Jump to content

На водных реках Вавилон (Райнкен)

конца XVII века Первая страница копии органной табулатуры с примечанием, сделанным рукой И.С. Баха : [ 1 ] Райнкена « О реках водного Вавилона» . [ 2 ]

«Вавилон Вассерфлюссена» хоральная фантазия для органа Иоганна Адама Рейнкена , основанная на « Вавилоне Вассерфлюссена XVI века », лютеранском гимне Вольфганга Дахштейна . Райнкен, вероятно, сочинил фантазию в 1663 году, отчасти как дань уважения Генриху Шейдеману , его наставнику и предшественнику на посту органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге . [ 3 ] состоящее из 327 тактов . Это самое обширное репертуарное произведение такого рода, [ 4 ] [ 5 ] Постановка Рейнкена является ярким представителем северогерманского стиля органной музыки . [ 5 ] [ 6 ]

Иоганн Адам Рейнкен, отрывок из картины Йоханнеса Вурхаута 1674 года «Музыкальная компания» . [ 7 ] [ 8 ]
Орган Рейнкена ( реконструкция Флентропа ) в церкви Святой Екатерины в Гамбурге . [ 9 ]

Текст произведения Вольфганга Дахштейна « An Wasserflüssen Babylon » («У рек Вавилона») представляет собой перефразирование 137-го псалма ( Super flumina Babylonis ), в котором евреи оплакивают свое вавилонское пленение . Мелодия гимна имеет тактовую форму : [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Гимн был опубликован в 1525 году и к 1740 году был принят в несколько крупных немецких гимнов. [ 10 ]

Генриха Шейдемана можно считать изобретателем хоральной фантазии для органа и, судя по более чем пятнадцати соответствующим произведениям, наиболее плодовитым автором этого жанра. [ 13 ] Это было расширение жанра «Фантазия» , разработанного Яном Питерсом Свелинком . [ 5 ] Примерно в середине 1650-х годов Рейнкен был, вероятно, примерно в тот же период, что и Дитрих Букстехуде , в течение нескольких лет учеником Шайдемана, после чего вернулся в Нидерланды. [ 14 ] Вызванный своим бывшим учителем в 1659 году, он стал его помощником органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге . [ 14 ] Около 1660 года фантастическое стилус было доминирующим стилем среди органистов Гамбурга, отпечаток которого несут хоральные фантазии Райнкена и Букстехуде. [ 5 ]

В 1663 году Шейдеман умер, и Рейнкен сменил его на посту органиста церкви Святой Екатерины. [ 3 ] [ 14 ] Allein zu dir , поздняя хоральная фантазия Шайдемана, имеет много общего с «Вавилоном Вассерфлюссена» Райнкена , поэтому предполагается, что Райнкен сочинил свою постановку примерно в то же время, как шедевр, завершающий его школьное обучение. [ 5 ] или, что наиболее вероятно, когда он вступил в должность преемника Шейдемана в церкви св. Екатерины. [ 3 ] Рейнкена, Хоральная постановка похоже, не предназначалась для литургического использования, ни как прелюдия к исполняемому хоралу , ни для альтернативного исполнения, а скорее как модель для импровизации, демонстрирующая несколько техник. [ 15 ]

В своем «Вавилоне Вассерфлюссена » Рейнкен охватывает все техники хоральной фантазии: cantus Firmus , фуга , эхо, образное письмо и украшенный хорал. [ 4 ] Композиция представляет собой сборник северогерманского стиля органной музыки . [ 5 ] [ 7 ] Стихи хорала Дахштейна состоят из десяти строк. [ 4 ] Третья и четвертая строки поются на ту же мелодию, что и первые две строки, которая является Штолленом хоральной мелодии, поэтому первая и вторая строки могут быть обозначены как первый Штоллен , а следующие две строки - как повтор Штоллена . [ 5 ] Следуя схеме фантазии Свелинка, « Вавилон Вассерфлюссена » Рейнкена состоит из трех разделов: «Exordium» (экспозиция), «Medium» (средняя часть) и «Finis» (финал): [ 5 ]

Начало
  • такты 1–81, строки 1–2 гимна. [ 5 ]
  • такты 82–107, строки 3–4 гимна. [ 5 ]
Середина
  • такты 108–235, строки 5–8 гимна. [ 5 ]
законченный
  • такты 236–327, строки 9–10 гимна. [ 5 ]

Бары 1–107

[ редактировать ]

В гимне «Вассерфлюссен Вавилон» Штоллен представляет собой мелодию для двух строк текста, здесь представленных двумя тактами: [ 5 ] [ 16 ]


{ \key f \major 
\set Score.tempoHideNote = ##t
\темп 2=72
\set Staff.midiInstrument = "английский рожок"
\override Score.TimeSignature #'transparent = ##t 
\override Score.BarNumber #'transparent = ##t
\время 6/2
c''2 d''4 c'' a'2 c'' bes'4 bes' a'2
g'2 a'4 bes' c''2 bes'4 a' g'2 f'
}

Первый туннель

[ редактировать ]

Первые две строки текста гимна, или первый Штоллен , являются предметом первых 81 такта хоральной фантазии Рейнкена. [ 5 ] Мелодия первой строки гимна узнаваема как cantusfirmus тенора в первых шести тактах композиции: [ 17 ] [ 18 ]

Первая часть Штоллена развивается как монодия (исполняемая правой рукой) на фугальной обстановке, что является приемом, типичным для хоральных прелюдий Шайдемана. Таким образом, по мнению Питера Дирксена [ nl ] , этот первый эпизод «Штоллена» можно рассматривать как дань уважения Райнкена Шайдеману. [ 3 ] [ 5 ]

Каждая из двух линий обрабатывается плотным контрапунктом , одинаковым для обеих линий. В целом фигурация отступает в пользу мотет напоминающей полифонии, . [ 5 ]

Повторение Штоллена

[ редактировать ]

Повтор «Штоллена » , третьей и четвертой строк текста гимна, следует в тактах с 82 по 107. Повтор «Штоллена» короче , чем первый «Штоллен» , и привносит элемент виртуозности. В третьей строке левая рука играет с художественными украшениями тенора вплоть до самых высоких нот на клавиатуре, тогда как четвертая строка характеризуется украшением дискантного голоса. [ 4 ] [ 5 ]

Барс 108–235

[ редактировать ]

В строках с пятой по восьмую мелодии гимна есть такая мелодия, каждая строка представлена ​​тактом: [ 12 ]


{ \key f \major 
\set Score.tempoHideNote = ##t
\темп 2=72
\set Staff.midiInstrument = "английский рожок"
\override Score.TimeSignature #'transparent = ##t 
\override Score.BarNumber #'transparent = ##t
\время 6/2
ж'2 г'4 а' бес'2 г' а'4 г' ж'2
f'2 a'4 bes' c''2 d'' a'4 bes' c''2
\время 5/2 
а'2 с''4 д'' с'' а' бес'2 а'
\время 7/2
d''2 d''4 d'' g'2 c'' bes'4( g') a'2 g'
}

Со своими 128 тактами это самая обширная часть хоральной фантазии, в которой последовательно рассматриваются пятая-восьмая строки хорала. Раздел имеет симметричное построение: крайние эпизоды (пятая и восьмая строки) развивают схожую канцонную тему, а центральные эпизоды (шестая и седьмая строки) имеют пунктирный ритм и используют прием эха. [ 5 ]

Барс 236–327

[ редактировать ]

Хотя последняя часть хоральной фантазии развивает только оставшиеся две строки гимна «Вавилон Вассерфлюссен», тем не менее, она, как и предыдущая часть, состоит из четырех эпизодов. [ 5 ]

Девятая строка

[ редактировать ]

Предпоследняя строка хорального напева. [ 12 ]


{ \key f \major 
\set Score.tempoHideNote = ##t
\темп 2=72
\set Staff.midiInstrument = "английский рожок"
\override Score.TimeSignature #'transparent = ##t 
\override Score.BarNumber #'transparent = ##t
\время 7/2
бес'2 а'4 г' ж'2 г' е'4 (ф') д'2 с'
}

развит дважды в тактах 236–290: [ 5 ]

  • Сначала как стилистически архаичный канон , заканчивающийся увеличенным кантусом фирмы в педали. [ 5 ] Двойное уменьшение в этом отрывке похоже на отрывок из «Nein zu dir» Шайдемана , такты 87 и далее. [ 19 ]
  • Далее следует драматическое взаимодействие, которое, кажется, вдохновлено вокальными формами, такими как Geistliches Konzert . [ 5 ]

Десятая строка

[ редактировать ]

Последняя строка хорала, [ 12 ]


{ \key f \major 
\set Score.tempoHideNote = ##t
\темп 2=72
\set Staff.midiInstrument = "английский рожок"
\override Score.TimeSignature #'transparent = ##t 
\override Score.BarNumber #'transparent = ##t
\время 8/2 
c'2 f'4 g' a' bes' c''2(a'4 bes' g'2) f'1
\бар "|."}

начиная с такта 291, сначала обрабатывается в форме диалогического эха, за которым следует расширенная виртуозная кода, в которой также используется техника эха. [ 5 ] Эти заключительные отрывки хоральной фантазии, начинающиеся с быстрых мелодических линий в обеих руках, имитирующих друг друга почти как канон, очень близки к тому, чем заканчивается «Allein zu dir» Шайдемана . [ 3 ]

Конец кода, [ 20 ] [ 21 ]

демонстрирует необычный жест: мелодическая линия спускается по гамме к конечной ноте. [ 20 ]

Согласно анекдоту из Иоганна Готфрида Вальтера » «Музыкального лексикона (1732), Райнкен отправил копию своего «Вавилона Вассерфлюссена » в качестве своего портрета великому музыканту в Амстердаме, который прокомментировал свое безрассудство, чтобы стать преемником такого знаменитого человека. как Шейдеман. Этот экземпляр утерян: сохранившаяся в Амстердаме копия произведения была отправлена ​​туда в XIX веке и основана на берлинской рукописи. [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Как сообщается в его некрологе , опубликованном в 1754 году, Иоганн Себастьян Бах знал хоральную постановку Рейнкена «Вавилон Вассерфлюссена» . [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] Два с половиной столетия спустя стало ясно, что Бах знал это произведение с подросткового возраста. [ 1 ] [ 27 ] Во время учебы в северной Германии в начале 18 века Бах несколько раз приезжал в Гамбург, чтобы послушать игру Рейнкена. [ 28 ] Самые ранние известные версии органной настройки Баха гимна Дахштейна, BWV 653b и 653a, возникли в его Веймарский период (1708–1717) . [ 29 ] В начале 1720-х годов Бах почти полчаса импровизировал на «Вавилоне Вассерфлюссена» на органе церкви Святой Екатерины в Гамбурге, на представлении, на котором присутствовал стареющий Рейнкен. [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Когда концерт завершился, Рейнкен похвалил Баха за эту импровизацию: «Я думал, что это искусство мертво, но вижу, что оно живет в вас». [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Во второй половине 1740-х годов Бах переработал свою An Wasserflüssen Babylon хоральную прелюдию к версии BWV 653, включенной в « Большие восемнадцать хоральных прелюдий» , добавив семитактную коду: [ 20 ] [ 31 ]

Эта кода заканчивается нисходящей гаммой, напоминающей ту, которая завершает сеттинг Рейнкена (см. Выше ): Рассел Стинсон интерпретирует это как музыкальное почтение Рейнкену. [ 20 ] Он пишет: «Трудно не поверить, что эта переписка представляет собой акт почтения». [ 20 ] Однако, несмотря на то, что сочинение Баха было сочинено в Лейпциге в традициях Тюрингии, созерцательное «завораживающее» настроение Баха далеко от его более ранних импровизационных сочинений в Гамбурге и хоральной фантазии Рейнкена: более поздняя хоральная прелюдия сдержана, с ее cantus Firmus тонко приукрашена. [ 32 ] [ 33 ]

В первой части своей биографии Баха , опубликованной в 1873 году, Филипп Спитта признает, что хоральная фантазия Рейнкена приобрела дополнительный блеск благодаря анекдоту с участием Баха, добавляя, что, тем не менее, это произведение заслуживает отдельного рассмотрения. [ 27 ] [ 34 ] В следующем десятилетии Август Готфрид Риттер менее благосклонно отзывается о композиции, описывая ее искусственность как оторванную от литургической практики. [ 27 ]

Оценка выпусков

[ редактировать ]

В 1974 году Breitkopf & Härtel опубликовали органные произведения Райнкена, в том числе «Вавилон Вассерфлюссена » под редакцией Клауса Бекмана [ де ] . [ 18 ] [ 35 ] На момент публикации были известны две сохранившиеся копии сочинения Райнкена, обе они произошли от утерянной берлинской рукописи. [ 36 ] Издание Бекмана для Шотта было опубликовано в 2004 году. [ 37 ] Питер Дирксен представил новое издание для Breitkopf: в предисловии к этой публикации 2005 года он описывает хоральную фантазию как передаваемую через один источник. [ 17 ] [ 38 ]

Примерно в 2006 году Майкл Мол и Питер Волльни обнаружили Weimarer Orgeltabulatur , содержащую ранее неизвестную органную табулатурную Райнкена версию «An Wasserflussen Babylon» . [ 39 ] Эта копия хоральной фантазии возникла в конце 17 века в кругах Георга Бема : примечание к рукописи, сделанное рукой Иоганна Себастьяна Баха, датирует ее 1700 годом. [ 1 ] Опубликовав факсимиле этой рукописи в 2007 году, Мол и Уоллни опубликовали ее отредактированную партитуру в 2008 году. [ 2 ] [ 40 ]

Райнкена Записи "Вавилон Вассерфлюссена"
Рек. Орган органист Альбом Дур.
1967 Шнитгер, Нордбрук Леонхардт Исторический орган: Голландия . Telefunken , The Old Work , 1968. SAWT 9521-B (LP) 17:22
1970 Гаррелс, Пурмеренд [ c ] Йонгепьер [ Нидерланды ] Исторические записи органа Гаррелса Пурмеренд . ВЛС, 2000. SRGP01 (компакт-диск) 19:30
1990 Шнитцер, Гронинген Фогель Арп Шнитгер Opera Omnia, Vol. 1 . Органа, 1991. ORA 3301 (CD) 19:13
1994 Гус/Шнитгер, Штаде [ де ] Книги [ де ] Памятники органной архитектуры в стиле барокко: орган Гусса/Шнитгера в СС Космае и Дамиани в Штаде . Амбитус, 1995. AMB 97 800 (CD) 17:16
1999 Шнитгер, Гамбург Фоккруль Й. А. Рейнкен, Н. Брюнс: Полное собрание органных произведений . Ricercar , 2002. RIC 204 (компакт-диск) 16:50
2000 Шнитцер, Гронинген Фогель Исторические органы, Vol. 1: Шнитгер-Оргель дер Аа-керк Гронинген . Органеум, 2003. OC-39902 (CD) 16:30
2006 Шнитгер, Гамбург Цендер Ранние нотные рукописи И. С. Баха . Карус , 2006. 83 197 (CD) 19:16
2006 Хагельштейн [ де ] , Гартоу Пламя Дж. А. Рейнкен • Кнеллер • Гейст: Полное собрание органных сочинений . cpo , 2007. 777 246-2 (гибрид SACD/CD) 15:40
2008 Шонат, Амстердам [ nl ] Винсемиус [ nl ] Северо-германское барокко, Том II: Бернард Винсемиус . Токката, 2016. TRR 99017 (CD) 18:07
2011 Вершуерен [ c ] , Дордрехт Ардеш Изобретение 1 . MPD-классика, 2012. 20071010 (CD) 21:24
2012 , Сегодня вечером Падуя Стелла Рейнкен: Полное собрание музыки для клавесина и органа . Блестящие , 2014. 94606 (CD) 18:01
2013 Stellwagen, Штральзунд [ de ] Рост [ из ] Северогерманское органное искусство, Том 3: Гамбург . ЦРТ , 2013. 320 1816-2 (CD) 16:40
2013 Флентроп, Гамбург ван Дейк [ де ] Регина Рената: Орган в церкви Св. Катаринен в Гамбурге . Ми-бемоль мажор, 2014. ES 2050 (CD) 19:11
2014 Флентроп, Гамбург де Врис Зитце де Врис: Катариненкирхе Гамбург . Состояние фуги, 2014. JSBH011214 (CD) [ 9 ] 20:51
  1. ^ Перейти обратно: а б с Байсвенгер 2017 , 248–249 стр . .
  2. ^ Перейти обратно: а б Бах 2007 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Дирксен 2017 , с. 116 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Шеннон 2012 , с. 207 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Дирксен 2005 , с. 4.
  6. ^ Вольф 2000 , с. 64 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2016 , с. 119 .
  8. ^ Музыкальная компания Йоханнеса Вурхаута, 1674 г., на сайте Гамбургского музея .
  9. ^ Перейти обратно: а б Хофвеген 2014 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Лихи 2011 , с. 37 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Стинсон 2001 , с. 78 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Терри 1921 год .
  13. ^ Дирксен 2005 , стр. 3–4.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Дирксен 2005 , с. 3.
  15. ^ Белотти 2011 .
  16. ^ Стинсон 2012 , Глава 2: «Бах и разнообразные штоллены», стр. 28–39 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Рейнкен 2005 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Рейнкен 1974 .
  19. ^ Дирксен 2017 , стр. 112 , 116 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Стинсон 2001 , 79–80 стр . .
  21. ^ Рейнкен 1974 , стр. 21.
  22. ^ Белотти 2011 , стр. 103–104.
  23. ^ Бекманн 1974 , с. 45.
  24. ^ Вальтер 1732 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Шюте 2016 стр 39–40 . , .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Агрикола и Бах 1754 , с. 165.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Белотти 2011 , с. 104.
  28. ^ Форкель и Терри 1920 , стр. 12–13.
  29. ^ Работы 00745 и 00744 на сайте Bach Digital .
  30. ^ Перейти обратно: а б Форкель и Терри 1920 , стр. 20–21.
  31. ^ БД Mus.ms. Бах P 271, Fascicle 2 на веб-сайте Bach Digital ( Mus.ms. Bach P 271 на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ), РИСМ   467300876 , с. 68
  32. ^ Гек, Мартин (2006), Иоганн Себастьян Бах: Жизнь и работа , перевод Джона Харгрейвса, Houghton Mifflin Harcourt , стр. 507–509, ISBN  0151006482
  33. ^ Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , стр. 348–349, ISBN  0-521-89115-9
  34. ^ Спитта 1899 , с. 198.
  35. ^ Коллинз 2016 , сноска 64 стр. 207 .
  36. ^ Бекманн 1974 , с. 45–46.
  37. ^ Рейнкен 2004 .
  38. ^ Дирксен 2005 , с. 6.
  39. ^ Стинсон 2012 , стр. 16 , 186 .
  40. ^ Рейнкен 2008 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c95a1b879edaef02d8502e91deda1cf__1688493060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/cf/2c95a1b879edaef02d8502e91deda1cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
An Wasserflüssen Babylon (Reincken) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)