Льеж–Бастонь–Льеж
![]() | |
Подробности гонки | |
---|---|
Дата | Конец апреля |
Область | Валлония , Арденны , Бельгия |
Английское имя | Льеж–Бастонь–Льеж |
Местное имя (а) | Льеж-Бастонь-Льеж (на французском языке) |
Псевдоним(а) | Ла Дуайен («Старушка») |
Дисциплина | Дорога |
Соревнование | Мировой тур UCI |
Тип | Однодневная классика |
Организатор | Спортивная организация Амори |
Директор гонки | Кристиан Прюдомм |
Веб-сайт | www |
История | |
Первое издание | 1892 |
Издания | 110 (по состоянию на 2024 г.) |
Первый победитель | ![]() |
Наибольшее количество побед | ![]() |
Самый последний | ![]() |
Льеж-Бастонь-Льеж [ljɛʒ.bas.ton.ljɛʒ] , также известный как Ла Дуайен («Старушка»), [ № 1 ] — однодневная классическая велогонка в Бельгии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Впервые запущенный в 1892 году, это старейший из пяти памятников европейского календаря профессионального велоспорта ; [ 4 ] обычно выходит как последняя весенняя классика. Он проводится ежегодно в конце апреля в Арденны бельгийском регионе , от Льежа до Бастони и обратно.
Он считается одним из самых сложных однодневных велосипедных соревнований в мире из-за его продолжительности и сложности трассы. [ 5 ] Самым успешным гонщиком с пятью победами является бельгийский гонщик Эдди Меркс , уступающий итальянцу Морено Аргентину в 1980-х и испанцу Алехандро Вальверде в 2000-х, которые оба выиграли гонку по четыре раза. [ 6 ]
Льеж-Бастонь-Льеж является частью соревнований UCI World Tour . Это заключительная гонка серии Ardennes Classics , в которую входят Amstel Gold Race (технически не в Арденнах, но рассматриваемая как часть серии) и La Flèche Wallonne («Валлонская стрела»). И Льеж, и Ла-Флеш организованы французской компанией Amaury Sport Organization , которая также организует Тур де Франс и Париж-Рубе .
Обычно это означает конец всего весеннего сезона классических гонок, поскольку однодневные гонки уступают место многодневным гонкам и гранд-турам; Обычно почти сразу за Льежем следует недельная разминка Джиро д'Италия, Тур де Романди . Паркур с его многочисленными короткими и трудными подъемами считается более дружелюбной местностью для райдеров и альпинистов общей категории, чем гравийная и мощеная классика ранней весны.
В 2017 году был открыт турнир Льеж-Бастонь-Льеж Femmes , который был добавлен к женскому мировому туру UCI . [ 7 ] [ 8 ] став вторым из велосипедных памятников, представившим женскую версию после Тура Фландрии в 2014 году. В 2020 году был добавлен третий женский «памятник», Paris-Roubaix Femmes , создавший тройную корону женских памятников.
История
[ редактировать ]Спа-Бастонь-Спа
[ редактировать ]Как и многие классические велосипедные соревнования, гонка Льеж-Бастонь-Льеж была впервые организована французско-бельгийской газетой ( L'Express ). Маршрут всегда проходил по южной, франкоязычной (и более холмистой) части Бельгии, где расположены Льеж и Бастонь. [ 9 ]

Впервые гонка для любителей прошла в 1892 году от Спа до Бастони и обратно на дистанцию более 250 км. [ 2 ] Поскольку в конце 19 века велосипеды были дорогими, езда на велосипеде считалась эксклюзивным видом спорта для богатых, а мероприятие считалось «джентльменским делом». 33 гонщика из велосипедного союза Льежа и Pesant Club Liégois На старт вышли , все бельгийцы, большинство из которых из Льежа. Закончилось всего 17. Точкой поворота на полпути стал железнодорожный вокзал в Бастони, выбранный из-за его удобства для официальных лиц гонки. Некоторые уставшие гонщики сошли с гонки в Бастони и вернулись на поезде в Спа. [ 9 ] Леон Хоуа , уроженец Льежа, выиграл гонку, проехав на велосипеде 10 часов 48 минут. Занявший второе место Леон Лёст финишировал на 22-й минуте, а третий, Луи Раскине, на 44-й минуте. [ 10 ] Всадники прибывали еще пять часов.
В следующем году Хоуа снова выиграл на той же трассе, на этот раз с преимуществом в полчаса. В 1894 году была проведена первая гонка профессионалов, и средняя скорость выросла с 23,3 км/ч (14,5 миль в час) до 25 км/ч (16 миль в час). Хоуа завершил свою третью победу над Раскине на семь минут. Француз Морис Гарен , который позже станет первым победителем Тур де Франс , финишировал четвертым. После первых трех гонок не проводилось еще 14 лет, после чего иногда они были открыты только для любителей и полупрофессионалов.
Гонка возобновилась в 1908 году, впервые стартовав и финишировав в Льеже. Его выиграл француз Андре Трусселье . В 1909 году победитель Эжен Шарлье был дисквалифицирован за смену велосипеда. Виктор Фастре . Победителем был объявлен [ 10 ] Мероприятие было отменено во время Первой мировой войны, но возобновилось в 1919 году. Гонку в основном выиграли бельгийцы, но начало привлекать больше гонщиков из Фландрии , помешанной на велосипедах северной части Бельгии, которые начали доминировать в соревновании. Флеминг Альфонс Шеперс одержал три победы в межвоенный период .
Арденны Классик
[ редактировать ]В Льеже-Бастони-Льеже были некоторые перерывы во время Второй мировой войны, но с 1945 года он снова стал неотъемлемой частью календаря и начал привлекать некоторых звезд европейского велоспорта. В 1951 году гонка была добавлена к Challenge Desgrange-Colombo , соревнованию, объединявшему лучшие велосипедные гонки того времени. Швейцарец Фердинанд Кюблер выигрывал гонку в 1951 и 1952 годах. Бельгийский фаворит Раймонд Импанис стал вечным вторым местом в гонке, заняв четыре вторых места, но ни разу не одержав победу.
В конце 1950-х годов Фред Де Брюйн трижды выигрывал гонку в своих первых трех выступлениях, что сравнялось с прежним рекордом Хоуа и Шеперса . В 1957 году два гонщика были объявлены победителями. Жермен Дерийке первым пересек финишную черту, но пересек закрытый железнодорожный переезд . Дерийке выиграл с преимуществом в три минуты, и судьи посчитали, что он не выиграл столько времени за незаконное пересечение железной дороги, поэтому не дисквалифицировали его. Официальные лица пошли на компромисс и повысили гонщика, занявшего второе место, Франса Шуббена, на первое. [ 11 ] В 1959 году Льеж-Бастонь-Льеж стал частью Super Prestige , преемника соревнований Дегранж-Коломбо и раннего предшественника мирового тура UCI , что сделало Ardennes Classic одним из главных велосипедных соревнований года.

В 1969 году началась эра легенды велоспорта Эдди Меркса , который одержал пять побед, три из которых подряд, и в общей сложности семь раз финишировал на подиуме. Гонка 1971 года проходила в ужасных условиях: снег и холод опустошали пелотон. Меркс одержал одну из самых запоминающихся своих побед. Бельгиец атаковал в одиночку за 92 километра до финиша и вскоре имел пятиминутное преимущество над преследователями. В редком случае он почувствовал внезапную усталость ближе к концу, и к нему присоединился Жорж Пинтенс . Пинтенсу не удалось оторваться от уставшего Меркса, и Мерксу удалось опередить своего соотечественника и одержать вторую победу в классической гонке. [ 12 ] [ 13 ] В 1972 году финиш переместился в Вервье , в 15 км от Льежа, но из-за протеста болельщиков это мероприятие было продлено на один год. Издание снова выиграл Merckx. В 1975 году Каннибал одержал свою пятую и последнюю победу, сделав его единственным рекордсменом Ла Дуайена .
Великий французский велосипедист Бернар Эно дважды выиграл гонку, оба раза в ужасных погодных условиях. В 1977 году Хино поздно сбежал от группы из шести человек, включая нерешительного Эдди Меркса; три года спустя он выиграл эпический конкурс 1980 года в условиях проливного снегопада и ледниковой температуры (см. ниже). [ 14 ]
В 1980-х годах итальянский по классическим гонкам специалист Морено Аргентин четыре раза выигрывал гонку, едва не уступив рекорду Меркса. Аргентинец также одержал три победы в родственном классическом турнире La Flèche Wallonne титул короля Арденн , что принесло ему в свое время .
Финиш в Ансе
[ редактировать ]В 1990 году Pesant Club Liégeois стал партнером Société du Tour de France , организатора флагманских соревнований по велоспорту — Тур де Франс и Париж-Рубе . [ 15 ] Партнерство привело к более профессиональной организации, что привело к полной переработке гоночной трассы: старт и финиш были перенесены в разные места Льежа, а также было включено пять новых подъемов. [ 16 ]
В конце 1990-х итальянцы Микеле Бартоли и Паоло Беттини продолжили традицию итальянских побед в Ла-Дуайене, одержав по две победы каждый. В 1997 году Бартоли и Лоран Жалабер совершили решающий отрыв на подъеме Ла Редут в 40 км от финиша. Оба гонщика работали вместе, и Бартоли оторвался от француза на крутом склоне на последнем километре гонки. Жалабер, специалист по гонкам в Арденнах, два года подряд финишировал вторым, но не смог выиграть Дуайенн . В 1999 году Бартоли стремился к третьей победе подряд, но его попыткам помешал молодой бельгиец Франк Ванденбрук , который контролировал гонку и ошеломил болельщиков своей победой. [ 17 ]

В 2005 году казах Александр Винокуров и немец Йенс Фойгт оторвались от пелотона на 80 км до конца. Хотя в современном велоспорте казалось маловероятным, что побег удастся избежать, оба гонщика добрались до финиша впереди пелотона, а Винокуров опередил Фойгта в спринте. [ 18 ] [ 19 ]
Другими запоминающимися гонками стали гонки 2009 и 2010 годов. В 2009 году молодой люксембуржец Энди Шлек совершил одиночный отрыв, обыграл сильных соперников и выиграл гонку. [ 20 ] В 2010 году Александр Винокуров одержал вторую победу, опередив своего отколовшегося товарища Александра Колобнева . [ 21 ] Победа была спорной не только потому, что Винокуров недавно вернулся в велоспорт после дисквалификации за допинг, но и потому, что предполагалось, что он «купил» победу. Швейцарский журнал L'Illustré опубликовал переписку по электронной почте между победителем и занявшим второе место, в которой говорится, что Винокуров заплатил Колобневу 100 000 евро, чтобы тот не участвовал в финальном спринте. Позже бельгийские власти предъявили обоим гонщикам обвинение во взяточничестве. [ 22 ] [ 23 ]
За последние годы испанский многоборец Алехандро Вальверде выигрывал четыре раза, причем все победы в спринте избранной группы оказывались на финише. [ 6 ] [ 24 ]
Маршрут
[ редактировать ]Текущий курс
[ редактировать ]
Маршрут Льеж-Бастонь-Льеж пересекает две провинции восточной Валлонии , Льеж и Люксембург , с севера на юг и обратно. Расстояние его более-менее фиксировано и составляет 250–260 км. Гонка начинается в центре Льежа , после чего трасса следует по прямому маршруту длиной 95 км (59 миль) на юг до Бастони и извилистому маршруту длиной 163 км (101 миль) обратно в Льеж.
Вторая половина трассы включает в себя многочисленные подъемы, такие как Стоке, Верхнее-Леве, Ла-Редут и Кот-де-ла-Рош-о-Фокон, прежде чем финишировать в Льеже. На последних 15 км дистанции трасса совершает замечательный переход от луговых и аграрных пейзажей Арденн к постиндустриальному городскому пейзажу Льежа.
Изменения курса
[ редактировать ]До 1991 года гонка финишировала в центре Льежа. В 1992 году отделка переехала в промышленный пригород Анс , на северо-западной стороне города. Крутой Кот-де-Сен-Николя был включен в последние километры, а также последний подъем к финишу в Ансе . [ 25 ] Этот шаг повлек за собой глубокие изменения в характере гонки, поскольку альпинисты, которые в последние годы сильно спринтовали в гору, часто ждут финальных отрезков, чтобы начать свою решающую атаку.
Маршрут обычно претерпевает небольшие изменения каждый год: некоторые подъемы пропускаются, а другие добавляются, но традиционный финал, включающий Кот-де-ла-Редут , Кот-де-ла-Рош-о-Фокон и Кот-де-Сен-Николя , был неизменным на протяжении 27 лет. [ Н 2 ]
В 2019 году финишная черта вернулась в центр Льежа с ровным заездом к финишу. Таким образом, и Кот-де-Сен-Николя, и последний подъем на Анс были исключены из маршрута. Кот-де-ла-Рош-о-Фокон — последнее названное восхождение, достигающее вершины в 13 км от финиша. [ 26 ] но восхождение продолжается после короткого спуска с Ла-Роша, причем последний подъем заканчивается примерно в 10,5 км от финиша. [ 27 ]
Характеристики расы
[ редактировать ]Требования
[ редактировать ]
Льеж-Бастонь-Льеж считается одной из самых сложных однодневных гонок в мире из-за ее длины и череды крутых подъемов. В каждом выпуске рассматривается около дюжины восхождений разной длины, уклона и сложности, предлагающих возможности для атаки. Британский журнал Cycling Weekly заявил:
- С чисто физической точки зрения это, пожалуй, самая сложная классика: подъемы длинные, большинство из них к тому же довольно крутые, а на последних километрах они имеют удручающую частоту. [ 2 ]
Четырехкратный победитель Морено Аргентин сказал:
- Гонщики, побеждающие в Льеже, — это те, кого мы называем фондисти — люди с превосходным уровнем выносливости. [Подъем] на Ла-Редут похож на Мур-де-Уи тем, что его нужно преодолевать в темпе, находясь в передней части пелотона. Уклон составляет около 14 или 15 процентов и возникает после 220 или 230 километров, так что не нужно быть гением, чтобы понять, насколько это сложно. Помню, мы поднимались максимум по 39 х 21 – она не такая крутая, как Мюр де Уи. Многие гонщики ошибочно думают, что вам следует атаковать на самом сложном участке, но на самом деле вы причиняете боль людям на чуть более плоском участке, который следует за этим.
- Льеж — это пробная гонка на выбывание, в которой очень маловероятно, что отрыв сможет завершиться и решить исход гонки до последних 100 км [62 миль]. Нужно быть сильным и в то же время умным и расчетливым — в этом смысле это настоящая проверка способностей велосипедиста. [ 28 ]
Подъемы
[ редактировать ]

Самым знаковым холмом является Кот-де-ла-Редут , подъем длиной 2,0 км в Эвейе со средним уклоном 8,9% и уклонами более 20%. Долгое время в 1980-х и 1990-х годах Ла Редут, ок. 40 км от финиша были переломным моментом гонки и часто местом начала решающего отрыва. В последние годы подъем, похоже, утратил эту особую роль, поскольку многие гонщики могут поддерживать темп на подъеме, а фавориты гонок часто ждут последних этапов гонки, чтобы сделать перерыв.
В современном велоспорте, как и во многих велогонках, решающие участки переходят к финальным подъемам дня. Кот -де-Сен-Николя — это последний классифицированный подъем гонки, вершина которого находится в 6 км от финиша в Ансе. Это крутой и нетипичный подъем, потому что он не является частью лесистых холмов в Арденнах , а расположен в центре промышленного пригорода Льежа вдоль реки Маас . В 2016 году организаторы добавили 600-метровую мощеную трассу Кот-де-ла-Рю Наньо после Кот-де-Сен-Николя, но перед финишем в Ансе. Однако это оказался разовый случай, поскольку с тех пор в гонке подъем не использовался.
финиш вернулся в Льеж С тех пор, как в 2019 году , Кот-де-Сен-Николя был удален с маршрута, и решающими подъемами снова стали Кот-де-ла-Редут, Кот-де-Форж и Кот-де-ла-Рош-о-Фокон.
Изменения курса происходят часто из года в год. Подъемы иногда вырезаются или включаются другие. Это восхождения в последних выпусках: [ 29 ]
отметка км | Имя | Расстояние | Склон |
---|---|---|---|
75.0 | Кот-де-ла-Рош-ан-Арденн | 2,8 км | 6.2% |
121.0 | Побережье Сен-Рош | 1,0 км | 11.2% |
161.0 | Кот-де-Мон-ле-Суа | 1,7 км | 7.9% |
169.5 | Кот-де-Ванна | 3,6 км | 5.1% |
176.0 | Побережье Штокеу | 1,0 км | 12.5% |
181.5 | Кот-де-ла-От-Леве | 3,6 км | 5.6% |
194.5 | Розье-Кост | 4,4 км | 5.9% |
207.0 | Коль дю Макизар | 2,5 км | 5.0% |
219.0 | Берег Редута | 2,0 км | 8.9% |
231.0 | Кот-де-Форж | 1,3 км | 7.8% |
241.0 | Кот-де-ла-Рош-о-Фокон | 1,3 км | 11.0% |
Погода
[ редактировать ]Погода в апреле часто бывает непредсказуемой, и на гонку неоднократно влияли суровые погодные условия. В 1919, 1957, 1980 и 2016 годах выпадали сильные снегопады. Издание 1980 года было исключительно тяжелым: с самого начала выпал снег, а температура была близка к точке замерзания, поэтому комментаторы назвали его «Neige-Bastongne-Neige» (Снег-Бастонь-Снег). Бернар Эно атаковал за 80 км (50 миль) и финишировал впереди почти на 10 минут.
В статье, опубликованной британским журналом Procycling в 2000 году, печально известная гонка описывалась:
- Холодный ветер, дувший над Бельгией, принес хлопья снега, а затем сильный обвал через несколько мгновений после начала гонки. (...) Всадники боролись, прижимая руки к лицам, чтобы не потерять вид на дорогу. Гонка представляла собой анонимную массу пластиковых курток и ветровок. Зрители стояли в очках, как элитные снеговики, с красными от горечи лицами. В течение часа у некоторых команд на дороге почти не осталось ни одного человека. Они вытащили одновременно две дюжины людей, таких как Джиби Барончелли и Джузеппе Саронни , Люсьен Ван Импе и Жан-Рене Бернадо . [ 11 ]
Бернар Эно, победитель, был одним из 21 гонщика, финишировавшего в гонке из 174 стартовавших. Потребовалось три недели, чтобы правильное движение вернулось к двум пальцам его правой руки. [ 11 ]
Арденнская классика
[ редактировать ]Льеж-Бастонь-Льеж — заключительная гонка серии Ardennes Classics , в которую входит La Flèche Wallonne . Оба организованы ASO .
Flèche Wallonne («Валлонская стрела»), хотя и моложе, чем Льеж-Бастонь-Льеж, долгое время считалась более престижным соревнованием из двух классических гонок Арденн, показывая, как престиж и важность гонки иногда могут меняться с течением времени. Одно время Флеш-Валлонь и Льеж-Бастонь-Льеж проводились в последовательные дни, известные как Le Weekend Ardennais , причем Льеж-Бастонь-Льеж проводился в субботу, а Флеш Валлонь - в воскресенье.
Только семь гонщиков выиграли обе гонки в одном году: испанец Алехандро Вальверде трижды (2006, 2015 и 2017 годы), швейцарец Фердинанд Кюблер дважды (в 1951 и 1952 годах), бельгийец Стэн Окерс (1955 год), Эдди Меркс (1972 год) и Филипп Жильбер (2011 г.) и итальянцы Морено Аргентин (1991 г.) и Давиде Ребеллин (2004).
В 2011 году бельгиец Филипп Жильбер выиграл гонку Льеж-Бастонь-Льеж, завершив уникальную серию классических побед за десять дней. Гилберт ранее выигрывал Brabantse Pijl , Amstel Gold Race и La Flèche Wallonne , таким образом одержав историческую четверку побед в классических холмистых апрельских гонках. Гилберт обыграл люксембургских братьев Франка и Энди Шлека в спринте из трех человек. [ 30 ]
Победители
[ редактировать ]Несколько победителей
[ редактировать ]Активные гонщики выделены курсивом .
Победы | Райдер | Годы |
---|---|---|
5 | ![]() |
1969 , 1971 , 1972 , 1973 , 1975 |
4 | ![]() |
1985 , 1986 , 1987 , 1991 |
![]() |
2006 , 2008 , 2015 , 2017 | |
3 | ![]() |
1892 , 1893 , 1894 |
![]() |
1929 , 1931 , 1935 | |
![]() |
1956 , 1958 , 1959 | |
2 | ![]() |
1921 , 1922 |
![]() |
1923 , 1924 | |
![]() |
1943 , 1947 | |
![]() |
1946 , 1950 | |
![]() |
1951 , 1952 | |
![]() |
1976 , 1978 | |
![]() |
1977 , 1980 | |
![]() |
1984 , 1989 | |
![]() |
1997 , 1998 | |
![]() |
2000 , 2002 | |
![]() |
2005 , 2010 | |
![]() |
2022 , 2023 | |
![]() |
2021 , 2024 |
Победы по стране
[ редактировать ]Победы | Страна |
---|---|
61 | ![]() |
12 | ![]() |
6 | ![]() |
5 | ![]() |
4 | ![]() ![]() |
3 | ![]() ![]() ![]() ![]() |
2 | ![]() ![]() |
1 | ![]() ![]() ![]() |
Льеж-Бастонь-Льеж - Женщины
[ редактировать ]В 2017 году была открыта гонка Льеж-Бастонь-Льеж Femmes в женском мировом турне UCI по примеру La Flèche Wallonne Féminine и женской гонки Amstel Gold Race . [ 31 ] Первый женский забег Льеж-Бастонь-Льеж, прошедший 23 апреля 2017 года, выиграла олимпийская чемпионка Анна ван дер Брегген из Нидерландов. [ 32 ]
Забег на дистанции 135,5 км составляет примерно половину дистанции мужских соревнований. Следовательно, она стартует не в Льеже, а в Бастони , откуда направляется на север, минуя Льеж, и финиширует в Ансе , в том же месте, что и мужская гонка. Маршрут включает четыре классифицированных подъема: Кот-де-ла-Векке, Кот-де-ла-Редут , Кот-де-ла-Рош-о-Фокон и Кот-де-Сен-Николя . Вершина последнего подъема на Сен-Николя наступает в 5,5 км от финиша. [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Doyenne — женская форма слова doyen , французского слова, буквально означающего «декан». В метафорическом значении оно обозначает самого уважаемого или выдающегося человека в определенной области, обычно самого высокопоставленного человека. Следовательно, la doyenne [la dwa.jɛn] примерно переводится как «самая старая и уважаемая женщина».
- ↑ Из-за состава иммигрантов и множества итальянских флагов, висящих на окнах, Сен-Николя прозвали «итальянским холмом».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тур де Франс 2015» . Архивировано из оригинала 08.11.2005 . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Cycling Weekly, Великобритания, 13 марта 1993 г.
- ↑ Cycling Weekly, Великобритания, 7 марта 1992 г.
- ^ Название «памятник» не имеет официального значения; Впервые он был использован французской ежедневной газетой L'Équipe для обозначения неизменного места гонки в календаре, но этот термин стал более распространенным из-за телевизионных комментариев, особенно в США.
- ^ «Весенняя классика: как выиграть сложнейшие однодневные гонки велоспорта» . Би-би-си Спорт . Проверено 27 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Алехандро Вальверде принимает Льеж-Бастонь-Льеж» . velonews.com . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ «UCI объявляет календарь женского WorldTour на 2017 год» . Cyclingnews.com . 15 октября 2016 года . Проверено 17 октября 2016 г.
- ^ «UCI представляет женский WorldTour 2017» . ВелоНьюс . 15 октября 2016 года . Проверено 17 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Cycling Weekly, Великобритания, 13 апреля 2002 г.
- ^ Jump up to: а б «Льеж – Бастонь – Льеж» . Информация о велогонках . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Проциклинг, Великобритания, май 2000 г.
- ^ Буве, Филипп (2007), Де Классикерс, Ланну, Бельгия, ISBN 978-90-811691-10 , стр. 25.
- ^ «1971 Льеж-Бастонь-Льеж» . Bikeraceinfo.com .
- ^ «Холодные воспоминания Льежа-Бастони-Льежа» . Cyclingnews.com . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ «Фаворит тура Льежа 2004» . lesoir.be . 20 апреля 2002 года . Проверено 27 февраля 2012 г.
- ^ Фабьен, Вилле (2003). Тур де Франс: медиамодель . Издательство Северного университета. ISBN 2-85939-797-3 .
- ^ «представляет Льеж-Бастонь-Льеж 1999» . сайт Cyclingnews.com .
- ^ Хедвиг Крёнер (24 апреля 2005 г.). «Вино Тщеславный» . Новости велоспорта . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ "sporza video: 2005: Александр Винокеров" . спорза . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г. Проверено 26 мая 2015 г.
- ^ «Шлек одерживает впечатляющую победу в Льеже» . Би-би-си Спорт. 26 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 26 апреля 2009 г.
- ^ Маклири, Джон (25 апреля 2010 г.). «Льеж-Бастонь-Льеж 2010: Александр Винокуров вернулся на вершину с победой в Бельгии» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2010 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Архив – L'illustré» . иллюстр.ч . Архивировано из оригинала 7 января 2012 г.
- ^ «Винокурову и Колобневу предъявлено обвинение во взяточничестве» . VeloNews.com .
- ^ «Вальверде выигрывает Льеж–Бастонь–Льеж» . сайт Cyclingnews.com . Компания Непосредственные Медиа. 23 апреля 2017 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Льеж-Бастонь-Льеж меняет лицо, покидает Стокё и приближается к новым берегам» . 24 февраля 1990 г.
- ^ «Льеж-Бастонь-Льеж 2019 года — это финал в центре города и возвращение Штокё» . сайт Cyclingnews.com . Компания Непосредственные Медиа. 22 января 2019 года . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ «Официальный сайт гонки» . Льеж-Бастонь-liege.be . АСО . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Проциклинг, Великобритания, март 2001 г.
- ^ «Гонка - Льеж > Льеж - Льеж Бастонь Льеж 2019» . тур.com . Проверено 27 апреля 2009 г.
- ^ Брехт Декалуве (24 апреля 2011 г.). «Жильбер забивает исторический четверной гол в матче Льеж-Бастонь-Льеж» . Cyclingnews.com .
- ^ «Женские команды готовятся к историческим первым тройным гонкам в Арденнах New Amstel Gold и Льеж-Бастонь-Льеж, которые привносят новую искру в классику» . Новости велоспорта . 13 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ «Ван дер Брегген выигрывает первые в истории соревнования женщин Льеж-Бастонь-Льеж» . сайт Cyclingnews.com . Компания Непосредственные Медиа . 23 апреля 2017 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Сегодня компания ASO представила трассы La Flèche Wallonne и женскую версию Льеж-Бастонь-Льеж. Ван дер Брегген становится ближе к Марианне Вос» . velo101.com (на французском языке) . Проверено 14 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Льеж-Бастонь-Льеж Palmares в велосипедном архиве
- Льеж–Бастонь–Льеж
- Регулярные спортивные мероприятия, основанные в 1892 году.
- 1892 заведения в Бельгии
- Классические велогонки
- Велогонки в Бельгии
- Гонки UCI ПроТур
- Гонки Кубка мира по шоссейным гонкам UCI
- Гонки Мирового тура UCI
- Ежегодные спортивные мероприятия в Бельгии
- Спорт в провинции Льеж
- Спорт в Люксембурге (Бельгия)
- Спорт в Бастони
- Спорт в Льеже
- Анс, Бельгия
- Весенние (сезонные) мероприятия в Бельгии
- Бросьте вызов гонкам Дегранж-Коломбо
- Суперпрестижные гонки Pernod