Закон о защите Индии 1915 года
Закон о защите Индии (поправка к уголовному закону) 1915 г. | |
---|---|
Генерал-губернатор в совете | |
| |
Цитирование | Закон № IV 1915 г. |
Территориальная протяженность | Вся Британская Индия |
Принят | Генерал-губернатор в совете |
Подписано | 19 марта 1915 г. |
Началось | 19 марта 1915 г. |
Отменено | |
Акт 4 1922 г. | |
Статус: Отменен |
Закон о защите Индии 1915 года , также называемый Законом о правилах защиты Индии , представлял собой чрезвычайный уголовный закон, принятый генерал-губернатором Индии в 1915 году с целью ограничить националистическую и революционную деятельность во время и после Первая мировая война. [ 1 ] Он был похож на британские законы о защите королевства и предоставлял исполнительной власти очень широкие полномочия по превентивному задержанию, интернированию без суда, ограничению письма, слова и передвижения. Однако, в отличие от английского закона, который ограничивался лицами враждебных объединений или происхождения, Закон о защите Индии мог применяться к любому подданному короля. [ 1 ] и в подавляющем большинстве случаев использовался против индейцев. Принятие закона было единогласно поддержано неофициальными индийскими членами законодательного совета вице-короля и рассматривалось как необходимое для защиты Британской Индии от подрывного националистического насилия . Этот закон был впервые применен во время судебного разбирательства по делу Первого Лахорского заговора после неудавшегося заговора Гадара в 1915 году и сыграл важную роль в подавлении движения Гадр в Пенджабе и Анушилан Самити в Бенгалии. [ 2 ] [ 3 ] Однако его широкое и неизбирательное использование для подавления подлинного политического дискурса сделало его крайне непопулярным и вызвало все большее осуждение в Индии. Продление действия закона в форме Закона Роулатта после окончания Первой мировой войны было единогласно отвергнуто неофициальными индийскими членами совета вице-короля. Это стало горячей точкой политического недовольства и националистической агитации, кульминацией которой стала Сатьяграха Роулатта . Закон был повторно принят во время Второй мировой войны как Закон о защите Индии 1939 года . Независимая Индия сохранила закон в ряде измененных форм, которые использовались во время объявленного чрезвычайного положения в стране, включая китайско-индийскую войну , кризис в Бангладеш , чрезвычайное положение 1975 года и впоследствии повстанческое движение в Пенджабе .
Фон
[ редактировать ]Пенджаб и Бенгалия, наряду с Махараштрой, стали очагами революционного националистического насилия против британского правления в Индии в первом десятилетии 20-го века. Раздел Бенгалии в 1905 году и законопроект о колонизации Пенджаба в 1907 году вызвали растущее недовольство. В Бенгалии революционные организации, такие как Анушилан Самити и Джугантар, привлекли молодых рекрутов из рядов образованного среднего класса Бхадралок и совершили ряд заметных нападений на обоих деятелей администрации, а также на местную полицию, расследующую случаи грабежей, насилия и убийств. связаны с этими группами. К ним относятся убийства и покушения на убийство государственных служащих, видных общественных деятелей и индийских информаторов. В 1907 году было совершено покушение на вице-губернатора Бенгалии сэра Эндрю Фрейзера . В 1908 году неудавшееся покушение Джугантара на жизнь магистрата президента Дугласа Кингсфорда привело к гибели двух европейских женщин. В 1909 году в результате неудавшегося покушения на него были брошены две бомбы. Лорд Минто . В декабре того же года судья Насика А.М.Т. Джексон был застрелен Анантом Канхере , и подозрение пало на связи с Индийским домом в Лондоне, который в то время возглавлял В.Д. Саваркар, чей старший брат Ганеш был осужден Джексоном за подстрекательство к мятежу. заговор. Индийский Дом также был признан ответственным за убийство в Лондоне Уильяма Хатта Керзона Уилли , политического адъютанта государственного секретаря Индии. Был также совершен ряд убийств утверждающих, ставших свидетелями короны. В 1909 году Нарен Госсейн, главный свидетель обвинения по делу о взрыве в Алипоре , был застрелен в тюрьме Алипора . Ашутош Бисвас, адвокат Высокого суда Калькутты, отвечавший за судебное преследование по делу об убийстве Госсейна, был застрелен в Высоком суде Калькутты в 1909 году. В 1910 году Шамсул Алам, заместитель суперинтенданта бенгальской полиции, был застрелен ответственный за расследование дела о взрыве в Алипоре. на ступенях Высокого суда Калькутты . В Пенджабе шла агитация против законопроекта о колонизации 1907 года, сторонники которого ошибочно полагали, что это была попытка ввести закон о первородстве. Полиции Пенджаба стало известно о ядрах националистических движений, возникающих по всему штату в форме зарождающегося движения Гадр, подпитываемого ресурсами и усилиями эмигрантских сикхских общин, живущих в Канаде. [ 4 ] Расследование в 1912 году попытки убийства тогдашнего Индии вице- короля Чарльза Хардинджа привело к открытию связей между бенгальскими революционерами, которыми командовал бывший член Джугантара Раш Бехари Бос , и движением Гадр в Пенджабе.
Ранние законы
[ редактировать ]Превентивное заключение
[ редактировать ]Бенгальское постановление 1812 года и Постановление III 1818 года были одними из первых законов Британской Индии, которые включали положения о превентивном заключении без необходимости предания задержанного суду. [ 5 ] В президентствах Мадраса и Бомбея аналогичные законы были приняты в 1819 и 1827 годах соответственно. [ 6 ] Согласно этим правилам, заключенные не имели права хабеас корпус . [ 7 ] Статья 491 Уголовно-процессуального кодекса ввела приказ хабеас корпус в 1882 году. [ 7 ] В 1907 году по случаю пятидесятой годовщины мятежа 1857 года в Пенджабе, Восточной Бенгалии и Ассаме были изданы чрезвычайные постановления. Это позволило отменить публичные собрания, а индийская пресса подверглась контролю с целью ограничения публикации подстрекательских материалов. [ 4 ] Закон о взрывчатых веществах и Закон о газетах были приняты в июне 1908 года с целью остановить агитацию.
В июне 1907 года местные органы власти получили дополнительные полномочия инициировать судебное разбирательство против местной прессы, публикующей подстрекательские материалы среди гражданского населения или армии. [ 4 ] Индийский социолог был запрещен в Индии в сентябре 1907 года, а в ноябре того же года был принят Закон о предотвращении подстрекательских собраний . [ 8 ] В феврале 1910 года был принят Закон об индийской прессе , который позволял правительствам провинций требовать штрафные санкции в размере до 5000 рупий от газет, которые могли подстрекать к мятежу и насилию. Этот акт привел к закрытию ряда националистических изданий, неспособных предоставить такую гарантию. [ 8 ]
Поправка к уголовному закону 1908 г.
[ редактировать ]Неспособность судебного преследования по ряду дел в соответствии с Законом об уголовном судопроизводстве 1898 года привела к принятию специального закона, согласно которому преступления националистического насилия должны были рассматриваться специальным трибуналом, состоящим из трех судей высшего суда. В декабре 1908 г. были приняты поправки к Уголовному закону в соответствии с Постановлением III 1818 г., направленные на пресечение объединений, созданных для подстрекательских заговоров. [ 8 ] Впервые этот закон был применен для депортации девяти бенгальских революционеров в тюрьму Мандалай в 1908 году. [ нужна ссылка ] Однако, несмотря на эти меры, высокие стандарты доказательств, требуемые Высоким судом Калькутты , недостаточные расследования со стороны полиции, а иногда и прямая фабрикация доказательств, привели к постоянной неспособности обуздать националистическое насилие. [ 9 ] Полиция чувствовала себя неспособной справиться с операциями секретных националистических организаций, что привело к требованию предоставления ей особых полномочий. Этому яростно противостояла индийская пресса, которая выступала против любого расширения и без того широких полномочий, которыми обладают полицейские силы в Индии и которые, как утверждалось, использовались для угнетения индийского народа. [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Первая мировая война началась с беспрецедентной поддержки Британии со стороны основного политического руководства, вопреки первоначальным британским опасениям по поводу восстания в Индии. Индия внесла огромный вклад в военные усилия Великобритании, предоставив людей и ресурсы. Около 1,3 миллиона индийских солдат и рабочих служили в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, при этом и индийское правительство, и принцы отправляли большие запасы еды, денег и боеприпасов. Однако Бенгалия и Пенджаб оставались очагами антиколониальной деятельности . После начала Первой мировой войны, чумы, роста цен на зерно, недовольства иммиграционной политикой внутри Британской империи (подчеркнутого делом Комагата Мару ) и слухов о неудачах британцев в войне, подразумевавшейся под 1914 годом, Пенджаб находился в неспокойном состоянии. . [ 11 ] Индия находилась значительно дальше от центральных держав, и возможные пути вторжения пролегали через Персию и Афганистан. Индийское правительство в начале войны ожидало, что Индия будет оставаться в безопасности, пока Афганистан сохраняет нейтралитет и племена СЗПП находятся под контролем. [ 12 ] Худшая ситуация сложилась бы в результате сочетания войны с Афганистаном и внутренних беспорядков, разжигаемых либо бенгальской революционной сетью, Гадром в Пенджабе, либо индийскими мусульманами, которые могут симпатизировать Османской Умме . [ 13 ]
Гадр
[ редактировать ]Британская разведка в Северной Америке указала в начале войны, что партия Гадр , координируя свои действия с Берлинским комитетом в Германии и индийским революционным подпольем, пыталась переправить людей и оружие из Соединенных Штатов и Восточной Азии в Индию с целью совершить революцию. и мятеж в Британской индийской армии. С августа 1914 года большое количество сикхов-эмигрантов начало покидать Канаду и США в соответствии с планами руководства Гадра по разжиганию мятежа в Индии, в то время как в Бенгалии также возросла националистическая преступность. [ 14 ] Глава Департамента криминальной разведки Чарльз Кливленд отметил, что с угрозой Индии следует бороться путем борьбы с активистами Гадра, которые уже были в Индии, и с теми, кто возвращается. [ 15 ] С этой целью в 1914 году был принят Постановление о въезде в Индию, ограничивающее приток гадаритов. [ 16 ] но не удалось остановить приток. Запланированный мятеж на февраль 1915 года был предотвращен в последнюю минуту.
Бенгалия
[ редактировать ]Тем временем ситуация в Бенгалии значительно ухудшилась после рейда компании Родда со стороны Джугантара, которая передала бенгальским революционерам большое количество огнестрельного оружия. В 1915 году произошло 36 беспорядков, резко увеличившись с 13 в 1913 году до 14 в 1914 году. целью парализовать администрацию». Общая атмосфера страха охватила полицию и суды, что серьезно повлияло на мораль. [ 17 ] За весь 1915 год только шесть революционеров были успешно преданы суду.
Закон о защите Индии
[ редактировать ]19 марта 1915 года сэр Реджинальд Крэддок , главный член совета вице-короля, представил закон, и он был принят на одном заседании. Он был принят как временный закон, действовавший на время Первой мировой войны и в течение шести месяцев после нее. Закон дал генерал-губернатору в Совете право устанавливать правила.
с целью обеспечения общественной безопасности и защиты Британской Индии, а также относительно полномочий и обязанностей государственных служащих и других лиц для достижения этой цели...
Значительное давление в пользу принятия закона оказал Майкл О'Дуайер, особенно в свете угрозы Гадра. Отвечая сэру Сурендранату Баннерджи в законодательном собрании, Крэддок отрицал какую-либо необходимость или уместность создания правительством консультативного совета судебного характера, который занимался бы применением закона. [ 18 ] В этом отношении закон отличался от Закона о защите королевства. Крэддок объяснил собранию, что отсутствие судебного надзора и рекомендаций было приемлемым, поскольку ограничительные меры в законе носили «превентивный, а не карательный характер». [ 18 ]
Объем
[ редактировать ]Закон должен был действовать на протяжении всей войны и в течение шести месяцев после нее «в целях общественной безопасности» и «защиты Британской Индии». Основная цель закона объявила незаконными общение с противником, получение информации, распространение ложных сведений, а также любую деятельность, которую правительство считало наносящей ущерб военным усилиям. Закон позволил местным органам власти устанавливать правила задержания на неопределенный срок. [ 2 ] без представительства и судить специальными трибуналами лиц, « обоснованно подозреваемых » в враждебном происхождении или действиях, наносящих ущерб безопасности империи. [ 19 ] совершение или сговор с целью совершения преступлений, описанных в законе, или преступлений, которые могут наказываться смертной казнью, транспортировкой или тюремным заключением на срок не менее семи лет. [ 20 ] Право задержания, в отличие от ДОРА, осуществлялось подчиненными офицерами. Суды, уже начатые в соответствии с Законом об уголовном судопроизводстве 1898 года или поправкой к уголовному закону 1908 года, были освобождены от этого закона. Преследование должно было следовать процедурам, предусмотренным Законом об уголовном судопроизводстве 1898 года, но оно было заменено особыми полномочиями и усмотрением суда. Однако крайне важно то, что члены Комиссии могли напрямую ознакомиться с предполагаемыми правонарушениями и, следовательно, можно было отказаться от предварительных процедур.
Выполнение
[ редактировать ]Закон наделил местное правительство полномочиями назначать трех комиссаров по судебным разбирательствам, статус которых может быть ниже статуса судей высших судов. По крайней мере двое будут судьями сессий или судьями дополнительных сессий в течение как минимум трех лет, будут иметь право на назначение на должности судей Высокого суда, адвокатов Главного суда или адвокатов с десятилетним стажем. Решение большинства было приемлемым.
Закон позволил членам комиссии принимать в качестве доказательств показания, записанные судьями, без тщательного перекрестного допроса, и заменил стандарты доказывания, запрещенные Законом о доказательствах в Индии 1872 года. Кроме того, закон позволил членам комиссии принимать такие записанные доказательства, если свидетель был недоступен или мертв. . Эта мера была призвана обезопасить и защитить от запугивания и убийств со стороны революционеров-одобрителей. Права на суд присяжных не было. Закон исключил из апелляции или судебного пересмотра решения членов комиссии, назначенных в соответствии с Законом о защите Индии.
Хотя закон был разработан для поддержания порядка и ограничения революционного движения, на практике он использовался в широком масштабе: от ограничения революционеров через арест лиц, совершивших религиозное насилие, до ограничения голоса умеренных политических лидеров. [ 21 ] В отличие от Закона о защите королевства (сфера действия которого ограничивалась людьми враждебного происхождения или ассоциациями, т.е. враждебными гражданами или коллаборационистами), этот закон мог быть применен против любого подданного короля. К июню 1917 года 705 человек находились под домашним арестом в соответствии с этим законом, а также 99 человек были заключены в тюрьму в соответствии с Положением III. [ 3 ] Во время войны более 1400 человек были интернированы в Индии только на основании Закона о защите Индии, еще триста подверглись незначительным ограничениям, а более двух тысяч подверглись ограничениям Постановления о въезде в Индию . [ 22 ]
Влияние
[ редактировать ]На момент принятия Закон о защите Индии получил всеобщую поддержку со стороны индийских неисполняющих обязанности членов совета генерал-губернатора, а также умеренных лидеров Индийского политического движения. Британские военные усилия получили поддержку населения в Индии, и этот закон получил поддержку при том понимании, что принятые меры были необходимы в военной ситуации. Его применение привело к значительному сокращению революционного насилия в Индии. Однако широкий охват и широкое использование среди населения в целом и даже против умеренных лидеров привели к растущему отвращению среди населения Индии.
Революционное насилие
[ редактировать ]В результате принятия закона 46 казней и 64 пожизненных заключения были вынесены революционерам в Бенгалии и Пенджабе по делу о заговоре в Лахоре и по делу о заговоре в Бенаресе , а также в трибуналах Бенгалии. [ 2 ] эффективно подавить революционное движение. Однако право превентивного заключения в большей степени применялось к Бенгалии. К марту 1916 года массовые аресты помогли бенгальской полиции разгромить Дакку Анушилан Самити в Калькутте. [ 3 ] Положение III и Закон о защите Индии были широко применены к Бенгалии с августа 1916 года. В Бенгалии количество революционного насилия в 1917 году упало до 10. [ 2 ] К концу войны в Бенгалии по этому закону было интернировано более восьмисот человек.
Умеренное инакомыслие
[ редактировать ]Применение закона не ограничивалось лицами, подозреваемыми в революционных преступлениях. Постепенно его стали использовать для принуждения и подавления голоса многих националистических лидеров, даже придерживающихся умеренных взглядов, когда региональная администрация считала, что их мнение или взгляды были крамольной для британского правления в Индии или опасными для администрации. [ 23 ] Ряд видных умеренных лидеров были интернированы или депортированы в соответствии с Законом о защите Индии. Самым известным из этих лидеров была г-жа Анни Безант . создавал лигу, Бизант создал отделения Лиги самоуправления В то время, когда Бал Гангадхар Тилак в крупных городах и поселках в Бомбее и Западной Индии. Хотя они представляли собой не более чем дискуссионные общества (созданные по образцу Фабианских обществ ), было отмечено, что лиги публиковали политические брошюры, продав почти 46 000 из них в 1916 году. Были также созданы библиотеки, где были доступны политические трактаты. К 1917 году в лиге Бизанта насчитывалось 27 000 членов, и в том же году и Тилак, и Бизант были интернированы в соответствии с этим законом на том основании, что их деятельность становилась подрывной. Индия. Маулана Мухаммад Али Джаухар и Маулана Шаукат Али были арестованы и интернированы после того, как было установлено, что они поддерживали связь с лицами в Кабуле, связанными с немецкой миссией, которая, как подозревала администрация, могла иметь целью пропаганду паниндийской исламской революции. [ 23 ] Абул Калам Азад был депортирован из Бенгалии и помещен под домашний арест в Ранчи за свои статьи в «Аль-Балаге» .
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Закон о защите Индии в ходе его реализации подвергался все большей критике. Непопулярность была такова, что сессия Индийского национального конгресса в Лакхнау в 1917 году приняла резолюцию, выражающую тревогу по поводу широкого использования закона, и призвала правительство, чтобы его использование основывалось на тех же принципах, что и Закон о защите королевства. [ нужна ссылка ] Сразу после войны Бенджамин Хорниман был депортирован из поста президента Бомбея за репортажи о резне в Амритсаре .
Более поздние законы
[ редактировать ]Акт Роулатта
[ редактировать ]В связи с предстоящим прекращением действия закона 1915 года был создан комитет Роулатта, который рекомендовал меры по борьбе с угрозой, исходящей от революционного движения. Роулатт рекомендовал продлить действие положений Закона о защите Индии еще на три года с отменой положений о хабеас корпус . Он был встречен всеобщей оппозицией со стороны индийских членов совета вице-короля, а также среди населения в целом, за что Мохандас Ганди прозвал его «Черными счетами». Мохаммед Али Джинна покинул совет вице-короля в знак протеста, предупредив совет об опасных последствиях продления срока действия столь непопулярного законопроекта. Рекомендации Роулатта были закреплены в законопроектах Роулатта . Агитация против предложенных законопроектов Роулатта оформилась в Сатьяграху Роулатта под руководством Ганди, одного из первых движений гражданского неповиновения, которое он возглавил в движении за независимость Индии . В ходе протестов прошли харталы в Дели, публичные протесты в Пенджабе, а также другие протестные движения по всей Индии. В Пенджабе протесты против законопроектов, а также предполагаемая угроза восстания гадритов со стороны регионального правительства Пенджаба завершились Резня в Джаллианвалла Баге в апреле 1919 года. После почти трех лет волнений правительство наконец отменило закон Роулатта и сопутствующие ему законы.
Закон 1939 года
[ редактировать ]Закон о защите Индии 1915 года был вновь принят в более строгой форме в начале Второй мировой войны как Закон о защите Индии 1939 года. Хотя он был принят 29 сентября 1939 года, считалось, что он вступит в силу с 3 сентября 1939 года, в тот день, когда когда началась Вторая мировая война. Этот закон широко использовался во время войны для подавления движения за независимость. Срок его действия истек через шесть месяцев после окончания войны и в конечном итоге был отменен Законом об отмене и внесении поправок 1947 года (Закон II 1948 года).
Независимая Индия
[ редактировать ]Конституция Индии сохранила принципы превентивного задержания, закрепленные в Законе о защите Индии, что делает страну одной из немногих стран, граждане которой могут подвергаться таким мерам. В независимой Индии закон сохранился в законодательстве в форме Закона о превентивном задержании 1950 года и был реализован в виде Правил защиты Индии 1962 года во время китайско-индийской войны 1962 года и Закона о защите Индии 1971 года во время Индийской войны 1971 года. -Пак война . Закон 1962 года получил известность благодаря его использованию при интернировании китайских иммигрантов в Индии, особенно в Калькутте. Другие подобные законы, принятые в независимой Индии, включают Закон о поддержании внутренней безопасности (MISA) во время чрезвычайной ситуации и [ нужна ссылка ] Закон о предотвращении террористической и подрывной деятельности (принятый во время восстания в Пенджабе ), который содержит очень похожие положения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хорниман 1984 , с. 44
- ^ Jump up to: а б с д Бейтс 2007 , с. 118
- ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 210
- ^ Jump up to: а б с Риддик 2006 , с. 92
- ^ «Индус: превентивное заключение – анахронизм» . www.thehindu.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2015 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Патель 1995 , с. 532
- ^ Jump up to: а б Гош 1995 , с. 398
- ^ Jump up to: а б с Риддик 2006 , с. 93
- ^ Хорниман 1984 , с. 42
- ^ Хорниман 1984 , с. 43
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 171
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 165
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 166
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 160
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 161
- ^ Каннабиран и Сингх 2009 , с. 235
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 201
- ^ Jump up to: а б Самаддара 2007 , с. 94
- ^ Холлидей, Карпик и Фили (2012), стр. 63.
- ^ «Сборник актов, принятых генерал-губернатором Индии в Совете в 1915 году. Отчеты Министерства юстиции Индии» (PDF) . Министерство права и юстиции Индии . Начальник государственной типографии. 1916. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2014 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Хорниман 1984 , с. 45
- ^ «ИНТЕРНИРОВАННЫЕ ЛИЦА». . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин. 22 октября 1919 г. полковник. 52-3Вт.
- ^ Jump up to: а б Бейтс 2007 , с. 119
Ссылки
[ редактировать ]- Бейтс, Криспин (2007), Subalterns и Радж: Южная Азия с 1600 года , Routledge, ISBN 978-0-415-21483-4 .
- Гош, СК (1995), Терроризм, Мир в осаде , Издательство Ашиш, ISBN 8170246652
- Хорниман, Б.Г. (1984), Британская администрация и резня в Амритсаре , Дели: Mittal Publications, OCLC 12553945
- Ловетт, сэр Верни (1920), История индийского националистического движения , Нью-Йорк, Компания Фредерика А. Стокса, ISBN 81-7536-249-9
- Каннабиран, Калпана; Сингх, Ранбир (2009 г.), Вызов нормам права: колониализм, криминология и права человека в Индии. , SAGE Publications Inc., ISBN 9780761936657
- Ильберт, Куртенэ (1917), «Британская Индия (обзор законодательства, 1915; Британская империя). Журнал Общества сравнительного законодательства, New Ser., Vol. 17. (1917), стр. 132-139.», Журнал сравнительного законодательства и международного права , Нью-Йорк, Компания Фредерика А. Стокса, ISSN 1479-5973
- Патель, Виталбхай Дж. (1995), Избранные произведения Виталбхая Дж. Пателя: 1925–1926 , Mittal Publications, ISBN 8170994209
- Попплуэлл, Ричард Дж. (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи 1904–1924 , Routledge, ISBN 0-7146-4580-Х , архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. , получено 11 мая 2015 г.
- Риддик, Джон (2006), История Британской Индии: хронология , Издательская группа Greenwood, ISBN 9780313322808
- Самаддара, Ранбир (2007), Существенность политики. Том. 1 , Гимн Пресс, ISBN 9781843312512
- Холлидей, Терренс К.; Люсьен Карпик (2012). Малкольм М. Фили (ред.). Судьбы политического либерализма в постбританской колонии: Политика правового комплекса (Google книги) (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета, 2012. ISBN. 978-1-107-01278-3 . Проверено 6 июня 2012 года .