Чешский информел
Чешский информел описывается как течение экспрессивной структурной абстракции, возникшее из специфических местных условий на рубеже 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ] Оно радикально выступило против всей современной продукции, поставило под угрозу создание и эстетизацию официального искусства и стало поворотным моментом в истории чешского искусства . [ 2 ] Зарубежные критики оценили уникальность произведений [ 3 ] и написал о сильном восстании около тридцати отчаявшихся художников-авангардистов, не имевшего предшественников в Чехословакии. [ 4 ] Термин «информель» использовался с 1945 года французским критиком Вальдемаром-Жоржем и был подхвачен и востребован художником Мишелем Тапие в самом названии выставки «Значения информальности», организованной в студии Поля Факкетти в 1951 году. [ 5 ] С международным информалом , который в концепции Энрико Криспольти включает весьма разнородную группу художественных форм, начиная от ташизма и заканчивая лирической абстракцией , [ 6 ] Чешский информел связан лишь некоторыми творческими приемами.
Определение термина
[ редактировать ]Термин «Чешский информел» появился второстепенно и был определен только в контексте выставки 1991 года и сопутствующего симпозиума. [ 7 ] термин «структурная абстракция» В 1960-х годах использовался , который, по мнению Махулены Нешлеховой , является неточным и вводящим в заблуждение, поскольку термин «структура» относится скорее к порядку, который внутренне организован. Информель же работает со случайностью и проекцией спонтанных эмоций и представляет собой «выразительную материальную антиживопись». Это не жестовая работа, поскольку помимо стремления к сильной выразительности, заложенной в окончательную форму готового произведения, одним из критериев качества была идеальная обработка материальных структур и совершенствование художественных средств. [ 8 ] Стремление к окончательной, законченной и закрытой форме произведения, казалось бы, противостоящее открытости и непосредственности процесса творчества, имеет свои корни в культурной традиции и представляет собой специфическую характеристику чешского творчества с чертами «национального школа". [ 9 ] Тонко сформулированная структура отражает сложность психики художника и духовно-этическое содержание произведения. В послевоенной ситуации показное разрушение фигуры означает одновременно ее переформулирование или даже сакрализацию, израненный материал становится метафорой израненного человечества и ритуального тела, отмеченного стигматами. [ 10 ] С течением времени информель становится адекватным художественным выражением состояния мысли и сознания человека в послевоенную и так называемую эпоху « холодной войны» , отягощенного экзистенциальными и субъективными проблемами. [ 9 ]
Типичной общей чертой произведений информеля была необходимость разрушения границы между живописью и скульптурой (рельефом) и разрушение условностей формы, использование всех средств для физической объективации внутреннего чувства и его кодирования, фиксации и окаменения. , исследуя выразительные возможности материи и композиции изображений из разрозненных материалов, расширяющихся в пространство и вырванных из привычного контекста или лишенных привычной функции. Роль смысла приписывается пустоте, окружающей ядро. Сам процесс создания включал в себя раскрытие материи, а также ее сокрытие и шифрование в сложные системы формы и семантики и вызывал эскалацию эмоций через композицию материалов. [ 11 ] В длительном процессе создания материя картины перетиралась, месилась и разрушалась, ансамбли разных материалов наслаивались, сжигались, распадались и соединялись вновь, принимая вид почти магических артефактов с чертами некоего «барокко». [ 9 ] Материалами для создания информационных работ послужили найденные предметы, отмеченные временем и использованием человека, синтетические лаки, песок, гвозди, провода, веревки, листы, тряпки, асфальт, куски дерева. Важным в то время был недавно произведенный и труднодоступный синтетический материал акронекс (поливинилацетат, искусственно размягченная смола), который позволял соединять разнородные материалы и создавать горельефные структуры. [ 12 ]
От аналогичного европейского производства, [ 13 ] который основывался на эстетическом эффекте сырья и конструкций и потерял внутреннее доверие из-за повторения, [ 14 ] Чешский «Информел» отличался акцентом на своей экзистенциальной основе . Принцип перманентного построения и разрушения образа был реакцией на суровость времени и попыткой проникнуть в более глубокую суть творения, в котором рождение предполагает одновременно угасание предыдущего и отражает сознание. о хрупкости самого человеческого существования. [ 8 ] На произведениях искусства запечатлен скрытый след историй их создателей, живущих на периферии общества. [ 15 ] Выражением творческого движения мысли было не абстрактное построение, а непосредственное соприкосновение с материей и через нее с землей. [ 16 ] В атмосфере тоталитарной диктатуры с ее вульгарным пропагандистским оптимизмом чувствительный человек должен был реагировать только тотальным отрицанием. Чешское материальное выражение, как мистическая версия символического самоистязания, предлагает заглянуть в глотку смерти и пустоту. По мнению искусствоведа Яна Кржижа, в чешском случае это был экспрессионизм , перевернутый внутрь. [ 17 ] и порогом, через который вступал в мир абсолютной независимости и свободы, была смерть. В патологические времена за крайний бунт в искусстве платили ослаблением практической воли к жизни. [ 18 ] о чем свидетельствует безвременная смерть Антонина Томалика (1939–1968) и Владимира Будника (1924–1968), а также несчастная смерть Иржи Балцара (1929–1968). По мнению Шевчика, магическое создание предметов и связанные с ним ритуалы, движение к трансцендентности и эстетическому культивированию являются, напротив, спасением от трагедии и возвращением к достоверности высшего духовного порядка, то есть, скорее, обратная связь с жизнью. [ 10 ]
Как символ примирения с отчужденным миром произведение искусства может представлять собой возрождение мифотворческих архетипов или активный жест, объективирующий и манифестирующий личностную ментальную модель . Для содержания сообщения в необразном выражении, лишенном наличия чувственно-изобразительных элементов, носителем смыслового сообщения (или записью психического состояния художника) становится система символов и знаков, которые не могут быть непосредственно определены. расшифровано, но может быть постигнуто лишь чувственно и бессознательно. [ 19 ] Сам момент завершения работы также представляет для художника завершение процесса идентификации, который невозможно повторить или интерпретировать. [ 20 ] Произведение искусства как образ-объект обогащает объективную и духовную реальность мира явлением, тревожащим своим рационально необъяснимым существованием и стимулирующим зрителя к поиску смысла и значения. Оно обладает особой магической притягательностью, которая не позволяет нам пройти мимо него незамеченными и не остаться под его влиянием. [ 21 ] Работы чешского Informel близки друг другу своей тяжелой монохромной бесцветностью и строгой концепцией выразительных структур материала.
Художественное выражение, называемое «Чешским информалом», концентрирует основные черты чешского искусства как в положительном, так и в отрицательном смысле. По мнению Милана Книжака , оно имеет параллель с чешским искусством второй половины XIX века по степени пафоса, подчеркнутой литературности и своеобразного странного «материального» патриотизма. [ 22 ]
Фотографический информел
[ редактировать ]Нефигуративные фотографии, изображающие бесформенность, хаотичность, неорганизованность, когда, приближаясь к объекту и внутри его кадра, фотограф сознательно аннулирует контекст и возможность ориентации, можно считать предшественником живописно-скульптурного информела. Чем конкретнее изображено дело, тем более оно становится абстрактным и похожим на беспредметные фактуры картин. Стены являются частым объектом фотографий, предлагая параллель между тоталитарными режимами и тюрьмами. Сюрреалистическое начало переплетается с экзистенциализмом в центральной теме смерти – в сюжетах надгробий, стел, выжженных ям, в обстановке свалок и кладбищ вещей. Колебания между проникновением внутрь и обратным давлением проявляются в сосредоточении на наслаивании и отслаивании поверхности материи, трещинах, щелях, выпуклостях и выступах. Эстетика банальности, которая в своей наиболее радикальной позиции изображает безразличное ничто как эстетический объект, берет свое начало в сюрреализм . Гуманистическое и морально императивное послание Informel, рожденное из чувства тревоги и угрозы, — это смелость противостоять трудной социальной ситуации и идти даже на значительный личный риск. Среди прочего, экзистенциализм был защитой индивидуализма от диктата государства коллективизму . [ 23 ]
-
Карел Куклик из сериала «Загрязненный пейзаж I» , 1959 год
-
Карел Куклик, Строение № 3 , 1960 г.
-
Карел Куклик, из серии « Загрязненный пейзаж 2» , 1964 год.
-
Карел Куклик, из серии «Пейзаж возвращений II» , 1980 год.
Еще одно направление фотографического неформального искусства — эксперименты с фотоэмульсией, создающей совершенно искусственные текстуры. Так обстоит дело, например, с Милоша Коречека и фокусами некоторыми работами Мирослава Гака , Честмира Яношека или Белы Коларжовой .
История
[ редактировать ]В истории чешского искусства вряд ли можно найти явление, подобное возникновению подлинно чешского структурного абстракционистского движения на рубеже 1959 и 1960 годов. Это течение, с его художественной и моральной последовательностью, создало определенную точку предельного радикализма, которая Чешскому искусству не хватало раньше. [ 18 ]
Чешский информел представляет собой очень короткий и точно рассчитанный период и узкий круг художников, в основном студентов или недавних выпускников Академии художеств . По мнению Алеша Веселы , общей отправной точкой был отказ от живописи и склонность к жестово-выразительной абстракции. Сильное влияние оказали внехудожественные стимулы, такие как произведения Франца Кафки , Альберта Камю , Джеймса Джойса или Ладислава Климы , а также абсурдистские тексты Сэмюэля Беккета , серийная и пунктуальная музыка ( Карлхайнц Штокхаузен , Кшиштоф Пендерецкий ), электронная музыка Эдгара Вареза. , а также открытия в физике и математике ( Гейзенберг , Винер ). Среди зарубежного искусства, о котором чешские художники имели лишь отрывочные сведения, они чувствовали родство с « Ар-брют » Жана Дюбюффе . Они знали Альберто Бурри из сшитых джутовых мешков, композиции [ 24 ] абстрактные рельефные текстуры Жана Фотрие [ 25 ] и Маноло Мильяреса , материальная живопись Антони Тапиеса , металлические рельефы Золтана Кемени , скульптуры Эдуардо Паолоцци , [ 11 ] Линн Чедвик и Кеннет Армитидж . Вдохновение также пришло из среды заброшенных, ветхих и серых пражских домов и улиц 1950-х годов. [ 26 ]
Это художественное явление возникло спонтанно в кругу нескольких личностей, связанных не общей программой, а лишь схожим духовным мироощущением. Основатели резко выступили не только против ложной идеологической доктрины « социалистического реализма » и требований изображения действительности в легкой, свежей технике, в ликующих красках, но и против всей современной продукции упадочных ответвлений импрессионизма и фовизма или прирученных модернистских тенденций. культивируется группами Máj 57 , Trasa или UB 12 . [ 27 ] В лихорадочной атмосфере того времени степень аутентичности решалась в течение месяцев и недель между двумя частными выставками под названием «Противостояние» — первая в марте 1960 года в студии Иржи Валенты и вторая в октябре 1960 года в студии Алеша Веселы . Летом 1960 года в студии Иржи Валенты была подготовлена импровизированная выставка для иностранных критиков, посетивших Прагу по пути с конгресса AICA в Польше. В результате в важных зарубежных журналах было опубликовано несколько статей о феномене чешского информала. [ 11 ]
Публичные выставки 1964 года в галерее Нова Синь ( Выставка D ) и 1965 года ( Алшова Синь UB ) в той или иной степени подвели итоги и завершили оживленную фазу этого периода. В последующие годы начал утверждаться элемент определенного маньеризма, и оригинальный сырой жест превратился в производство эстетического декора. [ 27 ] Лишь впоследствии сюрреалистическая подоплека «Информеля» мифологизируется в текстах теоретиков, а спецификой отечественного творчества считается романтическая традиция, символизация и причудливая исключительность. Все художники из поколения основателей Чешского Информеля уже вернулись к фигуративному искусству или другим формам художественного выражения еще до середины 1960-х годов. Сама грубость информеля открыла пространство авангардного искусства 1960-х годов, в котором проявились влияния неодадаизма , леттризма , поп-арта и оп-арта , конструктивистских тенденций , арт-арта , новой фигуративности или постсюрреалистической эстетики были применены «странности». [ 28 ]
Новое молодое поколение примерно 1965 года просто манипулирует сюрреалистическим фоном, лишенным содержания и необходимой духовности, заменяя экзистенциальный опыт банальной метафорой. [ 10 ] Их склонность к нефигуративной работе определяется не потребностью в новом сообщении, а является лишь формальным принятием нового абстрактного языка или парадоксальной попыткой выразить старое содержание новыми средствами. [ 29 ]
Художники
[ редактировать ]Основателем и организатором « Противостояний» считается Ян Кобласа , в студии которого в июне 1959 года состоялась первая неофициальная выставка его собственных работ, созданных за предыдущие четыре месяца. [ 30 ] В радикальное течение Чешского Информеля вошли художники, принимавшие участие в первых двух выставках под названием «Противостояние»: Зденек Беран , Владимир Будник , Честмир Яношек , Ян Кобласа , Антонин Малек , Антонин Томалик , Иржи Валента , Алеш Веселы , Збышек Сион . [ 31 ] Микулаш Медек и Эмила Медкова На выставки Konfrontace также были приглашены , но они отказались от участия.
Более широкий круг художников, склонявшихся к абстракции и готовившихся в 1960-е годы создать группу «Противостояние» , [ примечание 1 ] входили Иржи Бальцэр , Зденек Беран , Вацлав Боштик , Владимир Будник , Уго Демартини , Бедржих Длоуги , Ян Хендрих , Йозеф Истлер Иржи Янечек , , Честмир Яношек , Ольга Карликова Иржи Ян Кобласа Коларж , , , Ян Йитка Колинска , Б. Эла Коларжова , Котик , Карел Куклик , Антонин Малек , Карел Малич , Павла Маутнерова , Микулаш Медек , Эмила Медкова , Иржи Мразек , Людмила Падртова , Роберт Пизен , Збынек Секал , Збышек Сьон , Иржи Валента Вацлав Тикаль , Антонин Томалик , Вашичек , Владимир , Алеш Весел Й , Мариан Чундерлик , Юрай Кочиш и теоретики Антонин Хартманн , Ян Кржиж , Богумир Мраз , Людмила Вахтова , Далибор Веселый .
Чешское абстрактное искусство 1960-х годов имело своих предшественников, но прямой связи с чешским информелем нет. Отдельные произведения абстрактного искусства 1940-х годов берут свое начало в сюрреализме ( Тойен , Йозеф Истлер , Ra Group ). Абстрактное искусство можно найти в работах Зденека Рыкра , Православа Котика и Яна Котика . Владимир Будник привнес новый выразительный потенциал в чешское искусство своими «активными» и «структурными» гравюрами 1954–1959 годов. [ 32 ] Другие имена из группы «Противостояние» (Истлер, Котик, Тикаль) также представляют связь с творчеством 1950-х годов. В конце 1950-х и в 1960-х годах абстрактные монотипии и тахистические или литые картины создавали Ян Кубичек , Ян Кобласа , Честмир Яношек , Иржи Балькар и Роберт Пизен .
Радикальная структурная абстракция повлияла на широкий круг художников. [ 33 ] и, помимо участников Конфронтаций, в начале 1960-х годов неформальную переняли также Карел Непраш , Бедржих Длоуги , Ярослав Вожняк , Павел Нешлега , Надежда Плишкова , Ярослав Говадик , Милослав Гладкий , Петр Бареш , Дана Пучнарова , Ярослав Шерых , Ян Стеклик , Ева Яношкова , Джеймс Яничек , Ян Шванкмайер , Ян Хладик, Владимир Суханек , Любомир Пршибыл , Уго Демартини и др. [ 34 ] Некоторые фотографы ( Станислав Бенц , Честмир Кратки , Карел Куклик ) принимали участие в выставках «Противостояние», а в информел можно включить, например, дипломный фильм Вацлава Мергла , основанный на анимации бесформенных масс. [ 18 ] Взрывной заряд отрицания, представленный структурной абстракцией, нашел сильный отклик в Словакии , и первая Конфронтация состоялась в Братиславе в 1961 году в Йозефа Янковича студии . Инициаторами других неофициальных выставок ( «Братиславские противостояния ») были Эдуард Овчачек и Милош Урбасек . [ 35 ]
Зденек Феликс в 1965 году называет Будника , Медека , Истлера и Пизена основателями. По его словам, из первоначального кружка «Информеля» возникли два течения. Первый из них, связанный с радикальной структурной абстракцией, далее развивал оригинальные рельефы-предметы (Малек, Томалик) и ассамбляжи ( Веселы ) или переходил к фигуративным работам ( Кобласа , Валента , Сион ). Честмир Яношек включает в свои работы элементы нео-дадаизма и поп-арта. Во второй список он включил художников фэнтези-направления ( , Длоуги , Вожняк ) , последователей сюрреализма Яноушека , Непраш Штырского , Тойена и Тикаля . [ 36 ]
Во второй половине 1960-х годов искусствоведы перестали интересоваться «Информелем», а в 1968 году Томалик , Будник и Балькар трагически погибли . После вторжения Варшавского договора в Чехословакию , Кобласа , Валента , Малек , Секал , Котик , Честмир и Ева Яношек Ховадик эмигрировали за границу. Роберт Пизен и Павла Маутнерова покинули Чехословакию до 1965 года. Те, кто остался в Чехословакии, стали нежелательны режиму и были приговорены к внутренней ссылке.
Выставки
[ редактировать ]- Март 1960, Иржи Валенты мастерская - Зденек Беран , Владимир Будник , Честмир Яношек , Ян Кобласа , Антонин Малек , Антонин Томалик , Иржи Валента , Алеш Веселый , итальянский гость Гвидо Биаси
- Октябрь 1960, студия Алеша Веселы - Владимир Будник , Честмир Яношек , Ян Кобласа , Вацлав Кржижек , Антонин Малек , Збышек Сион , Антонин Томалик , Иржи Валента , Алеш Веселый , фотографы Станислав Бенц , Карел , Иржи Путта
- 1962 Аргумента I. , Галереи современного искусства Кшиве Коло в Варшаве - Иржи Балцар , Владимир Будник , Йозеф Истлер , Ян Кобласа , Микулаш Медек , Алеш Веселы , Роберт Пизен (с польской стороны Мариан Богуш, Збигнев Длубак, Стефан Геровский, Бронислав Кержк) Овский, Эдвард Красиньски, Хилари Кризстофиак, Альфред Леница , Тереза Поговска, Хенрик Стажевский, Ежи Чожевский, Раймунд Зиемский) [ 37 ]
- 1964 Выставка D , Галерея Нова Синь - Иржи Бальцэр , Владимир Будник , Йозеф Истлер , Честмир Яношек , Ян Кобласа , Микулаш Медек , Карел Непраш , Роберт Пизен , Збинек Секаль , Иржи Валента (художник) , Алеш Веселый
- 1965 Противостояние III , Алшова Синь - Art talk - Владимир Будник , Милослав Хотовы , Джеймс Яничек , Честмир Яношек , Антонин Малек , Павел Нешлега , Збышек Сион , Антонин Томалик , Иржи Валента , фотографы Станислав Бенц , Честмир К Ратки , Карел Куклик
- 1991 Чешский неофициальный. Пионеры абстракции 1957-1964 годов / Чешский информел. Пионеры абстракции 1957–1964, Старая ратуша, Прага.
- 1991 Антонин Томалик: Избранные произведения 1957–1968 / Избранные произведения 1957–1968, Старая ратуша, Прага.
- 1991 Чешский неофициальный. Структурная фотография, круг братиславских противостояний и авторы вне мейнстрима / Чешский информел. Структурная фотография, схема противостояния в Братиславе и авторы вне мейнстрима, Галерея Вацлава Шпалы , Прага
- 2015 Информел и его дублирования. Выставка из депозитария / Информел и ее перекрытия. Выставка из хранилища Галереи изящных искусств в Хебе. [ 38 ]
- 2016 Информель - 1960-е из коллекции Галереи изящных искусств в Остраве / Информель - 1960-е из коллекции Галереи изящных искусств в Остраве
Избранные произведения
[ редактировать ]-
Ян Кобласа, руководитель , 1959 г.
-
Ян Кобласа, «Не трогай мои круги III» , 1960 г.
-
Иржи Валента, Коллаж II (1960), Музей Кампа
-
Иржи Валента, Дух убитого (1961), Национальная галерея в Праге.
-
Зденек Беран , Намек на три фигуры I (1959-1961)
-
Зденек Беран , Исследование структуры VI (1961)
-
Зденек Беран , Большое красное сооружение (1963)
-
Збышек Сион , Археологический пейзаж , 1961 г.
-
Збышек Сион , Без названия , 1961
-
Ярослав Вожняк , Красный IV , 1961 г.
-
Надежда Плишкова , Пары , 1963
-
Збинек Секал, Без названия , 1960-е.
-
Ян Кобласа, Помазанник , 1963 год.
-
Теодор Пиштек , Записки пропавшего без вести , 1963
-
Иржи Валента , Этюд II (1963-1964), ГАСК Кутна Гора
-
Иржи Валента , Синтетическая ткань I (1964), Карловарский ГУ
-
Зденек Беран , Выпуклость (1965)
-
Карел Паузер , «Сегмент» , 1965 г.
-
Карел Непраш, Замок III , 1967 г.
-
Алеш Веселый , Кадиш (1967–1969)
-
Иржи Валента , Структурная печать II (1961), ГАСК Кутна Гора
-
Православ Совак, Посвящение Францу Кафке, 1961 г.
-
Православ Совак, Портрет в зеркале I (1964), комбинированная техника.
-
Йозеф Хампл , Без названия , 1966 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нешлехова М, 1997, стр. 21-22
- ^ Ян Кржиж, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 64
- ^ Пьер Рестани, Путевые заметки, Симез VIII, 1961, арт. 51, с. 75-80
- ^ Дора Эштон, 1962, цит. Информель. Материалы симпозиума, 1991, с. 65
- ^ Бертран Шмитт, в: Франтишек Дрие, Бертран Шмитт (ред.), 2012, стр. 102
- ^ Криспольти Энрико, L'Informale Storia e поэтика, Каруччи, Ассизи-Рим, 1971
- ^ Информел. Материалы симпозиума, Академия изящных искусств, Прага, 1991 г.
- ^ Jump up to: а б Нешлехова М, 1997, с. 141
- ^ Jump up to: а б с Нешлехова М, в: П. Шпильманн (ред.), 1998 г.
- ^ Jump up to: а б с Яна и Иржи Шевчики, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 48-52
- ^ Jump up to: а б с Алеш Веселый, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, с. 22-25
- ↑ Интервью Р. Вагнера со Зденеком Бераном, 2015 г.
- ^ Галерея Тейт: Art Informel
- ^ Ян Кржиж, в: Неофициальный. Материалы симпозиума, 1991, с. 68
- ^ Вера Йироусова, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 32-34
- ^ Далибор Веселый, в: Материалы симпозиума, 1991, стр. 29-31
- ^ Ян Кржиж, в: Нешлехова М, 1997, с. 260
- ^ Jump up to: а б с Ян Кржиж, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, с. 26-28
- ^ Далибор Веселый, в: Nešlehová M, 1997, с. 261
- ^ Алеш Веселый, Графика, рисунки, каталог выставки О.Г. Либерца, 1965 г.
- ^ Франтишек Шмейкал, в: Нешлехова М, 1997, с. 258
- ^ Милан Книжак, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 13-14
- ^ Антонин Дуфек, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 44-47
- ^ «Музей Гуггенхайма: Альберто Бурри» . Архивировано из оригинала 22 октября 2018 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Wikiart: Жан Фотрие
- ^ Нешлехова М., Обратное лицо модернизма, в: Юдлова М., 1994, с. 192
- ^ Jump up to: а б Зденек Беран, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, стр. 19-21.
- ^ Нешлехова М, 1997, стр. 59-66
- ^ Франтишек Шмейкал, в: Нешлехова М, 1997, стр. 257.
- ^ Нешлехова М, 1997, с. 47
- ^ Франтишек Шмейкал, Противостояние, Face No. 2, 1964 г.
- ^ Нешлехова М, 1997, стр. 69-70
- ^ Ян Кржиж, в. Материалы симпозиума, 1991, с.63.
- ^ Нешлехова М, 1997, с. 145
- ^ Томаш Штраус, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, стр. 35-36.
- ^ Зденек Феликс, Fine Art XV, 1965, стр. 324-331
- ^ Франтишек Шмейкал, Аргументы, 1962, в: Нешлехова М, 1997, стр. 239-240
- ^ Видео на YouTube
Примечания
[ редактировать ]- ^ группа Konfrontace («Противостояние») была основана 17 октября 1961 года, но ее заявление о приеме в официальный Союз чешских художников-изобразителей было отклонено, как и неоднократные запросы о датах выставок. Группа прекратила свое существование, не имея возможности заявить о себе публично. Махулена Нешлехова, 1997, с. 238
Источники
[ редактировать ]- Франтишек Дрие, Бертран Шмитт (редакторы), Ян Шванкмайер, Иво Пурш, Размеры диалога - между кино и изобразительным искусством, 508 стр., Arbor Vitae, Řevnice 2012, ISBN 9788074670169
- Питер Шпильманн (редактор), Informel и группа Cobra из коллекций Бохумского музея, ДУ Брно, SGVU Cheb 1998, ISBN 80-7009-096-0
- Махулена Нешлехова (редактор), Послание другого выражения: концепция информела в чешском искусстве 1950-х и первой половины 1960-х годов, Издательство BASE, Артефакт, Прага, 1997, ISBN 80-902481-0-1 (БАЗА), ISBN 80-902160-0-5 (АртеФАКТ)
- Мария Юдлова (редактор), Фокусы возрождения: чешское искусство 1956–1963, Пражская городская галерея, Институт Академии наук Чешской Республики, 1994, ISBN 9788070100295
- Махулена Нешлехова (редактор), Czech Informel, Пионеры абстракции 1957–1964 / Czech Informel, Пионеры абстракции 1957–1964, 268 стр., Галерея столицы Праги, SGVU Litoměřice, 1991
- Неофициальный. Материалы симпозиума / Информел. Материалы симпозиума, Академия изящных искусств, Прага, 1991 г.
- Франтишек Шмейкал, Противостояние 1960, Лицо №. 2, 1964, стр. 26–27.
- Дор Эштон, Неизвестный берег: взгляд на современное искусство, 265 стр., Little, Brown, Бостон, 1962 г.
Диссертация
[ редактировать ]- Каролина Йираска, Внехудожественные влияния на чешский неформальный стиль: эстетика и случай Иржи Валенты, магистерская диссертация, FF MUNI Brno 2021