная библиотека Франсуа Миттерана» . Галинский. 21 мая 2011 г.
- ^ Рамзи, Рэйлин Л. (2003). Французские женщины в политике: писательская власть, отцовская легитимация и материнское наследие . Книги Бергана. п. 17. ISBN 978-1-57181-082-3 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Тайм-аут Париж . Руководство по тайм-ауту. 22 февраля 2005 г. с. 147 . ISBN 978-1-904978-30-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ «Новая парижская библиотека: мечта или устарела?» . Нью-Йорк Таймс . 30 мая 1995 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Мерфи, Бернис (2002). «Центр культуры Тибау, музей и центр искусств, переопределяющий культурное будущее Новой Каледонии» (PDF) . Гуманитарные исследования . IX (1). Австралийский национальный университет.
- ^ Финдли, Лиза (16 мая 2005 г.). Изменение здания: архитектура, политика и культурное агентство . Психология Пресс. стр. 35–. ISBN 978-0-415-31876-1 . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Фиерро, Аннет (2003). Стеклянное государство: технология спектакля, Париж, 1981–1998 гг . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-06233-6 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Джонс, Колин (4 апреля 2006 г.). Париж: Биография города . Пингвин. стр. 474–. ISBN 978-0-14-303671-5 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Портер, Дарвин; Принс, Дэнфорт (21 сентября 2010 г.). Париж Фроммера 2011 . Фроммера. п. 42. ИСБН 978-0-470-61441-9 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Резник, Джудит ; Кертис, Деннис (25 января 2011 г.). Представление правосудия: изобретения, противоречия и права в городах-государствах и демократических залах суда . Издательство Йельского университета. п. 341 . ISBN 978-0-300-11096-8 . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Фэллон, Стив; Уильямс, Никола (1 октября 2008 г.). Париж: путеводитель по городу . Одинокая планета. п. 49. ИСБН 978-1-74059-850-7 . Проверено 21 мая 2011 г.