Беранже Соньер
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Преп. Франсуа-Беранже Соньер | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 22 января 1917 г. | (64 года)
Религия | Римско-католический |
Франсуа-Беранжер Соньер (11 апреля 1852 — 22 января 1917) — французский католический священник из деревни Ренн-ле-Шато в регионе Од . Он был центральной фигурой в теориях заговора , окружающих деревню, которые легли в основу нескольких документальных фильмов и книг, таких как « Святая кровь, Святой Грааль» 1982 года Майкла Бейджента , Ричарда Ли и Генри Линкольна . Элементы этих теорий позже были использованы Дэном Брауном в его бестселлере 2003 года «Код да Винчи» , в котором вымышленный персонаж Жак Соньер назван в честь священника. [ 1 ]
Соньер служил в Ренн-ле-Шато с 1885 года, пока в 1909 году его епископ не перевел его в другую деревню. Он отклонил эту кандидатуру и впоследствии подал в отставку. С 1909 года и до своей смерти в 1917 году он был свободным священником, не получающим стипендию (независимый священник без прихода, который не получал никакой зарплаты от церкви из-за отстранения от должности), и который с 1910 года служил мессу у алтаря, построенного в специальная консерватория при его вилле Бетаниа . Отказ Соньера покинуть Ренн-ле-Шато, чтобы продолжить свое священство в другом приходе, повлек за собой постоянное отстранение от должности. [ 2 ] Эпитафия на оригинальном надгробии Соньера 1917 года гласила: «Священник Ренн-ле-Шато 1885–1917».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Франсуа Беренже Соньер родился 11 апреля 1852 года в Монтазеле , округ Лиму региона Од. Он был старшим из семи детей, у него было три брата (Альфред, Марсьяль и Жозеф) и три сестры (Матильда, Аделина и Мария-Луиза). Он был сыном Маргариты Хьюг и Жозефа Соньера (1823–1906), также известного как «Кюбие», который был мэром Монтазеля (Од), управлял местной мукомольной мельницей и был стюардом замка маркиза де Казермажу. Альфред стал священником; Жозеф хотел стать врачом, но умер в 25 лет. Соньер пошел в школу в Сент-Луисе в Лиму , поступил в семинарию в Каркассоне в 1874 году и был рукоположен в священники в июне 1879 года.
Министерство
[ редактировать ]
С 16 июля 1879 по 1882 год Соньер был викарием Але . С июня 1882 по 1885 год был священником в благочинии небольшого села Клат . Он был учителем в семинарии в Нарбонне, но, поскольку он был недисциплинирован [ нужна ссылка ] 1 июня 1885 года он был назначен в другую небольшую деревню с населением около 300 человек, в Ренн-ле-Шато с церковью, посвященной Святой Марии Магдалине . [ нужна ссылка ]
За чтение антиреспубликанских проповедей со своей кафедры во время выборов в октябре 1885 года Соньер был отстранен от должности министром религии Франции. [ нужна ссылка ] С 1 декабря 1885 г. по июль 1886 г. он возобновил занятия в семинарии Нарбонны . Поскольку жители деревни хотели вернуть его, префект Од восстановил Соньера в должности. [ нужна ссылка ] Между 1890 и 1891 годами он также служил мессу по воскресеньям в Антюньяке . Мари Денарно, его служанка, переехала со своей семьей в пресвитерию в Ренн-ле-Шато в 1890 году. [ нужна ссылка ]
Претензии [ кем? ] что у Беранже Соньера были неоднозначные отношения со своей служанкой Мари Денарно, не имеют под собой никаких оснований. [ нужна ссылка ] . Сам Соньер изложил следующие принципы обращения с служанкой:
Уважение, но не фамильярность. Не разрешать ей говорить о делах своего служения. То, что вы говорите служанке, не должно быть сказано другим женщинам. Она должна избегать крайностей в выражениях, а он не должен слишком легко доверять ее возрасту и ее благочестию. Ей не следует входить в спальню, когда он лежит в постели, за исключением случаев болезни. [ 3 ]
Миссия 1891 года
[ редактировать ]Важной частью служения Соньера в Ренн-ле-Шато была установка и освящение статуи Лурдской Богоматери 21 июня 1891 года в ознаменование Первого Святого Причастия 24 детей прихода и «чтобы завершить духовное причастие». упражнения ретрита, которые проповедовал преподобный отец Феррафиат, епархиальный миссионер семьи святого Винсента де Поля , проживающий в Notre Dame de Marseille» (церковь, расположенная в Лиму , посвящена Пресвятой Деве Марии). [ нужна ссылка ]
«Вестготская колонна» служила постаментом для статуи с надписями «Миссия 1891» и «Покаяние!». Покаяние! . Его подлинность является предметом многочисленных споров. [ кем? ] . Соньер утверждал, что это была одна из двух колонн, поддерживающих первоначальный церковный алтарь. Подлинная вестготская колонна, похожая на ту, что установил Соньер, выставлена в музее Нарбонны . Столб, который первоначально поддерживал статую Лурдской Богоматери, был перенесен в музей Соньера в 1993 году из-за эрозии и разрушения и заменен смоляной копией.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2019 г. ) |
Ремонт церкви
[ редактировать ]
Пресвитерий был одним из нескольких строительных проектов, которые Соньер запустил в окрестностях деревни. Он отремонтировал интерьер и экстерьер местной церкви, как рекомендовал архитектор Гиро Кальс в своем отчете от 1853 года. Квитанция от 5 июня 1887 года показывает, что первые ремонтные работы включали замену пола в церкви. Новый алтарь стоимостью 700 франков был подарен в дар богатой благодетельницей монархических убеждений г-жой Мари Кавайе в июле 1887 года. Были установлены новые витражи стоимостью 1350 франков, которые Соньер уплатил тремя частями - апрель 1897 года, апрель. 1899 г. и январь 1900 г.
В ноябре 1896 года Соньер поручил престижному скульптору и художнику Жискару из Тулузы (основанному в 1855 году) украсить свою церковь новыми статуями святых, Крестными станциями , купелью со статуями Иоанна, крестящего Иисуса (с надписью Ecce Agnus Dei ), барельеф Иисуса, произносящего Нагорную проповедь над исповедальней , и фигура Дьявола, поддерживающего святую воду. чаша, увенчанная ангелами , крестящимися , с надписями BS и Par Ce Signe Tu Le Vaincras («Этим знаком ты победишь его»). Все эти предметы были выбраны Соньером из каталога Жискара. Хотя издание каталога Жискара 1896 года не сохранилось, а в более поздних каталогах статуя Дьявола отсутствует, его голова имеет сходство с головой, найденной на статуе дракона, побежденного Святым Михаилом , которая также была сделана Жискаром. Общая сумма составила 2500 франков, выплачиваемых Соньером ежегодными платежами по 500 франков, начиная с конца декабря 1897 года.
После ремонта и косметического ремонта Соньера церковь была повторно освящена в праздник Пятидесятницы 1897 года его епископом монсеньором Билларом.
Строительство поместья
[ редактировать ]Соньер построил грандиозное поместье в период с 1898 по 1905 год, что также включало покупку нескольких участков земли. в стиле ренессанс Это включало в себя виллу Бетания , Тур Магдала (которую он использовал в качестве своей личной библиотеки), соединенную с оранжереей бельведером с комнатами внизу, сад с бассейном и клеткой для обезьян – все во имя его служанки. , Мари Денарно.
Церковные суды, наказания и отстранение
[ редактировать ]Ремонт Соньером своей церкви и показные программы строительства в небольшой деревне на вершине холма не могли остаться незамеченными, и это вызвало враждебную реакцию: различные источники передали различные жалобы в епископство Каркассона. Епископство предупредило Соньера о продаже им месс и в мае 1901 года направило ему два письменных предупреждения. Эти письменные предупреждения были повторены в июне 1903 года и августе 1904 года. В 1899 году Соньер приобрел справочник священнослужителей ( Annuaire du clerge français ), посредством которого он связался как со священниками, так и с религиозными общинами по всей Франции, чтобы запросить мессу.
Монсеньор Поль-Феликс Бёвэн де Босежур был назначен новым епископом Каркассона в 1902 году. Первоначально он перевел Соньера в деревню Кустуж в январе 1909 года. Соньер отказался от этого назначения и подал в отставку 28 января 1909 года, став свободным священником, а затем 27 мая. 1910 Монсеньор Босежур решил провести церковное расследование и составил официальный обвинительный акт со ссылкой на:
- Торговля массами,
- Непослушание епископу,
- Преувеличенные и неоправданные расходы, на которые, похоже, были потрачены гонорары за несослуженные мессы.
Соньеру пришлось присутствовать на церковном суде, чтобы ответить на эти обвинения.
Первые два слушания
[ редактировать ]Соньер не присутствовал ни на первом слушании 16 июля 1910 года, ни на перенесенной дате 23 июля, когда ему был вынесен заочный приговор: он был отстранен от дела на один месяц и обязан вернуть деньги, полученные от продажи месс. Он также не присутствовал на втором слушании 23 августа, но сумел присутствовать на перенесенной дате 5 ноября 1910 года, когда ему был приговорен «уйти в дом священника или в монастырь по своему выбору, чтобы там заниматься духовными упражнениями». сроком на десять дней» за торговлю мессами и за получение большего количества денег, чем он мог отслужить мессы. Он отбывал епитимью в монастыре Пруй .
17 декабря 1910 года Соньер безуспешно обратился к Священной конгрегации Совета в Риме с просьбой восстановить его в должности приходского священника Ренн-ле-Шато, при этом Священная конгрегация передала эту информацию епископству Каркассона. В 1911 году епископ сделал строгое предупреждение Соньеру, запретив ему совершать таинства, опубликованное в La Semaine Religieuse de Carcassonne от 3 февраля 1911 года и в La Croix от 9 февраля 1911 года.
Епископство не удовлетворилось и по официальному приказу попросило Соньера предоставить его бухгалтерские книги к 2 марта, самое позднее в письме от 18 февраля 1911 года. Была создана комиссия по расследованию для дальнейшего изучения финансовой деятельности Соньера.
13 марта 1911 года Соньер представил 61 счет на ремонт своей церкви и строительство поместья на общую сумму 36 250 франков. 25 марта 1911 года он представил епископству объяснительное письмо с указанием источника своих финансов, а также список доноров с подробным описанием всех его доходов с тех пор, как он стал священником Ренн-ле-Шато, что составило преувеличенную сумму в размере 193 150 франков. В письме от 14 июля 1911 года Соньер представил отчет о расходах на реконструкцию своей церкви и строительство своего поместья, в результате чего была получена преувеличенная сумма в размере 193 050 франков (утверждая, что вилла Бетания стоила 90 000 франков, а Тур Магдала - 40 000 франков).
4 октября комиссия по расследованию представила свой отчет: из 193 150 франков, которые, как утверждал Соньер, потратил, можно было отнести только около 36 000 франков, и отметила, что Соньер отказался сотрудничать с расследованием. Необходимо было организовать еще одно слушание, на котором Соньер должен был предоставить свои бухгалтерские книги для проверки епископству.
Третье слушание
[ редактировать ]Соньер не присутствовал на третьем слушании 21 ноября 1911 г. и был заочно приговорен 5 декабря 1911 г. к трехмесячному отстранению от должности. Хотя отстранение Соньера было лишь временным - на три месяца - восстановление священника зависело от церковного решения о том, что он должен был «возвратить в руки законного владельца и в соответствии с каноническим правом имущество, незаконно присвоенное им», которое священник не смог сделать. [ 4 ]
Спустя годы
[ редактировать ]

После церковного суда Соньер прожил остаток своей жизни в бедности, продавая религиозные медали и четки раненым солдатам, дислоцированным в Кампань-ле-Бен. [ 5 ]
Все деньги, которые Соньер все еще получал от продажи месс, были использованы для его апелляции в Рим, его адвокат, аббат Жан-Эжен Юге (доктор канонического права над которой работал ). В мае 1914 года Соньер планировал построить летний дом , но отказался от проекта, поскольку не мог позволить себе необходимые 2500 франков.
Франсуа Беранже Соньер умер 22 января 1917 года, его отстранение было снято в момент смерти ( in articulo mortis ) аббатом Жаном Ривьером, который совершил последние обряды . его Свидетельство о смерти от 23 января 1917 года было подписано Виктором Ривьером, мэром Ренн-ле-Шато. Соньер был похоронен 24 января 1917 года. Мари Денарно заплатила за гроб Соньера 12 июня 1917 года.
В сентябре 2004 года мэр Ренн-ле-Шато эксгумировал труп Соньера на кладбище и перезахоронил его в бетонном саркофаге , чтобы защитить от грабителей могил. [ 6 ] С тех пор кладбище Ренн-ле-Шато закрыто для широкой публики.
Споры
[ редактировать ]Споры вокруг Соньера первоначально были сосредоточены на пергаментах, которые он, как говорят, нашел спрятанными в старом алтаре своей церкви и касающихся сокровищ Бланки Кастильской , предполагаемого источника его дохода.
Популярная история о богатстве Соньера
[ редактировать ]Открыв свой ресторан в Ренн-ле-Шато в середине 1950-х годов, Ноэль Корбю распространил историю о том, что в 1891 году Соньер обнаружил в полой колонне под своим алтарем пергаменты, и что они имели отношение к сокровищам Бланки Кастильской . «По данным архива» [ нужна ссылка ] ее сокровище состояло из 28 500 000 золотых монет — сокровища французской короны, собранное Бланш для уплаты выкупа за Святого Людовика (пленника египтян во время Седьмого крестового похода ), излишки которого она спрятала в Ренн-ле-Шато. Соньер нашел только одну его часть, поэтому необходимо было продолжить исследования. [ 7 ]
История Корбю позже приобрела национальную известность благодаря статьям в прессе, в конечном итоге привлекла внимание Пьера Плантара на написание в 1967 году книги «Золотой Ренн» и вдохновила Жерара де Седа .
Книга «Золото Ренна» Жерара де Седа (в неопубликованном сотрудничестве с Пьером Плантаром) содержала элементы, относящиеся к вымышленному тайному обществу « Приорат Сиона» , воспроизводя «пергаменты», которые намекали на выживание линии франкских Меровингов королей от Дагобер II и Пьер Плантар утверждали, что произошли от этого монарха. Пьер Плантар и Жерар де Сед поссорились из-за гонорара за книгу, когда в 1967 году был опубликован «Золотой Ренн» , и друг Плантара Филипп де Шеризи рассказал, что он сфабриковал пергаменты.
Святая Кровь, Святой Грааль
[ редактировать ]В 1969 году английский сценарист Генри Линкольн прочитал версию « Золота Ренна» в мягкой обложке , а затем в период с 1972 по 1979 год выпустил три документальных фильма BBC Two Chronicle на эту тему. Линкольну также направили на один из подброшенных Плантаром документов, « Секретные досье » в Национальной библиотеке в Париже. Позже Линкольн объединился с двумя другими авторами и стал соавтором книги 1982 года « Святая кровь и Святой Грааль» . Не зная, что они полагались на поддельные документы в качестве источника, они заявили как факт, что Приорат Сиона существовал. В книге «Святая кровь и Святой Грааль» утверждалось, что Соньер, возможно, нашел доказательства того, что Иисус Христос и Мария Магдалина были женаты и произвели на свет потомство, которое в конечном итоге стало династией Меровингов. Авторы предположили, что Соньер участвовал в финансовых операциях с человеком, который, как они утверждали, был эрцгерцогом Австрии Иоганном Сальватором , и Соньер мог быть представителем Приората Сиона, а его доход мог происходить из Ватикана, «который мог быть подвергнут политический шантаж на высоком уровне со стороны Сиона и Габсбургов». [ 8 ] Книга стала международным бестселлером, вдохновив Дэна Брауна на создание бестселлера «Код да Винчи» .
Гипотезы вокруг Соньера распространились за последние несколько десятилетий по мере того, как разные авторы [ ВОЗ? ] подробно изложите историю деятельности и открытий священника внутри и вокруг своей церкви во время ее ремонта 1887 года.
Фактический источник богатства Соньера
[ редактировать ]Первую научную книгу о деятельности Соньера написал местный историк и главный библиотекарь Каркассона Рене Дескадейяс, который просмотрел бухгалтерские книги священника и личную переписку, а также протоколы церковного процесса над Соньером, хранящиеся в епископстве Каркассона. В своей книге «Мифология сокровищ Ренна: история истинного аббата Соньера, кюре Ренн-ле-Шато» 1974 года он пришел к выводу , что никогда не было никаких сокровищ или тайн; все богатство священника было получено за счет продажи месс и приема пожертвований. [ нужна ссылка ] Этот вывод разделил местный священник и писатель аббат Брюно де Монс, который сам предоставил важную информацию в 1980-х и 1990-х годах, а также другие французские авторы, такие как Жан-Жак Беду и, в последнее время, Давид Россони.
2005 года Channel 4 Документальный фильм «Настоящий код да Винчи» , представленный Тони Робинсоном, пришел к такому же выводу, а затем CBS News « 60 минут 60 минут» документальный фильм 2006 года «Приорат Сиона» , представленный Эдом Брэдли : «Источник богатства священника Ренна — Ле-Шато был не каким-то древним таинственным сокровищем, а старым добрым мошенничеством». [ 9 ]
Согласно каноническому праву, священникам обычно разрешается служить одну мессу в день, с разрешением регулярно произносить две или три по воскресеньям, торжествам и праздникам (хотя и не во времена Соньера, за исключением Дня поминовения души и Рождества). ; однако они могут принять стипендию или «массовое пожертвование» только за одну мессу в день. [ 10 ] Соньер, однако, выпрашивал и принимал деньги по почте за тысячи месс, взимая один франк за каждую мессу. Некоторые клиенты присылали оплату за сотни месс, которые он на самом деле никогда не совершал. Вопрос о том, почему клиенты должны запрашивать мессу у обедневшего священника сельской церкви, не обсуждался столь предприимчиво.
» Дескадейя В обзоре « Мифологии Ренна в 1976 году церковный историк Раймон Даррико прокомментировал: «Поначалу не было ничего: Соньер был просто интриганом. Однако сегодня мы сталкиваемся с подлинной эзотерической конструкцией: Ренн-ле-Шато был возведен в ранг «мистической столицы» Лангедока » и «способ, которым миф о Ренн-ле-Шато достиг своего нынешнего статуса, который, безусловно, достоин размышления и, возможно, может дать кому-то материал для диссертации о том, как именно возникают истории такого рода». [ 11 ]
Детали расходов
[ редактировать ]Сохранившиеся квитанции и существующие бухгалтерские книги, принадлежащие Соньеру, сохраненные его служанкой Мари Денарно и унаследованные Ноэлем Корбю, показывают, что реконструкция церкви, включая работы в пресвитерии и кладбище, обошлась в 11 605 франков за десятилетний период с 1887 по 1897. [ 12 ] С учетом инфляции эта цифра эквивалентна примерно 4,5 миллионам евро по состоянию на 2019 год. Строительство поместья Соньера, которое включало Тур Магдалу и Виллу Бетания (а также покупку земли) в период с 1898 по 1905 год, обошлось в 26 417 франков, или более 10 миллионов евро сегодня. [ 13 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Французский телеканал France 3 из 6 частей в 1989 году снял мини-сериал «Золотой Дьявол» о Беренжере Соньере, поставленный Жаном-Луи Фурнье, с Жаном-Франсуа Бальмером на роль священника. [ 14 ] по одноименному роману Жана Мишеля Тибо, опубликованному в 1987 году. [ 15 ]
- Богатство Беранже Соньера и предполагаемые секретные находки (на этот раз неназванные) вдохновили сюжет романа Тима Пауэрса 1997 года «Землетрясительная погода» и романа Марко Бутикки «Менора» 1998 года , в котором Соньер, как предполагается, нашел семисвечник Иерусалимского храма .
- Жизнь и тайны Соньера также легли в основу сюжета видеоигры 1999 года Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned , 3D-приключения, написанного Джейн Дженсен и разработанного Sierra On-Line . Сюжет также вращается вокруг истории рыцарей -тамплиеров , предполагаемых заговоров, касающихся масонов , Приората Сиона, а также Иисуса .
- В 10-м эпизоде 2-го сезона сериала кабельного телевидения HBO «Карнавал » «Рукопись Соньера» (расположенная в Ренн-ле-Шато) упоминается персонажем Генри «Хак» Скаддером (которого играет Джон Сэвидж ) в эпизоде «Шайенн, WY» (первый эфир 13 марта 2005 г.).
- Соньер — часть сюжетной линии «Наследия тамплиеров» Стива Берри . История снова вовлекает Соньера в охоту за предполагаемым сокровищем тамплиеров.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Айн, Марисса (2004). «Спрятано на виду: новый роман переделывает историю творческого гения» . Том 7 № 2, весна 2004 г. Йельский обзор книг. Архивировано из оригинала 1 июня 2008 г. Проверено 22 мая 2008 г.
- ↑ Письмо каноника Гюге Беренже Соньеру от 22 января 1917 года, воспроизведено в материалах аббата Бруно де Монса, опубликованных в Les Cahiers de Rennes-le-Château, Archives – Documents – Etudes , Number 11 (Éditions Bélisane, 1996). ISBN 2-910730-12-3 «Библиография» . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 7 ноября 2011 г.
- ^ Цитируется в Corbu & Captier, L'Héritage de l'Abbé Saunière , 1985, стр. 71.
- ^ Брюно де Монс, Беранже Соньер, священник в Ренн-ле-Шато 1885-1909 (Ницца: Белизан, 1989). ISBN 2-902296-85-1
- ^ «Беранже Соньер» . www.renneslechateau.com. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г. Проверено 28 мая 2008 г.
- ^ « Поклонники «Кода да Винчи» осаждают французскую деревню в квесте (обновление 3)» . Блумберг . 27 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2005 г.
- ↑ Альбер Саламон, Одним ударом кирки по столбу главного алтаря аббат Соньер обнаружил сокровище Бланш де Кастиль»), в La Dépêche du Midi 12, 13, 14 января 1956 года.
- ^ Байджент, Линкольн, Ли, Святая Кровь и Святой Грааль , страницы 364-365 и страница 15 (Джонатан Кейп, 1982).
- ^ «Приорат Сиона» . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ «Свод канонического права 951 §2» . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Раймон Даррико, в Библиографических примечаниях Revue de l'Histoire de l'Église de France , страница 439 (издание 1976 года).
- ^ Жак Ривьер, Сказочное сокровище Ренн-ле-Шато , стр. 130 (Editions Belisane, 1983). ISBN 2-902296-42-8
- ^ Жак Ривьер, Сказочное сокровище Ренн-ле-Шато , стр. 175 (Editions Belisane, 1983). ISBN 2-902296-42-8
- ^ «Л'ор дьявол» . IMDB .
- ^ Жан Мишель Тибо, Золото Дьявола (Париж: Оливье Орбан, 1987). ISBN 2-85565-369-X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристиана Амиэль, «Бездна сокровищ, или призрачное золото Ренн-ле-Шато», Клоди Вуазена (редактор), Archaeological Imaginaries , страницы 61–86 (Ethnologie de la France, номер 22, Париж: Éditions de the House of Гуманитарные науки, 2008). ISBN 978-2-7351-1210-4
- Жан-Жак Беду, Ренн-ле-Шато: вскрытие мифа (Порте-сюр-Гаронн: Эд. Лубатьер, 1990). ISBN 2-86266-142-2 Переиздано в 2003 г., ISBN 2-86266-372-7
- Клод Бумендил, Жильбер Таппа (редакторы), Les Cahiers de Rennes-le-Château, Архивы – Документы – Этюды , номер 11 (Éditions Bélisane, 1996). ISBN 2-910730-12-3 [1]
- Клэр Корбю, Антуан Каптье, Наследие аббата Соньера (Ницца: Editions Bélisane, 1985). ISBN 2-902296-56-8 .
- Рене Дескадейя, Мифология сокровищ Ренна: правдивая история аббата Соньера, священника Ренн-ле-Шато (Мемуары Общества искусств и наук Каркассона, 1971–1972 годы, 4-я серия, Том VII, 2-я часть; Факсимильная перепечатка Савари, Каркассон, 1988 г. ISBN 2-9500971-6-2 . Факсимильная перепечатка издательства Éditions Collot, Каркассон, 1991 г. ISBN 2-903518-08-4
- Кристиан Думерг, «Дело Ренн-ле-Шато» , 2 тома (Марсель: Эд. Арка, 2006). ISBN 2-7551-0013-3 (том 1). ISBN 2-7551-0014-1 (том 2)
- Аббат Бруно де Монс, приходской священник Беранже Соньера в Ренн-ле-Шато 1885-1909 гг ., Editions Belisane (Сборник друзей Беранже Соньера, 1989, 2000 г.). ISBN 2-902296-85-1
- Билл Патнэм, Джон Эдвин Вуд. Сокровище Ренн-ле-Шато: тайна раскрыта (Sutton Publishing Limited, 2003) ISBN 0-7509-3081-0 . Перепечатанное и переработанное издание в мягкой обложке, опубликованное в 2005 году. ISBN 0-7509-4216-9
- Жак Ривьер, «Сказочное сокровище Ренн-ле-Шато» , Editions Belisane (1983). ISBN 2-902296-42-8
- Дэвид Россони, История Ренн-ле-Шато, о котором мечтали: взгляд на современную коллективную историю (Книги по запросу, 2010). ISBN 2-8106-1152-1
- Беренже Соньер, Мое учение в Антюньяке, 1890 г. (под редакцией аббата Бруно де Монса; Éditions Bélisane, 1984). ISBN 2-902296-50-9
- Жерар де Сед, L'or de Rennes ou la Vie insolite de Bérenger Saunière, приходской священник Ренн-ле-Шато , Париж: Джульяр, 1967. Перепечатано в мягкой обложке в сотрудничестве с Софи де Сед под названием Le Trésor maudit de Rennes-le. — Замок , Джай Лу (сериал «Таинственное приключение»), 1968.
Внешние ссылки
[ редактировать ]