Вопль Звук
Вопль Звук | |
---|---|
![]() Вопль Звук | |
Координаты | 60 ° 34'10 "N 1 ° 15'36" W / 60,5694 ° N 1,26 ° W |
Тип | Звук |
Йелл-Саунд — это пролив , проходящий между Йеллом и материком на Шетландских островах в Шотландии. Это граница между материком и Северными островами , на ней расположено множество мелких островов. Саллом-Во , на берегу которого находится крупный нефтяной терминал, является подразделением Yell Sound.
Паром до Северных островов пересекает пролив, где могут наблюдаться сильные приливы и неблагоприятные погодные условия. Здесь есть множество мест кораблекрушений и несколько маяков, которые служат ориентиром для судоходства. Йелл-Саунд кратко упоминается в средневековой саге об Оркнейских островах , а в 19 веке произошел непродолжительный расцвет индустрии водорослей . Коммерческое рыболовство уже давно является основой местной экономики, и часть острова представляет собой Особую заповедную зону, созданную для защиты местной дикой природы.
Ранняя история
[ редактировать ]Древнескандинавское , имя было Аласунд хотя первоначальное значение имени неясно. [ 1 ] [ 2 ] Yell Sound кратко упоминается в саге об Оркнейге :
- « Граф Рёнвальд... и вожди Зёльмонд и Йон с ним... имели прекрасное войско, хотя и не слишком большое, и пять или шесть кораблей. Они прибыли в Хьялтланд (Шетландские острова) примерно в середине лета, но услышали ничего от Фракорка не поднялось. Сильные и встречные ветры пришли, и они привели свои корабли в Аласунн (Вопящий залив) и отправились пировать над страной » . [ 1 ]
Острова
[ редактировать ]
Северо-западные подходы к проливу охраняются рядом небольших островов к северу от мыса Фетланд, который является самой северной землей Нортмавина на Шетландском материке . Самый большой из этих островов - Грюни , а к северу от него расположен небольшой архипелаг рифов и шхер, известный как Стек Рамна, включающий (с севера на юг) Гаут Скеррис, Внешний Стек, Скордар, Турла, Хайтер, Офура, Фладда, Флаэ-осел. и Барлудда.
Сам Йелл находится к востоку от звука. К югу от мыса Нев-оф-Стуис на острове Йелл в проливе находятся различные острова, в том числе Свейнна-Стек, Холм Вест-Сэндвика, Макл-Холм и Литтл-Холм . Йелл-Саунд сужается между Мио-Нессом на материке и югом Йелла. острова Бигга , Бразер-Айл , Ламба , Орфасай , Литл-Роу , Самфри и Уйнарей В этой части пролива лежат .
К югу от Ферт-Несса звук расширяется, и Фиш Холм , Линга , Сеттер Холм, Синна Скерри и Уэзер Холм здесь встречаются . Восточные подходы лежат между Хеога-Несс на острове Йелл и Лунна-Несс на материке. Голд-Скерри, Грин-Хольм и Неапбэк-Шхеры лежат у первого, а Лунна-Хольм и Песчаный Скерри к северу от второго. [ 3 ]
Впускные отверстия
[ редактировать ]
Есть также множество больших заливов и заливов, ведущих к Йелл-Саунд. длиной 6 километров (3,7 мили) Китовый залив на острове Йелл входит в пролив в районе Нев-оф-Стуис. Саутлэди Во находится в нескольких милях к югу от западного берега Йелла, к югу от Вест-Сэндвика . Большой залив Хамна Во находится на южной оконечности Йелла к северу от острова Орфасай. Гораздо меньший по размеру Бурра-Во находится к востоку от деревни Бурраво . [ 3 ]
Деревня Норт-Роу находится на берегу второго Берра-Во на северной материковой стороне пролива. К югу от него находится более крупный Колла-Ферт, отделенный от Куи-Ферт Нессом из Кейфирта. Далее идут залив Оллаберри , Глусс-Во и Саллом-Во , который является крупным заливом и длиной 12 километров (7,5 миль) является самым длинным из многих заливов Шетландских островов (древнескандинавское: «залив»). Он содержит терминал Саллом-Во, которым управляет компания BP plc , и сам имеет множество заливов и заливов. Саллом Во заканчивается у необычного Мавис Гринд , узкого перешейка, отделяющего Северное море от Атлантического океана . [ 3 ] [ 4 ]
Дальше на юг находятся Орка-Во, Тофтс-Во, Фертс-Во, Свинистер-Во, Дейлс-Во, второй Колла-Ферт, Свининг-Во, Лумна-Во и второй, меньший по размеру, Хамна-Во с внутренней бухтой под названием Boatsroom Voe. [ 3 ]
Паромы
[ редактировать ]
Паром с материка в Йелл (а затем по суше на паромы в Унст и Фетлар) курсирует между Тофтом на материке и Ульстой на Йелле, причем маршрут проходит между островом Сэмфри на востоке и Биггой на севере. Daggri и Dagalien — это паромы типа «ролл-он-ролл», которые с 2004 года эксплуатируются Советом Шетландских островов. Построенные в Гданьске , они имеют длину 65 метров (213 футов) каждый и способны перевозить до 95 пассажиров и 31 легковой автомобиль или 4 грузовика. Регистровый тоннаж этих лодок в шесть раз превышает тоннаж судов, которые они заменили на маршруте, а их увеличенный размер значительно улучшил перевозки на северные острова. Переход занимает около 20 минут, услуги курсируют каждые полчаса. [ 5 ]
Первым регулярным паромом на Северные острова был « Джанет» , который начал курсировать из Леруика в 1839 году. Пароход «Невеста вождя» был представлен на этом маршруте в 1868 году, а « Леди Амброзин » — в 1876 году. « Граф Зетланд» , железный винтовой пароход длиной 253 тонн, начал два раза в неделю рейс из Леруика в Анст с еженедельными посещениями Аут Скеррис и портов Йелл-Саунд. Первоначально служба заезжала во множество небольших деревень в проливе, но после 1932 года количество остановочных пунктов сократилось из-за конкуренции. Паром дважды выдерживал атаки вражеской авиации во время Второй мировой войны. Второй, более крупный «Граф Зетланд» был принят на вооружение после 1945 года. При весе 548 тонн и длине 47,2 метра (155 футов) корабль пользовался популярностью у летних посетителей, но Груз обрабатывался с помощью единственной вышки, и для поддержки этой операции требовалась государственная субсидия в размере 100 000 фунтов стерлингов в год. [ 6 ] [ 7 ]
Кораблекрушения
[ редактировать ]
Помимо погодных условий, парусным судам приходится бороться с сильными течениями, в районе пролива и вокруг него произошли многочисленные кораблекрушения и опасные происшествия. [ 8 ] В 1832 году рыбацкое судно из Самфри попало в шторм и унесло ветром в Норвегию. Следующей весной команда благополучно вернулась на Шетландские острова, чтобы помочь своим семьям, которые считали, что они утонули. [ 9 ]
18-тонное деревянное рыболовное судно «Эллен» потерпело крушение на Рамбл-Роке (между Сэмфри и Орфасаем) 27 апреля 1896 года. В марте 1904 года траулер «Ибис» потерпел крушение в том же месте во время снежной бури, а экипаж был спасен траулером « Санбим». . В июне 1914 года пароход «Роберт Ли» длиной 50,2 метра (165 футов) был остановлен на острове Стура-Баа на северной оконечности острова Брат-Айл по пути из Колла-Ферт в Ливерпуль, также без человеческих жертв. В 1992 году обломки находились на глубине 10 метров (33 футов). Рыбацкое судно «Morning Star» длиной 22 метра (72 фута) затонуло примерно в 1,5 километрах (0,93 мили) к северо-западу от маяка Макла Холма во время буксировки после того, как в машинном отделении вспыхнул пожар. В 1983 году Королевский флот очистил Литтл-Холм от боеприпасов, а их команда по обезвреживанию бомб обнаружила неподалеку незарегистрированное кораблекрушение. Его личность до сих пор неизвестна. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] В проливе нет защищенных затонувших кораблей. [ 13 ]
Маяки
[ редактировать ]управляет несколькими огнями, Совет Северного маяка которые направляют судоходство по проливу. На севере маяк Баги Стэк на острове Йелл на востоке, а также Грюни и мыс Феталанд на западе являются внешними огнями. На юге самый дальний свет находится на маяке Лунна Холм . В пределах звука с севера на юг огни - это маяк Макл-Холм , маяк Литтл-Холм , Южный маяк Ламба , маяк Аутер-Скерри , маяк Бразер-Айл , маяк Несс-оф-Саунд , маяк Рамбл-Рок (с 2001 г.) и маяк Фертс-Воу на Материк. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Коммерческая деятельность
[ редактировать ]
Северная часть пролива является местом лова пикши , сельди и крабов. Во внутреннем звуке есть коммерческие заросли гребешков и различные фермы по разведению рыбы и моллюсков. [ 17 ] Обилие морских водорослей, включая ракушки ( Fucus serratus ) и клубок ( Laminaria digitata ), некоторое время использовалось в коммерческих целях. Между 1870 годом и концом девятнадцатого века несколько сотен тонн водорослей, используемых для производства йода и брома, ежегодно экспортировались из Анста, Йелла и материкового побережья Йелл-Саунда. Множество небольших костров, горящих вдоль берегов, видимо, произвели неизгладимое впечатление на посетителей. [ 18 ]
Вдали от пляжей Йелл-Саунд мало используется в рекреационных целях, возможно, из-за относительно большого количества тоннажа, идущего в Саллом-Во. [ 19 ] Поскольку это основной навигационный канал, весь пролив находится под контролем Управления по эксплуатации портов и гаваней Совета Шетландских островов и был определен как водоем, «подвергающийся риску» из-за несоответствия Водной рамочной директиве ЕС. [ 20 ]
Дикая природа
[ редактировать ]Часть звука относится к Особой заповедной зоне (SAC), отчасти из-за высокой концентрации выдр . Популяция Шетландских островов, возможно, самая плотная в Европе, и на этом участке может проживать до 2% британского населения. Низкие торфяные береговые линии обеспечивают легкий доступ к пресной воде, обширным зарослям водорослей в морской среде и большому количеству убежищ для выдр. Существует также значительная популяция обыкновенного тюленя , причем местная колония составляет более 1% населения Великобритании. [ 21 ] Саллом-Во — отдельный SAC, квалифицируемый из-за многочисленных крупных мелководных бухт и заливов, прибрежных рифов и лагун. [ 22 ]
) есть Залежи конских мидий ( Modiolus modiolus как в Саллом-Во, так и на материковом побережье недалеко от Колла-Ферт. [ 23 ] Во внутреннем проливе регулярно обитают китообразные, особенно морская свинья , малый полосатик и косатка , а также гнездятся самые разнообразные морские птицы, ныряльщики и утки, включая гагу . [ 24 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Йелл-Саунд, Шетландские острова. Снято с парома Дагалиен, на север, в сторону острова Йелл.
-
Вид на Йелл-Саунд в Вест-Йелле Западный Йелл и Несс-оф-Саунд на переднем плане
-
Тинга Скерри, Yell Sound
-
Звук крика от Тофта
-
Маленький Холм, Yell Sound
-
Крик в сумерках
-
Паром Yell Sound в Тофте
-
Даггри (рассвет) и Дагалиен (сумерки) в Ульсте . Это паромы, курсирующие между Тофтом на материке и Йеллом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джозеф (ред.) (1893) Сага об Оркнейинге . Перевод Джона А. Хьялталина и Гилберта Гуди. Эдинбург. Джеймс Тин и Mercat Press (переиздание 1990 г.). ISBN 0-901824-25-9
- ^ «Аласунн» — это просто норвежская версия «Yell Sound». Существуют различные варианты происхождения названия острова. Возможно, первоначально это было пиктское имя неизвестного значения. Прото -норвежское слово было Джала или Джела, что, возможно, означало «белый остров», имея в виду пляжи. бесплодный . » Возможно, здесь задействовано древнескандинавское gjall, означающее « См. Haswell-Smith (2004), с. 467.
- ^ Jump up to: а б с д Номер сетки HU476426
- ^ "Саллом Во" BP. Проверено 18 января 2009 г.
- ^ "Yell Sound Ferry" Неоткрытая Шотландия. Проверено 21 января 2009 г.
- ^ Николсон (1972), стр. 102, 105.
- ↑ Второй «Граф Зетланд» недолго прослужил на паромном маршруте в 1939 году, но почти сразу же был реквизирован для военных действий. Первоначально пассажирам предлагался выбор тарифа «салон» или «второй класс». См. Николсон (1972), с. 105.
- ^ NAFC (2008) Карты 27, 34.
- ^ Хасуэлл-Смит (2004), стр. 462–63.
- ^ "Неопознанные кораблекрушения" Shetlopedia.com, дата обращения 23 января 2009 г.
- ^ "Маленький Холм (Вопль)" Shetlopedia.com Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Напротив, Хасуэлл-Смит (2004), с. В № 466 говорится, что затонувший корабль « Роберт Ли » находится недалеко от Ламбы .
- ^ NAFC (2008) Карта 11.
- ^ "Шотландия" Общество радиолюбителей-маяков . Проверено 25 января 2009 г.
- ^ «Новости...» Совет Северного маяка. Проверено 25 января 2009 г.
- ^ «Уведомление для моряков: Внешняя Скерри» Совет Северного маяка. Проверено 25 января 2009 г.
- ^ NAFC (2008) Карты 1-4.
- ^ Николсон (1972) ссылается на экспорт «ламинарии» и «небольших пожаров из водорослей», указывая на то, что экспортировался пепел, а не морские водоросли. См. стр. 160–61.
- ^ NAFC (2008) Карта 6.
- ^ NAFC (2008) Карты 9-10, 28.
- ^ "Yell Sound Coast" JNCC. Проверено 21 января 2009 г.
- ^ NAFC (2008) Карта 13.
- ^ NAFC (2008) Карта 16a.
- ^ NAFC (2008) Карты 20, 22-24.
Источники
[ редактировать ]- Хасуэлл-Смит, Хэмиш (2004). Шотландские острова . Эдинбург: Кэнонгейт. ISBN 978-1-84195-454-7 .
- Николсон, Джеймс Р. (1972) Шетландские острова . Ньютон Эбботт. Дэвид и Чарльз.
- Морской центр NAFC «Морской пространственный план Шетландских островов. Часть 2: Морской атлас. Консультативный проект» (pdf) (2008) Скаллоуэй. ССМЭИ. Проверено 23 января 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Источники карт для Yell Sound
