Йеменское серебряное дело


Йеменское серебряное дело относится к работе еврейских серебряных дел мастеров из Йемена . Это были высоко оцененные мастера, которые доминировали в ремесленном производстве драгоценных металлов на юге Аравийского полуострова, по крайней мере, с 18 по середину 20 века, в период и в регионе, в течение которого мусульмане не занимались этой работой. Эти йеменские серебряные мастера были известны своим умелым использованием мелкой зернести и филиграни , создавая такие украшения, как женские браслеты, ожерелья, навершия , а также сложные ножны для мужских кинжалов ( джанбия ).
История
[ редактировать ]
Йеменские серебряные мастера, профессия, которой занимались почти исключительно евреи, живущие в традиционном йеменском обществе, действовали, по крайней мере, еще с середины 1700-х годов. [ 1 ] [ 2 ] Самой большой клиентурой ювелирных изделий из золота и серебра были женщины, и количество носимых украшений часто было показателем статуса женщины. [ 3 ] Некоторые йеменские мастера-серебряники мигрировали в Палестину в конце 1800-х годов, и эта миграция продолжалась и в начале 1900-х годов. В начале 20 века Академия искусств и дизайна Бецалель наняла многих йеменцев на производство прекрасных серебряных украшений. [ 4 ] [ 5 ]
В период с июня 1949 года по сентябрь 1950 года почти вся еврейская община Йемена, включая почти всех серебряных дел мастера в стране, иммигрировала в Израиль в ходе массовой воздушной миграции, известной как операция «Ковер-самолет» . Судя по всему, мусульмане начали заниматься серебряным делом в Йемене в середине 1900-х годов, когда йеменские евреи уехали в Израиль. [ 6 ] Ювелирные изделия из золота и серебра массового производства начали импортироваться в Йемен в 1930-х годах и доминировали на рынке к концу 20-го века, что привело к сокращению традиционного серебряного дела. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

По словам Марка С. Вагнера, профессора арабской литературы и исламского права в Университете штата Луизиана , трудно сказать, как кузнечное дело из серебра и золота стало считаться профессией, которая была слишком нечистой, чтобы мусульмане в Йемене могли ею заниматься. [ 7 ] Еврейские мастера-серебряники в этом регионе иногда подрабатывали дантистами, поскольку плоскогубцами их ювелиров можно было вытягивать зубы. [ 7 ] Тем не менее, в Йемене было общепринято, что мастера-серебряники пользовались влиятельным статусом, который возвышался над всеми остальными членами еврейской общины, поскольку серебряные мастера принадлежали к духовной элите общины. [ 3 ]
Йеменские мастера-серебряники плавили серебряные монеты для изготовления джамбии рукоятей и ножен (кинжалов) , свадебных украшений и других серебряных предметов. [ 9 ] [ 10 ] Талер Марии Терезии , который чеканился непрерывно с 1741 года, пользовался особым уважением из-за постоянного содержания серебра и пробы (содержание серебра составляло 83 процента, остальное - сплав). [ 9 ] и поскольку он широко использовался в Йемене из-за торговли кофе мокко с французами, а также из-за того, что йеменцы требовали, чтобы его продукция оплачивалась талерами. [ 11 ]
Стили и содержание серебра
[ редактировать ]Йеменские серебряные изделия отличаются сложным использованием филиграни и тонкой зернью . [ 2 ] [ 6 ] называли тохур Ювелирные изделия с высоким содержанием серебра местные евреи , или мудлаш по-арабски, и относились к ювелирным изделиям, в которых содержание серебра колебалось от 85 до 92 процентов, а остальное составляло медь . В Сане еврейские мастера-серебряники обычно использовали талер Марии Терезии, переплавляя его. Менее богатые жители городов и сельских районов, а также бедуины обычно заказывали украшения, содержание серебра в которых было ниже, до 60 процентов серебра, а остальная часть составляла медь, и которые были известны под названием фудах («серебро»). на арабском языке). Серебро еще более низкого качества называлось нишфи , слово, имеющее значение «половина», подразумевающее, что оно было сделано наполовину из серебра, а наполовину из меди. [ 12 ]
Лаббе колье
[ редактировать ]
Среди разнообразия украшений, известных в Йемене, лаббе (богатое ожерелье-нагрудник) впечатляет своей сложностью больше всего. Высококвалифицированная работа еврейских серебряников, это свидетельство изысканного мастерства, требующего кропотливой работы и развитого художественного чувства, выраженного в гармоничном и эстетичном сочетании многих ее частей. Лаббе — популярное украшение как среди еврейских, так и среди мусульманских женщин. По-арабски название лаббе обозначает впалое место под кадыком на шее, где его носят. [ 12 ]
Ожерелья лаббе , выполненные из прикладной филиграни , открытые и воздушные, как переплетенная сеть паутины, стали более популярными во время османского завоевания Йемена в середине 19-го века и получили название лаббат шабек в Сане , в честь техника. До этого большинство из них изготавливалось с использованием методов литья, тиснения и формования из цельных кусков. [ 12 ] Лишь немногие из них были сделаны из серебра. [ 13 ] Лаббе традиционно состоит из десятков компонентов , расположенных горизонтальными рядами или ярусами (проецируемыми линиями). Верхний ряд образует основу ожерелья, соединительные части которого (обычно серийные подвески), плотно нанизаны на хлопчатобумажную или шелковую нить, идущую вниз по длине, одинаковыми столбиками, образующими горизонтальные линии. Он состоит из одного или нескольких рядов деталей, форма которых разнообразна: ромбовидные , квадратные и прямоугольные, круглые бусины или розетки . Большинство из них содержат гладкие металлические пластины круглой или ромбовидной ( ромбической ) формы и усыпаны драгоценными камнями, называемыми по-арабски зихре , что означает жемчуг , янтарь , кораллы и цветное стекло . [ 12 ] Ремесленники также щедро применяли украшения из мелких округлых серебряных гранул . Подвески из монет характерны для ожерелья лаббе, которые носят жители деревни. Большие ожерелья лаббе могут иметь тридцать и более рядов. [ 12 ]

Компоненты соединены между собой витыми кольцами в вертикальных и горизонтальных рядах. Расположение предметов в вертикальных линиях дополняет друг друга, а также одинаково по всем вертикальным линиям. В вертикальных линиях расположены от четырех до восьми предметов, которые соединены один под другим металлической проволокой в форме восьмерки, называемой по-арабски метамана , что означает «восемь». У большинства края основания заканчиваются либо треугольниками, либо конусами. Иногда мотивы, использованные в его основе, также включались в тело лаббе , особенно розетку, ромб и круглую бусину. Ожерелья лаббе , которые носили мусульманки, обычно отличались от ожерелий еврейских женщин тем, что у них не было основы. [ 12 ] Ожерелья лаббе , которые обычно носили мусульманки в центральном Йемене, имели выпуклые детали или мотивы , которые имели круглую форму и имели форму живота, напоминая листья или ячменные зерна ( aqrāṭ she'iriyat по-арабски). было принято прикреплять кусок плетеной ткани В некоторых местах на спинку лаббе , как внутреннюю подкладку одежды, для защиты одежды и вышивки, а также кожи от потертостей. [ 14 ]
Ножны для мужских кинжалов
[ редактировать ]
Традиционно большинство йеменских мужчин-неевреев носят характерный кинжал ( джанбия ) с замысловатой рукояткой, прикрепленный к поясу. Ножны сделаны из дерева и покрыты кожей, и, если носитель может себе это позволить, ножны украшаются изысканной серебряной или даже позолоченной крышкой. Производится в основном в Сане, но также с региональными вариациями, существует две основные формы: асиб, который соплеменники носили посередине тела, и тума (множественное число тувам ), который носили на правой стороне представители прежних ведущих классов. , Сайиды и Кади. [ 15 ] Верхняя часть этих ножен часто украшается широкой металлической лентой или воротником, называемым медальоном , обычно изготовленным из серебра, выгравированным или пронизанным завитками или усыпанным мелкими гранулами или стеклянными бусинами в геометрических узорах. На нижнем конце ножны заканчиваются металлической насадкой, называемой насадкой , которая может изогнутым образом продолжать кончик ножен почти до рукояти . Обычный тип наконечника заканчивается круглой ручкой или конусообразным острием и обычно изготавливается из тонкого серебряного сплава . [ 16 ]
Техники
[ редактировать ]Хотя серебряные гранулы также можно изготовить, опуская расплавленное серебро в холодную воду, в Йемене большинство мастеров серебра использовали другую технику. Серебряные гранулы ( шадир ) готовились из серебряной проволоки, нарезанной на мелкие кусочки, которые затем покрывались углями , нагретыми пламенем, благодаря чему они приобретали круглую форму. В результате этого процесса образуются идеально круглые гранулы или «капельки», которые по желанию припаиваются к ювелирному изделию.

Грануляция была распространенной формой декоративной техники, используемой при изготовлении колец, браслетов и больших ожерелий. Гранулированные ожерелья было сложнее всего изготовить, где использование грануляции было центральным. [ 17 ] Из этих гранул ремесленники готовили масбутат - розообразную гроздь, состоящую из семи гранул, и матисуат - ромб ромбовидной формы, состоящий из девяти гранул, бусины тутового дерева, известные как тут для ожерелья-колье ( ма'накех ), среди прочего.
Серебряные проволоки изготавливались в Йемене из необработанного, неоформленного серебра ( сабайик по-арабски). [ 18 ] плавление его в тигле , а затем выливание расплавленного серебра в форму длиной с палец, сделанную из специальной земли и имеющую форму трубки. [ 19 ] Это произвело слитки . Проволоку разных размеров получали путем экструзии слитка проволоки через стальное перфорированное устройство, называемое магарра (см. #Терминология ). Серебряник удерживал устройство между ногами и тянул проволоку щипцами или щипцами (щипцами), а иногда и собственными зубами, чтобы затянуть щипцы. Применяя силу, перемещая весь вес своего тела влево и вправо, ему в конечном итоге удалось растянуть проволоку и продеть ее в отверстие. [ 17 ] Этот древний метод сохранялся до появления современных стальных механических устройств для изготовления проволоки на рубеже 20-го века, что затем значительно сократило время, затрачиваемое на изготовление серебряной и золотой проволоки. То, на что раньше уходило несколько дней, теперь делалось за один час. [ 18 ] Такие проволоки служили одним из основных элементов дизайна большинства ювелирных изделий. [ 17 ]
Вещество, похожее на буру (известное как тинкар на йеменском диалекте арабского языка – и также известное как «клей серебряных дел мастеров») – использовалось в Йемене исключительно для пайки, чтобы соединить вместе два отдельных серебряных изделия (особенно для нанесение на серебряную пластину тонких и тонких работ, например гранул), кадмий в Йемене для этой цели вообще не применялся. пинцеты. [ а ]
В последние годы [ указать ] в Йемене серебряник все эти материалы (гранулы, проволоки и пластины) покупал в готовом виде.
Техника литья и черни.
[ редактировать ]

Относительный состав различных металлов, используемых при изготовлении браслета с чернью в Йемене, различался, хотя популярный состав состоял из следующего: на каждые 10 граммов чистой красной меди (араб. Таб ) добавляли 20 граммов черного свинца (араб. raṣāṣ ). асвад ), 1 грамм стерлингового серебра ( иудо-арабский : ṭohhor ), 3 грамма серы (арабский: кабрит ) и 3/4 грамма сырой буры (арабский: тинкар ) (определение этого термина см. ниже ). [ 21 ]
) для плавки помещались самые тяжелые металлы Сначала в тигель (араб. бута , затем более легкие металлы: серебро и медь, доводившиеся до кипения, после чего мастер добавлял свинец, а затем серу. После того, как в смесь была добавлена сера и перемешана, мастер вылил расплавленный металл в плоскую форму (по-арабски: мафрадж ), сделанную из формовочного песка (процесс, известный как литье ), что и происходило до того, как сера выгорела. [ 22 ] Форма была изготовлена со множеством углубленных, похожих на канавки отпечатков и вставными прорезями, идущими вдоль, куда мастер заливал расплавленный металл, чтобы сформировать стержни (проволоки) или пластинки. [ 23 ] Опытные серебряные мастера в Йемене придавали желаемую форму, сначала добавляя тинкар (припой из сырой буры) в форму с порошкообразной серой. [ 22 ] В этом случае тинкар сначала растирали в порошок и смешивали с тонко измельченным куском металла черни после его затвердевания, а порошкообразные элементы добавляли в форму перед отливкой расплавленного металла. Это предотвратило появление затвердевшей пленчатой пленки на поверхности готового изделия из-за нагрева.
После отливки в форму для изготовления слитков прямоугольной формы мастера удаляли затвердевший металл и начинали превращать его в плоский лист серебра, ударяя деревянным молотком , пока он не становился совершенно плоским и не имел соответствия форме. его толщина зависит от зрения и ощущений. [ 24 ] В Йемене не было микрометров . Затем плоский лист серебра разрезался ножницами до желаемого размера, после чего его прокатывали по закругленному концу железного орудия (один конец которого был закруглен), похожего на молоток с шариковой головкой (араб. рибал ). пока он не превратился в нечто, напоминающее полую трубу. [ 24 ] В его центр был отлит расплавленный свинец или другое вещество, известное как кар , сделанное из того, что осталось после сжигания древесины, и которое имело ту же податливость, что и свинец. [ б ] После того как трубка была заполнена расплавленным свинцом и затвердела, начался процесс медленного сгибания серебра в форме браслета. [ 24 ]
Чтобы облегчить изготовление этой цилиндрической трубки, которая вскоре станет браслетом, мастера использовали кусок дерева размером ок. 30 сантиметров (12 дюймов) в высоту, 20 сантиметров (7,9 дюйма) в ширину и 35 сантиметров (14 дюймов) в длину, в которой была канавка диаметром 3 пальца, которая проходила по всей поверхности блока. древесины на глубине ок. 6 сантиметров (2,4 дюйма). Деревянный брусок был сделан с несколькими такими канавками разного размера, некоторые глубже и уже, чем другие. Через эту канавку мастер пропускал деревянный стержень, с помощью которого округлял и изгибал браслет, придавая ему форму. [ 24 ] Он пропустил цилиндрическую трубу через канавку, сначала по ее ширине, а затем сузив ее, повторяя процесс до тех пор, пока в конечном итоге не получил желаемую форму и два конца цилиндрической трубы не были сведены ближе друг к другу. Получив гладкий браслет, в котором сварка производилась изнутри браслета (а не снаружи), мастер отмечал углем или карандашом рисунки, которые он хотел нанести на изделие с чернью , и сразу же начинал процесс травления , используя различной конструкции резцов , напильников и долотов , одни с плоскими кончиками, другие с заостренными кончиками; некоторые закругленные, другие похожие на циркуль и т. д. [ 24 ]
После завершения травления свинец удаляли, слегка нагревая браслет в огне. [ 25 ] Опустошив свинец, мастер сварил две половинки вместе на соответствующих концах, оставив в браслете одно или два небольших отверстия, чтобы при повторном нагревании он не лопнул из-за скопления паров. [ 25 ] Затем изделие тщательно очищали и полировали мелкозернистым просеянным морским песком (по-арабски: батха ), чтобы не вызвать потертостей на готовом изделии. [ 25 ] Морской песок хранился в глиняном сосуде. В тех местах, где мастер создавал рисунки и хотел подчеркнуть их синевато-серым оттенком, он закрашивал это место порошкообразными металлическими соединениями черни (состоящими из серы, меди, серебра и свинца) и накладывал готовое изделие поверх жаровня с углями (араб. магмаре ) для нагревания на слабом огне, к которой была прикреплена пара мехов, используемых для легкой подачи воздуха в жаровню. [ 25 ] [ 26 ] Над жаровней находилась колосник, на котором держался браслет. Во время этого процесса браслет переворачивали над огнем, чтобы расплавить нанесенное на него порошкообразное вещество. После этого браслет вынимали из жаровни, давали ему остыть и еще раз полировали мелкоизмельченным морским песком. [ 25 ]
Терминология
[ редактировать ]- Чабат
- Шлак , содержащий серебряный глет (производимый на аффинажном заводе серебряных дел, являющийся побочным продуктом или отходом выплавки металла) [ с ]
- Фатиль
- Витая серебряная проволока; одна проволока, свитая из двух тонких металлических проволок
- Фуда
- Легированное серебро
- Куллабатайн-яд
- Кусачки; металлический инструмент, состоящий из двух скрещенных шарнирных частей, оканчивающихся губками, используемый для протягивания проводов через металлическое перфорированное устройство с целью формирования тонких серебряных или золотых проводов.
- поляк
- Оболочка для амулета
- Лаз Асвад
- Украшенный чернью (также называемый кахал )
- Магарра
- Стальное перфорированное устройство со многими отверстиями, используемое для изготовления тонких серебряных или золотых проволок путем протягивания серебряной (или золотой) проволоки через желаемое отверстие желаемой ширины. [ 17 ] [ 27 ]
- Мшавсак
- Ромбоиды
- Кубле
- Украшение капюшона, обычно изготовленное из тонких серебряных кусочков филиграни, украшенных драгоценными камнями, которые используются в качестве аппликации и пришиваются к капюшону из гаргуша .
- Саб
- Полная отливка ювелирного изделия, например браслета.
- Сабайик
- Необработанное неоформленное золото или серебро
- Сом
- Вещество, используемое пожилыми йеменцами при плавке серебра, используемое в основном для очень тонких и деликатных работ, чтобы серебро не расплавилось до того, как ему придадут форму и нанесут.
- Вот и все
- Белые серебряные гранулы
- Тинкер
- Пульвер ( паяльный порошок из сырой буры , химическая формула : Na 2 B 4 O 7 10H 2 O ) [ д ]
- Тохор
- Стерлинговое серебро (обычно получается путем переплавки серебряных монет с содержанием серебра не менее 85% серебра и 15% меди) [ 30 ]
Музейные фонды и выставки
[ редактировать ]Помимо других коллекций, йеменские серебряные украшения принадлежат Музею Израиля , Художественному музею Уолтерса , Метрополитен-музею и Британскому музею . [ 2 ] [ 1 ] [ 31 ] [ 32 ] Он был публично показан на следующих выставках:
- Диадема и кинжал: еврейские серебряники Йемена , Художественный музей Уолтерса , 2002–2003 гг. [ 2 ] [ 33 ]
- «Серебро говорит: традиционные украшения Ближнего Востока» , Музей бисера в Вашингтоне, округ Колумбия, 2002–2003 гг.; Арабо-американский национальный музей , 2007–2008 гг. [ 9 ] [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Серебряные серьги
-
Йеменский браслет с подписью мастера
-
Серебряный браслет
-
Женская повязка на голову
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Современный метод изготовления временного связующего (ювелирного цемента) состоит в том, чтобы взять 6 частей комовой канифоли и 4 части парижского гипса. Канифоль медленно нагревают до тех пор, пока она не расплавится, а затем медленно добавляют гипс, помешивая понемногу. Пропорции можно корректировать в зависимости от более твердого или мягкого цемента. Гуммиарабик и трагакантовая камедь используются в качестве клея в нескольких процессах, таких как грануляция, чернь и в некоторых ситуациях пайки. Они полностью улетучиваются под действием тепла и не оставляют после себя пепла. [ 20 ]
- ^ Хотя свинец является мягким и податливым металлом, по словам раввина Кафиха, вещество кар , используемое для заполнения полости, было предпочтительнее свинца, поскольку удалить его из полости было легче, тогда как свинец, если серебряное изделие перегрелось. при извлечении свинца мастер рисковал повредить поверхность серебряного браслета расплавленным свинцом, в результате чего изделие оказалось перфорированным. Мишна Келим 10:2 упоминает свойство свинца, заключающееся в том, что он способен удерживать крышку и поддерживать ее, но не может образовывать герметичное уплотнение на крышках керамической посуды.
- ^ В Йемене метод добычи серебра на заводе серебряных дел был следующим: после сбора высушенного навоза крупного рогатого скота и его сжигания до тех пор, пока он не превратился в мелкий порошок, его растирали и помещали под место, где серебряный мастер обрабатывал серебро. . При пайке деталей он тогда брал свинец (или кадмий ) и серебро; он плавил свинец (или кадмий), раздувая веером чистое серебро ( тохор ), так что две части склеились вместе. Расплавленный свинец, упавший внизу, был просеян с высохшим навозом. Это вещество представляет собой серебряный глет. Как только вещество затвердевает из расплавленного свинца и серебра и превращается в камнеподобное вещество, он берет его и высекает сероватый или черноватый камень, оставляя только камень коричневого цвета. Затем он берет хрупкую ткань или подушечку и моет ее в мыльной воде, давая после этого высохнуть. Всякий раз, когда требовалось вещество, он брал необходимое количество и растирал его в ступке пестиком. Его толкли до однородности, просеивали через сито и снова толкли. Пыль, серебряный глет, служила антиперспирантом, а также заполняла полости, образовавшиеся в результате язв, и смягчала опухоли. Измельченный порошок хранился в небольшом герметичном контейнере.
- ^ Раньше при пайке сначала прикладывали к месту соединения порошок сырой буры, а затем прикладывали тлеющее вещество (серебро и свинец), которое затем нагревали. Сегодня в современных технологиях используют либо тонкую металлическую проволоку, которая расплавлена, либо пластину из того же материала. Целью тинкара было предотвратить появление тонкой пленки на поверхности браслета из-за тепла. Без этого тонкая мембранная пленка на поверхности ювелирного изделия затвердеет. [ 28 ] [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Ожерелье" . metmuseum.org . Метрополитен-музей (Нью-Йорк) . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Диадема и кинжал: еврейские серебряники Йемена» . thewalters.org . Художественный музей Уолтерса . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилат, Яэль (2018), с. 227
- ^ «Выставка Бецалеля в Мэдисон-Сквер-Гарден». Американский иврит и еврейский посланник. 16 января 1914 г.
- ^ Джонатан Блум, Шейла С. Блэр, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . ОУП США. п. 358. ИСБН 978-0-19-530991-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Рэнсом, Марджори (январь 2012 г.). «Непреходящее ремесло йемейского серебра» . Саудовская Арамко Мир . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер, Марк А. (2014). Евреи и исламское право в Йемене начала 20 века . Издательство Университета Индианы. п. 98. ИСБН 978-0-253-01492-4 .
- ^ Аккерман, Ари (5 марта 2012 г.). «Выживет ли еврейское серебряное ремесло в Йемене?». Йемен Таймс. ПроКвест 926430364 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэнсом, Марджори (2014). Серебряные сокровища из земли Савской; Региональные йеменские украшения . Американский университет в Каире Press. п. 219. ИСБН 9789774166006 .
- ^ Померанц, Батшева (6 декабря 2013 г.). «Йеменские шаги – под Иерусалимом». Иерусалим Пост. ПроКвест 1467045016 .
- ^ «Галиб бин Авад аль-Куайти, Мария Тереза Талер в Хадрамауте: некоторые размышления , Британско-йеменское общество» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кляйн-Франке, Aviva (2008), стр. 89–102.
- ^ Хибшуш отмечает: «Вообще говоря, предметов, выполненных из серебра, было очень мало, и никто не просил их, кроме членов королевской семьи и выдающихся людей королевства. Соплеменники и большая часть общественности довольствовались украшениями из железа, меди, свинцовые и стеклянные бусины... В наши дни серебряных изделий стало больше, чем медных и железных, которые когда-то использовались в прошлом». (см. Хибшуш 1983, стр. 86–87).
- ^ Кафих, Ю. (1982a), стр. 190, 192 Фото 24; Колайер-Росс (1981), с. 108; Джаната (1989 г.), Фото 61 на с. 136, текст 38-Е на с. 186; Хеймберг (1986), с. 84; Унтрахт (1982), с. 174; Сержант и Льюкок (1983), с. 540; Мухавский-Шнаппер, Эстер (2000), стр. 128–129.
- ^ Даум 2016, с. 198: «Сайиды относят свою генеалогию к пророку Мухаммаду. Кади (в классовом смысле) не имеют ничего общего с «судьями»; они являются потомками доисламского правящего класса. (В Хадрамауте эти две группы называемые Сайидами и Шейхами, Машаих».
- ^ Камманн, Шайлер В.Р. (1977). «Культ Джамбии. Ношение кинжала в Йемене» . www.penn.museum . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кляйн-Франке (1983), с. 55
- ^ Перейти обратно: а б Кафих (1982a), с. 231, св Чараб
- ^ Ван Прааг, Эстер (2007), с. 100
- ^ Унтрахт, О. (1975:441)
- ^ Кафих, Ю. (1982b), стр. 91
- ^ Перейти обратно: а б Кафих, Ю. (1982b), с. 90
- ^ Кафих, Ю. (1982a), стр. 234 (св מפרג )
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кафих, Ю. (1982b), с. 92
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кафих, Ю. (1982b), с. 93
- ^ Кафих, Ю. (1982a), стр. 233 (св מגמרה )
- ^ Кафих (1982a), с. 320
- ^ Кафих 1982:90
- ^ Амар 2004, с. 69 (примечание 223)
- ^ Кафих, Ю. (1982a), стр. 231
- ^ «ожерелье/коран-футляр/амулет» . britishmuseum.org . Британский музей . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ «Костюм и украшения: вопрос идентичности» . Museum.imj.org.il . Музей Израиля . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Векер, Менахем (10 декабря 2012 г.). «Кузнечное дело серебра в Йемене» . Форвард . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ «Серебро говорит: традиционные украшения Ближнего Востока» . Арабо-американский национальный музей . Проверено 1 августа 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Амар, З .; Серри, Ярон (2004). Земля Израиля и Сирия в описании ат-Тамими – иерусалимского врача X века (на иврите). Рамат-Ган. ISBN 965-226-252-8 . OCLC 607157392 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Колайер-Росс, Х. (1981). Бедуинские украшения . Фрибур
- Даум, Вернер . (2016) Истоки традиционных серебряных украшений Йемена. В сб. П. И. Погорельский и М. И. Василенко (ред.), Арабские маршруты в азиатском контексте , Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, стр. 191-234.
- Гилат, Яэль (2018), «Израильизация» йеменско-еврейского серебряного дела», в Рэйчел Йедид; Дэнни Бар-Маоз (ред.), Восхождение на пальму: Антология йеменского еврейского наследия , Реховот: Эеле Бетамар, OCLC 1041776317 [впервые опубликовано в Zmanim (A Historical Quarterly), 110 (2010), стр. 80 –90 (на иврите)]
- Хеймберг, У. (1986). Филигрань и грануляция: методы украшения изделий из серебра Юго-Западной Аравии , Архив Бэсслера, NS LIX/1, Берлин (Раймер)
- Хибшуш, Х. (1983). Масот Хабшуш (Путешествие Хабшуша): Видение Йемена - Равия аль-Яман , со вступительным словом С.Д. Гойтейна (иврит)
- Джаната, А. (1989). Йемен: В земле царицы Савской , Вино (Вена)
- Кляйн-Франке, Авива (1983). «Экономические условия, торговля и ремесла евреев в Йемене». Сей Йона - йеменские евреи в Израиле (на иврите). Тель-Авив: ассоциация «Эле Бетамар» и «Ам Овед». стр. 47–70. OCLC 180684596 .
- Кляйн-Франке, Авива (2008), «Серебряная и золотая кольчужная кираса (ожерелья Лаббе)», в Абдаре, Кармелла (редактор), Маасе Рокем: Платье и украшения в традициях евреев Йемена , тел. -Авив: Ээле Бетамар, стр. 89–102 , ОСЛК 646795963
- Мухавский-Шнаппер, Э. (2000). Йеменцы: две тысячи лет еврейской культуры . Иерусалим
- Кафих, Ю. (1982a). Халичот Теман (Еврейская жизнь в Сане) (на иврите). Иерусалим: Институт Бен-Цви . ISBN 965-17-0137-4 . OCLC 863513860 .
- Кафих, Ю. (1982b). « Лаз» или «Кахал» – техника изготовления черни – черненая глазурь по золоту». Пеамим: Ежеквартально - Исследования культурного наследия восточного еврейства (под ред. Ицхака Бецалеля) (на иврите) (11). Институт Бен-Цви : 89–93. JSTOR 23423679 .
- Сержант Р.Б. и Льюкок Р. (1983). Сана: арабский город , Лондон
- Унтрахт, О. (1975). Техника обработки металла для мастеров . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Co. OCLC 654997163 .
- Унтрахт, О. (1982). Концепции и технологии ювелирных изделий . Северо-запад Лондона
- ван Прааг, Эстер (2007). «Еврейские серебряники в Йемене». ТЕМА – Журнал иудео-йеменских исследований . Нетания: Ассоциация общества и культуры.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ассоциация общества и культуры – колье Нетания Лаббе