На водных реках Вавилон (Райнкен)

«Вавилон Вассерфлюссена» — хоральная фантазия для органа Иоганна Адама Рейнкена , основанная на « Вавилоне Вассерфлюссена XVI века », лютеранском гимне Вольфганга Дахштейна . Райнкен, вероятно, сочинил фантазию в 1663 году, отчасти как дань уважения Генриху Шейдеману , его наставнику и предшественнику на посту органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге . [ 3 ] состоящее из 327 тактов . Это самое обширное репертуарное произведение такого рода, [ 4 ] [ 5 ] Постановка Рейнкена является ярким представителем северогерманского стиля органной музыки . [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Текст произведения Вольфганга Дахштейна « An Wasserflüssen Babylon » («У рек Вавилона») представляет собой перефразирование 137-го псалма ( Super flumina Babylonis ), в котором евреи оплакивают свое вавилонское пленение . Мелодия гимна имеет тактовую форму : [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Гимн был опубликован в 1525 году и к 1740 году был принят в несколько крупных немецких гимнов. [ 10 ]
Генриха Шейдемана можно считать изобретателем хоральной фантазии для органа и, судя по более чем пятнадцати соответствующим произведениям, наиболее плодовитым автором этого жанра. [ 13 ] Это было расширение жанра «Фантазия» , разработанного Яном Питерсом Свелинком . [ 5 ] Примерно в середине 1650-х годов Рейнкен был, вероятно, примерно в тот же период, что и Дитрих Букстехуде , в течение нескольких лет учеником Шайдемана, после чего вернулся в Нидерланды. [ 14 ] Вызванный своим бывшим учителем в 1659 году, он стал его помощником органиста в церкви Святой Екатерины в Гамбурге . [ 14 ] Около 1660 года фантастическое стилус было доминирующим стилем среди органистов Гамбурга, отпечаток которого несут хоральные фантазии Райнкена и Букстехуде. [ 5 ]
В 1663 году Шейдеман умер, и Рейнкен сменил его на посту органиста церкви Святой Екатерины. [ 3 ] [ 14 ] Allein zu dir , поздняя хоральная фантазия Шайдемана, имеет много общего с «Вавилоном Вассерфлюссена» Райнкена , поэтому предполагается, что Райнкен сочинил свою постановку примерно в то же время, как шедевр, завершающий его школьное обучение. [ 5 ] или, что наиболее вероятно, когда он вступил в должность преемника Шейдемана в церкви св. Екатерины. [ 3 ] Рейнкена, Хоральная постановка похоже, не предназначалась для литургического использования, ни как прелюдия к исполняемому хоралу , ни для альтернативного исполнения, а скорее как модель для импровизации, демонстрирующая несколько техник. [ 15 ]
Музыка
[ редактировать ]В своем «Вавилоне Вассерфлюссена » Рейнкен охватывает все техники хоральной фантазии: cantus Firmus , фуга , эхо, образное письмо и украшенный хорал. [ 4 ] Композиция представляет собой сборник северогерманского стиля органной музыки . [ 5 ] [ 7 ] Стихи хорала Дахштейна состоят из десяти строк. [ 4 ] Третья и четвертая строки поются на ту же мелодию, что и первые две строки, которая является Штолленом хоральной мелодии, поэтому первая и вторая строки могут быть обозначены как первый Штоллен , а следующие две строки - как повтор Штоллена . [ 5 ] Следуя схеме фантазии Свелинка, « Вавилон Вассерфлюссена » Рейнкена состоит из трех разделов: «Exordium» (экспозиция), «Medium» (средняя часть) и «Finis» (финал): [ 5 ]
- Начало
- Середина
- такты 108–235, строки 5–8 гимна. [ 5 ]
- законченный
- такты 236–327, строки 9–10 гимна. [ 5 ]
Бары 1–107
[ редактировать ]В гимне «Вассерфлюссен Вавилон» Штоллен представляет собой мелодию для двух строк текста, здесь представленных двумя тактами: [ 5 ] [ 16 ]

Первый туннель
[ редактировать ]Первые две строки текста гимна, или первый Штоллен , являются предметом первых 81 такта хоральной фантазии Рейнкена. [ 5 ] Мелодия первой строки гимна узнаваема как cantusfirmus тенора в первых шести тактах композиции: [ 17 ] [ 18 ]
Первая часть Штоллена развивается как монодия (исполняемая правой рукой) на фугальной обстановке, что является приемом, типичным для хоральных прелюдий Шайдемана. Таким образом, по мнению Питера Дирксена , этот первый эпизод «Штоллена» можно рассматривать как дань уважения Райнкена Шайдеману. [ 3 ] [ 5 ]
Каждая из двух линий обрабатывается плотным контрапунктом , одинаковым для обеих линий. В целом фигурация отступает в пользу мотет напоминающей полифонии, . [ 5 ]
Повторение Штоллена
[ редактировать ]Повтор «Штоллена » , третьей и четвертой строк текста гимна, следует в тактах с 82 по 107. Повтор «Штоллена» короче , чем первый «Штоллен» , и привносит элемент виртуозности. В третьей строке левая рука играет с художественными украшениями тенора вплоть до самых высоких нот на клавиатуре, тогда как четвертая строка характеризуется украшением дискантного голоса. [ 4 ] [ 5 ]
Барс 108–235
[ редактировать ]В строках с пятой по восьмую мелодии гимна есть такая мелодия, каждая строка представлена тактом: [ 12 ]

Со своими 128 тактами это самая обширная часть хоральной фантазии, в которой последовательно рассматриваются пятая-восьмая строки хорала. Раздел имеет симметричное построение: крайние эпизоды (пятая и восьмая строки) развивают схожую канцонную тему, а центральные эпизоды (шестая и седьмая строки) имеют пунктирный ритм и используют прием эха. [ 5 ]
Барс 236–327
[ редактировать ]Хотя последняя часть хоральной фантазии развивает только оставшиеся две строки гимна «Вавилон Вассерфлюссен», тем не менее, она, как и предыдущая часть, состоит из четырех эпизодов. [ 5 ]
Девятая строка
[ редактировать ]Предпоследняя строка хорального напева. [ 12 ]

развит дважды в тактах 236–290: [ 5 ]
- Сначала как стилистически архаичный канон , заканчивающийся увеличенным кантусом фирмы в педали. [ 5 ] Двойное уменьшение в этом отрывке похоже на отрывок из «Nein zu dir» Шайдемана , такты 87 и далее. [ 19 ]
- Далее следует драматическое взаимодействие, которое, кажется, вдохновлено вокальными формами, такими как Geistliches Konzert . [ 5 ]
Десятая строка
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно и не относится упоминает основную тему ( Апрель 2018 г. ) |
Последняя строка хорала, [ 12 ]

начиная с такта 291, сначала обрабатывается в форме диалогического эха, за которым следует расширенная виртуозная кода, в которой также используется техника эха. [ 5 ] Эти заключительные отрывки хоральной фантазии, начинающиеся с быстрых мелодических линий в обеих руках, имитирующих друг друга почти как канон, очень близки к тому, чем заканчивается «Allein zu dir» Шайдемана . [ 3 ]
демонстрирует необычный жест: мелодическая линия спускается по гамме к конечной ноте. [ 20 ]
Прием
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно и не относится упоминает основную тему ( Апрель 2018 г. ) |
Согласно анекдоту из Иоганна Готфрида Вальтера » «Музыкального лексикона (1732), Райнкен отправил копию своего «Вавилона Вассерфлюссена » в качестве своего портрета великому музыканту в Амстердаме, который прокомментировал свое безрассудство, чтобы стать преемником такого знаменитого человека. как Шейдеман. Этот экземпляр утерян: сохранившаяся в Амстердаме копия произведения была отправлена туда в XIX веке и основана на берлинской рукописи. [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Как сообщается в его некрологе , опубликованном в 1754 году, Иоганн Себастьян Бах знал хоральную постановку Рейнкена «Вавилон Вассерфлюссена» . [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] Два с половиной столетия спустя стало ясно, что Бах знал это произведение с подросткового возраста. [ 1 ] [ 27 ] Во время учебы в северной Германии в начале 18 века Бах несколько раз приезжал в Гамбург, чтобы послушать игру Рейнкена. [ 28 ] Самые ранние известные версии органной настройки Баха гимна Дахштейна, BWV 653b и 653a, возникли в его Веймарский период (1708–1717) . [ 29 ] В начале 1720-х годов Бах почти полчаса импровизировал на «Вавилоне Вассерфлюссена» на органе церкви Святой Екатерины в Гамбурге, на представлении, на котором присутствовал стареющий Рейнкен. [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Когда концерт завершился, Рейнкен похвалил Баха за эту импровизацию: «Я думал, что это искусство мертво, но вижу, что оно живет в вас». [ 11 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Во второй половине 1740-х годов Бах переработал свою An Wasserflüssen Babylon хоральную прелюдию к версии BWV 653, включенной в « Большие восемнадцать хоральных прелюдий» , добавив семитактную коду: [ 20 ] [ 31 ]
Эта кода заканчивается нисходящей гаммой, напоминающей ту, которая завершает сеттинг Рейнкена (см. Выше ): Рассел Стинсон интерпретирует это как музыкальное почтение Рейнкену. [ 20 ] Он пишет: «Трудно не поверить, что эта переписка представляет собой акт почтения». [ 20 ] Однако, несмотря на то, что сочинение Баха было сочинено в Лейпциге в традициях Тюрингии, созерцательное «завораживающее» настроение Баха далеко от его более ранних импровизационных сочинений в Гамбурге и хоральной фантазии Рейнкена: более поздняя хоральная прелюдия сдержана, с ее cantus Firmus тонко приукрашена. [ 32 ] [ 33 ]
В первой части своей биографии Баха , опубликованной в 1873 году, Филипп Спитта признает, что хоральная фантазия Рейнкена приобрела дополнительный блеск благодаря анекдоту с участием Баха, добавляя, что, тем не менее, это произведение заслуживает отдельного рассмотрения. [ 27 ] [ 34 ] В следующем десятилетии Август Готфрид Риттер менее благосклонно отзывается о композиции, описывая ее искусственность как оторванную от литургической практики. [ 27 ]
Оценка выпусков
[ редактировать ]В 1974 году Breitkopf & Härtel опубликовали органные произведения Райнкена, в том числе «Вавилон Вассерфлюссена » под редакцией Клауса Бекмана . [ 18 ] [ 35 ] На момент публикации были известны две сохранившиеся копии сочинения Райнкена, обе они произошли от утерянной берлинской рукописи. [ 36 ] Издание Бекмана для Шотта было опубликовано в 2004 году. [ 37 ] Питер Дирксен представил новое издание для Breitkopf: в предисловии к этой публикации 2005 года он описывает хоральную фантазию как передаваемую через один источник. [ 17 ] [ 38 ]
Примерно в 2006 году Майкл Мол и Питер Волльни обнаружили Weimarer Orgeltabulatur , содержащую ранее неизвестную органную табулатурную Райнкена версию «An Wasserflussen Babylon» . [ 39 ] Эта копия хоральной фантазии возникла в конце 17 века в кругах Георга Бема : примечание к рукописи, сделанное рукой Иоганна Себастьяна Баха, датирует ее 1700 годом. [ 1 ] Опубликовав факсимиле этой рукописи в 2007 году, Мол и Уоллни опубликовали ее отредактированную партитуру в 2008 году. [ 2 ] [ 40 ]
Записи
[ редактировать ]Рек. | Орган | органист | Альбом | Дур. |
---|---|---|---|---|
1967 | Шнитгер, Нордбрук | Леонхардт | Исторический орган: Голландия . Telefunken , The Old Work , 1968. SAWT 9521-B (LP) | 17:22 |
1970 | Гаррелс, Пурмеренд | Йонгепьер | Исторические записи органа Гаррелса Пурмеренд . ВЛС, 2000. SRGP01 (компакт-диск) | 19:30 |
1990 | Шнитцер, Гронинген | Фогель | Арп Шнитгер Opera Omnia, Vol. 1 . Органа, 1991. ORA 3301 (CD) | 19:13 |
1994 | Гус/Шнитгер, Штаде | Книги | Памятники органной архитектуры в стиле барокко: орган Гусса/Шнитгера в СС Космае и Дамиани в Штаде . Амбитус, 1995. AMB 97 800 (CD) | 17:16 |
1999 | Шнитгер, Гамбург | Фоккруль | Й. А. Рейнкен, Н. Брюнс: Полное собрание органных произведений . Ricercar , 2002. RIC 204 (компакт-диск) | 16:50 |
2000 | Шнитцер, Гронинген | Фогель | Исторические органы, Vol. 1: Шнитгер-Оргель дер Аа-керк Гронинген . Органеум, 2003. OC-39902 (CD) | 16:30 |
2006 | Шнитгер, Гамбург | Цендер | Ранние нотные рукописи И. С. Баха . Карус , 2006. 83 197 (CD) | 19:16 |
2006 | Хагельштейн , Гартоу | Пламя | Дж. А. Рейнкен • Кнеллер • Гейст: Полное собрание органных сочинений . cpo , 2007. 777 246-2 (гибрид SACD/CD) | 15:40 |
2008 | Шонат, Амстердам | Винсемиус | Северо-германское барокко, Том II: Бернард Винсемиус . Токката, 2016. TRR 99017 (CD) | 18:07 |
2011 | Вершуерен , Дордрехт | Ардеш | Изобретение 1 . MPD-классика, 2012. 20071010 (CD) | 21:24 |
2012 | , | Стелла | Рейнкен: Полное собрание музыки для клавесина и органа . Блестящие , 2014. 94606 (CD) | 18:01 |
2013 | Stellwagen, Штральзунд | Рост | Северогерманское органное искусство, Том 3: Гамбург . ЦРТ , 2013. 320 1816-2 (CD) | 16:40 |
2013 | Флентроп, Гамбург | ван Дейк | Регина Рената: Орган в церкви Св. Катаринен в Гамбурге . Ми-бемоль мажор, 2014. ES 2050 (CD) | 19:11 |
2014 | Флентроп, Гамбург | де Врис | Зитце де Врис: Катариненкирхе Гамбург . Состояние фуги, 2014. JSBH011214 (CD) [ 9 ] | 20:51 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Байсвенгер 2017 , 248–249 стр . .
- ^ Перейти обратно: а б Бах 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дирксен 2017 , с. 116 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шеннон 2012 , с. 207 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Дирксен 2005 , с. 4.
- ^ Вольф 2000 , с. 64 .
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз 2016 , с. 119 .
- ^ Музыкальная компания Йоханнеса Вурхаута, 1674 г., на сайте Гамбургского музея .
- ^ Перейти обратно: а б Хофвеген 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Лихи 2011 , с. 37 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Стинсон 2001 , с. 78 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Терри 1921 год .
- ^ Дирксен 2005 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Дирксен 2005 , с. 3.
- ^ Белотти 2011 .
- ^ Стинсон 2012 , Глава 2: «Бах и разнообразные штоллены», стр. 28–39 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнкен 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнкен 1974 .
- ^ Дирксен 2017 , стр. 112 , 116 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стинсон 2001 , 79–80 стр . .
- ^ Рейнкен 1974 , стр. 21.
- ^ Белотти 2011 , стр. 103–104.
- ^ Бекманн 1974 , с. 45.
- ^ Вальтер 1732 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шюте 2016 стр 39–40 . , .
- ^ Перейти обратно: а б с Агрикола и Бах 1754 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Белотти 2011 , с. 104.
- ^ Форкель и Терри 1920 , стр. 12–13.
- ^ Работы 00745 и 00744 на сайте Bach Digital .
- ^ Перейти обратно: а б Форкель и Терри 1920 , стр. 20–21.
- ^ БД Mus.ms. Бах P 271, Fascicle 2 на веб-сайте Bach Digital ( Mus.ms. Bach P 271 на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ), РИСМ 467300876 , с. 68
- ^ Гек, Мартин (2006), Иоганн Себастьян Бах: Жизнь и работа , перевод Джона Харгрейвса, Houghton Mifflin Harcourt , стр. 507–509, ISBN 0151006482
- ^ Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , стр. 348–349, ISBN 0-521-89115-9
- ^ Спитта 1899 , с. 198.
- ^ Коллинз 2016 , сноска 64 стр. 207 .
- ^ Бекманн 1974 , с. 45–46.
- ^ Рейнкен 2004 .
- ^ Дирксен 2005 , с. 6.
- ^ Стинсон 2012 , стр. 16 , 186 .
- ^ Рейнкен 2008 .
Источники
[ редактировать ]- Агрикола, Иоганн Фридрих ; Бах, Карл Филипп Эммануил (1754). «Глава VI, раздел C (известная как «Некролог Баха »)». В Мизлере, Лоренц Кристоф (ред.). Музыкальная библиотека (на немецком языке). Том IV/1. Лейпциг: Мизлер. стр. 158–176 .
- Бах, Иоганн Себастьян (2007). Мол, Майкл ; Уолни, Питер (ред.). Веймарская органная табулатура: самые ранние музыкальные рукописи Иоганна Себастьяна Баха, а также копии его ученика Иоганна Мартина Шубарта - с произведениями Дитриха Букстехуде, Иоганна Адама Рейнкена и Иоганна Пахельбеля (факсимиле). Музыкальная документация II. Том 39. ISBN. 9783761819579 .
- Бекманн, Клаус [на немецком языке] (1974). «Аудиторский отчет». Джо Адам Рейнкен: Полные органные произведения . Брайткопф и Хертель . стр. 45–48.
- Байсвенгер, Кирстен (2017). «Другие композиторы» . В Ливере, Робин А. (ред.). Научный сотрудник Routledge Иоганна Себастьяна Баха . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781409417903 .
- Белотти, Майкл (2011). Миклавчич, Далибор (ред.). «Die norddeutsche Choralbearbeitung – уздечка функциональной музыки?» . Музыковедческий сборник (на немецком языке). 47 (2). Любляна: Люблянский университет , философский факультет : 103–113. дои : 10.4312/mz.47.2.103-113 . ISSN 0580-373X .
- Коллинз, Пол (2016). Stylus Phantasticus и свободная клавирная музыка северогерманского барокко . Рутледж . ISBN 9780754634164 .
- Дирксен, Питер [на голландском языке] (2005). «Предисловие» (PDF) . Иоганн Адам Рейнкен: Полное собрание органных сочинений . Breitkopf Urtext (на немецком языке). Бродхед . стр. 3–6.
- Дирксен, Питер [на голландском языке] (2017). Клавишная музыка Генриха Шейдемана: передача, стиль и хронология . Рутледж. ISBN 9781351563987 .
- Форкель, Иоганн Николаус ; Терри, Чарльз Сэнфорд (1920). Иоганн Себастьян Бах: Его жизнь, искусство и творчество – перевод с немецкого, с примечаниями и приложениями . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и Хоу.
- Хофвеген, Хиль-Ян ван (2014). «Зитце де Врис – Катариненкирхе Гамбург» . organnieuws.nl (на голландском языке).
- Лихи, Энн (2011). «2. Вассерфлюссенский Вавилон» . Хоральные прелюдии «Лейпциг» И. С. Баха: музыка, текст, теология . Контекстуальные исследования Баха. Том. 3. Пресс «Пугало» . стр. 37–58. ISBN 9780810881815 .
- Рейнкен, Иоганн Адам (1974). «№ 1 на реках водного Вавилона». В Бекманне, Клаус [на немецком языке] (ред.). Все органы работают . Брайткопф и Хертель . стр. 4–21.
- Рейнкен, Иоганн Адам (2004). «Вавилон Вассерфлюссена (Хоральная фантазия)». В Бекманне, Клаус [на немецком языке] (ред.). Полное собрание органных произведений . Магистр Северогерманской школы игры на органе. Том. 11. Шотт . ISBN 978-3-7957-9773-7 .
- Рейнкен, Иоганн Адам (2005). «1. У рек водного Вавилона» . В Дирксене, Питер [на голландском языке] (ред.). Полное собрание органных произведений . Брайткопф Уртекст. Бродхед .
- Рейнкен, Иоганн Адам (2008). «I. У рек водного Вавилона». В Моле, Майкл ; Уолни, Питер (ред.). Веймарская органная табулатура . Медвежий наездник . ISMN 9790006534685.
- Шеннон, Джон Р. (2012). Эволюция органной музыки в 17 веке: исследование европейских стилей . МакФарланд. ISBN 9780786488667 .
- Шут, Бенджамин (2016). Се Соло: Символ? . Пиквикские публикации . ISBN 9781498239417 .
- Спитта, Филипп (1899). Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг . Перевод Клары Белл ; Дж. А. Фуллер Мейтленд . Новелло и Ко .
- Стинсон, Рассел (2001). « Вассерфлюссен Вавилон (У вод Вавилона), BWV 653» . Великие восемнадцать органных хоралов И. С. Баха . Издательство Оксфордского университета . стр. 78–80. ISBN 0195116666 .
- Стинсон, Рассел (2012). И. С. Бах за своим королевским инструментом: очерки его органных произведений . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199917235 .
- Терри, Чарльз Сэнфорд (1921). «Вассерфлюссенский Вавилон» . Гимны и гимновые мелодии органных произведений . Хоралы Баха. Том. III. Кембридж: Университетское издательство. стр. 101–105.
- Вальтер, Иоганн Готфрид (1732). «Шейдеман (Генрих)». Музыкальный лексикон (на немецком языке). Лейпциг: В. Дир. стр. 547 – 548 .
Шейдеман... был настолько известен как своим сочинением, так и своей игрой, что великий музыкант в Амстердаме, когда он услышал, что Адам Рейнке пришел занять место Шейдемана, сказал: «Он, должно быть, смелый человек, потому что он осмелился взять на себя место такого очень знаменитого человека, и не будет ли он настолько любопытен, чтобы увидеть его». Тогда Рейнке прислал ему церковную песнь, поставленную на фортепиано: «На реках водных Вавилоне» со следующей подписью: «Из этого он мог портрет видеть отважного человека». Затем амстердамский музыкант сам приехал в Гамбург, послушал Рейнкена на органе, потом выступил и из благоговения поцеловал ему руки.
- Вольф, Кристоф (2000). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . WW Нортон. ISBN 039304825X .