Jump to content

Хакхам

(Перенаправлено с еврейского мудреца )
Хахам из , , Мойнешти Штефан Лучян 1909 год.

Хахам (или Хакам (i), Хахам (я), Хахам (я), Хач ; иврит : חכם , латинизированный : ḥāḵām , букв. «Мудрый») — термин в иудаизме, означающий мудрого или умелого человека; это часто относится к кому-то, кто является великим знатоком Торы . Это также может относиться к любому культурному и образованному человеку: «Тот, кто говорит мудрые вещи, называется Хахамом , даже если он не еврей». [ 1 ] Поэтому в талмудически - мидрашской литературе мудрых язычников обычно называют хахмей уммот ха-олам («мудрецы народов мира»). В сефардском языке хахам является синонимом слова « раввин ».

В древние времена

[ редактировать ]

Хахам как официальный титул встречается уже в первом Синедрионе , после реконструкции этого органа, когда религиозные гонения Адриана прекратились. Помимо наси Симеона бен Гамлиэля , во главе синедриона стояли еще два учёных, а именно Натан Вавилонянин как Ав Бейт Дин и рабби Меир как хахам. [ 2 ] Другим хахамом, упомянутым по имени, был Симон, сын Иуды ха-Наси , который после смерти отца исполнял обязанности хахама вместе со своим старшим братом наси . [ 3 ] Точные функции хакхама не ясны. Предположение Рапопорта о том, что он был арбитром в вопросах ритуального запрета и разрешения, крайне маловероятно. Захариас Франкель смотрит на хахама как на председательствующего, в обязанность которого входило рассмотреть рассматриваемое дело со всех точек зрения и, подведя итоги, вынести вопрос на обсуждение. Более вероятно, однако, что должность хахама была создана для того, чтобы обеспечить большинство в случаях разногласий между наси и Ав Бейт Дином в делах Синедриона; на эту должность всегда выбирался один из самых выдающихся ученых. Бараита , который позже пришел в Моэд Каттан 22б приводит к выводу, что хакхам всегда был директором школы ( бет мидраш ), поскольку помимо Великого Синедриона на смену академии, существовали также частные академии под его руководством. руководством выдающихся учёных. Происхождение должности хакхама столь же сомнительно, как и ее продолжительность.

В еврейской Библии «мудрец» в основном изображался как практическая фигура в различных контекстах. В Исаии 40:20 «мудрый мастер» (харас хакам) строит идола. Точно так же леб-хакам , или «искусные мастера» из 35-й главы Исхода, изготавливают скинию , ее светильники и масло, масло для помазания , жертвенник всесожжения и его медные ворота, его утварь (всю) и тканые одежды Аарон и его сыновья. [ 4 ] Франкель считает, что Иисус Навин бен Ханания (начало II века) был первым хахамом. Он недостаточно поддерживает это утверждение. [ нужна ссылка ] Судя по всему, этот офис существовал в Палестине столько же, сколько и академия наси . Амора . четвертого века рассказывает о следующем правиле этикета, соблюдавшемся и в его время: «Когда хакхам появляется в академии, все присутствующие должны встать, как только он приблизится к нему на расстояние четырех локтей, и должны оставаться стоять, пока он не уйдет на четыре локтя дальше». Вряд ли возможно, чтобы должность хакхама существовала в талмудических академиях Вавилонии ( Нижняя Месопотамия ). где отношение эксиларха к главам академии было совершенно иным, чем то, которое существовало в талмудических академиях Сирии-Палестины между последними и наси . Здесь хахам был просто термином для еврейского ученого, изучавшего в основном устные традиции. Термины sofer «писец» и qārāh «чтец, чтец» применялись к исследователям Библии. [ 5 ] В Седер Олам Зутта [ 6 ] каждого эксиларха сопровождает хакхам, который, вероятно, ведал религиозными делами эксилархата; но поскольку эта работа возникла в Палестине, автор, вероятно, применил палестинские условия к Вавилону. Сирийский Афрахат , который встречался только с вавилонскими евреями, упоминает человека, «которого называют хаккима евреев». [ 7 ] но это также может означать «мудреца» евреев. Множественное число, хакхамим , обычно используется в Талмуде, а также в Таннаиме для обозначения большинства ученых, противостоящих одному авторитету. Арамейский эквивалент — «раббанан».

Среди сефардов

[ редактировать ]

Среди сефардских евреев , особенно испанских и португальских евреев , хахам является официальным титулом местного раввина, но неизвестно, сколько лет этому титулу. Шломо ибн Адерет адресует некоторые из своих ответов людям вместе с Легахамом Рабби... , [ 8 ] другие снова с «лараб рабби...», [ 9 ] но возможно, что леахам просто означает «мудрый».

Фамилия Хахам встречается как среди сефардских, так и среди ашкеназских евреев, включая такие вариации, как Хач , Хачами , Хахамович , Хахамсон .

В мусульманских странах

[ редактировать ]

В мусульманском мире раввина потому часто называли хахамом, что ар-Раб — одно из имен Бога в исламе и могло вызвать оскорбление из-за недопонимания. Таким образом, главного раввина Османской империи называли Хахам Баши (Hahambaşı حاخامباشی ). Хотя слово хакхам происходит от общего семитского корня - K - M , вторая согласная обычно пишется с ḫāʾ خ ⟩ на арабском языке и в языках, которые используют арабский алфавит для отражения еврейского произношения: حاخام . Этот термин является родственным арабским словам حاكم Хаким (правитель/господин) и حكيم Хаким (мудрец).

Караимский иудаизм

[ редактировать ]

В караимском иудаизме духовных лидеров называют хахам, чтобы отличить их от своих раввинских (то есть некараимских) коллег. [ нужна ссылка ] Поскольку караимское богословие основано на использовании разума отдельными людьми для определения применения законов еврейской Библии для себя, роль хакхама является более «консультативной», чем роль раввина в господствующем раввинистическом иудаизме .

  1. ^ Талмуд, Мегила 16а.
  2. ^ Талмуд, Хорайот 13б.
  3. ^ Талмуд, Кетубот 103б.
  4. ^ Циммерли, Вальтер. Богословие Ветхого Завета в общих чертах . Блумсбери. п. 108.
  5. ^ Кидушин 49а,б; Сота 49а; Йерушалми Сота 9 23б; Йерушалми Таанит 4 68а, где «Хакким» иронично используется для обозначения хакама академии.
  6. ^ Изд . "MJC". Нойбауэр, стр. 71 и след.
  7. ^ «Проповеди», xxiv., изд. Райт, с. 394
  8. ^ Респонса, № 79, 395.
  9. ^ Нет. 219, 346

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Луи Гинзберг (1901–1906). «Хакам» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

  • Захария Франкель , в ежемесячном журнале, т.е. 345-349
  • там же, Дархе ха-Мишна , с. 154 и Приложение, стр. 7, 8.
  • Галеви , Дорот ха-Ришоним , ii. 20 (к отрывкам, цитируемым Галеви, добавить Yer. Mak. II. 31d)
  • Рапопорт, « Эрех Миллин », стр. 2.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30aee7ecee0bfa6ce43bd25d90506b7c__1721503440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/7c/30aee7ecee0bfa6ce43bd25d90506b7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hakham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)