Исаак Армянский
Исаак Армянский Саак Партев | |
---|---|
![]() Portrait by Stepanos Nersissian | |
Католикос Всех Армян | |
Рожденный | в. 350 |
Умер | в. 438 |
Почитается в | Армянская Апостольская Церковь Костел |
Праздник | 8 сентября [ 1 ] или четверг после третьего воскресенья после Успения (Римско-католическая церковь) [ 2 ] Суббота, предшествующая предпоследнему воскресенью перед Великим постом (Армянская Апостольская Церковь) |
Исаак или Саак Армянский ( ок. 350 – ок. 438 ) был католикосом (или патриархом) Армянской церкви с ок. 387 до ок. 438 . Его иногда называют Исааком Великим или Сааком Парфянином ( армянский : Սահակ Պարթեւ , Саак Партев происхождением его отца ) в связи с парфянским . Он был последним армянским патриархом, прямым потомком Григория Просветителя , обратившего Армянское царство в христианство в начале четвертого века и ставшего первым главой Армянской церкви. Он поддержал Месропа Маштоца в создании армянского алфавита и лично участвовал в переводе Библии на армянский язык.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Исаак родился ок. 350 [ 3 ] будущему католикосу Нерсесу I ( ок . 353 – ок. 373 ). По отцу он был потомком Григория Просветителя , который обратил Армянское царство в христианство в начале IV века и стал первым главой Армянской церкви . С этого времени потомки Григория по наследству, с некоторыми перерывами, занимали должность католикоса Армении. [ 4 ] Согласно анонимному житию святого Нерсеса, матерью Исаака была мамиконская принцесса по имени Сандухт, на которой Нерсес женился в Кесарии до своего посвящения в католикос. В Вите утверждается, что Сандухт умерла после рождения Исаака. Другой источник, « Бузандаран Патмутунк» , не называет жену Нерсеса и не упоминает его время в Кесарии, в то время как Мовсес Хоренаци пишет, что Нерсес женился на дочери «великого благородного Аспиона» (который не известен из других источников) в Константинополе. [ 5 ]
Во время патриархата своего отца Исаак много лет учился в Кесарии, Александрии и Константинополе. Он выучил греческий, сирийский и персидский языки. [ 6 ] Армянский историк Газар Парпеци пишет о нем, что он учился «среди многих ученых византийцев» и «полностью разбирался в нотной грамоте, увещевательной риторике и особенно философии. [ 7 ] Позже он был рукоположен в сан епископа и проповедовал со своими шестьюдесятью учениками в Эчмиадзинском соборе . [ 6 ] Его отец умер в ок. 373 , якобы отравленный аршакидским царем Армении Папом . [ 5 ] В какой-то момент у Исаака родилась дочь по имени Сааканойш, которая позже вышла замуж за Амазаспа Мамиконяна. [ 8 ] Предполагается, что его жена умерла до того, как он стал католикосом. [ 2 ]
Патриархат
[ редактировать ]
Выборы и первое показание
[ редактировать ]Исаак был избран католиком ок. 387 [ 3 ] после смерти своего предшественника Аспурака . Он поддержал короля Армении Хосрова IV в его усилиях по воссоединению Армянского царства. [ 6 ] который был разделен на римскую и сасанидскую части в 387 году. [ 9 ] Хосров был заключен в тюрьму сасанидским царем примерно в 389 году, возможно, из-за того, что он назначил Саака католикосом без одобрения персов. [ 10 ] После заключения Хосрова Исаак был свергнут с поста католикоса, но преемнику Хосрова Врамшапуху удалось восстановить его на своем посту. [ 6 ]
Благодаря усилиям Исаака церкви и монастыри, разрушенные персами, были восстановлены, образование щедро заботилось, зороастризм, который шах Йездигерд I, был изгнан, и было проведено три собора для восстановления церковной дисциплины. пытался основать [ 11 ] Католикос отличался аскетическим образом жизни. [ 3 ]
Создание армянского алфавита
[ редактировать ]
До изобретения армянского алфавита языками Армянской церкви были греческий и сирийский. [ 12 ] [ 13 ] Армения была разделена на римское и сасанидское клиентские королевства в 387 году. Однако в римской части армянам было запрещено использовать сирийский язык и вместо этого использовался греческий, и страна постепенно эллинизировалась; в персидской же части греческий язык был категорически запрещен, а использовался сирийский. Таким образом, древняя культура армян оказалась под угрозой исчезновения, а национальное единство было серьезно подорвано. [ 11 ]
Исаак вдохновил Месропа Маштоца изобрести армянский алфавит и сам перевел и отредактировал части Библии. [ 3 ] По словам Газара Парпеци, Маштоц и первые переводчики часто обращались за помощью в составлении алфавита к Исааку, получившему солидное образование. [ 14 ] [ 15 ] Их перевод с сирийской Пешитты был переработан средствами Септуагинты и даже, кажется, с еврейского текста (между 410 и 430 годами). [ 16 ] Литургия, до сих пор сирийская, была переведена на армянский язык, опираясь при этом на литургию святителя Василия Кесарийского , чтобы придать новому богослужению национальный колорит. Исаак уже основал школы высшего образования с помощью учеников, которых он отправил учиться в Эдессу , Мелитину , Константинополь и другие места. Через них он теперь перевел основные шедевры греческой и сирийской христианской литературы, например, сочинения Афанасия Александрийского , Кирилла Иерусалимского , Василия , Григория Назианзина , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина и других. [ 11 ] Изобретение армянского алфавита ускорило процесс христианизации армянского населения. [ 12 ]
Второе показание и смерть
[ редактировать ]В 428 году последний аршакидский царь Армении Арташир был свергнут сасанидским царем с помощью большей части армянской знати. Исаак был против этого и сам был отстранен от должности католикоса. На его место был назначен армянин по имени Сурмак, но вскоре его заменил сирийский епископ Бркишо. [ 9 ] Исаак был заключен в тюрьму в Ктесифоне до 432 года, когда ему разрешили вернуться в Армению и занять определенные должности в церкви. [ 6 ] Исаак отказался вернуть себе патриархат после смерти католикоса Самуила, сирийского преемника Бркишо, в 437 году. [ 9 ]
Исаак умер около 438 года в селе Блур в Багреванде . [ 6 ] Его тело было доставлено в Тарон и похоронено в Аштишате . [ 17 ] [ 18 ] Поскольку Исаак был последним мужчиной в линии Грегоридов, территории его дома Тарон, Багреванд и Ацилисена перешли к Мамиконианам через дочь Исаака Сааканойш, которая была замужем за мамиконским принцем Хамазаспом. [ 19 ]
Работает
[ редактировать ]По словам Авраама Териана, идентифицируемые произведения, приписываемые Исааку, состоят из канонов и двух его писем к архиепископу Константинопольскому Проклу и епископу Акакию Мелитенскому . Письмо Проклу написано в соавторстве с Маштоцем и касается конфессиональных вопросов. Это ответ на письмо Прокла ( Epistola II: Ad Armenios, de fide ) армянскому духовенству, сохранившийся в греческом и армянском переводах. Письмо Акакию является также ответом; Письмо Акация Исааку и другое, адресованное армянам, сохранились на армянском языке. Некоторые авторы усомнились в подлинности канонов, приписываемых Исааку, хотя, по мнению Териана, эти сомнения неоправданны. [ 20 ] [ а ] В истории Мовсеса Хоренаци цитируются письма Саака императору Восточной Римской империи Феодосию II , консулу Анатолию и архиепископу Константинопольскому Аттику . [ 21 ] Говорят, что Исаак был автором литургических гимнов. четыре проповеди в армянском часослове ( жамагирк ) и множество гимнов ( шараканов ). Ему приписывают [ 15 ]
Почитание
[ редактировать ]Исаак почитается как святой в Армянской Апостольской и Римско-католической церквях. [ 2 ] В Армянской Апостольской Церкви день его памяти отмечается дважды в год: сначала в субботу, предшествующую предпоследнему воскресенью перед Великим постом, то есть приходится на период с 24 января по 28 февраля; второй, вместе со святым Месропом Маштоцем, в четверг, следующий за четвертым воскресеньем после Пятидесятницы , то есть приходится на период с 1 июня по 16 июля. [ 15 ]
Зрение
[ редактировать ]В конце первого раздела истории Газара Парпеци содержится описание видения, предположительно увиденного Сааком и рассказанного им после того, как он отказался от просьбы армянской знати вернуться на патриарший престол. В видении Саак увидел различные символы, связанные с Церковью и верой, и увидел, что Аршакиды Армении и Григориды отпадут от власти и, по-видимому, исчезнут; однако после периода хаоса оба будут восстановлены на своих тронах; его дочь Сааканойш родит «могущественных и набожных людей». [ 22 ] Отрывок о видении Саака некоторые ученые считают более поздней интерполяцией в историю Газара шестого века, хотя Гоар Мурадян считает возможным, что его написал сам Газар, возможно, опираясь на существующий источник. [ 23 ] Видение Саака было повторено во многих армянских произведениях и переведено на греческий, а затем и на грузинский язык. Некоторые связывали это с событиями своего времени, даже конца XVII века. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оригинальные армянские тексты канонов Исаака и писем Проклию и Акакию см. Армянские классические авторы 2003 , стр. 159–224.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Святой Исаак Великий» . CatholicSaints.Info . 7 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2023 года . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Сетиан 2003 , с. 590.
- ^ Jump up to: а б с д Ван Линт 2022 .
- ^ Гарсоян 1997 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Гарсоян 1989 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Катвалян и Аревшатян 2002 , с. 876.
- ^ Газар Парпечи 1985 , с. 28.
- ^ Туманов 1976 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс 2018 .
- ^ Гарсоян 1997 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Вайле 1913 .
- ^ Jump up to: а б Агафангелос 1976 , с. xiii.
- ^ Груссе 1947 , с. 172.
- ^ Газар Парпечи 1985 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с Катвалян и Аревшатян 2002 , с. 877.
- ^ Исавертенц, Якобос. «Армения и армяне». Архивировано 24 октября 2023 г. в Wayback Machine Volume 2, Венеция. Армянский монастырь Святого Лазаря, 1875 г., с. 61 и далее.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Моисей Хоренаци 2006 , с. 342.
- ^ Йованнес Драшанакерци 1987 , с. 89.
- ^ Туманов 1963 , стр. 208–209.
- ^ Териан 2023 , стр. 173–174.
- ^ Моисей Хоренаци 2006 , стр. 322–325 (книга 3, глава 57).
- ^ Мурадян 2014 , стр. 313–314.
- ^ Мурадян 2014 , с. 317.
- ^ Мурадян 2014 , с. 315.
Библиография
[ редактировать ]- Агафангелос (1976). История армян . Перевод, введение и комментарии Роберта В. Томсона (Первое изд.). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-323-1 .
- Эндрюс, Тара (2018). «Саак и Партьев» . Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744457 . Проверено 6 июня 2024 г.
- Гарсоян, Нина (1997). «Династия Аршакуни». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-10169-4 .
- Гарсоян, Нина Г. (1989). Эпические истории, приписываемые Павстосу Бузанду (Бузандаран Патмутьивнк) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-25865-7 .
- Газар Парпечи (1985). История армян . Перевод Бедросяна, Роберта. Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Груссе, Рене (1947). История Армении от истоков до 1071 года (на французском языке). Пэрис: Пайот.
- Катвалян, Максим; Аревшатян, Анна (2002). «Саак А Партьев». Айвазян, Ованес (ред.). Кристоня Айастан ханрагитаран [ Энциклопедия Христианской Армении ] (PDF) (на армянском языке). Ереван: Издательство Армянская энциклопедия . стр. 876–878.
- Матенагирк Айоц [ Армянские классики ] (PDF) (на армянском языке). Том. 1. Антилиас, Ливан: Меци Танн Киликиой Кат'огикосут'ивн. 2003.
- Моисей Хоренаци (2006). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Анн-Арбор: Книги Каравана. ISBN 978-0-88206-111-5 .
- Мурадян, Гоар (2014). «Видение святого Саака в истории Лазаря Парпеци». В Бардакджяне, Кеворк Б.; Дверь, Серджио (ред.). Армянская апокалиптическая традиция: сравнительный взгляд . Лейден: Брилл . стр. 313–325. ISBN 978-90-04-27026-8 .
- Сетиан, Нью-Мексико (2003). «Исаак Великий, Армянский Католикос, Св.» (PDF) . Новая католическая энциклопедия . Том. 7 (2-е изд.). Детройт: Гейл. стр. 590–591.
- Житие Маштоца его ученика Коривна . Перевод, введение и комментарии Авраама Териана. Издательство Оксфордского университета . 23 февраля 2023 г. ISBN 978-0-19-284741-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Туманов, К. (1976). Справочник по генеалогии и хронологии христианского Кавказа (Армения, Грузия, Албания) . Рим: Edizioni Aquila.
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. OCLC 505712128 .
- Вайле, Симеон (1913). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Ван Линт, Тео (2022). «Исаак Великий, св.» . В Лауте, Эндрю (ред.). Оксфордский словарь христианской церкви (4-е онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744396 . Проверено 16 июня 2024 г.
- Йованес Драсханакертчи (1987). История Армении . Перевод Максудиана, Крикора Х. Атланта, Джорджия: Scholars Press.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1910). « Исаак Армянский ». Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Армянские святые
- Католикос Армении
- Армянские епископы IV века
- Армянские епископы V века
- 338 рождений
- 439 смертей
- Доктора Церкви
- Христианские святые V века
- Иранский народ V века
- Иранский народ IV века
- Армянский народ V века
- Армянский народ IV века
- Переводчики IV века
- Писатели V века
- Христиане в Сасанидской империи
- Грегориды