Божьи философы
Автор | Джеймс Ханнэм |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | История науки |
Издатель | Книги Иконок |
Дата публикации | 2009 |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 435 |
ISBN | 9781848311503 |
«Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки» — это книга 2009 года, написанная британским историком науки Джеймсом Ханнэмом (Великобритания: Icon Books).
Книга бросает вызов мнению, что «в средние века не было науки, достойной упоминания … [и] что церковь сдерживала те скудные достижения, которые были достигнуты». [ 1 ] Ханнэм опровергает ряд современных мифов о средневековом христианстве, таких как идея о том, что инквизиция сжигала людей за их науку или что люди в средние века думали, что Земля плоская. [ 2 ] Он перечисляет изобретения 13-го века, такие как очки и механические часы , чтобы доказать, что «средневековые ученые опровергли ложную мудрость Древней Греции , чтобы заложить основы современной науки ». [ 3 ] [ не удалось пройти проверку ]
Американское издание книги было опубликовано в 2011 году издательством Regnery Press под названием «Происхождение науки: как христианское средневековье положило начало научной революции» . [ 4 ]
Содержание
[ редактировать ]Во введении к книге «Божьи философы » Ханнэм излагает свой аргумент о том, что многие негативные описания Средневековья как «научного темного века» основаны на мифах. [ 5 ] «Несмотря на общественное мнение, журналистские клише и дезинформированные историки, недавние исследования показали, что Средневековье было периодом огромного прогресса в науке, технике и культуре». [ 6 ] Первые двенадцать глав книги посвящены наукам в средние века ; последние девять глав посвящены эпохе Возрождения и Реформации . Галилею посвящены последние три главы (19–21). [ 7 ]
Наука в средние века
[ редактировать ]В первой главе Ханнэм дает краткий исторический очерк раннего средневековья до 1000 года нашей эры. Ханнэм пишет, что в этот период Западная Европа оправилась от падения Римской империи и начала восстанавливаться с появлением нескольких важных изобретений, таких как плуг , подкова и водяная мельница . [ 7 ]
Со второй по тринадцатую главу Ханнэм охватывает широкий круг тем, касающихся истории науки , таких как математика , астрономия , физика , медицина , алхимия и астрология .
Третья глава («Возникновение разума») и четвертая глава («Возрождение двенадцатого века») призваны показать, как Запад вернул себе наследие древнегреческого образования. Ханнэм утверждает, что «возвышение разума» [ 8 ] Это не эпоха Просвещения , а поворот XI и XII веков к естественному богословию . [ 9 ] Он называет средневековый университет фундаментальной институциональной единицей. Далее он утверждает, что отправной точкой всей натурфилософии в средние века была вера в то, что природа была создана Богом. Таким образом, средневековые философы рассчитывали найти логику и причину в явлениях природы. [ 10 ]
Затем Ханнэм обращается к теме медицины , предполагая, что в средние века у заболевшего человека было три варианта: «церковь, местный целитель или квалифицированный врач». [ 11 ] Он описывает, как каждый из них может лечить своего пациента. Ханнэм заявляет, что, за исключением прививок от оспы, «история медицины до середины девятнадцатого века… была историей неудач». [ 12 ]
В восьмой главе «Тайные искусства алхимии и астрологии» Ханнэм рассматривает астрологию и отношение к ней Церкви.
Другие главы также включают интересные случаи соответствующей научной деятельности. В главе 10 Ханнэм знакомит оксфордского ученого Ричарда Уоллингфорда (1292–1336) и его изобретением механических часов : «Помимо своих достижений в астрономии, он построил одни из лучших и сложнейших часов Средневековья, несмотря на то, что страдал от ужасное заболевание проказой». [ 13 ]
Глава одиннадцатая («Калькуляторы Мертона») и двенадцатая («Апогей средневековой науки») раскрывают достижения научной мысли, произошедшие в университетах Оксфорда и Парижа в четырнадцатом веке. Ханнэм указывает на Брэдуордина «закон движения» ; описания падения предметов в вакууме ; и теорема о средней скорости , проиллюстрированная Уильямом Хейтсбери . [ 14 ] Ханнэм также описывает обсуждение Буриданом и Оремом возможного осевого вращения Земли и описание Альбертом Саксонским траектории летящего пушечного ядра. Относительно того, угрожали ли церкви эти спекуляции, Ханнэм пишет, что «почти все практикующие были членами духовенства… механика и математика не вызывали никакого беспокойства». [ 15 ]
По более деликатному вопросу об отказе от атомизма , который бросал вызов католическому взгляду на Святое Причастие, он сказал: «Конечно, это было явное проявление богословской ортодоксальности, ограничивающей философские исследования. Но это случалось так редко, что мы не можем утверждать, что Церковь сдерживала науку». в общем." [ 16 ] Он продолжил: «Популярный образ средневековой церкви как монолитного института, противостоящего любому виду научных спекуляций, явно неточен. Натуральная философия доказала свою полезность и достойную поддержки. Трудно представить, как вообще могла бы возникнуть какая-либо философия, если бы спонсируемые Церковью университеты не предоставили ему пристанища». [ 16 ]
В тринадцатой главе Ханнэм исследует путешествия Христофора Колумба и то, как он не верил, что Земля плоская, как утверждают некоторые.
Некоторые другие впечатляющие научные достижения, о которых идет речь, включают изобретение очков , ветряных мельниц и печатного станка . [ 5 ]
Возрождение и Реформация
[ редактировать ]Затем Ханнэм обращается к расцвету гуманизма и его влиянию на науку и технику в четырнадцатой главе. [ 9 ]
В то время как гуманисты восстановили древнегреческие математические тексты, Ханнэм отвергает их достижения в философии, достигнутые в этот период. Более того, он заявляет, что протестантская Реформация лишила католическую церковь возможности контролировать науку, но также сделала ее менее восприимчивой к новым идеям. [ 17 ]
В шестнадцатой главе Ханнэм демонстрирует, как вскрытие человека продвинуло понимание человеческого тела. Миф, развеянный Ханнэмом, заключается в том, что средневековая церковь выступала против вскрытия человека: «Если бы католическая церковь действительно категорически возражала против вскрытия человека, оно не стало бы быстро частью учебной программы в каждой крупной европейской медицинской школе». [ 18 ]
В семнадцатой главе рассказывается история о том, как Николай Коперник (1473–1543) предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято в то время. Ханнэм снова предполагает, что своей теорией Коперник обязан гораздо более ранним ученым, таким как Джон Буридан, который в 1350 году предположил, что восход и закат были вызваны движением Земли, а не Солнца. [ 1 ]
В восемнадцатой главе показано, как теория Коперника была принята Иоганном Кеплером (1571–1630).
Галилео
[ редактировать ]Последние три главы посвящены Галилею и его современникам, который, вероятно, является самым известным среди ученых, предположительно преследуемых церковью. [ 19 ] Ханнэм предполагает, что Галилей заимствовал идеи у более ранних мыслителей и использовал их для построения своих собственных теорий о материи и движении: « Галилей объединил многие направления средневековой мысли, чтобы сформировать основу современной науки». [ 20 ]
Заключение «Научная революция?»
[ редактировать ]В своем кратком заключении Ханнэм утверждает, что четыре краеугольных камня — институциональный, технологический, метафизический и теоретический — заложили основы ранней современной науки. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Эдвард Грант , известный историк средневековой науки , писал, что книга «очень хорошо написана, и ее приятно читать». [ 3 ] Грант похвалил рассказ Ханнэма за «необычные описания различных аспектов современной жизни», что сделало его «чрезвычайно интересным и увлекательным». [ 21 ] Грант не согласился с некоторыми утверждениями Ханнэма, но резюмировал книгу следующим образом: «Ханнам написал великолепную книгу и полностью поддержал его утверждение о том, что Средние века заложили основы современной науки… хотя она была предназначена для неакадемической аудитории, эта книга была предназначена для неакадемической аудитории. Книга окажется весьма полезной в качестве учебника для университетского курса истории науки ». [ 22 ]
похвалил книгу Историк и журналист Дэн Джонс в журнале Spectator как «очень полезный общий обзор сложной темы и надежную защиту несправедливо оклеветанного века… Ханнэм… дает нам прекрасное представление о пористости средневекового разума». [ 1 ]
Игал Галили, профессор научно-технического образования, назвал книгу «хорошо написанной и интересной». [ 10 ] Галили утверждает, что книгу следует включить в обучение физике посредством истории и философии науки: «Может показаться, что это вызывает всеобщее любопытство, но это не так, поскольку, не осознавая этого долга, который мы имеем в области естественнонаучного образования, мы легко делаем неадекватные выводы относительно природы науки и часто неверно истолковываем смысл знаний, которыми обладаем и которым учим». [ 23 ]
В своей статье в журнале «Философия в обзоре » философ и историк энергетики Роберт Дельтете горячо рекомендовал книгу как «занимательное чтение». [ 24 ] Он пишет: «Вопреки распространенному мнению, журналистским клише и дезинформированным историкам, Ханнэм показывает, что Средние века были периодом огромного прогресса в науке, технике и культуре». [ 24 ] Ханнэм «особенно хорошо справляется» с обращением к широкому кругу читателей. Дельтете делает одну уступку: «Мотивы Ханнэма иногда кажутся чрезмерно извиняющимися, когда он подчеркивает церковную терпимость и оправдывает церковные эксцессы». Но это не умаляет Ханнэма как «очень хорошего рассказчика, которому удается воплотить в жизнь множество малоизвестных фигур». [ 24 ]
Джонатан Берч, интеллектуальный историк и исследователь из Университета Глазго , назвал проект Ханнэма «успехом», но заявил, что у него есть некоторые сомнения относительно направленности некоторых частей книги. [ 9 ] Берч цитирует Питера Абеляра трагический роман с Элоизой и мрачно-комическую картину кастрации Абеляра . Берч пишет: «Такие истории добавляют человеческой драмы к истории идей, но приносят ли интересные биографические виньетки цену интеллектуального содержания?» [ 9 ] В разделе книги, посвященном святому Фоме Аквинскому, «некоторые важные аргументы излагаются, а не полностью объясняются». Бёрч заключает: «Специалисты в других областях, без сомнения, могли бы претендовать на более подробное обсуждение своих собственных проблем… но в совокупности эти утверждения возложили бы несправедливое бремя на книгу такого масштаба. «Философы Бога» вносят замечательный вклад в общественное понимание этой сложности. и взаимосвязанные истории науки, философии и религии». [ 9 ]
Борис Джонсон сделал рецензию на книгу в The Mail on Sunday . Он написал «...эту замечательную книгу. Джеймс Ханнэм с увлекательным рвением приступил к спасению репутации группы полузабытых мыслителей и показывает, как они проложили путь современной науке». [ 25 ]
Рецензируя книгу в The Guardian , Тим Рэдфорд поставил под сомнение проект Ханнэма: «Средневековые учёные предвидели удивительное количество научных инноваций, но действительно ли это делает их основателями современной науки?» [ 19 ] Далее он пишет: «Почти единственная раздражающая вещь в замечательной книге Джеймса Ханнэма — это его вступительная настойчивость в заговоре «популярного мнения, журналистских клише и дезинформированных историков» с целью очернить Средневековье… в этом заговоре всякий раз, когда кто-то обнаруживает доказательства разума. или прогресс в XIV или XV веках, пишет он, «его легко можно было бы назвать «ранним Ренессансом », чтобы сохранить негативные коннотации прилагательного « средневековый », OED не дает дат средневекового периода , но он говорит мне. что Возрождение началось в Италии в 14 веке». [ 19 ]
Чарльз Фримен раскритиковал книгу Ханнэма в журнале New Humanist за «искаженный взгляд на средневековый период и развитие науки, которое соответствует его католической программе». [ 5 ] В весьма специфическом контексте включения книги в шорт-лист «Книги года» Королевского общества Фримен написал, что «Философы Бога» не заслуживают всех ее похвал и что «ее яркий стиль маскирует ряд серьезных академических недостатков, которые в совокупности делают книга сильно переоценена». Фримен критикует книгу за то, что она «плохо структурирована, не содержит последовательных аргументов и часто вводит в заблуждение, либо делая утверждения, для которых нет или противоречат доказательствам, либо опуская доказательства, которые могли бы ослабить ее аргументы». Например, Ханнэм «фактически игнорирует» вклад Древней Греции и арабов в современную науку. Фриман заключает: «Его успех озадачивает». [ 5 ]
Ханнэм ответил на критику Фримена в адрес его книги, которую New Humanist также опубликовал . В ответ на заявление Фримена о том, что он игнорирует греческие и арабские интеллектуальные традиции, Ханнэм написал: «Я вряд ли игнорирую достижения любой из этих цивилизаций. Я просто не писал о них книгу». [ 26 ] Ханнэм заключил: «Хотя я не скрываю своей религиозной принадлежности, если бы я проснулся завтра атеистом , я бы поддержал каждое это слово». [ 26 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Книга вошла в шорт-лист премии Королевского общества научных книг в 2010 году . Судьи сказали:
«Яркое понимание средневекового подхода к науке, полное замечательных историй и личностей. Развенчивая распространенные мифы о «темных веках», это очень читабельная книга о забытой эпохе в истории науки. Она во многом заполняет пробел , заставляя вас осознать, что великие научные достижения эпохи Возрождения обязаны «философам», готовым пожертвовать давними убеждениями, а зачастую и своей жизнью ради своих идей». [ 27 ]
В 2011 году он вошел в шорт-лист премии Дингла Британского общества истории науки . [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Дэн (15 августа 2009 г.). «Новый век просвещения | Зритель» . Зритель . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ «Божьи философы» . Книги с иконками . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грант, Эдвард (2010). «Средние века и современная наука: Джеймс Ханнэм: Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки». Метанаука . 20 : 185–189. дои : 10.1007/s11016-010-9438-8 .
- ^ «Генезис науки - Как христианское средневековье положило начало научной революции» . Издательство Регнери . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фриман, Чарльз (22 октября 2010 г.). «Почему Божьи философы не заслужили попадания в шорт-лист премии Королевского общества» . Новый гуманист . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Ханнэм (2009). Божьи философы . п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Грант 2010, с. 185.
- ^ Ханнэм 2009, с. 23
- ^ Перейти обратно: а б с д и Берч, Джонатан (2010). «Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки», Джеймс Ханнэм. Обзор Реформации и Возрождения . 11 (2): 235–237. doi : 10.1558/rrr.v11i2.235 — через Routledge .
- ^ Перейти обратно: а б Галили, Игал (2011). «Джеймс Ханнэм: Божьи философы. Как средневековый мир заложил основы современной науки?». Наука и образование . 21 : 419–421 – через Спрингер.
- ^ Грант 2010, с. 187.
- ^ Ханнэм 2009, с. 264
- ^ Ханнэм 2009, с. 9
- ^ Грант 2010, с. 187.
- ^ Ханнэм 2009, с. 190
- ^ Перейти обратно: а б Ханнэм 2009, с. 193
- ^ Береза 2010, с. 236.
- ^ Ханнэм 2009, с. 255
- ^ Перейти обратно: а б с «Божьи философы Джеймса Ханнэма – обзор» . Хранитель . 15 октября 2010 г. Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Ханнэм 2009, с. 10
- ^ Грант 2010, с. 186.
- ^ Грант 2010, с. 185.
- ^ Галилей 2011, с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б с Дельтете, Роберт (2011). «Джеймс Ханнэм: Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки». Философия в обзоре . 6 : 420–422.
- ^ «Божьи философы» . Книги с иконками . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «В защиту божьих философов» . newhumanist.org.uk . 5 ноября 2010 года . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ «Объявлен шорт-лист Премии Королевского общества в области научных книг 2010 года | Королевское общество» . royalsociety.org . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ bshs-admin (09.07.2011). «Премия Хьюза» . БСШС . Проверено 20 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор в New Humanist
- Обзор в The Medieval Review
- Шорт-лист премии Королевского общества 2010 года за научные книги
- Обзор в Metascience Volume 20,1,2011 Эдварда Гранта
- Обзор профессора Игала Галили в журнале «Наука и образование» за 21,3,2012 г.