Ульмская школа дизайна



Ульмская школа дизайна ( нем . Hochschule für Gestaltung Ulm ) — колледж дизайна , расположенный в Ульме , Германия . Она была основана в 1953 году Инге Айхер-Шолль , Отлом Айхером и Максом Биллом , последний был первым ректором школы и бывшим студентом Баухауза . HfG быстро завоевал международное признание, подчеркивая целостный, междисциплинарный контекст дизайна, выходящий за рамки подхода Баухауза, объединяющего искусство, ремесло и технологии. Предметы социологии, психологии, политики, экономики, философии и системного мышления были интегрированы с эстетикой и технологиями. Во время работы HfG в 1953–1968 годах прогрессивные подходы к процессу проектирования были реализованы в отделах дизайна продукции, визуальных коммуникаций, промышленного строительства, информации и кинопроизводства.
Здание HfG было спроектировано Максом Биллом и сегодня остается нетронутым как исторически важное и функциональное здание, находящееся под эгидой Фонда Ульма. HfG был самым прогрессивным учебным заведением дизайна в 1950-х и 1960-х годах и пионером в изучении семиотики . Она считается одной из значимых школ дизайна в мире, равной по влиянию Баухаусу. [ 1 ] [ 2 ]
История HfG развивалась благодаря инновациям и изменениям в соответствии с их собственным представлением о школе как об экспериментальном учреждении. Это привело к многочисленным изменениям в содержании, организации занятий и продолжающимся внутренним конфликтам, которые повлияли на окончательное решение о закрытии HfG в 1968 году. [ 3 ] Хотя школа прекратила свою деятельность через пятнадцать лет, «Модель Ульма» продолжает оказывать большое влияние на международное дизайнерское образование.
История
[ редактировать ]
Предыстория и ранняя политическая история
[ редактировать ]Послевоенные годы, между 1945 и 1952 годами, в Западной Германии характеризовались тяжелыми планами реструктуризации и финансирования, такими как план Маршалла .
Истоки HfG восходят к инициативе брата и сестры Фонда Шолля. Фонд Шолля был создан в 1950 году Инге Шолль в память о своих братьях и сестрах Софи и Хансе Шоллях , членах группы сопротивления « Белая роза », казнённых в 1943 году национал-социалистами ( нацистами ).
В 1946 году Инге Шолль вместе с Отлем Айхером и группой молодых интеллектуалов задумались о создании учебно-исследовательского учреждения, которое бы способствовало развитию идеала гуманистического образования и связывало творческую деятельность с повседневной жизнью. Они будут стремиться к этой цели в контексте культурной реконструкции немецкого общества, морально разрушенного нацизмом и Второй мировой войной. Проект финансировался за счет притока миллиона марок Джона Макклоя из американского верховного командования Германии в послевоенную руководящую структуру.
Благодаря контактам с Максом Биллом и Вальтером Гропиусом , Фонд также получил финансовую поддержку от Федерального финансового управления Германии и от Европейской помощи Европе, а также частные пожертвования и финансирование отрасли. [ 4 ]

HfG начал управлять новым колледжем в 1953 году под руководством Макса Билла, бывшего студента Баухауса, в качестве ректора. 3 августа того же года началась работа в залах Ульмской «Volkshochschule» (учебного заведения для взрослых) с преподавателями, состоявшими из Йозефа Альберса , Йоханнеса Иттена и Вальтера Петеранса (бывших преподавателей Баухауза) и Хелен Нонне-Шмидт (выпускница Баухауза). ). Позже в состав факультета HfG войдут Ханс Гугелот , Отль Айхер , Томас Мальдонадо , Фридрих Фордемберге-Гилдеварт и Вальтер Цейшегг. [ 4 ] Были приглашены выдающиеся приглашенные лекторы, представляющие самые разные дисциплины, в их число входили: Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Чарльз и Рэй Имс , Герберт Байер , Йозеф Мюллер-Брокманн , Рейнер Бэнхам , Бакминстер Фуллер , Хьюго Херинг , Конрад Ваксман , Норберт Винер , Ральф. Эллисон и Миа Сигер.
Обучение велось по учебной программе, рассчитанной на четыре года. Первый учебный год был посвящен базовому курсу, а затем студенты выбирали специальности «Проектирование изделий», «Визуальные коммуникации», «Промышленное строительство», «Информация» (которая продолжалась до 1962 года) и «Кинопроизводство», которые до 1961 года принадлежали кафедре «Визуальные коммуникации», а с 1962 года стали самостоятельными. .
В 1953 году было сдано в эксплуатацию новое здание, спроектированное Максом Биллом, и торжественное открытие состоялось 2 октября 1955 года. Строительный комплекс HfG был одним из первых в Германии, построенных в виде железобетонных конструкций с просторными мастерскими, общежитиями и столовой. Интерьеры и мебель были спроектированы для гибкого использования, а открытые террасы часто использовались для лекций.
Внутренние конфликты
[ редактировать ]
В 1956 году Макс Билл ушел с поста ректора из-за изменений в академическом развитии и различий в подходах к преподаванию в школе дизайна. Томас Мальдонадо занял его место на посту ректора. Билл продолжал преподавать, но в конце концов покинул школу в 1957 году. Макс Билл предпочитал подход к преподаванию, который следовал за продолжением «героической» традиции Баухауза, основанной на модели искусств и ремесел , в которой художник-дизайнер видел свою главную роль в продукте. развитие как формообразование. Ключевой целью Баухауза было также обеспечить, чтобы художник-дизайнер, придающий форму, учитывал технологию материалов и методы массового производства. Однако многие преподаватели HfG, особенно те, кто преподавал теоретические курсы, стремились сделать упор на аналитические методы, охватывающие социологические, экономические, психологические и физиологические аспекты.
Среди них был Томас Мальдонадо, который рассматривал процесс проектирования как систему, сочетающую в себе как научное, так и интуитивное мышление. Эстетические соображения больше не были основной концептуальной основой дизайна. Профессиональный дизайнер будет «интегратором», отвечающим за интеграцию большого количества специальностей в дополнение к эстетике, в основном за разнообразные требования к материалам, производству и контексту использования продукта, а также соображения удобства использования, идентичности и маркетинга. [ 5 ] Под руководством Мальдонадо школа отказалась от фокуса Макса Билла на «художника» и предложила новую философию образования как «оперативную науку», подход системного мышления, который воплощал в себе как искусство, так и науку.

Уход Макса Билла также ознаменовал новый этап: создание «групп развития», специально созданных для установления связей с промышленностью. Многие из получившихся проектов сразу же пошли в производство. Среди наиболее успешных было аудиооборудование для компании Braun , фирменный стиль немецкой авиакомпании Lufthansa и надземные поезда для железной дороги Гамбурга . Эти промышленные комиссии принесли школе богатый опыт преподавания, оказали решающее влияние и укрепили ее репутацию.
Осенью 1958 года в HfG, через пять лет после его открытия, прошла крупная выставка. HfG был впервые представлен широкой публике, продемонстрировав как результаты работы студенческих мастерских, так и работу преподавателей. В том же году вышел первый номер журнала HfG «ulm», который выходил на немецком и английском языках и продолжался до закрытия школы в 1968 году.
Процесс формального образования продолжал развиваться в течение 1960-х годов. Такие учителя, как математик Хорст Риттель , социолог Ханно Кестинг и промышленный дизайнер Брюс Арчер, выступали за методологию проектирования, основанную прежде всего на аналитических исследованиях, включая бизнес-анализ. Этот подход вызвал внутренние конфликты, поскольку Отл Айхер, Ханс Гугелот, Вальтер Цейшегг и Томас Мальдонадо сопротивлялись такому чрезмерному аналитическому акценту и вместо этого утверждали, что процесс проектирования должен быть чем-то большим, чем просто «методом анализа». Это должен быть баланс между искусством и наукой, например, при изучении семиотики .
Результатом этих дебатов стала великолепная выставка работ, созданная в классах HfG и продемонстрировавшая успешный баланс искусства и науки. Первоначально выставка проходила в Ульме и Штутгарте в 1963 году, затем в Neue Sammlung в Мюнхене и в Стеделик-музее в Амстердаме. Помимо фундаментальных дебатов по поводу учебной программы, были внесены изменения в конституцию и вновь введено назначение единого ректора вместо Совета управляющих.
Закрытие HfG
[ редактировать ]«Семейные» ссоры по поводу направления учебной программы привели в 1963 году к нападкам прессы на HfG. Парламент Баден-Вюртемберга неоднократно обсуждал, заслуживает ли школа субсидий. Проблемы становились все чаще. После того, как парламент безуспешно потребовал, чтобы HfG присоединился к Ульмской инженерной школе, федеральные субсидии были отменены, и финансовое положение стало несостоятельным.
С прекращением грантов Фонд школы оказался в долгах. В 1968 году часть учителей была уволена из-за тяжелого материального положения, а количество классов сократилось. В ноябре региональный парламент проголосовал за прекращение всего финансирования, поэтому в том же году школа была закрыта на фоне протестов.
Учебный план
[ редактировать ]
Обучение длилось 4 года. Первый год был посвящен базовому курсу дизайна ( «Воркурс» ), призванному компенсировать дефицит начального и среднего образования в плане творческой проектной деятельности.
Второй и третий годы обучения были посвящены факультативной специализации: дизайн продукции , промышленное строительство , визуальные коммуникации и информация , кинопроизводство позже было добавлено .
Последний год обучения был предназначен для дипломной работы. План стал предметом исследований, которые были проведены в отношении новых подходов к проектированию и затем внедрены на каждом факультете специальности. [ 4 ]
Базовый курс
[ редактировать ]Студенты всех программ прошли один и тот же базовый курс дизайна, который длился год. Этот курс был обязательным перед переходом к одной из пяти программ специализации, предлагаемых учреждением. Содержание курса было:
- Визуальные эксперименты: двух- и трехмерные исследования, основанные на представлениях и учениях о симметрии и топологии.
- Мастер-классы: дерево, металл, пластик, фотография и т.д..
- Презентация: конструктивное рисование, письмо, речь, от руки и т. д.
- Методология: введение в логику, математику, комбинаторику и топологию.
Отдел дизайна продукции
[ редактировать ]
Отдел дизайна продукции имел больше достижений, и это радикально изменило представление о промышленном дизайне . Развитие новых методов массового производства во время Второй мировой войны заставило дизайнера перестать ориентироваться в первую очередь на художественную точку зрения профессии. Поэтому в преподавании HfG повышенное внимание уделяется научно-техническим соображениям, что в большей степени соответствует времени, а также процессам промышленного производства, которые определяют качество конечного продукта и влияют на его эстетическую форму.
- Обучение производству: проектирование изделий, организация эксплуатации, процессы, процедуры, расчеты.
- Технологии: Черные металлы, цветные металлы, древесина, пластмассы и технологии формовки.
- Технологии строительства.
- Математический анализ операций: теория групп, статистика, стандартизация.
- Научные теории.
- Эргономика: Человеко-машинные системы .
- Теории восприятия, особенно социального
- Механика: Кинематическая, динамическая и статическая.
- Авторское право и прочее.
Департамент визуальных коммуникаций
[ редактировать ]Сначала кафедра называлась «Визуальный дизайн», но быстро стало ясно, что их целью является решение проблем дизайна в области средств массовой информации , поэтому в 1956/56 учебном году название изменилось на «Кафедра визуальных коммуникаций».
Учебная программа включала разработку и внедрение визуальных репортажей, систем новостей и средств передачи информации. Особое внимание уделялось планированию и анализу современных средств коммуникации с четким акцентом на иллюстративное искусство. Мальдонадо также представил изучение семиотики. Этот отдел тесно сотрудничал с Департаментом информации. Хотя HfG дистанцировалась от связи с рекламной индустрией в СМИ.
HfG работал в первую очередь в области убедительной коммуникации в таких областях, как системы дорожных знаков для транспортных средств и пешеходов, планы технического оборудования, визуальный перевод научного контента для легкого понимания и единство коммуникационных материалов компании.
Подход к обучению
[ редактировать ]
В первые годы работы под руководством Макса Билла преподавание в школе основывалось на принципах Баухауза, где дизайнер имел профиль скорее артистического, чем аналитического. Основываясь на несоответствиях между подходом Билла и подходами других учителей, в том числе системными принципами Томаса Мальдонадо, школа сместила свою идеологию в сторону более методологической и структурированной области обучения, но в которой также активно учитывалась эстетика в качестве основного фактора. В результате появилась академическая программа с общим базовым курсом и введением в сводные теоретические дисциплины. Новый подход к преподаванию дизайна стал известен как «Модель Ульма», который значительно повлиял на мировое образование в области дизайна, особенно на промышленный дизайн , поскольку репутация HfG распространилась, и многие выпускники HfG основали образовательные программы под влиянием Ульма по всему миру.
Сотрудничество с Брауном
[ редактировать ]В середине 1950-х годов HfG и Braun начали этап сотрудничества. Брауну нужно было выделиться среди конкурентов, и он попросил Отла Айхера, Ханса Гугелота и студентов поработать над новыми разработками для компании. Дитер Рамс , недавно нанятый дизайнер Braun, сотрудничал с HfG в разработке перспективного подхода к дизайну продукции Braun. Благодаря этому партнерству был разработан «стиль Брауна», и, по словам Томаса Мальдонадо, «стиль отличался от стиля Оливетти , который стремился к единству в разнообразии , в то время как стиль Брауна стремился к единству продукта и его согласованности с другими продуктами . По этой причине Коллаборация Braun-HfG стала мощным испытательным стендом для разработки «честной» формы и связной идентичности в качестве альтернативы случайному «стилю» отдельных объектов. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]До основания Ulm HfG в 1953 году не существовало систематического подхода к дизайнерскому образованию. HfG стала пионером в интеграции науки и искусства, создав тем самым преподавание дизайна, основанное на структурированном подходе к решению проблем: размышления о проблемах использования людьми, знание материалов и производственных процессов, методы анализа и синтеза, выбор и обоснование проективных подходов. альтернативы, акцент на научных и технических дисциплинах, рассмотрение эргономики, интеграция эстетики, понимание семиотики и тесные академические связи с промышленностью. По сути, «Ульмская модель» представляла собой ранние основополагающие принципы дисциплины управления дизайном .
Здания Ульмской школы дизайна, спроектированные Максом Биллом , и окружающие их зеленые насаждения содержатся в хорошем состоянии, используются различными организациями и считаются важным наследием.
Экспонаты
[ редактировать ]С сентября 2011 по апрель 2012 года в Disseny Hub в Барселоне проходила выставка, посвященная Ульмской школе дизайна. Это называлось системным дизайном. Ульмская школа . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Известные инструкторы HfG
[ редактировать ]- Йозеф Альберс (1953–55) – гость
- Отл Айхер (1954–66) - сотрудники
- Брюс Арчер (1960–62) – гость
- Макс Бенсе (1954–58, 1966) - сотрудники
- Макс Билл (1953–57) – ректор; персонал
- Ги Бонсипе (1955–59) - сотрудники
- Доктор Кете Гамбургер (1956–58) - гость
- Йоханнес Иттен (1954–55) – гость
- Александр Клюге (1962–68) – сотрудники
- Герберт Линдингер (1962–68)
- Томас Мальдонадо (1954–67) – ректор; персонал
- Беате Майнка-Йеллингхаус (1967–68) - гость
- Авраам Моулс (1961–66) - сотрудники
- Хелен Нонне-Шмидт (19 ??) - сотрудники
- Фрей Отто (1958–60) – гость
- Уолтер Петеранс (1953–59) – гость
- Эдгар Рейтц (1963–68) - сотрудники
- Хорст Риттель (1958–63) – сотрудники
- Фридрих Фордемберге-Гилдеварт (1954–62) - сотрудники
- Конрад Ваксманн (19??) – сотрудники
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линдингер, Герберт. (1991) Ulm Design: Мораль объектов , MIT Press. ISBN 0262121476
- ^ Шпиц, Рене. (2002) Ульмская школа дизайна: взгляд на передний план , издание Акселя Менгеса. ISBN 3932565177
- ^ «Введение в историю HFG Ulm» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 г. Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Гей, Ахиллес и Самар, Лидия (2004), История промышленного дизайна , Кордова: Ediciones TEC. ISBN 987-21597-0-Х . Страница 137.
- ^ Мальдонадо, Томас. «Новые разработки в сфере обучения дизайну изделий», в: «Ульм», 2 октября 1958 г., с. 31
- ^ «Стиль», Мальдонадо, Томас. Обзор промышленного дизайна. Барселона, Gustavo Gili Editions. 1977, стр. 77.
- ^ «Системный дизайн. Ульмская школа» . DHub Disseny Hub в Барселоне . Проверено 7 июля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Hatje Cantz ed Ulmer Models, Models After Ulm: Ulm School of Design 1953–1968 = Ulm School of Design 1953–1968 Ostfildern, 2003. Мягкая обложка. 208 страниц, ISBN 3775791426 .
- Жан-Пьер Протцен, Дэвид Дж. Харрис, диджей (2010): Вселенная дизайна: теории дизайна и планирования Хорста Риттеля. Рутледж, ISBN 978-0415779890
- Герхард Курдес: Кафедра HFG Bauen (Колледж дизайна) Ульм. Размышления о программе развития и обучения в серии публикаций Ульма Club eV Ulm 2000. 60 стр. (Ссылка: [1] ) Электронная книга: http://club-off-ulm.de/Curdes_Die_abteilung_Bauen_an_der_HFG-Ulm_2001_e-book.pdf
- Герберт Линдингер: Ульмский университет дизайна и Берлин, 1987. 228 страниц, ISBN 3-433-02272-0 .
- Мартин Крампен, Гюнтер Хёрманн: Ульмская школа дизайна – новички неумолимого модернистского проекта. Берлин 2003. 300 стр., ISBN 3-433-01647-X .
- Марсела Кихано: HfG Ulm, программа строительства будет. Штутгарт 2002. ISBN 3-7995-8018-2 .
- Рене Шпитц: hfg ulm. взгляд за передним планом. политическая история Школы дизайна (1953–1968). Штутгарт/Лондон 2002. 464 страницы, ISBN 3-932565-16-9 .
- Родриго Отавио да Силва Пайва: Ульмская школа (1953–1968). Априс, Куритиба 2023, ISBN 978-65-250-4730-0
- Родриго Отавио да Силва Пайва: 421 плакат Ульмского университета дизайна. Клемм + Эльшлегер, Ульм/Мюнстер 2010, ISBN 978-3-86281-011-6
- Родриго Отавио да Силва Пайва: Макс Билл в Бразилии. 2011, ISBN 978-3-943347-13-5
- Маркус Стегманн и Рене Зей: The Design Lexicon Directmedia Publishing , Берлин, 2004 г.
- Герхард Курдес (ред.): HFG Ulm: 21 обзор. Здание - Сообщество - Доктрины . Серия публикаций ulm club off eV, Ульм, 2006. С. 145, электронная книга: http://club-off-ulm.de/Curdes_HFG_Ulm-21_Rueckblicke_2006_%20e-book.pdf
- Дагмар Ринкер (2003): Эссе «Дизайн продукта — это не искусство» Ульмские модели — модели после Ульма Ульм 1953–1968 Университет дизайна .
- Клаус Криппендорф: Семантический поворот; Новый фундамент дизайна. Глава 9 «Корни Ульмской школы дизайна?» Бока-Ратон, Флорида: CRC Press Taylor&Fancis. 2006.
- Клаус Криппендорфф: Проектирование в Ульме и за его пределами. стр. 55–72 в книге Карла-Ахима Чембера (ред.). HfG, Ульм; Отдел дизайна продукции; 39 резюме. Дортмунд, Германия: Verlag Доротея Рон, 2008. http://repository.upenn.edu/asc_papers/138.
- Карл-Ахим Чемпер (ред.): hfg ulm, Отдел дизайна продукции, 39 обзоров . Серия публикаций ulm club off ev 2008. 220 стр. Дортмунд: Доротея Рон Верлаг, 2008. ISBN 3-939486-32-9 .
- Барбара Стемпель, Сюзанна Эппингер Курдес - обзоры: отдел визуальных коммуникаций в hfg ulm , 2010 г. ISBN 978-3-939486-14-5
- Герда Мюллер-Крауспе hfg-ulm, 2011: основное учение с 1953 по 1960 год. 16 рецензий и 6 коротких портретов. ISBN 978-3-939486-15-2
- Петер Шуберт, Моника Маус - киноотдел - институт кинодизайна при Ульмском университете, 1960 - 1968, рецензия 2012 г. ISBN 978-3-939486-16-9
- Рене Шпитц: HfG IUP IFG. Ульм 1968-2008 гг . Опубликовано Международным форумом дизайна IFG Ulm, двуязычный английский/немецкий, Ульм, 2012 г., ISBN 978-3-9802864-2-8 .
- Дэвид Освальд, Кристиан Ваксманн, Петра Келлнер (ред.): Обзоры. Информационный отдел hfg ulm , 2015. ISBN 978-3-93948-695-4 .
- Анна-Мария Мейстер: Бумажные конструкции: этика и эстетика в HfG Ulm в «Raddar 1: Annual Review Function Design», T&p Publishing, Mudac. 2019. ISBN 979-1095513032
- Анна-Мария Мейстер: Радикальная удаленность: HfG Ulm как институт инакомыслия в «Архитектуре и парадоксе инакомыслия», под ред. Инес Вейцман. Лондон: Рутледж (2013): 89–102. ISBN 9780415714099
Внешние ссылки
[ редактировать ]