Национализм и археология
Национализм и археология тесно связаны, по крайней мере, с девятнадцатого века. [1] Археологическими интерпретациями и древней историей можно манипулировать в националистических целях, например, для культивирования национальной мифологии и национального мистицизма . Зачастую это предполагает некритическое отождествление собственной этнической группы с какой-либо древней или даже доисторической (известной лишь археологически) группой. [1] признает ли основная наука правдоподобной или отвергает как псевдоархеологию историческое происхождение современной группы от древней. Решающий момент, часто подразумеваемый, заключается в том, что можно вывести националистическую или этническую гордость за население, жившее тысячелетия назад и известное только археологически или эпиграфически, но не сохранившееся в живых традициях.
Примеры включают курдов, заявляющих о своей принадлежности к мидянам , [2] Албанцы, утверждающие своим происхождением иллирийцев , [3] Иракская пропаганда ссылается на Шумер или Вавилонию , [4] Индуистские националисты и тамилы утверждают, что их происхождением является цивилизация долины Инда. [5] — все упомянутые группы известны только по данным античных историографов или археологов. В крайних случаях националисты будут вообще игнорировать процесс этногенеза и заявлять об этнической идентичности своей собственной группы с некоторой едва подтвержденной древней этнической принадлежностью, известной ученым благодаря случайной передаче текстов или археологическим раскопкам.
Китай
[ редактировать ]В Китае центральным утверждением националистической археологии является то, что современный Китай является старейшей продолжающейся цивилизацией в мире. [6] Китайская археология зародилась в эпоху, когда западное историческое повествование подчеркивало производную природу восточной цивилизации. Эти повествования были поддержаны ранними проектами, инициированными Западом, такими как Йоханом Гуннаром Андерссоном раскопки культурных объектов Яншао . [7] [8] «Отец китайской археологии» Ли Цзи, получивший образование в Гарварде, начал свою карьеру с переосмысления материальной культуры — от инструментов каменного века до руин династии Шан — чтобы найти истоки китайской культуры в пределах Китая. [8]
Непрерывный рассказ о Китае применяет к раскопкам два разных типа давления. Во-первых, раскопки проводятся и о них сообщается с целью найти доказательства (предположительно существующие), которые могли бы подтвердить веру в целостную, единую цивилизацию. Например, памятники эпохи неолита в Шуанхуайшу имеют приоритет над другими памятниками каменного века из-за физической близости Шуанхуайшу к более поздним китайским культурным центрам. [6] Руины Иньсюй , бывшей столицы династии Шан, долгое время были объектом раскопок, поскольку идея, что обнаруженная там материальная культура подтверждает историчность династии Шан, подтверждает классическую китайскую письменность в целом. [7] Археолог Кван-чи Чанг описывает национализм как «великий магнит, притягивающий данные», который фокусируется на открытиях в ключевых местах Чжунъюаня за счет периферийных районов страны. [9] Одним из примеров того, как это предположение может исказить результаты, является человек из Ушаня . Челюсть обезьяны и древние каменные орудия, обнаруженные в той же пещере, были представлены как свидетельство существования маргинальной альтернативы «из Азии» широко признанному африканскому происхождению современных людей , утверждая, что «ушаньский человек» и пекинский человек являются дочеловеческое продолжение непрерывного существования Китая в Китае. [10] [11]
Другой тип националистического давления в китайской археологии — это подавление исследований, которые могли бы разрушить официальную позицию государства. Примечательно, что Китай ограничивает доступ к мумиям Тарима, таким как Красавица Лоулань и Принцесса Сяохэ . Чтобы контролировать дебаты между официальной версией китайского доминирования в Таримской котловине и националистической идентификацией уйгуров с мумиями, Китай разрешает генетическое тестирование только китайским ученым в Китае. [12] Американский китаевед Виктор Х. Майр говорит, что ему и итальянскому генетику Паоло Франкалаччи не разрешили протестировать большинство генетических образцов, взятых у мумий. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]- Афроцентризм
- Археология и расизм
- Албанский национализм
- Культурно-историческая археология
- Факты на местах
- Гигантские человеческие скелеты
- Исторический ревизионизм
- Исторический ревизионизм (негационизм)
- Ирредентизм
- Национализмы по всему миру
- Национальный миф
- Националистическая историография
- Нацистская археология
- Пилтдаунский человек
- Политика археологии в Израиле и Палестине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коль, Филип Л. (1998). «Национализм и археология: о конструкциях наций и реконструкциях далекого прошлого» . Ежегодный обзор антропологии . 27 : 223–246. дои : 10.1146/annurev.anthro.27.1.223 . ISSN 0084-6570 . JSTOR 223370 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ ван Брюнессен, Мартин (9 июля 2014 г.). «Этническая идентичность курдов в Турции Мартина ван Брюнессена» (PDF) . Университет Утрехта . стр. 1–11. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2017 года.
- ^ Шванднер-Зиверс, Стефани; Фишер, Эрнд Юрген (2002). Албанская идентичность: миф и история . Издательство C. Hurst & Co. стр. 73–74. ISBN 9781850655725 .
- ^ Харху, Уманг (2005). Шольц, Леопольд; Преториус, Джоэлин; Н'Диай, Бубакар; Хайнекен, Линди; Гуэли, Ричард; Нитлинг, Ариана; Либенберг, Ян (ред.). «Повторяется ли история? Идеология Саддама Хусейна и месопотамская эпоха» (PDF) . Южноафриканский журнал военных исследований . 33 (1): 47–71. ISSN 1022-8136 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2005 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Эттер, Анн-Жюли (14 декабря 2020 г.). «Поворот хиндутвы: авторитаризм и сопротивление в…» Междисциплинарный академический журнал Южной Азии (24/25). дои : 10.4000/samaj.6632 . ISSN 1960-6060 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Раскапывание прошлого Китая всегда является политическим» . Экономист . 30 июля 2020 г. Архивировано из оригинала 06 июня 2023 г. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коль, Филип Л. (1998). «НАЦИОНАЛИЗМ И АРХЕОЛОГИЯ: О конструкциях наций и реконструкциях далекого прошлого» . Ежегодный обзор антропологии . 27 : 223–246. дои : 10.1146/annurev.anthro.27.1.223 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 г. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чжаогуан, Гэ (2015). «Поглощение «четырех пограничья» в «Китай»: китайские академические дискуссии о «Китае» в первой половине двадцатого века» . Китайские исследования в истории . 48 (4): 331–365. дои : 10.1080/00094633.2015.1063932 . S2CID 154502566 .
- ^ Чанг, Кван-Чи (2001). «Размышления о китайской археологии второй половины ХХ века» . Журнал восточноазиатской археологии . 3 :5–13. дои : 10.1163/156852301100402714 . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 г. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Далтон, Р. (2009). «Новости: Ранний человек становится ранней обезьяной» . Природа . 459 (7249): 899. дои : 10.1038/459899a . ПМИД 19536228 .
- ^ Саутман, Барри (2001). «Пекинский человек и политика палеоантропологического национализма в Китае» . Журнал азиатских исследований . 60 (1): 95–124. дои : 10.2307/2659506 . JSTOR 2659506 . ПМИД 19086346 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Вонг, Эдвард (19 ноября 2008 г.). «Мертвые рассказывают сказки, которые Китай не хочет слушать» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Вопросы и ответы с Виктором Майром» . Пенсильванский университет. 3 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2023 г. Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «История Китая, разгаданная мумиями» . Аль Джазира . 14 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 г. Проверено 10 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Национализм в целом
[ редактировать ]- Диас-Андреу, Маргарита. Всемирная история археологии девятнадцатого века. Национализм, колониализм и прошлое . Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 2007. ISBN 978-0-19-921717-5
- Диас-Андреу, Маргарита и Чемпион Тим (ред.) Национализм и археология в Европе . Лондон: UCL Press; Боулдер, Ко: Westview Press, 1996. ISBN 1-85728-289-2 (UCL Press); ISBN 0-8133-3051-3 (hb) и 978-0813330518 (pb) (Westview)
- Коль, Филип Л. «Национализм и археология: о построении наций и реконструкциях далекого прошлого», Annual Review of Anthropology , 27, (1998): 223–246.
- Г. Фэган (ред.), Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит в заблуждение общественность (2006), ISBN 0-415-30593-4 .
- Коль, Фосетт (ред.), Национализм, политика и практика археологии , Cambridge University Press (1996), ISBN 0-521-55839-5
- Брюс Линкольн, Теоретизирование мифа: повествование, идеология и стипендия , University of Chicago Press (2000), ISBN 0-226-48202-2 .
Специфический национализм
[ редактировать ]- Селтик
- Чепмен, Малькольм. Кельты: построение мифа . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1992. ISBN 0-312-07938-9
- Дитлер, Майкл. «Наши предки галлы»: археология, этнический национализм и манипулирование кельтской идентичностью в современной Европе». Американский антрополог , NS 96 (1994): 584–605.
- Джеймс, Саймон. Атлантические кельты: древние люди или современное изобретение ? Лондон: Издательство Британского музея, 1999. ISBN 0-7141-2165-7
- Израильский
- Абу Эль-Хадж, Надя. Факты на местах: археологическая практика и территориальное самоопределение в израильском обществе . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001. ISBN 978-0226001951
- испанский
- Диас-Андреу, Маргарита 2010. «Национализм и археология. Испанская археология в Европе национальностей». В книге Преусел Р. и Мрозовски С. (ред.), Современная археология в теории и практике . Лондон, Блэквелл: 432–444.