Аутсайдерское искусство
Аутсайдерское искусство — это искусство, созданное людьми -самоучками , которые не обучены и не обучены традиционным искусствам и, как правило, практически не соприкасаются с условностями мира искусства .
Термин «искусство аутсайдеров» был придуман в 1972 году как название книги искусствоведа Роджера Кардинала . [ 1 ] Это английский эквивалент арт-брюта ( Французский: [aʁ bʁyt] , «необработанное искусство» или «грубое искусство»), ярлык, созданный в 1940-х годах французским художником Жаном Дюбюффе для описания искусства, созданного за пределами официальной культуры. Дюбюффе уделял особое внимание искусству тех, кто находится за пределами устоявшейся арт-сцены, используя в качестве примеров пациентов психиатрических больниц , отшельников и спиритуалистов. [ 2 ] [ 3 ]
Аутсайдерское искусство стало успешной категорией арт-маркетинга; ежегодная ярмарка аутсайдерского искусства [ 4 ] проводится в Нью-Йорке с 1993 года, и существует как минимум два регулярно публикуемых журнала, посвященных этой теме. Этот термин иногда применяется как маркетинговый ярлык для произведений искусства, созданных людьми, находящимися за пределами основного «мира искусства» или «системы художественных галерей», независимо от их обстоятельств или содержания их работ. [ 5 ] Более конкретный термин « музыка аутсайдера » позже был адаптирован для музыкантов.
Искусство душевнобольных
[ редактировать ]Интерес к искусству душевнобольных, наряду с искусством детей и творцов « крестьянского искусства », впервые проявила группа « Синий всадник »: Василий Кандинский , Август Макке , Франц Марк , Алексей фон Явленский и другие. То, что художники ощущали в работах этих групп, было выразительной силой, порожденной их ощущением отсутствия утонченности. Примеры этого были воспроизведены в 1912 году в первом и единственном выпуске их издания « Альманах Der Blaue Reiter» . Во время Первой мировой войны Маке был убит в Шампани в 1914 году, а Марк — в Вердене в 1916 году; пробел, оставленный этими смертями, был в некоторой степени заполнен Паулем Клее , который продолжал черпать вдохновение из этих «примитивов».
Интерес к искусству обитателей сумасшедших домов продолжал расти в 1920-е годы. В 1921 году доктор Вальтер Моргенталер опубликовал свою книгу «Ein Geisteskranker als Künstler» ( «Психиатрический пациент как художник» ) об Адольфе Вельфли , психически больном- психопате , находящемся на его попечении. Вёльфли спонтанно занялся рисованием, и это занятие, казалось, его успокоило. Его самым выдающимся произведением была иллюстрированная эпопея в 45 томах, в которой он поведал свою воображаемую историю жизни. Это монументальное произведение, состоящее из 25 000 страниц, 1600 иллюстраций и 1500 коллажей. Вельфли также создал большое количество небольших работ, некоторые из которых были проданы или подарены. Его работы выставлены в Фонде Адольфа Вельфли в Музее изящных искусств Берна .
Определяющим моментом стала публикация «Bildnerei der Geisteskranken» ( «Искусство душевнобольных в 1922 году книги Ганса Принцхорна ») . Это было первое официальное исследование работ по психиатрии, основанное на подборке тысяч примеров из европейских учреждений. Книга и коллекция произведений искусства привлекли большое внимание художников-авангардистов того времени, в том числе Пауля Клее, Макса Эрнста и Жана Дюбюффе . [ 6 ]
Люди с некоторым формальным художественным образованием, а также известные художники не застрахованы от психических заболеваний и также могут быть помещены в специальные учреждения. Например, Уильям Курелек , позже награжденный Орденом Канады за свою творческую жизнь, в молодости был госпитализирован в психиатрическую больницу Модсли , где лечился от шизофрении . [ 7 ] В больнице он нарисовал «Лабиринт» , мрачное изображение своей замученной юности . [ 8 ] его перевели из больницы Модсли в Нетерн С ноября 1953 по январь 1955 года , чтобы работать с Эдвардом Адамсоном (1911–1996), пионером арт-терапии и создателем Коллекции Адамсона.
Жан Дюбюффе и арт-брют
[ редактировать ]Французский художник Жан Дюбюффе был особенно поражен Bildnerei der Geisteskranken и начал свою собственную коллекцию такого искусства, которую назвал art brut или сырое искусство . В 1948 году он основал Compagnie de l'Art Brut вместе с другими художниками, в том числе Андре Бретоном и Клодом Леви-Стросом . [ 9 ] Созданная им коллекция стала известна как Collection de l'art brut , а ее куратором был Славко Копач . на протяжении почти трех десятилетий [ 10 ] Он содержит тысячи работ и сейчас постоянно находится в Лозанне , Швейцария.
Дюбюффе охарактеризовал искусство брют как:
Работы, созданные в одиночестве и из чистых и подлинных творческих порывов – где не мешают заботы о конкуренции, признании и социальном продвижении – именно по этим фактам более ценны, чем произведения профессионалов. После некоторого знакомства с этими расцветами экзальтированной лихорадки, столь полно и интенсивно переживаемыми их авторами, мы не можем избежать ощущения, что по отношению к этим произведениям культурное искусство в целом представляется игрой бесполезного общества, ложный парад.
- - Жан Дюбюффе, «Место инцивизма» (декабрь 1987 г. - февраль 1988 г.). [ 11 ]
Дюбюффе утверждал, что «культура», то есть господствующая культура, сумела ассимилировать каждое новое явление в искусстве и тем самым отняла всю силу, которую она могла иметь. В результате искреннее самовыражение было задушено. Искусство брют было его решением этой проблемы – только искусство брют было невосприимчиво к влиянию культуры, невосприимчиво к поглощению и ассимиляции, потому что сами художники не хотели или не могли быть ассимилированы.
Поддержка Дюбюффе ар-брюта продлилась недолго. Ученые утверждают, что отвращение Дюбюффе к основному миру искусства помогло гарантировать, что арт-брют и Compagnie de l'Art Brut не выживут на коммерческой основе. Дюбюффе убил бы искусство брют, как он его определил, в поисках его аутентичности. [ 9 ] Через три года после создания Compagnie de l'Art Brut Дюбюффе распустил ее, уступив место впоследствии созданию более традиционной Collection de l'art brut. [ 9 ]
Культурный контекст
[ редактировать ]Интерес к «аутсайдерским» практикам среди художников и критиков двадцатого века можно рассматривать как часть более широкого акцента на отказе от устоявшихся ценностей в среде модернистского искусства. Начало 20-го века породило кубизм и дадаистское , конструктивистское и футуристическое движения в искусстве, каждое из которых включало в себя драматический отход от культурных форм прошлого. Дадаист Марсель Дюшан , например, отказался от «живописной» техники, чтобы позволить случайным операциям играть роль в определении формы его работ, или просто реконтекстуализировать существующие «готовые» объекты как искусство. Художники середины века, в том числе Пабло Пикассо , в поисках вдохновения выходили за рамки традиций высокой культуры, черпая вдохновение из артефактов «примитивных» обществ, нешкольного искусства, созданного детьми, и вульгарной рекламной графики. Поддержка Дюбюффе искусства брют – безумцев и других маргиналов общества – является еще одним примером авангардного искусства, бросающего вызов устоявшимся культурным ценностям. Как и в случае с анализом других художественных направлений, нынешний дискурс показывает, что искусство брют изначально связано с примитивизм [ 9 ] [ 12 ] из-за сходства в заимствовании личной «депатриации» и экзотизации знакомых, но чуждых форм.
Терминология
[ редактировать ], используется ряд терминов Для описания искусства, которое широко понимается как «вне» официальной культуры . Определения этих терминов различаются и частично совпадают. [ 13 ] Редакторы Raw Vision , ведущего журнала в этой области, полагают, что «какие бы у нас ни были взгляды на ценность самой полемики, важно поддерживать творческую дискуссию посредством согласованного словаря». Следовательно, они сожалеют об использовании слова «художник-аутсайдер» в отношении практически любого неподготовленного художника. «Недостаточно быть неподготовленным, неуклюжим или наивным. Аутсайдерское искусство фактически является синонимом Art Brut как по духу, так и по значению, к той редкости искусства, созданной теми, кто не знает его названия».
- Art Brut: термин, придуманный Жаном Дюбюффе, в буквальном переводе с французского означает «необработанное искусство». [ 2 ] [ 3 ] «Сырое» аналогично тому, что оно не прошло академический процесс «приготовления»: то есть мир художественных школ, галерей и музеев. Первоначальное определение Дюбюффе относится исключительно к «необработанному искусству», созданному автодидактическими и избегаемыми маргиналами общества. [ 9 ]
- Народное искусство . Первоначально народное искусство предполагало ремесла и декоративные навыки, связанные с крестьянскими общинами в Европе, хотя, по-видимому, оно могло в равной степени применяться к любой местной культуре. Он расширился и теперь включает в себя любые изделия практического мастерства и декоративного искусства – все, от животных-бензопил до построек из колпаков колес. Ключевое различие между народным искусством и искусством аутсайдеров заключается в том, что народное искусство обычно воплощает в себе традиционные формы и социальные ценности, тогда как искусство аутсайдеров находится в некотором маргинальном отношении к основному потоку общества.
- Интуитивное искусство / Визионерское искусство : . искусства предпочтительные общие термины журнала Raw Vision Magazine для обозначения аутсайдерского Он описывает их как намеренно обобщающие термины. Однако визионерское искусство, в отличие от других приведенных здесь определений, часто может относиться к тематике произведений, включающей в себя образы духовного или религиозного характера. Интуитивное искусство — это, пожалуй, самый общий термин. Intuit: Центр интуитивного и аутсайдерского искусства, базирующийся в Чикаго, управляет музеем, посвященным изучению и выставке интуитивного и аутсайдерского искусства. Музей американского визионерского искусства в Балтиморе, штат Мэриленд, посвящен сбору и демонстрации визионерского искусства.
- Маргинальное искусство/Art Singulier: По сути то же самое, что Neuve Invention ; относится к художникам на задворках мира искусства.
- Наивное искусство : еще один термин, обычно применяемый к неподготовленным художникам, которые стремятся к «нормальному» художественному статусу, т.е. они гораздо более сознательно взаимодействуют с основным миром искусства, чем художники-аутсайдеры.
- Изобретение Нева : используется для описания художников, которые, хотя и маргинальны, но в некоторой степени взаимодействуют с основной культурой. Например, они могут заниматься искусством неполный рабочий день. Это выражение также было придумано Дюбюффе; строго говоря, оно относится лишь к особой части Collection de l'art brut .
- Визионерская среда : здания и парки скульптур, построенные художниками-визионерами – от украшенных домов до больших площадей, включающих большое количество отдельных скульптур с тесно связанной темой. Примеры включают Башни Уоттс Саймона Родиа , Парк Будды и Сала Кеоку Бунлеуа Сулилат и Идеальный дворец Фердинанда Шеваля .
Известные художники-аутсайдеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Авангард – произведения экспериментального или новаторского характера.
- Асемическое письмо – бессловесная открытая смысловая форма письма.
- Автоматическое письмо . В современном спиритуализме: письмо создается непроизвольно.
- Категория: Художники-аутсайдеры
- Коллекция аутсайдерского искусства – Музей аутсайдерского искусства в Лозанне, Швейцария.
- Коллекция произведений искусства Дэвида Боуи – Частная коллекция произведений искусства
- Outside (альбом Дэвида Боуи) — студийный альбом Дэвида Боуи 1995 года.
- Экзотика – направление в искусстве и дизайне
- Horror vacui - латинская фраза, означающая «страх пустого пространства».
- Китч - произведения искусства или другие предметы, которые нравятся скорее популярным, чем высоким художественным вкусам.
- Музей современного, современного и аутсайдерского искусства Лилль Метрополь - Художественный музей в Вильнёв д'Аск, Франция
- Lowbrow (художественное движение) - движение андеграундного визуального искусства.
- Аутсайдерская музыка - Музыкальный жанр
- Психоделическое искусство - визуальное искусство, вдохновленное психоделическими переживаниями.
- Спасение и сохранение искусства и культурной среды - некоммерческая общественно-полезная организация с международным фокусом.
- Сюрреализм - международное культурное движение, действовавшее с 1920-х по 1950-е годы.
- Синкретизм - сочетание верований и традиций.
- Народная архитектура - архитектура, основанная на местных потребностях, материалах и традициях.
- Мировая музыка – незападная традиционная музыка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конли, Кэтрин (2006). «Сюрреализм и аутсайдерское искусство: от «автоматического сообщения» к коллекции Андре Бретона». Йельские французские исследования , вып. 109 (2006): 129–43.
- ^ Jump up to: а б Кардинал, Роджер (1972). Аутсайдерское искусство . Нью-Йорк: Прегер. стр. 24–30.
- ^ Jump up to: а б Библиография Книга по искусству ХХ века. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Phaidon Press, 1996.
- ^ «Ярмарка аутсайдерского искусства» . Ярмарка аутсайдерского искусства . Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ "Что такое Диккенс, искусство аутсайдеров?" The Pantograph Punch, декабрь 2016 г., получено 13 апреля 2024 г.
- ^ « Справочник по аутсайдерскому искусству» (Raw Vision, Уотфорд, 2009, стр. 4)» . Архивировано из оригинала 27 июня 2014 г. Проверено 22 января 2013 г.
- ^ Тематическое исследование Корнелла: Шизофрения с ранним началом - Уильям Курелек
- ^ «Психиатрия в картинках» , Британский журнал психиатрии (2001).
- ^ Jump up to: а б с д и Шерман, Дэниел Дж. (2011). Французский примитивизм и конец империи, 1945–1975 гг . Издательство Чикагского университета. стр. 12, 14, 111, 114. ISBN. 9780226752693 .
- ^ Фабрис Флаутез , Полин Гутен и Роберта Трапани, Славко Копач. Тени и материалы, Тени и материалы , Париж: Галлимар, Специальное издание Connaissance, 2022 352 с. (ISBN 978-2-07-295610-2)
- ^ Жан Дюбюффе (декабрь 1987 г. - февраль 1988 г.). «Place à l'incivisme» («Дайте дорогу инцивизму»). Искусство и текст нет. 27. с. 36.
- ^ Кениг, Рафаэль (2018), «Искусство за пределами норм: искусство безумия, ар-брют и авангард от Принцхорна до Дюбюффе» (PDF) , докторская диссертация , Гарвардский университет, Высшая школа искусств и наук., стр. . 99 , получено 8 декабря 2022 г.
- ^ Брют Форс. «Множество терминов в нашем континууме» . Брют Форс . Проверено 8 февраля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бандиопадьяй, С. и И. Джексон, Коллекция, руины и театр: архитектура, скульптура и пейзаж в саду камней Нек Чанда, Чандигарх , Ливерпуль, Liverpool University Press , 2007.
- Грег Боттомс, Цвета Апокалипсиса – Путешествие в искусство аутсайдеров , Одоя, Болонья, 2009 г. ISBN 978-88-6288-026-8
- Грег Боттомс, Красочный Апокалипсис: Путешествия в аутсайдерском искусстве , Чикаго: University of Chicago Press , 2007 ISBN 978-0-226-06685-1
- Роджер Кардинал, Арт Брют. В: Художественный словарь, Vol. 2, Лондон, 1996, с. 515–516.
- Мэрион Шерр, Изобретение «аутсайдерского искусства» — опыт чужих практик в мирах современного искусства в Великобритании , стенограмма Verlag, 2022. ISBN 9783837662504
- Марк Десимо, Сады брют-арта , Les press du Real, Дижон (Франция), 2007.
- Турхан Демирель, «Внешние миры изображений», Беттина Питерс Верлаг, 2006 г., ISBN 3-939691-44-5
- Жан Дюбюффе : L'Art brut предпочитает культурному искусству [1949] (=англ.: Art brut. Madness and Marginalia , специальный выпуск журнала Art & Text , № 27, 1987, стр. 31–33).
- Хэл Фостер, «Слепое понимание: о модернистском восприятии искусства психически больных». В: октябрь , № 97, лето 2001 г., стр. 3–30.
- Майкл Д. Холл и Юджин В. Меткалф, редакторы, «Художник-аутсайдер: творчество и границы культуры», Вашингтон, округ Колумбия: Scholarly Press Смитсоновского института, 1993. ISBN 978-1560983354
- Дебора Клочко и Джон Тернер, ред., «Создавай и будь узнаваемым: фотография на грани» , Сан-Франциско: Chronicle Books, 2004.
- Джон М. МакГрегор, Открытие искусства безумцев. Принстон, Оксфорд, 1989.
- Дэвид Маклаган, «Аутсайдерское искусство: от маргиналов к рынку» , Лондон: книги Reaktion, 2009.
- Джон Мейзелс, Искусство Raw Creation и не только, Phaidon Press Limited, Лондон, 1996.
- Джон Мейзелс (редактор), Справочник по искусству аутсайдеров . Raw Vision, Уотфорд, 2009 г. ISBN 978-0-9543393-2-6
- Люсьен Пейри, «Ар-брют: Истоки аутсайдерского искусства» , Париж: Фламмарион, 2001.
- Люсьен Пейри (редактор), «Collection de l'Art Brut, Лозанна», Скира Фламмарион, 2012.
- Лайл Рексер, Как смотреть на искусство аутсайдеров, Нью-Йорк: Абрамс, 2005.
- Колин Роудс, Аутсайдерское искусство: спонтанные альтернативы , Лондон: Темза и Гудзон, 2000.
- Рубин, Сьюзен Голдман. (9 марта 2004 г.). Искусство вопреки всему: от рабских одеял до тюремных картин. Издательство: Crown Books для юных читателей. ISBN 0-375-82406-5
- Мишель Тево, Арт брют, Нью-Йорк, 1975 год.
- Морис Тачман и Кэрол Элиэль, ред. Параллельные видения. Современные художники и аутсайдерское искусство. Эксхб. кот. Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, 1992.
- Бьянка Тосатти, Искусство и психиатрия. Тонкий взгляд , (в сотрудничестве с Джорджио Бедони), Маццотта, Милан, 2000.
- Бьянка Тосатти, Les Fascicules de l'Art brut', эссе о художнике Антонио далла Валле , 2007.
- Аллен С. Вайс, Разрушенные формы, Арт Брют, Фантазмы, Модернизм, Государственный университет Нью-Йорка, Олбани, 1992.
- Художники-самоучки 20-го века: американская антология Сан-Франциско: Chronicle Books, 1998
- Дэниел Войчик, Аутсайдерское искусство: призрачные миры и травмы. Университетское издательство Миссисипи , 2016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Raw Vision Magazine - международный художественный журнал, посвященный аутсайдерскому искусству.
- Gricha-rosov.com ( Архивировано 23 мая 2016 г. в Португальском веб-архиве) - богатая база данных и презентации зарубежных художников (на французском языке, но с обширными иллюстрациями).
- Художники-аутсайдеры в коллекции Музея наивного и маргинального искусства (MNMA) Ягодина Сербия ( архивировано 12 ноября 2022 г. в Wayback Machine )
- Искусство русского аутсайдера из собрания Богемской-Турчин.
- Новости аутсайдерского искусства , телеграмма и анонсы
- Коллекция: «Народное, самообучающееся, любительское и визионерское искусство» в Художественном музее Мичиганского университета.