Резня в Джаллианвала Баге
Резня в Джаллианвала Баге | |
---|---|
Расположение | Амритсар , Пенджаб , Британское владычество (современный Пенджаб , Индия ) |
Координаты | 31 ° 37'14 "N 74 ° 52'50" E / 31,62056 ° N 74,88056 ° E |
Дата | 13 апреля 1919 г 17:30 ( IST ) |
Цель | Толпа ненасильственных протестующих вместе с паломниками Байсахи , собравшимися в Джаллианвала Баг , Амритсар. |
Тип атаки | резня |
Оружие | Ли-Энфилда Винтовки |
Летальные исходы | 379 [1] – 1,500 [2] [3] |
Раненый | ~ 1,500 [2] |
Преступники | Британская индийская армия
|
Резня в Джаллианвала -Баге , также известная как резня в Амритсаре , произошла 13 апреля 1919 года. Большая мирная толпа собралась в Джаллианвала-Баге в Амритсаре , Пенджаб, Британская Индия , во время ежегодной ярмарки в Байшакхи в знак протеста против Закона Роулатта и арест активистов, выступающих за независимость Сайфуддина Китчлю и Сатьяпала . В ответ на собрание общественности временный бригадный генерал Р. Э. Х. Дайер окружил народ своими гуркхскими и сикхскими пехотными полками Британской индийской армии . [7] [8] [а] Выйти из Джаллианвала Баг можно было только с одной стороны, поскольку остальные три стороны были окружены зданиями. Заблокировав выход своими войсками, Дайер приказал им стрелять по толпе, продолжая стрелять, даже когда протестующие пытались бежать. Войска продолжали стрелять до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы. [9] Оценки убитых варьируются от 379 до 1500 и более человек; [1] еще более 1200 человек получили ранения, из которых 192 человека получили серьезные травмы. [10] [11] Великобритания никогда официально не извинялась за резню, но выразила «глубокое сожаление» в 2019 году. [12]
Резня вызвала переоценку Имперской британской армией своей роли, когда она столкнулась с гражданским населением, чтобы использовать «минимальную силу, когда это возможно» (хотя британская армия не принимала непосредственного участия в резне; Британская индийская армия была отдельной организацией). Однако в свете более поздних военных действий Великобритании во время восстания Мау-Мау в кенийской колонии историк Хью Беннетт отметил, что эта новая политика не всегда соблюдалась. [13] Армия была переучена с использованием менее жестоких тактик сдерживания толпы. [14]
Уровень случайной жестокости и отсутствие какой-либо ответственности ошеломили всю нацию. [15] что привело к мучительной потере веры широкой индийской общественности в намерения Соединенного Королевства. [16] Нападение было осуждено военным министром Уинстоном Черчиллем как «невыразимо чудовищное», и на дебатах в Палате общин Великобритании 8 июля 1920 года члены парламента проголосовали 247 против 37 против Дайера. Неэффективное расследование вместе с первоначальными похвалами Дайера вызвало широко распространенный гнев против британцев среди индийского населения, что привело к движению отказа от сотрудничества в 1920–22 годах. [17] Некоторые историки считают этот эпизод решающим шагом на пути к концу британского правления в Индии . [18]
Фон
[ редактировать ]Закон о защите Индии
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Британская Индия внесла свой вклад в военные усилия Великобритании, предоставив людей и ресурсы. Миллионы индийских солдат и рабочих служили в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а индийская администрация и принцы присылали большие запасы еды, денег и боеприпасов. Бенгалия и Пенджаб оставались источниками антиколониальной деятельности . Революционных атак в Бенгалии, которые все чаще ассоциировались с беспорядками в Пенджабе, было достаточно, чтобы почти парализовать региональную администрацию. [19] [20] Из них паниндийский мятеж в Британской индийской армии, запланированный на февраль 1915 года, был наиболее заметным среди ряда заговоров, сформулированных между 1914 и 1917 годами индийскими националистами в Индии, США и Германии.
Запланированный февральский мятеж был в конечном итоге сорван, когда британская разведка проникла в движение Гадар и арестовала ключевые фигуры. Также были подавлены мятежи в более мелких подразделениях и гарнизонах внутри Индии. В контексте британских военных действий и угрозы со стороны сепаратистского движения в Индии был принят Закон о защите Индии 1915 года , ограничивающий гражданские и политические свободы. Майкл О'Дуайер , тогдашний вице-губернатор Пенджаба, был одним из самых ярых сторонников этого закона, в немалой степени из-за угрозы Гадаритов в провинции. [21]
Закон Роулатта
[ редактировать ]Затраты затяжной войны в деньгах и живой силе были велики. Высокий уровень потерь в войне, рост инфляции после ее окончания, усугубленные высокими налогами, смертельной пандемией гриппа 1918 года и нарушением торговли во время войны усилили человеческие страдания в Индии. Довоенные индийские националистические настроения возродились, когда умеренные и экстремистские группы Индийского национального конгресса прекратили свои разногласия и объединились. В 1916 году Конгрессу удалось заключить Лакнауский пакт — временный союз с Всеиндийской мусульманской лигой . Британские политические уступки и политика Уайтхолла в отношении Индии после Первой мировой войны начали меняться с принятием реформ Монтегю-Челмсфорда , которые положили начало первому раунду политических реформ на Индийском субконтиненте в 1917 году. [22] [23] [24] Однако индийское политическое движение сочло это недостаточным для реформ. Махатма Ганди , недавно вернувшийся в Индию, начал проявляться как все более харизматичный лидер, под руководством которого движения гражданского неповиновения быстро росли как выражение политических волнений. [25]
Недавно подавленный заговор Гадара, присутствие Раджи Махендры Пратапа кабульской миссии в Афганистане (с возможными связями с большевистской Россией) и все еще активное революционное движение, особенно в Пенджабе и Бенгалии (а также усиление гражданских беспорядков по всей Индии) привели к до назначения в 1918 году подстрекательского комитета под председательством Сиднея Роулатта , англо-египетского судьи. Ему было поручено оценить связи Германии и большевиков с воинственным движением в Индии, особенно в Пенджабе и Бенгалии. По рекомендациям комитета был принят Закон Роулатта — расширение Закона о защите Индии 1915 года, ограничивающее гражданские свободы. [21] [26] [27] [28] [29]
Принятие Закона Роулатта в 1919 году вызвало крупномасштабные политические волнения по всей Индии. Зловещим образом в 1919 году началась Третья англо-афганская война после убийства Амира Хабибуллы и назначения на его место Амануллы-хана . В ответ на Закон Роулатта Мухаммед Али Джинна подал в отставку со своего места в Бомбее, написав в письме вице-королю: «Поэтому я в знак протеста против принятия законопроекта и способа его принятия подаю в отставку ... правительство, которое принимает или санкционирует такой закон в мирное время, лишается права называться цивилизованным правительством». [30] Призыв Ганди к протесту против Закона Роулатта вызвал беспрецедентную реакцию в виде яростных волнений и протестов.
До резни
[ редактировать ]Ситуация быстро ухудшалась, особенно в Пенджабе, из-за сбоев в работе железных дорог, телеграфа и систем связи. К концу первой недели апреля движение достигло своего пика, и некоторые записи показали, что «практически весь Лахор находился на улицах, а огромная толпа, прошедшая через базар Анаркали, оценивалась примерно в 20 000 человек». [31] Многие офицеры индийской армии считали, что восстание возможно, и готовились к худшему. Говорят, что британский вице-губернатор Пенджаба Майкл О'Дуайер считал, что это были ранние и плохо скрываемые признаки заговора с целью скоординированного восстания, запланированного примерно в мае по образцу восстания 1857 года . когда британские войска должны были уйти в горы на лето. [32]
Резня в Амритсаре и другие события, произошедшие примерно в то же время, некоторые историки описывают как результат согласованного плана администрации Пенджаба по пресечению такого заговора. [33] Говорят, что Джеймс Уссемейн Дю Буле установил прямую причинно-следственную связь между страхом перед восстанием гадаритов в разгар все более напряженной ситуации в Пенджабе и реакцией Великобритании, закончившейся резней. [34]
10 апреля 1919 года прошла акция протеста у резиденции Майлза Ирвинга , заместителя комиссара Амритсара . Демонстрация должна была потребовать освобождения двух популярных лидеров Индийского движения за независимость , Сатьяпала и Сайфуддина Китчлью , которые были арестованы правительством и переведены в секретное место. Оба были сторонниками движения Сатьяграха, возглавляемого Ганди . Военный пикет открыл огонь по толпе, убив нескольких протестующих и вызвав серию жестоких событий. Бунтующие толпы совершили поджоги британских банков, убили несколько британцев и напали на двух британских женщин. [35]
11 апреля Марселла Шервуд, пожилая английская миссионерка, опасаясь за безопасность примерно 600 индийских детей, находящихся под ее опекой, собиралась закрыть школы и отправить детей домой. [36] [37] Проходя по узкой улице под названием Куча Курричхан, она была поймана толпой, которая жестоко напала на нее. Ее спасли несколько местных индейцев, в том числе отец одного из ее учеников, который спрятал ее от мафии, а затем переправил в безопасный форт Гобиндгарх . [37] [38] После посещения Шервуда 19 апреля местный командующий силами индийской армии бригадный генерал Дайер, разгневанный нападением, издал приказ, требующий от каждого индийца, пользующегося этой улицей, в качестве наказания ползти по ней на четвереньках. [36] [39] Позже Дайер объяснил британскому инспектору: «Некоторые индийцы ползают лицом вниз перед своими богами . Я хотел, чтобы они знали, что британская женщина так же священна, как и индуистский бог, и поэтому им тоже приходится ползать перед ней». [40] Он также санкционировал неизбирательную публичную порку местных жителей, оказавшихся на расстоянии , близком к полицейскому . Марселла Шервуд позже защищала Дайера, назвав его «спасителем Пенджаба». [39]
В течение следующих двух дней в городе Амритсар было тихо, но насилие продолжалось в других частях Пенджаба. Железнодорожные пути были перерезаны, телеграфные столбы разрушены, правительственные здания сожжены, трое европейцев убиты. К 13 апреля британское правительство решило ввести на большей части Пенджаба военное положение . Законодательство ограничило ряд гражданских свобод, включая свободу собраний ; Собрания более четырех человек были запрещены. [41]
Вечером 12 апреля лидеры хартала Амритсара провели встречу в Индуистском колледже Даб Хатикан. На встрече Ханс Радж состоится митинг общественного протеста , помощник Китчлью, объявил, что на следующий день в 16:30 в Джаллианвала Баг , который будет организован Мухаммадом Баширом и под председательством старшего и уважаемого лидера Партии Конгресса Лала. Канхьялал Бхатия. Был составлен и одобрен ряд резолюций протеста против закона Роулатта, недавних действий британских властей и задержания Сатьяпала и Китчлью, после чего заседание было закрыто. [42]
Резня
[ редактировать ]В воскресенье, 13 апреля 1919 года, Дайер, убежденный в возможности крупного восстания, запретил все собрания. Это уведомление не получило широкого распространения, и многие жители деревни собрались в Баге , чтобы отпраздновать фестиваль Байсахи и мирно протестовать против ареста и депортации двух национальных лидеров, Сатьяпала и Сайфуддина Китчлью . [44]
В 09:00 утра 13 апреля 1919 года, традиционного фестиваля Байсахи , Дайер проследовал через Амритсар с несколькими городскими властями, объявив о введении пропускной системы для въезда или выезда из города, комендантского часа, начавшегося той же ночью в 20:00. и запрет на все шествия и публичные собрания четырех и более человек. Прокламация была зачитана и объяснена на английском, урду , хинди и пенджаби , но многие либо не обратили на нее внимания, либо узнали о ней лишь позже. [45] Тем временем местная полиция получила информацию о запланированной встрече в Джаллианвала Баге из уст в уста и от детективов в штатском, находящихся в толпе. Дайер был проинформирован о встрече в 12:40 и вернулся на свою базу около 13:30, чтобы решить, как с ней справиться. [46]
К полудню тысячи индийцев собрались в Джаллианвала Багх (саде) возле Хармандир-Сахиб в Амритсаре. Многие из присутствовавших раньше поклонялись в Золотом Храме и просто проходили через Баг по пути домой. Баг был (и остается сегодня) открытой территорией площадью 6–7 акров (2,4–2,8 га), размером примерно 200 на 200 ярдов (180 × 180 м), окруженной со всех сторон стенами высотой примерно 10 футов (3,0 м). м) по высоте. Балконы домов высотой в три-четыре этажа выходили на Баг, и на него выходили пять узких входов, некоторые с запирающимися воротами. Хотя в сезон дождей здесь засаживали зерновые культуры, большую часть остальной части года он служил местным местом встреч и зоной отдыха. [47] В центре Бага находилось самадхи ( место кремации) и большой колодец, частично заполненный водой, диаметром около 20 футов (6,1 м). [47]
Помимо проходящих паломников, Амритсар за предыдущие дни наполнился фермерами, торговцами и купцами, присутствовавшими на ежегодной ярмарке лошадей и крупного рогатого скота Байсахи. Поскольку городская полиция закрыла ярмарку в 14:00 того же дня, многие из тех, кто присутствовал на ней, перебрались в Джаллианвала Баг, что еще больше увеличило число людей, оказавшихся там, когда началась резня.
Дайер организовал пролет самолета над Багом и оценил размер толпы, которая, как он сообщил, составляла около 6000 человек; однако, по оценкам Комиссии Хантера, к моменту прибытия Дайера собралась толпа численностью от 10 000 до 20 000 человек. [47] [10] Дайер и заместитель комиссара Ирвинг, высший гражданский орган власти Амритсара, не предприняли никаких действий, чтобы помешать скоплению толпы или мирно разогнать ее. Позже это станет серьезной критикой как в адрес Дайера, так и в адрес Ирвинга.
Через час после начала встречи, как было запланировано в 17:30, Дайер прибыл в Баг с группой из 50 военнослужащих. Все пятьдесят были вооружены .303 винтовками Ли-Энфилда калибра . Дайер, возможно, специально выбрал войска из этнических групп гуркхов и сикхов из-за их доказанной лояльности британцам. Он также привез два броневика, вооруженных пулеметами; однако транспортные средства не могли въехать на территорию комплекса через узкие входы. Джаллианвала Баг был окружен со всех сторон домами и постройками и имел всего пять узких входов, большинство из которых были постоянно заперты. Главный вход был относительно широким, но его тщательно охраняли войска при поддержке бронетехники, чтобы никто не смог выйти.
Не предупредив толпу о необходимости разойтись, Дайер приказал своим войскам заблокировать главные выходы и начать стрелять по самым плотным частям толпы перед доступными узкими выходами, где паникующие толпы пытались покинуть Баг. Стрельба продолжалась около десяти минут. Были убиты безоружные мирные жители, в том числе мужчины, женщины, старики и дети. Этот инцидент стал известен как резня в Амритсаре. Приказ о прекращении огня был отдан после того, как войска израсходовали около трети своих боеприпасов. [48] [49] Позже он заявил, что целью этой акции «был не разгон митинга, а наказание индейцев за неповиновение». [50]
На следующий день Дайер заявил в отчете: «Я слышал, что от 200 до 300 человек из толпы были убиты. Моя группа произвела 1650 выстрелов». [51] [48] Помимо множества смертей, произошедших непосредственно в результате стрельбы, несколько человек погибли в результате давки у узких ворот или в результате прыжков в одинокий колодец на территории комплекса, чтобы спастись от стрельбы. Мемориальная доска, установленная на этом месте после обретения независимости, гласит, что из колодца было извлечено 120 тел. Дайер ввел комендантский час раньше обычного времени; в результате раненых невозможно было переместить с того места, где они упали, и многие из них умерли от ран ночью. [52]
Потери
[ редактировать ]Общее количество жертв является спорным. Газеты на следующее утро привели ошибочную первоначальную цифру в 200 жертв, предложенную Associated Press, например:
«Из Пенджаба были получены новости о том, что амритсарская мафия снова совершила жестокую атаку на власти. Повстанцы были отброшены военными, и они потеряли 200 человек».
- «Таймс оф Индия», 14 апреля 1919 г. [53]
Правительство Пенджаба, которого Комиссия Хантера раскритиковала за отсутствие точных данных, предложило лишь такую же приблизительную цифру - 200. В беседе с членами комитета высокопоставленный государственный служащий Пенджаба признал, что реальная цифра могла быть выше. [10] Общество «Сева Самити» независимо провело расследование и сообщило о 379 погибших и 192 тяжело раненых. Комиссия Хантера привела свои данные о 379 погибших и примерно в 3 раза большем числе раненых, что предполагает 1500 жертв. [10] На заседании Имперского Законодательного Совета , состоявшемся 12 сентября 1919 года, расследование, проведенное Пандитом Маданом Моханом Мальвией, пришло к выводу, что среди погибших было 42 мальчика, самому младшему из которых было всего 7 месяцев. [54] Комиссия Хантера подтвердила смерть 337 мужчин, 41 мальчика и шестинедельного ребенка. [10]
В июле 1919 года, через три месяца после резни, чиновникам было поручено найти убитых, предложив жителям города добровольно предоставить информацию о погибших. [10] Эта информация была неполной из-за опасений, что те, кто участвовал, будут идентифицированы как присутствовавшие на встрече, а некоторые из погибших, возможно, не имели близких родственников в этом районе. [55]
Уинстон Черчилль сообщил Вестминстерскому парламенту 8 июля 1920 года о почти 400 убитых и в три или четыре раза большем числе раненых. [56]
Поскольку официальные данные о численности толпы были явно ошибочными (6 000–20 000 [10] ), количества выпущенных выстрелов и продолжительности стрельбы, Индийский национальный конгресс возбудил собственное отдельное расследование, выводы которого значительно отличались от расследования британского правительства. Число жертв, по данным Конгресса, составило более 1500 человек, из них около 1000 человек погибли. [2]
Индийский националист Свами Шраддананд написал Ганди о гибели 1500 человек в результате инцидента. [57]
Британское правительство пыталось скрыть информацию о резне. [58] но новости распространились по Индии, и это вызвало всеобщее возмущение; Подробности резни не стали известны в Великобритании до декабря 1919 года. [59] [60] [61]
Последствия
[ редактировать ]Это событие заставило многих умеренных индийцев отказаться от своей прежней лояльности британцам и стать националистами, не доверяющими британскому правлению. [62]
Дайер сообщил своему начальству, что ему «противостояла революционная армия», на что генерал-майор Уильям Бейнон ответил телеграммой: «Ваши действия верны, и вице-губернатор одобряет». [63] О'Дуайер потребовал ввести военное положение в Амритсаре и других регионах, и это было удовлетворено вице-королем лордом Челмсфордом . [64] [65] В последующие дни тысячи людей были задержаны, некоторые были приговорены к тюремной транспортировке. По словам историка Хариша Пури , по меньшей мере 115 человек были убиты силами безопасности за несколько дней после 13 апреля. [66]
Однако и государственный военный министр Уинстон Черчилль , и бывший премьер-министр Его Превосходительство Асквит открыто осудили это нападение, Черчилль назвал его «невыразимо чудовищным», а Асквит назвал его «одним из худших, самых ужасных злодеяний во всей нашей истории». история». [67] Во время дебатов в Палате общин 8 июля 1920 года Черчилль сказал: «Толпа была безоружна, за исключением дубинок . Она не нападала ни на кого и ни на что… Когда по ней был открыт огонь, чтобы рассеять ее, она попыталась убежать». Зажатые в узком месте, значительно меньшем, чем Трафальгарская площадь , почти без каких-либо выходов, и сгруппированные так, что одна пуля могла пробить три или четыре тела, люди бешено бежали в одну сторону и в другую, когда огонь был направлен на них. В центре они побежали в стороны. Затем огонь был направлен в стороны. Многие бросились на землю, затем огонь был направлен вниз, на землю. Это продолжалось 8-10 минут и прекратилось только тогда. боеприпасы достигли точки истощения». [68]
После выступления Черчилля на дебатах в Палате общин депутаты проголосовали 247 голосами против 37 против Дайера и в поддержку правительства. [69] Клоук сообщает, что, несмотря на официальный упрек, многие британцы по-прежнему «считают его героем, спасшим верховенство британского закона в Индии». [70]
Рабиндранат Тагор получил известие о резне 22 мая 1919 года. Он пытался организовать митинг протеста в Калькутте и, наконец, решил отказаться от своего британского рыцарства как «символический акт протеста». [71] В письме об отказе от 31 мая 1919 года, адресованном вице-королю Индии , лорду Челмсфорду он написал: «Я... хочу стоять, лишенный всех особых различий, рядом с теми из моих соотечественников, которые ради своей так называемые ничтожества, подвержены деградации, не подходящей для человеческих существ». [72]
Гупта называет письмо Тагора «историческим». Он пишет, что Тагор «отказался от рыцарского звания в знак протеста против бесчеловечной жестокости британской армии по отношению к народу Пенджаба». Гупта цитирует письмо Тагора вице-королю, в котором говорится: «Чрезвычайные меры, принятые правительством Пенджаба для подавления некоторых местных беспорядков, с грубым шоком открыли нашему разуму беспомощность нашего положения как британских подданных в Индии… [T] Самое меньшее, что я могу сделать для своей страны, - это взять на себя все последствия, выразив протест миллионов моих соотечественников, потрясенных немой тоской ужаса. Пришло время, когда появятся почетные знаки. наш стыд бросается в глаза в нелепом контексте унижения..." [73] Английские сочинения Рабиндраната Тагора. Разные сочинения, том № 8, содержит факсимиле этого рукописного письма. [74]
Комиссия охотников
[ редактировать ]14 октября 1919 года после приказа государственного секретаря Индии Эдвина Монтегю правительство Индии объявило о создании комитета по расследованию событий в Пенджабе. Названный Комитетом по расследованию нарушений, позже он стал более широко известен как Комиссия Хантера. Он был назван в честь председателя Уильяма лорда Хантера , бывшего генерального солиситора Шотландии и сенатора Коллегии юстиции Шотландии. Заявленная цель комиссии заключалась в «расследовании недавних беспорядков в Бомбее , Дели и Пенджабе, их причин и мер, принятых для борьбы с ними». [75] [76] Членами комиссии были:
- Лорд Хантер, председатель комиссии
- Г-н судья Джордж К. Рэнкин из Калькутты
- Сэр Чиманлал Харилал Сеталвад , вице-канцлер Бомбейского университета и адвокат Высокого суда Бомбея
- У. Ф. Райс, член Министерства внутренних дел
- Генерал-майор Джордж Барроу, KCB, KCMG, Пешаварская дивизия ГОК
- Пандит Джагат Нараян , юрист и член Законодательного совета Соединенных провинций
- Томас Смит, член Законодательного совета Соединенных провинций
- Сардар Сахибзада Султан Ахмад Хан, юрист из штата Гвалиор
- Х.К. Стоукс, секретарь Комиссии и член Министерства внутренних дел [76]
После встречи в Нью-Дели 29 октября комиссия в течение следующих недель собирала показания свидетелей. [77] Свидетели были вызваны в Дели, Ахмадабаде , Бомбее и Лахоре . Хотя комиссия как таковая не являлась формально созданным судом, то есть свидетели не подвергались допросу под присягой, ее членам удалось получить подробные отчеты и показания от свидетелей путем тщательного перекрестного допроса. В целом сложилось впечатление, что комиссия провела очень тщательное расследование. [76] Достигнув Лахора в ноябре, комиссия завершила первоначальное расследование, допросив главных свидетелей событий в Амритсаре. Комиссия провела свои официальные заседания в ратуше Лахора возле базара Анаркали .
19 ноября Дайеру было приказано предстать перед комиссией. Хотя его военное начальство предложило, чтобы на расследовании его представлял адвокат, Дайер отказался от этого предложения и явился один. [76] Первоначально допрошенный лордом Хантером, Дайер заявил, что узнал о встрече в Джаллианвала Баге в 12:40 того дня, но не пытался ее предотвратить. Он сказал, что отправился в Баг с намерением открыть огонь, если обнаружит там собравшуюся толпу. Дайер сказал комиссии: «Я думаю, что вполне возможно, что я мог бы разогнать толпу, не стреляя, но они бы вернулись снова и засмеялись, и я бы выставил себя, как я считаю, дураком». [78] Дайер далее подтвердил свою уверенность в том, что толпа в Баге была одним из «повстанцев, которые пытались изолировать мои силы и отрезать меня от других источников снабжения. Поэтому я считал своим долгом стрелять по ним и стрелять хорошо». [76]
После того, как судья Рэнкин допросил Дайера, сэр Чиманлал Сеталвад спросил:
Сэр Чиманлал: Предположим, что проход был достаточным, чтобы позволить бронемашинам войти, вы бы открыли огонь из пулеметов?
Дайер: Я думаю, что, наверное, да.
Сэр Чиманлал: В таком случае жертв было бы намного больше?
Дайер: Да. [76]
Дайер далее заявил, что его намерения состояли в том, чтобы посеять террор по всему Пенджабу и тем самым снизить моральный статус «повстанцев». Он сказал, что не прекратил стрельбу, когда толпа начала расходиться, потому что считал своим долгом продолжать стрелять до тех пор, пока толпа не рассеется полностью, и считал, что минимальная стрельба не окажется эффективной. Фактически он продолжал стрельбу до тех пор, пока боеприпасы практически не закончились. [79] Он заявил, что не приложил никаких усилий, чтобы оказать помощь раненым после стрельбы: «Конечно, нет. Это не моя работа. Больницы были открыты, и они могли туда поехать». [80]
Измученный строгими перекрестными допросами и плохо себя чувствующий, Дайер был освобожден. В течение следующих нескольких месяцев, пока комиссия писала свой окончательный отчет, британская пресса, а также многие члены парламента становились все более враждебными по отношению к Дайеру, поскольку полный масштаб резни и его заявления в ходе расследования стали широко известны. [76] Лорд Челмсфорд отказался давать комментарии до тех пор, пока комиссия не будет расформирована. Тем временем Дайер серьезно заболел желтухой и атеросклерозом и был госпитализирован. [76]
Хотя члены комиссии были разделены расовой напряженностью после заявления Дайера, и хотя индийские члены решили написать отдельный отчет меньшинства, окончательный отчет комиссии, состоящий из шести томов доказательств и опубликованный 8 марта 1920 года, единогласно осудил действия Дайера: [76] «Продолжая стрельбу так долго, нам кажется, что генерал Дайер совершил серьезную ошибку». [81] Несогласные члены утверждали, что применение силы режимом военного положения было совершенно неоправданным. «Генерал Дайер думал, что он подавил восстание, и сэр Майкл О'Двайер придерживался того же мнения», - писали они, - «[но] не было никакого восстания, которое нужно было бы подавить».
В отчете комиссии сделан вывод, что:
- Отсутствие уведомления о необходимости покинуть Баг с самого начала было ошибкой.
- Продолжительность стрельбы показала серьезную ошибку.
- Мотив Дайера произвести достаточный моральный эффект должен был быть осужден.
- Дайер вышел за рамки своих полномочий.
- Никакого заговора с целью свержения британского правления в Пенджабе не было.
В отчете меньшинства индийских членов далее добавлено, что:
- Прокламации о запрете публичных собраний распространялись недостаточно.
- В толпе были невинные люди, и заранее в Баге не было насилия.
- Дайер должен был либо приказать своим войскам помочь раненым, либо поручить это сделать гражданским властям.
- Действия Дайера были «бесчеловечными и небританскими» и нанесли серьезный ущерб имиджу британского правления в Индии.
Комиссия Хантера не наложила никаких штрафных или дисциплинарных мер, поскольку действия Дайера были одобрены различными начальниками (позже поддержаны Армейским советом). [82] Члены юридического и домашнего совета Исполнительного совета вице-короля в конечном итоге решили, что, хотя Дайер действовал бессердечно и жестоко, военное или юридическое преследование будет невозможно по политическим причинам. Однако в конце концов он был признан виновным в ошибочном понимании долга и 23 марта освобожден от командования. Его рекомендовали на степень CBE за его службу во время Третьей афганской войны; эта рекомендация была отменена 29 марта 1920 г.
Реджинальд Дайер был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде отстранения от должности, его не повысили по службе, и ему запретили работать в Индии. Он умер в 1927 году. [83]
Беспорядки в Гуджранвале
[ редактировать ]Через два дня после резни, 15 апреля 1919 года, в Гуджранвале произошли беспорядки в знак протеста против убийств в Амритсаре. Против демонстрантов была использована полиция и авиация, в результате чего 12 человек погибли и 27 получили ранения. Офицер, командующий Королевскими ВВС в Индии, бригадный генерал Н.Д.К. МакИвен , позже заявил, что:
Я думаю, что мы можем справедливо заявить, что принесли большую пользу во время последних беспорядков, особенно в Гуджранвале, где толпа, глядя на ее самые ужасные проявления, была полностью рассеяна машиной, применившей бомбы и пистолеты Льюиса. [84]
Убийство Майкла О'Дуайера
[ редактировать ]13 марта 1940 года в Кэкстон-холле в Лондоне Удхам Сингх , индийский активист за независимость из Сунама, который был свидетелем событий в Амритсаре и был там ранен, застрелил Майкла О'Двайера , вице-губернатора Пенджаба в время резни, который одобрил действия Дайера и, как полагали, был главным организатором резни.
Некоторые, например националистическая газета «Амрита Базар Патрика» , выступили с заявлениями в поддержку убийства. Простые люди и революционеры прославляли действия Удхама Сингха. Большая часть прессы во всем мире вспомнила историю Джаллианвалы Бага и заявила, что О'Дуайер несет ответственность за резню. Сингха назвали «борцом за свободу», а его действия были названы в газете «Таймс» «выражением сдерживаемой ярости угнетенного индийского народа». [85] Репортер и историк Уильям Л. Ширер написал на следующий день: «Большинство... индийцев, которых я знаю [кроме Ганди], почувствуют, что это божественное возмездие. О'Дуайер нес долю ответственности за резню в Амритсаре в 1919 году, в которой Генерал Дайер хладнокровно застрелил 1500 индейцев. Когда я был в Амритсаре через одиннадцать лет после [резни] в 1930 году, горечь все еще жила там среди людей». [86]
В фашистских странах инцидент был использован для антибританской пропаганды: Бергере , массово публиковавшийся в то время в Риме, комментируя убийство в Кэкстон-холле, придавал этому обстоятельству величайшее значение и высоко оценивал действия Сардара Удхама Сингха как смелый. [87] Газета Berliner Börsen Zeitung назвала это событие «факелом индийской свободы». Сообщается, что немецкое радио передало: «Крик измученных людей передавался выстрелами».
На публичном собрании в Канпуре (ныне Канпур) представитель заявил, что «наконец-то оскорбление и унижение нации были отомщены». Подобные настроения были выражены и во многих других местах по всей стране. [88] В двухнедельных отчетах о политической ситуации в Бихаре говорилось: «Это правда, что мы не потеряли любви к сэру Майклу. Унижения, которые он нанес нашим соотечественникам в Пенджабе, не забыты». В выпуске от 18 марта 1940 года Амрита Базар Патрика написала: «Имя О'Дуайера связано с инцидентами в Пенджабе, которые Индия никогда не забудет». Газета New Statesman заметила: «Британский консерватизм не нашел, как вести себя с Ирландией после двух столетий правления. Аналогичный комментарий можно сделать и относительно британского правления в Индии. Придется ли историкам будущего констатировать, что это были не нацисты , а Британский правящий класс, который разрушил Британскую империю?»
Сингх сказал суду на суде:
Я сделал это, потому что у меня была на него обида. Он это заслужил. Он был настоящим виновником. Он хотел сломить дух моего народа, поэтому я сокрушил его. Целых 21 год я пытался отомстить. Я счастлив, что выполнил работу. Я не боюсь смерти. Я умираю за свою страну. Я видел, как мой народ голодал в Индии под британским правлением. Я протестовал против этого, это был мой долг. Какая большая честь могла быть оказана мне, чем смерть во имя моей Родины? [89]
Сингх был повешен за убийство 31 июля 1940 года. В то время многие, в том числе Джавахарлал Неру и Махатма Ганди , осудили убийство как бессмысленное, даже если оно было мужественным. В 1952 году Неру (тогдашний премьер-министр) почтил Удхама Сингха следующим заявлением, которое появилось в ежедневной газете «Партап» :
Я с почтением приветствую Шахид-и-Азама Удхама Сингха, который поцеловал петлю, чтобы мы могли быть свободны.
Вскоре после этого признания премьер-министром Удхам Сингх получил титул Шахида - имя, данное тому, кто принял мученическую смерть или совершил что-то героическое от имени своей страны или религии.
Памятник и наследие
[ редактировать ]В 1920 году был основан трест для строительства мемориала на этом месте после принятия резолюции Индийским национальным конгрессом. В 1923 году трест приобрел землю для проекта. Мемориал, спроектированный американским архитектором Бенджамином Полком , был построен на этом месте и открыт президентом Индии Раджендрой Прасадом 13 апреля 1961 года в присутствии Джавахарлала Неру и других лидеров. . пламя Позже на сайт было добавлено
Следы пуль остаются на стенах и прилегающих зданиях по сей день. Колодец, в который многие люди прыгнули и утонули, пытаясь спастись от пуль, также является охраняемым памятником на территории парка.
Формирование комитета Широмани Гурудвара Прабандхак
[ редактировать ]Вскоре после резни официальное сикхское духовенство Хармандир- Сахиб (Золотой храм) в Амритсаре вручило Дайеру Саропу (знак выдающегося служения сикхской вере или, в целом, человечности), вызвав шок среди сикхской общины. [90] 12 октября 1920 года студенты и преподаватели Амритсарского колледжа Хальса созвали митинг с целью укрепления националистического движения. [90] Студенты настаивали на антибританском движении, и результатом стало формирование 15 ноября 1920 года Комитета Широмани Гурудвара Прабхандака для управления и проведения реформ в сикхских святынях. [91]
Визит королевы Елизаветы II
[ редактировать ]Хотя королева Елизавета II не комментировала этот инцидент во время своих государственных визитов в 1961 и 1983 годах, она рассказала о событиях на государственном банкете в Индии 13 октября 1997 года: [92]
Ни для кого не секрет, что в нашем прошлом были некоторые трудные эпизоды – Джаллианвала Баг, который я посещу завтра, является печальным примером. Но историю невозможно переписать, как бы нам иногда ни хотелось иного. В нем есть и моменты печали, и радости. Мы должны учиться на печали и опираться на радость. [92]
В то время как некоторые индийцы приветствовали выражение сожаления и печали в заявлении королевы, другие раскритиковали его за то, что это не просто извинение. [92] Премьер-министр Индии Индер Кумар Гуджрал выступил в защиту королевы, заявив, что она еще даже не родилась на момент событий и от нее не следует требовать извинений. [92]
14 октября 1997 года королева посетила Джаллианвала Баг и выразила свое почтение 30-секундной минутой молчания . Во время визита она была одета в платье цвета розового абрикоса или шафрана , имеющего религиозное значение для индуистов и сикхов , а также в один из цветов индийского флага. [92] Во время посещения памятника она сняла обувь и возложила к памятнику венок из бархатцев. [92]
Во время ее посещения памятника в городе Амритсар прошли акции протеста: люди размахивали черными флагами и скандировали «Королева, вернись». [93] Королева Елизавета и принц Филипп просто расписались в книге посетителей; критике подвергся тот факт, что они не оставили никаких комментариев с сожалением по поводу инцидента. [94] [95]
Во время того же визита Филип и его гид Партха Сарати Мукерджи подошли к мемориальной доске, на которой говорилось, что «около двух тысяч индуистов, сикхов и мусульман… погибли в ненасильственной борьбе» на этом месте.
«Это немного преувеличено, — заявил Филип, — сюда должны быть включены и раненые». Мукерджи... спросил Филипа, как он пришел к такому выводу. «Мне рассказал об убийствах сын генерала Дайера, — вспоминает Мукерджи слова герцога. — Я встретил его, когда служил на флоте». [96]
Эти заявления Филиппа вызвали широкое осуждение в Индии. [96] [95] [97] [98] Индийский журналист Правин Свами написал в Frontline : журнале [96]
То [это был] единственный комментарий, который принц Филипп должен был сделать после своего визита в Джаллианвала Баг [,] ... [и] единственный аспект резни, который будоражил его воображение, вызвал оскорбление. В нем предполагалось, что смерть 379 человек в некотором смысле была недостаточной, чтобы потрясти королевскую совесть, как это могла бы сделать смерть 2000 человек. Возможно, еще важнее то, что ошеломляющее высокомерие, которое проявил принц Филипп, цитируя свой источник информации о трагедии, ясно показало отсутствие честности при возложении венков.
Требования извинений
[ редактировать ]В Индии уже давно требуют, чтобы Великобритания извинилась за резню. [96] [95] [99] [94] Уинстон Черчилль 8 июля 1920 года призвал Палату общин наказать Дайера. [68] Черчилль, назвавший резню «чудовищной», [100] удалось убедить Палату представителей принудительно отправить Дайера в отставку, но он предпочел бы, чтобы он был наказан. [69]
Своего рода извинения были сделаны тогда в заявлении сэра Уильяма Винсента , главного члена Совета вице-короля , во время дебатов по поводу беспорядков в Пенджабе. В этом заявлении было выражено глубокое сожаление правительства Индии и ясно указано, что предпринятые действия были неправильными и отвергнуты правительством. Винсент сказал, что «чрезмерные и суровые действия, чрезмерное применение силы и действия... разумно истолкованные как направленные на унижение индийского народа... не могут не рассматриваться как непростительные (и) морально неоправданные». Кроме того, правительство Индии сообщило в депешах правительству Великобритании, что действия Дайера выходили далеко за рамки необходимого и нарушали принцип применения разумной и минимальной силы. После резни было создано руководство, обучающее офицеров применению силы, которого следует избегать без крайней необходимости. [101]
В феврале 2013 года Дэвид Кэмерон стал первым действующим премьер-министром Великобритании, посетившим это место; он возложил венок к мемориалу и назвал резню в Амритсаре «глубоко позорным событием в британской истории, которое Уинстон Черчилль в то время справедливо назвал чудовищным. Мы никогда не должны забывать о том, что здесь произошло, и мы должны обеспечить, чтобы Великобритания встала на ноги». за право мирных протестов ». Кэмерон не принес официальных извинений. [102] Это подверглось критике со стороны некоторых комментаторов. В своей статье в The Telegraph Санкаршан Тхакур заявил: «Более столетия британские герои приближались к месту резни 1919 года в Джаллианвала Баге, просматривая тезаурус в поисках подходящего слова. Среди них не было слова «Извините». [95]
Вопрос извинений вновь всплыл во время визита в Индию в 2016 году принца Уильяма, герцога Кембриджского и герцогини Кембриджской , когда оба решили исключить мемориал из своего маршрута. [103] В 2017 году индийский писатель и политик Шаши Тхарур предположил, что столетний юбилей Джалианвала Бага в 2019 году может стать «хорошим временем» для британцев, чтобы извиниться перед индийцами за ошибки, совершенные во время колониального правления. [104] [99] Посещая мемориал 6 декабря 2017 года, мэр Лондона Садик Хан призвал британское правительство извиниться за резню. [105]
В феврале 2019 года Палата лордов Великобритании начала обсуждение и обсуждение резни. [106]
12 апреля 2019 года в Амритсаре прошла церемония накануне столетней годовщины резни. не принесла извинений, она Хотя премьер-министр Великобритании Тереза Мэй назвала расстрел безоружных гражданских лиц в 1919 году «позорным шрамом», повторив заявление Дэвида Кэмерона в 2013 году. [107]
Национальное мемориальное мероприятие в Великобритании
[ редактировать ]15 апреля 2019 года в британском парламенте состоялось национальное мемориальное мероприятие под названием «Джаллианвала Баг 100 лет спустя», организованное Джасвиром Сингхом и организованное городскими сикхами и Форумом религий в Лондоне. Свидетельства выживших были зачитаны из книги « Очевидец в Амритсаре» . [108] Прозвучали традиционные музыкальные выступления, была объявлена минута молчания в память о тех, кто погиб столетием ранее. [109]
Азиатские награды
[ редактировать ]В апреле 2019 года церемония вручения премии Asian Awards наградила мучеников Джаллианвала Бага престижной премией основателей. Его принял племянник Бхагата Сингха Джагмохан Сингх. [110]
Покушение на королеву Елизавету II в 2021 году
[ редактировать ]В день Рождества 2021 года Джасвант Сингх Чайл вошел на территорию Виндзорского замка , где жила королева Елизавета II, намереваясь убить ее из арбалета. В видео, которое он разместил в Snapchat, он сказал: «Это месть тем, кто погиб в резне в Джаллианвала Баге в 1919 году. Это также месть тем, кто был убит, унижен и подвергнут дискриминации из-за своей расы». Он был арестован перед входом в замок, а в феврале 2023 года признал три пункта обвинения в государственной измене , что стало первым обвинением в государственной измене в Великобритании с 1981 года.
На слушаниях, транслируемых по телевидению, судья Хиллиард приговорил Чейла к девяти годам заключения с еще пятью годами продления лицензии. Согласно гибридному приказу, Чейл будет переведен из психиатрической больницы Бродмура для отбывания наказания в тюрьме, когда он поправится. [111]
Искусство и представления
[ редактировать ]Резня в Джаллианвала Баге - распространенная тема литературы и кино:
- 1932: Известный поэт на хинди Субхадра Кумари Чаухан написал стихотворение «Джаллианвалла Баг Майн Басант». [112] (Весна в Джаллианвалла Баге) в память о убитых в ее антологии «Бихре Моти» («Рассыпанный жемчуг»).
- 1977: Резня изображена в фильме на хинди «Джаллиан Вала Баг» с Винодом Кханной , Парикшатом Сахни , Шабаной Азми , Сампураном Сингхом Гулзаром и Дипти Навалом в главных ролях . Фильм был написан, продюсирован и поставлен Балраджем Тахом по сценарию Гульзара . Фильм представляет собой частично биографический фильм об Удхаме Сингхе (которого играет Парикшит Сахни ), убившем Майкла О'Двайера в 1940 году. Части фильма были сняты в Великобритании, особенно в Ковентри и прилегающих районах. [113]
- 1981: Салмана Рушди Роман « Дети полуночи» изображает резню с точки зрения врача в толпе, спасенного от выстрелов своевременным чиханием.
- 1982: Резня изображена в Ричарда Аттенборо фильме «Ганди» с ролью генерала Дайера, которую играет Эдвард Фокс . В фильме показано большинство подробностей резни, а также последующее расследование комиссии Хантера.
- 1984: Резня рассказывается в седьмом эпизоде сериала « Драгоценность в короне» телеканала Granada TV 1984 года , рассказанного вымышленной вдовой британского офицера, которую преследует ее бесчеловечность и которая рассказывает, как ее стали ругать за то, что она игнорировала оказал почести Дайеру и вместо этого пожертвовал деньги индийским жертвам.
- 2000: Шахид Удхам Сингх , фильм на языке хинди, основанный на резне в Джаллиан-Вала-Бах и убийстве Майкла О'Дуайера Удхамом Сингхом .
- 2002: В фильме на хинди « Легенда о Бхагате Сингхе» режиссера Раджкумара Сантоши резня реконструируется с участием ребенка Бхагата Сингха в качестве свидетеля, что в конечном итоге вдохновило его стать революционером в движении за независимость Индии.
- 2006: Отрывки из фильма на хинди «Ранг де Басанти» нелинейно изображают резню и влияние, которое она оказала на борцов за свободу.
- 2007: Резня в Джаллианвала Баге упоминается в финальной сцене дебатов о гражданском неповиновении, изображенной в фильме « Великие спорщики».
- 2009: Бали Рая Роман «Город призраков » частично посвящен резне, сочетая факты с вымыслом и магическим реализмом. В рассказе фигурируют Дайер, Удхам Сингх и другие реальные исторические личности.
- 2012: Несколько кадров резни запечатлены в фильме « Дети полуночи» , канадско-британской экранизации Салмана Рушди 1981 года, одноименного романа снятого Дипой Мехтой .
- 2014: В британской исторической драме « Аббатство Даунтон» резня в восьмом эпизоде 5 сезона упоминается как «ужасное дело в Амритсаре». Персонажи лорда Грэнтэма , Изобель Кроули и Шримпи выражают неодобрение резне, когда лорд Синдерби поддерживает ее.
- 2017: В фильме на хинди «Филаури» резня упоминается как причина, по которой дух главного героя, которого изображает Анушка Шарма, не может найти покой, поскольку ее возлюбленный погиб в Амритсаре и не смог вернуться в свою деревню на свадьбу. В фильме изображена резня и последовавшая за ней давка, кульминация которой происходит на месте современного мемориала Джаллианвалла Баг.
- 2019: Амритсар 1919 года, историк вещания BBC в Великобритании Заир Масани : Вспоминая британскую резню [114] транслировался.
- 2019: британский канал Channel 4 в субботу, 13 апреля, в 21:00 транслировал «Резню, потрясшую империю», в которой писатель Сатнам Сангера исследовал резню 1919 года и ее наследие.
- 2019: Британская BBC в пятницу, 12 апреля, транслировала специальную «Мысль дня», представленную Джасвиром Сингхом по случаю годовщины. [115]
- 2021: Сардар Удхам хинди, основанный на резне в Джаллиан Вала Баг и убийстве Майкла О'Дуайера Удхамом , фильм на Сингхом.
См. также
[ редактировать ]- Видурашватха
- Резня в Бабрре
- Резня в Чаран Падуке на фестивале Макар Санкранти (14 января 1930 г.) в Чхатарпуре , называемом «Джаллианвала Баг Мадхья-Прадеша»: генерал Фишер приказал открыть огонь по ненасильственным индийским борцам за свободу, в результате чего 21 человек погиб и многие получили ранения. [116] [117] [118] [119] [120]
- Расправа над Чумиком Шенко
- Резня в Патаригате - Джаллианвала из Ассама
- Список массовых убийств в Индии
- Кровавое воскресенье , день убийств ИРА в Ирландии и нападений Королевской полиции Ирландии на толпу в Крок-парке и на заключенных в Дублинском замке в 1920 году.
- Резня Сетифа и Гельмы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Найджел Коллетт (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . А&С Черный. п. 263. ИСБН 978-1-85285-575-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Амритсарская резня – девятемсн Энкарта» . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года.
- ^ Нараин, Савита (19 октября 2013 г.). в Джаллианвала Баге Резня ООО «Лансер Паблишерс». ISBN 978-1-935501-87-9 .
- ^ «№29509» . Лондонская газета (Приложение). 14 марта 1916 г. с. 2902.
- ^ Мисра, Мария (1 января 2008 г.). Переполненный храм Вишну: Индия после Великого восстания . Издательство Йельского университета. п. 150. ИСБН 978-0-300-14523-6 .
- ^ Сэйер, Дерек (6 сентября 2022 г.). Пересечение культур: очерки смещения западной цивилизации . Издательство Университета Аризоны. п. 142. ИСБН 978-0-8165-5131-6 .
- ^ Мисра, Мария (1 января 2008 г.). Переполненный храм Вишну: Индия после Великого восстания . Издательство Йельского университета. п. 150. ИСБН 978-0-300-14523-6 .
- ^ Сэйер, Дерек (6 сентября 2022 г.). Пересечение культур: очерки смещения западной цивилизации . Издательство Университета Аризоны. п. 142. ИСБН 978-0-8165-5131-6 .
- ^ «Джаллианвала-Баг-резня» . Британия . 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Индия. Комитет по беспорядкам в Бомбее, Дели и Пенджабе (1920 г.). Отчет; Комиссия по расследованию беспорядков 1919–1920 гг . стр. XX – XXI, 44–45, 116–117 . Проверено 8 сентября 2018 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Долли, Секверия (2021). Общая история и граждановедение 10 ICSE . Нью-Дели: Утренняя звезда. п. 71.
- ^ «Амритсар: Тереза Мэй описывает резню 1919 года как «позорный шрам» – BBC News» . Новости Би-би-си . 10 апреля 2019 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Беннетт, Хью (2013). Борьба с Мау-Мау: британская армия и борьба с повстанцами в чрезвычайной ситуации в Кении . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Шринатх Рагхавен, «Защита раджа: армия в Индии и внутренняя безопасность, ок. 1919–39», Small Wars and Insurgencys , (осень 2005 г.), 16 № 3, стр. 253–279 онлайн
- ^ Бипан Чандра и др., Борьба Индии за независимость , Viking 1988, стр. 166
- ^ Барбара Д. Меткалф и Томас Р. Меткалф (2006). Краткая история современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 169
- ^ Коллетт, Найджел (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . стр. 398–399.
- ^ Бонд, Брайан (октябрь 1963 г.). «Амритсар 1919». История сегодня . Том. 13, нет. 10. стр. 666–676.
- ^ Гупта, Амит Кумар (сентябрь – октябрь 1997 г.). «Бросая вызов смерти: националистический революционизм в Индии, 1897–1938». Социолог . 25 (9/10): 3–27. дои : 10.2307/3517678 . JSTOR 3517678 .
- ^ Попплуэлл, Ричард Дж. (1995). Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи 1904–1924 гг . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-0-7146-4580-3 . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года . Проверено 8 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Попплуэлл, Ричард Дж. (1995). Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи 1904–1924 гг . Рутледж. п. 175. ИСБН 978-0-7146-4580-3 . Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года . Проверено 8 января 2008 г.
- ^ Маджумдар, Рамеш К. (1971). История освободительного движения в Индии . Том. II. Фирма КЛ Мухопадхьяй. п. XIX. ISBN 978-81-7102-099-7 .
- ^ Диньян, Дон (февраль 1971 г.). «Индуистский заговор в англо-американских отношениях во время Первой мировой войны». Тихоокеанский исторический обзор . 40 (1): 57–76. дои : 10.2307/3637829 . JSTOR 3637829 .
- ^ Коул, Ховард; и др. (2001). Лейбористская и радикальная политика 1762–1937 гг . Рутледж. п. 572. ИСБН 978-0-415-26576-8 .
- ^ Деннис Далтон (2012). Махатма Ганди: Ненасильственная власть в действии . Издательство Колумбийского университета . стр. 8–14, 20–23, 30–35. ISBN 978-0-231-15959-3 .
- ^ Ловетт, сэр Верни (1920). История индийского националистического движения . Нью-Йорк: Фредерика А. Стокса Компания . стр. 94 , 187–191. ISBN 978-81-7536-249-9 .
- ^ Саркар, БК (10 марта 1921 г.). «Индуистская теория государства». Политология ежеквартально . 36 (1): 79–90. дои : 10.2307/2142662 . JSTOR 2142662 .
- ^ Тинкер, Хью (октябрь 1968 г.). «Индия в Первой мировой войне и после». Журнал современной истории . 3 (4): 89–107. дои : 10.1177/002200946800300407 . JSTOR 259846 . S2CID 150456443 .
- ^ Фишер, Маргарет В. (весна 1972 г.). «Очерки Гандианской политики: Сатьяграха Роулатта 1919 года (в рецензиях на книги)». Тихоокеанские дела . 45 (1): 128–129. дои : 10.2307/2755297 . JSTOR 2755297 .
- ^ Вулперт, Стэнли (2013). Джинна Пакистана . Карачи, Пакистан: Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-19-577389-7 .
- ^ Свами П. (1 ноября 1997 г.). «Возвращение к Джаллианвале Багу» . Индус . Архивировано из оригинала 28 ноября 2007 года . Проверено 7 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Резня в Джаллианвала Баге: что произошло в тот темный день 103 года назад» . NDTV.com . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Селл, Джон В. (2002). Хейли: исследование британского империализма, 1872–1969 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 978-0-521-52117-8 .
- ^ Браун, Эмили (май 1973 г.). «Рецензии на книги; Южная Азия». Журнал азиатских исследований . 32 (3): 522–523. дои : 10.2307/2052702 . JSTOR 2052702 . S2CID 153543772 .
- ^ Стэнли Вулперт , «Послевоенные годы» , Индия , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б Джасвант Сингх (13 апреля 2002 г.). «Кровавая баня на Байсахи» . Трибуна . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Фергюсон, Найл (2003). Империя: как Британия создала современный мир . Лондон: Книги Пингвина. п. 326. ИСБН 978-0-7139-9615-9 .
- ^ Коллетт, Найджел (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . Хэмблдонский континуум: новое издание. п. 234.
- ^ Jump up to: а б Банерджи, Сиката (2012). Мускулистый национализм: гендер, насилие и империя . Нью-Йорк Пресс. п. 24. ISBN 9780814789773 .
- ^ Тэлботт, Строуб (2004). Взаимодействие с Индией: дипломатия, демократия и бомба . Издательство Брукингского института. п. 245 . ISBN 9780815783008 .
- ^ Таунсенд, Гражданские войны в Великобритании , с. 137
- ^ Коллетт, Мясник из Амритсара, стр. 246
- ^ «Резня в Джаллианвала Баге была ужасающей кровавой бойней в день Байсахи 99 лет назад» . Индия сегодня . 13 апреля 2018 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Резня в Джаллианвала Баге | Причины, история и значение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Коллетт, Мясник из Амритсара, стр. 252–253.
- ^ Коллетт, Мясник из Амритсара, стр. 253
- ^ Jump up to: а б с Коллетт, Мясник из Амритсара, стр. 254–255.
- ^ Jump up to: а б Найджел Коллетт (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . А&С Черный. п. 262. ИСБН 978-1-85285-575-8 .
- ^ Ллойд, Ник (2011) Резня в Амритсаре: нерассказанная история одного рокового дня IB Taurus, Лондон с. 180
- ^ Коллетт, Мясник из Амритсара: генерал Реджинальд Дайер, стр. 255–258.
- ^ «Беспорядки в Пенджабе: дело генерала Дайера» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата лордов. 19 июля 1920 г. полковник. 254 . Проверено 12 апреля 2019 г.
- ^ Коллетт, Найджел (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . Хэмблдонский континуум: новое издание. стр. 254–255
- ^ Котар, Урвиш (19 апреля 2019 г.). «Британские СМИ узнали о резне в Джаллианвала Баге через восемь месяцев после того, как она произошла» . Печать . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Датта, Вишва Натх (1969). Джаллианвала Баг . [Магазин книг и канцелярских товаров Университета Курукшетра] Книжный склад Лайалла.
- ^ Найджел Коллетт (2007). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . Хэмблдон и Лондон. п. 263.
- ^ «Беспорядки в Пенджабе. Комитет лорда Хантера. – 1725» . Парламент.Великобритания . Парламентские дебаты (Хансард) . 8 июля 1920 года . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Фейгенбаум, Анна (2018). «Глава 8: Слезоточивый газ и колониальные тела в британский межвоенный период». В Манку, Алекс; Рэпперт, Брайан (ред.). Химические тела: Технополитика контроля . Книжные издательства. стр. 151–164. ISBN 978-1-7866-0586-3 .
- ^ Мехералли, Юсуф (1948). «Глава VI: Резня в Джаллианвала Баге». Цена свободы . Национальная информация и публикации. п. 66 .
- ^ Шарма, Дипти (1993). Ассамские женщины в борьбе за свободу . Книга Пунти. п. 42.ISBN 978-8-1850-9461-8 .
- ^ Субба Рао, К. Шриранджани (1989). Борьба за свободу: исследование Восточного округа Годавари, 1905–1947 гг . Публикации Миттала. п. 97. ИСБН 978-8-1709-9176-2 .
- ^ Дхабаде, Снеха; Дхабаде, Рохан (2019). Кое-что о Джаллианвала Баге и временах Британской империи . Издательство Evincepub. п. 169. ИСБН 978-9-3888-5572-3 .
- ^ Стэнли Вулперт , «Резня в Джаллианвала Баге» , Индия , Британская энциклопедия
- ^ Найджел Коллетт, Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер (2006), стр. 267
- ^ Дерек Сэйер, «Британская реакция на резню в Амритсаре 1919–1920 гг.», Прошлое и настоящее , май 1991 г., выпуск 131, стр. 142
- ^ Найджел Коллетт, Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер (2006), стр. 372
- ^ Сахота, Кулдип Сингх (21 января 2021 г.). «Резня в священном городе» . Ютуб . 43:14.
- ^ Дерек Сэйер, «Британская реакция на резню в Амритсаре 1919–1920 гг.», Прошлое и настоящее , май 1991 г., выпуск 131, стр. 131
- ^ Jump up to: а б «Хансард (Архив Палаты общин)». Хансард : 1719–1733. 8 июля 1920 г.
- ^ Jump up to: а б Манчестер, Уильям (1988). Последний лев: Уинстон Спенсер Черчилль, «Видения славы» (1874–1932) . Маленький, Браун. п. 694.
- ^ Дж. А. Клоук (1994). Британия в современном мире . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 9780199133765 .
- ^ Рабиндранат Тагор; Сисир Кумар Дас (1996). Сборник . Академия Сахитья. п. 982. ИСБН 978-81-260-0094-4 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ «Тагор отказался от рыцарского звания в знак протеста против массового убийства Джалианвалла Бага» . Таймс оф Индия . Мумбаи . 13 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 г. . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Калян Сен Гупта (2005). Философия Рабиндраната Тагора . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 3. ISBN 978-0-7546-3036-4 .
- ^ Рабиндранат Тагор; Введение Мохит К. Рэй (2007). Английские сочинения Рабиндраната Тагора Разные сочинения Том № 8 . Atlantic Publishers & Dist. п. 1021. ИСБН 978-81-269-0761-8 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Дипанкан Бандопадхьяй (15 апреля 2020 г.). «Кровавая баня на Байшахи» . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Коллетт, Найджел (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер . Амритсар (Индия): Международная издательская группа Continuum. стр. 333–334. ISBN 9781852855758 .
- ^ «Доказательства, представленные Комитету по расследованию беспорядков - Том III - Амритсар» . Парламент Великобритании .
- ^ Стивен Паттерсон, Культ императорской чести в Британской Индии (2009), с. 67
- ^ Ник Ллойд, Резня в Амритсаре: нерассказанная история одного рокового дня (2011), стр. 157
- ^ Коллетт, Мясник из Амритсара, стр. 337
- ^ Сирил Генри Филипс, «Эволюция Индии и Пакистана с 1858 по 1947 год: избранные документы» с. 214. Издательство Оксфордского университета, 1962.
- ^ Уинстон Черчилль (8 июля 1920 г.). «Речь Уинстона Черчилля в Палате общин» . Архивировано из оригинала 19 октября 2010 года . Проверено 14 сентября 2010 г.
- ^ «Совет армии и генерал Дайер (1920)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин. 8 июля 1920 г. полковник. 1722 . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Обзор мощи Королевских ВВС» (PDF) . 1. Весна 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 г. . Проверено 24 октября 2010 г.
- ↑ The Times , Лондон, 16 марта 1940 г.
- ^ Ширер, Уильям Л. (20 июня 1941 г.). Берлинский дневник . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 299 .
- ^ Государственный и судебный департамент, файл № L/P + J/7/3822, возмущение в Кэкстон-холле, Библиотека и архивы индийского офиса , Лондон, стр. 13–14.
- ↑ Правительство Индии, Министерство внутренних дел, Политическое дело № 18/3/1940, Национальный архив Индии, Нью-Дели, стр. 40
- ^ CRIM 1/1177, Государственный архив, Лондон, с. 64
- ^ Jump up to: а б Аджит Сингх Сархади, «Пенджабская суба: история борьбы», Kapur Printing Press, Дели, 1970, стр. 19.
- ^ Трус, Гарольд (2003). Индийская критика Ганди . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-5910-2 . Проверено 1 февраля 2011 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернс, Джон Ф. (15 октября 1997 г.). «В Индии королева склоняет голову во время резни в 1919 году» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ «Rediff в сети Net: Королева посещает Джаллианвалла Баг» . www.rediff.com .
- ^ Jump up to: а б «Годовщина резни в Джаллианвале Баге: пришло ли Британии время извиниться за злоупотребления, совершенные в отношении индейцев?» . Индия сегодня . 13 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тхакур, Санкаршан (21 февраля 2013 г.). «История повторяется, останавливаясь» . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Свами, Правин (14 ноября 1997 г.). «Визит королевы | Королева в Амритсаре» . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ «Rediff в сети Net: принц Филипп поднимает еще одну бурю» . m.rediff.com .
- ^ Бернс, Джон Ф. (19 октября 1997 г.). «Индия и Англия требуют разногласий; на цыпочках во времена Раджа» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Столетие Джаллианвала Бага — «хорошее время» для британцев, чтобы извиниться: Шаши Тхарур» . Индостан Таймс . 15 января 2017 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Амритсар: Тереза Мэй описывает резню 1919 года как «позорный шрам» » . Би-би-си онлайн . 10 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ с. 72 Дебаты в Законодательном собрании, Government Central Press, Симла, 15 февраля 1921 г.
- ^ «Дэвид Кэмерон отмечает британскую резню в Амритсаре в 1919 году» . Новости . Би-би-си . 20 февраля 2013 года . Проверено 20 февраля 2013 г. «Не наш звездный час: Дэвид Кэмерон посетит место резни в Амритсаре, но не принесет официальных извинений» . Ежедневное зеркало . 20 февраля 2013 года . Проверено 20 февраля 2013 г. «Убийства Джаллианвала Бага позорны, - говорит Дэвид Кэмерон» . Новости . Ежедневные новости и анализ . 20 февраля 2013 года . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ «Джаллианвала Баг: Храм Кейт и Уилл не должны были пропустить» . CatchNews.com . 13 апреля 2016 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Когда британский премьер-министр попросит прощения за резню в Джаллианвале Баге?» . www.dailyo.in .
- ^ «Британия должна извиниться за резню в Джаллианвале Баге: мэр Лондона Садик Хан» . 6 декабря 2017 г. – через The Economic Times.
- ^ «Точка зрения: должна ли Великобритания извиниться за резню в Амритсаре?» . Новости Би-би-си . 19 февраля 2019 г.
- ^ «Сотни людей собираются, чтобы отметить столетнюю годовщину резни в Джаллианвала Баге» . ЦБК. 13 апреля 2019 года . Проверено 13 апреля 2019 г.
...но она не принесла официальных извинений. В 2013 году тогдашний премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал эти убийства «глубоко позорным событием» в книге посетителей на этом месте, где теперь установлен 14-метровый мемориал в форме пламени.
- ^ «Издательство Каши Хаус» . Дом Каши . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Джаллианвала Баг 100 лет спустя» . Форум вероисповеданий . 17 апреля 2019 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Азиатская награда | Чествование азиатского мастерства | VIP Asian Awards | Бизнес-награды | 8-я азиатская награда» . theasianawards.com . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Мужчина признал обвинение в государственной измене из-за угрозы арбалета Королевы» . Новости Би-би-си . 3 февраля 2023 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Весна в Джаллианвала Баге / Субхадракумари Чаухан - Поэтический словарь» . kavitakosh.org .
- ^ Джаллиан Вала Баг на IMDb
- ^ Масани, доктор Зарир. «Амритсар 1919 года. Вспоминая британскую резню» . Радио 4 . Би-би-си . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Мысль дня, Джасвир Сингх – 04.12.2019» . Би-би-си . 12 апреля 2019 года . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ А.У. Сиддики, «Движение за свободу Индии в княжеских штатах Виндхья-Прадеш», Северный книжный центр, Нью-Дели, 2004.
- ^ «Джаллианвала Баг» Бунделькханда привел к мученической смерти 21 борца за свободу» .
- ^ «Вебинар в Бхопале: резня, подобная Джаллианвале Багу, также произошла в Чаранпадуке, Бунделькханд. На вебинаре вспоминают мучеников» . 14 апреля 2021 г.
- ^ «21 сын Матери Индии принял мученическую смерть в Чаран Падуке в Бунделькханде» . 14 августа 2018 г.
- ^ «Чаран Падука Нарсамхар - Мадхья-Прадеш ка Джалиавала Баг» . Ютуб . 12 марта 2019 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники утверждают, что третьим полком, участвовавшим в резне, был 59-й полк Scinde Rifles, в то время как другие утверждают, что это был 59-й сикхский полк.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллетт, Найджел (2006). Мясник из Амритсара: Генерал Реджинальд Дайер .
- Дрейпер, Альфред (1985). Амритсарская резня: Сумерки Раджа .
- Хопкирк, Питер (1997). Как «Скрытый огонь: Заговор с целью разрушить Британскую империю» . Коданша Глобус. ISBN 1-56836-127-0 .
- Джадд, Деннис (1996). «Амритсарская резня 1919 года: Ганди, Радж и рост индийского национализма, 1915–39», в Джадде, Империя: Британский имперский опыт с 1765 года по настоящее время . Основные книги. стр. 258–272.
- Ллойд, Ник (2011). Резня в Амритсаре: нерассказанная история одного рокового дня .
- Нараин, Савита (1998). Историография резни в Джаллианвала Баге , Нью-Дели: Spantech и Lancer. 76 стр. ISBN 1-897829-36-1
- Суинсон, Артур (1964). Шесть минут до заката: история генерала Дайера и дела Амритсара . Лондон: Питер Дэвис.
- Вагнер, Ким А. «Рассчитан на террор»: резня в Амритсаре и зрелище колониального насилия». Прошлое настоящее (2016) 233 № 1: 185–225. два : 10.1093/pastj/gtw037
- Джалил, Рахшанда «Джаллианвала Баг: литературные отклики в прозе и поэзии, 2019». Книги Ниёги . ISBN 978-9386906922
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Амритсар: 1920 г. – Протоколы доказательств, представленные Комитету охотников – Живое наследие парламента Великобритании
- Дебаты по этому инциденту в британском парламенте
- Черная глава индийской истории – резня в Джаллианвала Баге
- Интервью NPR . с Бапу Шингара Сингхом – последним известным выжившим свидетелем
- Речь Черчилля. Архивировано 19 октября 2010 года в Wayback Machine после инцидента.
- Амритсарская резня в Джаллианвала-Баге. Послушайте шахидскую песню об Амритсарской резне в Джаллианвала-Баге.
- Сингх, Гаджендра: Амритсар, Резня в России , в: 1914–1918 — онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .