Бахья бен Ашер
Раввинские эпохи |
---|
Бахья ибн Ашер ибн Халава ( خای بن اشر عبن خلوا , 1255–1340) — раввин и исследователь иудаизма , наиболее известный как комментатор еврейской Библии . Он - один из двух ученых, которых теперь называют Рабейну Бехайе , а второй - философ Бахья ибн Пакуда .
Биография
[ редактировать ]Бахья был учеником раввина Шломо ибн Адерета ( Рашба ). В отличие от последнего, Бахья не публиковал комментарии к Талмуду; однако еврейские ученые считают его одним из самых выдающихся экзегетов Испании библейских . Он «с рвением исполнял» обязанности даршана (на иврите «истолкователь») в своем родном городе Сарагосе , разделяя эту должность с несколькими другими. Он похоронен в Кадариме , Израиль, в нескольких минутах ходьбы от пророка Аввакума .
Работает
[ редактировать ]Основная работа Бахьи — его комментарий к Торе (пяти книгам Моисея), но он известен и другими, особенно «Кад ха-Кема» .
Комментарий Торы
[ редактировать ]Комментарий к Торе - "מדרש רבינו בחיי על התורה" - пользовался большой популярностью, о чем свидетельствуют многочисленные опубликованные к нему суперкомментарии (не менее десяти насчитывает Бернштейн ( Monatsschrift xviii. 194-196)). Благодаря большому пространству, отведенному Каббале, работа имела особую ценность и для каббалистов.
Считалось, что его форма «черпает особое очарование»: каждому парашаху , или еженедельному уроку, предшествует введение, подготавливающее читателя к обсуждению фундаментальных идей; и это введение имеет девиз в виде какого-то стиха, выбранного из Книги Мишлей (Притчей) . Более того, часто задаваемые вопросы вынуждают читателя принять участие в мыслительных процессах автора; тем самым устраняется и опасность монотонности.
При подготовке своего комментария он «тщательно исследовал» труды бывших толкователей Библии , используя все методы, применявшиеся ими в своих интерпретациях; хотя раввин Бахья также пользовался нееврейскими источниками. В своем толковании Библии Бахья взял за образец раввина Моисея бен Нахмана ( Нахманида ) или Рамбана , учителя раввина Шломо ибн Адерета, который был первым крупным комментатором, широко использовавшим Каббалу как средство интерпретации Торы. Он перечисляет следующие четыре метода, каждый из которых, по его мнению, необходим экзегету: [ нужна ссылка ]
- Пешат , «простой» смысл текста сам по себе.
- Мидраш . или агадическая экзегеза
- Логический анализ и философская экзегеза. Его цель — продемонстрировать, что философские истины уже воплощены в Библии, которая, будучи творением Бога, превосходит всю мудрость человека. Поэтому он признает результаты философской мысли лишь постольку, поскольку они не противоречат еврейской традиции.
- Метод Каббалы , названный им «путем света», по которому должна идти ищущая истину душа. Именно с помощью этого метода, считает Бахья, можно раскрыть глубокие тайны, сокрытые в Библии. Вообще говоря, рабби Бахья не раскрывает никаких своих каббалистических источников, кроме общих ссылок на Сефер ха-Бахир и труды Нахманида . Он упоминает Зоар только дважды.
Комментарий был впервые напечатан в Неаполе в 1492 году; Более поздние издания комментария появились в Пезаро в 1507, 1514 и 1517 годах; Константинополь, 1517 г.; Римини, 1524 г.; Венеция, 1544, 1546, 1559, 1566 и позже.
Другие работы
[ редактировать ]Следующим наиболее известным произведением Бахьи является его «Кад ха-Кема» (כד הקמח, «Мучная банка»; Константинополь , 1515 г.). Он состоит из шестидесяти глав, расположенных в алфавитном порядке, содержащих беседы и рассуждения о требованиях религии и морали, а также как еврейские ритуальные практики. «Кад ха-Кема» — это произведение мусара (этики) и философии: Его считают этическим произведением, поскольку его цель — способствовать нравственной жизни; это философский труд, в котором Рабейну Бахья пытается придать своим этическим учениям философский аспект. В этой работе Бахья обсуждает следующие темы: вера и вера в Бога; божественные атрибуты и природа провидения; обязанность любить Бога и ходить пред Богом в простоте и смирении сердца; страх Божий; еврейская молитва ; доброжелательность и любовь к человечеству; мир; отправление правосудия и святость присяги; обязанность уважать собственность и честь ближнего; еврейские праздники и галаха («еврейский закон»).
Еще одно произведение Бахьи - «Шулхан Шел Арба» («Стол четырех»). Он состоит из четырех глав, первые три из которых содержат религиозные правила поведения в отношении различных трапез , а четвертая глава посвящена пиру праведников в мире грядущем . Он также часто публиковался, и первое мантуйское издание 1514 года было ошибочно приписано Нахманиду.
Рабби Бахье мог написать произведение под названием «Хошен ха-Мишпат» ( «Нагрудник суда» ). Ссылка на эту работу сделана им только один раз, и неизвестно, была ли эта работа написана на самом деле или нет.
Работы ему ошибочно приписаны
[ редактировать ]Ряд работ, автором которых является просто «Бахья» или авторы которых неизвестны, приписываются раввину Бахье бен Ашеру. Многие современные специалисты по трудам раввина Бахии показали, что многие из этих приписываний являются ложными. [ нужна ссылка ]
- Ха-Эмуна ве-ха-Биттахон (Корец, 1785 г.)
- Маарехет ха-Элохут (Мантуя, 1558 г.)
- Маамар ха-Сехель (Кремона, 1557 г.)
Одна книга, якобы написанная Бахьей и отредактированная М. Хомбургом под названием «Соба Семахот» («Полнота радости») как комментарий к Книге Иова , на самом деле представляет собой компиляцию, составленную более поздним редактором из двух реальных книг Бахье. произведения Кад ха-Кема (Константинополь, 1515 г.) и Шулхан шел Арба (Мантуя, 1514 г.).
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «БАХЬЯ (БЕХАЙ) БЕН АШЕР БЕН ХАЛАВА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.