Рецепция Книги Еноха в эпоху досовременности
Книга Еноха (также известная как 1 Енох) — древнее еврейское религиозное произведение, приписываемое по традиции и внутренним свидетельствам Еноху , прадеду Ноя . [1] [2] 1 Енох содержит уникальные материалы, такие как происхождение сверхъестественных демонов и гигантов , почему некоторые ангелы упали с небес, подробности, объясняющие, почему Великий Потоп был морально необходим, а также введение в тысячелетнее царствование Мессии . [3] [2] Уникальный материал позволяет определить, какие древние литературные произведения берут за источник Первую книгу Еноха. Хорошо известная в древности, эта книга была встречена различными авторами с уважением и иногда считалась богодухновенной . [1] [2]
В иудаизме
[ редактировать ]Кумран
[ редактировать ]Среди свитков Мертвого моря (ок. 300 г. до н. э. – ок. 100 г. н. э.), в сохранившихся документах кумранской общины, были найдены арамейские фрагменты Первого послания Еноха, что свидетельствует о ранней дате его авторства. [4] Кроме того, бывший главный редактор «Свитков Мертвого моря» редакционной группы Джон Страгнелл утверждал, что полный свиток 1 Еноха на арамейском языке существует в частных руках. [5]
Филон
[ редактировать ]Филон (ок. 25 г. до н.э.) в комментарии к Быт. 6:1-5, найденном в книге « О гигантах» , использует учение 1 Еноха о том, что демоны являются духами воздуха, и об ангелах, которые прелюбодействовали с женщинами до того, как Великий Потоп . [6]
Мидраш
[ редактировать ]Мидраш использует материал , в «Пиркей де-рабби Элиэзер» уникальный для Первой книги Еноха, утверждая, что источник того, что женщины красят свои лица сурьмой, является демоническим; эта информация не встречается нигде в Священном Писании (т. е. ни в Быт. 6:1-5). [7] По мнению британского классика Роберта Грейвса ,
Еще в восьмом веке нашей эры раввин Элиезер записывает в мидраше: «Ангелы, упавшие с небес, видели дочерей Каина, прогуливающихся и обнажающих свои тайные части, с глазами, накрашенными сурьмой, как у блудниц; и, соблазнившись, взял из них жен». Раввин Джошуа бен Карха , буквалист... решил, что «когда эти ангелы упали с Небес, их сила и рост уменьшились до уровня смертных, а их огонь превратился в плоть». [8] [9]
Иосиф Флавий
[ редактировать ]Иосиф Флавий (37 г. н. э. – 100 г. н. э.) в своих «Иудейских древностях » принимает номенклатуру, подобную той, что используется в книге Еноха, согласно которой « сильные люди » древности произошли от нечестивого союза женщин и «ангелов», а не «сыновей». Бога», как в Быт. 6. Он также говорит о том, что люди были наместниками своим потомкам до Потопа, что также упоминается в книге Еноха. [10] [11]
Раввинская традиция
[ редактировать ]Материал раввинской традиции, уникальный для Первой Книги Еноха, используется в старой еврейской раввинской интерпретации Бытия 6:1-5. [12] Классическая раввинистическая литература характеризуется почти молчанием относительно Еноха. Кажется правдоподобным, что полемика раввинов против енохических текстов и традиций могла привести к потере этих книг раввинистическим иудаизмом . [13] Книга Еноха играет важную роль в истории еврейского мистицизма : ученый Гершом Шолем писал: «Основные темы позднего мистицизма Меркавы уже занимают центральное положение в древней эзотерической литературе, лучше всего представленной Книгой Еноха ». [14] Особое внимание уделено подробному описанию престола Божия, содержащемуся в 14-й главе 1 Еноха. [15]
В христианстве
[ редактировать ]Греческий Юстина текст был известен и положительно цитировался многими отцами церкви : ссылки можно найти у Мученика , Минуция Феликса , Иринея , Оригена , Киприана , Ипполита , Коммодиана , Лактанция и Кассиана . [16] : 430
Новый Завет
[ редактировать ]По словам Джозефа Б. Лампкина, который редактировал недавнюю транслитерацию книги, только в Новом Завете Книга Еноха упоминается более ста раз, больше, чем Псалмы:
В Новом Завете содержится более ста комментариев, которые имеют приоритет в книге Еноха… Из всех книг, цитируемых, перефразированных или упоминаемых в Библии, книга Еноха оказала такое влияние на авторов Библии, как немногие другие. Даже в большей степени, чем в Ветхом Завете, авторы Нового Завета часто находились под влиянием… Еноха. [17] [18]
До тех пор, пока арамейский текст Книги Еноха не был обнаружен в Кумраме, пещере 11, предполагалось, что Енох цитировал Новый Завет. Благодаря открытиям в Кумраме теперь известно, что Первая книга Еноха была написана раньше, чем Новый Завет.
Послание Иуды
[ редактировать ]Иуды 14-15 цитирует отрывок из 1 Еноха 1:9, который представляет собой мидраш Второзакония 33:2 как «седьмой от Адама, предсказанный» (1 Енох 1:9). [19] «Седьмой от Адама», Енох, называет его автором, пятым правнуком Адама и, следовательно, прадедом Ноя. Многие комментаторы Иуды отметили, что Иуда использует дательный падеж «пророчествовал этим» (τούτοις, toutois), а не обычное слово «относительно этих». [20] Ричард Бокэм отметил это как «странное использование дательного падежа». [21] «Пророчествовал» означает, что Иуда не просто цитирует исторический факт, но и что Енох дал пророчество , которое по определению является высказыванием Бога. Следующие стихи из Иуды развивают дальнейший материал из названной книги. [22] [23] [24] [25]
Послание Варнавы
[ редактировать ]В Послании Варнавы (ок. 70 г. н. э. – 132 г. н. э.) Енох цитируется как « Писание », иногда с формулой «так написано». [26]
Джастин Мученик
[ редактировать ]Юстин Мученик (110 г. н. э. – 165 г. н. э.) в своей «Второй апологии» использует уникальную информацию из Книги Еноха, чтобы установить доктрину о падших ангелах и происхождении демонов из-за прелюбодеяния ангелов с женщинами. [27]
Афинагор
[ редактировать ]Афинагор (133 г. н. э. – 190 г. н. э.) в своем «Призыве к христианам» использует Еноха для установления учения о Бытии 6: 1-4, называя Еноха пророком: «Вы знаете, что мы ничего не говорим без свидетелей, но излагаем то, что было объявлено через пророков». [28]
Ириней
[ редактировать ]Ириней (ум. 202 г. н. э.) в книге «Против ересей» обсуждает учение о том, что Енох был посланником Бога среди падших ангелов, что уникально для Еноха: [29] и что группа падших ангелов изобрела методы колдовства, чтобы совокупляться с женщинами. [30]
Климент Александрийский
[ редактировать ]Климент Александрийский (ок. 150 г. – ок. 215 г. н.э.) пишет, что и Даниил , и Енох учили одному и тому же относительно благословения верных (Эклога 2.1) и что падшие ангелы были источником черных искусств (53.4). [31]
Тертуллиан
[ редактировать ]Тертуллиан (155–222 гг. н.э.), первый автор, писавший на латыни, называет и цитирует Еноха как «боговдохновенного» в книге «О женской одежде» (Книга I) и называет Еноха ее подлинным человеческим автором. Он заявляет, что его цитата из Иуды 14 является подтверждением его подлинности в Новом Завете, хотя и отмечает, что она «некоторыми не принята, потому что она также не принята в еврейский канон». Он пишет—
Но поскольку Енох в том же Писании проповедовал то же самое о Господе, то мы не должны отвергать вообще ничего из того, что относится к нам; и мы читаем, что «всякое Писание, годное для назидания, богодухновенно» (2 Тим. 3:16). [Неверующим] теперь может показаться, что он был отвергнут именно по этой причине, как и все другие отрывки, которые ясно говорят о Христе. [32]
Во второй книге Тертуллиан использует Еноха, чтобы установить доктрину против чрезмерного украшения женщин, приписывая ее происхождение демонам, которые сожительствовали с ними до Великого Потопа . [33]
В своей «Апологетике» , в «Об идолопоклонстве», он использует Еноха, чтобы установить учение о том, что идолопоклонство и астрология произошли от демонов. [34] и что демоны являются сверхъестественным результатом падших ангелов, прелюбодействующих с женщинами. [35]
Коммодиан
[ редактировать ]Коммодиан (ок. 240 г.) никогда не упоминает Еноха, но в своих Наставлениях использует уникальную информацию, содержащуюся в Книге Еноха, для установления доктрины о происхождении демонов от ангелов, прелюбодействующих с женщинами, и о злых искусствах, которым они учили. Таким образом, он показывает, что языческие боги на самом деле были теми же демонами. [36]
Источник
[ редактировать ]Ориген (185–254 гг. н. э.) в «О принципах» цитирует Еноха и отмечает, что церковь не приняла несколько других книг под названием «Енох» как вообще «божественные» (« Против Цельса »). Однако Енох отсутствует в цитате из канонического списка из приписываемого Евсевия, «Церковной истории» Оригену. [37]
Анатолий
[ редактировать ]Анатолий (начало III в. н. э. – 3 июля 283 г. н. э.) цитирует Еноха для интерпретации древнееврейского календаря (ссылаясь на Еноха, «Книгу звездного света»). [38]
Кассиодор
[ редактировать ]Кассиодор (ок. 485 г. н. э. – ок. 585 г. н. э.) цитирует 14-ю главу Иуды («Этими словами он (Иуда) подтверждает пророчество»), чтобы подтвердить пророчество Еноха, содержащееся в 1 Енохе . В том же латинском переводе комментариев к Первому посланию Петра, приписываемом Клименту Александрийскому (ок. 150–211/216), Кассиодор также использует Еноха, чтобы установить учение о том, что падшие ангелы являются отступниками от Бога. [39]
Синцеллюс
[ редактировать ]Георгий Синцелл (ум. стр. 810 г. н.э.), который когда-то занимал руководящую должность при патриархе Константинопольском Тарасии , цитирует многочисленные отрывки из книги Еноха в своей «Хронографии» . [40]
Канонические списки
[ редактировать ]9-го века В Стихометрии Никифора Енох отнесен (вместе с десятью другими текстами) к списку апокрифов Ветхого Завета . [41] [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баркер, Маргарет . (2005) [1998]. Потерянный пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 1-905048-18-1
- ^ Jump up to: а б с Нибли, Хью (1986). Енох Пророк . Солт-Лейк-Сити, Юта: Книга Дезерета. ISBN 978-0875790473 . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Баркер, Маргарет. (2005) [1987]. «Глава 1: Книга Еноха» в книге «Ветхий Завет: Сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве» . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1905048199
- ^ «Обзор зодиакальных календарей в свитках Мертвого моря и их восприятие Хелен Джейкобс (2015)» . Еврейская хроника .
- ^ «Интервью с Джоном Страгнеллом» . Библиотека БАС . 24 августа 2015 г. Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Филон. «О великанах» . ecmarsh.com .
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-8.1-pirkei-derabbi-eliezer-22
- ^ Грейвс, Роберт (1983). Еврейские мифы: Книга Бытия . Гринвичский дом. ISBN 0517413663 . ISBN 978-0517413661
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-6.1-pirkei-derabbi-eliezer-22
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-6.1-josephus-antiquities-of-the-jews-book-1.3.1
- ^ «ANF02. Отцы второго века: Ерма, Татиан, Афинагор, Феофил и Климент Александрийский (Вся) - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ Аннетт Йошико Рид, Падшие ангелы и история иудаизма и христианства , 2005 г. ISBN 0-521-85378-8 , стр. 234
- ^ Гершом Шолем Основные тенденции в еврейском мистицизме (1995) ISBN 0-8052-1042-3 , стр. 43
- ^ Баркер, Маргарет. (2005) [1987]. «Глава 1: Книга Еноха» в книге «Ветхий Завет: Сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве» . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1905048199
- ^ П. Сакки, Апокрифы Ветхого Завета 1 , ISBN 978-88-02-07606-5
- ^ Лампкин, Джозеф Б. (18 ноября 2007 г.). Утраченная книга Еноха: полная транслитерация забытой книги Библии . Пятое сословие.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) ISBN Б-000Z-К317-4 . пп В-В. - ^ Никельсбург, Джордж В.Е., изд. (01.10.2012). 1 Енох: Перевод Герменеи . Крепость Пресс. ISBN 978-0800699109 . ISBN 978-0800699109 , стр. 1–12.
- ^ Никельсбург, Джордж В.Е., изд. (01.10.2012). 1 Енох: Перевод Герменеи . Крепость Пресс. ISBN 978-0800699109 . ISBN 978-0800699109 , стр. 19-20.
- ↑ Джин Грин, Роберт Ярбро, Джуд и 2 Петра 2008, стр. 103 «отмечены Бокхэмом (1983: 93) как «странное» использование дательного падежа».
- ^ Ричард Бокхэм Иуда-2 Петр 2017 стр. 93 «Пророчество Еноха (Иуды 14–16) Библиография Бокхэм, Р.Дж. «Заметка о проблеме в греческой версии I Еноха I. 9. ... Примечания a Такое использование дательный падеж τούτας является странным, но должен иметь это значение».
- ^ Лампкин, Джозеф Б. (18 ноября 2007 г.). Утраченная книга Еноха: полная транслитерация забытой книги Библии . Пятое сословие.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) ISBN Б-000Z-К317-4 . Лок. 270, 281. - ^ «Пророчество Еноха» . Ligonier.org . Архивировано из оригинала 27 января 2021 г.
- ^ «Книга Хеноха (эфиопская)» . NewAdvent.org .
- ^ «Енох, Книга» . Еврейская энциклопедия .
- ^ «ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF02. Отцы второго века: Ерма, Татиан, Афинагор, Феофил и Климент Александрийский (Вся) - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «0150-0215 — Климент Александрийский — Пророческие эклоги — Греческий текст — Правильный лексикон или «Согласие» » . www.documentacatholicomnia.eu .
- ^ «Филип Шафф: ANF04. Отцы третьего века: Тертуллиан, часть четвертая; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген, части первая и вторая - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 3 ноября 2020 г.
- ^ «Филип Шафф: ANF04. Отцы третьего века: Тертуллиан, часть четвертая; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген, части первая и вторая - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 3 ноября 2020 г.
- ^ «ANF03. Латинское христианство: его основатель Тертуллиан - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF03. Латинское христианство: его основатель Тертуллиан - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF04. Отцы третьего века: Тертуллиан, часть четвертая; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген, части первая и вторая - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF04. Отцы третьего века: Тертуллиан, часть четвертая; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген, части первая и вторая - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF06. Отцы третьего века: Григорий Чудотворец, Дионисий Великий, Юлий Африканский, Анатолий и второстепенные писатели, Мефодий, Арн - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ «ANF02. Отцы второго века: Ерма, Татиан, Афинагор, Феофил и Климент Александрийский (Вся) - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ Синцелл, Джордж (1829). «Хронография» . Архив.орг .
- ^ «Стихометрия» . Развитие канона Нового Завета .
- ^ См. Никифор (изд. Диндорф), I. 787