Жак Урлюс
Жак Урлус (6 января 1867, Хергенрат , Рейнская провинция — 6 июня 1935, Нордвейк , Нидерланды) — голландский драматический тенор . Он пел с большим успехом критиков в крупнейших оперных театрах по обе стороны Атлантики, а его записи музыки Рихарда Вагнера считаются одними из лучших, когда-либо сделанных.
Биография
[ редактировать ]Жак Урлус родился в семье любящих музыку голландских родителей на территории тогдашнего Королевства Пруссия , ныне бельгийского города Хергенрат (ныне часть Кельмиса ), и вырос в Тилбурге в Нидерландах. Поскольку семья была бедной, они не могли позволить себе музыкальное образование для своего сына, которому вместо этого приходилось работать на сталелитейном заводе в Утрехте , а в свободное время петь в хоре. Во время военной службы офицер заметил его музыкальные способности и предложил оплатить его уроки музыки. Но поскольку в это предложение не входили деньги на питание и проживание, молодой человек не смог принять.
Хотя в некоторых справочниках Корнели ван Зантен упоминается как учитель Урлуса, молодой тенор был более или менее самоучкой, когда он дебютировал на сцене в Амстердамском оперном театре 20 сентября 1894 года в партии Беппе в опере Леонкавалло « Паяцы» . Ему было 27 лет, он был женат. Урлус остался в Амстердаме на следующие несколько лет, получая дальнейшее музыкальное образование прямо на работе. Он выступал в качестве приглашенного певца в других голландских городах и заработал себе небольшую, но растущую репутацию певца, особенно в партии Лоэнгрина .
В 1898 году Урлус был приглашен в Ганновер , где он спел своего знаменитого «Лоэнгрина» и еще одну вагнеровскую роль — « Тангейзера» . Это путешествие принесло ему прослушивание у Козимы Вагнер , вдовы композитора и матриарха Байройтского фестиваля . Но хотя Урлус специально для этого случая выучил все свои вагнеровские партии на немецком языке, петь на следующем фестивале его не пригласили.
На обратном пути в Нидерланды Урлус прошел прослушивание в оперную труппу Франкфурта , и там ему предложили пятилетний контракт с щедрой зарплатой. Хотя у Урлуса и его жены уже было несколько детей и они нуждались в деньгах, он отклонил предложение Франкфурта, потому что компания не давала ему каждое лето отпуска для посещения Байройта: он все еще надеялся на звонок от директоров фестиваля, который, как и ожидалось, как выяснилось, не появится еще 13 лет.
Вернувшись в Нидерланды, Урлус продолжал расширять свой репертуар и совершенствовать технику пения, пока в 1900 году не получил контракт с Лейпцигским оперным театром в Германии. Эта труппа стала его музыкальным домом на следующие 14 лет. Кроме того, у него появилась привычка каждый год возвращаться в Амстердам и Антверпен, чтобы давать выступления.
В течение первого десятилетия 20-го века Урлус несколько раз дебютировал в разных городах Европы. В их число входили: Берлин ( Берлинская государственная опера ); Прага; Вена ( Венская государственная опера ); Мюнхен ( Баварская государственная опера ); Штутгарт; Дрезден ( Дрезденская опера ); Франкфурт; и, наконец, Лондон ( Королевский оперный театр , Ковент-Гарден , где он пел в 1910 и 1914 годах).
В 1911–1912 годах зрители Байройтского фестиваля наконец впервые услышали его в роли Зигмунда в «Валькирии» .
В 1912 году Урлус впервые выступил на сцене в Соединенных Штатах Америки . Это произошло в Бостоне , где он спел Тристана в серии спектаклей вместе с драматическими сопрано Йоханной Гадски и Лилиан Нордика в роли Изольды . Эти выступления обеспечили ему контракт с Метрополитен-опера в Нью-Йорке, где он сменил вагнеровских теноров Генриха Кнота и Карела Буриана (Carl Burian). Дебют Урлуса в Метрополитене состоялся 8 февраля 1913 года. Это оказалось одной из худших личных катастроф в истории Метрополитена. Урлус пытался петь, несмотря на сильный насморк, и полностью потерял голос во втором акте « Тристана и Изольды» , и в третьем акте ему пришлось прибегнуть к пантомиме. он спел главную партию в «Зигфриде», Тем не менее, когда всего неделю спустя он не только полностью восстановил свою репутацию, но и укрепил свои позиции в качестве тенора номер один (а позже и единственного) в Метрополитене . [ нужна ссылка ]
Карьера Урлуса в Метрополитен-опера оборвалась в 1917 году, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, и вагнеровские оперы были на время запрещены. В том же году он был избран почетным членом музыкального братства Phi Mu Alpha Sinfonia в Музыкальной консерватории Новой Англии.
Тенор присоединился к Лейпцигской опере после возвращения из США, время от времени давая концерты в Амстердаме и Скандинавии. С 1922 года он пел на новом фестивале Вагнера в Цоппотер- Вальдопере, помогая завоевать ему репутацию «Северного Байройта». Однако в 1920-е годы его оперный график сократился, поскольку он принимал все большее количество концертов. Он посетил Амстердам, Роттердам, Стокгольм, Копенгаген и Берлин. Находясь в Берлине, он выступал в Народной опере в 1923–24 годах и снова пел в лондонском Королевском оперном театре в 1924 году.
19 ноября 1931 года Урлус доставил свой последний «Тристан» в Амстердам. Это было его последнее оперное выступление после более чем 1000 вечеров на протяжении 37 лет. Однако он все еще время от времени появлялся на концертах до 1933 года.
Жак Урлюс умер 6 июля 1935 года во время плановой операции. Получив известие о его кончине, жители Нидерландов сильно оплакивали его кончину, считая его национальным героем. [ нужна ссылка ]
Репертуар, голос и записи
[ редактировать ]Урлуса больше всего помнят по его вагнеровским выступлениям, но он пел и много других ролей. Он регулярно исполнял, например, партию Евангелиста в » Иоганна Себастьяна Баха , «Страстях по Матфею всегда с большим успехом, а также пел Тамино в и » Моцарта «Волшебной флейте Флорестана в Бетховена » «Фиделио . Он выступал также в таких вердиевских партиях, как Манрико (« Трубадур» ), Радамес ( «Аида» ) и Отелло ( «Отелло» ). Не был он чужд и французскому репертуару, выступая в разное время в роли Самсона (« Самсон и Далила» ), Фауста ( «Фауст» ), Рауля ( «Гугеноты» ) и Дона Хосе ( «Кармен» ).
В последующие годы Урлус заработал репутацию специалиста по вокальным произведениям австрийского композитора и дирижера Густава Малера .
Несмотря на свою мощь, голос Урлуса не был похож на голос обычного «монолитного» холдентенора , воплощенного его могущественным преемником Лаурицем Мельхиором (1890–1973). Это был элегантный, гибкий инструмент с живым вибрато и плавным стилем пения легато. Голос Урлуса также сохранял свою яркость на протяжении всей долгой карьеры, несмотря на высокие требования, предъявляемые к нему певцом. Этим объясняется продолжающийся успех Урлуса в такой лирической роли, как Тамино.
Сегодня Урлус считается одним из лучших певцов Вагнера всех времен. Он записал множество акустических дисков с оперными ариями и дуэтами, в основном для HMV и Edison Records , которые были переизданы на компакт-дисках, в первую очередь Marston Records и лейблом Preiser. Эти записи подтверждают выдающееся качество его голоса, а также превосходство и универсальность его музыкального мастерства.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография на cantabile-subito
- Биография "Оперные голоса"
- История тенора / Жак Урлюс / Звуковые клипы и повествование
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )