Покров Вероники

Покров Вероники , или Sudarium ( по латыни означает пот), также известный как Верникла и часто называемый просто Вероникой , представляет собой христианскую реликвию, состоящую из куска ткани, на котором, как говорят, изображено изображение Святого Лика Иисуса , созданного кроме человеческих средств ( ахейропоэтон , «сделанный нерукотворно»). Различные существующие изображения считаются оригинальной реликвией, а также ее ранними копиями; его изображения также известны как верниклы.
История происхождения образа связана с шестым Крестным ходом , где святая Вероника , встретив Иисуса на Виа Долороза , ведущая на Голгофу , вытирает своим покрывалом кровь и пот с его лица. По некоторым версиям, позже святая Вероника отправилась в Рим, чтобы преподнести ткань римскому императору Тиберию . Говорят, что вуаль утоляет жажду, лечит слепоту и даже воскрешает мертвых.
Первые письменные свидетельства этой истории относятся к средневековью , а в 14 веке покрывало стало центральной иконой в Западной церкви . По словам историка искусства Нила Макгрегора : «Начиная с [14 века] куда бы ни шла Римская церковь , Вероника будет следовать за ней». [ 1 ] Акт Святой Вероники, вытирающей лицо Иисуса своей вуалью, отмечается на шестом Крестном пути во многих англиканских , католических и западно-православных церквях. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Эволюция истории
[ редактировать ]
нет упоминаний об истории Вероники и ее покрывала В канонических Евангелиях . Самое близкое письменное упоминание — это чудо , когда Иисус исцелил истекающую кровью женщину, прикоснувшись к краю одежды Иисуса; [ 5 ] ее имя позже идентифицируется как Вероника в апокрифических « Деяниях Пилата ». Позже в XI веке эта история была дополнена добавлением того, что Христос дал ей свой портрет на ткани, с помощью которого она позже вылечила Тиберия. Связь этого с крестоношением во время Страстей и чудесным явлением образа была сделана в Роже д'Аржантея Библии на французском языке в XIII веке. [ 6 ] и приобрел дальнейшую популярность после всемирно популярной работы «Размышления о жизни Христа» около 1300 года. Именно в этот момент другие изображения изображения меняются и включают терновый венец, кровь и выражение человека, страдающего от боли. [ 7 ] и этот образ стал очень распространенным по всей католической Европе, став частью Арма Кристи , а встреча Иисуса и Вероники стала одной из Крестных станций .
Происхождение имени
[ редактировать ]Согласно Католической энциклопедии , имя «Вероника» представляет собой « eikon » образ , означающего « разговорное сочетание латинского слова «vera», означающего «истина», и греческого » ; Таким образом, вуаль Вероники в средние века считалась «истинным образом» и правдивым изображением Иисуса, предшествующим Туринской плащанице . [ 8 ]
История вуали
[ редактировать ]
То, что существовало физическое изображение, почитаемое как Покров Вероники и выставленное в Риме с 14 века, ясно, но происхождение этого изображения неясно.
Часто предполагалось, что Покров Вероники присутствовал в Старом соборе Святого Петра при папе Иоанне VII (705-708), поскольку во время его правления была построена часовня, известная как часовня Вероники. Однако похоже, что Покров Вероники был на месте к 1011 году, когда писец был идентифицирован как хранитель ткани. [ 9 ]
Точные записи о Покрове начинаются только в 1199 году, когда два паломника, Джеральд де Барри ( Giraldus Cambrensis ) и Жервас Тилберийский , в разное время посещения Рима сделали два отчета, прямо ссылаясь на существование Покрова Вероники. Вскоре после этого, в 1207 году, ткань стала более заметной, когда ее публично выставил напоказ Папа Иннокентий III , который также даровал индульгенции всем, кто молился перед ней. [ 10 ] Эта процессия между собором Святого Петра и больницей Санто-Спирито стала ежегодным событием, и в одном из таких случаев в 1300 году папа Бонифаций VIII , который перевел ее в собор Святого Петра в 1297 году, был вдохновлен провозгласить первый юбилей в 1300 году. Юбилейная Вероника была выставлена на всеобщее обозрение и стала одним из «Mirabilia Urbis» («Чудес города») для паломников. посетивший Рим. В течение следующих двухсот лет Покров, хранившийся в соборе Старого Святого Петра, считался самой драгоценной из всех христианских реликвий; там Педро Тафур , испанский посетитель в 1436 году, отмечал:
По правую руку столб высотой с теремок, и в нем святая Вероника. Когда его нужно выставить напоказ, в крыше церкви делают отверстие и опускают деревянный сундук или колыбель, в которой находятся два священнослужителя, а когда они спускаются, сундук или колыбель выдвигают, и они с величайшее почтение, выньте Веронику и покажите ее народу, собравшемуся там в назначенный день. Часто случается, что прихожанам грозит опасность для жизни, так их много и так велика пресса. Педро Тафур, Andanças e viajes .
После разграбления Рима в 1527 году некоторые писатели записали, что Покров был уничтожен: мессер Унбано сообщает герцогине Урбино, что Вероника была украдена и разнесена по тавернам Рима. [ 11 ] Однако другие авторы свидетельствуют о ее продолжающемся присутствии в Ватикане, а один свидетель разграбления утверждает, что «Вероника» не была найдена грабителями. [ 12 ]
Многие художники того времени создавали репродукции Вероники, что снова предполагало ее выживание, но в 1616 году Папа Павел V запретил изготовление дальнейших копий, кроме случаев, когда они были сделаны каноником базилики Святого Петра . В 1629 году папа Урбан VIII не только запретил изготовление репродукций Вероники, но и приказал уничтожить все существующие копии. В его указе говорилось, что любой, кто имеет доступ к копии, должен принести ее в Ватикан под страхом отлучения от церкви. В 17 веке завеса была найдена спрятанной в камере с реликвиями, построенной Бернини в одном из опор, поддерживающих купол собора Святого Петра. [ 10 ]
Поскольку нет убедительных доказательств того, что он когда-либо покидал собор Святого Петра, существует вероятность, что он остается там и по сей день; это соответствовало бы той ограниченной информации, которую Ватикан предоставил в последние столетия.
Образы, традиционно связанные с Покровом Вероники.
[ редактировать ]Существует по крайней мере шесть изображений, которые имеют заметное сходство друг с другом: одно традиционно считается оригинальной Завесой, другие являются прямыми копиями первого и, в двух случаях, Мандилионом . Каждый член этой группы заключен в сложную внешнюю рамку с позолоченным металлическим листом (или ризой по-русски) внутри, в котором вырезано отверстие, в котором появляется лицо; в нижней части лица есть три точки, соответствующие форме волос и бороды.
- Покров Вероники
-
Ватикан Вероника
-
Святой Лик Вены
-
Святой Лик Аликанте
-
Святой лик Хаэна
Базилика Святого Петра
[ редактировать ]хранится изображение, В базилике Святого Петра предположительно являющееся покрывалом Вероники. [ 13 ] Это изображение хранится в часовне, которая находится за балконом на юго-западном пирсе, поддерживающем купол. [ нужна ссылка ]
В XIX веке Ксавье Барбье де Монто фату в частном порядке осмотрел . Его отчет представлен Адольфом Наполеоном Дидроном в 23 томе «Археологических анналов» . [ 14 ] Он сообщает: «К сожалению, по одному из этих слишком распространенных обычаев в Италии, металлическое лезвие закрывает внутреннюю часть и оставляет только фигуру, по которой рисует контуры. К этим контурам, откровенно обвиняемым, мы подозреваем длинные волосы, падающие на плечи и короткая борода, превращающаяся в два малообеспеченных фитиля. Остальные черты настолько смутно нарисованы или, вернее, настолько совершенно стерты, что мне потребовалось самое большое усилие на свете, чтобы увидеть след глаз или следа. нос».
В 1907 году искусствоведу-иезуиту Джозефу Вильперту разрешили снять две хрустальные пластины, чтобы осмотреть изображение. [ 15 ] [ 16 ] Он описывает только квадратную ткань пенниевого оттенка, пожелтевшую от времени, с двумя большими, слабыми ржаво-коричневыми пятнами. Затем он говорит, что объект соответствует самым старым документам, и цитирует два из них.
Тем не менее, лицо по-прежнему демонстрируется каждый год по случаю 5-го воскресенья Великого поста, Страстного воскресенья . [ 17 ] по традиции, восходящей к семнадцатому веку. [ 18 ] проходит процессия Незадолго до вечерни внутри базилики , сопровождаемая ектенией святым . [ 19 ] Звенит колокол, и три каноника выносят тяжелую раму на балкон над статуей святой Вероники, держащей покрывало. [ 20 ] [ нужна ссылка ] С этого ограниченного обзора изображение не различимо, и можно увидеть только форму внутренней рамки. [ нужна ссылка ]
Дворец Хофбург, Вена
[ редактировать ]Во дворце Хофбург в Вене находится копия Вероники, идентифицированная по подписи П. Строцци в правом углу внутренней рамы. Он был секретарем Папы Павла V и человеком, которого нотариус Ватикана Якопо Гримальди упомянул как сделавшего серию из шести тщательных копий завесы в 1617 году. [ 21 ]
Внешняя часть рамы относительно современная, а внутренняя рамка выполнена грубо и соответствует выкройке более ранних экземпляров. Лицо внутри очень нечеткое, скорее представляет собой серию пятен, на которых можно идентифицировать только голые элементы носа, глаз и рта. Это свидетельствует о подлинности копии, поскольку явно не было предпринято никаких попыток художественного улучшения. Более того, тот факт, что оно было скопировано с ватиканской копии после разграбления Рима в 1527 году, позволяет предположить, что оригинальное изображение могло пережить это событие.
Он хранится в Шацкамере священных и светских казначеев династии Габсбургов во дворце Хофбург в Вене.
Монастырь Святого Лика, Аликанте, Испания.
[ редактировать ]Святой Лик Аликанте был приобретен папой Николаем V у родственников византийского императора в 1453 году . Эту вуаль подарил кардинал Ватикана испанскому священнику Мосену Педро Мена, который отвез ее в Аликанте , на юге Испании , куда она прибыла в 1489 году, во время сильной засухи. 17 марта священник из Аликанте, отец Виллафранка, сопровождал процессию, и из глаза лика Христа на завесу потекла слеза, и пошел дождь. Сейчас реликвия хранится в монастыре Святого Лика ( Monasterio de la Santa Faz ), на окраине Аликанте, в часовне, построенной в 1611 году и украшенной между 1677 и 1680 годами скульптором Хосе Вилановой, позолотчиком Пере Хуаном Валеро и художник Хуан Кончиллос . Часовню украшают картины, изображающие чудесное прекращение засухи, местных личностей, связанных с основанием часовни, и религиозные темы суда и спасения.
В период с 2003 по 2006 год монастырь был тщательно отреставрирован вместе с собором Святого Николая и базиликой Святой Марии в центре города. В 2006 году в трех зданиях разместилась выставка, посвященная реликвии, под названием «Лик Вечности». [ 22 ]
Хаэнский собор, Хаэн, Испания
[ редактировать ]В соборе Хаэна есть копия Вероники, которая, вероятно, датируется 14 веком и возникла в Сиене. Он хранится в святилище у главного алтаря и ежегодно выставляется народу в Страстную пятницу и в праздник Успения. Его выставляют в часовне сбоку от собора каждую пятницу с 11:30 до 13:00, когда посетителям разрешается поцеловать стекло, защищающее изображение. Известный как Санто Ростро, он был приобретен епископом Николасом де Бьедма в 14 веке. [ 23 ]
Похожие изображения
[ редактировать ]Святой Лик Генуи
[ редактировать ]
Святой Лик Генуи, хранящийся в скромной церкви Святого Варфоломея Армян в Генуе , был подарен в 14 веке дожу Леонардо Монтальдо византийским императором Иоанном V Палеологом .
Изображение было подробно изучено в 1969 году Колетт Дюфур Боззо, которая датировала внешнюю рамку концом 14 века. [ 24 ] а внутренняя рамка и само изображение, как полагают, возникли раньше. Боззо обнаружил, что изображение было отпечатано на ткани, наклеенной на деревянную доску. [ 25 ] Сходство изображения с Покровом Вероники предполагает связь двух традиций.
Святой Лик Сан-Сильвестро
[ редактировать ]Святой Лик Сан-Сильвестро хранился в римской церкви Сан-Сильвестро до 1870 года, а сейчас хранится в часовне Матильды в Ватикане. Он помещен в рамку в стиле барокко, подаренную сестрой Дионорой Кьяруччи в 1623 году. [ 26 ] Самое раннее свидетельство о его существовании относится к 1517 году, когда монахиням запретили его выставлять напоказ, чтобы избежать конкуренции с Вероникой. Как и изображение Генуи, оно нарисовано на доске, а потому, скорее всего, является копией.
Он был выставлен на выставке Expo 2000 в Германии в павильоне Святого Престола.
Изображение Манопелло
[ редактировать ]
В 1999 году немецкий отец-иезуит Генрих Пфайффер , профессор истории искусств Папского Григорианского университета, [ 27 ] объявил на пресс-конференции в Риме , что нашел Покров в церкви монастыря капуцинов в маленькой деревне Манопелло, Италия , где он находился с 1660 года. Профессор Пфайффер, по сути, пропагандировал этот образ на протяжении многих лет. лет назад. [ 28 ] Оно известно как Изображение Манопелло .
Согласно местной традиции, в 1508 году прибыл анонимный паломник с тканью в завернутом пакете. Паломник передал его доктору Джакомо Антонио Леонелли, сидевшему на скамейке перед церковью. Доктор вошел в церковь и открыл сверток с Покровом. Тотчас же он вышел из церкви, но не смог найти паломника, пожертвовавшего ее.
Фата принадлежала семье Леонелли до 1608 года. Панкрацио Петруччи, солдат, женатый на Марции Леонелли, украл Фату из дома своего тестя. Несколько лет спустя Марция продала его за 400 скуди доктору Донато Антонио Де Фабритису, чтобы заплатить выкуп за своего мужа, который тогда находился в плену в Кьети. Покров был подарен Де Фабритисом капуцинам, которые держат его до сих пор. Эта история была задокументирована отцом Донато да Бомба в его «Исторических отношениях» после исследования, начатого в 1640 году.
Дом Вероники в Иерусалиме
[ редактировать ]
На Виа Долороза в Иерусалиме находится небольшая часовня, известная как Часовня Святого Лика. [ 29 ] Традиционно это место считается домом Святой Вероники и местом чудес. [ 30 ]
Репрезентативное искусство
[ редактировать ]Существуют две основные традиции иконографии лица, изображенного на покрывале. Одна традиция (Тип I), распространенная в итальянском искусстве, изображает лицо Христа бородатым, страдающим, избитым и, возможно, увенчанным терновым венцом. Другой (Тип II), распространенный в русском и испанском искусстве, изображает чаще покоящееся лицо Христа, волосы до плеч и раздвоенную бороду, часто окруженную нимбом, разделенным крестом.
Тип I
[ редактировать ]- Фата Вероники Доменико Фетти, ок. 1620 .
- Святой Лик Джамбоно, 15 век. Гражданский музей, Павия, Италия.
- Святой Лик в руках двух ангелов Хуан Санчес Котан, 1620–1625 гг. Монастырь Картуха, Гранада.
- Святой Лик Доменикос Теотокопулос (Эль Греко). Монастырь монахинь-капуцинов, Толедо.
- Фата Вероники Франсиско де Сурбаран, 17 век. Приходская церковь Святого Петра, Севилья.
Тип II
[ редактировать ]- Голова Христа на Судариуме Клод Меллан, 1649 год.
- Диптих Святой Вероники с Христом и Девой Марией Бернардо Марторелли, 15 век. Музей Майорки.
- Святой Лик , аноним, начало 17 века. Третьяковская галерея, Москва.
- Holy Face Simon Ushakov, 1678. Tretyakov Gallery, Moscow.
- Чудо слезы Хуан Кончиллос, 1680 год. Часовня Леди монастыря Святого Лика, Аликанте.
- Чудо трех лиц Хуана де Миранды, 1767 год. Мэрия Аликанте.
- Святая Вероника Антонио Кастильо Ластруччи, 1946 год. Базилика Святой Марии, Аликанте.
- Фата Вероники в искусстве
-
Священное полотенце работы Эммануэля Цанеса , 1659 г.
-
Святая Вероника с Плащаницей
-
Покров Вероники мастера легенды о святой Урсуле
-
Доменико Фетти, Покров Вероники
-
Святая Вероника со святым платком
-
Покров святой Вероники (Икона Веры), ок. 1450
-
Голова Христа на Судариуме , гравюра Клода Меллана (1649 г.), знаменитое виртуозное произведение, состоящее из единственной линии, начинающейся на кончике носа Христа.
-
Покров Вероники, Франсиско де Сурбаран
-
Образ Спасителя , традиционная православная иконография в интерпретации Симона Ушакова (1658).
-
Корреджо, 1521 г.
-
Святая Вероника со святым платком, картина Маттиа Прети.
См. также
[ редактировать ]- Ахейропоэта
- Чёрная Мадонна Ченстохова.
- Изображение Камулианы
- Образ Эдессы
- Реликвии, связанные с Иисусом
- Туринская плащаница
- Плащаница Овьедо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Видеть спасение». Образы Христа в искусстве , Нил МакГрегор. ISBN 0-563-55111-9 .
- ^ «Крестные станции» . Троицкий УМК. 24 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 25 апреля 2016 г.
Эта традиция наиболее заметно началась со святого Франциска Ассизского (1182–1226) и распространилась на другие церкви в средневековый период. Это также наблюдается растущим числом англиканцев, методистов и лютеран. Чаще всего это делается во время Великого поста, особенно в Страстную пятницу.
- ^ Веб-сайт Ватикана, Шестая станция.
- ^ Религиозная грамотность (Стивен Протеро), HarperCollins Publishers, стр. 284
- ^ Мэтью 9: 20–22 ; Марка 5:25–34 ; Луки 8:43–48
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 78–79, ISBN 0-85331-324-5
- ^ Г. Шиллер, соч. и ссылка на страницу
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святая Вероника» . newadvent.org .
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 175
- ^ Перейти обратно: а б Даффи, Патрик. «Полотенце Святой Вероники», католическая Ирландия , 12 июля 2012 г.
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 112
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 113
- ^ "Покров святой Вероники", Художественный музей Филадельфии.
- ^ «Anales Archéologique», том XXIII, Париж, 1844 г., стр. 232.
- ^ Вильперт, Джозеф [Редактор] Римские мозаики и росписи церковных зданий с IV по XIII. Века (Том 2): Текст: 2-я половина, Фрайбург i.Br., 1916, с. 1123
- ^ Ян Уилсон , Святые лики, Тайные места , стр. 36
- ^ Мауро, JP, «Есть ли в этом итальянском храме на вершине холма настоящая реликвия вуали Вероники?», Алетейя , 5 мая 2019 г.
- ^ «Пятое воскресенье Великого поста, почитание Покрова Вероники», Католическая служба новостей, 9 апреля 2019 г.
- ^ Дипиппо, Грегори. «Страстное воскресенье - Покров святой Вероники и стационарная литургия в соборе святого Петра», Новое литургическое движение, 26 марта 2012 г.
- ^ «Покров святой Вероники» . фликр . Компания Yahoo . Проверено 25 сентября 2014 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 157
- ^ Путеводитель для посетителей выставки La Luz de las Imagenes – La Face de la Eternidad , Аликанте, 2006 г.
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 94
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 162
- ^ Уилсон, там же, стр. 88.
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 193
- ^ http://holyfaceofmanoppello.blogspot.com/2008/05/fr-heinrich-pfeiffer-sj-teaches-about.html Отрывок из Il Volto Santo di Manoppello («Святой лик Манопелло»), опубликованный Carsa Edizioni в Пескаре ( стр. 13) дата доступа март 2013 г.
- ^ Ян Уилсон, Святые лица, Тайные места , стр. 161
- ^ «Виа Долороза – Иерусалим» . священный-destinations.com .
- ^ «Виа Долороза» . Виа Долороза . 26 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беннетт, Дженис (2001). Священная кровь, священный образ: Судариум Овьедо, новые доказательства подлинности Туринской плащаницы . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 0-9705682-0-7 .
- Джоан Кэрролл Круз , OCDS , Чудесные образы Господа нашего . ISBN 0-89555-496-8
- Ева Курылюк , Вероника и ее ткань: история, символика и структура истинного образа . ISBN 0-631-17813-9
- Иэн Уилсон , Святые лица, Тайные места , Корги, ISBN 0-552-13590-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога
- официальный сайт монахов-капуцинов Манопелло
- Святая Вероника в соборе Святого Петра
- «Клип католической службы новостей о реликвии в базилике Святого Петра»
- «Польский сайт Volto Santo di Manoppello»
- «Английская версия польского сайта Volto Santo di Manoppello»
- Плащаница Христова Онлайн-аудиовизуальный фильм «Лик Христа» с текстами эксперта по плащаницам с. Бландина Паскаль Шлёмер и др.
- «Вновь открытое лицо» - первая из четырех частей аудиовизуальной презентации, связывающей святой образ с рядом древних предшественников, YouTube, дата доступа: март 2013 г.
- Экспозиция реликвии, Собор Святого Петра, 2008 г.