Шаха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Часть серии об индуистских писаниях. |
Веды и их Шахи |
---|
Портал индуизма |
Шакха текстов ( санскр. śākhā , «ветвь» или «ветвь») — это индуистская теологическая школа, которая специализируется на изучении определенных ведических или традиционных текстов, которым следует такая школа. [1] [2] Отдельный последователь определенной школы или редакции называется шахином . [3] Этот термин также используется в индуистской философии для обозначения приверженца определенной ортодоксальной системы . [4]
Родственный термин чарана («образ жизни» или «поведение») также используется для обозначения такой ведической школы: [5] «Хотя слова чарана и шакха иногда используются как синонимы, тем не менее чарана по праву применима к секте или собранию людей, объединенных в одну школу, а шакха — к традиционному тексту, которому следуют, как во фразе шакхам адхите ( «он читает конкретную версию Веды" )". [2] В школах существуют разные точки зрения, которые описываются как «разница (ведических) школ» ( шакхабхедах ). В каждой школе изучалась определенная ведическая самхита «четырех Вед (одна из так называемых »), а также связанные с ней Брахманы , Араньяки , Шраутасутры , Грихьясутры и Упанишады . [1] [2]
В традиционном индуистском обществе принадлежность к определенной школе является важным аспектом классовой идентичности. К концу периода Ригведы термин «брахман» стал применяться ко всем членам класса жрецов, но внутри этого ордена существовали подразделения, основанные как на варне (классе), так и на шакхе (ветви), к которой они принадлежали. . [6] Брахмана , сменившего школу, называли «предателем своей шакхи » ( шакхарандах ). [1]
Краткое описание школ
[ редактировать ]Традиционным источником информации о шакхах каждой Веды является « Чарана-вьюха» , из которых существуют две, в основном схожие, версии: 49-й париштха Атхарваведы, приписываемый Шаунаке , и 5-й париштха Шукла (Белой) Яджурведы, приписывают Катьяяне . В них есть списки количества редакций, которые, как считалось, когда-то существовали, а также тех, которые все еще существовали на момент составления работ. Сохранилось лишь небольшое количество редакций. [8]
В религиозной поэзии Сарасвати Гангадхара , написанной на маратхи, под названием « Шри Гуручаритра», в 27-й главе описываются различные шакхи четырех Вед. [9]
Школы перечислены ниже и распределены по категориям в соответствии с Ведами, которые каждая из них излагает.
Риг Веда
[ редактировать ]Шаунаки В « Чарана-вьюхе» перечислены пять шакх Ригведы: Шакала , Башкала , Ашвалаяна , Шанкхаяна и Мандукаяна , из которых только Шакала и Башкала сейчас сохранились и очень немногие из Ашвалаяны.В башкалинской редакции Ригведы есть кхилани , которых нет в тексте Шакалы, но они сохранились в одной кашмирской рукописи (ныне в Пуне). У Шакалы есть Айтарейя-Брахман , у Башкалы есть Кауситаки-Брахман .
Шри Гуручаритра упоминает 12 шакх Риг Веды, а именно шравака, шравания, джата, шапхата, патхакрама (2), данда, ашвалаяни, шамкхайани, шакала, баскала и (Шравака, Шравания, Джата, Шафт, Паткрама(2), Данда, Ашвалаяни , Шанхайани, Шакала, Башкала, Мандука) в Ови 35 до [9]
Однако существует литература по сутрам Шакхи Ашвалаяна , и шраута-сутра, и грхья-сутра, обе сохранились с комментариями ( вритти ) Гаргья Наранайи.Комментарий Гаргья Нараная был основан на более длинном комментарии или бхашье Девасвамина , написанном в 11 веке. [10]
Шанкхайана - шакха была недавно вновь открыта в Бансваде в Раджастхане, где двое семидесятилетних людей являются последними выжившими практикующими. [11]
Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Саакала | Айтрея Самхита | Айтрея Араньяка | Айтрейя Упанишад |
Яджур Прощай
[ редактировать ]Шаунаки В « Чарана-вьюхе» перечислены сорок две или сорок четыре из восьмидесяти шести шакх Яджур-веды, но сейчас сохранились только пять из них, а шестая сохранилась частично.В Яджурведе пятью (частично шестью) шакхами являются (Ваджасанейи Мадхандина, Канва; Тайттирия , Майтраяни, Чарака-Катха, Капиштхала-Катха).
Яджурведин-шахи делятся на школы Шукла (Белые) и Кришны (Черные). В Белых редакциях есть отдельные Брахманы, а в Черных — свои (гораздо более ранние) Брахманы, вкрапленные между Мантрами.
- Шукла Яджурведа: Ваджасанейи Самхита Мадхьяндина (ВСМ), Ваджасанейи Самхита Канва (ВСК): Шатапатха Брахмана (ШБМ, ШБК)
- Кришна Яджурведа: Тайттирия-самхита (TS) с дополнительным брахманом, Тайттирия-брахмана (TB), Майтраяни-самхита (MS), Чарака-катха-самхита (KS), Капиштхала-катха-самхита (Капс).
Шукла
[ редактировать ]Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Мадхьяндина (ВСМ) | В настоящее время читают все брамины Северной Индии и брахманы Дешастха. | Мадхьяндина Шатапатха (SBM) | сохранился как Шатапатха XIV.1-8 с акцентами. | Брихадараньяка Упанишада = ШБМ XIV. 3–8, с акцентами, Ишавасья Упанишада = ВСМ 40. |
Канва (ВСК) | В настоящее время читается браминами Уткала , браминами Каннада , некоторыми браминами Кархаде и несколькими айерами. | Канва Шатапатха (ШБК) (отличается от Мадхьяндины) | сохранилась как книга XVII СБК. | Брихадараньяка Упанишада = ШБК, с акцентами, Ишавасья Упанишада = ВСК 40 |
Катяна | - | - |
Кришна
[ редактировать ]Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Таиттирия | TS, присутствует по всей Южной Индии и в Конкане. | Тайттирия Брахман (ТБ) и Вадхула Бр. (часть Вадхула Шраутрасутры) | Тайттирия Араньяка (TA) | Тайттирия Упанишад (ТУ) |
Майтраяни | MS, читается несколькими браминами в Насике. | - | практически то же самое, что и Упанишады | Майтраяния Упанишад |
Чарака-Катха | Катха Араньяка (почти весь текст из единственной рукописи) | Катхака Упанишада , Катха-Шикша Упанишада [12] | ||
Капиштхала | KapS (фрагментарная рукопись, с акцентами только первые разделы), под редакцией (без акцентов) Рагху Вира. | - | - |
Сама Веда
[ редактировать ]перечислены В « Чарана-вьюхе» Шаунаки двенадцать шакх Сама Веды из тысячи, которые, как говорят, когда-то существовали, но из них до сих пор сохранились только один или, возможно, два.Две редакции Самаведы - это Джайминия и Каутума.
В Ови с 203 по 210 главы 27 Шри Гуручаритра упоминает 8 из тысяч шакх, а именно асураянийа, васурайания, ватантарея, пранджали, риджнягвайнавидха, прчина йогьяшакха, гьянайога и ра. Наяния (Асурайания, Васурайания, Ватантарея, Пранджали, Риджнягваинвидха, древняя ветвь йоги , Джняна Йога, Ранаяния). Из этих ранаяний (ранаяния) есть 10 ветвей, а именно: ранаяния, санкхьяяни, шатхья, мугдала, кхалвала, махакхалвала, лан гала, кайтхума, гаутама и джаймини (ранайя). Ния, санкхьяяни, Шатхья Тья, Мугдал, Халвала, Махахалвала, Лангла, Кайтхума, Гаутама, Джаймини) . [9]
У Каутума-шаха есть ПБ, СадвБ, у Джайминия- шаха есть Джайминия-брахман .
Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Каутума | отредактировано, читается по всей Северной и Южной Индии. [ нужна ссылка ] | отредактировано (всего 8 брахманов), без акцентов | Никто. В самой Самхите есть «Араньяка». | Чандогья Упанишад |
Ранаяния | Существуют рукописи Самхиты. Их читают Гокарна и брахманы Дешастха. [ нужна ссылка ] | То же, что и Каутума, с небольшими отличиями. | Никто. В самой Самхите есть «Араньяка». | То же, что Каутума. |
Джайминия/Талавакара | Самхита под редакцией. Читается Намбудирисом и Чолиялом из Тамилнада. [ нужна ссылка ] Два разных стиля чтения самана, частично записанные и опубликованные. [ нужна ссылка ] | Опубликовано «Брахмана» (без акцентов) – Джайминия Брахмана, Аршея Брахмана. | Опубликована версия Талавакара Араньяки (= Джайминия Упанишад Брахмана ) в Тамил Наду. [ нужна ссылка ] | Кена Упанишад |
Шатьяяна | - | - |
Атхарва Веда
[ редактировать ]Сейчас в Атхарваведе сохранилась только одна шакха из первоначальных девяти. Девятью сакхами были Пайппалада, Тауда, Мауда, Шаунакия, Джаджала, Джалада, Брахмавада, Девадарша и Чаарана-Вайдья. В Ови с 217 по 219 главы 27 Шри Гуручаритра упоминает 9 шакх, а именно паиппала, данта, праданта, стота, аута, брахмада яшада, шаунаки, ведадарша и чаранавидья, Чаранвидья. [9]
Шаунака - единственная шакха Атхарваведы, о которой, как известно, до сих пор существуют как печатные тексты, так и активная устная традиция.
Что касается Атхарваведы, то традиции Шаунакии и Пайппалады содержат текстовые искажения, и исходный текст Атхарваведы может быть только приблизительно оценен путем сравнения между ними.
Шаха | Самхита | Брахман | Ее золото | Упанишады |
---|---|---|---|---|
Шаунака | AVS, редактируется и читается по всей Северной Индии и Южной Индии. | Фрагментарный «Гопатха-брахман» (сохранившийся и опубликованный), без акцентов. | - | Мундака Упанишада Опубликована (?). |
Пайппалада | АВП; читается браминами Уткала только как самхита-патха. в остальном сохранились две рукописи: Кашмири (в основном отредактированная) и Ория (частично отредактированная Дипаком Бхаттачарья и другими, без акцента) | потерян, как и у Гопатхи Брахмана | - | Прашна Упанишада, Шарабха Упанишада и т. д. - все отредактировано. [ нужна ссылка ] |
Традиция Пайппалады была прекращена, и ее текст известен только по рукописям, собранным начиная с 20 века. Однако некоторые брамины Ориссы [13] до сих пор продолжают традицию Пайппалады.Ни один брахман не известен как Шаунака-шакха.Пайппалада, возможно, связана с Гопатой-Брахманом .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с ВС Апте. Практический санскритский словарь, с. 913, левый столбец.
- ^ Jump up to: а б с Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь, стр. 1062, правая колонка.
- ^ В.С. Апте. Практический санскритский словарь, с. 913, левый столбец
- ^ Например, Радхакришнан, Сарвепалли; и Мур, Чарльз А. Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета; 1957. Принстон в мягкой обложке, 12-е издание, 1989 г. ISBN 0-691-01958-4 . п. 560. Здесь приводится пример текста, в котором говорится о споре между шахинами [последователями], не принимающими определенную позицию.
- ^ В.С. Апте. Практический санскритский словарь . п. 429, средний столбец
- ^ Башам, А.Л. Чудо, которым была Индия: обзор культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман . (Grove Press, Inc.: Нью-Йорк, 1954), с. 139.
- ^ Самуэль (2010), Истоки йоги и тантры ; Бронкхорст (2007), Большая Магадха .
- ↑ Краткое описание шакх, данное в «Чарана-вьюхе» Шаунаки , см.: Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь , стр. 1062, правая колонка.
- ^ Jump up to: а б с д «Гуручитра/Глава двадцать шестая — Wikisource» . mr.wikisource.org . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Каталог книг на санскрите, пали и пракрите в Британском музее (1876 г.), стр. 9 .Б. К. Шастри, обзор. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine К. П. Айтала (ред.), Асвалаяна Грихья Сутра Бхашьям Девасвамина , 1983.
- ^ «Спустя тысячелетия традиция возрождается» . 12 июня 2018 г.
- ^ утерянная Упанишада, реконструированная Майклом Витцелем как очень похожая по содержанию на Тайттирия-Упанишад , глава 1. М. Витцель, Неизвестная Упанишада Кришны Яджурведы: Катха-Шикша-Упанишад. Журнал Непальского исследовательского центра, Vol. 1, Висбаден-Катманду, 1977, стр. 135.
- ^ «Vedamu.org — Ведическая литература — Курс» . 6 января 2009 г. Архивировано из оригинала 6 января 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Список пандитов из разных шакх Индии Ведпрадип :: Ресурс по сохранению и исследованию Вед
- Государственный мудрый список шахов Ведпрадип :: Ресурс по сохранению и исследованию Вед
- Майкл Витцель , Прослеживание ведических диалектов в диалектах индоарийской литературы, под ред. Кайя , Париж, 1989, 97–265.