Симфонические этюды
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Симфонические этюды ( французский : Etudes Symphoniques ), соч. 13 — сборник этюдов для фортепиано соло Роберта Шумана . Он начался в 1834 году как тема и шестнадцать вариаций на тему барона фон Фрикена, а также дополнительная вариация на совершенно другую тему Генриха Маршнера .
Состав
[ редактировать ]В первом издании 1837 года было примечание, что мелодия была «сочинением любителя»: это указывало на происхождение темы, посланной Шуману бароном фон Фрикеном, опекуном Эрнестины фон Фрикен, Эстреллы его Карнавал соч. 9. Барон, музыкант-любитель, использовал эту мелодию в « Теме с вариациями» для флейты. Шуман был помолвлен с Эрнестиной в 1834 году, но через год резко порвал с ней. Таким образом, в генезис «Симфонических этюдов » (как и во многих других произведениях Шумана) вплетен автобиографический элемент. [ 1 ]
Из шестнадцати вариаций, сочиненных Шуманом на тему Фрикена, им было опубликовано только одиннадцать. (Ранняя версия, завершенная между 1834 и январем 1835 года, содержала двенадцать частей). Последний, двенадцатый, опубликованный этюд представлял собой вариацию на тему из «Романа Du stolzes England freue dich» («Гордая Англия, радуйтесь!»), из Генриха Маршнера оперы «Тамплер и юден» , основанной на произведении сэра Вальтера Скотта . Айвенго (как дань уважения английскому другу Шумана Уильяму Стерндейлу Беннетту ). Более ранняя тема Фрикена иногда ненадолго появляется в этом этюде. Впервые произведение было опубликовано в 1837 году под названием XII Symphoniques Etudes . Только девять из двенадцати этюдов были специально обозначены как вариации. Последовательность была следующей:
- Тема – Анданте [C ♯ незначительный]
- Этюд I (Вариация 1) – Немного живее [C ♯ незначительный]
- Этюд II (Вариация 2) – Анданте [C ♯ незначительный]
- Этюд III – Vivace [ми мажор]
- Этюд IV (Вариация 3) – Аллегро Маркато [C ♯ незначительный]
- Этюд V (Вариация 4) – Скерзандо [C ♯ незначительный]
- Этюд VI (Вариация 5) – Агитато [C ♯ незначительный]
- Этюд VII (Вариация 6) – Аллегро танто [ми мажор]
- Этюд VIII (Вариация 7) – Semper Markatissimo [C ♯ незначительный]
- Этюд IX – Скоро возможно [C ♯ незначительный]
- Этюд X (Вариация 8) – Allegro con Energia [C ♯ незначительный]
- Этюд XI (Вариация 9) – Выразительное Анданте [G ♯ незначительный]
- Этюд XII (Финал) – Allegro brillante (на тему Маршнера) [D ♭ Главный]
В сентябре 1834 года рассматривались и другие названия: Патетические вариации и Etuden im Orchestercharakter von Florestan und Eusebius . В этом последнем случае «Этюды» были бы подписаны двумя воображаемыми фигурами, в которых Шуман олицетворял две существенные, противоположные и взаимодополняющие стороны своей личности и своего поэтического мира. Затем «Флорестан и Евсевий» подписали « Davidsbündlertänze» , соч. 6; но только в версии «Симфонических этюдов» 1835 года пьесы были разделены так, чтобы подчеркнуть чередование более лирических, меланхоличных и интровертных страниц (Евсевий) со страницами более возбужденного и динамичного характера (Флорестан). В версии 1837 года преобладает Флорестан.
Пятнадцать лет спустя, во втором издании (Лейпциг, 1852 г.), название «Симфонические этюды» 1837 года стало «Этюдами в форме вариаций» , два этюда (№ 3 и 9), не соответствующие новому названию (не являющиеся точными вариациями), были исключены. и в фортепианное письмо были внесены некоторые изменения.
Все произведение было посвящено английскому другу Шумана, пианисту и композитору Уильяму Стерндейлу Беннету . Беннетт часто исполнял эту пьесу в Англии и пользовался большим успехом, но Шуман посчитал ее непригодной для публичного исполнения и посоветовал своей жене Кларе не играть ее.
Характер
[ редактировать ]Оставляя в стороне намеки на Флорестана и Евсевия, все предложенные Шуманом названия в некоторой степени отражают существенный характер соч. Концепция 13. Это были «исследования» в том смысле, который этот термин принял в Фредерика Шопена сочинении . 10 , то есть концертных пьес, в которых проводится исследование возможностей техники и тембра письма для фортепиано; это «симфонические этюды» благодаря богатству и сложности вызываемых цветов – клавиатура становится «оркестром», способным смешивать, контрастировать или накладывать разные тембры.
Если исключить этюды №№ 3 и 9, в которых связь с темой незначительна, то этюды представлены в вариационной форме. Это был не первый раз, когда Шуман занимался вариационной формой. [ 2 ] Но здесь принцип вариации используется скорее как свободное преобразование уже не актуальной темы, а музыкальной «клетки» или ячеек (как, например, в « Карнавале » того же композитора ). усвоили Симфонические этюды урок Бетховена » «Вариаций Диабелли : тема, действующая как объединяющий элемент, усиливается и трансформируется и становится основой, на которой расцветают изобретения разного экспрессивного характера. В работе также показано влияние « Гольдберг-вариаций» , наиболее очевидное в использовании псевдофранцузской вариации увертюры , а также в использовании различных канонических эффектов.
Высоковиртуозные требования фортепианного письма зачастую направлены не просто на эффект, но и на прояснение полифонической сложности , на более глубокое погружение в клавишные эксперименты. «Этюды» считаются одними из самых сложных произведений для фортепиано Шумана (вместе с его «Фантазией до мажор» и «Токкатой» ) и в романтической литературе в целом. [ 3 ]
Более поздняя история публикации
[ редактировать ]В 1861 году, через пять лет после смерти Шумана, его тесть Фридрих Вик опубликовал третье издание под редакционным псевдонимом «DAS» (аббревиатура от Der alte Schulmeister ). В этом издании была предпринята попытка примирить различия между двумя предыдущими, и оно носило оба предыдущих названия: «XII Симфонические этюды» и «Этюды в форме вариаций» .
Переиздав набор в 1890 году, Иоганнес Брамс восстановил пять вариаций, вырезанных Шуманом. Сейчас в них часто играют, но в позициях внутри цикла, которые несколько меняются в зависимости от каждого выступления; Сейчас существует двенадцать вариаций и пять так называемых «посмертных» вариаций, которые существуют как дополнения.
Пять посмертно опубликованных разделов (все основаны на теме Фрикена):
- Вариация I – Анданте, темп темы
- Вариант II – Менее тронутый
- Вариант III – Аллегро
- Вариант IV – Аллегретто
- Variation V – Moderato .
оркестровки
[ редактировать ]Две части, в том числе блестящее Аллегро , были оркестрованы Петром Ильичем Чайковским и записаны. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Связь была бы очевидна, если бы композитор сохранил название версии 1835 года « Fantaisies et Finale sur un theme de M. le Baron de Fricken» .
- ^ Примеры включают вариации Abegg , соч. 1 (хотя и гораздо менее сложный); несколько незаконченных юношеских страниц (из которых выделяются Вариации на Аллегретто Бетховена 7- й симфонии , где манера замысла вариаций уже совершенно чужда господствовавшей тогда виртуозно орнаментированной условности); и Экспромт на тему Клары Вик , соч. 5
- ^ Наухауз, Герд (1994-12-31), «Симфонические финалы Шумана» , Шуман и его мир , Princeton University Press, стр. 113–128, doi : 10.1515/9781400863860.113 , ISBN 978-1-4008-6386-0 , получено 12 февраля 2021 г.
- ^ Амазонка
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфонические этюды Роберта Шумана Анализ и описание симфонических этюдов Роберта Шумана
- Анализ этюдов в Wayback Machine (архив от 21 февраля 2008 г.)
- Симфонические этюды : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Шуман: Симфонические этюды, соч. 13 на YouTube в исполнении Питера Брэдли-Фульгони