Jump to content

Нахман Бресловский

(Перенаправлено от Ребе Нахмана )
Нахман Бресловский
Заголовок Бреславский Ребе
Персональный
Рожденный
Нахман Бресловский

4 апреля 1772 г. ( Рош Ходеш нисана ). 5532
Умер 16 октября 1810 г. (18 тишрея 5571 г.)
Религия иудаизм
Супруг Сашия, дочь раввина Ефрема Осатинского. [1]
Дети Справедливый
Сара
инжир
Chaya
Мириам
дочь (умерла в младенчестве)
Яаков
Шломо Эфраим
Родители
  • Симха (отец)
  • инжир (мать)
Основная работа Ликутей Мохаран
Династия Бреслов

Нахман из Бреслова ( иврит : רַבִּי נַחְמָן מִבְּרֶסְלֶב Рабби Нахман ми Бреслев ), также известный как раввин Нахман из Бреслева , раввин Нахман ми Бреслев , Реб Нахман из Брацлава и Реб Нахман из Бреслова ( Идиш : רבי נחמן ברעסלאווער Ребе Нахмен Бресловер ), и Нахман из Умани ( 4 апреля 1772 — 16 октября 1810) — основатель бресловского хасидского движения . Он был особенно известен своими творческими притчами, [2] который опирался на восточноевропейские народные сказки, чтобы наполнить свое учение, создавая глубоко каббалистические и в то же время общедоступные лекарства, советы и параболические истории, с помощью которых каждый может спроецировать себя и получить духовное и практическое руководство. Он делал упор на поиск и выражение уникальности человека, избегая при этом отчаяния в мире, который, по его мнению, становился все более и более стандартизированным. Считается, что благодаря переводу Мартина Бубера его учение оказало влияние на некоторых писателей 20-го века, включая Франца Кафку . [3]

Нахман, правнук Баал Шем Това , возродил хасидское движение, объединив Каббалу с углубленным изучением Торы . За свою жизнь он привлек тысячи последователей, и его влияние продолжается и сегодня через многие хасидские движения, такие как бреславский хасидизм. [4] Религиозная философия Нахмана вращалась вокруг близости к Богу и разговора с Богом в обычном разговоре, «как если бы вы разговаривали с лучшим другом». Концепция хитбодедут занимает центральное место в его мышлении. [4]

Биография

[ редактировать ]

Нахман родился 4 апреля 1772 года ( Ходеш Нисана Рош ) в семье центральных деятелей хасидизма в городе, который тогда назывался Мендзыбож в Речи Посполитой , ныне Меджибож на Украине . Поначалу он отказался от роли продолжения семейной традиции быть лидером хасидизма. [5]

Мать Нахмана, Фейга, была дочерью Адиля (также пишется Удель), дочери Баал Шем Това, основателя хасидского иудаизма. Его отец Симха был сыном одного из учеников Баал Шем Това, в честь которого был назван Нахман, Нахмана из Городенки (Городенки), который был прямым потомком Иуды Лева бен Безалеля в седьмом поколении . [6] У Нахмана было два брата, Йехиэль Цви и Исроэль Мес, и сестра Перель. [7]

В 13 лет он женился на Сашии, дочери раввина Ефрема, и переехал в дом тестя в Осатине (сегодня Старая Осота). В день свадьбы он приобрел своего первого ученика, молодого человека по имени Шимон, который был на несколько лет старше его. [8]

В 1798–1799 совершил путешествие с территории Украины в землю Израиля, где посетил хасидов, живших в Хайфе , Тверии , Цфате . Он прибыл в Галилею прямо в разгар битвы Наполеона с турками. Это путешествие, которое он рассматривал как частный обряд посвящения, часто рассматривалось для него как источник вдохновения. В Тверии его влияние привело к примирению литовских и волынских хасидов. [9] По возвращении из Израиля он был готов принять на себя мантию лидера хасидизма, что он и сделал весьма избирательно. В первые годы своего руководства он заставлял каждого ученика исповедоваться перед ним во всех своих грехах, а также участвовать в ежедневной часовой беседе с Богом. [10]

Незадолго до Рош ха-Шана 1800 года Нахман переехал в город Златополь .

Переезжает в Брацлав и Умань.

[ редактировать ]
Река в Брацлаве.

В 1802 году Нахман переехал в город Брацлав , известный также как «Бреслов» и «Брацлав». [11]

Переезд в город Бреслов привел его к знакомству с Натаном Штернхарцем , 22-летним знатоком Торы из соседнего города Немиров . [ нужна ссылка ] Штернхарц записал все формальные уроки Нахмана, а также расшифровал его работу «Ликутей Моаран» . [ нужна ссылка ] После смерти Нахмана Штернхарц записал неформальные беседы, которые он и другие ученики вели с Нахманом, чьи работы он опубликовал со своими собственными комментариями к ним. [ нужна ссылка ]

У Нахмана и его жены Сашии было шесть дочерей и два сына. Две дочери умерли в младенчестве, а оба сына умерли в течение полутора лет после рождения. Их выжившими детьми были Адиль, Сара, [12] Мириам и Хая. [13] Сашия умерла от туберкулеза в июне 1807 года. [14] а в следующем месяце Нахман обручился с женщиной по имени Трахтенберг. Сразу после помолвки Нахман заболел туберкулезом. [15]

На каждый вопрос есть ответ... на каждый ответ есть вопрос

В 1810 году, после того как пожар уничтожил дом Нахмана, группа маскилимов (евреев, принадлежащих к еврейскому просветительскому движению), живших в Умани, пригласила его жить в их городе и предоставила ему жилье, поскольку его болезнь ухудшалась. [16]

Нахман умер от туберкулеза в возрасте 38 лет ранней осенью, на четвертый день Суккота 1810 года, и был похоронен на местном еврейском кладбище. [17]

Могила Ребе Нахмана Бресловского.

Основываясь на частых колебаниях и переменах настроения Нахмана, ученые предположили, что он страдал от тяжелой депрессии. [18] [19] и от биполярного расстройства . [20] [21]

Паломническая традиция

[ редактировать ]
Синагога , где похоронен Нахман

После смерти Нахмана Штернхарц организовал ежегодное паломничество к его могиле в Рош ха-Шана, названное кибуцем Рош ха-Шана , которое привлекало тысячи хасидов до 1917 года, когда Октябрьская революция вынудила его продолжать тайно. Лишь около дюжины хасидов рискнули совершить ежегодное паломничество в коммунистическую эпоху . Во время перестройки в Советском Союзе в 1989 году ворота были вновь открыты. В 2008 году в этом ежегодном паломничестве приняли участие около 25 000 человек со всего мира. [22]

Нахман отверг идею наследственных хасидских династий и учил, что каждый хасид должен «искать цадика ( «святого / праведника»)» для себя — и внутри себя. Он считал, что у каждого еврея есть потенциал стать цадиком. [23] Он подчеркнул, что цадик должен преумножать благословения общины посредством своих заповедей . Однако цадик не может «освободить» хасида от его грехов, и хасид должен молиться только Богу, а не ребе. Цель доверительного общения с другим человеком – облегчить бремя души в рамках процесса покаяния и исцеления.

В молодости он подчеркивал, что практика поста и самобичевания является наиболее эффективным средством покаяния. Однако в последующие годы он отказался от этого сурового аскетизма, поскольку чувствовал, что он может привести к депрессии и печали. Он призвал своих последователей не быть «фанатиками». Вместо этого им следует выбрать одну личную мицву, к которой следует относиться очень строго, и выполнять остальные с обычной тщательностью. [24]

Он призывал своих учеников использовать любую возможность, чтобы повысить святость в себе и своей повседневной деятельности. Например, вступая в брак и живя со своим супругом в соответствии с законом Торы, человек возвышает сексуальную близость до акта, выражающего честь и уважение к данным Богом силам деторождения. Он призывал каждого искать свои хорошие стороны и достоинства других, чтобы приближаться к жизни в состоянии постоянного счастья. Он подчеркивал необходимость жить с верой, простотой и радостью. Он призвал своих последователей аплодировать, петь и танцевать во время или после молитв, чтобы приблизить их к более близким отношениям с Богом. Он учил, что его последователи должны каждый день проводить час наедине, разговаривая вслух с Богом своими словами, как если бы «разговаривали с хорошим другом». Это в дополнение к молитвам в сидуре . Бреславские хасиды до сих пор следуют этой практике, известной как хитбодедут (буквально «заставить себя побыть в одиночестве»). Нахман учил, что лучшее место для выполнения хитбодедута — это поле или лес, среди естественных творений Божьего творения. Он подчеркнул важность музыки для духовного развития и религиозной практики. [25]

В 1816 году Джозеф Перл написал разоблачение хасидского мистицизма и верований, в котором подверг критике многие сочинения Нахмана, умершего шестью годами ранее. Австрийские имперские цензоры заблокировали публикацию трактата Перла, опасаясь, что это спровоцирует волнения среди еврейских подданных империи. [ нужна ссылка ]

При жизни Нахман также столкнулся с противодействием внутри самого хасидского движения со стороны людей, ставивших под сомнение его новый подход. В конце концов почти все еврейское население Златиполя выступило против Нахмана, что побудило его переехать в Бреслов в 1802 году. [26]

Нахман одно время верил, что он Мессия, [27] и должно быть признано таковым. [28]

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Уроки Торы и рассказы Реба Нахмана были опубликованы и распространены в основном после его смерти его учеником Ребом Носоном:

  • Ликутей Моаран («Собрание поучений нашего учителя, рабби Нахмана») (т. I, Острог, 1808; т. II, Могилев, 1811; т. III, Острог, 1815) — хасидские толкования Танаха , Талмуда . и Мидрашим , Зоар и т. д. Эта работа была полностью переведена на английский язык и снабжена аннотациями в пятнадцати томах раввинами Хаимом Крамером и Моше Миковым из Бресловского научно-исследовательского института .
  • Сефер ха-Мидот [29] ( Книга Алеф-Бет ) (Могилев, 1821) — сборник практических советов, почерпнутых из источников Торы, представленных в виде эпиграмм или изречений и расположенных в алфавитном порядке по темам. [30]
  • Тиккун ха-Клали («Общее средство») — приказ Реба Нахмана из десяти псалмов, которые следует читать при различных проблемах, а также комментарии Реба Носона. Издано отдельной книгой в 1821 году.
  • Сиппурей Маасийот ( «Сказки раввина Нахмана» или «Истории раввина Нахмана» ) (np, 1816) — 13 рассказов на идише , затем переведенных на иврит и наполненных глубокими мистическими тайнами. Самая длинная из этих сказок — «Семь нищих» . [31] который содержит множество каббалистических тем и скрытых аллюзий. Несколько фрагментарных историй также включены в раввина Арье Каплана перевод полных сказок «Истории раввина Нахмана» .
  • Сихот а-Ран («Беседы рабби Нахмана»): сборник основных учений рабби Нахмана, включающий 308 « сихас », в основном представленных в виде анекдотов, касающихся хасидской философии и служения Богу, а также содержащих предысторию и замечания к более ранним учениям. [32] Первоначально приложение к «Сиппурей Маасийот» .

Еще один загадочный документ, который Реб Нахман продиктовал Ребу Носону, — это Мегилат Сетарим («Скрытый свиток»), который был написан загадочной комбинацией еврейских инициалов и коротких фраз. Профессор Цви Марк исследовал и попытался расшифровать этот документ, основываясь на сообщениях видных представителей сообщества Бреслова. Его результаты были опубликованы на иврите и в английском переводе вместе с факсимиле противоречивых копий рукописей.

Уничтоженные письмена

[ редактировать ]

Нахман также написал, но затем уничтожил Сефер ха-Гануз («Скрытая книга») и Сефер ха-Нисраф («Сожженная книга»). Он сказал своим ученикам, что эти тома содержат глубокие мистические прозрения, которые немногие смогут постичь. Он продиктовал Сефер ха-Нисраф Штернхарцу, который сказал, что совершенно не понял ее и что «что я помню, так это то, что в ней говорилось о величии мицвы гостеприимства и подготовки постели для гостя». [33] Нахман никогда и никому не показывал « Сефер ха-Гануз» , а в 1808 году сжег все копии «Сефер ха-Гануз» и «Сефер ха-Нисраф» . [34]

две рукописи книги «Сефер ха-Нисраф» в обмен на свою жизнь во время фазы его туберкулеза, которая предшествовала его смерти на два года. Нахман сначала приказал уничтожить [35] Он считал, что болезнь — это «наказание высшего мира за написание книги». [36]

Два года спустя, лежа на смертном одре, он приказал сжечь сундук, полный его сочинений. Вечером последнего дня своей жизни рабби Нахман дал своим ученикам ключ от сундука. «Как только я умру, — сказал он им, — пока мое тело еще лежит здесь, на полу, вы должны взять все письмена, которые найдете в сундуке, и сжечь их. И обязательно исполните мою просьбу». [35]

  • — великая заповедь ». « Всегда быть счастливым [37]
  • «Если ты веришь, что можешь навредить, то верь и в то, что можешь исправить». [38]
  • «Гевальт!!! Никогда не теряй надежду! Здесь нет отчаяния». [39]
  • «Когда человек осознает, что он находится на очень низком уровне и далек от Бога, это само по себе является поводом ободриться. До этого он был настолько далек от Бога, что даже не подозревал об этом. Теперь, по крайней мере, он это знает. , и это само по себе является признаком того, что он приближается». [40]
  • «Мирские желания подобны солнечным лучам в темной комнате. Они кажутся твердыми, пока вы не попытаетесь их ухватить». [41]
  • «Очень хорошо излить свое сердце Богу, как если бы вы это сделали настоящему, хорошему другу». [42]
  • «Вам никогда не дается препятствие, которое вы не сможете преодолеть». [43]
  • «Суть мудрости в том, чтобы осознать, насколько ты далек от мудрости». [44]
  • «Все мудрецы Израиля в моей оценке подобны чесночной кожуре». [45]
  • «Куда бы я ни поехал, я всегда еду в Израиль». [46]
  • «Знайте, что [когда] человеку нужно перейти очень, очень узкий мост, общий принцип и главный смысл — вообще не наводить на себя ужас». [47]

См. также

[ редактировать ]
  1. Его первая свадьба должна была состояться в тринадцатилетнем возрасте , как это было принято в тот период, когда он жил.
  2. ^ Соломон Грейзель , История евреев , Еврейское издательское общество Америки , Филадельфия, 1968, стр. 533: «Нахман Брацлавский обладал замечательным даром рассказывать истории и притчи, которые стали духовным наследием всего Израиля».
  3. ^ https://yivoencyclepedia.org/article.aspx/Nahman_of_Bratslav : «Чтобы помочь спасти фантастическую жизнь своих учеников (и самого себя) от господства зла, Нахман в 1806 году начал рассказывать фантастические истории, основанные на восточноевропейских фольклорных мотивах, но переплетенные намеками на каббалистические символы и наполненные атмосферой мифической реальности. Наиболее важные из этих историй были опубликованы после его смерти под названием « Сипуре маасийот» (1815 г.) в двуязычном издании «Историки современной еврейской литературы» на иврите и идише. языки считали их важными литературными произведениями... Благодаря адаптивному переводу Мартина Бубера (1906 г.) они, вероятно, оказали влияние на Франца Кафку и других современных писателей».
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шрагай, Надав (3 ноября 2008 г.). «Петь другую мелодию» . Гаарец . Проверено 10 декабря 2010 г.
  5. ^ Зеленый - Нахман Брацлавский - Энциклопедия религии
  6. ^ Раввин Нахман из Городенки [Раввин Нахман из Городенки]. mytzadik.com (на иврите) . Проверено 16 августа 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ До Машиаха , с. 2.
  8. ^ До Машиаха , с. 7.
  9. ^ Мудрость раввина Нахмана : его паломничество в Землю Израиля № 19.
  10. ^ Зеленый - Нахман Брацлавский - Энциклопедия религии
  11. ^ Цадик № 12.
  12. В августе 2021 года могила Сары была осквернена свиными костями (Национальные новости Израиля).
  13. ^ До Машиаха , стр. 330-341.
  14. ^ До Машиаха , с. 140.
  15. ^ До Машиаха , стр. 143-144.
  16. ^ Цадик № 114.
  17. ^ До Машиаха , стр. 204-206.
  18. ^ Артур Грин , Град агонии: история жизни раввина Нахмана из Бреслава , Библиотека Афекима, Am Oved Publishing, стр. 79, 91, 163–164, 172, 175.
  19. ^ Джозеф Г. Вайс , Исследования хасидизма в Бреславе , Институт Бялика, Иерусалим, с. 164
  20. ^ Х. Даум и А. Хартман, Еврейская душа , Израиль, 2017, стр. 235-236
  21. Статья Ады Рапопорт-Альберт «Мелочи, набеги и я не знаю», опубликованная в ее книге «Хасидимы и шебатиты, мужчины и женщины», стр. 122.
  22. ^ «Евреи-хасиды отмечают праздник в Умани». Архивировано 14 мая 2010 г. в Wayback Machine Еврейском телеграфном агентстве , 2 октября 2008 г. Проверено 31 июля 2009 г.
  23. ^ Мудрость раввина Нахмана № 26.
  24. ^ Мудрость раввина Нахмана № 235.
  25. ^ АЗАМРА!Ликутей Мохаран I, 282 [1]. Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine . См. Нигун .
  26. ^ Каплан, Арье. До Машиаха; Биография раввина Нахмана: аннотированная хронология. (Бресловский научно-исследовательский институт, местонахождение не указано, 1985), стр. 60-62. (Каплан цитирует Чайай Моаран 27b № 11 и № 114.) Та же история упоминается и у Крамера, Хаима. Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона Бресловского. (Исследовательский институт Бреслова, Нью-Йорк/Иерусалим, дата не указана), стр. 31-32.
  27. ^ Пол Кривачек, Цивилизация идиш , Vintage Books , (подразделение Random House ), © 2005, стр. 263: «Нахман Брацлавский какое-то время был убежден, что он был избран Мессией».
  28. ^ https://www.haaretz.com/2007-04-27/ty-article/messiah-in-all-but-name/0000017f-f3f6-d487-abff-f3fe8c610000 : «Личные мессианские претензии раввина Нахмана проявляются громко и Это ясно из различных замечаний, приписываемых ему при его жизни... Рабби Нахман считал себя обладателем всех необходимых качеств, чтобы стать Мессией. От реализации своего мессианского потенциала ему мешало отсутствие признания».
  29. ^ Раввин Нахман из Бреслова КНИГА АЛЕФ-БЕТ Сефер ха-Мидот (Книга атрибутов) - раввин Нахман из Бреслова. Книга Алеф-Бет (Сефер ха-Мидот - Полная версия): Афоризмы Ребе Нахмана о духовной жизни Бресловский научно-исследовательский институт, Иерусалим / Нью-Йорк, 2017 г.
  30. ^ Сирс, Довид (2010). Бреслов Пиркей Авот . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN   978-1-928822-16-5 . п. 36.
  31. ^ «История семи нищих, раввин Нахман из Бреслова» . Иешиват Шуву Боним. 2000 . Проверено 10 декабря 2010 г.
  32. См. статью на иврите: Он: שיצון_Haran.
  33. ^ Сиах Сарфей Кодеш I-699, цитируется в книге « Сквозь огонь и воду» , стр. 144.
  34. ^ Цадик №66.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гринбаум, Авраам (1987). Цадик . Нью-Йорк/Иерусалим: Исследовательский институт Бреслова. п. 77. ИСБН  0-930213-17-3 .
  36. ^ Каменец, Роджер (2010). Сгоревшие книги . Нью-Йорк: Nextbook/Schoken. п. 79. ИСБН  9780805242577 .
  37. ^ Ликутей Мохаран II, 24.
  38. ^ Ликутей Мохаран II, 112.
  39. ^ «Поворот Мохарана» II, 78.
  40. ^ "Ликутей Мохаран" II, 68.
  41. ^ Сихот ха-Ран №6.
  42. ^ Кочавей Ор, Аншей Мохаран # 4.
  43. ^ Ликутей Мохаран II, 46.
  44. ^ Ликутей Мохаран II, 83.
  45. ^ Чайи Мохаран 290 .
  46. ^ Сперо, Кен (26 января 2002 г.). «Ускоренный курс еврейской истории № 62: Возвращение в Землю Израиля» . aish.com . Проверено 10 декабря 2010 г.
  47. ^ Ликутей Моаран Часть II, 48:2. Это изречение, адаптированное как «Весь мир — узкий мост, но главное — совсем не бояться», было положено на музыку на иврите в виде песни « Коль ха-Олам Куло » (MIDI: [2] ) (MP3: [3] Архивировано 25 августа 2006 г. в Wayback Machine )

Библиография

[ редактировать ]
  • Грин, Артур (1992). Измученный мастер: жизнь и духовные поиски раввина Нахмана из Брацлава . Издательство «Еврейские огни». ISBN   1-879045-11-7
  • Гринбаум, Авраам (1987). Цадик: Портрет раввина Нахмана. Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт . ISBN   0-930213-17-3
  • Каплан, Арье (1973). Мудрость рабби Нахмана . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт.
  • Каплан, Арье (2005). Семь нищих: и другие каббалистические рассказы Реба Нахмана из Бреслова (Нахман, Нахман). Вудсток, ВТ: Публикации «Еврейские огни» для Бресловского научно-исследовательского института. ISBN   1-58023-250-7
  • Каплан, Арье (1985). До Машиаха: Жизнь рабби Нахмана . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт.
  • Крамер, Хаим (1989). Переход через Узкий мост . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN   0-930213-40-8
  • Крамер, Хаим (1992). Сквозь огонь и воду: жизнь Реба Носона из Бреслова . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN   0-930213-44-0 .
  • Левин, статья раввина Менахема об Айш: https://aish.com/uman-what-you-need-to-know-about-the-city-of-souls/
  • Сирс, Довид (2010). Бреслов Пиркей Авот . Иерусалим: Бресловский научно-исследовательский институт. ISBN   978-1-928822-16-5 .
  • Микофф, Моше (2003). 7-е небо . Вудсток: Издательство Jewish Lights Publishing совместно с Бресловским научно-исследовательским институтом. ISBN   1-58023-175-6
[ редактировать ]

О раввине Нахмане

Издатели

Работает

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36c41c3e7177e0d39c0c938ab8e5cb3e__1719239460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/3e/36c41c3e7177e0d39c0c938ab8e5cb3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nachman of Breslov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)