Арктический черный
Шотландское гэльское имя | Арктический черный |
---|---|
Произношение | Шотландский гэльский: [t̪uh ˈarˠʃt̪əx] |
Значение имени | Черная Скала |
![]() Черная арктическая шхера и маяк в 2014 году. | |
Расположение | |
Ссылка на сетку ОС | НМ119030 |
Координаты | 56 ° 08' с.ш. 6 ° 38' з.д. / 56,13 ° с.ш. 6,63 ° з.д. |
Физическая география | |
Группа островов | Остров Малл |
Область | около 32 300 квадратных футов (3000 м 2 ) 2 ) |
Самая высокая точка | 36 футов (11 м) |
Администрация | |
Район Совета | Аргайл и Бьют |
Страна | Шотландия |
Суверенное государство | Великобритания |
Демография | |
Население | 0 |
![]() | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Арктический черный ( / d uː ˈ ɑːr t ɑː x / ; Шотландский гэльский: [t̪uh ˈarˠʃt̪əx] ) — отдаленная шхера базальтовой и в скалы у западного побережья Шотландии, лежащая в 18 милях (29 км) к западу от Колонсей 15 милях (24 км) к юго-западу от Росс-оф-Мулл .
Маяк , спроектированный Томасом Стивенсоном, с высотой башни 145 футов (44 м) был построен между 1867 и 1872 годами, а береговая станция построена на острове Эрраид . Скала подвержена необычайным морским условиям: смотрители сталкиваются с волнами высотой 92 фута (28 м) и более. Несмотря на эти неблагоприятные условия, несколько человек служили свету в течение длительного времени, пока он не был автоматизирован в 1971 году. Дубх Артах — официальное название маяка, хотя сама шхера также известна как Дху Хартач . Были даны различные интерпретации первоначального значения гэльского названия, наиболее вероятной из которых является «Черная Скала».
Геология
[ редактировать ]В доисторические времена Дху-Хартах был покрыт ледниковыми щитами, которые простирались от Шотландии до Атлантического океана за Внешними Гебридскими островами . После последнего отступления льда около 20 000 лет назад уровень моря был на 425 футов (130 м) ниже, чем сейчас. [ 4 ] Хотя изостатический подъем суши делает оценку послеледниковых береговых линий сложной задачей, около 14 000 лет назад вполне вероятно, что Дубх Хартач находился на западном краю большого сухопутного моста, соединяющего то, что сейчас является островом Ирландия, с Шотландией. Этот массив суши включал острова Джура и Айлей и, вероятно, был соединен с материковой частью Шотландии перешейком возле озера Лох-Крейгниш, к югу от Обана . [ 5 ]
Неуклонно повышающийся уровень моря тогда медленно изолировал бы и, наконец, почти затонул Дху Хартах, который сегодня представляет собой округлую темно-зеленую массу базальтовой породы, называемую авгитом , длиной 240 футов (73 м) и шириной 130 футов (40 м). и который возвышается на 35 футов (11 м) над уровнем моря. [ 6 ] Исследования подводных лодок показывают, что скала находится в восточной части долины, простирающейся на 80 миль (130 км) в Атлантику, что может «обусловить, казалось бы, аномальное море, которому подвергается башня». [ 7 ] Это изолированный форпост Внутренние Гебриды архипелага . Автор Роберт Льюис Стивенсон писал:
Уродливый риф у Дху Хартаха; не приятное скопление полок, заводей и ручьев, около которых ребенок мог бы играть целое лето, не уставая, как Белл-Рок или Скерривор , а один овальный узелок черного капкана, скудно усыпанный неприметным фукусом, и живой в каждой щели с грязным насекомым между плиткой и жуком. Никакой другой жизни не было, кроме морских птиц и самого моря, которое бегало здесь, как мельничный бег, и вечно рычало у внешнего рифа, а в самую тихую погоду ревело и хлынуло на рок сам по себе. [ 8 ]
Значение имени
[ редактировать ]переводится Дубх Артах как «Черная скала», а артах - ныне устаревшее гэльское слово, обозначающее скалу или каменистую почву, оба на шотландском гэльском языке. [ 9 ] и на ирландском языке . [ 10 ] Вариация между англизированными формами Дубх Артах и Дху Хартач представляет собой простой случай ложного разделения , когда последний [h] в [t̪uh arˠʃt̪əx] в произношении, по-видимому, является частью следующего слова, что предполагает *hartach или heartach для неподготовленного уха .
Стивенсон считал, что «черный и мрачный» — это перевод названия, отмечая, что «как обычно, на гэльском языке оно не единственное». [ 11 ] Адамнан VII века в своей книге «Жизнь святого Колумбы» поэтически называет скалу Ан Дубх Яр-стак «Черным стогом Запада». [ 12 ] Уотсон (1926) предполагает, что корень - древнеирландское hirt , означающее «смерть» (что, по его мнению, также происходит на Хирте , главном острове архипелага Сент-Килда ), и предлагает am Duibh-hirteach , что означает «черный смертоносный». [ 13 ] шхера была также известна как Скала Святого Иоанна . До постройки маяка [ 14 ]
Планирование и строительство маяка
[ редактировать ]
Между 1800 и 1854 годами на рифе потерпело крушение тридцать кораблей; [ 15 ] однако требование к маяку заключалось не только в том, чтобы предостерегать моряков от самого Дху Хартаха, но и вести их мимо грозных скал Торран , которые лежат между Росс-оф-Мулл и Колонсей . Первоначально это считалось невозможным местом для маяка, но потеря парохода «Буссора» со всеми тридцатью тремя руками во время его первого плавания в 1863 году и ошеломляющих 24 судов, находившихся в этом районе во время шторма 30–31 декабря 1865 года. поощрял позитивные действия под давлением лондонской страховой компании Lloyd's и капитана Адмиралтейства Бедфорда. [ 15 ] [ 16 ] Инженерными работами руководила знаменитая семья инженеров Стивенсонов, братья Томас (отец Роберта Луи ) и Дэвид, начавшие работу в 1866 году. [ 6 ] Томас отметил, что «это будет работа необычного масштаба». [ 15 ]

Земельной базой для строительства фонаря стал Эрраид недалеко от Ионы . На маленьком острове, расположенном в четырнадцати милях от Дху-Хартаха в открытом море, располагался гранитный карьер и береговая станция, когда работы над маяком были завершены. Первоначальное строительство на скале, начавшееся 25 июня 1867 года. [ 17 ] под руководством Алана Бребнера требовался железный барак для рабочих. Летние штормы вызвали открытое море, в результате чего вода упала на крышу на высоте 77 футов (23 м) над уровнем моря. Он держался твердо, хотя четырнадцать человек, включая Бребнера, находились там в ловушке в течение пяти дней, и в какой-то момент морская вода хлынула через люк, закружилась вокруг них и вышла с оставшимися запасами еды. [ 15 ] Описывая аналогичный случай, Р. Л. Стивенсон писал:
Мужчины сидели высоко в плену в своем железном барабане, от которого затем раздавались удары брызг... Именно тогда бригадир-строитель, мистер Гудвилли, которого я вижу перед собой в его каменном одеянии из неразборчивых тряпок, опустите скрипку и заиграйте человеческую менестрель среди музыки штормов. [ 8 ]
Несмотря на эти трудности, был выкопан котлован диаметром 36 футов (11 метров), и к 1869 году была завершена строительство прочной части башни, возвышающейся на 32 фута (9,8 м) над уровнем фундамента. Это был немалый подвиг. Однажды одиннадцать двухтонных камней были вырваны из третьего ряда каменной кладки и унесены со скалы, и их больше никогда не видели. [ 6 ] [ 18 ] Роберт Стивенсон отметил, что это разрушение произошло на той же высоте «над морем, что и стеклянные панели в фонаре маяка Смитона » в Эддистоне . [ 19 ]

Твердое основание весом 1840 тонн возвышается более чем на 64 фута (20 м) над бушующим морем, что более чем в два раза выше, чем у его ближайшего британского конкурента Скерривора . [ 20 ] [ 21 ] Блоки, которым придали форму и установили на Эрраиде, были отбуксированы к скале на баржах пароходом «Дхухартах», каждая баржа грузоподъемностью 16 тонн. Каменные работы были завершены в 1871 году, а фонарь, оптический прибор и противотуманный колокол были установлены в следующем году. Дубх Артах стал первым изолированным каменным фонарем в Великобритании, в котором использовался парафин . Готовая башня возвышается на 101 фут (31 м) над фундаментом, состоящая из семидесяти семи рядов каменной кладки. [ 6 ]
Общая стоимость работ, проведенных Советом Северного маяка, составила 65 784 фунта стерлингов, не считая затрат на создание береговой станции на Эрраиде в размере 10 300 фунтов стерлингов. [ 22 ] Однако необыкновенный характер работы не следует сводить к простым цифрам. Стивенсон был вынужден отметить следующее:
Было бы неблагородно, если бы такая великая и опасная работа закончилась безуспешно и не было бы воздано хвалы таким людям, как г-н Бребнер, постоянный суперинтендант, г-н МакГрегор, капитан парохода, г-н Гудвилли, мастер-строитель на пароходе. рок и мистер Ирвин, мастер посадки. Если бы была достигнута полная справедливость, список должен был бы быть намного длиннее, но я могу только добавить, что из всех рабочих, которые пожертвовали своей жизнью, чтобы закончить маяк Дху Хартач, очень немногие превратились в трусов. И это общая история всех подобных начинаний. [ 23 ]
Ранние операции
[ редактировать ]![]() | |
![]() | |
Расположение | Шхера Дху Хартач 18 миль (29 км) к западу от Колонсей , Аргайл , Шотландия |
---|---|
Сетка ОС | НМ1215702955 |
Координаты | 56 ° 07'59 "с.ш. 6 ° 37'58" з.д. / 56,1331 ° с.ш. 6,63273 ° з.д. |
Башня | |
Построенный | 1872 ![]() |
Построено | Томас Стивенсон ![]() |
Строительство | камень, гранит (башня) ![]() |
Автоматизированный | 1971 ![]() |
Высота | 38 м (125 футов) ![]() |
Форма | коническая цилиндрическая башня с балконом и фонарем, включающим помещение смотрителя |
Маркировка | красный и белый (башня), черный (фонарь) ![]() |
Источник питания | солнечная энергия ![]() |
Оператор | Совет Северного маяка ![]() |
Наследство | памятник архитектуры категории А ![]() |
Свет | |
Фокусная высота | 44 м (144 футов) ![]() |
Диапазон | 20 миль (37 км; 23 мили) ![]() |
Характеристика | Фл(2) Вт 30 с ![]() |
Завершение строительных работ не привело к устранению опасностей. Во время отлива пристань находится на высоте сорока футов над лодкой, но не полностью вне досягаемости волн. Приземления, за исключением ненадежного использования свисающих с вышки веревок, были весьма необычными даже в спокойные дни. [ 6 ] Штормовое море может подняться до необычайной высоты. В первый год эксплуатации медный громоотвод был вырван из гнезд штормом на высоте 92 футов (28 м) над паводком. [ 6 ]
Первым главным хранителем был Джеймс Юинг, который присматривал за светом следующие одиннадцать лет. Несмотря на исключительно неблагоприятные условия, в которых оказались хранители, в результате чего они получали дополнительные выплаты натурой, Юинг был не единственным, кто служил свету десять и более лет. [ 6 ] [ 24 ] Однако некоторым одинокая скала и ее тесные помещения показались не столь им по вкусу. Нужно было помешать нырнуть в море и попытаться доплыть до берега. [ 15 ]
Более поздние события
[ редактировать ]- В 1874 году главный хранитель сообщил об инциденте, который предполагал, что скала испытала землетрясение, но башня устояла. [ 15 ]
- Связь Роберта Льюиса Стивенсона со строительством Дубх-Артаха и его береговой станции сыграла значительную роль в его романе 1886 года «Похищенный» , в котором главный герой, Дэвид Бальфур , переживает опасности Торранских скал и оказывается на Эрраиде . [ 25 ]
- В 1890 году вокруг средней части башни была нарисована характерная красная полоса, чтобы отличить ее от Скерривора , расположенного в 20 милях (32 км) к северо-западу, который обслуживался с той же береговой станции. [ 6 ]
- Спор по поводу финансирования маяков привел к визиту в 1898 году Дубх-Артаха некоторых видных людей, в том числе президента Совета по торговле и министра финансов сэра Майкла Хикс-Бича .
- Название маяка было изменено в 1964 году с Дхухартах на нынешнюю форму Дубх Артах . Причины этого не ясны, хотя последнее, возможно, легче писать на англоязычных языках . [ 12 ]
- Маяк был полностью автоматизирован в 1971 году, а в следующем году была построена вертолетная площадка , позволяющая проводить работы по техническому обслуживанию без необходимости высадки на море. [ 26 ] Совет Северного маяка , штаб-квартира которого с 1832 года находится на Джордж-стрит, 84 в Эдинбурге, удаленно контролирует свет.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Главное регистрационное управление Шотландии (28 ноября 2003 г.) Периодический документ № 10: Статистика обитаемых островов. Архивировано 2 апреля 2010 г. в archive.today. Проверено 9 июля 2007 г.
- ^ Хасуэлл-Смит (2004), с. 94.
- ^ Обзор боеприпасов "Получите карту" . Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ Маккирди и др. (2007) с. 207.
- ^ Мюррей (1973), стр. 67–69.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Николсон (1995), стр. 146–57.
- ^ Стивенсон, Д.А. (25 апреля 1876 г.) Маяк Дху Хартач . Учеб. Инст. Гражданский. англ.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенсон (1887), с. 83.
- ^ Двелли, Э. (1941) Иллюстрированный гэльско-английский словарь с. 48.
- ^ Диннин, П. (1927) Ирландский и английский словарь, стр. 60.
- ^ Стивенсон (1872) с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б «Маяк Дубх-Артач». Архивировано 28 сентября 2007 года в Совете северного маяка Wayback Machine . Проверено 7 сентября 2008 г.
- ^ Уотсон (1994) с. 98
- ^ Стивенсон (1872) с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Батхерст (2000), стр. 210–35.
- ^ Стивенсон (1872), стр. 4, 6.
- ^ Стивенсон (1872) с. 6.
- ^ Манро (1979) с. 162.
- ^ Стивенсон (1872) с. 8.
- ^ Роулетт, Расс. «Маяки Шотландии: Аргайл и Бьют» . Справочник маяков . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Black Arctic Совет Северного маяка . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Манро (1979) с. 163.
- ^ Стивенсон (1872), стр. 18–20.
- ^ Манро (1979), стр. 162, 181.
- ^ Стивенсон, Роберт Луи (1886) Похищен . Касселл и компания.
- ^ Манро (1979), стр. 259, 262.
- Библиография
- Батхерст, Белла (2000) Маяк Стивенсонов . Лондон. Фламинго.
- Хасуэлл-Смит, Хэмиш (2004) Шотландские острова . Эдинбург. Кэнонгейт.
- МакКирди, Алан Гордон, Джон и Крофтс, Роджер (2007) Земля гор и наводнений: геология и формы рельефа Шотландии . Эдинбург. Бирлинн.
- Манро, RW (1979) Шотландские маяки . Сторновей. Туле Пресс.
- Мюррей, WH (1973) Острова Западной Шотландии. Лондон. Эйр Метуэн.
- Николсон, Кристофер. (1995) Рок-маяки Британии: Конец эпохи? Кейтнесс. Уиттлс.
- Стивенсон, Роберт Луи (1887) Воспоминания и портреты . Чатто и Виндус. Перепечатано 1st World Publishing, 2004 г.
- Стивенсон, Роберт Луи (1995) Новый маяк на скале Дху Хартач, Аргайлшир . Калифорния. Музей Сильверадо. На основе рукописи 1872 года под редакцией Сверингена, Р.Г.
- Уотсон, WJ (1994) Кельтские топонимы Шотландии . Эдинбург. Берлин. ISBN 1-84158-323-5 . Впервые опубликовано в 1926 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История NLB Arctic Black
- Р. Л. Стивенсона Воспоминания и портреты .
- Веб-сайт Bellrock, посвященный RLS, Эрраиду и Дубху Артаху, получено 24 марта 2007 г.
- Веб-сайт острова Эрраид - ранняя история, включая строительство Стивенсоном Дубх-Артаха . Проверено 11 декабря 2014 г.