Библейский код
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Библейский код ( иврит : הצופן התנ"כי , хацофен хатаначи ), также известный как код Торы , представляет собой предполагаемый набор закодированных слов в еврейском тексте Торы , который, по мнению сторонников, предсказал важные исторические события. Вероятность случайного возникновения библейского кода была тщательно исследована, и в настоящее время она широко считается статистически незначимой , поскольку подобные явления можно наблюдать в любом достаточно длинном тексте. [1] Хотя библейские коды постулировались и изучались на протяжении веков, в наше время эта тема стала популяризироваться Майкла Дроснина книгой «Библейский код» (1997) и фильмом «Код Омега» (1999).
Некоторые тесты, предположительно показывающие статистически значимые коды в Библии, были опубликованы как «сложная головоломка» в рецензируемом академическом журнале в 1994 году. [2] которая была объявлена «решенной» в последующей статье 1999 года, опубликованной в том же журнале. [3]
Обзор
[ редактировать ]Дискуссия вокруг одного конкретного стеганографического метода получила широкое распространение в 1994 году, когда Дорон Вицтум, Элияху Рипс и Йоав Розенберг опубликовали статью «Равноотстоящие последовательности букв в Книге Бытия» в научном журнале Statistical Science . [4] [5] В статье, которая была представлена журналом как «сложная загадка», представлены убедительные статистические доказательства того, что биографические сведения об известных раввинах были закодированы в тексте Книги Бытия за столетия до того, как эти раввины жили. [2]
Метод равноотстоящей последовательности букв
[ редактировать ]Основным методом извлечения предположительно значимых сообщений является эквидистантная последовательность букв (ELS), также называемая dilug. [6] [7] ( דילג , « пропуск [букв] » ). Буквы выбираются на основе начальной точки и подсчета каждой n-й буквы на основе заданного «числа пропуска» в заданном направлении. Например, если взять каждую четвертую букву во фразе « предложение f , прочитав ее задом . an это it EL наперед и игнорируя пробелы, получится S » слово «Самый безопасный»
В некоторых случаях несколько терминов могут быть получены из «массива букв ELS» (текст в сетке с одинаковым количеством букв в каждой строке). В приведенном примере часть (26:5–10) в версии короля Иакова перевода Книги Бытия показана с 21 буквой в строке, показывая ELS для слов «Библия» и «код». [5]
Расширения
[ редактировать ]После того, как определенное слово было найдено с помощью метода ELS, производится поиск других слов на основе того же интервала между буквами. [8] Сторонники кодекса Харалик и Рипс опубликовали пример более длинного расширенного ELS, который гласит: «Я призову вас к разрушению; проклят Бен Ладен, а месть — Мессии». [9]
Сторонники утверждают, что такие расширения ELS, образующие фразы или предложения, имеют статистическую значимость, утверждая, что чем длиннее расширенный ELS, тем меньше вероятность того, что оно станет результатом случайности. [10] Критики отвечают, как и в деконструкции Skeptical Inquirer 1997 года: [11] что более длинный ELS на самом деле представляет собой не что иное, как дальнейшее увеличение количества перестановок с использованием массового применения эффекта поиска в другом месте .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]XIII века Испанский раввин Бахья бен Ашер описал ELS в Библии. Его четырехбуквенный пример относится к традиционной нулевой точке еврейского календаря . В последующие столетия есть намеки на то, что техника ELS была известна, например, в « Пардес Римоним» мистика 16-го века Моше Кордоверо . [12] [13]
В XX веке множество примеров было найдено Михаэлем Бером Вайсмандлем и опубликовано его учениками после его смерти в 1957 году. В 1980-х годах некоторые открытия израильского школьного учителя Авраама Орена привлекли внимание математика Элияху Рипса из университета Еврейского Иерусалим. Затем Рипс приступил к исследованию вместе со своими партнерами по религиоведению Дороном Вицтумом и Александром Ротенбергом, а также с некоторыми другими.
Рипс и Вицтум
[ редактировать ]Рипс, Витцтум и Йоав Розенберг разработали компьютерное программное обеспечение для метода ELS и впоследствии нашли множество примеров. Примерно в 1985 году они решили провести формальный тест, и родился «Великий эксперимент раввинов». Этот эксперимент проверил гипотезу о том, что ELS имен известных раввинов и дат их рождения и смерти образуют более компактное расположение, чем можно было бы объяснить случайно. Их определение «компактного» было сложным, но, грубо говоря, два ELS были компактно расположены, если их можно было отобразить вместе в небольшом окне. Когда Рипс и др. провели эксперимент, данные были измерены и признаны статистически значимыми, что подтверждает их гипотезу.
«Великий эксперимент с раввинами» прошел несколько итераций и в конечном итоге был опубликован в 1994 году в рецензируемом журнале Statistical Science . Редакция была настроена весьма скептически из-за того, что компьютеры можно использовать для «извлечения» данных для выявления закономерностей, которые интуитивно кажутся удивительными, но при тщательном анализе оказываются статистически незначимыми. Хотя они и обнаружили ряд возможных источников ошибок, им не удалось найти никого, кто был бы готов потратить значительное время и энергию, необходимые для надлежащего повторного анализа всех данных. Однако они нашли это интригующим и поэтому решили предложить это как «сложную головоломку» всем, кто в этом заинтересован. Непреднамеренным результатом этого стало то, что посторонние приняли это за подтверждение утверждений газеты. [14]
Другие эксперименты
[ редактировать ]Другой эксперимент, в котором имена знаменитых раввинов сопоставлялись с местами их рождения и смерти (а не с датами), был проведен в 1997 году Гарольдом Гансом, бывшим старшим криптологическим США математиком Агентства национальной безопасности . [15]
Опять же, результаты были интерпретированы как значимые и, таким образом, предполагающие более чем случайный результат. [16] Эти библейские коды стали известны публике прежде всего благодаря американскому журналисту Майклу Дроснину , чья книга «Библейский код» (1997) стала бестселлером во многих странах. Рипс выступил с публичным заявлением о том, что он не поддерживает работу и выводы Дроснина; [17] [18] даже Ганс заявил, что, хотя в книге говорится, что коды Торы можно использовать для предсказания будущих событий, «это абсолютно необоснованно. Для такого утверждения нет ни научной, ни математической основы, а рассуждения раньше приводили к такому вывод в книге логически ошибочен». [19] [18] В 2002 году Дроснин опубликовал вторую книгу на ту же тему под названием «Библейский код II: Обратный отсчет» .
Еврейская информационно-просветительская группа «Айш ха-Тора» использует библейские коды на своих семинарах Discovery, чтобы убедить светских евреев в божественности Торы и побудить их доверять традиционным ортодоксальным еврейским учениям. [20] Использование методов библейского кода также распространилось в определенных христианских кругах, особенно в Соединенных Штатах . Основными ранними сторонниками были Яков Рамбзель , мессианский еврей , и Грант Джеффри . Другая техника библейского кодирования была разработана в 1997 году Дином Кумбсом (тоже христианином). Утверждается, что различные пиктограммы формируются из слов и предложений с использованием ELS. [21]
С 2000 года физик Натан Якоби, еврей-агностик, и инженер Моше Аарон Шак, ортодоксальный еврей, утверждают, что открыли сотни примеров длинных расширенных ELS. [22] Количество расширенных ELS различной длины сравнивается с ожидаемым от незакодированного текста, что определяется формулой теории цепей Маркова . [23]
Критика
[ редактировать ]Точный порядок согласных букв, представленный в масоретском тексте на иврите , не одинаков в рукописях любого периода. , известно Из более ранних версий, таких как Свитки Мертвого моря , что количество букв не было постоянным даже в первые века нашей эры. Таким образом, теория библейского кода, похоже, не объясняет эти различия. [24]
Критика оригинальной статьи
[ редактировать ]В 1999 году австралийский математик Брендан Маккей , израильские математики Дрор Бар-Натан и Гиль Калаи , а также израильский психолог Майя Бар-Хилель статью (совместно известные как «МББК») опубликовали в журнале Statistical Science , в которой утверждали, что случай Витцтума, Рипс и Розенберг (WRR) были «фатально дефектными, и их результат просто отражает выбор, сделанный при планировании эксперимента и сборе для него данных». [25] Перед публикацией статья MBBK была анонимно проверена четырьмя профессиональными статистиками. Во введении к статье Роберт Касс, редактор журнала, ранее назвавший статью WRR «сложной загадкой», написал, что «рассматривая работу Маккея, Бар-Натана, Калаи и Бар-Гиллеля в целом, она действительно кажется, как они приходят к выводу, что загадка решена». [14]
На основе своих наблюдений MBBK создал альтернативную гипотезу , объясняющую «загадку» того, как были обнаружены коды. Аргумент MBBK не был строго математическим, скорее он утверждал, что авторы и участники WRR намеренно:
- Заранее выбрали имена и/или даты и;
- Спроектировали свои эксперименты в соответствии со своим выбором, тем самым добившись «желаемого» результата.
В статье MBBK утверждается, что эксперимент ELS чрезвычайно чувствителен к очень небольшим изменениям в написании наименований, а результат WRR «просто отражает выбор, сделанный при планировании эксперимента и сборе для него данных».
Статья MBBK продемонстрировала, что эта «настройка», в сочетании с тем, что, по утверждениям MBBK, имело имеющееся «пространство для маневра», была способна дать результат, аналогичный результату WRR Genesis в еврейском переводе « Войны и мира» . Впоследствии Бар-Хилель резюмировал мнение MBBK о том, что статья WRR была мистификацией, намеренно и тщательно разработанным «волшебным трюком». [26]
Ответы на критику МББК
[ редактировать ]Гарольд Ганс
[ редактировать ]Гарольд Ганс, бывший криптоаналитик Агентства национальной безопасности , утверждал, что гипотеза MBBK подразумевает сговор между WRR и их соавторами с целью предварительной обманной настройки наименований. Ганс утверждает, что в заговоре должны участвовать Дорон Вицтум, Элияху Рипс и С.З. Хавлин, поскольку все они утверждают, что Хэвлин составил наименования независимо. Ганс далее утверждает, что в таком заговоре должны участвовать многочисленные раввины, написавшие письмо, подтверждающее точность списка Хэвлина. Наконец, утверждает Ганс, в таком заговоре должны также участвовать многочисленные участники городского эксперимента, проводимого Гансом (в том числе и сам Ганс). Ганс заключает, что «количество людей, неизбежно участвующих в [заговоре], вызовет доверие любого разумного человека». [27] Ганс далее утверждал, что, хотя «математические вопросы трудны для понимания нематематиками, я могу подвести итог следующим образом: профессор Маккей и его коллеги никогда не заявляли, что обнаружили настоящие коды в этих текстах, не относящихся к Торе. Их единственными «успешными» результатами были получено путем намеренной фальсификации эксперимента таким образом, чтобы непрофессионал не заметил математических ошибок». [28]
Брендан Маккей ответил, что он и его коллеги никогда не обвиняли Хэвлина или Ганса в участии в заговоре. Вместо этого, по словам Маккея, Хэвлин, вероятно, сделал то, что говорилось в ранних препринтах WRR, предоставив «ценные советы». Точно так же Маккей принимает заявления Ганса о том, что Ганс сам не готовил данные для эксперимента в своих городах. Маккей заключает, что «есть только ОДИН человек, который должен был быть причастен к знанию фейков, и горстка его учеников, которые должны быть вовлечены в сокрытие (возможно, с добрыми намерениями)». [29]
Авторы WRR
[ редактировать ]Авторы WRR опубликовали ряд ответов на претензии МББК, [30] включая утверждение о том, что никакой такой настройки не было и даже не могло быть. [31] В более раннем ответе WRR на запрос авторов MBBK были представлены результаты дополнительных экспериментов, в которых использовались определенные «альтернативные» форматы имени и даты, которых, по предположению MBBK, WRR намеренно избегала. [32] Используя альтернативы MBBK, результаты, полученные WRR, показали эквивалентную или лучшую поддержку существования кодов и, таким образом, бросили вызов утверждению MBBK о «пространстве для маневра». После ответа WRR автор Бар-Натан выступил с официальным заявлением об отсутствии ответа. [33] После серии разговоров с Маккеем и Бар-Хиллелем автор WRR Витцтум ответил в новой статье. [34] утверждая, что Маккей использовал тактику дымовой завесы для создания нескольких подставных аргументов и тем самым избежал доводов авторов WRR, опровергающих MBBK. [35] Витцтум также заявил, что после интервью с ключевым независимым экспертом, нанятым Маккеем для работы над статьей MBBK, некоторые эксперименты, проведенные для MBBK, подтвердили, а не опровергли первоначальные выводы WRR. Витцум задался вопросом, почему MBBK удалил эти результаты. Маккей ответил на эти претензии. [36]
В рецензируемом научном журнале не появилось ни одной публикации, опровергающей статью МББК. , были опубликованы четыре новых статьи о Кодексах Торы . IEEE Computer Society В 2006 году на 18-й Международной конференции по распознаванию образов (ICPR'06), организованной [37]
Роберт Ауманн
[ редактировать ]Роберт Ауманн , теоретик игр и лауреат Нобелевской премии по экономике в 2005 году, много лет следил за исследованиями и полемикой в области библейского кода. Он написал: [38]
Хотя основной тезис исследования кажется совершенно невероятным, в течение многих лет я думал, что для кодов создана железная защита; Я не понимал, как мог быть возможен «обман». Затем последовала работа «оппонентов» (см., например, Маккей, Бар-Натан, Бар-Хилель и Калаи, Statistical Science 14 (1999), 149–173). Хотя эта работа не убедила меня в том, что данными манипулировали, она убедила меня в том, что это могло быть; эта манипуляция была технически возможна.
После анализа эксперимента и динамики разногласий, заявив, например, что «почти все, кто участвовал [в полемике], приняли решение в самом начале игры», Ауманн пришел к выводу:
Априори тезис об исследовании Кодексов кажется крайне невероятным ... Исследования, проведенные под моим собственным руководством, не смогли подтвердить существование Кодексов – хотя и не установили их несуществования. Поэтому я должен вернуться к своей априорной оценке, что феномен Кодов маловероятен». [39]
Роберт Харалик
[ редактировать ]Роберт Харалик , профессор компьютерных наук Городского университета Нью-Йорка , много лет проверял Библейский код и убедился в его достоверности. Он провел новый эксперимент, проверяя, есть ли, помимо минимального ELS, – в котором было известно, что список WRR был успешным в книге «Бытие», а список MBBK – в «Войне и мире», существовали ли другие, неминимальные ELS, в которых существует конвергенция между имена раввинов и их соответствующие даты. Это привело к проверке сходимости, обнаруженной на 2-м минимальном ELS, 3-м минимальном ELS и так далее. По словам Харалика, результаты были впечатляющими; Список WRR был успешным до 20-го минимального ELS, тогда как список MBBK терпел неудачу после 2-го минимального ELS. [40] Харалик читал лекцию на эту тему перед участниками международной конференции по распознаванию образов в 2006 году. [41]
Критика Михаила Дроснина
[ редактировать ]Книги журналиста Дроснина [42] подверглись критике со стороны тех, кто считает, что библейский код реален, но не может предсказать будущее. [43] По поводу заявления Дроснина об убийстве Ицхака Рабина Дроснин написал в своей книге «Библейский код» (1997), что « Игаля Амира невозможно было найти заранее». Критики отметили огромную ошибку в «коде», который, как утверждал Дроснин, нашел: Дроснин неправильно использовал библейский стих Второзаконие 4:42 . Ученые отмечают; «Например, снова цитируя отрывок, пересекающийся с Рабином: этот отрывок из Второзакония 4:42, но Дроснин игнорирует слова, следующие сразу за «убийцей, который убьет». Далее следует фраза «невольно» ( бивели даат Это потому, что в этом стихе речь идет о городах-убежищах, где случайные убийцы могут найти убежище. В этом случае сообщение будет относиться к случайному убийству (или совершенному) Рабина и, следовательно, будет неправильным. стр. 17) якобы содержит «полное» описание террористического взрыва автобуса в Иерусалиме 25 февраля 1996 года. Оно включает фразу «огонь, сильный шум», но упускает из виду тот факт, что буквы, составляющие эти два слова, на самом деле являются частью более крупной фразы из Бытие 35:4, где говорится: «под терпентином, который близ Сихема». Если в этой фразе действительно говорится о взрыве автобуса, почему бы не использовать ее как указание на то, что это произойдет в Наблусе, на месте древнего Сихема?» [44]
Дроснин также сделал ряд заявлений и предполагаемых предсказаний, которые с тех пор не оправдались. Среди наиболее важных Дроснин в своей книге «Библейский код II», опубликованной 2 декабря 2002 года, ясно заявляет, что должна была произойти мировая война, включающая «атомный холокост», который якобы станет концом света. [45] Еще одно утверждение, которое Дроснин делает в «Библейском коде II», заключается в том, что Ливия разработает оружие массового уничтожения, которое затем будет передано террористам, которые затем будут использовать его для нападения на Запад (в частности, на Соединенные Штаты). [46] На самом деле, Ливия улучшила отношения с Западом в 2003 году и отказалась от всех своих существующих программ создания оружия массового уничтожения. [47] Последнее утверждение, сделанное Дросниным в «Библейском кодексе II», заключалось в том, что лидер Палестинской автономии Ясир Арафат якобы будет застрелен боевиками, которые, как конкретно заявил Дроснин, будут из палестинского движения Хамас. [48] Это предсказание Дроснина также не оправдалось, поскольку Ясир Арафат умер 11 ноября 2004 года. [49] того, что позже было объявлено естественными причинами (в частности, инсульт, вызванный неизвестной инфекцией). [50] [51]
См. также
[ редактировать ]- Выравнивание случайных точек – явление в статистике.
- Библейская археология – археологическая субдисциплина.
- Библиомантия – использование книг в гадании.
- Предвзятость подтверждения - предвзятость, подтверждающая существующие отношения.
- Английская каббала - система английской каббалы Джеймса Лиза
- Гематрия – метод нумерологии
- Изопсефия – греческая нумерологическая практика.
- Нумерология – Мистические свойства чисел
- Код Корана - Гипотетический математический код в Коране.
- Теория Рамсея - Раздел математической комбинаторики.
- Шемхамфораш – скрытое имя Бога в иудаизме и оккультизме.
- Синхронность - юнгианская концепция значимости акаузальных совпадений.
- Теоматика - нумерологическое исследование христианской Библии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккей, Брендан; Бар-Натан, Дрор; Бар-Гилель, Майя; Калаи, Гил (май 1999 г.). «Решение головоломки с библейским кодом» . Статистическая наука . 14 (2): 150–173. дои : 10.1214/ss/1009212243 . ISSN 0883-4237 .
- ^ Jump up to: а б «Равноотстоящие последовательности букв в Книге Бытия» (PDF) .
- ^ Касс, Роберт Э. (май 1999 г.). «Введение в «Решение головоломки с библейским кодом» Брендана Маккея, Дрора БарНатана, Майи БарХилель и Гила Калаи» . Статистическая наука . 14 (2): 149. дои : 10.1214/ss/1009212242 . ISSN 0883-4237 .
- ^ Торрес, Монти (2 февраля 2012 г.). «Секретные коды в Библии и Торе? Следователи ДА!» . КМПХ . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Дорон Витцтум; Элияху Рипс; Йоав Розенберг (1994). «Равноотстоящие последовательности букв в Книге Бытия». Статистическая наука . 9 (3): 429–438. CiteSeerX 10.1.1.495.9620 . дои : 10.1214/ss/1177010393 .
- ^ «Разъяснение Кодексов Торы» . Aish.com . 2011.
- ^ «Рамбам и библейские коды» . Ресурсный центр по распространению Торы в Хьюстоне .
- ^ Шак, Моше Аарон. 2004. Прорыв в библейских кодах . Монреаль: Книги о зеленых шнурках. 38
- ^ Харалик, Роберт М.; Рипс, Элияху; Глазерсон, Матияху (2005). Кодексы Торы: взгляд в бесконечность . Издательство Мазал и Брача. п. 125. ИСБН 0-9740493-9-5 .
- ^ Шерман, Р. Эдвин, с Якоби и Суони. 2005. Библейский код Bombshell Green Forest, Арканзас: New Leaf Press. 95–109
- ^ Томас, Дэйв (1 ноября 1997 г.). «Скрытые послания и библейский код» . Скептический исследователь . ЦСИКОП . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ «Разъяснение Кодексов Торы» . 2 августа 2011 г.
- ^ «Рамбам и библейские коды» .
- ^ Jump up to: а б Касс, Р.Э. (1999). Введение в «Решение головоломки с библейским кодом», авторы Брендан Маккей, Дрор Бар-Натан, Майя Бар-Хилель и Гил Калай, Statistical Science, 14 . projecteuclid.org. п. 149.
- ^ «Каббала, Тора и Кодексы Торы – Люди» . www.torahcode.net .
- ^ «Публичное заявление Гарольда Ганса» (PDF) .
- ^ «Публичное заявление доктора Рипса о теориях Майкла Дроснина» . despatch.cth.com.au.
- ^ Jump up to: а б Стенгер, Виктор Дж. (2009). Нашла ли наука Бога?: Последние результаты в поисках цели во Вселенной . Книги Прометея. п. 230. ИСБН 978-1-61592-158-4 .
- ^ «Библейский кодекс – словарь скептика» . www.skepdic.com .
- ^ «Библейские коды» . aish.com .
- ^ «Пиктограммы библейского кода. Библейские коды, образующие изображения, предсказывающие будущее» . библия-коды.org . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Найди то, что ищешь» . biblecodedigest.com. Архивировано из оригинала 26 октября 2010 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Шерман, Р. Эдвин, с Якоби и Суони. 2005. Библейский код Bombshell Green Forest, Арканзас: New Leaf Press. 281–286
- ^ Дж. Скотт Дюваль, Дж. Дэниел Хейс, 2012, Понимание Слова Божьего: практический подход к чтению, толкованию и применению Библии , стр. 337. «Научные опровержения библейских кодов были разрушительными. Эти опровержения предоставили убедительные доказательства того, что в ELS нет ничего мистического или божественного. Аргументы, выдвигаемые против этого метода поиска секретных сообщений, делятся на две основные категории: относящиеся к вероятности, и это касается текстовых вариаций … Текстовые вариации: Еще одним недостатком подхода ELS является то, что его сторонники, похоже, не знают о вариациях в тексте Ветхого Завета …»
- ^ Б. Маккей; Д. Бар-Натан; М. Бар-Хилель и Г. Калаи (1999). «Решение головоломки с библейским кодом. Статистическая наука 14» . Статистическая наука . 14 (2). projecteuclid.org: 150–173. дои : 10.1214/ss/1009212243 .
- ^ Майя Бар-Хилель и Авишай Маргали (декабрь 1999 г.). «Безумие в методе» . Дартмут.edu. Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ Х. Дж. Ганс. «Букварль по спорам о Кодексах Торы для мирян (часть 1)» . aish.com. Архивировано из оригинала 18 марта 2008 года . Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ «Вблизи с Гарольдом Гансом» . Еврейское действие . 2 сентября 2007 г.
- ^ Б. Маккей (2003). «Краткие заметки о Гансе Праймере» . cs.anu.edu.au. Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ «Опровержения» . Архивировано из оригинала 9 марта 2001 года.
- ^ «Нет такого тюнинга» . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
- ^ "Ответ" . Архивировано из оригинала 1 июля 1998 года.
- ^ «Отсутствие ответа» . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Новые статистические доказательства подлинного кода в книге Бытия» . www.torahcodes.co.il . Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года.
- ^ «Дымовая завеса» . www.torahcodes.co.il . Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 года.
- ^ «По поводу ответа Вицтума на нашу статью «Кодексы в войне и мире – ответ Дорону Вицтуму» » . Cs.anu.edu.au. 15 июня 2001 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «18-я Международная конференция по распознаванию образов, 2006 г.» . 1 . 8 августа 2006 г.: i – iii. doi : 10.1109/ICPR.2006.10 – через IEEE Xplore.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Анализ отчета комитета «Ганс»» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2006 г. Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ ^ Ауманн, Р.Х., Х. Фюрстенберг, И. Лапидес и Д. Вицтум (июль 2004 г.) (PDF). Анализ отчета комиссии "Ганс" (№365). Центр изучения рациональности Еврейского университета в Иерусалиме. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2006 г. Проверено 2 мая 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) . Проверено 20 июня 2006 г. - ^ «Коды Торы: избыточное кодирование». CiteSeerX 10.1.1.541.1278 .
- ^ «Проверка гипотезы Кодекса Торы: Протокол эксперимента» (PDF) .
- ^ «Ученые утверждают, что Библия написана с помощью кода, который предсказывает будущие события» . Большое Думай . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ «Библейский код» . Лидеру.com . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Тигай, Джеффри Х. (13 октября 1999 г.). «Библейские «Коды»: текстовая перспектива» . Sas.upenn.edu . Архивировано из оригинала 15 мая 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Дроснин, Михаил (2001). Библейский кодекс II: Обратный отсчет . ISBN 978-0-14-200350-3 . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Дроснин, Михаил (2001). Библейский кодекс II: Обратный отсчет . ISBN 978-0-14-200350-3 . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Ливия отказывается от ядерного и химического оружия» . Commondreams.org. 20 декабря 2003. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Дроснин, Михаил (2001). Библейский кодекс II: Обратный отсчет . ISBN 978-0-14-200350-3 . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Палестинский лидер Арафат умирает в возрасте 75 лет» . CNN . 11 ноября 2004 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2010 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Эрлангер, Стивен; Альтман, Лоуренс К. (14 декабря 2003 г.). «Арафат умер от инсульта, связанного с инфекцией, как показывают записи. Обзор считает отравление маловероятным, опровергая слухи о том, что палестинский лидер болен СПИДом» . Хроники Сан-Франциско – SFGate . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Эрлангер, Стивен; Альтман, Лоуренс К. (8 сентября 2005 г.). «Медицинские записи говорят, что Арафат умер от инсульта» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дроснин, Михаил (1997). Библейский кодекс . США: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-81079-4 .
- Дроснин, Михаил (1997). Библейский кодекс . Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-81995-Х .
- Дроснин, Михаил (2002). Библейский код II: Обратный отсчет . США: Книги викингов. ISBN 0-670-03210-7 .
- Дроснин, Михаил (2002). Библейский код II: Обратный отсчет . Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84249-8 .
- Дроснин, Михаил (2006). Библейский код III: Поиски . Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84784-8 .
- Даннинг, Брайан (5 июня 2007 г.). «Скептоид № 408: Библейский код: загадки для чайников» . Скептоид .
- Джексон, Аллин; Штернберг, Шломо (сентябрь 1997 г.). «Библейский код: обзор книги» (PDF) . Уведомления АМС . Американское математическое общество .
- Сатиновер, Джеффри (1997). Взлом библейского кода . Нью-Йорк: У. Морроу. ISBN 0-688-15463-8 .
- Стэнтон, Фил (1998). Библейский код: факт или ложь? . Уитон, Иллинойс: Crossway Books. ISBN 0-89107-925-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Библейский кодекс» , стенограмма истории, вышедшей в эфир на BBC Two в четверг, 20 ноября 2003 г., с комментариями Дроснина, Рипса и Маккея.
- Скрытые послания и Библейский код от Комитета по научному расследованию утверждений о паранормальных явлениях , издателя Skeptical Inquirer Magazine журнала