Jump to content

Чешский информел

Чешский информел описывается как течение экспрессивной структурной абстракции, возникшее из специфических местных условий на рубеже 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ] Оно радикально выступило против всей современной продукции, поставило под угрозу создание и эстетизацию официального искусства и стало поворотным моментом в истории чешского искусства . [ 2 ] Зарубежные критики оценили уникальность произведений [ 3 ] и написал о сильном восстании около тридцати отчаявшихся художников-авангардистов, не имевшего предшественников в Чехословакии. [ 4 ] Термин «информель» использовался с 1945 года французским критиком Вальдемаром-Жоржем и был подхвачен и востребован художником Мишелем Тапие в самом названии выставки «Значения информальности», организованной в студии Поля Факкетти в 1951 году. [ 5 ] С международным информалом , который в концепции Энрико Криспольти включает весьма разнородную группу художественных форм, начиная от ташизма и заканчивая лирической абстракцией , [ 6 ] Чешский информел связан лишь некоторыми творческими приемами.

Определение термина

[ редактировать ]

Термин «Чешский информел» появился второстепенно и был определен только в контексте выставки 1991 года и сопутствующего симпозиума. [ 7 ] термин «структурная абстракция» В 1960-х годах использовался , который, по мнению Махулены Нешлеховой , является неточным и вводящим в заблуждение, поскольку термин «структура» относится скорее к порядку, который внутренне организован. Информель же работает со случайностью и проекцией спонтанных эмоций и представляет собой «выразительную материальную антиживопись». Это не жестовая работа, поскольку помимо стремления к сильной выразительности, заложенной в окончательную форму готового произведения, одним из критериев качества была идеальная обработка материальных структур и совершенствование художественных средств. [ 8 ] Стремление к окончательной, законченной и закрытой форме произведения, казалось бы, противостоящее открытости и непосредственности процесса творчества, имеет свои корни в культурной традиции и представляет собой специфическую характеристику чешского творчества с чертами «национального школа". [ 9 ] Тонко сформулированная структура отражает сложность психики художника и духовно-этическое содержание произведения. В послевоенной ситуации показное разрушение фигуры означает одновременно ее переформулирование или даже сакрализацию, израненный материал становится метафорой израненного человечества и ритуального тела, отмеченного стигматами. [ 10 ] С течением времени информель становится адекватным художественным выражением состояния мысли и сознания человека в послевоенную и так называемую эпоху « холодной войны» , отягощенного экзистенциальными и субъективными проблемами. [ 9 ]

Типичной общей чертой произведений информеля была необходимость разрушения границы между живописью и скульптурой (рельефом) и разрушение условностей формы, использование всех средств для физической объективации внутреннего чувства и его кодирования, фиксации и окаменения. , исследуя выразительные возможности материи и композиции изображений из разрозненных материалов, расширяющихся в пространство и вырванных из привычного контекста или лишенных привычной функции. Роль смысла приписывается пустоте, окружающей ядро. Сам процесс создания включал в себя раскрытие материи, а также ее сокрытие и шифрование в сложные системы формы и семантики и вызывал эскалацию эмоций через композицию материалов. [ 11 ] В длительном процессе создания материя картины перетиралась, месилась и разрушалась, ансамбли разных материалов наслаивались, сжигались, распадались и соединялись вновь, принимая вид почти магических артефактов с чертами некоего «барокко». [ 9 ] Материалами для создания информационных работ послужили найденные предметы, отмеченные временем и использованием человека, синтетические лаки, песок, гвозди, провода, веревки, листы, тряпки, асфальт, куски дерева. Важным в то время был недавно произведенный и труднодоступный синтетический материал акронекс (поливинилацетат, искусственно размягченная смола), который позволял соединять разнородные материалы и создавать горельефные структуры. [ 12 ]

От аналогичного европейского производства, [ 13 ] который основывался на эстетическом эффекте сырья и конструкций и потерял внутреннее доверие из-за повторения, [ 14 ] Чешский «Информел» отличался акцентом на своей экзистенциальной основе . Принцип перманентного построения и разрушения образа был реакцией на суровость времени и попыткой проникнуть в более глубокую суть творения, в котором рождение предполагает одновременно угасание предыдущего и отражает сознание. о хрупкости самого человеческого существования. [ 8 ] На произведениях искусства запечатлен скрытый след историй их создателей, живущих на периферии общества. [ 15 ] Выражением творческого движения мысли было не абстрактное построение, а непосредственное соприкосновение с материей и через нее с землей. [ 16 ] В атмосфере тоталитарной диктатуры с ее вульгарным пропагандистским оптимизмом чувствительный человек должен был реагировать только тотальным отрицанием. Чешское материальное выражение, как мистическая версия символического самоистязания, предлагает заглянуть в глотку смерти и пустоту. По мнению искусствоведа Яна Кржижа, в чешском случае это был экспрессионизм , перевернутый внутрь. [ 17 ] и порогом, через который вступал в мир абсолютной независимости и свободы, была смерть. В патологические времена за крайний бунт в искусстве платили ослаблением практической воли к жизни. [ 18 ] о чем свидетельствует безвременная смерть Антонина Томалика (1939–1968) и Владимира Будника (1924–1968), а также несчастная смерть Иржи Балцара (1929–1968). По мнению Шевчика, магическое создание предметов и связанные с ним ритуалы, движение к трансцендентности и эстетическому культивированию являются, напротив, спасением от трагедии и возвращением к достоверности высшего духовного порядка, то есть, скорее, обратная связь с жизнью. [ 10 ]

Как символ примирения с отчужденным миром произведение искусства может представлять собой возрождение мифотворческих архетипов или активный жест, объективирующий и манифестирующий личностную ментальную модель . Для содержания сообщения в необразном выражении, лишенном наличия чувственно-изобразительных элементов, носителем смыслового сообщения (или записью психического состояния художника) становится система символов и знаков, которые не могут быть непосредственно определены. расшифровано, но может быть постигнуто лишь чувственно и бессознательно. [ 19 ] Сам момент завершения работы также представляет для художника завершение процесса идентификации, который невозможно повторить или интерпретировать. [ 20 ] Произведение искусства как образ-объект обогащает объективную и духовную реальность мира явлением, тревожащим своим рационально необъяснимым существованием и стимулирующим зрителя к поиску смысла и значения. Оно обладает особой магической притягательностью, которая не позволяет нам пройти мимо него незамеченными и не остаться под его влиянием. [ 21 ] Работы чешского Informel близки друг другу своей тяжелой монохромной бесцветностью и строгой концепцией выразительных структур материала.

Художественное выражение, называемое «Чешским информалом», концентрирует основные черты чешского искусства как в положительном, так и в отрицательном смысле. По мнению Милана Книжака , оно имеет параллель с чешским искусством второй половины XIX века по степени пафоса, подчеркнутой литературности и своеобразного странного «материального» патриотизма. [ 22 ]

Фотографический информел

[ редактировать ]

Нефигуративные фотографии, изображающие бесформенность, хаотичность, неорганизованность, когда, приближаясь к объекту и внутри его кадра, фотограф сознательно аннулирует контекст и возможность ориентации, можно считать предшественником живописно-скульптурного информела. Чем конкретнее изображено дело, тем более оно становится абстрактным и похожим на беспредметные фактуры картин. Стены являются частым объектом фотографий, предлагая параллель между тоталитарными режимами и тюрьмами. Сюрреалистическое начало переплетается с экзистенциализмом в центральной теме смерти – в сюжетах надгробий, стел, выжженных ям, в обстановке свалок и кладбищ вещей. Колебания между проникновением внутрь и обратным давлением проявляются в сосредоточении на наслаивании и отслаивании поверхности материи, трещинах, щелях, выпуклостях и выступах. Эстетика банальности, которая в своей наиболее радикальной позиции изображает безразличное ничто как эстетический объект, берет свое начало в сюрреализм . Гуманистическое и морально императивное послание Informel, рожденное из чувства тревоги и угрозы, — это смелость противостоять трудной социальной ситуации и идти даже на значительный личный риск. Среди прочего, экзистенциализм был защитой индивидуализма от диктата государства коллективизму . [ 23 ]

Еще одно направление фотографического неформального искусства — эксперименты с фотоэмульсией, создающей совершенно искусственные текстуры. Так обстоит дело, например, с Милоша Коречека и фокусами некоторыми работами Мирослава Гака , Честмира Яношека или Белы Коларжовой .

В истории чешского искусства вряд ли можно найти явление, подобное возникновению подлинно чешского структурного абстракционистского движения на рубеже 1959 и 1960 годов. Это течение, с его художественной и моральной последовательностью, создало определенную точку предельного радикализма, которая Чешскому искусству не хватало раньше. [ 18 ]

Чешский информел представляет собой очень короткий и точно рассчитанный период и узкий круг художников, в основном студентов или недавних выпускников Академии художеств . По мнению Алеша Веселы , общей отправной точкой был отказ от живописи и склонность к жестово-выразительной абстракции. Сильное влияние оказали внехудожественные стимулы, такие как произведения Франца Кафки , Альберта Камю , Джеймса Джойса или Ладислава Климы , а также абсурдистские тексты Сэмюэля Беккета , серийная и пунктуальная музыка ( Карлхайнц Штокхаузен , Кшиштоф Пендерецкий ), электронная музыка Эдгара Вареза. , а также открытия в физике и математике ( Гейзенберг , Винер ). Среди зарубежного искусства, о котором чешские художники имели лишь отрывочные сведения, они чувствовали родство с « Ар-брют » Жана Дюбюффе . Они знали Альберто Бурри из сшитых джутовых мешков, композиции [ 24 ] абстрактные рельефные текстуры Жана Фотрие [ 25 ] и Маноло Мильяреса , материальная живопись Антони Тапиеса , металлические рельефы Золтана Кемени , скульптуры Эдуардо Паолоцци , [ 11 ] Линн Чедвик и Кеннет Армитидж . Вдохновение также пришло из среды заброшенных, ветхих и серых пражских домов и улиц 1950-х годов. [ 26 ]

Это художественное явление возникло спонтанно в кругу нескольких личностей, связанных не общей программой, а лишь схожим духовным мироощущением. Основатели резко выступили не только против ложной идеологической доктрины « социалистического реализма » и требований изображения действительности в легкой, свежей технике, в ликующих красках, но и против всей современной продукции упадочных ответвлений импрессионизма и фовизма или прирученных модернистских тенденций. культивируется группами Máj 57 , Trasa или UB 12 . [ 27 ] В лихорадочной атмосфере того времени степень аутентичности решалась в течение месяцев и недель между двумя частными выставками под названием «Противостояние» — первая в марте 1960 года в студии Иржи Валенты и вторая в октябре 1960 года в студии Алеша Веселы . Летом 1960 года в студии Иржи Валенты была подготовлена ​​импровизированная выставка для иностранных критиков, посетивших Прагу по пути с конгресса AICA в Польше. В результате в важных зарубежных журналах было опубликовано несколько статей о феномене чешского информала. [ 11 ]

Публичные выставки 1964 года в галерее Нова Синь ( Выставка D ) и 1965 года ( Алшова Синь UB ) в той или иной степени подвели итоги и завершили оживленную фазу этого периода. В последующие годы начал утверждаться элемент определенного маньеризма, и оригинальный сырой жест превратился в производство эстетического декора. [ 27 ] Лишь впоследствии сюрреалистическая подоплека «Информеля» мифологизируется в текстах теоретиков, а спецификой отечественного творчества считается романтическая традиция, символизация и причудливая исключительность. Все художники из поколения основателей Чешского Информеля уже вернулись к фигуративному искусству или другим формам художественного выражения еще до середины 1960-х годов. Сама грубость информеля открыла пространство авангардного искусства 1960-х годов, в котором проявились влияния неодадаизма , леттризма , поп-арта и оп-арта , конструктивистских тенденций , арт-арта , новой фигуративности или постсюрреалистической эстетики были применены «странности». [ 28 ]

Новое молодое поколение примерно 1965 года просто манипулирует сюрреалистическим фоном, лишенным содержания и необходимой духовности, заменяя экзистенциальный опыт банальной метафорой. [ 10 ] Их склонность к нефигуративной работе определяется не потребностью в новом сообщении, а является лишь формальным принятием нового абстрактного языка или парадоксальной попыткой выразить старое содержание новыми средствами. [ 29 ]

Художники

[ редактировать ]

Основателем и организатором « Противостояний» считается Ян Кобласа , в студии которого в июне 1959 года состоялась первая неофициальная выставка его собственных работ, созданных за предыдущие четыре месяца. [ 30 ] В радикальное течение Чешского Информеля вошли художники, принимавшие участие в первых двух выставках под названием «Противостояние»: Зденек Беран , Владимир Будник , Честмир Яношек , Ян Кобласа , Антонин Малек , Антонин Томалик , Иржи Валента , Алеш Веселы , Збышек Сион . [ 31 ] Микулаш Медек и Эмила Медкова На выставки Konfrontace также были приглашены , но они отказались от участия.

Более широкий круг художников, склонявшихся к абстракции и готовившихся в 1960-е годы создать группу «Противостояние» , [ примечание 1 ] входили Иржи Бальцэр , Зденек Беран , Вацлав Боштик , Владимир Будник , Уго Демартини , Бедржих Длоуги , Ян Хендрих , Йозеф Истлер Иржи Янечек , , Честмир Яношек , Ольга Карликова Иржи Ян Кобласа Коларж , , , Ян Йитка Колинска , Б. Эла Коларжова , Котик , Карел Куклик , Антонин Малек , Карел Малич , Павла Маутнерова , Микулаш Медек , Эмила Медкова , Иржи Мразек , Людмила Падртова , Роберт Пизен , Збынек Секал , Збышек Сьон , Иржи Валента Вацлав Тикаль , Антонин Томалик , Вашичек , Владимир , Алеш Весел Й , Мариан Чундерлик , Юрай Кочиш и теоретики Антонин Хартманн , Ян Кржиж , Богумир Мраз , Людмила Вахтова , Далибор Веселый .

Чешское абстрактное искусство 1960-х годов имело своих предшественников, но прямой связи с чешским информелем нет. Отдельные произведения абстрактного искусства 1940-х годов берут свое начало в сюрреализме ( Тойен , Йозеф Истлер , Ra Group ). Абстрактное искусство можно найти в работах Зденека Рыкра , Православа Котика и Яна Котика . Владимир Будник привнес новый выразительный потенциал в чешское искусство своими «активными» и «структурными» гравюрами 1954–1959 годов. [ 32 ] Другие имена из группы «Противостояние» (Истлер, Котик, Тикаль) также представляют связь с творчеством 1950-х годов. В конце 1950-х и в 1960-х годах абстрактные монотипии и тахистические или литые картины создавали Ян Кубичек , Ян Кобласа , Честмир Яношек , Иржи Балькар и Роберт Пизен .

Радикальная структурная абстракция повлияла на широкий круг художников. [ 33 ] и, помимо участников Конфронтаций, в начале 1960-х годов неформальную переняли также Карел Непраш , Бедржих Длоуги , Ярослав Вожняк , Павел Нешлега , Надежда Плишкова , Ярослав Говадик , Милослав Гладкий , Петр Бареш , Дана Пучнарова , Ярослав Шерых , Ян Стеклик , Ева Яношкова , Джеймс Яничек , Ян Шванкмайер , Ян Хладик, Владимир Суханек , Любомир Пршибыл , Уго Демартини и др. [ 34 ] Некоторые фотографы ( Станислав Бенц , Честмир Кратки , Карел Куклик ) принимали участие в выставках «Противостояние», а в информел можно включить, например, дипломный фильм Вацлава Мергла , основанный на анимации бесформенных масс. [ 18 ] Взрывной заряд отрицания, представленный структурной абстракцией, нашел сильный отклик в Словакии , и первая Конфронтация состоялась в Братиславе в 1961 году в Йозефа Янковича студии . Инициаторами других неофициальных выставок ( «Братиславские противостояния ») были Эдуард Овчачек и Милош Урбасек . [ 35 ]

Зденек Феликс в 1965 году называет Будника , Медека , Истлера и Пизена основателями. По его словам, из первоначального кружка «Информеля» возникли два течения. Первый из них, связанный с радикальной структурной абстракцией, далее развивал оригинальные рельефы-предметы (Малек, Томалик) и ассамбляжи ( Веселы ) или переходил к фигуративным работам ( Кобласа , Валента , Сион ). Честмир Яношек включает в свои работы элементы нео-дадаизма и поп-арта. Во второй список он включил художников фэнтези-направления ( , Длоуги , Вожняк ) , последователей сюрреализма Яноушека , Непраш Штырского , Тойена и Тикаля . [ 36 ]

Во второй половине 1960-х годов искусствоведы перестали интересоваться «Информелем», а в 1968 году Томалик , Будник и Балькар трагически погибли . После вторжения Варшавского договора в Чехословакию , Кобласа , Валента , Малек , Секал , Котик , Честмир и Ева Яношек Ховадик эмигрировали за границу. Роберт Пизен и Павла Маутнерова покинули Чехословакию до 1965 года. Те, кто остался в Чехословакии, стали нежелательны режиму и были приговорены к внутренней ссылке.

Выставки

[ редактировать ]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  1. ^ Нешлехова М, 1997, стр. 21-22
  2. ^ Ян Кржиж, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 64
  3. ^ Пьер Рестани, Путевые заметки, Симез VIII, 1961, арт. 51, с. 75-80
  4. ^ Дора Эштон, 1962, цит. Информель. Материалы симпозиума, 1991, с. 65
  5. ^ Бертран Шмитт, в: Франтишек Дрие, Бертран Шмитт (ред.), 2012, стр. 102
  6. ^ Криспольти Энрико, L'Informale Storia e поэтика, Каруччи, Ассизи-Рим, 1971
  7. ^ Информел. Материалы симпозиума, Академия изящных искусств, Прага, 1991 г.
  8. ^ Jump up to: а б Нешлехова М, 1997, с. 141
  9. ^ Jump up to: а б с Нешлехова М, в: П. ​​Шпильманн (ред.), 1998 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Яна и Иржи Шевчики, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 48-52
  11. ^ Jump up to: а б с Алеш Веселый, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, с. 22-25
  12. Интервью Р. Вагнера со Зденеком Бераном, 2015 г.
  13. ^ Галерея Тейт: Art Informel
  14. ^ Ян Кржиж, в: Неофициальный. Материалы симпозиума, 1991, с. 68
  15. ^ Вера Йироусова, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 32-34
  16. ^ Далибор Веселый, в: Материалы симпозиума, 1991, стр. 29-31
  17. ^ Ян Кржиж, в: Нешлехова М, 1997, с. 260
  18. ^ Jump up to: а б с Ян Кржиж, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, с. 26-28
  19. ^ Далибор Веселый, в: Nešlehová M, 1997, с. 261
  20. ^ Алеш Веселый, Графика, рисунки, каталог выставки О.Г. Либерца, 1965 г.
  21. ^ Франтишек Шмейкал, в: Нешлехова М, 1997, с. 258
  22. ^ Милан Книжак, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 13-14
  23. ^ Антонин Дуфек, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, с. 44-47
  24. ^ «Музей Гуггенхайма: Альберто Бурри» . Архивировано из оригинала 22 октября 2018 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
  25. ^ Wikiart: Жан Фотрие
  26. ^ Нешлехова М., Обратное лицо модернизма, в: Юдлова М., 1994, с. 192
  27. ^ Jump up to: а б Зденек Беран, в: Информел. Материалы симпозиума, 1991, стр. 19-21.
  28. ^ Нешлехова М, 1997, стр. 59-66
  29. ^ Франтишек Шмейкал, в: Нешлехова М, 1997, стр. 257.
  30. ^ Нешлехова М, 1997, с. 47
  31. ^ Франтишек Шмейкал, Противостояние, Face No. 2, 1964 г.
  32. ^ Нешлехова М, 1997, стр. 69-70
  33. ^ Ян Кржиж, в. Материалы симпозиума, 1991, с.63.
  34. ^ Нешлехова М, 1997, с. 145
  35. ^ Томаш Штраус, в: Informel. Материалы симпозиума, 1991, стр. 35-36.
  36. ^ Зденек Феликс, Fine Art XV, 1965, стр. 324-331
  37. ^ Франтишек Шмейкал, Аргументы, 1962, в: Нешлехова М, 1997, стр. 239-240
  38. ^ Видео на YouTube

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ группа Konfrontace («Противостояние») была основана 17 октября 1961 года, но ее заявление о приеме в официальный Союз чешских художников-изобразителей было отклонено, как и неоднократные запросы о датах выставок. Группа прекратила свое существование, не имея возможности заявить о себе публично. Махулена Нешлехова, 1997, с. 238

Источники

[ редактировать ]
  • Франтишек Дрие, Бертран Шмитт (редакторы), Ян Шванкмайер, Иво Пурш, Размеры диалога - между кино и изобразительным искусством, 508 стр., Arbor Vitae, Řevnice 2012, ISBN   9788074670169
  • Питер Шпильманн (редактор), Informel и группа Cobra из коллекций Бохумского музея, ДУ Брно, SGVU Cheb 1998, ISBN   80-7009-096-0
  • Махулена Нешлехова (редактор), Послание другого выражения: концепция информела в чешском искусстве 1950-х и первой половины 1960-х годов, Издательство BASE, Артефакт, Прага, 1997, ISBN   80-902481-0-1 (БАЗА), ISBN   80-902160-0-5 (АртеФАКТ)
  • Мария Юдлова (редактор), Фокусы возрождения: чешское искусство 1956–1963, Пражская городская галерея, Институт Академии наук Чешской Республики, 1994, ISBN   9788070100295
  • Махулена Нешлехова (редактор), Czech Informel, Пионеры абстракции 1957–1964 / Czech Informel, Пионеры абстракции 1957–1964, 268 стр., Галерея столицы Праги, SGVU Litoměřice, 1991
  • Неофициальный. Материалы симпозиума / Информел. Материалы симпозиума, Академия изящных искусств, Прага, 1991 г.
  • Франтишек Шмейкал, Противостояние 1960, Лицо №. 2, 1964, стр. 26–27.
  • Дор Эштон, Неизвестный берег: взгляд на современное искусство, 265 стр., Little, Brown, Бостон, 1962 г.

Диссертация

[ редактировать ]
  • Каролина Йираска, Внехудожественные влияния на чешский неформальный стиль: эстетика и случай Иржи Валенты, магистерская диссертация, FF MUNI Brno 2021
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ccf577f4c25931e3c345ad4078a2907__1723205760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/07/0ccf577f4c25931e3c345ad4078a2907.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Czech Informel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)