Сатанинское танго
Сатанинское танго | |
---|---|
![]() Плакат переиздания 2019 года | |
Режиссер | Бела Тарр |
Автор сценария |
|
Рассказ |
|
На основе | Вскоре после Ласло Краснахоркай |
Продюсер: |
|
В главных ролях |
|
Кинематография | Габор Медвиги |
Под редакцией | Агнес Границки |
Музыка | Михай Виг |
Дата выпуска |
|
Время работы | 439 минут |
Страны |
|
Язык | венгерский |
Сатанинское танго ( Венгерский: [ˈʃaːtaːntɒŋɡoː] ), также известный на английском языке как «Сатанинское танго» , [ 1 ] — драматический фильм 1994 года венгерского Тарра режиссёра Белы . Снятый в черно-белом режиме и продолжающийся более семи часов, он основан на одноименном романе 1985 года венгерского писателя Ласло Краснахоркая , чьи произведения Тарр часто адаптировал после своего фильма 1988 года «Проклятие» . Тарр надеялся снять фильм с 1985 года, но не смог продолжить производство из-за жесткой политической обстановки в Венгрии.
Сатантанго получил широкое признание кинокритиков. В 2012 году он вошел в института кино Британского Sight & Sound пятьдесят лучших фильмов по версии критиков .
Сюжет
[ редактировать ]В пустынной венгерской деревне после развала колхоза два человека, Футаки и госпожа Шмидт (Эва Алмасси Альберт), находятся в романтических объятиях, когда Футаки просыпается на рассвете от звона церковных колоколов. Г-н Шмидт (Ласло Лугоши) вступает в сговор с другим коллегой по имени Кранер, чтобы украсть деньги жителей деревни и бежать в другую часть страны. Когда Футаки крадется из дома Шмидтов, он подслушивает планы Шмидта, после чего требует стать частью схемы – за всем этим наблюдает одинокий пьяный мужчина, известный как Доктор ( Питер Берлинг ), который записывает события в блокнот.
Однако заговор терпит неудачу, когда по деревне распространились слухи о том, что харизматичный и манипулятивный Иримиас ( Михай Виг ), бывший коллега, которого считали мертвым, возвращается со своей подругой Петриной (Пути Хорват). Ранее Иримиаса и Петрину под угрозой ареста заставили продолжить преступную деятельность на службе у капитана полиции в соседнем городе. Услышав таинственный гул в баре и заявив о своем намерении все взорвать, они начинают свой марш к деревне. Их приветствует их молодой союзник Саньи Хоргос (Андраш Боднар), с которым они заключили сделку, чтобы Саньи распространил среди жителей деревни информацию о том, что эти двое умерли.
В деревне Доктор обнаруживает, что у него закончился фруктовый бренди. Не привыкший выходить из дома, он, тем не менее, решает пойти купить спиртного. Снаружи его встречает враждебная погода и наступление ночи. Он знакомится со старшими сестрами Саньи, проститутками, мечтающими сбежать в город, поскольку ни у кого из местных жителей больше нет денег. Спустя невероятно долгое время доктор приходит в местную таверну, чтобы купить бренди, но не находит в себе смелости войти. К врачу обращается Эстике (Эрика Бок), младшая сестра Саньи, чей отец повесился и ранее находился в лечебнице. Эстике заставляет доктора упасть в грязь. В состоянии эмоционального напряжения, гневно отреагировав на это, Доктор передумывает и наивно пытается извиниться, а девушка уходит и исчезает в темноте. Преследуя ее, Доктор теряет сознание и падает в обморок в ближайшем лесу, и утром его находит городской кондуктор, который отвозит его в больницу.
Утром перед тем, как Доктор покинул свой дом, ее старший брат Саньи обманом заставил Эстике посадить «денежное дерево» в лесу. Она истязает и отравляет свою кошку до смерти, несет ее труп к денежному дереву и находит его выкопанным ее братом, который забрал деньги. Мародерствуя по лесу, девочка подходит к местной таверне и заглядывает в ее окно, где большинство жителей деревни танцуют под музыку аккордеона, не подозревая о подглядывающем ребенке. После этого она встречает Доктора и уходит в заброшенные руины, смертельно отравляя себя ощущением, что каждое движение мира предопределено.
На следующий день Иримиас приезжает в деревню во время похорон Эстике. Иримиас говорит жителям деревни, что они все виновны в смерти Эстике, и уговаривает большинство из них передать ему все свои деньги, чтобы основать новый коллектив в соседнем поместье. Жители деревни (кроме трактирщика, семьи Саньи и Доктора) идут вместе, везя свои немногочисленные вещи в далекий заброшенный особняк, где ложатся спать, после чего рассказчик описывает сны, которые снятся каждому из них. Тем временем Иримиас, Саньи и Петрина идут, когда Иримиас падает на колени и снова слышит таинственный гул, когда туман поднимается над руинами, где умер Эстике. Позже они встречаются с сообщником в соседнем городе, чтобы приобрести большое количество взрывчатки по причинам, которые так и не были объяснены.
На следующее утро, когда Иримиас опаздывает, жители деревни решают, что Иримиас их обманул, и дерутся между собой. Шмидт и Кранер ( Янош Держи ) обвиняют Футаки в том, что он завел их в эту ловушку, и требуют, чтобы он вернул им деньги. Когда они его избивают, приходит Иримиас, ругает их за ссоры и сообщает, что его план по созданию новой фермы отложен властями и что их единственная надежда - разбрестись по стране на неопределенное время. Кранер требует, чтобы Иримиас вернул им деньги. Иримиас делает это, но выражает разочарование по поводу их отсутствия доверия и ненадежности, пристыжая Кранера, заставляя его еще раз отдать ему свои деньги. Иримиас, Петрина и Саньи отвозят жителей деревни и их имущество на грузовике в город, где Иримиас поручает Шмидтам, Кранерам и Халичам разные города и разные задания, дает каждому по 1000 форинтов и увольняет их. Футаки, однако, говорит Иримиасу, что он предпочел бы найти работу сторожем, берет свою тысячу форинтов и уходит сам. Судьба директора остается неясной.
Полиция получает разгромный отчет Иримиаса о плохих способностях и недостатках жителей деревни и решает переписать его в менее вульгарной форме, прежде чем отправить его в папку и уйти.
Доктор возвращается домой после тринадцати дней в больнице, не подозревая, что Иримиас забрал с собой всю общину. Он садится писать свои заметки, предполагая, что все его соседи храпят в своих кроватях. Внезапно он слышит тот же звон колоколов, который разбудил Футаки в начале фильма. Доктор снова покидает свой дом, чтобы исследовать разрушенную церковь, из которой доносится звон колоколов, ведь колокольня не должна работать. Он обнаруживает внутри руин сумасшедшего, который бьет в колокольчик металлическим стержнем, похожим на гонг, и бесконечно кричит, что турки идут. Испуганный Доктор возвращается домой и заколачивает окно перед своим столом, погружаясь в полную темноту, сидя и записывая повествование, с которого начался фильм. Звон церковных колоколов продолжается на протяжении всей последней части фильма и показа финальных титров.
Бросать
[ редактировать ]- Михай Виг, как Иримиас
- Путый Хорват в роли Петрины
- Ласло Лугоши в роли Шмидта
- Ева Алмасси Альберт в роли миссис Шмидт
- Янош Держи, как Кранер
- Ирен Шайки, как миссис Кранер
- Альфред Жарай в роли Халича
- Б. Миклош Секели в роли Футаки
- Эржебет Гаал, как миссис Халич
- Эрика Бук в роли Эстике
- Питер Берлинг в роли Доктора
- Золтан Камоди — трактирщик
- Петер Добай — капитан полиции
Темы
[ редактировать ]Как и в романе, на котором он основан, «Сатантанго» затрагивает сильные пессимистические философские темы, связанные с отсутствием власти , преобладанием нигилизма и пороками безразличия. В первом кадре, продолжительностью почти 8 минут, изображено огромное стадо коров, бродящих по пустынной ферме, а затем исчезающих вдалеке. Хотя эта сцена в основном рассматривается как отражение местности и атмосферы фермы, некоторые рецензенты посчитали, что она символизирует развязку истории. В главе «Мы воскресли» Иримиас и Петрина заключают сделку с капитаном, которая приведет к неизбежной смерти или тюремному заключению жителей деревни. Капитана, похоже, не устраивает отсутствие сочувствия и социопатическое поведение Иримиаса. По этой причине капитан произносит расширенный монолог о важности власти, цитируя Перикла на темы порядка и свободы. Некоторые авторы считают фигуру капитана символом авторитаризма. во времена Венгерской Народной Республики . [ 2 ]
Что касается самой известной темы фильма, то можно увидеть, как персонаж Иримиаса оказывает божественное влияние на жителей деревни до такой степени, что убеждает их делать что-либо и заставляет их сильно бояться. В «Новости о том, что они идут» Футаки и г-н Шмидт вынуждены отказаться от своих планов побега с деньгами деревенской фермы из-за того, что г-жа Кранер рассказала им об обнаружении возвращения Иримиаса. Видно, как Футаки с большим страхом размышляет о характере Иримиаса, говоря в какой-то момент, что «он мог бы превратить кучу коровьего дерьма в замок, если бы захотел». Божественное влияние Иримиаса широко символизируется на протяжении всего фильма. В «Что-то зная» Доктор мельком видит прибытие Иримиаса и его товарищей, прежде чем он теряет сознание в лесу. В трех средних главах, посвященных смерти Эстике, жители деревни устроили импровизированный пир в таверне, опасаясь скорого прибытия Иримиаса. Именно из-за своего страха перед ним, а также из-за присущего им недоверия к своим соседям, они не видят Эстике в лесу снаружи, когда она сначала наблюдает из окна, начинает звать Доктора на помощь и впоследствии убивает себя. Далее Иримиас использует свой риторика с целью убедить жителей отдать ему все деньги, заработанные в колхозе, присягнув на вину в смерти Эстике. Во многих сценах Иримиас появляется как знающий и мирской человек, способный манипулировать жителями деревни, но также боящийся людей менее наивных, таких как Капитан и, в некоторой степени, Футаки. Подавленный страх Иримиаса перед истинной властью также можно увидеть в «Попадании в рай? Кошмары?», когда он сталкивается с руинами, где Эстике покончил жизнь самоубийством. Хотя он не знает о событии, произошедшем в руинах, Иримиас, тем не менее, почти инстинктивно склоняется перед ними в знак признания. Тот факт, что жители деревни осознают, что они потеряли все перспективы стабильности, но все еще готовы следовать за Иримиасом из-за его лидерства, ставит его в положение архетипического Лжепророка , в котором больше сатанинских черт, чем божественных. [ 2 ]
Точно так же персонаж Доктора обладает важной символической стороной тем фильма. Выглядя как человек культуры и с развитыми интересами, старый Доктор уже прошел точку разочарования в своей деревне, большую часть времени остается дома и ведет себя антисоциально . Доктор решает выйти только после того, как кончился бренди, и о своем выборе глубоко сожалеет, когда под покровом темноты он сталкивается с враждебной погодой и падает в обморок. В «Перспективе спереди» жители деревни вспоминают, что оставили Доктора в пустынной деревне – хотя на самом деле он был в больнице – и Футаки предлагает оставить его «голодать». Доктор словно лишен равнодушия жителей деревни; несмотря на свое враждебное поведение по отношению к г-же Кранер, он пытается помочь Эстике, прежде чем она покончит жизнь самоубийством, и достаточно обеспокоен, чтобы расследовать звон колоколов в «Круг замыкается». Из всех жителей деревни Доктор, кажется, единственный, кто готов принять смерть, поскольку он предпочитает остаться в заброшенной деревне - возможно, голодать - вместо того, чтобы следовать за Иримиасом. [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Структура фильма основана на структуре романа, который, как следует из названия, заимствован из танго . Фильм разбит на двенадцать частей и не всегда движется в хронологическом порядке, поскольку следует схеме танго: шесть ходов вперед, затем шесть назад (следовательно, всего 6 + 6 частей). Двенадцать частей имеют следующие названия (в оригинальном венгерском и английском переводе) :
- Новости об их приходе
- Мы воскресли
- Знать что-то
- А пок долга I. [Работа паука I]
- Фелфеслок [Распутывание]
- Работа паука II (Синица дьявола, Танго сатаны)
- Иримиас произносит речь [Иримиас произносит речь]
- Перспектива спереди
- Попасть в рай? Лихорадочный сон? [Отправляешься в рай? У вас кошмары?]
- Перспектива сзади [Перспектива сзади]
- Просто проблемы и работа
- Круг замыкается [Круг замыкается]
Длинные дубли
[ редактировать ]Фильм состоит из длинных дублей , что характерно для творчества Тарра. Принятие Тарром этого стиля побудило многих людей провести параллели между Тарром, Андреем Тарковским и Тео Ангелопулосом , каждый из которых использует очень длинные кадры и позволяет своим фильмам разыгрываться в медленном темпе. По словам самого Тарра, во всем фильме всего около 150 кадров. [ 3 ] Некоторые кадры длятся почти десять минут, например, танцевальные сцены, во время которых камера редко двигается, но мы видим, как главные герои танцуют и пьют. Тарр сказал, что во время этих сцен актеры были пьяны. [ 4 ]
Первый кадр, в котором камера движется рядом со стадом коров, длится почти восемь минут. Есть кадры, на которых главные герои ходят (и разговаривают) по несколько минут, без каких-либо помех.
Книга и фильм
[ редактировать ]Этот фильм основан на литературных источниках и имел сценарий, но большая часть его была импровизирована на съемочной площадке. Вот что сказал Тарр по поводу сценария, а также о своем методе съемок в целом:
Нет, мы никогда не используем сценарий. Мы просто пишем это для фондов и продюсеров и используем в поисках денег. Предварительная подготовка – это очень простая вещь. Это всегда занимает минимум один год. Мы проводим год, осматриваясь вокруг, и видим все. У нас есть история, но я думаю, что она — лишь небольшая часть всего фильма. [ 5 ]
В нескольких местах фильма можно услышать всеведущего рассказчика, который текстуально цитирует части романа. Он также адаптирует каждый момент в книге, ничего не упуская.
Музыка
[ редактировать ]Михай Виг, который играет Иримиаса в фильме, был композитором фильма Белы Тарра с момента работы над «Осенним альманахом» в 1984 году до выхода на пенсию режиссера в 2011 году с фильмом «Туринская лошадь» . Тарр описал свое сотрудничество с Вигом, а также со своей женой и редактором Агнес Границки и оператором Фредом Келеменом как «совместное кинопроизводство», в котором каждая из их отдельных работ представляет собой собственную значимую продукцию. Как и в случае с «Проклятием» (1988) и всеми работами Тарра с 1994 года, Сатантанго использует небольшой набор оригинальных композиций Вига, которые играют в стратегические моменты фильма, чтобы установить связи между темами или ситуациями. [ 6 ]
Для «Сатантанго » Виг сочинил партитуру, которую Тим Брайтон назвал «карнавальной». [ 7 ] Он состоит из меланхоличных и запоминающихся тем аккордеона , напоминающих медленное и повторяющееся танго. Самая заметная музыкальная тема фильма - «Дождь 2», которая присутствует в большинстве знаковых моментов фильма. Три танго-сюиты играют один раз в отдельные моменты фильма: «Галиция» и «Можно мне это танго?» в «Работе паука II» — пока жители деревни пируют, а Эстике наблюдает за ними из-за бара — и в «Хороводе II» после того, как жители деревни подходят к новому зданию, которое должно быть их фермой, в то время как камера просматривает их лица и эмоции. Кроме того, на протяжении всего фильма несколько раз звучит неземной звук далеких церковных колоколов. В сборнике 2009 года «Музыка из фильмов Белы Тарра» присутствуют все упомянутые треки, причем последний указан как «Bell I» и «Bell II». [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Сатантанго получил широкое признание критиков с момента его выпуска в 1994 году, а его репутация в кругах американского арт-хауса выросла после выпуска одобренного режиссером DVD 2006 года от Facets Video . В настоящее время он имеет рейтинг одобрения 100% на сайте Rotten Tomatoes на основе 21 отзыва со средней оценкой 8,2 из 10. [ 9 ] Руководство Тарра часто было предметом похвалы. Эд Холтер назвал Тарра «одним из криминально недооцененных гениев киноиндустрии»; Ссылаясь на зловещие и иллюзорные тона фильма, Холтер написал: «По сравнению с чрезвычайно мрачным творчеством Тарра Роберт Брессон кажется жизнерадостным тусовщиком». [ 10 ] В The New York Times Манохла Даргис похвалила режиссера за использование длинных планов. [ 11 ] Дж. Хоберман из The Village Voice охарактеризовал его как «один из величайших, практически невидимых для просмотра фильмов за последние десять лет». [ 12 ] а Джонатан Розенбаум из Chicago Reader назвал этот фильм своим любимым фильмом 1990-х годов. [ 13 ] Сьюзан Зонтаг описала Сатантанго как «разрушительное, захватывающее каждую минуту из семи часов», добавив, что она была бы «рада видеть это каждый год до конца [своей] жизни».
В опросе Sight & Sound 2012 года , посвященном величайшим фильмам, когда-либо созданным, фильм занял 36-е место по опросу критиков. [ 14 ] за него проголосовали 34 критика. По опросу 2022 года фильм занял 78-е место в опросе критиков с 35 голосами и 62-е место в опросе режиссеров с 11 голосами. [ 15 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Сатантанго» редко показывают в кинотеатрах из-за продолжительности его показа . В кинотеатрах фильм обычно показывают либо в двух отдельных частях, либо целиком с двумя антрактами. Тарр выразил пожелание, чтобы фильм смотрели без перерывов. [ нужна ссылка ]
Сцена в «Распутывании», когда Эстике (Эрика Бок) убивает свою кошку, привела к некоторым трудностям с показом фильма в Соединенном Королевстве из-за законодательства, защищающего нечеловеческих животных от жестокости, и Британского совета по классификации фильмов, отказывающегося сертифицировать такие фильмы. Тарр настаивал на том, чтобы на съемочной площадке всегда находился ветеринар и что кот находился под присмотром ветеринара и не был убит. [ 16 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Фильм стал культовым среди определенной аудитории. [ нужна ссылка ] Отчасти из-за его артистизма и длины, но также и из-за того, что его долгое время не было на DVD. В 1990-х годах фильм лишь ненадолго выпускался в форматах VHS и DVD, и его очень быстро разошлись, положив начало периоду, когда были доступны только контрафактные копии, перенесенные из старых источников VHS. С тех пор он был выпущен в новом переводе под руководством Тарра.
Фильм был выпущен на Blu-ray во Франции 16 сентября. 2020 от Carlotta Films и в США 12 января. 2021 от Арбелоса.
Реставрация
[ редактировать ]состоялась премьера реставрации фильма в формате 4K В 2019 году на 69-м Берлинском международном кинофестивале , произведенная Arbelos Films и с одобрения Тарра. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Английское название «Satan's Tango» можно найти среди альтернативных названий на IMDb , в этом интервью Тарра в The Hollywood Reporter , в этой статье на Variety и т. д.
- ^ Jump up to: а б с Жак Рансьер (24 марта 2013 г.). «Книга: Бела Тарр, Время после» . Университет Миннесоты Пресс . Миннесота . Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ «Интервью с Белой Тарром: о гармониях Веркмейстера (Канны, 2000, Две недели режиссера) - Bright Lights Film Journal» . Киножурнал «Яркий свет» . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ Джонатан Ромни (24 марта 2001 г.). «Интервью: Бела Тарр, венгерский режиссер» . Хранитель . Лондон . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ - В ожидании принца: интервью с Белой Тарром Фергюса Дейли и Максимилиана Ле Кейна
- ^ - Бела Тарр, Фред Келемен и Михай Виг , Майкл Гварнери
- ^ - Тарр Бела танцует с дьяволом , Тим Брайтон
- ^ [ http://www.discogs.com/Mih%C3%A1ly-V%C3%ADg-Film-Music-From-The-Films-Of-B%C3%A9la-Tarr/release/5874859 – Музыка из фильмов компакт-диска Белы Тарра ]
- ^ «Сатанинское танго ». Гнилые помидоры. 8 февраля 1994 года . Получено 2 июля.
- ^ [1] Медленный ожог Белы Тарра
- ^ [2] «В поисках красоты в несчастном и обыденном»
- ^ [3] «Шедевр марафона Белы Тарра накладывает дьявольское заклинание»
- ^ [4] Джонатан Розенбаум: «Сатантанго».
- ^ «250 лучших фильмов по версии критиков» . Вид и звук: лучшие фильмы . Британский институт кино . 2012. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ «Сатантанго (1994)» . Вид и звук: лучшие фильмы . Британский институт кино . 2022 . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Ромни, Джонатан (24 марта 2001 г.). «Из тени (интервью с режиссёром)» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Фильмы Белы Тарра и Арбелоса о восстановлении сатанинского танго» . Экранная доска . Проверено 14 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1994 года
- Фильмы 1990-х годов на венгерском языке
- драматические фильмы 1994 года
- Фильмы режиссёра Белы Тарра
- Венгерские черно-белые фильмы
- Нелинейные повествовательные фильмы
- Фильмы по сценарию Ласло Краснахоркая
- Венгерские драматические фильмы
- Жестокое обращение с животными в кино
- Фильмы, написанные Михаем Вигом
- Фильмы по венгерским романам