Джеки О (опера)
«Джеки О» — камерная опера в двух действиях, написанная Майклом Догерти на либретто Уэйна Кестенбаума . 90-минутное произведение, созданное по заказу Хьюстонской Гранд-Опера в 1995 году и премьера которого состоялась в 1997 году, вдохновлено американской музыкальной и популярной культурой конца 1960-х годов и эпизодами из жизни Жаклин Кеннеди Онассис .
История выступлений
[ редактировать ]«Джеки О» впервые выступила в Театре Каллена в Хьюстоне, штат Техас , 14 марта 1997 года, а второе выступление состоялось 16 марта 1997 года под управлением Кристофера Ларкина. премьера оперы Канадская состоялась 7 августа 1997 года в Банф-центре в Альберте под управлением Бруно Феррандиса. Премьерную постановку, созданную совместно Хьюстонской оперной студией Хьюстон Гранд Опера и Центром Банфа, поставил Николас Муни, декорации и костюмы Питера Вернера, световой дизайн Гарри Френера и хореографию Брюса Брауна, который также создал роль Папарацци. [ 1 ]
Впоследствии произведение было представлено еще в нескольких США, в том числе в Оперной мастерской Университета Дюкен в Питтсбурге (1999), Long Leaf Opera в Чапел-Хилл, Северная Каролина (2003), и в Школе музыки, театра и танца Мичиганского университета в Энн. Беседка (2006). премьера Джеки О состоялась Французская 2 февраля 2002 года в Опере Меца . [ 2 ] и его итальянская премьера состоялась 3 апреля 2008 года в Театре Россини, Луго , в совместной постановке с Коммунальским театром Болоньи . [ 3 ]
Подсчет очков
[ редактировать ]Произведение написано для хора и сольных голосов ( сопрано , меццо-сопрано , тенора , баритона и баса ) и оркестра из 20 человек, состоящего из пикколо / флейты , гобоя / английского рожка , кларнета /бас-кларнета, тенора/альта/сопрано -саксофона , фагота. , валторна, труба , тромбон / эуфониум , туба , арфа , акустическая гитара , синтезатор / фортепиано , перкуссия и струнные .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 14 марта 1997 г. (Дирижер: — Кристофер Ларкин ) |
---|---|---|
Джеки О | сопрано | Николь Хистон |
Мария Каллас | меццо-сопрано | Стефани Новачек |
Грейс Келли | меццо-сопрано | Джойс ДиДонато |
Энди Уорхол | баритон | Дэниел Белчер |
Аристотель Онассис | бас | Эрик Оуэнс |
Лиз Тейлор | сопрано | Джонита Латтимор |
Джон Ф. Кеннеди | тенор | Джон Маквей |
папарацци | чечетка , непевческая роль | Брюс Браун |
Краткое содержание
[ редактировать ]Уэйн Кестенбаум описал свободное повествование своего либретто как « коллаж » в стиле Гертруды Стайн либретто для «Четырех святых в трех действиях» , оперы американского композитора 20-го века Вирджила Томсона . Кестенбаум написал как стихи, так и научно-популярные произведения об опере и о таких знаковых оперных певицах, как Мария Каллас . [ 4 ] Неудивительно, что помимо образа Марии Каллас в либретто Джеки О есть несколько сознательных аллюзий на художественную форму . смерти Виолетты К ним относятся: ария из «Травиаты» , отраженная в «Addio Del Passato» ; погребальный костёр из финальной сцены «Нормы» , отраженный в «Пламенном дуэте» ; и ария прощения графини Альмавивы в «Женитьбе Фигаро» , и закулисный голос заключенного Манрико в «Трубадоре» , отраженные в «Песне Джека» . [ 5 ] [ 6 ]
Акт I начинается с « хеппенинга » в художника Энди Уорхола студии в Нью-Йорке , на котором присутствуют различные знаменитости, в том числе Элизабет Тейлор , Грейс Келли , Аристотель Онассис и его возлюбленная Мария Каллас. Все с нетерпением ждут Джеки и поют «Приход Джеки!» . Приходит Джеки и очарован Онассисом. Каллас понимает, что Онассис собирается бросить ее ради Джеки, и поет Addio Del Passato (Прощай, прошлое). Онассис и Джеки сбегают с вечеринки, чтобы посмотреть новый фильм художественный «Мне любопытно» (Желтый) .
Действие второго акта происходит на яхте Онассиса « Кристина » и на его частном острове Скорпиос . Джеки и Онассис женаты уже год. На яхте Джеки становится все более меланхоличным и впадает в состояние транса . Мария Каллас ищет воссоединения с Онассисом, и они решают встретиться ( «Увидимся на Лидо »). В одном из своих трансов Джеки уходит на остров, где она и Мария Каллас встречаются и примиряются друг с другом, поют «Пламенный дуэт» . Затем Джеки и Каллас разбивают камеру папарацци, что дает Джеки возможность общаться со своим мертвым мужем , который слышен как бестелесный голос. Она прощает ему прошлые измены в их дуэте Jack's Song . Опера заканчивается тем, что Джеки решает вернуться в Америку и с тоской напевает «Новый рубеж здесь» .
Музыкальная структура
[ редактировать ]Увертюра – Песня Джеки . (Написанная для соло виолончели, флейты/пикколо, бас-кларнета, скрипки, ударных и фортепиано, премьера пьесы состоялась в 1996 году и стала лейтмотивом Джеки в опере.
Акт I. Происшествие
1968
Джеки идет!
Египетское время
Голдфингер
Кредо художника
Кредо Джеки
Прощай, прошлое
Мне любопытно (желтый)
Финал: Не оглядывайся назад
1968 ( реприза )
Акт II. Остров
Сцена 1 (О «Кристине»)
Я похож на Бога
Крепкий напиток
Весь Его Яркий Свет
Увидимся в Лидо
Сцена 2 (О Скорпиосе)
Пламенный дуэт
Разбейте его камеру!
Песня Джека
Новый рубеж уже здесь
Записи
[ редактировать ]- На компакт-диске: Майкл Догерти: Джеки О (Николь Хистон, Джон Маквей, Дэниел Белчер, Эрик Оуэнс, Джойс ДиДонато, Джонита Латтимор, Стефани Новачек; Оркестр и хор Хьюстонской Гранд Опера под управлением Кристофера Ларкина) Этикетка: Лондон Decca/Argo 455 591 -2
- На DVD: Джеки О (Фиона МакЭндрю, Нора Сурузян , Симона Альбергини, Пол Кэри Джонс , Кристофер Франклин) Этикетка: Dynamic 33605
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Центр Банфа, Джеки О. оригинальная продюсерская группа Архивировано 17 сентября 2005 г. в Wayback Machine . По состоянию на 11 июля 2008 г.
- ^ Мэри де Мец - Театральный сезон 2001–2002 гг. Архивировано 23 октября 2005 г. в Wayback Machine . По состоянию на 11 июля 2008 г.
- ↑ Джеки О в Театре Россини. Архивировано 13 февраля 2012 г. в Wayback Machine . По состоянию на 11 июля 2008 г.
- ^ См., например: «Горло королевы: опера, гомосексуализм и тайна желания» , «Посейдон», 1993; «Каллас и ее поклонники», Yale Review , 1990; «Отступничество фанатов», Ежеквартальный журнал Университета Торонто , 1998 г.; «Ода Анне Моффо » и другие стихотворения , Персея, 1990; «На могиле Ренаты Тебальди » в книге «Под каменным зонтиком» , издательство Mercer University Press, 2006.
- ^ Уэйн Кестенбаум, «Художественное заявление». Архивировано 25 мая 2011 г. в Wayback Machine для Центра Банфа. По состоянию на 11 июля 2008 г.
- ^ Майкл Догерти, « Джеки О - Примечания к программе». Архивировано 12 марта 2009 г. в Wayback Machine на официальном веб-сайте композитора. По состоянию на 11 июля 2008 г.
- Терри Тичаут , «Cross Over Beethoven» (обзор премьеры в Хьюстоне), журнал Time , 31 марта 1997 г. По состоянию на 11 июля 2008 г.
- «Икона ХХ века, положенная на музыку в опере Джеки О» , Мичиганский университет, 19 февраля 1997 г. По состоянию на 11 июля 2008 г.
- Аллан Ульрих, «Обзор звукозаписи - Догерти: Джеки О, Опера» , The Advocate , 28 октября 1997 г. По состоянию на 11 июля 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Репортаж о канадской премьере «Джеки О» в Банф-центре, включая производственные фотографии. По состоянию на 11 июля 2008 г.
- Дэвид Шифф, «Является ли заголовок оперы вчерашними новостями?» , New York Times , 7 июня 1998 г. (Об операх 20-го века, основанных на современных фигурах или событиях, включая Джеки О ). По состоянию на 11 июля 2008 г.
- 1997 оперы
- Культурные изображения Энди Уорхола
- Культурные изображения Аристотеля Онассиса
- Культурные изображения Элизабет Тейлор
- Культурные изображения Грейс Келли
- Культурные изображения Жаклин Кеннеди Онассис
- Культурные изображения Джона Ф. Кеннеди
- Культурные изображения Марии Каллас
- Англоязычные оперы
- Мировые премьеры оперы в Хьюстон Гранд Опера
- Оперы
- Оперы о политиках
- Оперы, основанные на реальных людях
- Оперы Майкла Догерти
- Оперы, действие которых происходит в XX веке
- Действие оперы происходит в США.