Jump to content

Ульмская школа дизайна

Координаты : 48 ° 22'50 "N 9 ° 57'10" E  /  48,38056 ° N 9,95278 ° E  / 48,38056; 9,95278
Здание Ulm HfG, спроектированное Максом Биллом и завершенное в 1955 году.
Здание Ulm HfG, фотография Ганса Г. Конрада .
Модель для постоянного изучения мастерской Томаса Мальдонадо .

Ульмская школа дизайна ( нем . Hochschule für Gestaltung Ulm ) — колледж дизайна , расположенный в Ульме , Германия . Она была основана в 1953 году Инге Айхер-Шолль , Отлом Айхером и Максом Биллом , последний был первым ректором школы и бывшим студентом Баухауза . HfG быстро завоевал международное признание, подчеркивая целостный, междисциплинарный контекст дизайна, выходящий за рамки подхода Баухауза, объединяющего искусство, ремесло и технологии. Предметы социологии, психологии, политики, экономики, философии и системного мышления были интегрированы с эстетикой и технологиями. Во время работы HfG в 1953–1968 годах прогрессивные подходы к процессу проектирования были реализованы в отделах дизайна продукции, визуальных коммуникаций, промышленного строительства, информации и кинопроизводства.

Здание HfG было спроектировано Максом Биллом и сегодня остается нетронутым как исторически важное и функциональное здание, находящееся под эгидой Фонда Ульма. HfG был самым прогрессивным учебным заведением дизайна в 1950-х и 1960-х годах и пионером в изучении семиотики . Она считается одной из значимых школ дизайна в мире, равной по влиянию Баухаусу. [ 1 ] [ 2 ]

История HfG развивалась благодаря инновациям и изменениям в соответствии с их собственным представлением о школе как об экспериментальном учреждении. Это привело к многочисленным изменениям в содержании, организации занятий и продолжающимся внутренним конфликтам, которые повлияли на окончательное решение о закрытии HfG в 1968 году. [ 3 ] Хотя школа прекратила свою деятельность через пятнадцать лет, «Модель Ульма» продолжает оказывать большое влияние на международное дизайнерское образование.

Плакат разработан Маргарет Кёглер в классе Отла Айхера.

Предыстория и ранняя политическая история

[ редактировать ]

Послевоенные годы, между 1945 и 1952 годами, в Западной Германии характеризовались тяжелыми планами реструктуризации и финансирования, такими как план Маршалла .

Истоки HfG восходят к инициативе брата и сестры Фонда Шолля. Фонд Шолля был создан в 1950 году Инге Шолль в память о своих братьях и сестрах Софи и Хансе Шоллях , членах группы сопротивления « Белая роза », казнённых в 1943 году национал-социалистами ( нацистами ).

В 1946 году Инге Шолль вместе с Отлем Айхером и группой молодых интеллектуалов задумались о создании учебно-исследовательского учреждения, которое бы способствовало развитию идеала гуманистического образования и связывало творческую деятельность с повседневной жизнью. Они будут стремиться к этой цели в контексте культурной реконструкции немецкого общества, морально разрушенного нацизмом и Второй мировой войной. Проект финансировался за счет притока миллиона марок Джона Макклоя из американского верховного командования Германии в послевоенную руководящую структуру.

Благодаря контактам с Максом Биллом и Вальтером Гропиусом , Фонд также получил финансовую поддержку от Федерального финансового управления Германии и от Европейской помощи Европе, а также частные пожертвования и финансирование отрасли. [ 4 ]

Часы, разработанные Максом Биллом для Юнгханса во время его пребывания в HfG.

HfG начал управлять новым колледжем в 1953 году под руководством Макса Билла, бывшего студента Баухауса, в качестве ректора. 3 августа того же года началась работа в залах Ульмской «Volkshochschule» (учебного заведения для взрослых) с преподавателями, состоявшими из Йозефа Альберса , Йоханнеса Иттена и Вальтера Петеранса (бывших преподавателей Баухауза) и Хелен Нонне-Шмидт (выпускница Баухауза). ). Позже в состав факультета HfG войдут Ханс Гугелот , Отль Айхер , Томас Мальдонадо , Фридрих Фордемберге-Гилдеварт и Вальтер Цейшегг. [ 4 ] Были приглашены выдающиеся приглашенные лекторы, представляющие самые разные дисциплины, в их число входили: Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Чарльз и Рэй Имс , Герберт Байер , Йозеф Мюллер-Брокманн , Рейнер Бэнхам , Бакминстер Фуллер , Хьюго Херинг , Конрад Ваксман , Норберт Винер , Ральф. Эллисон и Миа Сигер.

Обучение велось по учебной программе, рассчитанной на четыре года. Первый учебный год был посвящен базовому курсу, а затем студенты выбирали специальности «Проектирование изделий», «Визуальные коммуникации», «Промышленное строительство», «Информация» (которая продолжалась до 1962 года) и «Кинопроизводство», которые до 1961 года принадлежали кафедре «Визуальные коммуникации», а с 1962 года стали самостоятельными. .

В 1953 году было сдано в эксплуатацию новое здание, спроектированное Максом Биллом, и торжественное открытие состоялось 2 октября 1955 года. Строительный комплекс HfG был одним из первых в Германии, построенных в виде железобетонных конструкций с просторными мастерскими, общежитиями и столовой. Интерьеры и мебель были спроектированы для гибкого использования, а открытые террасы часто использовались для лекций.

Внутренние конфликты

[ редактировать ]
Скамейка, разработанная Максом Биллом и Хансом Гугелотом. Эта универсальная и функциональная дизайнерская мебель использовалась для различных целей в мастерских HfG Ulm.

В 1956 году Макс Билл ушел с поста ректора из-за изменений в академическом развитии и различий в подходах к преподаванию в школе дизайна. Томас Мальдонадо занял его место на посту ректора. Билл продолжал преподавать, но в конце концов покинул школу в 1957 году. Макс Билл предпочитал подход к преподаванию, который следовал за продолжением «героической» традиции Баухауза, основанной на модели искусств и ремесел , в которой художник-дизайнер видел свою главную роль в продукте. развитие как формообразование. Ключевой целью Баухауза было также обеспечить, чтобы художник-дизайнер, придающий форму, учитывал технологию материалов и методы массового производства. Однако многие преподаватели HfG, особенно те, кто преподавал теоретические курсы, стремились сделать упор на аналитические методы, охватывающие социологические, экономические, психологические и физиологические аспекты.

Среди них был Томас Мальдонадо, который рассматривал процесс проектирования как систему, сочетающую в себе как научное, так и интуитивное мышление. Эстетические соображения больше не были основной концептуальной основой дизайна. Профессиональный дизайнер будет «интегратором», отвечающим за интеграцию большого количества специальностей в дополнение к эстетике, в основном за разнообразные требования к материалам, производству и контексту использования продукта, а также соображения удобства использования, идентичности и маркетинга. [ 5 ] Под руководством Мальдонадо школа отказалась от фокуса Макса Билла на «художника» и предложила новую философию образования как «оперативную науку», подход системного мышления, который воплощал в себе как искусство, так и науку.

Дизайн фирменного стиля Lufthansa.

Уход Макса Билла также ознаменовал новый этап: создание «групп развития», специально созданных для установления связей с промышленностью. Многие из получившихся проектов сразу же пошли в производство. Среди наиболее успешных было аудиооборудование для компании Braun , фирменный стиль немецкой авиакомпании Lufthansa и надземные поезда для железной дороги Гамбурга . Эти промышленные комиссии принесли школе богатый опыт преподавания, оказали решающее влияние и укрепили ее репутацию.

Осенью 1958 года в HfG, через пять лет после его открытия, прошла крупная выставка. HfG был впервые представлен широкой публике, продемонстрировав как результаты работы студенческих мастерских, так и работу преподавателей. В том же году вышел первый номер журнала HfG «ulm», который выходил на немецком и английском языках и продолжался до закрытия школы в 1968 году.

Процесс формального образования продолжал развиваться в течение 1960-х годов. Такие учителя, как математик Хорст Риттель , социолог Ханно Кестинг и промышленный дизайнер Брюс Арчер, выступали за методологию проектирования, основанную прежде всего на аналитических исследованиях, включая бизнес-анализ. Этот подход вызвал внутренние конфликты, поскольку Отл Айхер, Ханс Гугелот, Вальтер Цейшегг и Томас Мальдонадо сопротивлялись такому чрезмерному аналитическому акценту и вместо этого утверждали, что процесс проектирования должен быть чем-то большим, чем просто «методом анализа». Это должен быть баланс между искусством и наукой, например, при изучении семиотики .

Чашка как часть штабелируемой посуды для отелей, разработанная Гансом Ником Рерихтом для дипломной работы в 1958 и 1959 годах.

Результатом этих дебатов стала великолепная выставка работ, созданная в классах HfG и продемонстрировавшая успешный баланс искусства и науки. Первоначально выставка проходила в Ульме и Штутгарте в 1963 году, затем в Neue Sammlung в Мюнхене и в Стеделик-музее в Амстердаме. Помимо фундаментальных дебатов по поводу учебной программы, были внесены изменения в конституцию и вновь введено назначение единого ректора вместо Совета управляющих.

Закрытие HfG

[ редактировать ]

«Семейные» ссоры по поводу направления учебной программы привели в 1963 году к нападкам прессы на HfG. Парламент Баден-Вюртемберга неоднократно обсуждал, заслуживает ли школа субсидий. Проблемы становились все чаще. После того, как парламент безуспешно потребовал, чтобы HfG присоединился к Ульмской инженерной школе, федеральные субсидии были отменены, и финансовое положение стало несостоятельным.

С прекращением грантов Фонд школы оказался в долгах. В 1968 году часть учителей была уволена из-за тяжелого материального положения, а количество классов сократилось. В ноябре региональный парламент проголосовал за прекращение всего финансирования, поэтому в том же году школа была закрыта на фоне протестов.

Учебный план

[ редактировать ]
Автомобиль, разработанный Клаусом Криппендорфом для выпускного дипломного проекта по дизайну продуктов.

Обучение длилось 4 года. Первый год был посвящен базовому курсу дизайна ( «Воркурс» ), призванному компенсировать дефицит начального и среднего образования в плане творческой проектной деятельности.

Второй и третий годы обучения были посвящены факультативной специализации: дизайн продукции , промышленное строительство , визуальные коммуникации и информация , кинопроизводство позже было добавлено .

Последний год обучения был предназначен для дипломной работы. План стал предметом исследований, которые были проведены в отношении новых подходов к проектированию и затем внедрены на каждом факультете специальности. [ 4 ]

Базовый курс

[ редактировать ]

Студенты всех программ прошли один и тот же базовый курс дизайна, который длился год. Этот курс был обязательным перед переходом к одной из пяти программ специализации, предлагаемых учреждением. Содержание курса было:

  • Визуальные эксперименты: двух- и трехмерные исследования, основанные на представлениях и учениях о симметрии и топологии.
  • Мастер-классы: дерево, металл, пластик, фотография и т.д..
  • Презентация: конструктивное рисование, письмо, речь, от руки и т. д.
  • Методология: введение в логику, математику, комбинаторику и топологию.

Отдел дизайна продукции

[ редактировать ]
Проект Скутер-Фургон второго курса Product Design.
Дизайн Майкла Конрада, Пио Манцу и Фрица Буша.

Отдел дизайна продукции имел больше достижений, и это радикально изменило представление о промышленном дизайне . Развитие новых методов массового производства во время Второй мировой войны заставило дизайнера перестать ориентироваться в первую очередь на художественную точку зрения профессии. Поэтому в преподавании HfG повышенное внимание уделяется научно-техническим соображениям, что в большей степени соответствует времени, а также процессам промышленного производства, которые определяют качество конечного продукта и влияют на его эстетическую форму.

  • Обучение производству: проектирование изделий, организация эксплуатации, процессы, процедуры, расчеты.
  • Технологии: Черные металлы, цветные металлы, древесина, пластмассы и технологии формовки.
  • Технологии строительства.
  • Математический анализ операций: теория групп, статистика, стандартизация.
  • Научные теории.
  • Эргономика: Человеко-машинные системы .
  • Теории восприятия, особенно социального
  • Механика: Кинематическая, динамическая и статическая.
  • Авторское право и прочее.

Департамент визуальных коммуникаций

[ редактировать ]

Сначала кафедра называлась «Визуальный дизайн», но быстро стало ясно, что их целью является решение проблем дизайна в области средств массовой информации , поэтому в 1956/56 учебном году название изменилось на «Кафедра визуальных коммуникаций».

Учебная программа включала разработку и внедрение визуальных репортажей, систем новостей и средств передачи информации. Особое внимание уделялось планированию и анализу современных средств коммуникации с четким акцентом на иллюстративное искусство. Мальдонадо также представил изучение семиотики. Этот отдел тесно сотрудничал с Департаментом информации. Хотя HfG дистанцировалась от связи с рекламной индустрией в СМИ.

HfG работал в первую очередь в области убедительной коммуникации в таких областях, как системы дорожных знаков для транспортных средств и пешеходов, планы технического оборудования, визуальный перевод научного контента для легкого понимания и единство коммуникационных материалов компании.

Подход к обучению

[ редактировать ]
Схематическое учение HFG Ulm. Проект школы характеризовался формулировкой схемы обучения в области искусства и науки.

В первые годы работы под руководством Макса Билла преподавание в школе основывалось на принципах Баухауза, где дизайнер имел профиль скорее артистического, чем аналитического. Основываясь на несоответствиях между подходом Билла и подходами других учителей, в том числе системными принципами Томаса Мальдонадо, школа сместила свою идеологию в сторону более методологической и структурированной области обучения, но в которой также активно учитывалась эстетика в качестве основного фактора. В результате появилась академическая программа с общим базовым курсом и введением в сводные теоретические дисциплины. Новый подход к преподаванию дизайна стал известен как «Модель Ульма», который значительно повлиял на мировое образование в области дизайна, особенно на промышленный дизайн , поскольку репутация HfG распространилась, и многие выпускники HfG основали образовательные программы под влиянием Ульма по всему миру.

Сотрудничество с Брауном

[ редактировать ]

В середине 1950-х годов HfG и Braun начали этап сотрудничества. Брауну нужно было выделиться среди конкурентов, и он попросил Отла Айхера, Ханса Гугелота и студентов поработать над новыми разработками для компании. Дитер Рамс , недавно нанятый дизайнер Braun, сотрудничал с HfG в разработке перспективного подхода к дизайну продукции Braun. Благодаря этому партнерству был разработан «стиль Брауна», и, по словам Томаса Мальдонадо, «стиль отличался от стиля Оливетти , который стремился к единству в разнообразии , в то время как стиль Брауна стремился к единству продукта и его согласованности с другими продуктами . По этой причине Коллаборация Braun-HfG стала мощным испытательным стендом для разработки «честной» формы и связной идентичности в качестве альтернативы случайному «стилю» отдельных объектов. [ 6 ]

Наследие

[ редактировать ]

До основания Ulm HfG в 1953 году не существовало систематического подхода к дизайнерскому образованию. HfG стала пионером в интеграции науки и искусства, создав тем самым преподавание дизайна, основанное на структурированном подходе к решению проблем: размышления о проблемах использования людьми, знание материалов и производственных процессов, методы анализа и синтеза, выбор и обоснование проективных подходов. альтернативы, акцент на научных и технических дисциплинах, рассмотрение эргономики, интеграция эстетики, понимание семиотики и тесные академические связи с промышленностью. По сути, «Ульмская модель» представляла собой ранние основополагающие принципы дисциплины управления дизайном .

Здания Ульмской школы дизайна, спроектированные Максом Биллом , и окружающие их зеленые насаждения содержатся в хорошем состоянии, используются различными организациями и считаются важным наследием.

Экспонаты

[ редактировать ]

С сентября 2011 по апрель 2012 года в Disseny Hub в Барселоне проходила выставка, посвященная Ульмской школе дизайна. Это называлось системным дизайном. Ульмская школа . [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Известные инструкторы HfG

[ редактировать ]
  1. ^ Линдингер, Герберт. (1991) Ulm Design: Мораль объектов , MIT Press. ISBN   0262121476
  2. ^ Шпиц, Рене. (2002) Ульмская школа дизайна: взгляд на передний план , издание Акселя Менгеса. ISBN   3932565177
  3. ^ «Введение в историю HFG Ulm» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 г. Проверено 18 августа 2008 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Гей, Ахиллес и Самар, Лидия (2004), История промышленного дизайна , Кордова: Ediciones TEC. ISBN   987-21597-0-Х . Страница 137.
  5. ^ Мальдонадо, Томас. «Новые разработки в сфере обучения дизайну изделий», в: «Ульм», 2 октября 1958 г., с. 31
  6. ^ «Стиль», Мальдонадо, Томас. Обзор промышленного дизайна. Барселона, Gustavo Gili Editions. 1977, стр. 77.
  7. ^ «Системный дизайн. Ульмская школа» . DHub Disseny Hub в Барселоне . Проверено 7 июля 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Hatje Cantz ed Ulmer Models, Models After Ulm: Ulm School of Design 1953–1968 = Ulm School of Design 1953–1968 Ostfildern, 2003. Мягкая обложка. 208 страниц, ISBN   3775791426 .
  • Жан-Пьер Протцен, Дэвид Дж. Харрис, диджей (2010): Вселенная дизайна: теории дизайна и планирования Хорста Риттеля. Рутледж, ISBN   978-0415779890
  • Герхард Курдес: Кафедра HFG Bauen (Колледж дизайна) Ульм. Размышления о программе развития и обучения в серии публикаций Ульма Club eV Ulm 2000. 60 стр. (Ссылка: [1] ) Электронная книга: http://club-off-ulm.de/Curdes_Die_abteilung_Bauen_an_der_HFG-Ulm_2001_e-book.pdf
  • Герберт Линдингер: Ульмский университет дизайна и Берлин, 1987. 228 страниц, ISBN   3-433-02272-0 .
  • Мартин Крампен, Гюнтер Хёрманн: Ульмская школа дизайна – новички неумолимого модернистского проекта. Берлин 2003. 300 стр., ISBN   3-433-01647-X .
  • Марсела Кихано: HfG Ulm, программа строительства будет. Штутгарт 2002. ISBN   3-7995-8018-2 .
  • Рене Шпитц: hfg ulm. взгляд за передним планом. политическая история Школы дизайна (1953–1968). Штутгарт/Лондон 2002. 464 страницы, ISBN   3-932565-16-9 .
  • Родриго Отавио да Силва Пайва: Ульмская школа (1953–1968). Априс, Куритиба 2023, ISBN   978-65-250-4730-0
  • Родриго Отавио да Силва Пайва: 421 плакат Ульмского университета дизайна. Клемм + Эльшлегер, Ульм/Мюнстер 2010, ISBN   978-3-86281-011-6
  • Родриго Отавио да Силва Пайва: Макс Билл в Бразилии. 2011, ISBN   978-3-943347-13-5
  • Маркус Стегманн и Рене Зей: The Design Lexicon Directmedia Publishing , Берлин, 2004 г.
  • Герхард Курдес (ред.): HFG Ulm: 21 обзор. Здание - Сообщество - Доктрины . Серия публикаций ulm club off eV, Ульм, 2006. С. 145, электронная книга: http://club-off-ulm.de/Curdes_HFG_Ulm-21_Rueckblicke_2006_%20e-book.pdf
  • Дагмар Ринкер (2003): Эссе «Дизайн продукта — это не искусство» Ульмские модели — модели после Ульма Ульм 1953–1968 Университет дизайна .
  • Клаус Криппендорф: Семантический поворот; Новый фундамент дизайна. Глава 9 «Корни Ульмской школы дизайна?» Бока-Ратон, Флорида: CRC Press Taylor&Fancis. 2006.
  • Клаус Криппендорфф: Проектирование в Ульме и за его пределами. стр. 55–72 в книге Карла-Ахима Чембера (ред.). HfG, Ульм; Отдел дизайна продукции; 39 резюме. Дортмунд, Германия: Verlag Доротея Рон, 2008. http://repository.upenn.edu/asc_papers/138.
  • Карл-Ахим Чемпер (ред.): hfg ulm, Отдел дизайна продукции, 39 обзоров . Серия публикаций ulm club off ev 2008. 220 стр. Дортмунд: Доротея Рон Верлаг, 2008. ISBN   3-939486-32-9 .
  • Барбара Стемпель, Сюзанна Эппингер Курдес - обзоры: отдел визуальных коммуникаций в hfg ulm , 2010 г. ISBN   978-3-939486-14-5
  • Герда Мюллер-Крауспе hfg-ulm, 2011: основное учение с 1953 по 1960 год. 16 рецензий и 6 коротких портретов. ISBN   978-3-939486-15-2
  • Петер Шуберт, Моника Маус - киноотдел - институт кинодизайна при Ульмском университете, 1960 - 1968, рецензия 2012 г. ISBN   978-3-939486-16-9
  • Рене Шпитц: HfG IUP IFG. Ульм 1968-2008 гг . Опубликовано Международным форумом дизайна IFG Ulm, двуязычный английский/немецкий, Ульм, 2012 г., ISBN   978-3-9802864-2-8 .
  • Дэвид Освальд, Кристиан Ваксманн, Петра Келлнер (ред.): Обзоры. Информационный отдел hfg ulm , 2015. ISBN   978-3-93948-695-4 .
  • Анна-Мария Мейстер: Бумажные конструкции: этика и эстетика в HfG Ulm в «Raddar 1: Annual Review Function Design», T&p ​​Publishing, Mudac. 2019. ISBN   979-1095513032
  • Анна-Мария Мейстер: Радикальная удаленность: HfG Ulm как институт инакомыслия в «Архитектуре и парадоксе инакомыслия», под ред. Инес Вейцман. Лондон: Рутледж (2013): 89–102. ISBN   9780415714099
[ редактировать ]

48 ° 22'50 "N 9 ° 57'10" E  /  48,38056 ° N 9,95278 ° E  / 48,38056; 9,95278

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd356fb982088b760518152dce2feb0f__1721718780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/0f/fd356fb982088b760518152dce2feb0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ulm School of Design - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)